В Горный Алтай из Владивостока на Mark II Blit

05.02.2020 | 14711 просмотров

Маршрут: Владивосток -Чита (Великий Водораздел) -Горный Алтай (перевал Кату-Ярык) -Листвянка (Байкал) -Владивосток

06-23 июня 2019 г.

Приветствуем всех читателей Drom. ru. Прокатившись в прошлом году из Владивостока до Екатеринбурга и обратно (https://travel. drom. ru/68862/ ), мы (Александр и Лидия) решили, что следующий отпуск проведем так же активно (на трассе), как и предыдущий. Зимой составили примерный план путешествия. Он включал две основные точки: Великий Водораздел под Читой и перевал Кату-Ярык на Алтае. Кату-Ярык нас манил, но до него 8 дней пути. Итак, все по порядку.

1 день (6 июня). Владивосток — Хабаровск — Новобурейск (1237 км)

Цель первого дня — как можно больше пройти трассы. Под Хабаровском попадаем в жуткий ливень, дождь идет сплошной стеной, дворники не успевает смахивать воду. А на заправке в Облученском районе любуемся радугой.

Приятное напутствие путешественникам в пит-стопе в Черниговке (Приморье):

Двойная радуга — хорошее начало путешествия.

Красота после дождя.

Чарующие закаты на трассе.

В ночи проезжаем стелу, не останавливаясь. Устали. Дневной план выполнен. Отдых.

Ночевали в мотеле под Новобурейском. Автодорога: Р297 «Амур» Чита — Хабаровск — 1686 км. Слева при движении от Читы, примерно через 600 м после поворота на Новобурейский. Рядом — АЗС ННК. Мотель этот НЕ рекомендуем. Очень грязный, особенно в местах общего пользования. Пришлось даже просить горничную сменить постельное белье, так как сотрудники очевидно «забыли» поменять белье после предыдущих постояльцев. А цена за ночь в этом мотеле — 1800 руб. Можно было проехать еще около 40 км и остановиться в другом мотеле, но мы этого тогда не знали, да и сил уже не было.

2 день (7 июня ). Новобурейск — Чернышевский район (1183 км)

Выезжаем из мотеля в 04:30. Кафе не работает, завтракаем на трассе. Это и прекрасно — чистый воздух, птички поют. Еда пока что еще своя, из дома.

Ехать в июне, конечно, намного веселее, чем в апреле. Все зеленое, красиво. Но жарко. Если в первый день температура была около 20-24 тепла, то уже на второй день пути доходила до +28!

Обедаем в кафе «777». Приличное кафе и приятные цены.

Обед на две персоны из трех блюд и компот — 500 руб. Фото обеда как пример того, что во всех кафе на трассе меню в основном одинаковое, только разные варианты одних и тех же блюд.

Красивое небо Забайкалья.

Лето — пора прекрасная, но насекомые на трассе — это кошмар автомобилиста. Лобовое стекло покрывается битыми насекомыми уже минут через 10 после начала движения. Стекло, передний бампер, зеркала…

Перед поворотом на Ерофей Павлович, как раз там, где стоит мотель «Ерофей» (Автодорога: Р297 «Амур» Чита — Хабаровск — 826 км) попадем к гаишникам на радар. Там знак — ограничение скорости до 70 км, мы шли около 95, превышение минимальное, но все равно проштрафились. Гаишники, явно нам сочувствуя, выписывают штраф. Очень вежливые и доброжелательные. Расстаемся с ними почти друзьями, но со штрафом в кармане.

На ночь останавливаемся в гостинице «Маяк» (Автодорога: Р297 «Амур» Чита — Хабаровск — 424 км. Слева при движении от Читы, примерно 350 м от трассы, за 1, 3 км до моста через р. Ундурга). На территории комплекса — АЗС; ближайший населенный пункт — пос. Урюм (тел. +7 924 374 1555). Очень приличная гостиница. Машина стоит во дворе, и мы ее видим из окна нашего номера. Есть безналичный расчет. Номер стоит 2000 руб. с завтраком. Единственный из попавшихся нам на трассе мотелей с завтраком! Один момент, который нас удивил: в этой гостинице надо снимать обувь прям у входа, и по коридору либо босиком, либо в тапках. У них там везде ковры, в обуви нельзя. Такие вот правила.

3 день (8 июня). Чернышевский район — Великий водораздел — Арей (840 км)

Покидаем уютный мотель «Маяк» в 6:10. Приятно радуют отремонтированные участки трассы. В прошлом году здесь вовсю шел ремонт, сейчас — новый асфальт, явно только недавно уложили, даже разметку еще не нанесли.

Поднимаемся на перевал им. Юрия Тена, 390 км трассы. На вершине перевала — часовня.

Традиционное фото на пустынной трассе. Дальше такой роскоши (пустая трасса) уже практически не будет, выезжаем из нашего «угла» на большие дороги.

Перед Читой — полным ходом идет ремонт трассы.

Обедаем в Чите и движемся к первой точке своего путешествия — на Великий водораздел, от Читы 75 км в сторону от федеральной трассы. Великий исток в Забайкальском крае — место, где мировые запасы пресной воды расходятся по рекам и озёрам, откуда черпают силы Лена, Енисей и Амур, откуда подпитывается славное море священный Байкал (по материалам Википедии). Ивано-Арахле́йские озёра (Беклеми́шевские озёра, Чити́нские озёра) — система озёр, расположенная в Забайкальском крае. Состоит из 6 крупных озёр с водной поверхностью более 10 км² (Арахлей, Шакшинское, Иргень, Иван, Тасей, Большой Ундугун) и примерно 20 мелких водоёмов площадью менее 1 км² (из Википедии).

Озеро Иван — бассейн реки Лена.

Озеро Арахлей — бассейн реки Енисей.

Прощаемся с этим душевным местом. Здесь какая-то особая тишина и умиротворенность. Не хочется уезжать.

Озеро Тасей — бассейн реки Лена.

На Улан-Удэ решили уйти не по федеральной трассе, а по северу, хотелось посмотреть и ту дорогу. Долго петляли по каким-то деревушкам, проехали стелу с обозначением Бурятии, и тут начался кошмар любого автопутешественника. Дорогой это можно назвать с большой натяжкой.

Проехали км 30, мне все время хочется развернуться обратно. Двигаемся со скоростью 20 км/час, больше не получается, то яма, то канава… В этом месте нет никакой связи, у нас было 4 оператора: МТС, Мегафон, Теле2 и Билайн. Тишина. Нэта нет, связи нет, и нет ни встречных, ни попутных машин. Ощущение, что мы одни на этой богом забытой дороге. Но! Это трасса областного значения, на минуточку. Нервы у меня не выдержали, упросила Сашу вернуться на федеральную трассу. Мы колебались, было желание посмотреть красоту этой части пути, но встреченные нами (наконец-то!) девчонки на машине с местными номерами только укрепили мое желание вернуться на нормальную дорогу. Девчонки рассказали, что ближайшие 100 км пути будет только такая дорога. Местами и хуже. С облегчением развернули машину в обратный путь. Именно поэтому в этот день мы прошли не так много км, потеряли время на северную трассу. Да еще и «поймали» гвоздь в колесо на ветхом полуразрушенном мосту. Под Читой была проблема с шиномонтажками: то УЖЕ не работают (время было 18:00), то ЕЩЕ не работают (пересменка), заехали в три, и только в четвертой нам сделали колесо. Колес запасных у нас было три, но и «раненое» надо было восстановить.

Колеса сделаны. Впереди отдых в Арее.

4 день (9 июня ). Арей — Улан-Удэ — Иволгинский дацан — Гусиноозерск (823 км)

Выезжаем из Арея в 6:30. Кофе-тайм с елочками.

Бурятия. Меняется часовой пояс, разница с Приморьем уже 2 часа. Нравится мне это явление на трассе — смена часового пояса, только что было 10 утра, а тут раз — и опять 9 часов!

Насекомые одолевают, через стекло уже почти ничего не видно, под капотом еще ужаснее. Но это еще «цветочки», «ягодки» будут на обратном пути!

Сашина смекалка спасает наш воздушный фильтр.

Красавица Бурятия:

Меняем масло на трассе. Жара стоит такая, что пока Саша меняет масло, я успеваю постирать в местной реке и высушить белье! На улице+29!

Масло сливаем в канистры и оставляем на ближайшей шиномонтажке в мусорном контейнере. Пытались найти яму, чтобы поменять масло, но на этом участке трассы с ямами сложно. Вот в Забайкалье очень много оборудованных стоянок со смотровыми ямами, со столиками, с туалетами, контейнерами для мусора. Замена масла прошла в прямом смысле в походных условиях. Планировали погулять по центру Улан-Удэ, но в +32 уже хотелось только в тень и к кондиционеру. Фото с Лениным все-таки сделали.

Держим путь в Иволгинский дацан. Иволги́нский даца́н — буддийский монастырь-дацан, центр Буддийской традиционной Сангхи России. Памятник истории и архитектуры. Расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга в 36 км западнее центра Улан-Удэ (из Википедии). Жара +32, поэтому по дацану почти «бегом». Ночуем в Гусоноозерске, в местной гостинице.

5 день (10 июня). Гусиноозерск — Иркутск — Тулун (915 км)

Выезжаем из Гусиноозерска в 6:00, пока не жарко. Обходим по объездной Улан-Удэ.

Все кафе в пригороде в это время еще закрыты. Завтракаем на пятачке с видом на реку Селенга. Транссиб рядом, внизу грохочут поезда.

Комары не дают в полной мере насладиться красотой открывающегося вида на Селенгу.

Собака местная пришла к нам на завтрак, кормим и ее. На трассе собаки нам будут попадаться часто и делить с нами обед/ужин.

Двигаемся в сторону Байкала. Жара потихоньку спадает, чем ближе к Байкалу, тем прохладнее. Мы даже слегка утепляемся.

Мототурист. Летом появились все: и мототуристы, и велотуристы, и пешие туристы. Весной на трассе их нет.

Байкальский серпантин.

В прошлом году здесь вовсю шел ремонт дороги, движение было черепашье, в этом же году — красота!

Ночуем в Тулуне, в гостинице «Уютная», в ней мы останавливались в прошлом году. Тулун, ул. Гастелло №8, тел. +7 950 148 85 00. Приятная гостиница, чистая и правда уютная, но безнал там так и не появился, все услуги только за наличный расчет.

6 день (11 июня ). Тулун — Красноярск — Ачинск — Мариинск (1017 км)

Выезжаем из Тулуна в 6:30. День дождя и день прохлады. Почти весь день ехали по дождю. Много ремонтируемых участков трассы.

НЕ советуем перекусывать в кафе «Флориан». Автодорога: Р255 «Сибирь» Новосибирск — Иркутск — 931 км. С правой стороны при движении от Красноярска, поворот на г. Уяр. Еда невкусная и несвежая. Цены высокие. Платный туалет. Можно было проехать еще км 30 , там есть приличное кафе.

Красноярск прошли по объездной, минуя город.

Очень хотелось доехать до Кемерово, но сил уже не было, заночевали в Мариинске. Навигатор в этот день нас подвел, пару раз завел не на те заправки. Мы искали Роснефть, навигатор нас приводит, а по факту на месте какая угодно Нефть, но только не Рос. В Мариинске самые ужасные дороги.

Жд вокзал Мариинска.

7 день (12 июня). Мариинск — Кемерово — Сростки — Чемал (824 км)

Выезжаем из Мариинска в 5:20. Завтрак на трассе, уже обычное дело. Кемерово проезжаем по окраинам, минуя центр. В этот раз город нам показался намного ярче и веселее, чем в прошлом году. Думаю, солнце и лето украсили город.

Проходим автомагистраль Кемерово — Новокузнецк и поворачиваем на Бийск. И вот он — Алтайский край! Фото у стелы. Нас радушно приветствуют из проезжающих мимо машин, мы тоже машем им в ответ.

Проблема с насекомыми остается, теперь добавляются еще и бабочки.

Любуемся красотами Алтая через такое вот лобовое стекло.

Приятно, когда попадаются понимающие водители. Всем таким водителям — огромная благодарность!

Первая запланированная остановка — деревня Сростки, музейный комплекс В. М. Шукшина.

Гора Пикет, у мемориала В. М. Шукшину, вид на д. Сростки:

Погостили у Шукшина, полюбовались видами, открывающимися с горы Пикет. Едем дальше.

Въезжаем в республику Алтай.

Река Катунь:

На въезде в Республику Алтай установлен памятник туристу. Посвящен всем туристам, которые посещают Горный Алтай. Забавная собака с милейшей «улыбкой».

По Чуйскому тракту. Движемся в сторону Чемала, там запланирован отдых и ночевка. Красота за каждым поворотом.

Дожди в Алтае — нормальное явление. Дожди начинаются внезапно при явном солнечном дне и так же внезапно заканчиваются.

Ночуем на базе — Чемальское Заречье. Чемал, ул. Южная, 1, (тел +7 913 691 3999). Цена за номер — 2600. Оплата только за наличку. На Алтае везде оплата только за наличный расчет, местные объясняют это плохим нэтом. Территория базы очень ухоженная, домики приятные. Ведут нас смотреть номер, если нам он чем-то не понравится, предложат другой. На ресепшене уточняют, из какого региона к ним прибыли гости (ведут свою личную статистику). Услышав от нас про Приморье, удивились, сказали, что у них еще не было гостей из Приморья, а вот из Хабаровска — были.

8 день. (13 июня). Чемал — Шебалино — Акташ — Улаган - перевал Кату-Ярык — долина реки Чулышман (433 км)

День восьмой стал самым знаковым для нас днем путешествия. Мы назвали этот день — день Перевалов и Красоты. В этот день мы проехали все знаменитые перевалы Горного Алтая и спустились по Кату-Ярыку в долину реки Чулышман.

Из Чемала выезжаем в 7:30. Движемся по Чуйскому тракту. Коровы, лошади на трассе — нормальное явление на Алтае.

Проезжаем д. Шебалино, там есть заправка Роснефть, последняя на нашем пути. Там же, в Шебалино, завтракаем в кафе и движемся дальше. Проходим Семинский перевал. Семи́нский перевал находится на 583-м километре автодороги Р-256 «Чуйский тракт». Высота перевала 1717 м, подъём (с северной стороны) 9 км, спуск (на южную сторону) 11 км. На север с перевала стекает река Сема, на юг — Туэкта. (из Википедии). По мнению многих, настоящий Алтай начинается после Семинского перевала. Сам перевал пологий, поднялись и не заметили как. На перевале очень даже прохладно, +10! На вершине большая ровная площадка, много торговых рядов, торгуют всем: сувениры, одежда, мед. Рекомендую сувенирами закупаться на перевале, в Горно-Алтайске их надо еще поискать. А здесь все и в одном месте. Спускаемся с Семинского перевала.

Виды за окном радуют. А еще наконец-то исчезли насекомые! Красота! Коровкам все равно, что вы тут едете!

Начинается подъем на перевал Чике-Таман. Чике-Тама́н — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай (из Википедии). Перевал Чике-Таман — второй перевал на Чуйском тракте. В отличие от Семинского он намного ниже, но серпантин на перевал и красоты с вершины очень впечатляют.

Видовая площадка на перевале.

Спускаемся с перевала.

По Чуйскому тракту. При виде такой красоты хочется просто молчать и наслаждаться. Поймали себя на том, что даже музыку в машине не слушаем, она мешает, отвлекает.

Спускаемся в Чуйско-Катунскую долину.

Место слияния двух крупных рек Горного Алтая Чуи и Катуни, находится на 712 км. Чуйского тракта, в 11 км от села Иня. Место силы и красоты!

По Чуйскому тракту. В небе слева — Алтайская дева.

За селом Белый Бом установлен памятник герою известной песни про Кольку Снегирева. Посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.

Погода и пейзажи меняются ежеминутно.

Уходим с Чуйского тракта на Акташ. В Акташе закупаем продукты в «Мария-Ра» (сеть супермаркетов на Алтае). Дальше по трассе кафе не будет, готовить будем сами, тем более что планируем полноценный отдых в долине р. Чулышман. Подготовились к спуску с перевала Кату-Ярык: задние летние колеса заменили на всесезонку. Отзывы в нэте обещают 100 км грунтовки, готовимся ехать долго. Но все оказывается не так уж и плохо.

Знаменитые Красные ворота. Находятся на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, Красные Ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Высота скал — около 50 метров. Через Красные Ворота проходит участок автомобильной дороги Акташ — Улаган (из Википедии).

Только что было солнце у Красных ворот, и вот уже налетели тучки, пошел хороший дождик. Похолодало.

Останавливаемся на кофе-тайм на фоне снежных вершин и горных озер

Узункёль (южноалт.  Узун Кöль) — озеро на Улаганском плато в Алтайских горах на территории Улаганского района Республики Алтай. Длина озера — 2, 8 км, ширина — 630 м, наибольшая глубина — 28 м. Расположено в верховьях правого притока реки Чибитки, на высоте 1985 м над уровнем моря. Это самый большой водоём в бассейне этой реки. (из Википедии)

Местами попадается асфальт…

…но и грунтовка вполне проходимая.

Последнее место, где еще есть сотовая связь. Дальше — тишина. И телефон нужен только как фотоаппарат.

Незаметно проехали и Улаганский первал. Улаганский перевал расположен на 26 км Улаганского тракта на Улаганском плато, на территории Улаганского района Республики Алтай, имеет высоту 2080 м. Это один из высочайших перевалов на Алтае. (из Википедии)

Лес сказочный.

И, наконец, главная цель нашего путешествия — КАТУ-ЯРЫК! Кату-Яры́к — расщелина; буквально: теснина, ущелье — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 892 м, длина — 3, 9 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. (из Википедии)

По мнению Википедии, перевал проходим для машин высокой проходимости. По мнению всех остальных, с перевала можно спуститься, а вот подняться — нет. Мы едем подтвердить/опровергнуть. Едем проверить себя и машину. Начинаем спуск в долину. Ширина дороги ровно в одну машину, разъезжаемся со встречными машинами так: тот, кто спускается, останавливается в кармашках, пропуская машину, идущую в подъем. Встречались нам на спуске и пешеходы.

Ну вот мы и спустились! В долине много турбаз. Кстати, если кто-то переоценил свои возможности и подняться на Кату-Ярык не получается, для таких случаев на базе внизу есть трактор, который вас вытащит наверх. За отдельную, разумеется, плату.

Мы остановились на турбазе «Эзен» (тел базы +7 913 695 7754). В долине нет света, нет сотовой связи. Это даже и хорошо, ничто не отвлекает от погружения в красоту и единение с природой. На базе есть генератор, но свет только для зарядки телефонов, фен включить уже нельзя. На территории базы есть кафе, баня, летний душ. В домике есть раковина и проведена холодная вода. Цена за домик — 1500 руб. Мы готовим сами, газовая плитка всегда с нами, жарим мясо, накрываем стол. Заслуженный отдых.

Наш персональный домик.

За машину! За нас! За дорогу! За Кату-Ярык!

Подружились с местной собакой. Ничто так не укрепляет дружеские связи, как совместный ужин! Накормили пса, он в благодарность гулял с нами по долине.

Прогулки по вечерней долине. «Ритуальное» омовение в реке Чулышман. Вода очень холодная, не искупаешься.

Пройдено в этот день так мало км, потому как хотелось останавливаться на каждом пятачке, рассмотреть эту красоту, запечатлеть ее на фото и в своем сердце. Да и мы уже приехали на основное место отдыха, поэтому не было целью проехать как можно больше км.

9 день (14 июня). Долина р. Чулышман — Чаган-Узун (Марс) — Малый-Яломан (355 км)

Покидаем гостеприимную базу в 9:30. Выспались от души! Такой воздух! Перед подъемом на перевал прогулялись по окрестностям. Висячий мост на реке Чулышман.

Река Чулышман.

Начинаем подъем на Кату-Ярык. Подъем намного сложнее, чем спуск. Машина у нас особо не загружена, ничего тяжелого в ней нет. В багажник кладем несколько увесистых камней. По всей трассе, особенно на Алтае и в Бурятии, видим на любой возвышенности аккуратно сложенные кучки из камней. Википедия называет эти сооружения из принесенных на вершину камней Обо. Обо — место поклонения местным духам, родовым или территориальным, то есть хозяевам данной местности. Камни нам особой роли не сыграли при подъеме, но мы поучаствовали в этом процессе: принесли/привезли камни на вершину, отдали дань духам местности.

Проходим самую затяжную петлю и останавливаемся в кармашке передохнуть. Фотаемся, любуемся красотой, машина остывает.

Вниз смотреть — дух захватывает!

Поднялись на перевал Кату-Ярык без проблем, даже не интересно как-то- ждали, ждали приключений, а их не случилось. На видовой после подъема делаем прощальное селфи. Оно оказалось последним в этой поездке. Именно тут, на видовой, мы потеряли/забыли селфи-палку. Отдали так сказать дань духам местности. Надеемся, что наша пропажа послужит верой и правдой тому, кто ее нашел! Прощаемся с этим красивейшим местом и двигаемся дальше.

Водопад Карасу. Высота свободного падения воды около 40 м.

Не покидает ощущение сказки: дремучий лес, конь…

Истинные хозяева этих мест, терпеливо ждем.

Красные ворота с другой стороны:

Въехали в цивилизацию, появилась связь. Двигаемся в сторону Кош-Агач, смотреть красоты Марса. Едем в бесконечной красоте.

По Курайской степи.

Едем в дождь, который закончится буквально через 10 минут.

Поворачиваем на Чаган-Узун, к разноцветным горам Кызыл-Чина. Спасибо всем тем, кто не поленился в нэте подробно описать, как к ним проехать. В самой деревушке стоит палка с дощечкой в виде стрелки, на которой краской написано «Марс». Вот так, по стрелочкам, по отзывам в нэте мы и нашли дорогу на Марс.

Проезжаем деревню, ориентируясь на стрелочки, они там у всех поворотов стоят, едем по дороге, она там одна. Сначала проезжаем пустынное место, благо оно хорошо просматривается, спускаемся вниз и там по большому количеству УАЗиков и других машин понимаем, что прибыли на место.

УАЗики вас довозят либо до только до Марса, либо и на Марс и на Луну (или Марс2 еще называют это место, а по мне так на Луну больше походит). Цена завсисит от того, что вы хотите посмотреть. На легковых машинах туда не добраться, надо переехать речку два раза, а до реки еще преодолеть большой грязевой кусок дороги. На джипах можно проехать. Мы арендовали УАЗ-козлик на две экскурсии (на лунные пейзажи сам точно не доедешь, надо знать дорогу, а дорогу эту знают только местные). УАЗ-козлик на 2 эскурсии (Марс и Марс2) стоит 1500 руб. , мы нашли себе компаньонов, ребят из Томска, и на каждую пару вышло по 750 руб. Сначала нас отвезли любоваться лунными пейзажами. Наш «Луноход» терпеливо ждет, пока мы пофотаемся и полюбуемся красотой.

Здесь довольно прохладно и сильный ветер.

Лунные пейзажи завораживают. На долю секунды появляются сомнения — а точно ли я на планете Земля?!

Налюбовавшись лунными пйзажами, спускаемся к Марсу.

Внизу уже намного теплее, даже жарко. Здесь уже народу и машин побольше. На Луне был только наш один УАЗик.

Разноцветье Кызыл-Чина.

На Марсе есть небольшое кафе с очень простым набором блюд, чипсами и напитками. Есть беседки с навесами, ибо в жару без единого деревца тяжело ожидать УАЗики, которые курсируют туда-сюда: привезли народ, оставили бродить по цветным горам, уехали за другими. У нас был «персональный» уазик, так как мы заказали две поездки, водитель нас везде ждал. А при общении еще и выяснили, что наш водитель служил во Владивостоке в 90-ых годах, расставались с ним почти родными.

Возвращаемся к своим машинам. Впереди река, а за рекой стихийная стоянка машин таких же автопутешественников, как мы. Мы пробыли на экскурсии больше двух часов, машина наша спокойно стояла посреди поля, никто там ничего не трогает.

Очень тепло прощаемся с водителем УАЗика и с ребятами из Томска.

Покидаем красоты Кызыл-Чина, дорога в деревню Чаган-Узун.

За мостом поворачиваем налево, на Онгудай, направо — на Ташанту.

Вечереет, ищем ночлег. Надо сказать, что ночлег мы заранее не планируем, ибо не знаем, в каком месте и насколько задержимся. Кемпингов на Алтае очень много, даже в этой части. Вопрос обычно в том, что не все места отдыха могут понравиться: либо природа не такая, либо компания рядом шумная. Когда есть из чего выбрать, можно и повыбирать. Но в этот день мы просчитались, так как это была пятница и приличные места отдыха были уже заняты. Едем в ночь, а с местом ночевки не определились. Сильно не переживаем, в крайнем случае заночуем в машине, спальники есть, на улице лето. Нам повезло, мы сняли последний свободный домик в живописном месте под горой у реки. —Домик без удобств, вода из реки, беседка и мангал напротив домика, но и цена за это счастье — 1100 руб. Жарим шашлыки, отдыхаем. Кстати, здесь же поменяли задние колеса, летние встали на место, всесезонка — в багажник.

10 день (15 июня). Малый-Яломан — Онгудай —Чемал — Узнезя (278 км)

Этот день мы решили посвятить полноценному отдыху перед долгой обратной дорогой. Покидаем кемпинг в 9:00. Любуемся окрестностями, которые не рассмотрели в сумерках при заселении на базу.

«Реклама» кемпинга… так мило и так просто. .

Едем по знакомым уже местам. Прощаемся с этой красотой.

Очарование Чике-Тамана.

Обедаем в Шебалино в кафе «Форсаж», нам оно понравилось еще по дороге туда.

Разговорились с местным поваром, Женей. Женя заинтересовался, откуда мы? Мол, он не встречал здесь 25 регион. А когда узнал, что это Приморье, то выяснилось, что он так же, как и водитель УАЗика на Марсе, служил в 90-ых годах в Приморье, только в Уссурийске. На Алтае, конечно, очень много машин из Новосибирска. Реже попадаются с Урала, Москвы, средней полосы России, Кемерово, Красноярска и Иркутска. Может, еще не сезон, начало июня.

Велотурист:

Едем на экскурсию на Чемальскую ГЭС. По дороге на Чемал нас останавливают гаишники, штрафуют за невключенные фары. Как и в Ерофее, расстаемся почти друзьями, но со штрафом на руках. Почему почти друзьями?! Да потому, что они все с нами разговоры разговаривают, спрашивают про трассу, про машину, про Владивосток. Мы рассказываем. А штрафы, ну работа у них такая — штрафы выписывать, а нам — платить, коль нарушаем. Такие вот таблички по дороге на ГЭС.

Чемальская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Чемал в селе Чемал Республики Алтай. Построена в 1935 году, выведена из эксплуатации в 2011 году. Расположена электростанция в нескольких сотнях метров от места впадения реки Чемал в реку Катунь. Мощность станции была менее 460 кВт (2 генератора с мощностью 220 кВт и 240 кВт). С 2011 года после аварии, приведшей к затоплению машинного зала, станция была выведена из постоянной эксплуатации. После наводнения 2014 г. была размыта грунтовая часть правобережной плотины. В настоящее время плотина функционирует только в качестве музея. В туристический сезон в здании электростанции проводятся экскурсии. (из Википедии)

Кстати, когда покупали билеты на экскурсию на ГЭС, нас тоже спросили, из каких мы мест. На мой вопрос — зачем, ответили, что для личной статистики учета туристов.

Мы взяли билеты на экскурсию с экскурсоводом, чтобы попасть в машинный зал ГЭС. Без экскурсовода можно только побродить по территории, но в машинный зал не попасть. По словам экскурсовода, все механизмы находятся в рабочем состояни, и запустить ГЭС можно в любой момент.

Место слияния реки Чемал и реки Катуни. Чемал — бирюзовая, Катунь — коричневая.

На территории ГЭС находится местный парк отдыха и развлечений.

Река Чемал. Гора Верблюд.

На отдых остановились на базе «Корогон», с. Узнезя, 23-й километр от п. Усть-Сема (тел. +7 905 989 5921). Предварительно объехали несколько баз и не попали туда, куда хотели — суббота! Все приличные места заняты или забронированы были давно. Отчаявшись, уже хотели поехать опять в Чемальское Заречье, там места были и нас ждали, но нам очень хотелось отдохнуть на берегу Катуни. В Корогоне нас разместили, хотя у них домики сдаются минимум на 2 дня, на сутки не сдают. Магические слова — мы из далека-далека, мы из Владивостока — имели силу, администратор пошла нам навстречу, разместила нас на сутки! База не из дешевых, сутки стоит 4600, но зато с трехразовым питанием. Для нас это только благо, не надо заморачиваться приготовлением ужина-завтрака. Нас накормили обедом при заселении, несмотря на то, что обед по их расписанию уже закончился. База с ухоженной территорией, видна работа ландшафного дизайнера. На берегу Катуни есть беседки для шашлыка, есть тренажеры; на территории базы есть большая детская площадка, есть бассейн, баня.

Главный вход:

Наш 25 регион в единственном числе. Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Алтайский край.

Территория базы.

Естественный парк на берегу Катуни, слева — база, справа — река.

Берег Катуни. Сосны, река, свежий воздух. Что нужно для полноценного отдыха автопутешественника?!

На этой «улице» наш домик.

11 день (16 июня). Узнезя — Горно-Алтайск — Кемерово (644 км)

9:30. Покидаем гостеприимную базу «Корогон». Выспались, прекрасно отдохнули перед дальней дорогой домой. Заезжаем в Горно-Алтайск за сувенирами. С сувенирами оказалось все не так просто. —Пожалела, что почти ничего не купила на Семинском перевале — там раздолье и выбор огромный. В городе же выбора нет совсем. Купили только алтайские бальзамы.

Центральная площадь:

Общественный транспорт:

На центральной площади увидели вывеску «Кафе национальной алтайской кухни». Решили попробовать, но кафе закрыто то ли на ремонт, то ли совсем. Так и не удалось попробовать национальную алтайскую кухню. Жара в городе +28. Торопимся покинуть город, уходим на трассу.

За все дни, что ездили по Алтаю, мы не увидели ни одного пассажирского автобуса. Видели автобусные остановки, видели на них людей, но ни разу ни одного автобуса так и не увидели. Для нас так и осталось загадкой, как люди добираются из одного поселка в другой?!

Со связью все не так плохо, связь есть!

Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончились и наши 5 дней на Алтае. Алтай ошеломил, покорил, влюбил нас в себя. На Алтае нам понравилось все: комфортная погода, нет изнуряющей жары; нет никаких жужаще-жалящих кровососущих, от которых некуда спрятаться в Забайкалье и Амурской области; не попались нам и змеи, о коих на просторах нэта начитались страшилок. У нас осталось самое приятное впечатление от общения с алтайцами, хотя и о них многие в нэте оставляют негативные отзывы. Все люди, с кем нам пришлось общаться на Алтае, были приветливы и добры. За эти 5 дней мы, конечно, увидели не все. Не побывали на гейзерном озере, хотя проезжали мимо, не были на каменных грибах и водопадах, хотя спустились в долину р. Чулышман, не доехали до Телецкого озера (хотя цели туда попасть не было). Но! Есть повод приехать сюда еще раз…

Типичная алтайская пасторальная картинка:

С огромным сожалением покидаем Алтай и двигаемся в сторону Кемерово.

Автомагистраль Новокузнецк — Кемерово, кстати, именно с этой автомагистрали нам потом придет штраф за превышение скорости.

В Кемерово снимаем квартиру в ставшей уже почти родной гостинице на дому «Авант» (тел. +7 961 708 6858). Как всегда, позвонили с трассы, нам предоставили ту же квартиру, в которой мы останавливались в прошлом году. В этой квартире есть все, что нужно для отдыха и даже больше. Самое главное, есть стиралка и сушка, я перестирала, высушила и выгладила (есть утюг) все вещи после отдыха в кемпингах без удобств. Рядом с квартирой куча магазинов, супермаркет, купили продуктов с собой на трассу и приготовили еду на дорогу. Практически как дома побывали, только до дому еще 5 тыс км. Приятный отдых, достойный сервис.

12 день (17 июня). Кемерово — Красноярск — Канск — Юрты (644 км)

7:30 выезжаем из Кемерово, очень холодно, всего +10, идет дождь. В прошлом году мы покидали Кемерово, шел снег и тоже было очень холодно. Согревало нас только гостеприимство хозяина гостиницы «Авант». Планировали поменять масло своими силами на трассе, но все ямы, которые подходили для этой цели, были залиты использованным маслом. Автопутешественники, если вы меняете масло на трассе, не сливайте его на землю в яму, пожалуйста! Все мы гости трассы, давайте уважительно относиться к местам общего пользования.

Заехали в Ачинск перекусить в уже знакомое кафе. Ачинск, ул. 5 июля, 3. В этом кафе вкусно кормят и пекут фантастические плюшки. Рядом с кафе СТО, там нам заменили масло всего за 300 руб.

В прошлом году, посещая Красноярск, мы не заехали на видовую площадку. В этот раз специально заехали в город. чтобы исправить это упущение. Погода, к сожалению, не позволила насладиться панорамой города в полной мере. Опять, кстати, холодно, или это мы мерзнем после +28 в Горно-Алтайске, при красноярских+18?!

Видовая площадка Красноярска на ул. Степана Разина, 51.

Часовня Параскевы Пятницы.

Покидаем Красноярск в час пик, пробки жуткие, еле ползем. Я за рулем, Саша в навигаторе. По городам обычно так у нас и получается, я за рулем, Саша в навигаторе, штурманит и подсказывает мне правильное направление движения. Выбирались из города почти два часа. После дождя на трассе красота!

Вечереет, а у нас, как всегда, нет ночлега, пролетели пару приличных мест, тогда нам было вроде рано еще, а теперь мы устали и в самый раз, а мотелей нет. Нас спасает мотель «Хуторок» в Юртах (тел +7 914 000 4243). Автодорога: Р255 «Сибирь» Новосибирск — Иркутск — 1179 км. С левой стороны при движении от Красноярка, поворот на пгт. Юрты. На территории комплекса — АЗС. Радует все, цены, сервис, есть безнал. От безнала отвыкли на Алтае. В номере душ, туалет, телевизор, цена за номер 2000 руб.

13 день. (18 июня). Юрты — Иркутск — Листвянка (760 км)

7:40 выезжаем из мотеля. Весь день на трассе. Завтрак на природе, обед в придорожном кафе, ужинаем уже в Иркутске, в гостях у Сашиного однокурсника. Вспоминают родное училище и боевую юность.

Ночевать планируем в Листвянке, а это 50 км от Иркутска. Очень хочется успеть проводить день и посмотреть, как солнце садится в Байкал. Летим на всех парусах. Успели! Сказочно-розовый закат.

Мы не только успели проводить день, но и заселиться в прекрасный отель! Гостиница «У озера» п. Листвянка, ул. Суворова, 2 (тел +7 964 358 7112). В прошлом году, прогуливаясь по набережной Листвянки, я заприметила отель «У озера». Находится он в центре, выше отеля на горе маяк, его трудно не заметить. Загадала, что если когда-нибудь попаду в это место еще раз, то обязательно поселюсь в этом отеле. Тогда я даже и представить себе не могла, что это случится так быстро, буквально через год.

Мы сняли прекрасный номер на втором этаже с видом на Байкал. Терраса, справа вход в наш номер. Чувствую себя боярыней в тереме, не меньше.

На территории отеля. Отель маленький, но очень уютный.

На территории отеля есть кафе. Готовят здесь очень вкусно, мы и ужинали и завтракали. Завтрак, кстати, входит в стоимость. Кафе и Байкал вечером.

14 день. (19 июня). Листвянка — Улан-Удэ (535 км)

Нам повезло дважды. Мы не только проводили день, но и встретили новый. Восход на Байкале так же прекрасен, как и закат.

Настал новый день, и мы встречам его с чашечкой кофе на веранде отеля с видом на Байкал. Счастье есть!

А на улице-то прохладненько, +10 всего. 18 июня. Байкал охлаждает все и вся. Прогулочные кораблики:

И снова — в путь, на восток. Прощай, гостеприимный отель. Здесь было здорово.

Выезжаем из Листвянки в 10 часов. Заглядываем на местный рынок. С сувенирами такая же ситуация, как и на Алтае, если что-то купить, то лучше на рынке в Листвянке, чем в Иркутске. В городе надо еще поискать, а здесь все в одном месте, от омуля до магнитиков. Нам надо купить мягкую игрушку байкальской нерпы — белька. На местном рынке игрушки эти на любой вкус и кошелек от 300 до 1500 рублей. На рынке есть безнал, хотя это и не очень удивило, учитывая, как много здесь иностранных туристов, которые наличностью почти не пользуются. В Иркутске заехали в фирменный магазин при кондитерской фабрике «Ангара» за конфетами Очень нравятся их фирменные конфеты с кедровыми орешками!Конфеты нравятся, а цены — нет.

Эта «маленькая» коробочка на прилавке — наша. Купили много всего, сказали, что нам везти далеко. Сотрудники магазина помогли все хорошо упаковать. Душевные люди здесь работают.

Двигаемся дальше. Спустились с Байкальского серпантина. На видовой площадке. Именно здесь встретили земляков, машину с номерами 25 региона. До этого дня нам не попадались машины из Приморья.

Байкал со стороны Бурятии. Заехали попрощаться с великим озером. Очень хотелось искупаться, но холодный ветер, ледяная вода… смогли только ножки намочить.

Беседы с Байкалом…

Воздух становится намного теплее, как только отъзжаем от Байкала. Буквально через 20 минут уже +25, а через час и все 30! Жаркая Бурятия. Я думала, что все наши приключения уже закончились, дальше — только трасса. Но Саша меня удивил, когда привез на ночлег в юрточный кемпинг «Алтаргана», с. Нижняя Иволга, ул. Полевая, 2 (тел. +7 983 420 3083).

Персональная юрта, персональный дворик при юрте.

Юрта, конечно, не совсем настоящая, скорее стилизация под юрту, но зато в юрте есть все блага цивилизации — душ, туалет, телевизор, холодильник. И кстати, это едиственный мотель, где оплата за сутки делится, мы останавливались только на ночь, поэтому заплатили 1100 руб, а не 2200 руб. (т.е. оплата за 12 часов). Больше такой роскоши нам ни разу нигде не попадалось.

При кемпинге очень хорошее кафе, готовят вкусно, с душой. А это настоящая пастушья собака, живет при кемпинге, на хоздворе.

15 день. (20 июня). Улан-Удэ — с. Знаменка, Нерчинский район (876 км)

7:30. покидаем свою персональную юрту. Утро, температура пока комфортная +19. По Бурятии. Река Селенга:

Памятник природы гора «Спящий лев» (Омулевая сопка):

Днем невыносимо жарко, до +32. В домах — сиеста.

Веселая речка:

Спокойно двигаемся в сторону дома, не ожидая уже особо никаких событий. Осталось пара дней пути по знакомой трассе. За речкой с веселым названием начинается участок с очередным ремонт дороги.

По грунтовке едем медленно, именно поэтому и замечаем машину с хабаровскими номерами, которая так же, как и мы, едет медленно. Рассуждаем о том, что родина уже близко. Сворачиваем в лесок на очередной кофе-тайм, машина с 27 региона — за нами. Паркуется рядом, из машины выходит молодой человек, обращаясь к нам с вопросом — не вы ли в прошлом году ехали в Екатеринбург и писали об этом на дроме?! Знакомимся с читателем нашего отчета — Алексей. По словам Алексея, он едет из Челябинска в Хабаровск, пользуясь нашим отчетом в части АЗС и мест отдыха. И заметил он нас, конечно, только потому, что ехали все медленно и машина наша, по словам Алексея, приметная. Алексей специально свернул к нам, пожать руку и познакомиться. Очень приятно и удивительно, конечно: каков процент вероятности был встретиться на трассе с читателем нашего прошлогоднего отчета?! Жизнь умеет преподносить сюрпризы. Выпили кофе, пообщались. Долго поговорить не дали жалящие и кровососущие. Это прям бич на трассе от Улан-Удэ и теперь до самого Хабаровска. Обменялись телефонами и разъехались, так как мы ехали в одну сторону, то часто созванивались, обменивались информацией по ситуации на трассе. Расстаемся уже друзьями.

Совместный кофе-тайм на трассе за тысячи км от дома с читателем Drom.ru:

Очень хотелось посетить озеро Арей летом. В прошлом году озеро было все во льду, а летом как? Погулять на озере не получилось, одолевают слепни, шершни и еще куча всяких жалящих. Как тут люди живут?! Меня искусали за 5 минут, пока я пыталась сфотографировать огромный муравейник, а о прогулке вдоль озера уже и речи не шло, абы в машину скорее.

Заканчивается очередной день на трассе. Ищем ночлег.

Останавливаемся на ночь здесь. Приличное место, рекомендуем. Мотель «Пламенный дракон» с. Знаменка, 242 км. трасса Чита — Хабаровск Слева при движении от Читы, примерно 900 м после моста через реку Нерча. На территории комплекса — АЗС, (тел. +7 914 443 2791).

Такие вот акции. Мы не дальнобои, нам баня не полагается, но за других порадовались!

16 день (21 июня). с. Знаменка, Нерчинский район —Циолковский (1090 км)

Выезжаем в 7:30 из мотеля. Весь день едем по жаре, +30, на небе ни облачка.

Печальная картина — последствия лесных пожаров… и леса горят даже сейчас, летом… Чернышевский район:

Заглядываем на крест, любуемся видами на перевал. В прошлом году здесь местами лежал снег, сейчас все зеленое, красота!

Так и едем, вымытого лобового стекла хватает ровно на 5 минут движения по трассе.

Этот день что-то у нас не задался. Обедали в гостиничном комплексе «Ерофей» (поворот на пгт Ерофей Павлович). Нам подали прокисший суп. Правда, на мое замечание о несвежести еды деньги вернули, суп из меню тут же убрали. Зато ужин в кафе «777» был на высоте, как всегда. С ночлегом тоже не сложилось в этот день. Остановились в мотеле «Меркурий» на повороте в п. Циолковский. Пожалели сто раз, что не тормознулись на 20 км раньше, а ехать дальше по ночи до следующего мотеля уже не было сил. НЕ рекомендую здесь ночевать. Ужасно все: кровати, расстояние между которыми 10 см, матрасы, из которых торчат пружины, подушки, в которых какие-то комочки перекатываются по наволочке. Окно под потолком. Душевая и места общего пользования — все в неприглядном виде. И за этот «сервис» заплатили 1500 руб. За 16 дней на трассе нам впервые не повезло ни с обедом, ни с мотелем.

Закаты только и утешают. Не устаем наслаждаться красотой.

17 день (22 июня). Циолковский — д. Хор Хабаровский край (855 км)

В 7:00 покидаем мотель «Меркурий» с огромным чувством облегчения. Весь день опять по жаре, +28. Пытаемся хоть где-то найти тень на кофе-тайм.

Вот и стела, наконец-то днем и летом. Фотографируемся. Народу здесь уже много.

С этими байкерами пересечемся в кафе и позже еще на трассе. В группе байкеров одна дама, все иностранцы и один переводчик с ними. Байкеры все уже в солидном возрасте. К сожалению, не узнали откуда-куда едут.

Обедали в кафе «У озера». Кафе находится на трассе Р297 «Амур» Чита — Хабаровск, 1813 км. Слева при движении от Читы, недалеко от границы Амурской и Еврейской автономной областей. Примерно через 1, 2 км — поворот на село Пашково, АЗС ННК. Понравилась территория кафе: пруд с карасями, беседки, качели. Мы заказали обед в беседку, после стольких часов в машине, еда на воздухе — благость. В соседней беседке обедали байкеры.

Еще раз встречаемся с байкерами на трассе. Они сворачивают к медведице Нюре.

Проезжаем Хабаровск, опять попадаем в час пик. Много теряется времени, когда приходится ехать по городам, особенно в час пик. До дома остается каких-то 700 км, но надо отдыхать. Ночуем в д. Хор.

18 день (23 июня). д. Хор Хабаровский край — Владивосток (675 км)

Выезжаем из гостиницы в д. Хор в 02:30. НЕ рекомендуем для отдыха после трассы гостиницу «Джулия» за д. Хор. п. Новостройка, ул. Шоссейная, 28. Не повезло с ночевкой и в этот раз: когда снимали номер, администратор уверила, что у них тут покой и тишина. Гостиница прям у дороги в деревне, а не на трассе. На 1 этаже кафе, в котором в тот момент, когда мы заселялись, никого не было. И все вроде было спокойно, но в 23:00 началось веселье. Музыка, танцы, какие-то разборки на улице под окнами нашего номера. По коридорам кто-то бродит, пытается открыть номер, проверяет — есть ли там постояльцы или нет. Поспать спокойно удалось только 3 часа. Наше желание выспаться и желание местных ребят повеселиться кардинально не совпали. В этой ситуации самым лучшим для нас было покинуть это место и как можно скорее. Собрались и поехали, дом почти уже рядом.

Въезжаем в Приморье.

Завтрак в кафе «Ласточка», 498 км трассы «Уссури» в Спасском районе. Несмотря на ранний час, в кафе большой выбор блюд, я заказала манную кашу, и мне ее сварили, а не разогрели вчерашнюю, как это во многих кафе на трассе делается. Вкусно!

Улыбнуло объявление в кафе:

Уставшие, но очень счастливые в 12:00 мы въезжаем в родной Владивосток.

Итак, пройдено 14232 км, потрачено 1295 л бензина (средний расход за всю трассу — 9 л).

Расходы на трассе: бензин — 54324 руб; кемпинги и мотели — 33320 руб; еда и продукты — 18321.

Подарки и сувениры: на Алтае можно купить хорошие безалкогольные бальзамы. Мед — визитная карточка Алтая, но как говорят сами алтайцы — у нас нет столько меда, сколько мы его продаем! В июне еще нет свежего меда, только прошлогодний, поэтому мед на Алтае мы не покупали, хотя он продается там в огромных количествах в самых разных красивых упаковках. Мы купили на трассе в Амурской области кленовый мед. Такой мед мы еще не пробовали. Мед в бутылках по 1,5л ; бутылка кленового меда — 600 руб.; на каждой бутылке наклейка с телефоном продавца и с координатами трассы.

Связь: у нас было 4 оператора: МТС, Мегафон, Билайн, Теле2. На трассе есть места, где никакой связи нет. У МТС, безусловно, самая большая зона покрытия, с остальными операторами где-то чуть лучше, где-то чуть хуже.

Оплата: по трассе практически везде есть как наличный, так и безналичный расчет при оплате в кафе или мотелях. На Алтае же безнал есть только на АЗС, в супермаркетах и крупных магазинах. В кемпингах, мотелях, базах отдыха — оплата только на наличный расчет! Практически нигде вам не выпишут квитанцию на оплату, если только очень попросить.

Бензин: Мы пользовались только сетевыми заправками- Роснефть, НК-Альянс и Лукойл. В прошлом году мы не знали, как обстоят дела на трассе с АЗС, поэтому взяли две канистры по 20 л. В этом году у нас была одна канистра 20 л, в принципе она нас пару раз выручила: первый раз на перегоне Уруша (Сковородинский р-н) — Васильевка (Шилкинский район), на этом участке в 781 км нет АЗС Роснефть или НК-Альянс; второй раз по Алтаю (мы ездили там много), в п.Шебалино есть Роснефть, а вот дальше только АЗС «Ника» и «Расул», но мы ими не пользовались. Заправки, конечно, есть на трассе, но, во-первых, цены на них намного выше, чем на сетевых АЗС, во-вторых, на них не всегда есть нужный бензин. По трассе проезжали АЗС «Оазис» 481 км от Читы в сторону Хабаровска, так на этой АЗС был только 98, по цене 55 руб., ни 92-го, ни 95-го, ни ДТ-нет! И еще немаловажный фактор- бонусы, особенно у Роснефти. В прошлогоднем путешествии бонусов накопилось столько, что их хватило заправить полный бак.

Самый дешевый и самый дорогой бензин за трассу.

Подготовка машины: В прошлом году, перед поездкой на Урал в машине были заменены стойки, подшипники ступиц, рулевые наконечники, подушки редуктора. После поездки на Урал была произведена замена двигателя (и не поездка тому причиной, а время и состояние машины на тот момент уже требовало этого). В этом же году перед поездкой на Алтай загнали машину на диагностику ходовой части, состояние машины опасений не вызывало. В такую дальнюю дорогу, естественно, взяли набор инструментов, буксировочный трос, топорик, лопату. Ну и минимум расходников: запасные ремни, помпу, ролики, масло и фильтры на две замены. Из всего перечисленного использовали только масло на замену и фильтры.

Вот так активно мы провели свой отпуск. Всем — ровных дорог и ярких путешествий!

Путешествие конечно отличное,несмотря на все прекрасные места Приморья,приехать на Алтай...Да здорово!
Лексус GX470

AlFor06
Это точно! на Алтае есть,что посмотреть!

И что важно: без нытья про "плохую страну, ужасное правительство", которое всё чаще встречается в отчётах. Позитивный отчёт у вас!

Очень захотелось "навстречу вам" прокатиться: из Екатеринбурга во Владивосток!
еще бы фары полирнуть, было бы шикарно

Завидую белой завистью, когда читаю подобные путешествия....

Интересное путешествие!

А вот что на самом деле:
"В географический факт сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур мной внесены элементы художественного вымысла. В созданной «Легенде о том, как Енисей, Лена и Амур стали великими реками мира» дана новая художественная интерпретация географического факта сопряжения водосборных бассейнов рек Енисей, Лена и Амур."

Так что это всего лишь уловка для привлечения туристов)

AE196
Большое спасибо за отчёт! Очень хороший текст. Всё для читателя: и структурировано, и фотки по делу, и точки, контакты, и цены! Супер! И что важно: без нытья про "плохую страну, ужасное правительство",...
Здорово,если рискнете прокатиться, думаю, не пожалеете! Будете во Владике,пишите,покажем наши красоты! Страна у нас красивая и люди в ней в большинстве своем очень хорошие!

filatich
Завидую белой завистью, когда читаю подобные путешествия....
От Новосибирска до Алтая рукой подать! Очень много машин на Алтае с новосибирскими номерами.Может быть и у Вас получится попутешествовать.

Вы просто молодцы!!!

taksistNSK
я там катаюсь на простом спринтере с уазиком вас развели туда любая машина заедет

Lindu
Этот товарищ Алтай вдоль и поперек изъездил) Он скорее о другом, как же здорово открывать новые красивые места...

Lindu
извините,подскажите как отчет о поездке опубликовать? с фотками? обезательно отправлять на почту сайта или иначе можно?

taksistNSK
нас не разводили,..мы сами прекрасно спустились и поднялись...но знаем,что такую услугу оказывают)))

Lelik005
))) ну раз Алтай вдоль и поперек,то можно теперь переключиться и на другие места,благо их (мест) у нас в стране очень много

Олег МБ1
Вы просто молодцы!!!
спасибо!

serega42ksl
здесь все подробно описано https://forums.drom.ru/travel/...

Михаил424
Интересное путешествие! Только про этот Водораздел великих рек, с Бассейном нашего Енисея где-то в озере под Читой (!) заинтересовало, - кто такое мог придумать?)) А вот что на самом деле: "В...
все может быть))) а озера там красивые! ни разу не пожалели,что завернули полюбоваться на них...кстати,туристов там почти нет

Молодцы, отличный отчет и путешествие! Тоже любим семьей ездить на Алтай, пока удалось посмотреть конечно мало, но будем ездить ещё. И информация из вашего отчета будет очень полезна. Приятно было прочесть, путешествуйте и пишите ещё!

спасибо! постараемся: и путешествовать,и писать))) и Вам ярких путешествий!

Blrlk79
Биробиджан
Молодцы земляки,были в 2018 году,сначала Алтайский край,юбилей села Новополтава,потом Горный Алтай.Хотим в этом году опять съездить,здоровья вам и благополучия,ровных дорог и не единого штрафа.

Спасибо за отчет. Ностальжи... Несколько удивили с точками посещения: если знали про Учар, что ж не сходили? Один день можно было перекроить, зато красоты Чулышманской долины приоткрылись бы с еще одной несравненной стороны. Грибы тоже достойны, но в случае катастрофической нехватки времени ими можно и пожертвовать. А побывать на Чемальской ГЭС и не сходить по Козьей тропе на Патмос?! Это вообще за пределами моего понимания. Всего-то час времени. Именно там (на мой неэкспертный взгляд) сосредоточена красота чемальского тупика.
Спасибо, что подчеркнули важность соблюдения чистоты при замене масла. Абсолютно согласен и сам готов руки отшибать тем лентяям, которые экономят на экологии. Но вот чего я точно не могу понять - почему это не сделать непосредственно перед поездкой? Так уж важна эта пара тысяч километров? А геморроя-то насколько меньше...

Lindu
здесь все подробно описано https://forums.drom.ru/travel/...
это я видел,но не очень то и подробно. не совсем удобно колдовать над ворд файлом в то время когда на иных форумах можно сразу в ветке создовать тему и писать

Lindu
Алтай понятно. Это уже для нас пригород)
Я имел в виду само путешествие с Дальнего востока по доброй половине страны.

serega42ksl
ну это уже не к нам вопросы...да "колдуем" на файлом,вставляем фото в текст))))

Спасибо,что читаете! да, все посмотреть не получилось, оставили для следующего раза)))) а про масло-естественно меняли и перед поездкой и во время поездки 2 раза. Мы едем в отдыхающем режиме и хотим,чтобы и машина (мотор) ехала не напрягаясь))) Мотор бережем и меняем масло каждые 5 тыс км. Все-таки почти 15 тыс км пройдено.

Прекрасное путешествие у вас получилось, не понял только один момент, для чего менять самому масло в отпуске, на жаре, на пыльной трассе, когда это можно сделать во многих сервисах рублей за 300 (что вы в конце и сделали).

Blrlk79
Спасибо! и вам приятных путешествий!

Это точно! на Алтае есть,что посмотреть!
Вы только начали смотреть. я знаю людей, которые уже по 10-15 лет ездят. И каждый раз открывают что-то новое для себя. Вы вообще набегом были на Алтае. Всего 5 дней. Я, когда жену свою в первый раз с Забайкалья привез в горный катался только по горам 2 недели. Ну и 6 дней пути у нас было по маршруту Чита-Горный-Чита

Lindu
Рядом. 6 часов хода и на Алтае уже.

filatich
Алтай понятно. Это уже для нас пригород)
Я имел в виду само путешествие с Дальнего востока по доброй половине страны.
Это уже недалеко после тоже, как ВВП проехал на желтой Калине. Раньше была ужасная дорога от Владивостока до Хабары. Сейчас сделали. 2200 км от Хабары до Читы тоже на одном дыхании проезжаются. По сути выехав из Владивостока в сторону Алтая катишься по федералке в обход городов. Через город приходится протискиваться: Улан-Удэ, Канск, Мариинск, Кемерово. И всё! И перефразируя шутку Камеди клаба скажу: выставили на навигаторе при выезде из Владивостока Горно Алтайск, а навигатор и говорит: "через 6 тысяч километров поверните налево " :))

kazanetss
С каждым отчетом про горный Алтай все больше хочется туда съездить, пейзажи невероятные, не хуже Норвегии, как-нибудь точно осуществлю) Прекрасное путешествие у вас получилось, не понял только один момент,...
У меня одноклубник из Казани осенью своим ходом по работе бегал в Горный Алтай. Очень впечатлен, хочет вернуться всей семьей.

вячеслав
быть на алтаи и не побывать на телецком озере , на коловане ,каменные грибы если вы были на кату рыке , мультинские озера и так далие это то же самое побывать в Владивостоке и на море не сходить

вячеслав
Они только начали. Я тоже думаю, что когда вы первый раз поехали в горный, то не всё посмотрели. Учитывая, что из Бийска рукой подать... кстати привет малой родине, то я, пока не уехал чуть ли не каждые два месяца в республику гонял...и могу сказать, что ездиь можно до бесконечности, настолько Алтай многогранен и велик.

Да. Прицел на восток)

Да. Прицел на восток)
начни с Байкала. Тебе понравится. А потом можно дальше и дальше шагать на восток. Конечно тот же Кодар завораживает, но туда либо на поезде, либо на очень подготовленной машине

Floyd
спасибо! Вы за меня все ответили правильно!

вячеслав
в отчете об этом написано,что все не удалось посмотреть, да и не реально это сделать за 5 дней... у нас только дорога туда-обратно занимает 13 дней...а отпуск он имеет особенность заканчиваться))) мы живем у моря и к водоемам не питаем особого пиетета))) Байкал-исключение, проезжая мимо,мы каждый раз заглядываем на берег Байкала....посещение Телецкого озера мы в этот отпуск не планировали....если будем на Алтае еще раз,тогда да,конечно,заедем и на озеро и в другие места,куда не успели в этот отпуск...

Вот это вы прокатились! Отличное путешествие и отличный отчет! Можно поинтересоваться, какой оператор связи предпочтительней на отрезке Хабаровск-Чита?

kazanetss
желаю Вам осуществить свое желание побывать на Алтае! удивительное место! про масло объясню:поездка планировалась на начало мая,к этому времени машина была готова, но отпуск нам перенесли, и выехали мы на месяц позже запланированной даты,уже в июне. Перед самой поездкой менять масло не было смысла, рано еще,а вот уже за Бурятией было как раз. Зато вторая плановая замена масла прошла уже в сервисе))) поэтому получилось уже так как получилось)))

Спасибо.что читаете! однозначно МТС! и связь и нэт на этом участке у МТС лучше всех других операторов.

по трассе "Амур" примерно одинаково работает Мегафон и МТС. Про Билайн можно забыть, очень безобразное покрытие. Надо учитывать то, что на территории Забайкалья у Билайна нет лицензии на 2G....с кнопочным аппаратом ничего работать не будет.

Floyd
если стоит вопрос одного оператора,то лучше МТС, Мегафон по Амурской области и Забайкалью все время "пропадает" (((

Замечательно!

Lindu
я вам не про кату-ярык говорю а про лунные пейзажи и марс с высоты я лично там был в сентябре 2019 года а на кату-ярык любая машина поднимется я один раз без заднего колеса на висте поднялся
bashmet
Натуральный молодец, просто красавчик👏🏼

Классно отдохнули! Но! Почему не доехали до ЮБТО? Там 3 часа, если дождей не было. Каменные грибы - через реку от базы. Пару часов надо всего-то. Учар еще. Ну это на весь день. До Марса можно почти на всем доехать. Опять же если сильных дождей не было. До марса-2 там 3 км всего. Максимум час идти неспеша. Гейзерное озеро пропустили. Там вообще 10 минут от трассы идти. Если ехать так далеко, то надо брать все что можно!!! Не пропуская. Хотя Алтай - он бесконечен. Можно десять раз ездить и открывать новые места!!!
taksistNSK
Прям по Высоцкому "..на одних осях..."! Действительно красавчик.
Хорошо и спокойно душевно как то и проехались и отдохнули и рассказали Спасибо тоже отдохнул читая!!!

Камень-на-Оби
Надули вас братья алтайцы. На марс можно свободно на любом авто доехать.При некоторой сноровке и на Марс-2 и на лунные пейзажи. Даже вот сюда на легковом авто можно заехать.
taksistNSK
Отличные фото. Где водопады, их вообще фотографировать сложно, надо выдержку подбирать под каждый. Чтобы избежать "заморозки" воды или безликого смаза.

пожалуйста вот водопады

Иванов-Водкин
П.С. Мужу слова совсем не даете- матриархат?
Спасибо.что читаете! В нашем тандеме Саша отвечает за техническую часть,а я за лирическую)))

taksistNSK
вот еще правда мы до учара не дошли у жены там голова постоянно кружится как не пойдем и боится она
taksistNSK
Прям по Высоцкому "..на одних осях..."! Действительно красавчик.
если не верите у меня есть видео не знаю как сюда выложить у меня на подьеме резина взорвалась и подниматся пришлось на железном диске который через несколько км просто разалилсся и это была запаска колес больше вообще не было а дальше начались приключения на полдня

класс! красивые фото!

Lindu
Привет с Алтая , очень хорошо отзыв о путешествии и машина то что надо у вас для дальних поездок, эх мечтаю к вам во Владивосток с Алтая съездить .

Сообщений: 2050
Молодцы! Отличное путешествие. В корогоне 2 раза отдыхали с семьей)

Отличный отчет про незабываемое путешествие от позитивной команды !
эх, прям в лето и на трассу потянуло )
---- No Time for Downtime

taksistNSK
Красивые фото.И воды в реке на ваших фото нет совсем.В тот день,когда мы приехали к Марсу,шел дождь и накануне все время шли дожди. Спуск к реке с пригорка,на котором стояли все машины,превратился в грязевое месиво,которое преодолевали в тот момент только УАЗики и джипы.Одна машина застряла в реке,не смогла переехать "большую" воду, При другой дорожной обстановке мы на своей машине там проехали бы спокойно. После переезда грязевого участка и в двух местах реки,катиться дальше по горным склонам можно на любой машине,безусловно.

The1
Молодцы! Отличное путешествие. В корогоне 2 раза отдыхали с семьей)
Спасибо! да в Корогоне отличный отдых,все продумано и организованно достойно.

cyberhawk (nsk)
Отличный отчет про незабываемое путешествие от позитивной команды !
эх, прям в лето и на трассу потянуло )
Спасибо))) до лето осталось совсем чуть-чуть))) и вперед! на трассу!))) в любую сторону можно кататься,красоты вокруг полно!

Широта:54.970901 Долгот
По оплате. Легко платили на турбазах перечислением на карту Сбербанка.
Вторые половинки есть у мозга, таблетки и попы, а я целый и не делимый!
Мой отзыв: Лада Ларгус 2014

taksistNSK
Охотно верю. Самому пришлось бывать в такой ситуации, когда уже и запаска в хлам. А вокруг ни души, до шиномонтажа 10км. Потихоньку докатился, диск тоже в хлам. Про Высоцкого - это юмор, не сарказм. Я сам его напевал, когда скакал на диске.

Трапезунд
По оплате. Легко платили на турбазах перечислением на карту Сбербанка.
Значит нам не повезло((( на турбазе Эзен в долине р.Чулышман нет света и связи,какой там безнал?! в кемпинге под Малым Яломаном старушка-божий одуванчик,что выдавала нам ключ от домика,на мой вопрос о наличии безналичного расчета/перечислении на карту Сбербанка посмотрела на меня так,как будто я спросила - не посещают ли их кемпинг инопланетяне?! даже в Корогоне и Чемальском заречье на этот же самый вопрос, ответ был таков-вообще-то есть,но именно сегодня прошел ливень/гроза/буря(выберите любое погодное явление) и поэтому на базе проблемы с нэтом,с смс и пр.пр....заплатите.пожалуйста,наличкой))) В отчете пришлось отметить этот факт,чтобы читатели-путешественники были готовы и к таким моментам.

Lindu
Ну и правильно, что воспользовались УАЗом. Риск должен быть оправданным. Вам еще возвращаться до дома не близко.

Саранск
Автор у вас на авто задний или полный привод?

Серенький 13
не надули,не переживайте (им же тоже надо семью кормить)...мы дали им возможность заработать)))) а,если серьезно,то, я уже ответила taksistNSK почему не поехали своим ходом на Марс...чистая машина отдыхала на пригорке,а не месила грязь и не мокла в реке,да и мы отдохнули от руля,прогулялись,что немаловажно,если ты больше 10 дней в машине по 15 часов в сутки..А самое главное- мы душевно пообщались с алтайцами,с ребятами из Томска. .налюбовались красивыми пейзажами...так что лично для нас все сложилось как нельзя лучше...

Lindu
И правильно поступили. Вы же не меряться крутостью приехали, а за впечатлениями. Это местные пусть меряются, кто дальше на недоприводе заберется.

Витек
Мы поднялись на Кату-Ярык. Все оказалось не так сложно, когда машина надежная, а водитель-профи!

Когда водитель профи- то оказывается всё не сложно, а если ещё и машина...

Dimon.113rus
Автор у вас на авто задний или полный привод?
Задний привод

Спасибо))) верно подмечено

Don
Красивые фото!!!👍

Lindu
Спасибо, а то через месяц гнать авто из Хабаровска в Краснодар.

Александр Павлович как дела? Монголию из планов не вычеркнули? Прочитал отчет с удовольствием, свою поездку вспомнил Места все знакомые!
какой есть таким и останусь
Мой отзыв: Chevrolet Captiva 2010

Камень-на-Оби
Lindu
Доводы убедительные. хотя с алтайцами можно душевно пообщаться и без поездки.
Dimka Yamp
Что же за свиньи, что сливают масло прямо важнее ямы, а потом хают на правительство, что вокруг свинарник???!! Такие люди хуже воров-олигархов...

Спасибо, а то через месяц гнать авто из Хабаровска в Краснодар.
В нашем прошлом отчете о поездке на Урал в 2018 г. больше информации о мотелях и придорожных кафе. Посмотрите,может что-то Вам и пригодится. По сравнению с 18 г. ремонтируемых участков трассы в 19 г. было уже намного меньше,ехать легче.В прошлом году под Красноярском шел во всю ремонт дороги и по трассе Чита-Улан-Удэ. Надеюсь,в этом году еще меньше осталось ремонта дороги. Пусть Ваш перегон будет удачным,трасса ровной!

Недопривод - плохое слово. Есть монопривод, передний, задний привод. Один чудак проехал по Горному Алтаю на Ниве, уж так её расхваливал, ну и имел неосторожность в адрес других употреблять слово недопривод. В отзывах его так задвинули на место, что он закатался в тряпочку, и удалил свой отчёт. С ув. Александр, второй участник этой поездки.

taksistNSK
Залить в ютуб и кинуть ссылку
Сергей Иванов
Самые ужасные дороги в Канске, а не Мариинске. В Мариинске фотографировали вы вокзал, если бы сделали 30 шагов, там на привокзальной площадке висячий кран прикольный)
Уже посмотел, спасибо!

Иванов-Водкин
П.С. Мужу слова совсем не даете- матриархат?
Хотите слово мужа? Задавайте вопросы. По техническо-географической части расскажу, а по лирическо-фотографической - вопросы к Лиде.

еще бы фары полирнуть, было бы шикарно
Вот прям по Вашему заказу!

Ника нормальные заправки в Горном
Дважды ездили из Перми в Приморский край. Теле2 ловит почти везде, другого оператора у нас не было.
Михаил424
Уважаемый Михаил! Пишет Вам Александр - из экипажа Лидии. Про водораздел, который под Читой, сначала сам не верил. Потом изучил. Просмотрел подробные карты. Топографическую подготовку (тактическую) имею. С Забайкальского хребта, который в народе зовут Яблоневый, стекают ручейки в озеро Арахлей, из которого по протоке в речку Хилок, Селенгу, озеро Байкал, дальше понятно - Ангара, Енисей. Самое интересное в том, что в пару сотне метров - озеро Иван, в которое текут ручейки с того же хребта, но из озера вытекает протока в Витим, который ловко огибает Байкал с востока и севера. А это, между прочим - приток Лены! В двадцати километрах восточней от Арахлея и Ивана, по ту сторону Яблоневого хребта, берет начало ручеек Кадалинка, который течет в Шилку, а дальше - Амур. Безусловно - эти места не являются Истоками Великих Рек. Это - Водораздел. Кадалинка, ручейки Арахлея и Ивана - всего лишь притоки Великих Рек. Они разошлись в этом месте. Спрашивали у местных про Великий Водораздел - в ответ получали удивленные взгляды и пожимания плечами.

Ника нормальные заправки в Горном
Ника, Расул - перепродавцы. У какого НПЗ они снабжаются? И накручивают свои 10 процентов. Мы в Ш****ино на Роснефти полный бак, канистру про запас, и на Кату-Ярык! И не вздрагиваем по бензиновой части!

Упрек принят. В Чулышманскую долину заедем еще. И Грибы Каменные посмотрим. Но на Телецкое заедем со стороны Артыбаша. А по части замены масла - люблю я это дело! Да и машина, она ведь не железяка бездушная, хочется ей личное внимание уделить, снизу ее потрогать-пощупать, горячую отработку понюхать. В запахе горячей отработки можно понять как мотор жив-здоров.
Замечательное путешествие. Прочитал и посмотрел фотографии с огромным удовольствием. В этом году хочу тоже съездить на Алтай. Интересует один вопрос: На КАТУ-ЯРЫК поднялись нормально? Как машина?

Поднялись нормально. Машина у нас заднеприводная, багажник загружен хорошо, нагрузка на ведущие колеса достаточная. На всякий случай закинул в багажник несколько увесистых камушков, наверху положили их в ОБО, соблюли, так сказать, алтайскую традицию. За нами поднялись ребята на заднеприводной Тойота Веросса и на переднеприводной Тойота Камри. Ни у кого проблем не возникло. Думаю, что проблемы возникают у переднеприводных, когда перегружен багажник, а ведущий передок легкий.

Да нет, все понятно и так. Вопрос был скорее риторическим.

Сообщений: 1942
я думаю что на Алтай вы тепеь зачастите)) хороший отзыв,но в горном алтае вы увидели далеко не все,

Алексей Алексеевич, Монголия в планах. Присоединяйтесь!
Хотелось бы! Посмотрим
какой есть таким и останусь

С огромным удовольствием прочитали и посмотрели фотографии о вашем путешествии в Горный Алтай. И как будто вновь вернулись в свое путешествие на Алтай, с 29 июля по 23 августа 2019г. тоже из Приморского края г. Арсеньева. Самое интересное, что целью путешествия так же был перевал Кату-Ярык и долина реки Чулышман. Совпадения продолжаются и в том, что в 2018 году мы путешествовали тоже, правда до г.Томска, где и услышали про Алтай. Воспоминания о путешествиях незабываемы, они вдохновляют нас на новые поездки по нашей стране, ведь еще много красивых мест где мы небыли.

Это точно! на Алтае есть,что посмотреть!
Следующий раз посетите Акташский ретранслятор .Не пожалеете...

Вячеслав Попов
Да,замечательное у вас путешествие! желаем вашей команде ровных дорог и ярких впечатлений! страна у нас красивая!

Следующий раз посетите Акташский ретранслятор .Не пожалеете...
В следующую поездку постараемся охватить неохваченное в прошлый раз. Наша машина по горам карабкаться не умеет. На ретранслятор, как я понимаю, возят местные ребята на УАЗах из Акташа? Подскажите где и к кому обратиться, чтоб свозили на ретранслятор.

Вячеслав Попов
Молодцы, земляки! На вашем Форике, безусловно, ловчей постигать красоты Горного Алтая, чем на нашем Марке. Клиренс повыше, гребет всеми четырьмя. Прикинув возможности нашей машины, не поехали по Чулышманской долине, не побывали на Грибах и ЮБТО. Хватило впечатлений от Кату-Ярыка.

На Арее был три раза и всегда вторая половина июля, никаких слепней и комаров, а меня всегда отговоривали, что слепни жизни там не дадут. Арей,райское место, поеду еще раз,обязательно.

Спасибо за ответ.

Бирик
Слепни пропадают к концу июня.

Александр Шульга
В Акташе 89095082745.. УАЗ Патриот. Если сам не сможет ,то кого - нибудь пришлет. У них круговая порука . Ехать лучше с утречка, чтобы увидеть Белуху. Если смотреть в бинокль - завораживает...

3038 м

3038 м
Красота!

Александр Шульга
Да там заезжаешь в Акташ , и на заборах баз и просто частных домов плакатики висят то тут то там " экскурсии" , "акташский ретранслятор". Трудно не заметить.
1500 с человека прошлым летом отдавали. Потраченных денег не пожалели нисколько.
Во первых красота. Во вторых там действительно определенную сноровку и опыт нужно иметь
Мой отзыв: Hyundai i30 2008

Наверху маленько погода подкачала

Спасибо за информацию!

пирамидон
Очень красиво! мы были в п.Акташ,но цели в тот момент были другие,поэтому на объявления особо внимания не обращали)))

Михаил
Круть! Молодцы!))

Михаил
Круть! Молодцы!))
спасибо!)))

Зануда полировочный.

Сергей Иванов
Не знаю, не знаю...в Канске просто "уставший" асфальт...такой мы встречали и в Екатеринбурге, и в Красноярске, да и во многих других городах страны нашей, где идет очень большой поток большегрузов((( в Канске все плохо, но не ужасно..а вот в Мариинске яма на яме(((
Марина
Побывала вместе с Вами в знакомых местах, тепло стало на душе))) Спасибо вам!!!

Марина
Побывала вместе с Вами в знакомых местах, тепло стало на душе))) Спасибо вам!!!
Очень приятно,что Вы "прокатились" вместе с нами! спасибо,что читаете!

Комсомольск-на-Амуре
Второй ваш отчет, как и первый, прочитал с удовольствием! Обязательно путешествуйте (и пишите) еще!

постараемся:и путешествовать,и писать))) Спасибо,что читаете и делитесь своим мнением в комментариях.Обратная связь всегда приятна!

Зануда полировочный.
если охота ездить слепым, то ваше дело

Отличный отчет, хорошие фото, удачи в новых поездках!

agro*nom58
Отличный отчет, хорошие фото, удачи в новых поездках!
спасибо))) и Вам удачи и добра!

Отл!
Дизайн интерьеров.

Oss72
Еще один душевный рассказ от Вас! Приятно было читать. Были тоже на Алтае 2022, очень красивый край. Чемальский тракт конечно много людей, но по Чуйскому, в сторону Монголии, конечно суровая красота. Остались яркие впечатления от той поездки.

Oss72
Спасибо за столь высокую оценку наших отчетов. Нам с Алтаем крупно повезло, мы были в то время, когда не было такого «паломничества» в те места, да и начало лета-сезон отпусков еще не особо начался. У нас даже на фото почти нигде нет людей, так оно и было в действительности в то время. Сейчас же, читая отчеты других, видим, как картина кардинально изменилась.
Удачи Вам и новых путешествий! Приезжайте к нам, на ДВ!