|
Маршрут следования: Улан-Удэ — Танхой — Иркутск — Ангарск — Иркутск — Жигалово — Улькан —Северобайкальск.
В Северобайкальск поездку планировал давно. И тут появился повод. У моего дяди Кости случился юбилей. Решение ехать на машине было принято сразу, как наиболее интересный и дешевый вариант. На поезде вышло бы в два раза дороже. Ну, и не люблю я ездить на поездах. Сборы и подготовка были недолгими. Вещей оказалось немало: полноразмерная запаска, одеяла, теплые вещи, лопата, газовая горелка с баллонами, палатка, компрессор, резиновые сапоги, детские вещи, одежда, памперсы, игрушки, продукты, соки. Путешественники: я (водительский стаж 10 лет), моя жена Настя и полуторагодовалая дочь Валерия.
Выехали в 15:00. Полный бак бензина — и в путь. Настроение отличное, погода солнечная. До Танхоя 230 км, долетели за три часа. Перед Танхоем идет долгожданный ремонт дороги. И несколько км грунтовки нужно ехать очень аккуратно, днищем шоркал не раз. В Танхое есть дача, и мы заехали туда отдохнуть и попить чайку. Пока отдыхали, погода испортилась и полил дождь.
От Танхоя до Выдрино дорога отличная, асфальт ровный. А вот когда въезжаешь в Иркутскую область, асфальт волнами и буграми. Поужинали в кафе «У Полины». В это кафе постоянно заезжаю из-за солянки, такой вкусной солянки нигде больше не ел. Только вот цены каждый раз все выше и выше, по-моему, уже сравнялись с ресторанными, да и обслуживание ухудшилось. Сначала отстояли в очереди, потом долго ждали заказ. В этом кафе постоянно очереди. В общем, если б не солянка, не заезжал бы. От Байкальска до Иркутска дорога теперь идеальная, смело можно ехать и не бояться, что попадешь в яму. Нам нужно на Ангарск, к моему сослуживцу Сане. Сашка, привет тебе большой, твоему Никитке, жене Лене и родителям.
Перед вокзалом указатель налево и дальше тоже есть указатели. Главное — смотреть все знаки и указатели, тогда не заблудишься. Иркутское движение, как всегда, удивляет, все стараются тебя обогнать и посигналить, извиняюсь за медленную езду по Иркутску, но боялся пропустить указатель. В Ангарск по широченному с разделительной полосой автобану прибыли в час ночи. Пока обнимались, ставили машину, разговаривали за встречу и все такое, легли спать только в четыре утра.
Из Ангарска выехали в 15:30. Дождь шел не переставая всю ночь и весь день. Лишь только в Качуге он кончился. Мои попытки найти в Иркутске бензин по 18 руб. (как у нас в Улан-Удэ) оказались бесполезными. И я заправил полный бак сразу за городом. Как выехал на Качугский тракт, так и не понял. От Ангарска шел все время прямо. Иркутские гаишники опять ноль внимания, ну и ладно, прем дальше. Усть-ордынский Бурятский автономный округ – это небольшой кусочек Бурятии в Иркутской области. Да и пейзажи за окном бурятские: степи, нескончаемые луга, вот где надо скот разводить, кругом одни пастбища. Дорога от Иркутска до Качуга — 250 км отличного асфальта. Небольшие волны за Баяндаем, от такой валкой раскачки сразу все в машине уснули (естественно, кроме меня). Навстречу стали попадаться машины красноватого цвета, это неизбежная пыль, которая нас ждет впереди. В Качуге переехали реку Лену, там она совсем небольшая, но уже к Усть-куту она увеличится втрое.
Лена — крупнейшая река Сибири, и все эти маленькие ручьи, речки, которые мы переехали, очень много впадают в Лену. Течение у реки, как у хорошего пешехода. Да и сам Качуг — огромный поселок, развеселило названия магазинов: «Багира-1», «Багира-2», «Багира-3». Сразу за Качугом асфальт кончается, и грунтовка, отсыпанная крупным щебнем будет продолжаться до самого Северобайкальска. Сразу начались крутые повороты, спуски, подъемы. Бедные КАМАЗы поднимаются там с черепашьей скоростью.
Дорога проходит по берегу Лены, а по другую сторону дороги отвесные скалы красноватого цвета. Очень красивые места. Проехали родину художника Шишкина, село так и называется — Шишкино, а место — Шишкинские писаницы, глушь редкостная, а на весь мир прославился.
От Качуга до Жигалово 140 км грунтовки ехали часа три, не меньше. По пути много старинных сел, основанных еще в 17 веке. Ведь раньше путь на Дальний Восток и Якутию пролегал именно вверх по Лене. Верхоленск, Ремезово, Шишкино, Козлово, Тюменцево, Заплескино, Куницыно, Зуево, Петрово, Пономарево — все это бывшие уездные станции почтового тракта, великого и долгого пути, по которому путешествовали Чехов, Гончаров и много других великих людей. Некоторые села заброшены, и лишь старинные, покосившиеся от времени и покрытые дорожной пылью дома зияют пустыми глазницами окон. Сколько лет этим развалинам — сто, двести?
От Иркутска до Жигалово почти 400 км. Ехали наверное часов 7-8. Мы едем не спеша, частые остановки, фотографирование, прогулка Валерии.
В Жигалово приехали уже в сумерках, и, о чудо, тут есть асфальт! Надо заправиться под завязку, покормить Леру горячим и самим покушать. Тут две заправки, но та, на которой бензин дешевле, закрыта. В кафе вижу вэдовую «Калдину» с бурятскими номерами по уши в грязи. Сразу подхожу к водителю и спрашиваю:
— Откуда едешь?
— С Северобайкальска.
— Как дорога?
Он посмотрел на мою машину.
— Вэдовая?
— Нет.
— Обвесы все оставишь. Лучше снимай. Сапоги резиновые есть?
— Есть.
— До куда?
Показываю чуть ниже колена.
— Это маленькие.
И понеслось. За эти две минуты он мне наговорил целый рассказ. С такими бурными эмоциями и жестами говорил, будто бы излил из себя все тяготы дороги. В конце пожелал нам удачно доехать и уехал. А я задумался и начал переваривать то, что он наговорил. Было сказано, что утону, снизу все оборву, жить там буду, вода прибывает с каждым часом, про водопады, реки, ручьи, валуны, чемоданы, лежащие в ручьях… в общем, пошли мы кушать и приходить в себя от услышанного. Может пошутил, да не похоже. Мы поняли, что впереди нас ждет ужас.
Проехали село Грехово (каково название!) и в лесочке остановились на ночлег. Лесочек — мягко сказано. Это тайга. Висят знаки: «Осторожно, звери». Мы увидели двух коз, зайцев, филина. Toyota Caldina удобна тем, что можно спать в машине, как дома на кровати. Из багажника все сложили на передние сиденья, запаску под машину. Сложили задние сиденья, и получилась кровать 1,8х1,5. C 15:00 было пройдено 500 км. Попили чайку и спать. Я всю ночь прислушивался к странным лесным звукам, но чирикали, в основном, птички.
Подъем в 10:00, пока готовили завтрак, разбирали и перекидывали вещи, выехали только в 11:30. Вообще, от Жигалово, судя по карте, дорог больше нет. Но до Улькана и Магистрального, оказывается, ходят даже микрики. О чем было узнано еще до поездки. Сколько км от Жигалово до Улькана, я не знал, но ехали мы почти весь день. Дорога разная: то хорошая грунтовка, то сплошные ямы, где и днищем цепляешь. Везде камни, скальник. Много мостов, но они хоть и деревянные, зато крепкие с виду. Есть затяжной спуск-подъем около 10 км. Встречные машины встречаются раз в полчаса. В основном это джипы и грузовики. Легковых с низкой посадкой не видели. Скорость — от 5 до 60, средняя — 45. На всем протяжении, а это 280 км, нет ни одного поселка. Хотя есть там вахтовый поселок газовиков, Нюкачан называется. Я остановился у сторожа спросить, правильно ли еду и сколько осталось. Едешь правильно, ехать еще часа четыре. Как сказал жене, что еще четыре часа, так она чуть не взвыла.
От Жигалово до Улькана шли часов восемь. Есть там еще заброшенный или брошенный поселок с двухэтажными бараками, брошенной техникой. Металла там много лежит, почему еще не увез никто? Видимо, очень далеко и транспортные расходы не окупятся проданным металлом. Нам говорили, что там есть зоны, но, видимо, где-то в стороне от трассы, мы ничего не видели.
На этой длиннющей трассе единственный раз прокололи колесо. Теперь в запасе только банан. В Улькане выходим на Бамовскую трассу, указатель на Усть-кут — 215 км и Северобайкальск — 155 км. Вроде бы осталось совсем ничего, два — три часа, но мысли о грядущем перевале и ужасе, что рассказали в Жигалово, не давали успокоиться. Дабан ждал. Мы же тем временем неслись по 20 км асфальта от Улькана и рассказывали по сотовому (наконец-то появилась связь), что скоро приедем, осталось 150 км. Асфальт так же неожиданно кончился, как и начался. Снова полетела шрапнель, оббивая снизу все, что можно. Переехали довольно-таки крупную реку — Киренгу. Снова крутой подъем, и вот станция Кунерма. За Кунермой появились они, горы. Настя была в восторге от этой красоты. А я пессимистически заявил, что вот эти горы мы и будем переезжать.
Байкальский хребет был одним из самых трудных препятствий для строительства БАМа. Был пробит железнодорожный тоннель длиной семь км. Высота подъема железнодорожного полотна равно 40 м на 1 км, что вне всяких норм. Максимальная высота 1 800 м. Байкальский хребет — это водораздел Байкала и Лены. По западную сторону хребта все реки впадают в Лену, а по восточную — уже в Байкал. Перевал Дабан непредсказуем, часто меняется погода. Мы сами стали свидетелями — у нас светит солнце, а в другом распадке стоит стеной ливень. Горы все приближались и уже не влезали в лобовое стекло обзора. А что это за тоненькие белые линии по склонам гор? Посмотрели в бинокль. Да это же водопады низвергаются вниз вместе с камнями, ветками, грунтом. Навстречу нам попадаются ГАЗ-66 и КАМАЗ-вездеход и как-то посмотрели на нашу машину, будто бы увидели инопланетян. Один из водителей нам показал скрещенные локти. Мы же ехали спокойно, фотографировались.
Вот эти горы нам предстоит проехать.
И вот первое препятствие. Ручеек перебегал через дорогу. Да так быстро перебегал, что уносило все камни, какие я в него кидал и какие мог поднять. Надел резиновые сапоги и понял, что не пройду, потому что меня сшибет течением. Да и глубина ручейка было по пояс. Ширина самого глубокого места — метра три. Валуны на дне просто огромные, круглые, острые и пресловутые чемоданы (это просто плита), аккурат попадающие под поддон. Вода ледяная. Попытался закидать ручей камнями, но их сразу уносит течением. В одну машину ехать не решился. Решил подождать. Через час подъехала «Шевроле-Нива» серебристого цвета. Подцепили две веревки, жену с ребенком в «Шниву» и поехали. Скрежет и грохот камней по днищу и удар — веревки лопнули. В водительскую дверь выйти не могу, если и смогу открыть против сильного течения, то зальет салон. В воде половина двери. Как ни странно, но вода в салон пока не просачивается. Я выхожу из машины через окно и оцениваю ситуацию. Машина левым порогом на валуне, порог немного помят. Сидит крепко, колесо почти вывешено. Оба троса порваны. Настя плачет. Вода бурлит, течение напирает на машину. Мне кажется, что машину понемногу сносит к обрыву. Я в бешеном темпе связываю веревки, говорю Володе (так звали водителя «Шнивы»), чтобы сдавал назад и держал своим весом, чтобы ее не снесло в обрыв. Тащить машину на камень смысла не было, ее надо было стаскивать с камня вбок против течения, а потом вперед. Но хода у «Нивы» не было, мешали валуны. Вдвоем мы кое-как сдвинули эти валуны и перегнали «Ниву». У Володи оказалась еще одна веревка, ее-то мы и сложили вчетверо. План сработал, как только стащили с камня и сразу вперед, вышла, как миленькая. Радости нет предела.
Теперь оцениваю потери. Немного замят порог, оторванная пластиковая защита, расплющенная проушина, пластиковый бампер хоть и принял удар на себя, но вновь принял свою форму, лишь только царапина осталась, и краска сеточкой взялась. Туманка целая. Машина простояла в воде минут 40, а вода в салон так и не просочилась, чему удивился не только я. Хорошая герметизация дверей, сказал Владимир. На твоей машине плавать можно, шутил он. Познакомились с нашими спасителями, обменялись впечатлениями. К сожалению, в этот момент было не до фотографий.
Мы тут тоже сидели. Когда ехали в Северобайкальск, эти торчащие камни были под водой.
Дальше дорога пошла не лучше, опять ручьи, лужи, валуны, гнилые мосты. Страху натерпелись вдоволь. Все это время Володя и Татьяна сопровождали нас до самого Северобайкальска. Ждали нас за каждым препятствием, советовали, как лучше проехать. Большое им человеческое спасибо, очень хорошие и отзывчивые люди! Как говорится, люди старой закалки. Узнав, что мы первый раз на БАМе, сразу пригласили нас на горячий источник Солнечный. После столь тяжелого и напряженного дня — это было самое лучшее снятие стресса. Вода 50-60 градусов для ребенка оказалась горячая, для нас самый раз. Виды вокруг источника просто обалденные, жалко, что по темноте не пофотографируешь. Отдохнули, покупались — и снова в путь. До Северобайкальска осталось всего 30 км. Долетели мигом, хоть и гравийка. Асфальт появился лишь за шесть км до города.
Прибыли в город в два часа ночи. Дядя Костя, тетя Нина и сестра Любашка встретили нас хорошо, машину сразу поставили на стоянку рядом с домом. Спать удалось лечь только к пяти утра.
Город Северобайкальск, основан в 1970 г., население 26 тыс. чел. Город удивил своей чистотой и аккуратностью. С Настей ходили и специально искали пустые бутылки и пакеты, даже окурки — это большая редкость. Ездили на побережье, на пляж, на бурхан — везде чистота и порядок. В городе много светофоров, машин тоже немало, в основном «японки» и «Нивы». «Шевроле-Нива» там очень любима и популярна. У моего дядьки тоже «Шнива». Машина неплохая, только движок от «Жигулей», по-моему, слабоват для полного привода, ну и цена от 412 тыс. руб. явно завышена.
Движение в Северобайкальске спокойное, все ездят по правилам, никто не гоняет, на мигающий зеленый уже останавливаются, поворотники включают, пешеходов пропускают. Цена на бензин на три рубля дороже, чем в Иркутске, и цена везде одинаковая. Очень интересны конструкции и планировки высотных домов. Их строили по антисейсмичным спецпроектам — без балконов, с дополнительными ребрами жесткости. Комнаты в таких квартирах с разными нишами, арками, полукомнатами, порой принимают причудливые формы. Что удивило — в магазинах не купишь сигарет. Их продают в спецмагазине «Табак».
С погодой нам повезло, было тепло и солнечно. Но вечером от Байкала несет холодком. В городе пробыли три дня, сделал мини-ремонт машины, снимал и заново закрепил пластиковую защиту. Нас все время тяготила мысль, как ехать обратно. Как там ручей, поднялся или упал? В обратную дорогу мне надо было купить крепкую буксировочную веревку, газовые баллончики, продукты, сделать запаску.
Путь домой был легкий, до Улан-Удэ буквально долетели за сутки, с небольшим. Вот как сильно хотелось домой. Из Северобайкалска вышли в шесть утра. Сразу за Солнечным гляжу в зеркало, мне в спину дышит «Шнива». По грунтовке я еду медленно. «Нива» меня обгоняет и как-то подозрительно смотрит, мол, куда ж вы поехали на этом. И скрылась в пыли. Перевал Дабан проходили четыре часа. Воды было намного меньше и ручей «срамной» (так его прозвали) прошли самостоятельно.
Оказывается, в ручье наглухо сидел грузовик (видно на фото) еще с вечера. Водители пили чай и ждали большую машину. Так как они перегородили весь путь, тут скопилось много машин и народ закидал ручей камнями. Глубина была чуть меньше колена, что не критично. Я лишь убрал плохо лежащие камни, и смело переехал ручей. В Улькане были в 11:00. В Жигалово были в 17:00, один раз остановились попить чайку. Тут мне в левую заднюю дверь от встречки прилетел камушек, результат — скол краски. В Жигаловском кафе наш ребенок три раза убегал на кухню, и мы ловили ее по всему кафе.
Где-то перед Баяндаем обогнал «Шниву» с бурятским номерами, да это же та самая «Нива», которая обогнала меня еще перед Дабаном. Посигналил ему, типа, прорвались и мы. В Иркутске были в 11:00 вечера. В городе бывал много раз и ни разу не блудил. Но в этот раз, не знаю как, но заблудился. С Качугской трассы шел прямо, вижу указатель на Ангарск. На Улан-Удэ указателей нет. Еду в центр, зная, что из центра сразу попаду на Ангарский мост, а там уже дорога знакома. Но никак не мог попасть на этот мост, ездил кругами по одностороннему движению. Попал на набережную и знаю, что надо два раза повернуть налево и буду на мосту. В общем, попал на какую-то площадь, где тусуются байкеры, стоят ГТ-шные, тюнингованые машины и куча молодежи. Решаюсь спросить у одного из них:
— Как выехать на Улан-Удэ?
Два парня и девушка посмотрели друг на друга, потом на меня.
— А это, по моему, вам надо на Шелехов ехать.
Вот блин, а я-то и не знал!
— Как из города выбраться? — повторно спрашиваю я. А сам уже думаю, нашел, у кого спрашивать, уж лучше у таксистов. Наговорили они мне, что нужно все время прямо, потом будет новый мост и уйдете прямо на Шелехов.
Про новый мост слышу впервые. В поисках этого моста окончательно заблудился. А время уже 12 ночи. Ловлю таксиста, и опять: друг, езжай прямо все время по главной. Ехал прямо, и вот он, мост, но это же плотина, снова в Качуг я не хочу. Кое-как разворачиваюсь и подрезаю тонированную «шестерку» без номеров. Они меня прижимают к обочине. Двери заблокированы, одной рукой держу рукоять пневматического пистолета. Подходит кавказец:
— Щто, длуг, заблюдился?
— Не подскажешь, как на Улановку уйти?
— Езжай за мной.
Едем под 90, я стараюсь не отстать. Едем, а сами думаем, заведут нас эти кавказцы куда-нибудь в подворотню. Мне все время кажутся лежачие полицейские, которые в Иркутске ничем не обозначены. Его тормозит ДПС. Я останавливаюсь чуть дальше. Подходит ко мне:
— Слющ, длуг, меня за прэвышение офармлять будут, если хочэщ падажди мэня, а если нэт, то на мосту направа повирнещ и дальше вэздэ по главной.
— Понял спасибо.
— Дай хоть на бэнзин?
Дал ему сто рублей. Кто ж виноват, что он так гоняет, да еще без номеров. В Иркутске потеряли больше часа и намотали лишних 40 км. Мне в десять утра надо было быть в Улановке, поэтому ни о какой ночевке разговора не было. Едем до Утулика поесть солянки. Ребенок спит. Настя пересела на переднее сиденье и давай вести со мной беседу, чтоб я не засыпал. В Култуке Настя уснула сама. А я зашел в кафе и офигел от очереди, и это в три часа ночи. Ну что за издевательство, даже кофе не попьешь. Подожду очередь в машине, пусть спина отдохнет. И сразу вырубился.
Просыпаюсь уже светло, глядь на часы — шесть утра. Ё-моё, проспал! Пытаюсь разбудить Настю — безуспешно. Думаю быстренько перекусить. Иду пить кофе один. Передо мной два человека. Нормально. Заказываю яичницу и кофе. Сижу, жду. Мимо проносят кучу заказов. И даже те, которые пришли после меня, уже поели и уехали. Я в бешенстве начинаю орать: где же моя яичница?! Сразу приносят. Опять в «Полине» настроение испортили с самого утра. Я им за это пролил кофе на полстола. Глотаю все махом и валю домой.
Времени в обрез, уже на красной лампочке подъезжаю к Мандрику. Что-то с бензином малость не рассчитал, в Иркутске много спалил. Но до Ошурково хватило. И ровно в 10:00 утра мы в Улан-Удэ. Обратный путь занял 28 часов. Ребенок в дороге вел себя спокойно, сильно не капризничал, режим сна не нарушился. Общий расход бензина 6,2 л/100 км. «Калдина» вновь не подвела, достойно выдержала все бездорожье. Привет всей родне сСеверобайкальска, Любашке в Новочеркасск, Сане с Ангарска. Спасибо всем, кто прочитал.
Кому интересно, вот мой предыдущий рассказ о поездке в Северобайкальск зимой по льду Байкала: https://www.drom.ru/info/adventures/travel/10676/