|
Любовь к поездкам уже была с далеких 1990 годов. Сейчас нам далеко за 50, перечитывая отчеты, захотелось составить свой, т.к. настолько свежо все в памяти, да и сохранился дневник.
Предисловие: Тогда нас называли « вынужденные переселенцы», сорок лет прожили в замечательном городе Пржевальск на оз. Иссык-куль, (Киргизия), сейчас туда планируют авто путешествие, а мы тогда вынуждены были искать ПМЖ в Росси, и это был- Хабаровск, т.к. там жила моя сестра со своей семьёй. А/м Волга ГАЗ-2410 новая, посадил семью и в далекий путь на Дальний Восток в 1994 г. 10 000 км, и это было переселение по старой федеральной трассе, паромы, увязываться на платформе ж/д, да и времена были неспокойные. Тогда-то и зародилась мечта на своей машине объехать всю Россию.
На подготовку потратили почти год, машину выбрали Mazda Bongo Friendee, 1995 г. с палаткой-автомат, в «одноклассниках» нашли одноклассников, друзей детства, коллег по работе и бывших соседей, разъехавшихся по всей России.
Подготовка машины и сборы: Проверил развал-схождение, произвел замену масел и фильтров во всех узлах, заменил тормозные колодки, плюс комплект в дорогу и два комплекта фильтров, одну покрышку и камеру. В навигатор закачал карты городов Росси и по бывшей работе коллеги установили «маячок», чтобы через спутник отслеживать наше местонахождение, как реклама, доступ о нашем местонахождении был у детей и родственников. «Как позже, выяснилось — у всех рабочий день начинался с вопроса: «Где они?». И за компьютер!.. Задние сиденья в салоне убрал, заменил их «скамейкой» из толстой фанеры, по размеру сшили «поролоновый» матрасик, от багажного отсека спальник отделил высокой спинкой из ДСП, за которой разместили летнюю кухню. Почему летнюю? — т.к. внутри салона в этой машине очень хорошая столовая, когда складывается передний ряд сидений. Подготовка « кухни» заняла особое место в этих сборах, — к полу салона на шарнире закрепил откидной столик, который можно поднять и зафиксировать к спинке «спальника», а на стоянке откидывается и из-под «спальника» выдвигалась, для прочности «заскочёваная» коробка с продуктами. Холодильник установил справа, умывальник — слева. Снял промежуточную крышу, и под палаткой над водительским сиденьем закрепил запасное лобовое стекло и баллон герметика. Туда же упаковались все зимние вещи. Решение спать и питаться в машине было принято, учитывая опыт автопробегов прошлых лет. Развлечение: диски с хитами 70-х годов от песен В. Высотского до «АББА», наслушаться вдоволь, несколько раз, а где еще и когда?!!
День отъезда назначили на 5 сентября 2008 г., т.к 4 сентября я работал последний день, упаковывать машину готовились вечером, но в это время съехались все родные и близкие, попрощаться с нами на два месяца, что перешло в хорошее застолье и принятие гостинцев на долгую дорогу.
Хочу отметить немаловажный фактор подготовки к дальним поездкам, — психологический. Не ходить — а ехать, не по городу — а по всей стране, не стоять и бегать — а сидеть, сидеть и сидеть, смотреть и смотреть!!! Всегда рассматривал автотуризм, как экстремальный вид спорта для всех возрастов, и не скрою, что в мыслях было всякое, вернуться — не доехав, вернуться — без машины, но вернуться обязательно живыми! Супруга даже предлагала завещание написать, — в дороге всякого насмотришься, кол-во аварий и их жертв не считали — не принято. Но самое важное — это чувство локтя твоего напарника!
Достаточно предисловий, впереди по тексту, думаю, еще многое « всплывет» и разъясниться.
Водитель и автор отчета — Сергей.
Стартовать решили от храма, зашли попросить Благословения! Молитва — водителя, путешественника и «Живые помощи» у нас всегда в машине, и каждый день в начале движения свершали маленький молебен!.. 5 сентября выдался, замечательный, солнечный день, совершено безоблачное небо и это способствовало хорошему настроению, но где- то в глубине души было немного грустно расставаться надолго, и тревожно от неизведанного пути, и радостью полной свободы от быта, работы, соседей, всего, всего, всего.
День 1-й. Старт 12:00. Показание спидометра — 141 433 км
Дорога до Биробиджана знакома, и радовала красотой уже первых осенних дней! И в эти часы нам пришла замечательная идея придумать название нашего путешествия. Думать долго не пришлось, назвали: «ЗОЛАТАЯ ОСЕНЬ РОСИИ 2008», в этом мы убедились на протяжении всей трасы. Заранее оговорюсь, что дорога до Улан-Уде знакома по 2006 году, автопутешествия на Байкал, когда мы шли то по старой федералке, то по новой,по скальнику и даже плутали по непролазной тайге на «PAJERO» вчетвером.
Обедали-ужинали в 17:00 и опять в дорогу до 23:00. Сон. Пробег 667 км.
День 2-й. 6:00. Дождь. Дорога вся в ремонтах. 16:30 — выглянуло солнце, а в сумерках выезжаем на непонятный перекресток с поваленным знаком, пришлось поднять, изучить и «уложить» на место. Поехали прямо и были правы. Пробег 744 км.
День 3-й. С утра густой туман, штурман в дневнике рисует «ёжика в каком-то облаке» — понятно! К обеду уже было солнечно и в 16:00 остановились на обед у какой-то речушки, на другом берегу несколько домов. Одно из достоинств навигатора, радиус обзора в пределах км, т.ч. легко ориентироваться, где свернуть и что там тебя ждет.
На этом участке пути за один день приходилось останавливаться два раза, т.к. скорость доходила до 20 км/час. Ехать быстро — просто невозможно, яма на яме. Пробег 674 км
День 4-й. Поднялись рано и сразу выехали, впереди Чита. Завтрак в 11:00, в 15:00 остановились у родника, кажется, в народе его называют «глазной», т.е., если пить эту воду и промывать глаза, зрение улучшается. Вода содержит ионы серебра! Набрали воды в дорогу и в путь, — впереди Россия! И снова дождь. 18:10 — Улан-Удэ, есть связь, общаемся с домом. Пробег 942 км.
День 5-й. С утра небо все затянуло, тяжелые тучи, а через час пошел снег. И это 9 сентября, нас это не удивило, я уже упоминал, что в 2006 г. мы отдыхали в Национальном парке на Байкале с 16 по 24 августа, днем было до +28! А ночью до -2. Заехали на заправку и долили бак до полного, умышленно не пишу, сколько и какая была цена на Д/Т, цены четырехлетней давности.
День выдался сложный, к ночи мы должны быть в Братске, начались крутые подъёмы и спуски, за бортом минус, а в салоне +26, сидим в футболках и босиком. Шел мокрый снег, и вот, преодолевая очередной подъем, на самом верху — первая замена заднего правого колеса. В такой обстановке не стали разбираться, что с ним случилось, а быстро — в большой мешок для мусора и в салон. Кстати о мешках: от маленьких пакетиков до средних и больших были закуплены, чтобы после себя ничего не оставлять и везти до ближайшего контейнера.
Дорогу от Тулуна до Братска шли уже в приподнятом настроении, т.к. нас там ждали! Ровно 34 года назад, став педагогами, разъехались подруги по всей стране. Пробег 1 010 км. Встретили нас на въезде, еще было светло, дорога к их дому проходила через плотину ГЭС, нас это впечатлило, мощь бетона. Татьяна и Юра готовились к встрече, — домашние пельмени, разносолы и баня! На следующий день экскурсия по городу, но часов в 10:00, когда заглянул в салон, был удивлен, что на радостях встречи мы оставили телефоны в машине, а во «входящих» до десяти звонков на каждом из Хабаровска от детей и родни. Было 10 августа, среда, утром на работе все в компьютер, а мы в Братске, оказывается, мы не сказали, что заедем в этот город, как бы по трассе он в стороне. Пришлось извинятся.
Нас провожают Татьяна и Юра, большое вам спасибо, за встречу и заботу!!!
День 7-й. Едем дальше, небо было облачным, и к обеду пошел дождь. Вынужденная остановка, ремонт колеса. Дорога от Хабаровска до Читы оставила свой след на шинах, вторая «грыжа».
Обратный путь до Тулуна знаком, а далее на Иланский, там я в 1972-73 годах учился на помощника машиниста электровозов и даже успел поработать до службы.
До Красноярска доехали благополучно, неподалеку от Енисея остановились на отдых, один час хорошего сна, и снова в дорогу. Пошел дождь и так до ночи. Пробег 805 км.
День 9-й. Дорога, дорога и в 13:00 мы обходим Новосибирск, солнечно, но к вечеру опять дождь. Принято решение в Омске «переобуваться», т.к. завтра воскресенье, заскочить на авторынок. Вечером на начлег остановились засветло и решили расслабиться, приготовить вкусный ужин и под коньячок!
Звоним в Ядрышниково, что под Тюменью, там живут родственники штурмана. Пробег 908 км.
День 10-й. Первая остановка ГИБДД — проверка документов и полное удивление, вроде бы не перегон? На авторынке ничего не нашли под наш размер и мы не стали терять время, т.к. до Тюмени еще далековато.
И снова дождь, Ближе к вечеру попали в пробку, впереди авария, дорога перекрыта, но не описать это событие нельзя, т.к. все мы пытаемся друг друга обогнать. Шли несколько дальнобойщиков, и при обгоне водитель, видимо, не понял, что между ними совершенно нет дистанции, а навстречу такой же дальнобойщик. Смотрю, впереди УАЗ поехал по кромке поля, за ним «Нива», какой-то джип, рискнули и мы. Время было потеряно, ужинали на ходу, благо, у штурмана был предусмотрен столик.
В 23:30 — город Тюмень. Пробег 817 км.
День 12-й. В 10:30 выехали в Екатеринбург. И вот первое нарушение, превышение скорости. Приглашают пройти в салон авто, и слышу стандартное: «Ну что ж вы Сергей Фёдорович? И т.д…». Пришлось договариваться по совести. В Екатеринбурге были к 16:00. Навигатор привел по адресу места работы подруги детства Татьяны. Надежда была удивлена, как мы в таком большом городе так быстро разыскали её. Вечер прошел в воспоминаниях и вкусных угощениях!
Следующий день посвятили отдыху, Устроили обзорную экскурсию по городу. Благодарим Надежду и Валерия за встречу!
День 14-й. В 8:00 покинули город и направление держим в Самару, там предстоит встреча с моей одноклассницей Галиной. Подводим итоги пройденной трассы: Пробег 7 167 км. Расход топлива на 100 км составил 9.8 л ДТ. Солнце не балует, опять дождь, местами на обочине снег. В эту ночь мы буквально вляпались в неприятную ситуацию. Перед каким- то населенным пунктом выбрали на обочине лужайку для ночлега. В темноте не разобрались, что на земле, перелезли в спальник и спать. Утром, удивились, что в машине почему-то черная грязь, как выяснилось, на этом месте когда-то сожгли покрышку… Впредь перед выбором места стоянки были осмотрительны. Перед Самарой привожу себя в правильный вид, с Галиной учились в одном классе 10 лет. После выпускного друг о друге уже ничего не знали.
Так совпало, что в этот день у Галины и Александра ровно 29 лет совместной жизни! Вечером отмечали два праздника, пересматривали школьные фото. На следующий день после обеда поехали на авторынок. Подобрали нужный нам размер новых покрышек, «Баргузин» для «Нивы», впоследствии эта резина хорошо себя зарекомендовала. Продавец — мужчина, когда узнал, откуда мы приехали, дал хорошую скидку. 6 200 рублей за 4 шт. Что очень одобрили соседние продавцы, разглядывая нашу машину. За шиномантаж и балансировку ещё 480 руб. Молодцы самарские мужики! И снова в путь!
В Самарской обл., с. Александровка нас ждали хорошие знакомые, по девяностым годам, работали вместе.
День 17-й. Замена фильтров, масла в двигателе, отдых и общение.
День 18-й. 11:20.Прощаемся с очень гостеприимной семьёй, благодарим за встречу, пожелания здоровья и счастья. В 13:40 проходим Сызрань.
Впереди Саратов, в этом городе нас ожидает встреча с моей одноклассницей Татьяной, договорились, что Татьяна и Анатолий нас встретят на въезде в город.
Нам очень понравился музей военной техники времён ВОВ, ребята рассказали, что их мэр города приложил много усилий, чтобы собрать так много экспонатов.
Историческая справка: На площади Столыпина 17 октября 2002 в Саратове года был открыт памятник Петру Столыпину, человеку, значение деятельности которого в полной мере стали понимать в России только в последнее время.
Вечер провели в шикарной сауне с бассейном, и вкусным ужином.
День 20-й. С утра дождь, в 8:40 прощаемся с друзьями и в путь. Впереди город Волгоград. По дороге на обочинах дороги продавали дыни по 5 руб./кг., собранные прямо с поля. Было довольно прохладно, когда остановились на обед, дыня оказалась сладкой, сочной и вкусной.
Поздно вечером въехали в г. Волгоград, уже было включено уличное освещение и памятник — мемориал «Мамаев курган» очень хорошо освещен. Осматривали комплекс в полном одиночестве.
Закончили осмотр в 23:00. Выдвинулись на трассу М-4 «ДОН», навигатор выводит нас между домами частного сектора, по какой-то сомнительной дороге. Проехав немного, возвращаемся. И на пост ДПС, мол, так и так, нам нужно в сторону Ростова! «А вот, видите, между двумя домами дорога, по ней и езжайте!». Навигатор показывает, инспектора говорят, — поехали. Дорога, относительно нормальная, и только, когда от города все огни стали светиться маленькой точкой, а на часах за полночь, стало тревожно. Возвращаться уже поздно, а впереди ни одного огонька, но скоро он появился, и вот она, федеральная трасса, на обочину и спать! Пробег 547 км.
День 21-й. Направление г. ЕЙСК. Опять дождь. То, что нас навигатор вывел через поля, выяснилось — была установлена программа по короткому пути, вот мы и попались. От Ростова на Ейск поехали «огородами», петляя через населённые пункты, на дорогах чистота и перепаханные поля.
В этом городе нас встречали тепло и гостеприимно Татьяна с сыном Григорием, как и при всех встречах, вечер провели в воспоминаниях и просмотрах фотографий детей, друзей и знакомых. На следующий день была экскурсия по городу:
Первый и единственный в России памятник великому кинорежиссеру и актеру, Народному артисту СССР Сергею Федоровичу Бондарчуку был открыт 16 июня 2007 года на пересечении улиц Победы и Свердлова города Ейска.
В августе 2008 года на Ейской земле был открыт бронзовый памятник народной артистке СССР. Нонна Мордюкова провела в Ейске свои юношеские годы. Автором памятника знаменитой актрисе стала московский скульптор Ирина Макарова...
Знаменитая актриса снялась в 62-х фильмах, многие фильмы мы видели, на них воспитывалось наше поколение.
День 23-й. В гостях хорошо, но пора в дорогу. Благодарим за гостеприимство Татьяну с Гриней, но немножко было досадно, что мы не увидели отца семейства и моего друга старшего Григория, он накануне срочно улетел в командировку, через год его не стало — печально.
В 12:00 покинули Ейск. Впереди Сочи—Адлер. Кубань радует своей осенней красотой, постоянно встречается большегрузная техника с наращенными бортами и везут что-то черное. Позже сделали вывод, что это семечки! Выезжаем на трассу М-4:
Изначально было запланировано достичь берегов Черного моря и встать на отдых, но в дороге выяснилось, что мой товарищ по школьным годам живет в Адлере. Вместе росли, учились: каток, лыжи, рыбалка, — все было, как у всех в детстве, пока не женились, нарожали детей и разъехались. Будущая встреча для нас была неожиданной и в тоже время приятной. Человек, которому море знакомо не по картинам и фильмам с особым чувством готовится к новой встрече с невиданными им морями. Я служил на Камчатке, на атомной подводной лодке, бывал у Экватора и Берингова пролива, но все под водой, т.ч. мощь океана испытывал. И вот оно, Черное море, привет тебе, от Тихого океана.
Дорога петляла вдоль побережья, с подъемами и спусками, на одном из участков пути выяснилось, появился запах масла и, естественно, дымок с правой задней ступицы. Как говорят в таких случаях, — приехали! Съехав на обочину, выявили следующее: водителю на серпантинах нужно было переходить на пониженную скорость, — расслабился. Диск колеса уже «засоплило», проверив масло в редукторе, пришлось долить и связаться с Хабаровском, чтобы закупили комплект сальников и передали в Питер, с расчетом до Питера идти на доливке. И это была первая неприятность с машиной по моей глупости. Протер диск до блеска и периодичностью в несколько км поглядывал. Чтобы не возвращаться к этому эпизоду, далее было следующее, долил всего грамм 150 в обратку до Ростова и более не наблюдалось до конца автопробега и по сей день. На радостях, что доехали до Сочи, были на въездном посту остановлены за нарушения знака. Пристроившись за большим автобусом, я не заметил знака «Стоп-контроль», за что очень долго слушал ст. лейтенанта о ПДД. Позже я спрашивал у местных, почему меня не наказали? Оказывается, у них есть установка от мэрии: быть обходительными с гостями, как-никак, а от нас бюджет города пополняется! Впереди заслуженный отдых, знакомство с городом и, конечно, купаться!
Это ж надо было ехать в Сочи, чтобы выучить знак «Стоп-контроль». Нигде больше не видел.
Вид на море с балкона лодочной станции, которую любезно предоставили нам для проживания Василий и Галина.
Историческая справка: В Сочи парк «Ривьера» занимает территорию 14,7 гектаров, на которой насчитывается 240 видов растений, из которых 50 видов представляют особую ценность. Основателем парка Ривьеры в Сочи является Василий Алексеевич Хлудов. Знаменитый предприниматель ещё в 1898 г. решил заложить огромный парк.
Отдых и знакомство с городом хорошо, но выделили время на осмотр трансмиссии и замену тормозных колодок. И это был последний день замечательного почти по-летнему, осеннего дня для нас.
Василий и Галина, мы вам очень благодарны за встречу, с самыми лучшими воспоминаниями покидаем ваш город.
День 24-й. Воскресенье. 13:20. Первый этап пути закончен, едем вдоль побережья и любуемся красотой моря. На придорожной торговой точке запасаемся фруктами.
Хочется заметить об одной, на мой взгляд, особенности. По всей Кубани видишь такие вот баннеры:
С таким законом и мы согласны. Больше нигде такого не видели.
День 34-й. Москва встретила нас проливным дождем, холодно.
По МКАДу едем впервые, плюс навигатор подсказывает, т.ч. проехали на Ленинградское направление без всяких сложностей. Трасса М-10 «РОССИЯ», движение дальнобойщиков и автовозов активное:
Завтракали на речке Шуша, нужно было торопиться, к вечеру быть в Питере. Туман рассеялся только после обеда,и к 17:00 уже было солнечно. Время въезда в город выпало на час пик, толкались в пробках, но опять-таки, благодаря навигатору, уже по-темному прибыли к подруге детства штурмана Алене и её мужу Валерию.
Подводим итоги: ДТ — 1 287 литров. Затраты на ДТ — 31 254 рубля. Пробег — 13 367 км.
Следующий день был посвящен обзорной экскурсией по городу на машине друзей.
Описать всю красоту этого города невозможно, мое первое знакомство тогда еще с Ленинградом было в 1972 году. Нас от школы по комсомольской путевке, на весенних каникулах, почти выпускников 10-го класса 30 человек отправили знакомиться с Москвой и Ленинградом. Прибытие в этот город для меня по счету было уже шестым, для штурмана — вторым. Будем любоваться красотой музея под открытым небом:
Историческая справка: Петергоф — самый ранний из дворцовых ансамблей в окрестностях северной столицы. Петергоф был основан Петром I. После победы над шведами под Полтавой в 1709 г... Петергоф — «столица фонтанов». Он не имеет равных России, а в Европе с ним может сравниться только Версаль. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа («Петергоф» в переводе с голландского — двор Петра).
Историческая справка: Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.
Историческая справка: Ансамбли Петергофа были захвачены немецкими войсками с 20 сентября 1941 по 19 января 1944 года. Художественные ценности были расхищены или уничтожены, во всех парках вырублены деревья, Большой дворец был взорван и сожжен. Статуи Самсона, Волхва, Невы и многие другие были вывезены.
В правой руке Кутузов сжимает шпагу, в повелительно указывающей левой — фельдмаршальский жезл. У ног победителя не развернувшееся французское знамя с обломанным древком и прижатым к земле навершием в виде одноглавого наполеоновского орла. Этой деталью и указанием в подписи на постаменте только одного 1812 года.
Днем прогулки по городу, а вечерами встречи с одноклассницами штурмана:
Леша поведал нам, что родители переехали на Алтай, живы и здоровы и ждут нас в гости. Принято решение ехать в Белокуриху. Благодарим всех питерцев за гостеприимство и собираемся в дорогу.
В тайне от всех я вынышивал ещё одну мечту — доехать до Мурманска. Замкнуть «кругосветку» северной точкой России (кроме Магадана, там я родился). Пройти трассу «КОЛА» понадобилось еще дня четыре. Но звонок с Хабаровска нас немного отрезвил и заставил отказаться от этой идеи, дома должны быть к утру первого ноября. В Новгородской области в Парфино живетс семьей моя двоюродная сестра Марина с мужем Сергеем и дочкой Лизой. И снова встреча:
Отдых и общение были замечательны, но впереди еще вся страна, долго не задержались, поблагодарили хозяев и обратно в дорогу. Осень была уже всюду заметна и радовала своей красотой.
День 41-й. Проезжая эти места, частенько встречаешь на пьедесталах танки, пушки. На местах сражений устанавливаются такие памятники. 19:20. До МКАДа ровно 100 км, в Москву решили не заезжать, и обойти её севером.
День 42-й. Утро, облачно,+4. В 9:30 проходим г. Владимир.
День 43-й. Татарстан. Опять туман. 12 — 10. На посту ГИБДД увлекся, превышение, выскакивает очень быстро майор — жезл вперёд. Представился как командир батальона, смотрит документы и спрашивает с изумлением, сколько нам еще ехать. Тут произошло невероятное, мы не договариваясь, в один голос говорим: Дяденька, отпустите, у нас дома маленькие дети. Он рассмеялся и по-офицерски, прищелкнул каблуком, отдал нам честь и жезлом показал дорогу. Набережные Челны.
22:00 Златоуст. Здесь хочется остановиться подробнее. Когда это место проходили первый раз, на придорожном рынке смотрели украшения, поделки, картины из природных полудрагоценных камней, ножи и прочее местных мастеров и заводских производителей. Время было позднее, но мы решили купить что-то на память о поездке. Выбрали большую картину из самоцветов с осенним пейзажем. Уже четыре года она украшает нашу библиотеку. Пробег 767 км.
День 44-й. 8:30, на перевале снег. Останавливаемся у стеллы «Европа—Азия», но остались без фото, сели аккумуляторы у фотоаппарата. Пасмурно, в 16:00 прошли Курган. Я уже упоминал, что про заправки писать не буду, но вспомнилось такое решение, расход топлива держать до полбака и снова заправляться до полного. По бортовому журналу видно, что три раза в день были заправки. Впереди Казахстан, зная, что такое таможня, решили не рисковать и пошли в объезд по нашей территории, как говорится, дали крюк. Был в этом объезде один минус, горели поля, дым застлал все вокруг и так несколько часов. Пришлось придумывать влажные тканевые повязки. В 24:00 останавливаемся на ночлег. Пробег 930 км.
День 45-й. 19 октября. Температура — -5. Звонок домой, поздравляем дочь с днем рождения. Омск прошли в 10:40. В придорожном кафе приняли душ и хорошо позавтракали. Несмотря на минусовую температуру обедали по-летнему, да и попрыгать, размяться полезно. Обед из НЗ: консервы, доширак.
Новосибирск обошли в 21:40, пошел снежок, стали искать место для стоянки. На заправке договорился с охраной за 150 руб. Пробег 950 км.
День 46-й. 11:30. Записи в журнале: «Лишились одной печки: вытек тосол, ремонт, могло быть хуже».
Вот что произошло: дорога до Барнаула, впереди дальнобойщик, я следом, за мной хвост. На очередном затяжном подъеме фура уходит в дополнительный правый ряд, чтобы пропустить колонну. Я подрываю свой турбованный дизель и пошел на обгон. На моей полосе впереди мелькнуло какое-то кольцо, как всегда принял за порванный ремень, останавливаться было уже поздно, скорость была приличной, по встречной полосе движение. Я поравнялся с кабиной дальнобоя, и понял, что деваться некуда, прыжок через «что-то» был роковым. Первое, что мелькнуло в зеркалах, это шлейф пара и резкий сигнал дальнобоя, он сбавил скорость, я ухожу на обочину, уже поняв суть проблемы. Поступила громкая команда переодеваться во все зимнее, пока тепло в салоне. Лезу под машину и вижу следующее: оторваны шланги от радиатора печки салона вместе с патрубком, загнута тяга переключения передач. Отрабатываю разломанный конец патрубка и соединяю шланги, подвязав их к трубкам кондиционера. На моем месте любой водитель поступил бы так, но и здесь я делаю ошибку, об этом позже. Тягу выпрямил. Нужен тосол, сколько ни голосовал, никто не остановился, видя, что разложен инструмент машина на домкрате, стоит женщина, всем пофиг. Разглядел впереди что-то вроде заправки, иду, продолжая левой рукой голосовать, и так полтора км. Никто. На мое счастье на АЗС был автомагазин, три канистры тащил обратно. Четыре часа потеряны. Разворачиваюсь искать предмет нашего несчастья. Видимо, из-под нас он ещё под фурой попрыгал. Нашел от дороги метров за десять:
Оказалось, стопорное кольцо с грузовой машины с колеса. Видимо, везли металлолом перед нами. И обрадовались, что в салон не влезло, все-таки рессорная сталь. Бийск прошли в 15:30, впереди Белокуриха. Заехали почтить память Михаила Евдокимова.
Приятная встреча и отдых. Нас встретили бывшие соседи Володя и Лида. Меняю масло в двигателе и фильтра. Прогулка по местным достопримечательностям и подъем на гору «Крещатик».
Основная особенность этих мест, это воздух. Где бы я ни был, такое можно встретить только в горах ТЯНЬ-ШАНЯ и здесь.
Справка: Главное богатство Белокурихи — радоновые источники, вода которых содержит основные лечебные элементы: азот, кремний, микродозы радона, а также фтор, калий, магний, кальций, гидрокарбонат сульфат натрия. Воды источников проходят большой путь с глубины 100-400 м через разломы земной коры к поверхности и вбирают в свою «память» информацию Земли, что также действует благотворно на организм человека. Лечение в санаториях Белокурихи проходит с использованием новых методов и на современном оборудовании. Одно заведение привлекло наше внимание, здесь самое вкусное пиво:
Пивной бар, тут же варят пиво, — рекомендую. Внутри стоит большого диаметра столб, кто обнимет — кружка пива. По восьмидесятым годам работал лет десять с мастером и хорошим человеком Алексеем Петровичем, узнал, что он живет в нескольких километрах от курорта:
День 49-й. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и покидаем их город. 14:00. Маршрут один — Хабаровск. Пробег 435 км.
День 50-й. Трасса «Алтай — Кузбасс» температура -7. От Барнаула на Кемерово порадовало, что минуем Новосибирск, дорога будет короче. Встречаем знак «Дорога платная». Остановка на обед, перебираем продукты, землю на полях уже прихватил мороз, по всему видно, что осень здесь закончилась:
12:00 — проходим Кемерово. 24:00 — Красноярск. Пробег — 880 км.
День 51-й. Заправляем зимнее ДТ. Идем на Иркутск. Пару фото того дня, вернее, дороги, какой она была:
Пробег 570 км.
День 52-й. С ДНЕМ АВТОМОБИЛИСТА!! Солнечно, температура -8. Поздравляем себя с этим праздником и дозваниваемся в Хабаровск поздравить друзей. В ответ приняли поздравление и их оправдание, мол, мы автомобилисты, вот вы — это да! Спешим к Байкалу. 23:50 набираем омуля во всех видах его приготовления, и устраиваем барский ужин. Пробег 720 км.
День -53- й. 11:00. Кабанск. В придорожном кафе заказываем баньку на березовых дровах. Отмылись, отпарились, отобедали:
Мы не знаем, кто и когда установил эту стелу, но это наши люди, видимо, дух в нас единый. К вечеру пошли перевалы, местами снег. 23:17, пост ДПС, Чита. Уплотняемся в спящую колонну и спать. Пробег 793 км.
День 54-й. Солнечно, -11. Попадаем в зиму. Температура в салоне бодрит, на день закрываем шторки, чтобы спереди было потеплее, одна печка не нагревает всю машину, только перед сном, за два часа прогрев, и спали уже одетые, двигатель глушили. Утром обходишь машину и со стекла сбиваешь сосульки — экстрим. Нам начали поступать звонки от друзей со всех уголков страны, в новостях передали, что мощный циклон ожидает нас впереди. Заметили, что навстречу мало шло машин, на заправках стал интересоваться у встречных водителей, что и как там? В ответ слышал только одно — жжжж. На следующей заправке то же самое слово. И только на третьей — полная жжжж. Удивительно, но как сговорились, и слово говорили, одно и то же. Неожиданно навстречу хлынул поток машин, вначале считали, но устали. Дома нам рассказали, что в новостях объявили, — образовалась пробка длиной в 70 км. В придорожном кафе один перегонщик поведал правду. Пробки могло и не быть, дорожники, вместо того чтобы чистить заносы, занялись буксировкой отдельных машин, за деньги, конечно, и только потом чистили дорогу. А где им ещё заработать?
Мы прошли уже по очищенной дороге, обедали, как придется, на рабочем месте:
20:40, Могоча. Прошли 636 км.
День 55 й. Температура -11. Зима, снег, дорога на одну машину, завидев встречную машину, зарываешься в сугроб, чтобы пропустить, либо он.
20:00 Магдагочи. «Бог создал Сочи, а Дьявол Магдагачи» слышали мы от народа в 2006 году. Пробег 552 км.
День 56-й. 30 октября. Последний. Звонки с дома, когда и во сколько будете, что приготовить? Пообещали в 22-00. 7-30 подъем, завтрак. 12-00 очередное ЧП. Резко стала увеличиваться температура, останавливаемся, под машину, висит один шланг, разбит патрубок. Вспомним, закольцевав шланги печки салона я их подвязал к трубкам кондиционера, когда натягивал на патрубок, мне нужно было состыковать шланги вместе а не оставлять патрубок голым. Дорога гравийная, камень из-под переднего колеса попадает в голый патрубок. Соединяю за оставшийся кусочек патрубка, заливаю оставшийся тосол, с термоса процеживаем от заварки чай, с другого кофе, со всех бутылок воду и кое-как набираем нужное кол-во жидкости. 13:43. Мост через р. Зея, на заправки беру тосол, доливаю.
В 22:00 мы въехали на мост через Амур, настроении было на подъеме, привет, Амур, привет, Хабаровск. Говорю штурману: «Хоть бы остановил инспектор на посту (эту фразу сказал единственный раз в жизни), мы бы поделились с ним своей радостью, что вернулись!». Тишина, ни одной машины, и вот он выходит, останавливает! Лица у нас веселые, берет документы, смотрит в салон и говорит: «А что это у вас?» (столик). Отвечаем, что только что передали привет Амуру от реки Волга, Дон, Енисей и т.д. — А вы откуда? С Хабаровска! Пожал руку, пойду мужикам расскажу, гордиться будем. Документы даже не открыл. Как и обещали, вернулись по всем срокам вовремя. И первая фраза дочери при встрече была такая: «Папа, только не говори о своих будущих планах!».
Итоги:
За качество фотографий и стиль написания, прошу извинить, если кому-то что-то не понравилось. В свою копилку автопробегов внесли цифру 24 000 км. Итого, общий пробег составил — 55 000 км. В этом году планируем опять Байкал, 2014 — Магадан или Монголия.
Удачи и хороших дорог всем автопутешественникам!