В этот раз Кавказ — 2022

В этот раз Кавказ — 2022

10.01.2023 | 9956 просмотров

Вот и отзвучали последние аккорды фестиваля «Русские дороги — 2022».

Всю последнюю ночь на фестивале шел дождь. Утро выдалось пасмурным и дождливым. Единственная радость утром была в том, что нехотя, но все же свернул свой лагерь вчера вечером. Тент и все остальное осталось сухим.

Теперь для меня прямая дорога на Кавказ. Почти половина экипажей с фестиваля отправляется в том же направлении.

До Астрахани дорога знакомая, т. к. в прошлом сезоне я с Аней совершил круиз вдоль Волги от ее истока до русла.

Стартуем. Дождь не прекращался почти до самой Самары. Дорога — сплошная вода. Машину заносит при выходе из водяной колеи. Один раз потянуло прямо под фуру, хотя скорость была 80-90 км/час. Удалось справиться, но порцию адреналина получил.

Первую ночевку устроил за лесополосой у кромки поля (люблю такие места).

Утром порадовало солнышко. День обещал быть прекрасным, и я собирался заночевать в районе Астрахани.

Волгоград проехал по объездной, хотя перекрестки и светофоры были на каждом шагу.

Мультиварка в машине от 220 вольт работает исправно, вот только стал проседать дополнительный аккумулятор. Нет зарядки от основного. Надо будет выяснить причину. А вообще это удобная штука, когда «по щучьему велению, по моему хотенью» готовится обед или ужин.

Астраханская область встретила полчищами мошкары. Это даже не тучи, это сплошная завеса из мошкары. Никакие москитные сетки и тем более средства не помогают. Местные жители поведали, что такая беда у них каждый год в июне, а ведь как прекрасно мы отдохнули здесь в прошлом году… Но это был август! Я постарался максимально быстро уехать от этого кошмара. Бедное местное население.

В Волгоградской и Астраханской областях отметил на автобусных остановках наличие чистых туалетов из кирпича. Приятно смотреть на них и приятно находиться в них.

Вдоль трассы Астрахань — Дагестан стоят информационные щиты с предупреждением снизить скорость из-за сильного бокового ветра. Действительно, порывы ветра пытаются снести машину с дороги. Для меня это еще одно необычное явление.

Как только пересек границу Астраханской области с Дагестаном, обратил внимание на автостоянки. Это большие асфальтированные площадки. Есть разметка для легковых авто, на некоторых предусмотрено место для большегрузов. Как правило, все они с освещением, скамейками/столами, баками под мусор и приличными туалетами прямого падения, но ВСЕГДА чистыми. В дальнейшем таких стоянок уже не встречал. Видать, это недавно построенная трасса по современным требованиям.

Обнаружил причину незаряда дополнительного аккумулятора. Теперь опять «по щучьему велению, по моему хотенью» все варится.

В Махачкале было забито несколько локаций, но я решил прислушаться к советам друзей, не заезжать, и объехал ее по объездной. Даже на ней почувствовал на себе манеру вождения местных джигитов.

Была вторая половина дня. Долго раздумывал, куда ехать: Сулак с каньоном или песчаный бархан. Выбор пал на бархан Сыра-Кум, но, когда я к нему подъехал, был разочарован его размерами, тем более было уже почти 19:00 и, возможно, все закрыто. Наши Кузоменьские пески в Мурманской области намного интереснее и масштабнее. Сфотографировал Сыра-Кум с трассы и поехал дальше, решив заглянуть сюда на обратном пути, если получится и в ясную погоду. Зато успел до темноты заглянуть в Люксембург.

Хасавюрт для скорости решил проехать по объездной, но навигатор решил меня запутать. Сначала 2,5 км по убитой щебенке. Пришлось вернуться обратно. Затем по узким улочкам аула с постоянными лежачими полицейскими, которых не видно из-за тени от деревьев. Бедный мой «Черныш»! Несколько раз мне его было до слез жалко.

Под свет фар уже пришлось искать место для ночевки на городском пляже Избербаша.

Вот оно, Каспийское море! Как давно я сюда собирался!

Хотя было уже темно, но я не удержался, чтобы не сходить и не смочить ноги. Кстати, вода была теплая, но процедуру купания решил отложить на утро.

Рядом со мной встала на ночевку с прицепом автодом семья из Подмосковья. Они проехали Дагестан против часовой стрелки и сейчас направляются домой. Пообщались. Поделились своими впечатлениями, подтвердили самые интересные локации.

До поздней ночи из окон гостиниц 1-ой линии лилась громкая музыка. Дискотека. Потом местные устроили тусовку на пляже, но это нисколько не помешало мне отправиться в глубокий сон.

Утро началось рано. Наши машины стояли рядом с волейбольными площадками на пляже. И вот, начиная с 5:30, любители волейбола по-кавказски эмоционально нарушали тишину рассвета и нашего сна своими голосами. В 7:00 волейбольные баталии прекратились (видимо, все разъехались по рабочим местам), а их эстафету «приняла» дискотека из гостиниц. Тут было уже не до сна.

Небо было в багровых тучах. Стал накрапывать мелкий дождик. Купаться желание пропало. Решил в такое пасмурное и неприветливое утро погреться в термальных источниках. Горячие термальные источники находятся на окраине Избербаша. По кругу они обнесены забором. Есть небольшая инфраструктура в виде автостоянки, кафе, туалета, душа. Можно воспользоваться услугами массажиста и обмазаться лечебными грязями. Сам источник посередине разделен забором, отделяя мужскую и женскую купальни. Для невзыскательных посетителей, вроде меня, которые не привыкли к VIP обслуживанию, вполне достойное место. Сероводородом почти не пахнет. Единственное неудобство вызывало дно купальни. Долго стоять на одном месте не получается — обжигает ступни. Кстати, посещение источника бесплатное.

В окрестностях Избербаша была отмечена еще одна локация — «Райский пляж». Это место рекомендуют для отдыха и купания. Ехал долго. Оказалось, это не окраина, а скорее пригород, да и щебенка поднадоела. Решил, что отдыхать вроде еще рановато, а купаться я не особый любитель. Лучше отдохну на пляже с черным песком и там же посмотрю Самурайский лес.

Значит, опять по коням и вперед!

По дороге встречается много моек самообслуживания. Можно сказать, что они на каждом шагу. В своем городе у меня была неудачная попытка воспользоваться такой услугой. Пришлось заплатить намного больше, чем помыл бы машину оператор. Поэтому я искал привычные для себя мойки.

В Дербент въезжаю на грязной машине (стыдно).

Дербент — это один из самых древних городов России и мира. В переводе с персидского языка означает «узкие врата», что полностью соответствует его расположение на местности. Он является настоящим музеем под открытым небом. Те, кто интересуется историей, могут познакомиться с памятниками разных эпох, которые помнят древних персов и византийцев.

Самая знаменитая достопримечательность Дербента — крепость Нарын-Кала. К ней я сразу и направился. Машину оставил у подножия горы, заехав по крутому серпантину узких улочек. И вообще, надо отметить, что старые районы Дербента изобилуют узкими улицами и крутыми подъемами и спусками.

К самой крепости надо подняться по длинной лестнице. Солнце палит беспощадно и обгореть в начале путешествия не хочется. На помощь приходит лосьон от загара, который неожиданно затерялся в недрах машины.

Ходить по крепости в такую жару тяжело, но я добросовестно провел здесь около 3 часов. При этом пришлось отдышаться (охладиться) в ханских банях, в других строениях посмотрел экспонаты выставок и с завистью заглядывал в закрытые колодцы-тюрьмы, где наверняка мог бы спрятаться от палящего солнца.

 

 

К крепости примыкают старые кварталы. Их улочки в своих фантазиях я представлял по-другому. Они не впечатлили. Зато эти улочки запомнятся надолго за рулем машины. Это еще тот квест. Спуски, подъемы в сочетании с крутыми поворотами. Двум машинам не разъехаться. Мало кто включает поворотники. Но… Это оказалось мелочью. В старом городе на «каждом шагу» лежачие полицейские. Беда в том, что их практически не видно. Они сливаются с полотном дороги, при этом нет предупреждающего знака и нет «зебры», обозначающей пешеходный переход. Бедный мой Черныш. Несколько раз ему ОЧЕНЬ сильно досталось, а у меня чудом остались на месте все зубы. А вот в новых районах Дербента все как положено: знаки, переходы.

 

Очень долго добирался до Новой Набережной. Она еще строится, поэтому с удобствами напряженка. Кабинок для переодевания нет, народа много, вода у берега с большим количеством водорослей. Купаться расхотелось.

В Дербенте мне надо сделать отметку в отпускном свидетельстве. В решении этого вопроса появились проблемы. Нужна гербовая печать. Сразу вспомнился 2018 год, где мне на ж/д вокзале поставили печать со словом «Владивосток». На работе такой документ не приняли. Хоть поезжай обратно за гербовой печатью… Пришлось вести многочасовые переговоры с руководством РЖД и, благодаря одноклубникам, получить заветную печать.

Без заселения никто печать ставить не желал (да и не у всех была в наличии гербовая), в полиции также отказали. Из-за этого пришлось сильно понервничать. Надежда таяла с каждым отказом. И вот, когда хотелось все бросить и забронировать любую гостиницу, блеснул огонек удачи.

Ближе к вечеру, чтобы отвлечься в ожидании ответа, решил посмотреть на Лунь. На поездку к этой громадине я планировал отвести целый день, но сидеть и ждать я не мог. Поехал.

Ну настоящая МАХИНА! Впечатляет. Кстати, если бы не мои проблемы, здесь действительно можно было бы провести целый день и даже переночевать на берегу моря неподалеку от Луня.

 

Неожиданно, но в то же время долгожданный звонок телефона: «Подъезжайте. Будет Вам печать». Уже в темноте заехал в Дербент (ох, как не люблю ездить в темноте, особенно по незнакомым местам!). Несколько раз промахнулся с нужным поворотом. Из-за этого пришлось поволноваться, т. к. опаздывал на встречу. Но главное — все получилось. Вопрос ЗАКРЫТ.

В благодарность за помощь участникам автопробега Северодвинск — Дагестан (в таком статусе я совершал это путешествие) я оставил рекламные буклеты о достопримечательностях Поморья и (заранее заготовленные) благодарственное письмо. Ах да, ведь я забыл сказать, что ехал под «прикрытием» РГО (Российское географическое общество) и Администрации города. Кто знаком с движением автостопщиков, тот поймет, о чем я.

Переночевать решил под стенами крепости. Оттуда можно увидеть ночной Дербент. На стоянку заехал в полной темноте, поэтому полноценный лагерь разбивать не стал. Еще одна причина этому — начавшийся дождь. Из-за него не удалось посидеть под стенами Нарын-Кала, но увидеть ночной город я отказать себе не смог. Промокший, но довольный, я вернулся в машину.

Дождь лил всю ночь. Он заставил меня испытать походный вариант туалета прямо в машине. Могу доложить, что все прошло благополучно.

Утро выдалось ясным. Можно еще остаться на денечек и посмотреть современный Дербент, но жажда познать и увидеть больше звала меня в дорогу.

Хучни. На высоком холме раньше располагалась крепость. Сейчас от нее осталась только башня. Легенды гласят о предательстве сестры ради спасения своих 7 братьев. Говорят, что рядом с крепостью располагается холм, покрытый камнями. Согласно легенде, каждый мужчина, проходя мимо, должен бросить 7 камней за предательство сестры, а женщины, в знак сострадания и солидарности к силе любви, убирают эти камни.

Красивая и в то же время печальная легенда.

Не обнаружив холма с камнями (видно, женщины все успели убрать), я отправился на водопад, находящийся в нескольких километрах от Хучни.

Люблю горы, а горная дорога завораживает еще сильнее. Приходится часто останавливаться и подолгу стоять, очарованным неописуемой красотой.

Долго ли, коротко ли я доехал до Ханагского (Хучнинского) водопада.

 

Он красивый и своеобразный. Вода как будто подпрыгивает на трамплине и выплескивается из чаши. На этом прекрасном фоне решил устроить себе второй завтрак. Моей персоной, а потом и содержанием машины заинтересовался страж порядка. Известно, и все это отмечают, что дагестанцы очень общительные люди. Не исключение и полицейские. Он долго расспрашивал, откуда я (29 регион редко встречается в этих местах), почему один? В неописуемый восторг его привело внутреннее оснащение Логана. Честно говоря, я старался на всем протяжении этого путешествия не рекламировать переоборудование своего салона, т.к. опасался быть привлечен по новой принятой статье о незарегистрированном переоборудовании машины. Все сидения, кроме водительского, в Логане отсутствуют. На их месте появились кровать и кухонный блок. Все обошлось, хотя он долго стоял без движения и молчал, глядя в салон.

Отдохнув и подкрепившись, я продолжил знакомство с Дагестаном.

Остановился перед перекрестком. Салта 7 км. Гуниб 15 км. При подготовке к поездке в интернете предупреждали, что при посещении Салтинского водопада необходимо иметь сапоги. Не проблема. Дежурные сапоги у меня постоянно находятся в машине, но в этот раз они не пригодились. В этом году уровень воды оказался намного выше моих сапог. Дойти до водопада можно только в броднях.

 

Да, Салтинский водопад великолепен! Особенно в лучах солнца. Это единственный в Дагестане подземный водопад.

Не замочив ног, хотя уровень воды был намного выше колен, мы вернулись к машине.

Очередная локация пройдена. День клонится к завершению, и эту ночь я собирался провести под стенами Гунибской крепости.

 

Не торопясь, разглядывая и фотографируя шикарные виды справа и слева, я засветло заехал в Гуниб. В магазинах закупился продуктами и вперед, в горы. В горах темнеет быстро.

И вот уже в полной темноте я плутаю по узкой горной дороге. А чем выше, тем она хуже. Дважды заехал не туда. В одном дворе предлагали остаться на ночлег, приглашали в гости. У них был то ли праздник, то ли просто хорошее настроение, накрытый стол… А у меня строгая диета, поэтому не хотелось обижать гостеприимных хозяев отказом от угощения. Два раза проехав мимо неприметного поворота почти на 180 градусов, я все же сворачиваю на него и, прося прощения у «Черныша», с запахом подгоревшего сцепления с трудом поднялся по каменистой дороге на поляну. На ней четверо молодых парней под свет налобных фонариков разжигали небольшой самоварчик.

Навигатор показывает, что стою у крепости, а ее не видно.

— Выше есть стоянка?

Молодые люди ответили, что они выше не поднимались, а сюда они приезжают пить чай и любоваться ночным Гунибом. Вид отсюда, действительно, завораживающий. Они пригласили меня к импровизированному столу. Я принял их приглашение и принес свои сладости к чаю. Завязался необычный разговор. Он больше сводился к вопросам с их стороны. Их интересовали мои взгляды и отношение к Путину, масонам, дагестанцам и др… Были затронуты много тем, от политики до религии. Даже попросили совета как от старшего поколения для молодых. Я не настолько разносторонний человек, чтобы быть в курсе всех этих тем. Тяжеловато пришлось, признаюсь.

Ребята уехали, а я решил здесь и заночевать.

Утром моему удивлению не было предела. Гунибская крепость была в каких-то 150-200 метрах выше моей стоянки. На самом деле никакой крепости нет. От нее осталась одна стена, которая тянется на несколько сотен метров.

Поднявшись вверх вдоль стены, я оказался на самой высокой точке скалы Спящая красавица. Отсутствие крепости компенсируется открывающимися видами на долину внизу и парящими орлами над головой. В таких местах можно останавливаться надолго. Просто стоять и дышать полной грудью.

Как говорят: «Аппетит приходит во время еды». Так и здесь, в Дагестане, от увиденного начинаешь терять голову. Каждая новая достопримечательность кажется интереснее предыдущей. Хочется быстрее увидеть следующее, самое-самое. Поэтому запрыгиваем в кибитку на колесах под названием «Черныш» и мчимся к следующей локации. Правда, мчаться не получается. Опять остановки. Фотографируем, стоим на краю очередной скалы и любуемся просторами Кавказа.

По совету Сергея Маковецкого хотел заехать на точку Айвазовского и там отдохнуть денек-другой. Навигатор не может построить маршрут. Точка неизвестна. Еду на самую главную для меня локацию — Гамсутль.

Поворот с трассы и через 2-3 километра упираюсь в грязевую кашу. На днях прошел дождь, и с гор сошел сель. Каких-то 8-10 метров грязи с глубокой колеей от грузовых машин. Быть в Дагестане и не увидеть главную достопримечательность? Как же так? Пожалел, что Логан не 4х4. Была мысль достать лебедку из багажника и лебяжиться, но солнце не успело перегреть мою буйную головушку, и я оставил мысль о лебедке. Затем подумал о тросе. Да, ради Гамсутля готов был подвергнуть «Черныша» не менее жестокому испытанию, но минут 40 не было ни одной машины. Впору было прослезиться.

Пришлось разворачиваться и спускаться к Гунибской ГЭС. Она построена по схеме с бетонной арочной плотиной. Это одна из немногих таких гидростанций в России. Рядом располагается сторожевая башня, на которую я незамедлительно поднялся.

С вершины башни открывается неплохой вид на саму ГЭС и долину. При сбросе воды из водяной пыли образовалась радуга.

Весь вид и впечатление портит скопившийся перед плотиной мусор из пластика. Разглядывая окрестности, увидел приближающуюся колонну байкеров. На одной из локаций я с ними уже встречался. Решил их расспросить, если они пробились в Гамсутль, то я тем более должен. Оказалось, что они только собираются туда ехать.

Вероятно, услышав наш разговор и мои разочарования, ко мне подошел мужчина и предложил вместе с ним поехать в Гамсутль. Я был в смятении. На чем? Как?

Оказалось, что я хотел сломя голову пробиться на точку Айвазовского, а на Гамсутль ведет хорошая асфальтированная дорога. Видать, все-таки раскаленное солнце повлияло на мою голову.

Конечно, я согласился на предложение этого мужчины. Им казался местный гид, который на своей машине вез молодую пару из Питера. Таким образом, я попал на замечательную экскурсионную программу от dag_ruso_turisto. К сожалению, имя гида затерялось. По дороге мы остановились на одной смотровой площадке. Устроили фотосессию, а гид за это время сварил в турке ароматный кофе.

Потом нам пришлось пересесть на УАЗик, а оставшуюся часть подъема преодолевали уже пешком. Гид предложил подниматься по более сложному маршруту, чем идут основные группы, но и более живописному. Мы нисколько не пожалели, хотя дался он нам действительно тяжеловато.

В Гамсутле обратили внимание на разновидность кладки некоторых сооружений, внутри домов увидели, как раньше пользовались естественными холодильниками, показали, где что стояло. И это все служило людям буквально несколько лет назад. Интересно было послушать рассказ об истории аула, его последнем жителе, хотя все это я знал из интернета. «Вживую» информация воспринимается лучше.

По окончании экскурсии я опять воспользовался рекламной продукцией о достопримечательностях Архангельской земли. Пригласил всех к нам в Поморье, а нашему замечательному экскурсоводу вручил благодарственное письмо и всем на память фирменные пакеты.

Начинает отказывать электроника. Сломался инвертор на 1000 Вт. Мультиварка больше не готовит мне еду. На приготовление пищи надо отводить намного больше времени. Затем настала очередь фотоаппарата. Западает кнопка функции «видео». Эта лавина неисправностей «накрыла» и Go Pro. Клубничкой на торте оказался ноутбук. Он отказался копировать файлы с карт памяти.

Кстати, дома я со всеми этими неисправностями разобрался. Где-то тупил я, что-то можно было отремонтировать в полевых условиях. Вот только фотоаппарат пришлось сдать в ремонт.

Ах, да. Еще душ отказался меня поливать. Пришлось вспомнить деревню и мыться из тазика.

Хунзах. Уникальность этих мест в их расположении на высокогорном плато. В районе Хунзаха плато как будто распорото каньоном Цолотль, а заканчивается оно в Матласе, круто обрываясь.

Въехав в Хунзах, я ошибся поворотом и оказался в русской крепости, построенной царскими войсками в 1867 году. Крепость производит довольно унылое впечатление. В советское время здесь располагалась поликлиника и больница. Сегодня здесь военный комиссариат.

И вот я, наконец-то, стою у знаменитых водопадов. Они находятся прямо на краю села. К краю каньона подходит три реки, поэтому получается три водопада. Самый мощный из них Тобот. Можно спуститься на дно каньона и встать под сам водопад, но это займет более трех часов и тропа очень плохая (так пишут в интернете). В Хунзах я провел практически весь день. Прогулялся по краю плато, наслаждаясь видами. Советую всем сделать то же самое. Не пожалеете!

Очень интересно наблюдать за подготовкой к прыжкам с «тарзанки». Давно мечтал о таком, но мне это уже «не светит» из-за спины, а вот на параплане обязательно полетаю (в этот раз параплан опять не получился, т.к. Сулак я проехал мимо).

Совершил попытку проехать на плато Матлас и посмотреть Каменную чашу. Но моя автокибитка не смогла преодолеть крутой каменистый подъем, а подниматься пешком под палящим солнцем я не решился. Возможно, я неудачно выбрал точку старта, а другого маршрута навигатор не находил.

После неудачной попытки доехать до Матласа еду дальше.

В этой поездке уже не в первый раз с навигацией получается тяжеловато.

Надоело ездить на немытой машине. Не выдержал. Спросил. Показали. Вымыл. Все оказалось легко и просто. Представляете, в Дагестане можно помыть машину за 50 (!!!) рублей. У нас в Северодвинске в 400 тяжело уложиться.

Проехал туннель, необозначенный на карте, и остановился у плотины. Место оказалось неплохим. Решил здесь сделать полудневку. Место оказалось популярным у местных. Приезжают купаться, на 2-3 часа оборудуют кемпинг. Я привел себя в порядок, отремонтировал спальное место.

Переночевав, еду в Гуниб. Здесь пополнил запасы продуктов и на выезде решил обогнать на затяжном подъеме еле «живой» ЗИЛ-130… Пересек сплошную. В результате штраф. Расстроенный и злой на себя, еду дальше.

Гимринская башня (1830). Башня восстановленная. Не оригинал, но подняться наверх стоит. С башни открывается красивый вид на окрестности. Впрочем, шикарные виды можно наблюдать со всех смотровых площадок и не только смотровых. Они (виды) открываются через каждые сотню метров.

 

Башня является одним из образцов оборонительных сооружений горцев Дагестана. Это историческое место. Очень важные события в Кавказской войне связаны с ним.

По плану сегодня последний экскурсионный день в Дагестане. Впереди остается посетить Чиркейское водохранилище и Дубки.

Очень хотелось запечатлеть проезд через самый длинный туннель в России, но Go Pro не снимает, а ноутбук по неизвестной причине взбунтовался и не копирует файлы с регистратора. В результате осталась лишь одна фотография туннеля при выезде.

А вот и само Чиркейское водохранилище. Вдоль берега сразу начинаются многочисленные смотровые площадки. Заворачивать на каждую нет смысла. У меня есть несколько точек, которые посоветовали друзья и выписанные точки из отчетов одноклубников. Опять не все точки оказались доступными. Одних не оказалось «на месте», к другим навигатор не смог проложить дорогу. К тому же погода стала портиться. Вершины гор стали скрываться в дождевых тучах, и я поспешил искать место для ночлега.

 

Черкейское водохранилище расположено на реке Сулак и является крупнейшим водохранилищем Северного Кавказа. Оно славится рыбалкой. После строительства ГЭС его специально зарыбили и заселили раками. Сегодня здесь можно поймать сазанов, форель, окуней и другие породы рыб. Этому способствует постоянное пополнение рыбой.

Как я уже говорил, т.е. писал, смотровых площадок вдоль водохранилища очень много, не со всех открываются интересные виды. В основном они на обрывистых берегах, без ограждения, туалеты отсутствуют, грязно.

 

Не доезжая Дубков, спустился к водохранилищу. Отдохнул. Перекусил. Искупался. Взял экскурсию на катере. Зашли в парочку фьордов. Высокий, скалистый берег, плюс скорость, брызг волн и визг детворы и женщин.

Такая прогулка не впечатлила. Правильно народ говорит, что самая лучшая прогулка на катере по каньону это в Дубках.

Значит, нам туда!

По-моему, существует лишь одна причина посетить Сулакский каньон — там офигенно, божественно красиво!

Благодаря опять же Сергею Маковецкому из Архангельска, я объехал несколько интересных смотровых площадок и остановился на официальной в двух километрах от Дубков.

Здесь очень много места для машин. Можно найти место в тени, можно под палящим солнцем, а можно и уединиться. Стоянка с развитой инфраструктурой. Есть парочка кафе, туалет, неплохой вид на каньон. Здесь я остался на ночевку. Получилась прекрасная полудевка.

И все же самая-самая из всех увиденных мною площадок находится за «высоким» забором. На машине проехал по узеньким улочкам Дубков и уперся в забор. Вдоль всего забора висят таблички «Проход запрещен». Калиток и дырок в заборе я не обнаружил, но народа на противоположной стороне гуляет много. Пошел искать проход вдоль забора. Через пару сотен метров забор закончился, и я оказался на противоположной стороне. Эти же сотни метров обратно и передо мною открылся сногсшибательный вид на каньон. Ну, а если вы не побоитесь спуститься чуть ниже, на самый край, то там вообще «ВАУ».

Еще это место запомнилось тем, что у девушки волосы парили над каньоном. То ли это воздушные потоки постарались, то ли какая-то ионизация воздуха. Вид бомба!

Вот на такой ноте заканчивается мое знакомство с Дагестаном. Конечно, надо было не скакать как на арабском жеребце, а наслаждаться увиденным, воздухом, природой, духом Дагестана. «Но тот, который во мне сидит» (как у В. Высоцкого) хотел все больше и больше, еще и еще. Ему было мало увиденного. Вероятно, это азарт познания.

Эта позиция не всегда верна, но порой себя оправдывает. Когда еще сюда смогу выбраться из своего Поморья? А если соберусь, то имею представление. Знаю, что надо еще увидеть, где побывать. Так было на Камчатке, Дальнем Востоке и Алтае.

Раз мы здесь, вновь хочется увидеть Эльбрус. С детства меня притягивали горы, а после поездки в далеком 2005 году в альпинистский лагерь «Уллу-Тау», я по-настоящему заболел горами и Эльбрусом в частности. Значит, едем туда. Это входит в программу максимум.

Программа максимум включала в себя все ущелья и перевалы Кавказа. Основные достопримечательности отмечены, но невозможно объять все. Одним глазком я увидел Кавказ, будет повод вернуться.

Решаю одним глазком взглянуть на Эльбрус. Путь выбрал через Чегемское ущелье и перевал Актопрак.

В Грозном останавливаться не планировал, но очень хотелось взглянуть на ночной город (уж больно красивые фото в интернете). До него 1,5-2,0 часа езды. До Нальчика 5-6 часов. К великому сожалению, ночной Грозный не получается.

Дагестан провожал меня солнечным днем, а Чечня встретила пасмурным небом и моросящим дождем. Кабардино-Балкария также встретила дождиком, но по-прежнему тепло.

Не доезжая Баксана свернул в сторону Чегемского ущелья. Здесь очень живописные водопады Адай-Су и Су-Аузу. Остановился в приятном месте. На открытом огне готовится незамысловатая пища, угощают вкуснейшим чаем. Рядом есть родник с изумительно чистой водой, вытекающей прямо из камня. Туристы могут отдохнуть здесь же в уютных комнатах у хозяина этой стоянки.

 

 

Дальше смотровая площадка у «кафе у Султана». Красивейший каскад водопадов. В этот час повезло с посещением. Интернет забит информацией о многочисленных торговых лавочках и нашествии туристических автобусов. Ничего этого не было.

В Хуштосырте спросил про дорогу через перевал. Сказали, что пару дней назад шли дожди и УАЗики шли оттуда все в грязи. Глядя на мою автокибитку, ехать мне не советовали.

— Как же так? Я не увижу один из самых красивых перевалов Кавказа?

После непродолжительных раздумий решил ехать. Никогда не поздно будет повернуть обратно.

С этими мыслями смело повернул на перевал, совсем забыв о том, что хотел взглянуть на Греческую лестницу и заехать в город мертвых Эльтюбю.

Дорога и впрямь не везде подсохла. По сторонам смотреть на пейзажи особо не получилось. Все внимание было на дорогу. Местами было страшновато, но «Черныш» с честью преодолел все трудности. На верхней точке перевала остановился на обед. На глазах вершины гор стали прятаться в темных тучах. Пришлось поторопиться с обедом и приступить к спуску.

 

 

Что могу сказать о перевале Актопрак? Дорога проходима в сухую погоду для любой машины и с любым клиренсом, а вот в сырую погоду с моноприводом лучше не соваться.

Из-за ненастной погоды и большого внимания к дороге насладиться природой в полном объеме не получилось. И все же несколько раз останавливался, фотографировал.

22 километра грунтовки до Былыма закончились. Выскакиваем на асфальт и мчимся в направлении Эльбруса.

Тырныауз удивил 9-этажными домами. Неожиданно. Настоящий город средней полосы.

В Верхнем Баксане было желание повернуть на Аллу-Тау. Подняться на подъемнике и приехать в альплагерь. Но…

Уже накопилась усталость. (Вот как раз и отдохнуть бы в лагере). Дни отпуска заканчиваются. Быстрее-быстрее увидеть Эльбрус.

Пропускаю Поляну нарзанов и водопад Девичьи косы, чтобы засветло добраться до конечной точки.

Всю дорогу от Былыма моросит дождь.

И вот он, ЭЛЬБРУС. Моя конечная точка на Кавказе.

Чтобы выйти из машины, пришлось от шлагбаума пятиться задним ходом в поисках свободного места.

Помня о том, что наверху может быть холодно, решил утеплиться. На подъемнике удалось немного сэкономить, купив с рук единый проездной билет на весь день. Опять же из-за плохой погоды на вершине видимость была всего 200-300 метров. Соседних вершин не видно. Среди туристов в одних футболках на вершине я выглядел нелепо в своем одевании. Пришлось срочно раздеваться. Вот только с обувью угадал. Хоть и был там снег, но снежной каши было больше. Благодаря берцам, мои ноги остались сухими.

Из разговоров на вершине я понял, что мне с погодой еще повезло (если можно так сказать), днем раньше из-за штормовой погоды подъемники вообще не работали.

В машине забыл взять очки от солнца. Хотя солнца и не было, но от снега глазам было тяжело. Без акклиматизации подхватил горняшку, поэтому решил спускаться вниз.

К сожалению, в этот раз Эльбрус увидеть не удалось.

На этой печальной, но одновременно счастливой ноте (увидел кусочек Кавказа на своей машине), решил закончить знакомство с южными республиками.

Джылу-Су, Бермамыт, Домбай и Архыз решил оставить на следующий раз. Впечатления и эмоции от поездки хлещут через край. Возвращаюсь домой.

Но не совсем…

В прошлом году совершил путешествие от истока до русла реки Волги. В планах было возвращаться через Калмыкию, но не получилось. Решил в этом году все же посмотреть калмыцкие степи. До Элисты шел через Пятигорск. Как только пересек границу с Калмыкией, сразу машина начала прыгать и качаться из стороны в сторону на многочисленных кочках и волнах, хотя дорога выглядела идеально. Асфальт. Лишь за 40 километров до Элисты моя автокибитка пошла, как лайнер, ровно.

А долгожданных степей увидеть так и не удалось. К сожалению. Одни асфальт и поля, засеянные сельхозкультурами.

В Элисте решил все же отдохнуть по-хорошему, постираться. Неожиданно оказалась проблема с хостелами. Их практически нет. Все гостиницы без номеров телефонов с регистрацией на «Островок» или «101». Нашел одну гостиницу с телефоном. Созвонился, заселился.

Отдохнул. Постирался. Привел себя в порядок. Вечером, когда на улице стало комфортно гулять, поехал на разведку к главному буддийскому храму Золотая обитель Шакьямуни. Сам храм был уже закрыт. Обошел вокруг. Это, пожалуй, самое колоритное место. Множество зелени, цветов. Территория ухожена. Красиво и чисто.

В гостиницу возвращался в полной темноте. Опять навигатор не хотел доставить меня на место ночлега, пришлось даже созваниваться с администратором гостиницы и просить помощи.

В планах следующего дня было посещение города Шахмат, но интернет предупреждал, эта достопримечательность заброшена и находится в плачевном состоянии, постепенно разрушаясь. Решил не проверять. Старый хуральный комплекс «Геден Шеддуп Чой Корлинг» я проехал по другой дороге, заезжая в Элисту. Возвращаться не хотелось.

На следующее утро опять жара. Температура выше 30 градусов. Северяне такую жару переносят тяжело, тем более, когда она сопровождает тебя уже вторую неделю изо дня в день.

Конечно, не мешало еще денек-другой провести здесь, по-хорошему отдохнуть, но снова заниматься поисками гостиницы в такую жару не хотелось.

Все! Достаточно! Впечатлений много. Жары предостаточно! Хочу домой!

Выезжая из города, остановился у Парка Культуры и отдыха, зашел на площадь В.И. Ленина, посмотрел Пагоду.

На этом мое знакомство с Кавказом и Калмыкией в 2022 году закончилось. Теперь могу предположить, что меня ждет при возвращении в эти места, что надо еще посмотреть.

Дорога домой сюрпризов не преподнесла. Отпуск, считаю, удался на славу.

Путешествуйте как я. Путешествуйте лучше меня.

До встречи.


Дром

Комментарии

  
Томск
Сообщений: 9638
Где можно поподробнее прочитать про мультиварку в авто?
9
6
Ответить
Хроm
Ишим
Nachtwandler
Где можно поподробнее прочитать про мультиварку в авто?
https://www.drive2.ru/communities/5019/
1
3
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 147
Ммм.. Дагестан классно конечно
8
4
Ответить
Regular Name
Дорого обошлись Российской и Советской империи эти земли.
20
18
Ответить
  
Пермь
Сообщений: 478
Спасибо, отчёты про любимый Кавказ всегда читаю с интересом. Но здесь стиль изложения вызывает некоторое недоумение. Какой-то сумбур. Такое ощущение, что рассказ после написания разбили на отдельные абзацы, смешали в кучу и раскидали по тексту как попало, словно перетасованную колоду карт по столу - ни логики, ни хронологии. Вы из Астрахани уже доехали до Махачкалы (бархана Сары-Кум), потом почему-то оказались в Люксембурге, который возле Кизляра, потом зачем-то попёрлись в Хасавюрт (то есть снова в сторону Махачкалы), а в итоге оказались в Избербаше. Со стороны Астрахани в Махачкалу лучше ехать через Сулак, а Хасавюрт днём с его пробками надо вообще всегда обходить при любой возможности.
Кроме того, в рассказе изобилуют непонятно чем обусловленные недосказанности, полунамёки. К примеру, если уж заикнулись о проблеме с мультиваркой и её решении, то договорите до конца - в чём была неисправность, как устранили. Вряд ли это военная тайна. Думаю, и о переоборудовании Логана в дом на колёсах читателям тоже было бы интересно узнать.
46
1
Ответить
  
Копейск
Сообщений: 488
Nachtwandler
Где можно поподробнее прочитать про мультиварку в авто?
В интернете
7
2
Ответить
Nick525
Кущевская
Красивые фотографии, большое путешествие. Ровных дорог автору!
5
3
Ответить
  
Томск
Сообщений: 9638
Хроm
https://www.drive2.ru/communities/5019/
Спасибо
3
2
Ответить
799259
Саратов
Автору респект! Тоже очень понравился Дагестан, но еще много мест осталось интересных. За две поездки не осилили.
6
1
Ответить
12949522
Nick525
Красивые фотографии, большое путешествие. Ровных дорог автору!
у меня мульти на 220 вольт 350 Вт (максимум). Питается через инвертор на 1000 вт. спасибо
1
2
Ответить
12949522
Nick525
Красивые фотографии, большое путешествие. Ровных дорог автору!
и вам удачи
4
2
Ответить
 
нп около Новосиба
Сообщений: 153
В начале отчета "...вдоль Волги от ее истока до русла", далее в тексте опять упоминание "...от истока до русла реки Волги". Не до устья Волги, а до русла. А какое месте считается началом русла Волги? Где это?
В дороге и веревочка пригодится...
5
5
Ответить
 
автор
Северодвинск
Сообщений: 148
799259
Автору респект! Тоже очень понравился Дагестан, но еще много мест осталось интересных. За две поездки не осилили.
можно сказать почти обзорное путешествие. В след. раз уже со знанием дела буджу там все смотреть, что пропустил в этот раз.
3
1
Ответить
 
автор
Северодвинск
Сообщений: 148
qwest22
В начале отчета "...вдоль Волги от ее истока до русла", далее в тексте опять упоминание "...от истока до русла реки Волги". Не до устья Волги, а до русла. А какое месте считается началом русла Волги? Где это?
а вот это большой вопрос. В принципе это там, где река впадает в море, но здесь слишком большая площадь впадения. Думаю, что можно выбирать любое слияние реки с Волгой, до которого смог добраться.
Спасибо за выявленные ошибки.
3
1
Ответить
MHisE
Новая Усмань
Как устроен внутри Логан интересно, где фото?)
5
 
Ответить
 
автор
Северодвинск
Сообщений: 148
MHisE
Как устроен внутри Логан интересно, где фото?)
На Ютубе можно найти отдельно про хозблок, эл. станцию. Обзор внутренности с фестиваля "Русские дороги". Там несколько роликов от самарского ТВ и от уфимского ТВ.
https://www.youtube.com/@user-...
2
1
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проектеПомощьПравилаДля СМИ
© 1999–2024 Дром