|
Ключевые точки:
Владивосток — Байкал — Казахстан — Башкирия — Сызрань — Калмыкия — Дагестан — Чечня — Азербайджан — Грузия — Дагестан — Чечня — Кавказские Минводы — Сызрань — Чувашия — Москва — Хабаровск — Владивосток.
Нда….эта поездка надолго нам запомнится!!))
Дорогие друзья, всем привет! Кто со мной знаком по двум предыдущим поездкам — так вообще двойной приветище! Кто меня видит впервые — давайте знакомиться! Нас двое: я и Ксения. С недавних пор мы являемся мужем и женой. По студенчеству мы работали в студенческом отряде проводников и три лета подряд гоняли из Владивостока в Москву не слазя с поезда. И так было все лето без выходных. А если быть точнее, то три лета. Там приобрели много друзей, некоторые стали нам настолько близкими, что они надежно закрепились в «самых близких людях», причем эти люди, как ни странно, не только студенты-коллеги, но и пассажиры. Но речь не о людях, о них чуть позже.
Одно из важных качеств, которых нам подарила железная дорога — это полнейшее бесстрашие больших расстояний. Т.е. неважно, где окажешься, чувствуешь себя везде как дома. Вот и после окончания ВУЗа покатушки с Востока на Запад стали нормой. Сперва был Севастополь и черноморские города, затем Монголия и Казахстан с Москвой. А теперь… Ну что сказать, в общем, решили мы все же в этом году покорить Кавказ.
Немаловажный момент: мы не любим туристические страны, точнее мы не любим туристические «места». Нас никогда не привлекали Таиланды и Вьетнамы, хотя это и дешевле будет. Нам надоело слушать рассказы от тех, кто там побывал, про то, как там живут люди. О том, как они катались на слонах, смотрели обезьян, ходили по веревочным тропинкам и катались по джунглям в конвеерном режиме группа за группой. В экскурсионных турах не узнать даже десятой доли того, что из себя представляет страна на самом деле. Особенно, если сушишься на пляже. Когда тебя опекает туристическая компания и весь твой отдых уже на большую часть решён за тебя — разве это приключение? Мы гоняем дикарями, и отдых «всё включено» не для нас. Для нас отдых «все выключено».
Мы не любим экскурсии, но любим достопримечательности, мы заранее знаем, что хотим посмотреть. Мы очень любим историю и географию и знаем все об этих местах еще до приезда туда. Гид нам ничего нового не поведает. И еще мы не любим, когда нам говорят куда смотреть. Мы не раз пересекались с туристическими группами, и ничего там интересного нет. Самое жалкое зрелище — когда люди фотографируются возле какой-то достопримечательности, а ничего о ней не знают. Гид что-то пытается изложить вкратце за десять минут, но в голову не вбить за это время ничего. Если ты не читал и не смотрел «12 стульев», можно полчаса тебе рассказывать кто такие Остап и Киса. Результат будет нулевым. В Пятигорске девушки облепили статую Остапа возле «Провала», а потом спрашивали кто это такой. Поэтому программу нужно составлять всё-таки под себя и под свои интересы. Откровенно говоря, нам больше всего нравится этно- и гастро- туризм. Т.е. общение с людьми, с народами и, конечно, их кухня. Национальные кухни — это такое же национальное искусство, только оно воздействует не на глаза и слуховые рецепторы, а на язык и желудок. Вернемся к поездке.
Почему Кавказ? Я не знаю, и до мая этого месяца я не знал. А уехали мы в июне. Вариантов было много: Средняя Азия, Магадан и т.д. и т.п. На Кавказ мы поехали, можно сказать, кинув монетку. Просто поехали в сторону запада, а там по ситуации уже ориентировались. Машина на этот раз была Тойота Витц 2002 года с объемом… да, объем 1,0 литра. Но японский литр и отечественный — это абсолютно разные вещи. Так что машиной мы были полностью довольны. Пять дверей, багажника нам хватило, печка жарит, кондиционер морозит. Едет идеально (для своего класса), 150 ехала без напрягов, и тапок в пол до рева двигателя мы не давили. Машину любим и все делаем только плавно. Конечная точка нашего маршрута тоже не была определена окончательно. Армения, а может Турция. Честно: мы не знали.
Отъезд. Стоим втроечка во Владивостоке..)
Угадайте по фотографии, где мы. Правильно! Это Приморье!
Это где-то в Амурской области.
Ну все, хватит воду лить, приступим к поездке. В этот раз готовились мы всего один вечер и взяли все самое необходимое. Вещей вышло немного и, как всегда, оказались вещи лишние, но их было немного. Остальное: ремень, масло, фильтр, канистра с бензом, ремкомплект и инструменты тоже взяли, но места они много не заняли
По старой традиции мы взяли видеорегистратор и радар-детектор. Второй нам очень помог, несмотря на его двухлетний возраст. В мафоне флешка с музыкой (сколько ни качай — все равно через пять дней надоест). Атлас бумажный и, разумеется, в смартфон приложение MapsMe. Оно бесплатное, но оно крутое. Хочу, чтобы разработчики данного чуда попали в рай без очереди. Так и будет. Нереально удобная приложуха с максимумом информации, впиханным в минимум объема памяти. Еды взяли на несколько дней. Но главное, что у нас было, это все-таки уверенность в нашей машине. В ней мы вообще ни разу не усомнились, ведь это японская техника — она надежная как калаш. Так и было, на ней мы даже колеса не пробили. Не сломалось ничего, мне кажется, она еще дюжину дюжин таких поездок преодолеет без проблем.
Отъезд начался по старой традиции с утра, в субботу. Нас провожал друг Кирилл, знакомый некоторым из вас по моей севастопольской поездке. Он нас проводил и дал посылку, которую мы через 4 часа отдали его маме по пути. Ну, в общем все, поехали!!
Вот мы и едем по родному Приморью, дорога идеальная, погода тоже класс. Для себя мы поставили цель проезжать в день не меньше 1000 км, мы заехали в первый день в Хабаровск и проехали 1450 км, остановившись за Буреей. Без заезда в Хабаровск дистанция была бы другой. Дороги идеальные, классные. Дистанции проходим большие, в Забайкалье так вообще кроме дороги ничего нет.
Второй день (забайкальский) так же был очень результативный в плане дистанции. Заночевали мы далеко за Читой, под Улан-Удэ. Итого: в субботу утром уехали и в воскресенье поздним вечером стояли почти на Байкале. Но ведь мы еще отдыхали, останавливали на обед, заезжали в Хабаровск, купались в озерах и т.д. Вот и рассказать Вам про дорогу до Байкала нечего… неполных два дня, и мы возле него.
Кстати, все-таки еще встречаются чудаки, которые едут с Владивостока на Байкал сушиться на пляже и расписывают свою машину, как правило, внедорожник, лозунгами «Рейд на Байкал», «Байкальский марш-бросок» и т.д. Друзья, в этой дистанции ничего героического нет, и проехать ее вы сможете запросто на своей, пусть даже самой на ваш взгляд неподготовленной машине. Так что ноги в руки и вперед на Байкал (хотя бы). Заправок много, мы заправлялись на заправках ННК (Альянс).
Знаменитое место не осталось без внимания.
Заехали в деревеньку за водой.
По фото можно понять — мы в Забайкалье.
С Забайкалья до Москвы пять тысяч километров. Поэтому Москву видно плохо отсюда=)
Тоже место культовое, стоянка дальнобоев и не только.
В Улан в этот раз мы не заезжали, но все-таки поели бурятской кухни в кафе. Как же без поз? А вот на Байкале мы в нашем местечке любимом и диком остановились. Искупались в Байкале, освежились от жары. Поели и отдохнули. Вода прохладная, не Японское море… но купаться в жару здорово. Отъехали от побережья мы под вечер и остановились где-то между Иркутском и Красноярском. По пути нас встречали лесные пожары, и жар от пламени чувствовался даже в закрытой машине. Но мы нормально и без происшествий это преодолели. Заснули после легкого перекуса байкальскими омулями из Слюдянки с соответствующим запивоном.
Цены начали падать, плотность населения начала увеличиваться. Поток фур тоже усилился. Как-то неожиданно бах-бах Красноярск, Кемерово, Новосибирск, Омск… по федералке едешь — время быстро летит. И вот после Омска мы свернули в сторону Исиль-Куля. Т.е. в сторону Казахстана.
Теперь я Вам поведаю, почему нужно ехать через Казахстан. Во-первых, вы сэкономите по времени (прохождение границ занимает по 15 минут каждая), но вы получаете идеальную пустую дорогу без фур. Далее вы получаете доступ к нереально дешевому бензину за 120 тенге на всех заправках. 120-130 тенге (21-23 рубля на июль 2017 года). Ко всему этому вы можете посетить замечательный город Петропавловск. В городе есть чем заняться и есть что купить. Цены очень низкие. На всё. Единственный нюанс, про который нельзя забывать — это обязательная страховка автомобиля. Нам она встала чуть больше 1000, но мы на одном топливе сэкономили стоимость двух таких страховок, ведь поехав по России, вы сделаете огроменный крюк и будете кататься между фурами со скоростью 60 км/ч (был уже такой опыт).
В Петропавловске мы гуляли с утра до вечера и затаренные выехали в сторону Кургана. Обязательно совершите данный маневр. Кстати, для выезда за границу нужна идентификационная овальная наклейка на заднее стекло RUS. На границе она стоит 200 рублей, я купил во Владивостоке за 25. Вообще-то она не нужна, и государство, из которого вы следуете, отчетливо прописано на номерах, и даже флаг наш есть. Этого достаточно, но во избежание лишнего геморроя проще сделать так.
Традиционное фото с указателем)
Так выглядит ОСАГО Казахстана.
Петропавловск. Традиционное фото на вокзале.
Далее у нас в программе были Уральские горы, Уфа и вот мы в Поволжье. Самара.
В Самару мы решили заехать по собственной глупости, о чем сильно пожалели. Будний день подарил нам просто неимоверные пробки. Дороги делают, говорят, что к чемпионату мира по футболу, город-то хороший, но полдня мы простояли в пробках. Благо есть приложения MapsMe и 2GIS. Максимально объезжая пробки, мы хоть как-то, но экономили время. Заехав в Ашан и еще в пару мест, мы по итогу покинули Самару-городок и задали курс на Сызрань. Вечерело, но дорога прошла быстро. И в Сызрань мы приехали посветлу. Совсем забыл сказать, что мы и в Тольятти заезжали. По Тольятти мы тоже погуляли.
Так выглядит радость от пребывания в Самаре.
Сызрань. Сызрань — это один из основных наших остановочных пунктов, где нас ждут всегда днем и ночью, зимой и летом. Фото на втором заезде в город — обязательная процедура. Далее прямым ходом отправляемся в микрорайон Шанхай. Там нас ждут. Там нас ждут уже два года. Здесь живут герои предыдущих отчетов о моих поездках: дядя Леша и тётя Люда, с которыми я познакомился, когда восемнадцатилетним студентом вёз их в поезде летом из Владивостока в Сызрань. С ними была дочка Катя, сейчас она замужем и живет в Ставрополе, но она подъехала в Сызрань через пару дней. Так мы и подружились. Дядя Леша военнослужащий, служит в авиации (вертолёты). А тетя Люда работает в пехотной части как гражданский специалист. Спустя год после нашего знакомства, добрый начальник поезда разрешил нам выйти к ним в гости, и поезд поехал без нас, а на обратном пути мы сели туда. Мир тесен, начальник поезда и дядь Леша, оказывается, оба служили в СВВАУЛЕ — вертолетном училище. И так была заложена традиция посещать их летом. Потом по дороге в Севастополь, далее из Монголии в Москву и вот этот раз не стал исключением. Вообще, проблем с коммуникабельностью у меня никогда не было, мне нравится общаться с людьми. Каждый человек — это отдельный неизведанный мир, который можно долго изучать, и это никогда не надоест. Вернемся в Сызрань. Как обычно — открываются ворота и накрыта поляна.
Тут мы отдыхаем, значит, отсыпаемся, стираемся, скидываем часть вещей и берем всё самое необходимое для поездки на Кавказ. Все действия сопровождаются застольем. План был следующим: балласт оставляем в Сызрани, а потом возвращаемся после поездки на Кавказ за ним. Из оставленного у нас в основном были посылки в Чувашию (см. дальше). Это подарки и запчасти на праворульную японскую машину.
В общем, в Сызрани мы неслабо так отдохнули и поехали дальше. Очередной точкой в маршруте стал Волгоград. Город-герой, в котором долго и упорно наш народ сражался с оккупантами. Разумеется, Родину-Мать мы посетили, тут я уже был в свой севастопольский поход, а вот Ксения тут первый раз. Ничего не изменилось, стоит монумент на месте, где тысячи наших ребят отдавали свою жизнь за то, чтобы немцам, итальянцам, румынам и венграм поменять Черное море и белый хлеб на Белое море и черный хлеб. Сталинград — место, где наши гениальные стратеги смогли окружить 6-ю армию Паулюса. С этого момента и начался перелом в войне. Про этот город и эту операцию я знаю более чем достаточно. Вечный огонь отдает колоссальной энергией. Почему-то фотографироваться на его фоне руки не очень-то и поднимаются. Не знаю почему.
В гостях в Сызрани. На фото — курсанты, с которыми мы знакомы еще по своей севастопольской поездке. Сейчас они уже пятаки, тогда они были только первокурсниками.
Тут всё понятно, это Волгоград.
Затем мы купили литруху ряженки, поехали в Элисту. Где-то недалеко мы заночевали. На следующий день начались бескрайние калмыцкие степи. Они действительно бескрайние, если поставить Вас возле дороги, закрыть глаза и пару раз крутануть, то вы и не поймете, куда смотрели изначально. Жара такая дубасит — мама, не горюй! От зноя горизонт визуально деформируется и плывет перед глазами, как будто ты пропустил двоечку в голову. Двоечку — в смысле удары) Доехали мы до Элисты. На КП обязательно остановились перед знаком «Стоп Контроль». Здесь и далее такие знаки постоянное явление, за проезд без остановки — хороший штраф. Так что останавливаемся. В Калмыкии степь степью, а светофоры посреди степи стоят! И еще и таблички, мол, осторожно, люди ходят. До ближайшего человека-пешехода десятки километров, а знаки висят. И трафик автомобилей слабый. Интересно, конечно.
В одной из кафешек мы поели. Поесть в придорожных кафе можно недорого. Старый совет, ешьте там, где стоят фуры дальнобоев. Они шарят и где попало есть не будут.
Далее мы проехали развилку на Астрахань. Начались атаки насекомых, саранча тучей, как снег, падала на нашу машину, с горем пополам мы проехали эти неблагопрятные «метеоусловия». На КП у выезда из Калмыкии нас остановил калмык-гаишник, побеседовал и пожелал счастливого пути. Далее КП на въезде в Дагестан, тут уже стоят ОМОНовцы и с автоматами в брониках встречают гостей республики. Досмотр, регистрация и поехали дальше. Кизляр остался в стороне, мы свернули в сторону Грозного, в Чечню.
Удивило: все, абсолютно все частные дома в Чечне имеют одинаковый забор, сделанный в одинаковом стиле. Это выглядит красиво и немного не похоже на Россию. Хоть Грозный и был немного в стороне, но мы не пожалели, что потратили лишние часы на заезд в этот город. Город просто как на картинке. Идеальные дома и улицы, полнейший порядок на дорогах. Чистота. Все чеченки и чеченцы ходят согласно своим религиозным правилам. Ксюху я нарядил в длинное платье, а про себя забыл, гулял в шортах. Потом только узнал, что так делать в Грозном нежелательно. И действительно, в шортах нет никого. Вовремя загуглили в интернете, спасибо тебе Гугел!
В городе нет хаоса на дорогах, полиция через каждые сто метров, все чеченцы. Русских почти нет. Полицейские бородатые, наверно, по религиозным соображениям. Покатались мы по городу, погуляли. Да… Не верится, что здесь в 1995 году была мясорубка.
Все восстановлено, по всей Чечне висят портреты Кадырова и Путина. Есть не только исламские религиозные сооружения, но и православные.
Далее мы двинулись снова в Дагестан. Проехав Хасавюрт, вы уже поймете сами чей это город. Чеченский или Дагестанский. Здесь полная противоположность, на дорогах все, как в Азии. Вдоль дороги одни закусочные. Правила дорожного движения почти не соблюдаются. Кстати, на границе Чечни и Дагестана стоит КПП, там дежурило около сотни омоновцев. Причем русских. В Дагестан мы въехали вечером, остановиться решили в древнейшем городе Дербенте. Тут мы через вышеперечисленные ресурсы остановились в постоялом доме у тёти Раи, за двоих мы отдали чуть больше тысячи. Помылись и под кондиционером уснули сном Наполеона после Ватерлоо. Долго мы не спали, как известно, недосып можно доспать, а пересып отоспать уже нельзя. С утра часов в 9 мы поехали знакомиться с Дербентом. Очень интересный город, несмотря на свой хаос. Очень много древних, да и просто старых интересных построек. Далее мы поехали в сторону границы с Азербайджаном. От Дербента до границы чуть ли не полчаса езды.
Кстати, интересное наблюдение. В Дагестане каждый второй продуктовый магазин называется либо «Транзит», либо «Гастроном». Я, конечно, понимаю, что гастроном вполне логичное название. Но других названий я просто тут не встречал.
В Дагестане очень хорошо представлены псевдо-роснефтевские заправки, в такой же цветовой гамме. «Руснефть», «Росснефть», «Роснефтепродукт», «Ростнефть», «Роснефто» и прочее. Та же история и с «Газпромом»: «Гаспром», «Газпромторг», «Гаспромм» и т.д.
Вот мы и на границе с Азербайджаном. КПП Яраг—Самур. Жара, пекло. На КПП наши погранцы сразу меня встретили вопросом: «Ты как сюда попал?». Я был удивлен, откуда они знают про дальность моего пути. Оказывается, они оба служили в Приморье. Один в Пограничном, второй — в Находке. И 125 регион на номере для них нечто вызывающее ностальгическую улыбку. Таможенник-дагестанец тоже спрашивал, как нас сюда занесло. В окне регистрации женщина тоже не верила, что мы с Владивостока. Все прошло очень быстро, и через 20 минут и формальный досмотр мы покинули Россию. Подъехали к воротам Азербайджана за мостом через реку Самур. Припарковали машину и пошли в окошко №3. Предварительно взяли талон в терминале. Перед досмотром нужно оплатить налог и страховку. Деление идет по объему двигателя. До литра, с литра до полутора, и далее с шагом в поллитра. Тут есть немаловажный момент. Я сказал, что мой объем не 1 литр, а 998 кубов. Я получил разницу в 5 долларов и заплатил всего 10$. Страховка открытая, страхуется машина и может ездить кто угодно. Все вместе около 1000 руб. Пока я решал эти вопросы, Ксю валялась под кондиционером в машине. В очереди я разговаривал с мужиками. Один дагестанец выразил огромную радость, что мы посетили Дербент. Интересный человек, от русского почти не отличить, кожа немного смугловатая, зато маты такие заворачивает! В общем, с русским фольклором он знаком хорошо. Мне понравилась его фраза: «Мы, даги — хорошие, как русские, но когда нас много — мы непредсказуемы». Далее нас позвали на досмотр, поставили печати, и мы въехали в Азер. На всё про всё два часа. Итого две границы за 2,5 часа.
А теперь важная информация! В сторону моря есть еще два перехода, средний Ширвановка— Филя пешехоный, а дальний — автомобильный. Дальний — Ханоба—Тагиркент. Езжайте сразу сюда! Тут гравийки 3-4 километра, но тут очередей и фур нет вообще. Тут граница проходится за 15 минут обе стороны (личный опыт, подробности далее).
Самур — первый поселок после границы. Тут мы купили сим-карту по нашему заграннику. Попросили тариф с 500 мб интернета. Стоимость 10 манат — 320 рублей. Нам ее хватило на всю поездку. Поменяли тут же 2000 рублей. Здесь же есть банкоматы с очень хорошим курсом.
И вот мы пошли есть. Заказали два блюда, хозяин сказал, что нам хватит. Это была Буглама и Пити. Буглама — суп из говядины с овощами. А пити — это баранина в горшочке с картофелем, в бульоне и собственном жиру с добавлением местной зелени и пряностей. Там одно мясо! Ко всему этому во всех заведениях к приему пищи ставят по умолчанию тарелку нарезанных овощей (помидоры и огурцы), свежий порезанный круглый хлеб, два кусочка рассольного сыра мотал из овечьего или козьего молока и два стакана, ну и питье, разумеется. В нашем случае обед на двоих нам встал в 11 манат или 350 рублей. Триста блин пятьдесят рублей за то, чтобы обдолбиться мясом и напрочь отказаться ехать дальше, завалившись спать. Мы нашли в себе силы и поехали дальше, хотя спать хотелось и в животике приятное ощущение подсознательно предлагало нам покемарить часик-другой.
Ха! Сейчас историю слушайте, такое только тут возможно! Проехали пять километров по грунтовке, и начались шикарные азеровские автобаны. Но перед ними стоял пост ДПС, перед знаком «Стоп Контроль» мы остановились. Все было в порядке вроде. Ага, все да не все. У нас висел на панели радар-детектор. Его мы не сняли еще с России. Подходит седоватый гаишник, просит документы, страховку. Просит снять устройство и велит пройти к нему на пост. Он говорит на посту: «Александр, читай». И показывает в открытую книжку, где на двух языках написано про антирадары и штраф за их использование в 600 манат (20000 тыс. руб.). Я начинаю залечивать, что антирадар и радар-детектор — это разные вещи. Неубедительно. Блин, а я вижу лицо у него доброе, ну прям вижу, что он — не конь! Но я настроен был на продолжительный диалог. Он, выждав паузу, улыбается и говорит… Он говорит: «Азеры гостей никогда не обидят. Забирай свою приблуду и спрячь ее до России». Вот это мне повезло! Это что за амнистия такая от правоохранительных органов интересная? И тут я, поняв, что этот человек хороший, начал с ним знакомиться. Говорю: «Как тебя зовут-то?» Сказал, что зовут Эльшан. Далее мы схлестнулись языками и пошло-поехало. Далее он, дабы обезопасить нас, посмотрел, нет ли чего еще на нашей машине такого запрещенного. Все нормально было. Ксю сидела в машине и даже не подозревала, что этот человек в это время не денег пытался с меня стрясти, а приглашал к себе! Я говорю: «Эльшан, мне тебе даже дать нечего, ни водки русской нет, ни конфет, ничего, я ж не знал, что тебя встречу!» Эльшан сказал, что ему от меня и ничего не надо было. Далее он мне исповедовался о том, как хорошо было в Союзе и о том, как раньше республики все дружили между собой. Как все относились друг к другу хорошо: так же как русый относится к брюнету или как полный относится к худому, т.е. к такому же человеку, дружба была без преград и каких-либо национальных барьеров. Говорили мы с ним очень долго, он дал номер и сказал позвонить, если будут проблемы. Сказал, что у него дача в горах и до моря несколько километров. Попросил позвонить на обратном пути и уточнил, что он дежурит сутки через сутки. Т.е. нужно звонить заранее. Ему я свой номер тоже дал. Пожав руки и обнявшись, мы поехали дальше, а Эльшан остался на своем посту, проводив нас уставшим взглядом. Казалось бы, мужику ну лет 50 уже есть и зачем ему мы? Далее я понял, что это норма, для Кавказа в общем, и для Азербайджана в частности.
Кстати, если поедете в Баку, то обязательно остановитесь на этом КП. Спросите про Эльшана и, если он там будет, вручите ему пузырь от меня с приветом. Покажите ему фото с отчета, чтоб он меня узнал, и так вы познакомитесь с первым хорошим азером.
Это событие меня окрылило, как Ред Булл и спать не хотелось больше. Мы ехали счастливые и любовались азеровскими просторами, местами был виден Каспий, и мы не упустили возможности там искупаться! Так хорошо! Вдоль идеальных дорого стоят ветровые электрогенераторы. Ничего удивительного, тут такие ветра дубасят! Вот им классно белье сушить. Или рыбу вялить. Ну и энергию халявную получать тоже, безусловно, классно.
Возле моря мы встретили такую птичку интересную! Фото сделать не успел. Размеры голубя, окрас воробья, а хвост как у павлина — веером. Такое я видел только тут.
Уже по другую сторону границы. Мы в Азербайджане!
По трассе часто висят радары и вот что: российские номера они не читают (только тсс, это я вам по секрету). В Баку мы въехали вечером. Нас не ждало тут ничего. Не было у нас никаких броней в ночлегах, по ситуации мы сориентировались и поселились в ночлежке Гест Хаус Инн. Нашли случайно, ткнув пальцем в ТрипЭдвизор на смартфоне. Приехали, в этом же доме я снял денег и вот мы припарковались возле двери и поселились. Двухместный номер со всеми ништяками в данном заведении, которое находится в центре Баку, стоит за двоих около 1500 рублей (!!), что, на мой взгляд, крайне смешная цена. Особенно если учесть, что в твоем номере жили ведущие «Орла и Решки». Вам не померещилось, именно тут. Кто не знает — это такая передача, по телеку идет. Тут же я узнал, что оба ведущих жили здесь (!). И, со слов местных жителей, то, что там показывается — не всё есть правда. На стенах висят их фотки. Потом мы пересмотрели этот выпуск. Тут есть и отдельные номера и просто койки, в общем на любой вкус и цвет варианты жилья. В целом заведение очень приличное.
Заселились мы, помылись и пошли гулять по Баку! Привет, Баку — нефтяная столица мира! Мы знали уже заранее, что будем смотреть! Ломанулись на набережную. В Баку почти всегда ветер, нам достался теплый приятный ветер и солнечная погода. Набережная отличная — Приморский бульвар. Гуляют и местные, и понаехавшие вроде нас. Цены даже в центре адекватные. Литрушка колы стоит 1 манат (33 рубля). Во Владике такое счастье в центре города будет стоить раза в три дороже. Пофотались, Приморский бульвар — по всей длине напичкан местами для фото. Нам даже удалось встретить азербайджанских моряков в форме.
В Баку культ Гейдара Алиева и везде и всюду встречается его фамилия. Это я так, между делом.
Мы направились в Старый Город — Ичери-Шехер. Что-то вроде Кремля в России. Суть та же самая. Крепость, вокруг которой рос город, являющаяся в данный момент лишь культурной достопримечательностью и не несет никаких оборонительных функций.
Потрясает, конечно, увиденное. Очень ухоженное место, качественно отреставрированное. Внутри в городе еще стоят дома, в которых живут люди, они хорошо сохранились (дома). И гуляя по узким улицам, порой шириной с сажень можно в открытые двери даже заглянуть и увидеть чойта там такое интересное происходит внутри. Крепость была построена еще в 12-м веке, так что городишко-то не молодой вовсе.
Старый город по площади занимает несколько квадратных километров, но за счет плотной застройки вам понадобится не один час, чтобы обойти его. Переулков тьма тьмущая. MapsMe нас неплохо выручил. Божественное приложение, простое как колесо. Огромная экономия времени.
Напомню, экскурсиями мы не пользуемся, мы изначально сами знаем, что хотим посмотреть и всю историю этого места мы также знаем. Немного о достопримечательностях старого города. Наверно начну с «Девичьей Башни». На восточной окраине города стоит сие сооружение, выполнявшее роль и крепости и даже маяка. Интересная башня, высотой в 8 этажей и толщиной стен в несколько метров.
Далее идут дворцы бакинских ханов и бани — древние постройки интересной конструкции, где жили управленцы государственного аппарата. В начале 19-го века Россия по просьбе бакинского хана заняла территорию Азербайджана, дабы персы не буянили, и в этих домах располагался российский гарнизон.
Очень много тут старых и красивых мечетей, архитектура — настоящее искусство, что еще сказать?
На самом деле про Старый город можно писать не одну книгу. Одни только ворота чего стоят. К примеру, сколько нужно страниц, чтобы рассказать про Московский Кремль? Никто не скажет, но все согласятся, что много. Тысячу, десять тысяч страниц — не важно, но в несколько страниц я не смогу вложить всего того, что я увидел и узнал об этом «Старом Городе». Здесь же и музеи располагаются. Дюжина точно наберется, кафе рестораны — тоже в изобилии. Короче говоря, не был в Старом городе — значит не был в Баку. Площадь у него небольшая, так что первым делом сюда, если вдруг Вас занесет в Баку.
Блин, не буду скрывать. Хотел попасть на легендарные места из фильма «Брилиантовая рука». И мы попали. В МепсМи все эти места уже есть. Включаем навигацию широким шагом идем к месту, где вы упадете и скажете: «Шйорт побъяри!». Выйдя из крепости мы направились к Государственному флагу — гигантских размеров флаг развевался на ветру. Его опускают в сильный ветер, но нам повезло увидеть этого мирового рекордсмена. Музей ковра, кстати, интересная постройка. Необычная форма, но внутри мы не были — туда нам не хотелось. Мы долго-долго гуляли, пока возле госпиталя Министерства Обороны мы не сели в такси и не уехали спать. Такси мы взяли, конечно, не знаменитый бакинский кэб. Но на одном из последних меринов мы уехали и катались мы по городу с таксистом и было нам здорово. Отдали мы за поездку не поверите: уже не помню толи четыре, толи пять манат, ну около 150 рублей. Смешная цена, согласитесь, для такси, взятого возле дороги. Обычно ведь возле дороги стоят с самым диким ценником, ну в России, во всяком случае, так. А тут вовсе нет.
Город удивляет своей необычностью.
Собственно, вот он, Старый город.
Тут всё понятно. Это то самое место.
Это не музей и не выставочный зал. Это обычный подземный переход.
Азербайджанцы любят большие флаги.
С такими сильными ветрами само то ставить флаги таких размеров!
Это манат. И на нем Карабах изображен как территория Азербайджана.
В номере мы заснули махом. Кстати, сейчас я пишу этот отчет и ем азербайджанскую конфету, хотя месяц уже август. Это усиливает ощущения и воспоминания))
Вообще, в Баку каждый дом — достопримечательность, как в Питере или Москве.
Далее много чего интересного мы увидели, но основное это безусловно — фуникулер стоимостью 0,5 маната (15 рублей) вниз, а вверх мы пошли пешком, т.к. он закрылся на обед. Фуникулер не сравнить с нашим владивостокским. В Баку вагонам максимум несколько лет. Фуникулер подымается в Нагорный парк. Чистый парк, где в одном из уголков тренировались дети, а тренер-боксер грозно им раздавал команды. Аллея шахидов — одна из основных достопримечательностей Баку. Шахид в данном случае не несет никакого экстремистского подтекста, шахид изначально — это воин, воевавший за свою исламскую Родину. Печально, что на аллее в основном лежат те, кто воевал со своими бывшими соотечественниками. На надгробиях портреты ребят, погибших в постсоветских конфликтах, в большинстве своем — в войне с армянами. На портретах обычные советские солдаты в советской форме и тельняшке. Они воевали с такими же «вчерашними советскими солдатами», только армянской национальности. Один азер мне рассказал на нескольких примерах, как армяне и азеры в начале восьмидесятых исполняли общий интернациональный долг в Афганистане и странах Африки, а спустя несколько лет им сказали, что вместе нельзя. Конец дружбе. На тот момент никого не волновало, кто живет в Карабахе и под чьей юрисдикцией находится регион, с развалом СССР это стало всех интересовать. Я, общаясь с азерами в этот раз, много наслушался историй, как они по молодости каждое лето ездили в Ереван, а теперь проезд закрыт навсегда. Удивительно, что азеры считают армян хитрыми евреями, а армяне считают азеров наглыми хапугами. Но у простого народа ненависти друг к другу нет, и как мне сказал администратор заправки в городе Шемаха: «Нет плохого народа, есть обиженные и злые люди». 99% тут скажут вам, как хорошо было дружить народами в СССР и как плохо сейчас меситься из-за общей земли. Разумеется, дружить лучше, чем сидеть в окопах на позициях с двух сторон, и в течение тридцати лет друг друга долго и упорно умножать на ноль.
Вернемся к Баку. Также мы посетили высотки «Языки пламени». Это три высотки в форме пламени, построенные совсем недавно. Тут же рядом находится видовая площадка. Вот тут-то мы и нащелкали фоток. Отсюда потрясающий вид на весь город. Весь Баку как на ладони. А еще тут потрясающий ветер.
Кстати, если вы на машине, то можно проехать еще выше к телебашне, оттуда обзор еще больше и лучше.
Очень понравился центр Гейдара Алиева. На газоне вас встретит гига-кролик и гига-улитка. А так же надпись «Я (сердечко, мол, люблю) Баку». Возле этой надписи все фотаются, и мы не исключение. Здание потрясающее — это культурный центр, разработанный британской женщиной-архитектором. Тоже относительно свежее, на виде ему не больше 8-10 лет.
О Баку можно долго писать, много чего мы посетили, чего уже и не вместишь в этот отчет. Это невозможно, как и передать впечатления о городе. Я не скажу, что я в восторге от этих мегаполисов и гигантских объектов необычной формы. Но Баку, действительно, удивил. Тут есть чем заняться.
Конструкция, действительно, необычная.
Земляки везде найдут место для надписи. Это перила на видовой площадке.
Подъем к верхней станции фуникулера.
Про Витца не забыли, он тоже любит фотаться)
В Баку очень много зданий необычной конструкции.
Чего в Баку нет — так это машин с правым рулем..
Теперь про дорогу в Грузию. Из Баку мы выехали, закупившись в супермаркете со смешными ценами. И направились через Шемаху в Грузию через Гянджу и Газах. Я не думал, что так много узнаю о истории Закавказья. Гянджа, кстати, очень интересный город. Он второй после Баку по своим масштабам. История тут тоже очень богатая. Не проезжайте его мимо, обязательно по нему погуляйте. Сам по себе — это город с тысячелетней историей. Но тут еще и вершилась история России, в самом начале 19-го века в ходе ожесточенной войны город стал российским. Русско-персидские войны проходили именно тут. Тут же вы встретите постройки как военного, так и гражданского назначения тех времен. Мечети и церкви в городе представлены в большом количестве. Тут же месились и в гражданскую войну. В общем, город азербайджанский с российской историей. Заезжаем, смотрим. Не пожалеете.
По пути вы увидите несколько поселений с названием Шихлы. Интересно, но Шихлы они не случайно. В этих краях жил и размещал свои войска российский генерал Шихлинский, он же — главный организатор Гянджинского восстания в 1920 году. С одной стороны, воевал Шихлинский, с другой — за Советскую Родину воевал генерал, которого Советская Родина расстреляла еще до начала Великой Отечественной. Вообще, азеры неплохо знают свою историю и с радостью вам ее расскажут.
Дыня, которую мы купили буквально за копейки.
Добрались мы, значит, до границы.
Значит, добрались мы до границы. В очереди перед нами машин 10. Ждем максимум полчаса. Ну, может минут сорок, не больше. Далее выезжаем из Азербайджана, сдаем штрих-код и в течение 10 минут мы въезжаем в Грузию. Подъехал к окну. Протянул документы. Грузинский таможенник вбивает данные в компутер. И тут прозвучала роковая фраза: «Александр Сергеевич, мы не можем вас впустить в Грузию». На вопрос почему, он ответил, что у машины нет «вин-кода». А у японских машин, для внутреннего рынка действительно нет «вин-кода». Зачем он на острове? Я вспомнил события 2013 года и нашу поездку в Севастополь, где жирный таможенник попросил 1000 рублей за то, чтобы «вин-код» появился. Ему я денег не дал, и проехали мы так. А тут другая ситуация, даже миллионы не помогут. Таможенник оказался не заинтересован в деньгах. Но на редкость сочувствующим. Начал всем подряд звонить, позвонил начальнику, прибежал главнюк. Начали думать, как нас впустить. По итогу с грустным взглядом он протянул документы и сказал: «Саш, ну никак». Кстати, Ксюха уже пробежала границу и ей печать поставили в паспорте. Таможенник оказался на редкость человечным. Говорит, мол, оставляй машину границе у азеров, а сам дуй к нам в Тбилиси тут на машине 20 минут езды. Номер, говорит, мой возьми, я тебе помогу. Короче, Грузия меня встретила хорошо. С таможенниками мы еще постояли поугорали полчаса, потом я нашёл жену и она, поставив печать на выезд из Грузии прыгнула в машину, и мы поехали в Азер. Кстати, никакой русофобии тут нет, все очень любят русских и скучают по СССР, а события 2008 года называют пограничной случайностью.
В Азере наше прохождение началось с того, что у нас исчезла СОРка, свидетельсво о регистрации просто пропало. Мы пересмотрели все. Наверно, искали его полчаса, я уже и к грузинам сбегал. Азеры подключились к поискам, и когда мы нашли его в узкой щели автомобиля, на границе нам просто все аплодировали. Таможня и погранцы радовались за нас больше, чем мы. Ну все, пошел я проходить границу. Страховка еще работала, а налог на въезд пришлось оплатить еще раз. И тут мне азеры говорят: «Александр, ты по паспорту выехал из Азера, и тут же в него въехал, так не может быть». Нужно побывать за границей. Попросили машину оставить за углом, Ксюха осталась в ней. Они со смехом меня проводили и я со словами: «Ну все пацаны, щас я в Грузию сбегаю и поговорим» почесал в Грузию. Грузины со смехом и улыбками меня встречают, говорят, мол, джедай вернулся. Я говорю: «Мужики, встречайте, я надумал к вам». Поставили они мне печати, я постоял и поговорил с мужиками и отправился на выход. Они меня, значит, проводили. Я пошел в Азербайджан, там меня уже встречали пацаны, с ними я еще постоял поугарал. Вот они крутые! Жалко, что они на службе были. И жалко, что я границу проходил трезвый. Короче, с ними мы тоже распрощались, чуть ли не обнимаясь. Все это проходило на КП «Красный мост». Кстати, сам мост находится неподалеку, он изначально был сделан из красного кирпича, отсюда и такое название. Раньше тут был большой рынок. Теперь тут нет большого рынка.
Сел я в машину и сижу такой туплю, думаю, что делать. Жена спит. Ну, сел и я и поехал до ближайшей ночлежки. Здравствуй, Азербайджан. От Грузии я взял минимум, от Азербайджана возьму максимум! Утро вечера мудренее, и мы решили, что нужно поспать, а дальше думать. Либо пешком в Грузию и далее (до Армении оставалось несколько часов, Турция также была в удаленности нескольких часов от нас ). Либо назад в Азербайджан. Сняли мы денег в банкомате и увидели заправку Азпетрол в городе Газах. Тут нам назначили ценник за двухместный люксовый номер с парковкой и завтраком на двоих за… за 30 манат, это меньше 1000 рублей на двоих!! Вот это фарт! Мы заселились, поели и зацепившись за вайфай, связались с Владивостоком. Внезапно уснули, проснулись часов в 9. Выспались, я еще повалялся с полчаса, и мы потихоньку пошли на завтрак. Завтра был на удивление сытный. Нам дали заварник чая, яйца, сваренные вкрутую, порезали сыр, принесли масло и дали корзину горячего хлеба. Мы начали есть. За соседним столом сидели, общались два азера лет 50. Один из них спрашивает меня, мол, откуда мы.
Ну, как обычно происходит слово за слово, и мы, и азеры даже не заметили, как сидим за одним столом и пьем чай. Нам принесли бесплатной добавки и гостинцев к чаю. Сидим, разговариваем. В принципе диалоги обычные, на тему откуда мы, про то, как они служили в Волгограде и Ленинграде. Про то, как хорошо было в Союзе. Про дружбу народов. Оказалось, что Миша (это один из них) — директор городского банка. А Агиль — директор заповедника. Они ездят в Тбилиси как в ларёк за спичками. Чуть ли не каждые выходные. Говорят, Баку далеко, а с Газаха до Тбилиси можно добраться меньше, чем за час. Ну, короче, начали они накидывать то, что Тбилиси древний город и там надо побывать обязательно. Мы говорим, мол, нет вин-кода. Никак. Миша говорит: «Давай заправляй нам машину, да мы свозим вас в Тбилиси, не пожалеете, время у нас есть — мы в отпуске». Я думаю, может, глюк какой-то. Какой чудак, познакомившись в кафе с парочкой, повезет их в другую страну только ради того, чтобы «показать как там красиво». Я поначалу думал, это развод какой-то. Изучал я их долго, долго мы общались за столом. Пили чай и общались. По итогу было решено ехать в Тбилиси на мишиной Ауди. Не знаю, какая там Ауди, я ж с Владивостока, у нас одни японки, но по внешнему виду его Ауди выглядела так, как будто вчера сошла с конвейера. Но поездка на Ауди обломилась — у Миши не было страховки. Он спустя какое-то время откололся, а Агиль начал намекать, мол, поехали на нашей Тойоте. Доедем до границы, а там его друзья уже нас встретят. Так и сделали.
Сели в Витца и поехали на «Красный Мост». Агиль позвонил жене и сказал, что у него дела по работе. Через двадцать минут мы были на КПП. Оставили машину на парковке. Агиль сказал, что тут все под камерами и азеры ничего не воруют. Кстати, он мне и сказал, что радары и камеры не читают российские номера, поэтому можно давить тапок в пол и ехать сколько хочешь.
Ну, вот мы и идем на прохождение досмотра. Агилю уже позвонили и сказали, что нас ждут. Уже встречают на той стороне. Начали проходить границу. Но тут погранец говорит: «Александр, мы не можем вас выпустить из Азера». Я уже в предвкушении Тбилиси стоял и осмыслял, что произошло. Погранец сказал, что на нас числится автомобиль и бросить его тут не получится. Пересечение границы только на авто. Отсюда без машины не выпускают, а в Грузию с машиной не впускают. Начали искать решение, прибежала старшая таможенного поста. Пыталась что-то придумать, искренне участвовала в решении проблемы и спустя полчаса озвучила решение: «Никак не получится, мы сделали все, что могли». Здравствуй, Азербайджан!
В общем, вернулись мы назад. Агиль сказал своему другу, чтоб нас не ждал. Я говорю: «Агиль, уже почти вечер. Поехали в кабак или чайхану, я тебя угостить хочу, посидим поговорим». Он расстроенный показал пальцем направление, и мы поехали в сторону Газаха. По пути он сделал телефонный звонок и сказал, что в чайхану не надо. Надо ехать к нему домой. Я сказал, что нам неудобно. Он сказал, что не прокатит, мы — его гости.
Приехали к нему домой. Дом у него — особняк этажа в два-три. Как в сказке, открываются ворота и перед нами стоит стол, накрытый всякими яствами, и бегает жена, накрывая стол. Такое ощущение, что застолье рассчитано на дюжину гостей, а оказалось это только для нас. У Агиля красивый новый дом. Небольшой участок с урожаем и старинные вещи (вазы, кувшины и тарелки) украшают беседку. Жена — Матанат. С ней он живет всю жизнь, знакомы они со школы, у них уже дети и внуки. Сын учится за границей, то ли в США, то ли в Европе. Матанат всю жизнь работала учителем русского языка, по-русски говорит очень хорошо. Почти без акцента. Сели мы за стол, начали ужинать. Говорили обо всем, Агиль принёс бутылку. Матанат сказала, что мы — большая редкость. Человек он занятой, и такие случайные гости бывают нечасто. Говорили мы на те же темы, как хорошо было в СССР. И, несмотря на то что он обеспеченный и у него есть всё, он скучает по СССР. Вообще, золотая клетка в Азербайджане мало кого привлекает, Миша на заправке тоже грустил по Союзу, хоть и денег у него предостаточно. Хозяин АЗС в Гяндже мне сказал, что счастья от финансовой состоятельности не испытываешь, если твои соотечественники живут хуже.
Кстати, из дома Агиля видны горы, в которых идут боевые действия. Там находятся позиции азербайджанских и армянских войск. Агиль сказал, что недавно там произошла очередная резня.
Время пролетело быстро, уже стемнело, на все предложения остаться мы ответили отказом и начали потихоньку собираться. Нам завернули каких-то подарков, я уже и не вспомню сейчас, знаю, что красивый азербайджанский сувенир с видами Баку был. Обнявшись и обменявшись контактами, мы уехали. Агиль проводил нас до стелы Газаха, мы пообещали обязательно вернуться. Мы обязательно вернемся.
Номер на той самой АЗС «АЗПЕТРОЛ».
Какой-то национальный молочный продукт, кисловатый и с укропом).
Далее мы заехали в Гянджу. Вот, кстати, история тоже интересная. Заехали мы в «Эконом маркет». Стою, выбираю хлеб. Тут голос сзади: «Вам помочь?». Я на автомате отказываюсь от помощи. Стою, выбираю дальше. Тут опять голос: «Если вы хотите хлеб, то возле касс витрина — там свежий». Я тут осмыслил, что речь на чисто русском языке. Без акцента, а потом понял, что в Гяндже такое невозможно. Я говорю пацанчику: «У тебя хороший русский». Он в ответ: «Так я русский». Я с иронией: «Может, у тебя еще и имя русское?». Он: «Да, меня Рома зовут». Оказывается, Рома учился в Новгороде до 10-го класса. Отец-нефтянник с семьей переехал в Азербайджан на работу. Рома 11-й класс заканчивал уже в Азербайджане. Четыре года он тут. Говорит, что уже не может и через несколько месяцев он возвращается в Россию. Прикольный парниша, много чего рассказал. Например, что пиво «Балтика-9» очень вкусное. Теперь буду знать. Кстати, «Балтика» в магазине была местного, Бакинского разлива. Табак тоже местного производства. Продукты стоят копейки, литр гранатового сока стоит около 1 маната (33-35 руб.). Бутылка нормально пива стоит около 1 маната. Булочки с шоколадом по 0,3 маната. Два пакета еды, огроменных пакета, нам встали в 1700 рублей.
Далее мы поехали по автобанам, а не по горам напрямую в Баку. А после Баку мы поехали к границе. На границе в Самуре мы снова остановились на заправке Азпетрол и, снова отдав косарь за двоих, отрубились уставшие. С утра мы проснулись, нас накормили. Границу мы перешли за 15 минут через погранпереход Ялама. Немного проехав по грунтовке, мы снова встали на дорогу. Мы в Дагестане.
Такие номера на заправках «АЗПЕТРОЛ».
География гостиниц на АЗС «АЗПЕТРОЛ».
Завтрак перед переходом в Россию.
Направились мы в Грозный, в Хасавюрте мы остановились поесть. В Чечне на КПП нас записали, было много вояк с автоматами, выехала техника. Цель — непонятна. Наверно, кого-то искали. В Грозный в этот раз мы уже не заезжали, а поехали в сторону Пятигорска.
Кстати, вспомнилась нереальная пробка под Махачкалой, мы ее объезжали через горы по аулам. Мы были не одни такие умные. Самые умные решили напрямую чесануть через поле. С десяток машин там, в поле и застряли. Остальные вместе с нами красиво объехали пробку.
В Кабардино-Балкарии и Ингушетии очень много КП, где нужно проходить досмотр и регистрироваться. В целях безопасности на КП сооружены настоящие крепости из бетона, где вас встречают и провожают дулом автомата ОМОНовцы. Кстати, гаишников тут ваш ремень непристегнутый или подсветка номера вообще не интересует. Гаера тут настоящие качки-рэмбо с автоматами, они осматривают машину. Они, кстати, тоже общительные и даже нежирные, как везде.
А вот в Пятигорске уже жирдяи стояли. Пользуясь сервисами Трипэдвизор и AIRBNB, мы поселились в отличном номере за 1200 рублей на двоих. Помылись и уснули. Спали долго. С утра попили чаю и поехали смотреть Пятигорск.
Тут тоже отдельная глава. В Пятигорске мы, разумеется, сразу поехали на Машук. Остановились мы возле Грота Лермонтова, тут мы на камеру попродавали билеты в «Провал». Кстати, кто не знает, место, где Остап Бендер продавал билеты в Провал — это не Провал, а Грот Лермонтова. Чуть выше находится Эолова Арфа, место — откуда открывается вид на Пятигорск. Разумеется, тут без свадеб никак. Недалеко находится канатная дорога. Подъем наверх стоит около 200 рублей, в обе стороны — 350. Мы взяли в одну и с Машука спустились сами. Вид очень красивый, вагон едет несколько минут. При приближении к вершине с горы начинают долбить басы, и, открывая дверь, вас встречает баба с микрофоном на ухе и орет, чтобы вы сфотографировались. Тут же ведущий из шашлычки орет, чтобы все поздравляли Илону с днем рождения, а мужики мерялись доходами. Налетают чайки, продающие всякое барахло. Музыка долбит на весь Пятигорск, в общем, за лирическим настроением сюда ехать не нужно. Оно развеется, его тут нет, шашлычники и торгаши осквернили достопримечательность. Во Владивостоке на Орлинке такого бы никогда не было. Сделали несколько снимков, сначала пошли по асфальту, но увидели каменные ступеньки и решили срезать. Оказалось, что эти ступеньки — это туалет, и мы пошли снова по асфальту. Асфальт разбит, местами куски вырваны и лужи с грязью, подпорные бетонные плиты исписаны. Не обошлось и без фольклора — маты даже не закрашивают. Минут 40 спускались.
Побывали мы и на знаменитом «Пятигорском Орле». Тут же «Грот Дианы» и «Китайская беседка» с «Лермонтовской галереей». Эти места были самыми топовыми в 19-м веке, и все дворянство приезжало на Минводы, а не на Ибицу. Лермонтовская галерея и парк возле нее — не последняя достопримечательность Пятигорска. Но асфальта тут нет, люди ходят по сухим перешейкам между лужами из грязи.
Возле памятника Кисе Воробьянинову дежурит обсаженная чайка, которая при попадании монетки в шляпу, сразу ее себе присваивает. По внешнему виду складывается ощущение, что она вот-вот недавно вмазалась.
На месте дуэли Михаила Юрьевича мы, к счастью, были единственными. Сделали несколько снимков — успели, и тут нахлынула волна туристов. Все охотно по указанию гида делали фотографии на фоне памятника, большинство из них не знало, кто такой Лермонтов. Но фоткаться на этом месте модно.
О Пятигорске сказать ничего не могу. Точнее не хочу, чтобы никого случайно не обидеть, тут, возможно, есть читатели, чей родной город — Пятигорск. Будем считать, нам не повезло. Михаилу Юрьевичу тоже не повезло, он наверно в гробу вертится так, что с медной обмоткой он может генерировать электричество для Пятигорска. Я считаю, что великому человеку — нужно великое почтение. Еще могу сказать, что трамвайная колея тут узкая, не такая, как везде. Но это к поэту никакого отношения не имеет.
Вообще, мы были и в Ессентуках, и в Кисловодске. В Ессентуках мы купили специй и горный чай. Тут адекватные цены. Очень адекватные цены и приятные продавцы. Без рекламы. Магазин «Идилия».
Вообще я как любитель творчества Михаила Юрьевича ехал сюда не для специй и чаёв. Тут неподалеку есть скала Лермонтова. «Героя нашего времени» я знаю наизусть, а это место, по рисунку Лермонтова было местом дуэли Печорина и Грушницкого. Тут же Печорин убил Грушницкого в экранизации 2006 года. Ее я тоже знаю очень хорошо. Сделав несколько фоток в позе думающего Григория Александровича, мы разговорились с одним интересным пареньком.
Зовут его Арман, Арман Егиазарян. Ему лет 18-20 и он студент-археолог из Еревана. По национальности, разумеется, он армянин. Приехал в гости к дяде, здесь он с биноклем осматривал окрестности. Мы тоже одолжили у него бинокль, тоже поглядели. Долго мы с ним разговаривали, он сказал, что Карабах всегда принадлежал Армении, вообще все Закавказье принадлежало Армении, но так как мощей хватает только на оккупацию Карабаха, то этим и довольствуется страна. Он, кстати, поведал, что в Иране он участвовал в раскопках с азерами. И никакой неприязни нет. И вообще, в Армении среди простого народа нет ненависти к Азерам, говорит — все хотят в СССР, а воевать с соседями не очень хотят. В СССР ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ КАРАБАХА НИКОГО НЕ ИНТЕРЕСОВАЛА. Я ЭТО СЛЫШАЛ ЗА ЭТУ ПОЕЗДКУ НУ РАЗ ПЯТЬДЕСЯТ! И ОТ АРМЯН, И ОТ АЗЕРОВ И ОТ ГРУЗИНОВ, И ОТ РУССКИХ. А сейчас тут одни люди, которые не хотят убивать и быть убитыми убивают других людей, которые не хотят убивать и быть убитыми. С Арманом мы очень долго говорили и обменялись контактами. Когда нас занесет в Армению — мы встретимся, надеюсь.
Пробка под Махачкалой. Точнее ее объезд.
Вот он — Пятигорск. Фото с Эоловой Арфы.
Я думаю, все узнали это место)
Там же. Владивосток на указателях мы так и не нашли)
Вид на город открывается очень хороший. Машук — лучшее место для того, чтобы оценить масштабы города.
Фольклор на стенах никто не отменял.
Где-то на спуске, за спиной — Машук.
Горы. Везде горы. Прям как в Приморье.
Витц тоже хочет фото на память.
Дуэль — своеобразный рыцарский поединок, из которого не всегда выходили живыми оба. В данном случае повезло Мартынову.
Аттракцион «Бездонная шляпа». Сколько ни кидай — пустеет мгновенно.
Санитар уже ждет, когда вы отойдете)
Здесь все пропитано духом тех времен.
Этот Орел — символ Пятигорска. Чуть дальше видна Китайская беседка.
Больше ста лет Орел охраняет город.
Вот такая узкая колея у трамваев.
В магазине чая и специй всегда есть что выбрать, особенно если этот чай и специи — кавказские.
Вот сюда мы ехали специально. Это скала Лермонтова.
Место тоже достаточно известное, хоть и находится аж в другом городе.
Нужно встать как Печорин из фильма.
Это Арман. Студент-археолог из Еревана.
Рулим, значит, такие по Кавказским Минводам)
Что еще, поехали мы дальше, в сторону Волги. В Зеленокумске будьте осторожны. Тут менты прям внаглую говорят платить «штраф на месте», либо выпишут «времянку». Ни штраф на месте, ни временного удостоверения уже нет. Так что шлите их в задницу и пускай пишут протокол. Просите «временное удостоверение», но они Вам его дать не смогут и интерес к вам пропадет.
В Элисте тоже с правилами аккуратнее. Возле знака «Стоп. Контроль» и возле знака «СТОП» — обязательная остановка.
В Волгограде в нашей программе в этот раз был только Ашан. Далее мы поехали в Сызрань.
В Сызрани все было, как всегда, здорово. Нас тут, как всегда, встречают. Транспортной компанией отправили вещи. Думали с Чебоксаров отправить, но с Сызрани оказалось дешевле. 1300 рублей за две коробки суммарным весом 55 кг. Тут уже была Катя (знакомая вам по моим предыдущим отчетам и её муж Лёха). Тут мы помыли машину и хорошенько проспались, хорошенько посидели, не без этого. Часть вещей оставили здесь. Отдали одолженную канистру 10 л. Она, кстати, несколько раз нас спасала. Тут время тоже пролетело очень быстро и незаметно. Можно долго рассказывать, но закончилось все тем, что мы, крепко обнявшись, потихоньку налегке поехали дальше.
С собой мы взяли вещей по минимуму. Эти вещи были уложены в два рюкзака, плюс, разумеется, гостинцы в Чебоксары. Ехали мы, как обычно, через Ульяновск, и по старому сценарию в Чебоксарах встречал друг Саня. Он-то нас и сопроводил к семье в Ядрин, а если быть точнее, то в Орабакасы. Это деревня, про которую я писал в монгольском отчете. Деревня по-прежнему забавляет тем, что твой сосед по дому может быть в другой деревне. Они тут очень компактно размещены, деревни.
Тут нас встречают как родных детей. Да так почти и есть. Сюда мы приехали к друзьям, переехавшим сюда из Приморья лет 15 назад: дядя Саша, теть Нина и ее мама, сыновья Санек и Серега. Логика названий имен простая: есть два друга Сергей и Саша. Это мой отец и дядя Саша. У них дети: Саша (я) и Сергей, соответственно, Александр Сергеевич и Сергей Александрович. А Санёк просто Санёк. Тут мы остановились на несколько дней, и слава Богу. Потому что ради нашего приезда все взяли отгулы и отпросились с работы. Блин, так жутко неудобно создавать такой резонанс. Ну, приехали мы, в общем, и как обычно. Баня, застолье, а потом мы гуляли по деревне втроем с Саней. Потом Ксюху начало рубить спать, и мы с Саней вдвоем слонялись до глубокой ночи. В Чебоксарах мы само собой побывали, обязательно сфотались с Кисой и Осей. Погуляли по паркам, погуляли возле залива. Еще мы ездили в деревню, где стоял Емельян Пугачев, о чем свидетельствует памятный камень.
Время тут тоже пролетело очень быстро, тут родные люди. Дядя Саша постоянно ругается, что мы приезжаем не очень надолго, а мы специально приезжаем ненадолго. Наш приезд тут вызывает такой резонанс, что люди не выходят на работу, и я себя просто некомфортно чувствую.
Сергей считает: сердце слева — руль справа. По-другому он никогда не считал. Этот автомобиль, разумеется, многим знаком. Служит верой и правдой уже лет 6-7. Япония все-таки)
Здесь стояло войско Емельяна Пугачева. Мы тут тоже стояли)
Владимир Ильич Ленин говорил: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский!»
Однозначно, бесспорно. Ядрин — столица мира)
Чувашия представляет национальную линейку напитков) На 99% — это пиво)
Вот что я еще хочу сказать. Тут наше путешествие приобретает неожиданный поворот. Тут мы оставляем нашего синего японского друга. Нет, с ним ничего не случилось. Он проехал, как и полагается японцу, блестяще. У нас ничего не ломалось, и даже колеса не пробивались. Короче — идеальная машина. Оставили мы ее лишь потому, что нужно было вернуться во Владивосток к определенной дате. Билеты на самолет из Москвы были взяты заранее. Но взяли мы их до Хабаровска за копейки, а с Хабаровска до Владивостока мы взяли билеты на поезд, который идет через 7 часов после прилета самолета. Прямой рейс Москва—Владивосток продавался летом по космическим ценам. В поезде (старая железнодорожная хитрость, которую я запомнил еще со времен работы в студентах), если покупать заранее верхние купейные места, то они встают дешевле, чем плацкартные. Я взял два билета со стольного Москва-града до Хабары и два верхних купейных Хабара—Влад и отдал чуть больше 20 тысяч рубликов за двоих. Ко всему этому я оплачивал всякие ништяки, типа страховок и т.п., они включены в эту сумму. Я считаю — это очень мало.
До Москвы мы поехали на автобусе, дядя Саша работает на рейсовом междугороднем автобусе. Выезд был вечером, мы обнялись все дружно, нам, как полагается в Чувашии, в дорогу дали несколько бутылок «Чувашского бальзама» и еще всяких добряков для мамы. Сели в автобус и поехали в Москву, приключения продолжаются!
В автобус мы сели вечером, и полночи я говорил с дядей Сашей рядом. Он рулил, я сидел рядом. Да, хорошо мы, душевно поговорили. Под утро мы приехали в Москву, еще часок мы посидели в автобусе, попили чай, позавтракали. И потихоньку пошли в сторону станции метро. Дядя Саша попросил долго не прощаться, он скучает по дому, т.е. по Приморью, и слезы у него уже навернулись. Ксюха замироточила, мы обнялись, пожали руки и пошли в метро. Парочка простых и молодых ребят, как прям у Мумий Тролля.
Нужно показать Ксюхе Москву, она тут впервые, я-то ее уже всю вдоль и поперек излазил. Первым делом на Охотный Ряд. Тут мы пошарахались по площади, обошли Кремль. Погуляли по парку. Погода была хорошая, пасмурная, но без дождя. Само то для прогулок с рюкзаками за спиной. Далее мы поехали на Воробьевы Горы, добрались до вершины, и влупил дождь, такой силы, что видимость была пара метров. Мы не расстроились, настроение было хорошее. Ведь коли дождик воды вешние прольет — я буду рад, я буду рад. Здесь Окуджава нам тихонечко поет: «Охотный Ряд… Охотный Ряд». Розенбаум такое пел, и я с ним согласен. Что грустить, в Москве бываем не каждый день. Дошли до метро, поехали на ВДНХ, там погуляли, уже была лишь морось. А на Арбате уже и вовсе не было дождя. Мое мнение о Москве не изменилось, город древний, город красивый. Но динамика жизни жуткая, так жить невозможно. Коренного населения почти не осталось.
На Арбате попрошаек больше, чем туристов. Тут мы перекусили и отдохнули. Стена Цоя уже изгажена и утратила свой прежний шарм. Еще лет 8 назад я видел эту стену другой. Сейчас туда идут только потому, что это место отображается в навигаторах как достопримечательность. А еще тут фотаются иностранцы, которые вовсе не знают кто это. Говорят, год назад (в 2016-м) кто-то написал на всю стену, что Цой мертв.
В общем, Москва как Москва. А Речной Вокзал как Речной Вокзал. Отсюда до аэропорта ходят либо автобусы, либо маршрутки. Утром мы купили универсальную безлимитную однодневную карту для всего городского транспорта Москвы. На одного она стоит 200 рублей, и это очень выгодно. До аэропорта мы доехали минут за 30. Прошли все регистрационные процедуры, и через несколько часов самолет с серебристым крылом, что взлетая, оставляет земле лишь тень, потянул нас на Дальний Восток.
Вестибюли — вестибюли.
И молодые ходят. И бабули.
Привет, Москва! Давно не виделись!
Влупил дождик. Воробьевы Горы.
Настроение все равно не уронили!
Позади (между головами) видны Рабочий и Колхозница.
Самолет с серебристым крылом, что, взлетая, оставляет земле лишь тень…
В Хабаровск мы прилетели утром, доехали до ЖД вокзала, перекинули все в один рюкзак и оставили его в камере хранения за 140 рублей. Маленький рюкзачок взяли с собой. Хабаровск я тоже хорошо знаю. Тут мы тоже знатно погуляли, обязательное посещение Амура и, конечно же, детской железной дороги. Еще со студенчества мы протоптали сюда тропу. Место для нас культовое. Рядом с детской железкой находится кафе, где продают просроченную еду, зашли, заказали еду, понюхали, вернули деньги и ушли.
За час до прибытия поезда «№100 Москва—Владивосток» мы были на ЖД вокзале. В поезд мы сели и тут же разлеглись спать, соседи снизу вышли в Вяземском (через несколько станций) и всю дорогу мы были одни. Про дорогу могу сказать только одно: сели, уснули, проснулись — Владивосток. Со студентом-проводником поговорили на общие темы, а они у нас есть. Попили чай и начали нюхать море, ведь железная дорога идет на берегу Амурского залива. Поезд привез нас на ЖД вокзал, ну все, Владивосток, мы вернулись.
Время было утрешнее, и спустя полчаса мы были дома и, переступив порог, мы поставили точку в нашем Трансевразийско-кавказском путешествии.
Хабаровск. Детская Железная Дорога.
Хабаровск. Взрослая железная дорога)
Вот мы и дома. В родном Владивостоке!
Вот и всё... Ступив на перрон, можно смело сказать, что преодолен последний километр поездки.
В этот же день мы поехали посидеть у моря. Это фото с острова Русский. Фото не в тему, но оно является логической концовкой фотоотчета)
Ну вот, дорогие читатели, и закончился мой рассказ, судите как хотите: строго или не строго. Но я думаю, что польза от моего отчета какая-то есть. В первую очередь, хотелось бы, чтоб хотя бы один из читателей перестал сомневаться, взял и поехал. Хотя бы до Байкала.
Дороги в состоянии хорошем, людей хороших много, заправок много. Если бы мы выхватили горячие туры в Азию, я уверен: мы бы и десятой доли не получили из того, что мы получили в эту поездку. Такие поездки — отличная возможность наверстать упущенное в своих знаниях. Возможность познакомиться с людьми, рассказать что-то людям и просто добавить себе в копилку бесценные воспоминания и опыт.
Кстати, не знаю, если еще актуально, то легендарный мой Тойота Витц ждет нового хозяина в Чебоксарах, цену я на него сделал ниже плинтуса. Даже ниже, чем во Владивостоке. Машина реально крутая и, возможно, я его еще и заберу обратно. Так что забирайте — не пожалеете.
По всем вопросам, в том числе касаемо поездки, пишите мне на почту или в соцсетях, соцсетями я пользуюсь только как месседжерами, так что много чего интересного вы там не увидите. Буду рад всем помочь. А теперь итоги поездки:
|
Населенный пункт |
АЗС |
Сумма |
Литры |
Цена за литр |
1 |
Надеждинск |
Альянс |
600 |
15,35 |
39,09 |
2 |
Кировка |
Альянс |
1000 |
25,57 |
39,11 |
3 |
Хор |
Альянс |
965 |
22,74 |
42,44 |
4 |
Теплое Озеро |
Альянс |
1300 |
32,9 |
39,51 |
5 |
Свободный |
Альянс |
1000 |
22,4 |
44,64 |
6 |
Талдан |
Альянс |
945 |
23,94 |
39,47 |
7 |
Красавка |
Дальнефть |
887 |
20,43 |
43,42 |
8 |
Чернышевск |
Баракат |
1000 |
24,39 |
41,00 |
9 |
Черемхово |
Нефтемаркет |
815 |
21,62 |
37,70 |
10 |
Новопавловка |
Дальнефть |
1000 |
27,24 |
36,71 |
11 |
Танхой |
Роснефть |
1000 |
27,24 |
36,71 |
12 |
Залари |
Тетра-Ойл |
1000 |
27,02 |
37,01 |
13 |
Алзамай |
Роснефть |
957 |
24,86 |
38,50 |
14 |
Марьевка |
Нефтепром |
891 |
25,47 |
34,98 |
15 |
Нововосточный |
Для Вас |
930 |
25,21 |
36,89 |
16 |
Новосибирск |
FNN |
952 |
28,85 |
33,00 |
17 |
Чаны |
Надежда |
1000 |
27,99 |
35,73 |
18 |
Марьяновка |
Газпром |
533 |
35,55 |
14,99 |
19 |
Мамлютка |
Казмунайгаз |
253 |
10,56 |
23,96 |
20 |
Введенское |
Газпром |
800 |
22,22 |
36,00 |
21 |
Челябинск |
Газпром |
800 |
23,41 |
34,17 |
22 |
Атык |
Роснефтепродукт |
800 |
23,53 |
34,00 |
23 |
Самара |
Лукойл |
800 |
21,78 |
36,73 |
24 |
Балаково |
Хорт |
1000 |
27,39 |
36,51 |
25 |
Дубовка |
Нефтепром |
1500 |
39,26 |
38,21 |
26 |
Ядык |
Нефтепром |
1000 |
26,66 |
37,51 |
27 |
Аргун |
Ойлрайт |
1000 |
27,77 |
36,01 |
28 |
Яраг |
Нефтепром |
800 |
21,69 |
36,88 |
29 |
Баку |
Баки |
642 |
27,12 |
23,67 |
30 |
Красные ворота |
Баки |
473 |
22,15 |
21,35 |
31 |
Кюрдамир |
Баки |
338 |
14,69 |
23,01 |
32 |
Баку |
ЛинкОйл |
507 |
21,41 |
23,68 |
33 |
Граница |
Азпетрол |
338 |
14,69 |
23,01 |
34 |
Алхан-Юрт |
Лукойл |
915 |
26,92 |
33,99 |
35 |
Георгиевск |
Роснефть |
1160 |
29,62 |
39,16 |
36 |
Садовое |
Лукойл |
766 |
38,3 |
20,00 |
37 |
Гвардейское |
Меридиан |
1000 |
27,24 |
36,71 |
38 |
Тереньга |
Нефтепродукт |
1000 |
27,18 |
36,79 |
|
итог |
|
32667 |
952,36 |
34,27 |
Средний расход |
6,3 л/100 км |
Мне кажется, что женщины могут часами рассказывать о том, как играет их кот (собака), или о том, как они поправились после родов. А мужики могут часами говорить о том, как они покупали-продавали или чинили машину. Если вы еще сомневаетесь насчет поездки куда-нибудь, то не нужно, нужно ехать. Действительно будет о чем рассказать!! Так сказать, разбавить серость и скуку и добавить радуги!!
Друзья, если Вас занесет этой же дорогой, то отдайте Эльшану на посту полиции что-нибудь от моего имени, он вам поможет, я уверен.
Планы на будущее — пока не знаю точно куда, но планы есть, это 100%!
Вроде бы все, тут я и закончу, не бойтесь ехать, до новых встреч!! Спасибо за внимание!!