|
Желание совершить вояж Томск — Черное море родилось у меня давно, еще в 2008 году, после того как впервые скатался на относительный дальняк в Яровое. Но что-то никак не срасталось. За эти четырнадцать лет с того момента успел прокатиться по Беларуси, Украине, объездил весь Западный Казахстан и малость по восточному (travel.drom.ru/88189/), и это не говоря уже про поездки выходного дня не далее 1000 км от Томска. Но стоило только собраться в сторону курортов Краснодарского края, как тут же происходила какая-нибудь фигня и поездка срывалась. Ну, а в этом 2022-м вроде всё начало складываться — дети подросли, жена еще в декрете. Т.е. время скататься есть. Начали неуверенно мазать лыжи в сторону Чёрного моря, примерно в сторону Анапы, а там либо в Крым, либо в сторону Абхазии. Иными словами, чёткого плана поездки не было, только направление.
Но в феврале началась «какая-то фигня», опять ставящая поездку под вопрос. А точнее спецоперация на Украине. Ближе к лету пошли новости про штурм Мариуполя, а также проскакивали сообщения про прилёты по Курской и Белгородской областям. По сибирским меркам эти места были недалеко от намеченной нами конечной точки маршрута. Жена начала сомневаться. Но я её успокоил — у Украины нечем достать до Кубани. Итак, решено — едем! Выезд назначили на 13 июня из расчёта «после Троицы».
Теперь немного про сборы. Авто — Кия Соренто прайм 2017 г.в., 4 ВД, на дорогом топливе — ДТ то есть. Авто особо не готовил. На всякий случай забросил в багажник остатки масла, что остались после очередного ТО, но сразу скажу, что не пригодилось. Мнение по авто по результатам заезда приведу в конце повествования.
А вот сборы в дорогу были куда как интереснее. Прочитав кучу отчетов и посмотрев чуть меньшую кучу видео на ю-туб, выбрал оптимальный, как мне казалось, график движения — едем примерно до 20-21 часа вечера, после чего встаём на ночлег. Выезд часа в 4-5 утра. Дети досыпают в машине. Когда просыпаются, останавливаемся на завтрак. В поле или на площадке. Пока завтрак готовится, дети бегают играют. Завтракаем. Едем до обеда. Обед в посёлках возле детских площадок, дабы дети растратили энергию. Дальше езда до вечера. В общем, офигенный план, надёжный как швейцарские часы. Возникает только вопрос, на чём готовить? Для этой цели я решил взять газовую плитку и котелок. Жена предпочла мультиварку. Но так как в авто нет розетки 220 в, поэтому дополнительно берём инвертор 12/220 В. А продукты? Для продуктов купили автохолодильник на 12 В. Ну и на всякий случай еще бросил в багажник складную табуретку.
Теперь вопрос в том, где будем жить на море? Очевидно, что в гостинице. Но проблема в том, что у нас нет конечной точки маршрута на море. А в интернетах пишут, что и в былые годы открытых заграниц была проблема со свободными местами на курортах Краснодарского края. Поэтому на всякий случай беру палатку. К палатке пару спальников-одеял и самонадувные коврики. Но где мыться и ходить в туалет? Покупаю палатку-душевую. Ну и да, само собой разумеется, взяли набор кэмпинговой посуды. Вроде всё.
Жена в это время вела свои сборы: чемодан дорожной одежды для отелей, сумка одежды для места, аптечка с лекарствами на все случаи жизни, игрушки детям в дорогу, еда в дорогу, еда на всякий случай. Опыт жарких сибирских летних месяцев подсказывает, что не лишними будут и тёплые вещи. Таким образом, получилась полная машина шмурдяка: багажник забит под потолок, в ноги к детям наставили чемоданов, благо рост детей позволяет это провернуть без ущерба комфорту.
К сожалению, фото багажа при выезде не сделал, но есть фото из поездки.
День 1
Приближалось время выезда. Малость подумали и решили выехать на пару дней раньше, то есть не в понедельник, а в пятницу. Весь вечер четверга собирали вышеперечисленный багаж, а в пятничное утро я начал его таскать в машину. Сыграв багажом в тетрис, последним аккордом ставлю холодильник и начинаю искать розетку под его подключение — вроде была в левой выштамповке под колесо. Не нашёл. Начал искать в правой. Там тоже нет. Малость разгрузил багажник — розетки нет. Как же так, вроде была. Начал гуглить и выяснил, что в Соренто нет такой опции как розетка в багажнике. И тут меня осенило — эта розетка была в Октавии, а мозг ошибочно помнит её в Соренто! Беда. Единственное решение — ехать искать в магазинах удлинитель от розетки в салоне, благо у сорика есть такая возле сидений второго ряда и удлинитель нужен не такой уж длинный.
Погрузил семью в авто, поехали. Поиск удлинителя привёл на другой конец города к автобарахолке и потере двух часов времени. Из плюсов — пропала дилемма, как ехать до Новосибирска, ибо с этого конца города предпочтительна дорога через Колывань. Итого на часах 16:00, мы находимся на выезде из города. Ввиду времени на часах и пятницы, первые 100 км от города довольно загружены — горожане разъезжаются по малым родинам на Троицу. Но постепенно трафик рассасывается по деревням. Скорость увеличивается, и начинает казаться, что сегодня сделаем хорошее расстояние. Не до Омска, конечно, но хотя бы до Барабинска доедем, а то и до границы Новосибирской и Омской областей. В Базое остановились на перекус на природе.
Пока что всё идёт почти хорошо. После Нска, говорят, будет участок четырёхполосной дороги, что тоже позволит быстро проскочить какой-то участок. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает — на этой самой четырёхполоске мы встряли в мёртвую пробку: ни мы не двигались, ни встречки толком не было. Уставший от сидения народ выходил из авто и шел пешком по обочинам. Я так же малость прогулялся с детьми.
В какой-то момент пробка двинулась и начала медленно ползти вперёд. Смеркалось. Пробка из двух полос переползла в двухполоску — встречка была так же забита пробкой — не обогнать. Ползли так километров 30, потом потихоньку скорость начала увеличиваться. Но возникли проблемы обгона автопоездов из фур — грузовики сбивались в плотные кучки из пяти и более штук, между которых не было просвета, что очень сильно затрудняло обгон.
Через пару часов такой езды стало ясно, что такое «рубилово» с целью проехать большое «минимум до Барабинска» — пустая трата времени. Лучше сейчас остановиться на ночлег, и просто завтра пораньше встать, дабы проходить по пустой дороге большее расстояние в час.
Остановились в городке Чулым, где сняли номер с удобствами в коридоре за 3 крубля. А если не нравится ценник — походи по рынку, найди дешевле.
День2.
Встали очень рано, не так как хотелось, но всё же в 5 утра уже начали грузиться в автомобиль. В голове мысля: «Эх, доехать бы в этот день до Челябинска. Чтобы завтра с утра, пока нет фур, начать штурм Урала». Но это слишком идеально, до Челябы 1500 км — маловероятно. Куда как реальнее выглядит вариант до Кургана — всего 1200 км. Если сейчас за утро без фур покроем хорошее расстояние, то, в принципе, исполнимо.
Загрузились. Дети при переноске проснулись. Но стоило немного отъехать от отеля, снова погрузились в сон.
Пока что всё идёт по плану: дорога пустая, можно топить и топить. Вскоре показалась заправка Газпромнефти, топлива в баке было достаточно, а вот утреннее кофе было кстати. Купил себе и жене, и поехали дальше.
Но счастье было недолгим — малого начало рвать. За три года его жизни он ни разу не был замечен в тошноте, но всё бывает в первый раз. Наверное, укачало — подумали мы, остановились, прибрались в авто. Поехали дальше. Минут через 15 малого стошнило ещё раз. Наверное, не укачивает. Или укачивает. Или, может, творожок, что съел вчера вечером, был не свежий? Но ночью же ничего не предвещало. Но вроде ничего такого не ел… В общем, куча думок во время второй чистки детского кресла. На всякий случай дали полисорба. Едем дальше. Жена сидит с целлофановым пакетом наготове. Думаем. А что, если это его укачивает на голодный желудок? Мы же с утра детей не накормили! Решили заехать в кафе на завтрак. Пока искали более-менее приличную кафешку, у малого еще несколько раз происходили инциденты — сколько раз, не считал. Но вскоре кафешку нашли, детей покормили, сами позавтракали. В итоге могу сказать — это было ошибкой. После очередного приступа лёгкой чисткой детского кресла не отделались. И тут мы подвисли что делать дальше? Всё это явно не из-за укачивания. Возвращаться в Томск и вести ребёнка к педиатру? Но до него уже порядка пятисот км. Ехать дальше в надежде, что мы ошибаемся и его всё же укачивает или несвежий творожок? Тоже не вариант. Пришли к выводу, что пока что доедем до Омска, там снимем квартиру и дальше будем думать. Когда появляется план, ехать становится проще. Двинули по направлению к Омску. И малого перестало тошнить — наверное, план помог. На подъезде к Омску тормознули в одном из ПГТ дав детям часик размяться.
И вот подъезжаем к Омску. Малой вроде в норме. Решили, что всё это из-за творожка и отсутствия завтрака, поэтому решаем следующее:
1. В Омске не останавливается, едем дальше.
2. Утренние завтраки мастхэв.
3. До завтрака давать детям отоспаться — никаких подъёмов в четыре утра.
На въезде в Омск идёт работа по расширению дороги до четырёхполоски. При этом объездной города нет. Есть варианты ехать через весь город, захватить половину или только краюшек. Но это я сейчас знаю, проехав Омск четыре раза. Тогда я этого не знал и доверился навигатору. А он повёл меня самой короткой дорогой — через город. Потолкавшись в пробках, выехали на мост, под которым проходила четырёхполосная дорога. Навигатор говорил, что нам туда не надо. А вот указатель за мостом утверждал, что нам надо именно туда! Челябинск — там, направо, под мост и вперёд! Челябинск в той стороне.
А, главное, четырёхполоска меня так манит, манит… В итоге послал я навигатор и свернул по указателю. Ну, что сказать? Четырёхполоска вскоре превратилась в двухполоску с кучей дачников, которые снижали мою скорость. А вот фуры почему-то пропали. Это заставляло задуматься. Вскоре попался ещё и интересный знак, который заставил задуматься еще сильнее: это часом ли не та ли короткая дорога до Челябы через Казахстан?
И тут оживился навигатор: «Ну что, лошара, не поверил мне, да? Теперь поворачивай направо и ехай на тот маршрут, который я проложил ранее». Делать нечего, повинуюсь указаниям шайтапрограммы. Тут же появляется куча фур — это уже хорошо. На федералку выехал я уже за Омском. И тут же попал на стройку четырёхполоски. Километров двадцать потолкался по ней и наконец-то вырвался на оперативный простор. Скорость движения возросла, настроение улучшилось. Вокруг болота, сплошные болота, и эти пейзажи очень восхищают нас, таёжных жителей.
Доехали до Тюкалинска, где тормознули в кафешку.
Скажем так, кафешка на троечку: относительно чисто, относительно вкусно, относительно съедобно. Но когда выходили, к кафе подъехал междугородный автобус —хороший знак. Значит, они тут регулярно останавливаются, значит, тут есть проходимость, значит, еда тут хотя бы свежая.
Дальше по планам доехать до Ишима — всего 200 км, до захода солнца вроде успеем. Но предварительно отправились в ПГТ в поисках детской площадки, дабы дети размялись.
Дав детям побегать, отправляемся дальше. Как говорил выше, планируем доехать до Ишима, это всего лишь 200 км, но садящееся на западе солнце долбит прямо по глазам, а противосолнечные козырьки не помогают от слова вообще. Плюс образовались «поезда из фур» — по результатам поездок хочу заметить, что образуются они именно по вечерам. Утром и днём фуры ездят по одной-две штуки, максимум три, а ближе к вечеру начинают сбиваться в стайки по пять и более штук. С чем это связано — не могу сказать. Таким образом, темп езды заметно снизился. Именно тут впервые стало понятно, почему чем дальше на запад, тем меньше приветствуют пруль для личного пользования. Косорылки, конечно, попадались. И даже был замечен один перегон. Но вот какая загогулина. Догоняю очередной фуропоезд, за которым тащится чистокровный японец, по томской привычке даю ему один шанс обогнать. Но пока он отстанет, пока посмотрит, пока найдёт подходящее для себя окно… Я бы уже обогнал, а он пропускает. А если в это время кто-то был позади нас — то для него мы просто тупили. В общем, обгоняет он нас. Вдвойне обидно, если этого кого-то я обгонял ранее — теперь, обогнав пруля и фуропоезд, мне опять придётся обгонять и этого кадра. А это всё падение темпа. Местные, походу, это знают, поэтому без всяких реверансов щемят пруль. Позже и я перенял такой стиль: «Тащишься за фурой, когда я вас догнал? — Значит, ты не хочешь её обгонять!»
Что еще вспомнить? Постояли еще на одной дорожной стройке — оптимизма это не прибавило. Точнее, взрослым не прибавило. А детям во время таких остановок разрешил выглядывать в люк, поэтому им оптимизма это добавляло, а позже даже стало традицией при каждой пробке.
А вот взрослым оптимизма прибавило пересечение границы Тюменской области, что отнимало один час от времени. При подъезде к Абатскому встретилась первая горочка за этот день. А это, между прочим, 780 км пути.
Подъезжаем к ПГТ Абатское, и тут малой выдаёт: «У меня болит живот». Паника. Сразу вспоминаются утренние приключения — если продолжение, то дальше лучше не ехать. Тут же останавливаюсь, лезу в гугл (хреново без букинга) нахожу гостиницу. Люксовый номер за 2500. Люкс включает две комнаты, кровать, диван, неработающий холодильник, стол, чайник. Удобства в номере. На ночь сойдёт, тем более, что номер заметно лучше прошлоночного за 3 тыры. Столовой в гостинице нет, но есть рядом магаз, а у нас есть мультиварка. Взяли пельмешек, я себе бутылочку пива (ишимское жигулёвское живое —рекомендую). Ужин и спать. Ну и накидки с детского кресла постирали — услуга прачечной в гостинице имеется.
Итог дня: пройдено 800 км. Не много. Не получилось не то чтобы утреннего мечтания до Кургана, но даже в расчётные «проходить порядка 1000 км в день» не уложился.
День 3
Встали в часов 5 утра. Пока жена готовила завтрак, подготовил авто к поездке — убрался, долил омывайку, собрал отстиранное детское кресло. Обратил внимание на авто перед гостиницей — все регионы в гости к нам. Есть восточные — едут, наверное, на юга. Есть западные — наверное, держат путь на Алтай или Байкал. Иными словами, лето — начало всеобщего движа. Были, кстати, и перегоны, которые гнали из Беларуси два полика то ли из-под такси, то ли из-под каршеринга. Но это не особо принципиально, потому как на месте, по любому, будут из-под дедушки.
Завтрак, выезд часов в 6. Отъезжаем от гостиницы не последними, но части автопутешественников уже не было. Значит, на дороге уже появляется трафик, значит… А что значит? Как я уже писал в начале, чёткого плана не было. Но были хотелки. Так, при расчёте маршрута ещё в Томске, планировал на конец этого дня быть в Тольятти. 2700 км за 2,5 дня. В принципе реально. Завтрашний день планировал потратить на Музей техники, про который рассказывал старшому. Но сейчас вероятность такой хотелки низка, впереди ещё 1500 км, часть из которой надо проехать через Урал. Да и до Урала ещё надо доехать. Ведут до него две дороги — одна южная через Курган, вторая севернее через Шадринск. Отзывы по первой не очень. Но она короче на 50 км. Решаю ехать по ней. А раз всё решено, то в путь.
На выезде из Абатского заехал на заправку Газпромнефти. Заправил авто. Купил кофе, какао для детей там не продавалось. Тут же на заправке остановился Дастер с томскими номерами, но они не заправлялись — просто водитель-мужчина пересел из-за руля на пассажирское место, а с пассажирского женщина пересела за руль, и тут же отчалили. Наверное, семейная пара рубится за время — едут без остановок. Но их скорость, по крайней мере у женщины , была не велика, обогнал я их еще до Ишима.
Чуть позже встретил ещё один семидесятый на древнем пруле, который пытался обогнать грузовой авто, но у него особо ничего не получалось.
https://www.youtube.com/watch?v=-d5_5jpNsZ8
Земляка особо не щемил, в окна не лез, но он продолжал тупить. В какой-то момент нас, сразу троих (меня, зёму и грузовик), обошёл забитый под крышу вещами марк-2 универсал на алтайских номерах и ушёл в точку. Это уже слишком, подумал я, и в очередное окно обогнал обоих двух впередиидущих.
Под Ишимом свернули в сторону Кургана. Дорога шикарная, камер нет, можно топить под 160, что я, собственно, и делал. Виды за окном сменились с болот на озёра, березовые рощи, которые вскоре сменились лугами. Обедали уже в Кургане. Кое-как запихнув еду в детей, двинули дальше. После Кургана темп езды сильно упал. Дорога стала средней забитости, на пути попадалась куча ремонтных работ. Ну, а самое плохое — отсутствие радио. Обычно в городе слушаю или радио, или подкасты из Интернета. Тут же с интернетом была беда — МТС показывал Ешку, а Теле2 жены переименовался в оператора «Поиск Сети». Что касается радио, то из FM диапазона была только одна, на которой непрерывно передавали сводки боёв на Украине, рекламу средства от импотенции, лекарства от веноза и прочие волшебные снадобья. К тому же начала портиться погода и полил мерзкий мелкий дождь. Темп езды ещё снизился, и такая тягомотина начинала напрягать. Я начал ждать появление Челябинска, как дети ждут нового года — вроде при подъезде к городу меня ожидает четырёхполоска, по которой я пролечу до Миасса, а дальше — горы.
И вот, наконец-то, Челяба. Щас наконец-то развернусь на четырёхполоске! Навигатор уводит на объездную… Вот сейчас начнётся… Но вместо четырёхполоски меня ожидала разбитая двухполоска. И такая практически всю объездную Челябинска. Похоже, остальные путешественники, чьи отчёты я читал ранее, ездили через город… Четырёхполоска началась только после съезда с объездной в сторону Миасса. На этой дороге я зацепился за мерседесом на местных номерах, которому были известны камеры, поэтому она пролетела незаметно. Просто газ в пол и расслабон — не хватало только адаптивного круизконтроля. А при въезде в горы тут же наткнулись на затор перед реконструкцией дороги. Началось, подумал я. Однако нет, не началось. С этой стороны гор это была единственная реконструкция.
Чуть дальше остановились в кафешке «SubWAY», — не ожидал увидеть этот бренд на трассе. Обычно такие располагаются в торговых центрах, а тут на трассе. Чем руководствовались владельцы, располагая в этом месте точку фастфуда, не ясно, однако проходка у него была приличная. Наверное, на трассе к брендам доверия больше, чем ко всяким забегаловкам с «домашней едой». Но, с другой стороны, из фастфуда на трассе за всё время встретил только этот и KFC на въезде в Крым. Значит, всё же не выгодно? Непонятненько.
А дальше нас ждал штурм Урала. Сколько ни читал отчётов, все писали, что днём — ужас. А мне повезло. На участках, где обгон запрещён, не встретил ни одного тихохода, догонял я их только на участках с разрешённым обгоном. И стоило только догнать такого, как тут же появлялось окно для обгона. И так практически до самого Сима. А погода между тем всё портилась и портилась, тучи свисали всё ниже и ниже, периодически извергая из себя капли дождя. Не доезжая до Сима встретил заправку Газпромнефти на другой стороны дороги. Топлива вроде хватало, поэтому решил не крутиться и подождать заправку на своей стороне. Тут же начались участки реконструкции дороги, пока что не частные. На Симе заехали на смотровую площадку, хотели размяться, пофотографироваться, но температура в 9 градусов тепла и летняя форма одежды как-то не способствовали таким действиям.
Двинули дальше. И тут началося… Одна сплошная реконструкция… Дорогу расширяют до четырёх рядов, судя по транспарантам, обещают закончить осенью 2024 года. А пока что движение идёт по узкой двухполоске, по которой запрещён обгон (ввиду строительных работ). Скорость 60 и сплошная веретеница авто. Даже рыпаться не стоит в попытках обогнать — смысла нет.
Заехали в Башкортостан. Ничего не поменялось. Реконструкция, скорость движения 60 км в час. Заправок известных брендов, кстати, нет. А топлива что-то уже маловато. По мере того, как стрелка бака клонится к нулю, нарастает тревожность. Но повезло, попался лукойл. После заправки стали думать, как поступить дальше? Времени вроде мало, но смысла ехать в тянучке нет, уж слишком небольшое расстояние проходим за час. Лучше тормознуть в мотеле и выехать пораньше. Как и поступили.
Возле отеля уже стоял алтайский марковник, который обошёл меня утром. Это удивило. Вроде у меня темп сегодня неплохой был (по крайней мере большую половину дня), а его я так и не догнал. Очень любопытно. Может, он ехал через Шадринск? Вычислил в кафешке владельца, подошёл, пообщался. Таки нет, ехал он так же через Курган и тоже с хорошим темпом. Вот и весь секрет.
Ужин, сон. День закончен. Пройдено порядка 1000 км, что считаю неплохим результатом.
День 4.
По хотелкам, это утро должен был встречать в Тольятти, однако до него ещё 600 км. Остаётся надеяться, что сегодня не возникнет никаких форс-мажоров. Выезжаем не то чтобы очень рано, но часть народа уже рассосалась. К счастью, фуры еще спят, поэтому довольно быстро доезжаем до объездной Уфы. Там заливаю полный бак на Башнефти, взял кофе и заодно купил их карту (раз уж Газпромнефть стала редкостью). Начиная с объездной, дорога просто шикардос — четырёхполоска с разделительной, периодически переходящая в шестиполоску. Камер мало. С трафиком тоже повезло, практически нет. На одном участке даже был соблазн разогнать авто до паспортной максималки, но не успел.
Шикарная дорога закончилась, и началась старая федералка с перманентной реконструкцией: двухполоска сменялась четырёх, после опять переходила в двух. Так что можно констатировать, что федералка активно строится, прямо до самого Татарстана. Не знаю, какие сроки сдачи объекта, но, когда достроится, всю Башкирию можно будет пройти на одном дыхании.
В Республике Татарстан дорога тоже реконструируется, но ширина проезжей части не расширяется — просто переделывают обочину. На одной такой переделке мы простояли в пробке полчаса. Но в целом темп хороший. Кстати, при выезде из Башкирии заправок Башнефти стало исчезающе мало — не больше, чем ГПНовских, так что карту приобрёл зря. А вот каких стало заметно больше на западе, так это ТатНефти.
Наскоро проскочив Татарстан, заехали в Оренбургскую область. Тут производимые манипуляции с дорогой скорее всего попадают под название ремонт, так же глобальный — полная переукладка дорожного полотна и обустройство обочины. В одном месте так же постояли в пробке. И вскоре заехали в Самарскую область. Вот это темп — до полудня проскочить четыре области! Не вам не хухры-мухры! А прежде чем рассказать про проезд Самарской области, хочу вернуться к особенностям организации движения в пройденных субъектах РФ.
Башкирия — судя по отчётам и рассказам, самый страшный край. Действительно, пару раз замечал гайцов, которые мониторят с холма пересечение разметки на много километров вперёд. Вот только бестолково нанесённой разметки замечено не было, как и откровенно засадных мест. Таким образом, надо просто нагло не нарушать и будете им неинтересны. Камер на скорость мало.
Татарстан — ни гайцов, ни камер не замечено.
Оренбургская область. На дороге куча подъёмов-спусков, сменяющих друг друга. Перед подъёмом ставят знак обгон запрещён, хотя встречка просматривается довольно ещё далеко. Зона действия знака заканчивается…. за холмом в конце спуска. Потом несколько сотен метров зоны разрешённого обгона, и перед началом подъёма опять обгон запрещён. Таким образом, получаются сплошные засадные места. Зачем так сделали — затрудняюсь ответить, ибо ни гайцов, ни камер замечено не было.
А теперь про Самарскую область. Вот тут полицейские инспектора дорожного регулирования развернулись на славу. Поначалу вроде всё шло норм, но по мере приближения к областному центу стал возрастать трафик. И стали массово попадаться давно забытые треноги. Сначала их было немного, но по мере усиления трафика возрастало и количество треног. А ставят их очень хитро. Дорога практически вся двухполоска, только на подъёмах сделаны расширения на дополнительную полосу. Едет несколько фур, за ними хвост из легковушек. Подъезжают к такому подъёму с раширением — появляется шанс опередить все эти фуры, водители начинают давить на газ. Разгоняются в подъём… И… За бровку горки вылетают с превышением скорости в аккурат на треногу! Бинго! Вот никогда не поверю, что всё это устроено для повышения безопасности на дорогах. Ну, и как понимаете, при таком расположении треног ни радар-детектор, ни приложения типа «стрелка» не помогают. По итогу, к тому моменту, когда я просёк фишку с расположением камер, успел насобирать большое количество штрафов за превышение от 20 до 40 км /час.
Кстати, о «нештрафуемых +20 км/час». Сейчас я вам покажу фокус, следите за руками. После введения данного нештрафуемого порога по трассе перед камерами в ряде областей навешали знаков 70, а в населённых пунктах знаки ограничения в 40 км/час. Понятно дело, только из благих побуждений — дабы не носились по трассам быстрее 90, а по посёлкам быстрее 60. Но есть нюанс. Если раньше без знака и «порога» ехал 93 и 63 км соответственно, то получал штраф в 100 руб. А после введения нештрафуемых +20 км/час и установки знака —20 км/час от скорости в ПДД, если ехать в таких местах 93 и 63 км, то налетаешь уже на штраф в 500 руб. (со скидкой 250 руб.). Ну, что, чувствуете палец в энном месте? А руки-то вот они!
Ладно, не будем о грустном. Скажу только, что по дороге до Самары надо быть очень внимательным и не поддаваться на провокации. От Самары до Тольятти тянется четырёхполоска, но она уже явно не справляется с трафиком. Далее малость потолкались в Тольятти, несмотря на широченные проспекты, и в конечном итоге доехали до музея Сахарова, он же музей Военной техники, он же музей АвтоВАЗа. Времени до закрытия оставалось только на половину экспозиций. Музей ракет и паровозов не посетили. Но и посещённой части хватило с лихвой. Старшому больше всего понравился музей автоВАЗа, а малому горка на детской площадке.
После музея поехали в гостиницу, которую снял заранее. Жаль, конечно, что замену букинга не могут сделать даже спустя полгода после его ухода. Гостиница находилась на восточном берегу Волги, для поворота к ней надо было свернуть налево с дороги Тольятти — Жигулёвск. Подъезжаю к свёртку, разметка подстёрта, неясно можно или нет повернуть. На перекрёстке дежурит ГИБДД — стоят в аккурат на той дороге, куда я должен повернуть. Навигатор утверждает, что повернуть можно, но рисковать не охота, поэтому пришлось ехать через плотину, искать разворот в Жигулевске и возвращаться назад. Сие действие заняло минут 20-30.
Расположение в гостинице, сон. Пройдено всего 600 км. Маловато, но, с другой стороны, первоначально в этот день вообще не планировалось ничего проходить , а весь день посветить экскурсиям по Тольятти и Самаре. Так что мы просто вернулись в график. В планах на завтра доехать до Волгограда и посетить Мамаев курган.
День 5.
В этот день были планы доехать до Волгограда. Выехали чуть позже, чем обычно, решили малость отоспаться. От гостиницы на федералку навигатор повёл не по той дороге, как приехали вчера, а куда-то в обратную сторону — в Самару. Но я же умный, решил поехать по знакомому пути. Но оказалось, что выезд на федералку с данной дороги был только направо — в сторону Самары. Ну, что ж, я законопослушный, поэтому повинуюсь указаниям знака, с мыслью развернуться на развязке. Но на развязке оказался ремонт нужного мне съезда — ехать можно только вперёд. Ладно, вроде не беда, развернусь на следующей. Но следующая развязка оказалась дюже сложной — я свернул не на тот свёрток. Навигатор предлагает не расстраиваться и попытать счастье через семь километров на следующей развязке. Но меня это начинает напрягать. Поэтому, осмотревшись по сторонам, развернулся через сплошную и алга в обратном направлении.
Проскочили Жигулёвск, ничем не запомнился, кроме магазина «Пятёрочка» на транзитной дороге. Вроде обычный дискаунтер, в который мы заехали пополнить запасы — стандартный, наверное, для всех городов, кроме одной детали. В отделе между молочкой и фруктами был обнаружен аппарат для приготовления «кофе с собой», чем я и поспешил воспользоваться. Пока готовил напиток себе и жене, подошли еще два мужчины, чей разговор я подслушал:
— Ого, смотри, тут кофе-машина есть. А в наших пятёрочках разве такие аппараты стоят?
— Что-то не помню, что бы был.
В этот момент я глянул на паркиг возле магазина — кроме моего авто, там стоят лексус RX из 42 региона. Получается, сибиряков европейская пятёрочка ещё может удивить.
Дальше до Сызрани трасса м-сколько-то там, не промахнёшься. Так же полно треног на 90 в неожиданных местах. Но к этому я уже привык и даже стал угадывать места, где можно словить такой сюрприз. Единственное, что удивляет — это небольшие расстояния между городами с историей. Никогда бы не подумал, что между Самарой и Сызранью всего лишь 171 км, до Ульяновска, если верить указателям, 250 км, а до Саратова, куда я сейчас держал путь, 420. По нашим западносибирским меркам — прямо рядом. Даже завидно стало к местным жителям — это ж как много они могут составить себе маршрутов выходного дня, когда в пятницу после работы рванул в другой город, пожил там две ночи и без подвига вернулся в воскресенье домой. А еще представилось, как такие расстояния воспринимают проезжающие тут жители Восточной Сибири и Дальнего Востока, для них, наверное, такие расстояния вообще попадает под понятие «в шаговой доступности».
Возле Сызрани свернул, навигатор предложил свернуть с трассы М5 в строну трассы Р228. Свернув, попал на разбитую дорогу. Скорость снизилась до 60-70 км в час. Вместе со скоростью упало и настроение — до куда мы будем так ползти?
К счастью, убитый участок оказался объездной Сызрани, и в аккурат после развязки на город выехали на федералку с хорошим покрытием. Дальше наш путь лежал на юг вдоль правого берега Волги. Кстати, еще о разности менталитетов. Мой мозг долгое время отказывался принимать тот факт, что западный берег Волги — это правый берег. Связано это с тем, что все крупные и средние реки Сибири текут с юга на север (кроме Амура). Отсюда как-то с детства вколоченное представление, что западный берег рек — по умолчанию левый берег. А в европейской части РФ, наоборот, практически все крупные реки текут с севера на юг, соответственно, и берега у них располагаются наоборот.
Что касается Р228. Федералка, поэтому имеет качественное дорожное покрытие. Самарская область позади, поэтому спонтанные треноги тоже закончились. Стало возможным расслабиться и начать получать удовольствие от дороги. Скорость передвижения тоже возросла.
За окном открываются новые пейзажи — лес как таковой пропал, вместо него стоят мелкие рощи листовых деревьев и кустарников. А между этими рощами пролегают огромные просторы лугов. Интересно, это и есть лесостепь? Или нет? В наших краях, конечно, есть степной Алтай, но он начинается как-то внезапно — едешь среди мачтовых сосен в Новосибирской области, выезжаешь из леса, тут же знак окончания Нской области и знак начала Алтайского края. И перед тобой поля, где из деревьев только тополиные межевые полосы, ну и какой-то кустарный сброд. А вот с Саратовской области не так.
Вскоре детям стало тягостно ехать, поэтому стал подыскивать место для остановки на передых. В одном из транзитных посёлков заметил детскую площадке, где и тормознули. Дав детям выплеснуть энергию. Перекусили, поехали дальше. Довольные дети заснули.
На подъезде к Саратову идёт мощная реконструкция дороги с расширением проезжей части до четырёх полос. То же касается и Саратовской кольцевой-объездной. В следующем году тут будет просто шикарно. Кстати, интересный момент, возле практически всех кафешек на этой объездной установлены детские площадки. Клиентоориентированность!
Проехали Саратов. Через какое-то время проснулись дети. Старшой спрашивает:
— Папа, а сколько ещё до Волгограда?
— Не знаю, указателей давно не было.
В голове крутится: «указателей давно не было… указателей давно не было… блин, а где мы?». Навигатор показывает, что всё пучком — ехай прямо, но есть сомнения. Останавливаюсь, начинаю уточнять… Так и есть, после Саратова мы умотали уже более чем на сотню км в сторону. Как же так получилось? Позже, уже на опытном пути, я разобрался с природой такого глюка. Использовал я в поездке навигатор. Утром при отправлении как конечную точку, я ввёл Анапу, выбрал предлагаемый путь через Волгоград и поехал со спокойной совестью. Но оказалось, у техники был системный глюк. Всё дело, что карта выводилась со смартфона на головное устройство по средствам Android Auto, но не через блютус, а через «шнурок». И почему-то, если при остановке заглушить авто и обесточить магнитолу, то при запуске двигателя навигатор втихаря перекладывал маршрут на более оптимальный. С его точки зрения, разумеется. Обычно он совпадал с выбранным ранее, но иногда нет. Хз, почему так.
А пока что делать нечего — не возвращаться же назад? Тем более, судя по отзывам в интернетах, некоторые люди предпочитают и такой маршрут до Чёрного моря. Еду дальше, Волгоград решаем посетить на обратной дороге. Что касается дороги вперёд, то она довольно свободная, темп поддерживается неплохой. Единственное, надо бы заправиться — топлива уже меньше половины бака. Попалась заправка лукойл, но на противоположной стороне дороги. Крутиться не захотелось, проехал. Через какое-то время попалась заправка TNK (так вроде), но доверия не внушала, пропустил.
Дальше навигатор вывел на просто шикарный автобан. Новая четырёхполосная дорога, ни камер, ни траффика. Малость обнаглев, начал притапливать 170 на круизе. Просто шикардос. Летишь себе и летишь — и практически нет никаких машин. Один минус, стрелка топлива стала стремиться к нулю. А заправок что-то не было видно. Снизил скорость до 90, врубил круиз. Мгновенный расход топлива снизился, бортовой компьютер стал медленнее отсчитывать остаток километров на остатке топлива: 40…35…30. Заправок не видать, ровно как и деревень, да и прочих признаков цивилизации. 25… 20… и связи нет. Жена начинает паниковать, я её успокаиваю: у нас дизель, а фуры всё-таки попадались. Иногда. Да и техника на полях иногда встречается, еда у нас есть, вода тоже, на дворе лето — не пропадём… 15… 10… Замечаю на обочине зилок с кунгом — явно рабочие. Подъехал, пообщался — через 8 км будет заправка. Это уже неплохо.
К моменту заезда на заправку БК показывал 3 км на остатке топлива. Заправка та же TNK, заправочные колонки —привет из 90-х, но выбора нет. Захожу, смотрю, у них стаканчики для кофе-машины с брендом «Подсолнух» (кто не знает, это бренд Роснефтевской заправки). Пошутил по данному поводу. Но кассир ответила, что данная сеть теперь принадлежит Роснефти. А то, что цвета не их, так просто еще не успели перекрасить. Звучит неплохо, но всё равно заливаюсь на тысячу — лучше поищу заправки, которые внушают больше доверия.
Возвращаюсь на дорогу. Разгон… К сожалению, вскоре с этой дороги исчезла разметка. Потом разделительный заборчик. Потом обочина перестала быть обустроенной. И вот четыре полосы перешли в две. Шикардос закончился. Пошла обычная региональная дорога, петляющая между деревнями. В какой-то момент она вообще превратилась в межпоселковую — обочины нет, только деревья и кустарники густыми кронами свисали над проезжей частью. Интересно мы заехали.
По этой дороге доехали до Новохопёрска, где была уже брендовая заправка Роснефти. Залил полный бак, выгулял детей на детской площадке, которая оказалась площадкой детского сада, поужинали и двинули дальше. Дорога всё хуже и хуже, в какой-то момент пошла гравийка. Успокаивает только большое количество разномастных регионов на номерах попутных машин: тюменские, ханты-мансийские, ямало-ненецкие, самарские, башкирские. Наверняка они едут на море, а значит, это правильная дорога. Ну, или у всех чудит навигатор.
Кстати об автопутешественниках в России. Судя по частоте встречающихся номеров, больше всего такой формат поездок любят жители Ханты-Мансийска и Ямало-Ненецка. Оно и понятно — длинные полярные отпуска и вахтовый метод работы располагают к поездке на юг на своём транспорте, потому как время, потраченное на дорогу, с лихвой компенсируется свободой передвижения на месте.
Но вернёмся к моей поездке. Гравийка петляла по полям, объезжая наделы. Навигатор предупреждал: через три километра резкий поворот налево/направо. «Надеюсь, это выезд на асфальт», — думал я. Но нет, это был свёрток у очередного поля. Продолжалось это довольно долго, пока не выехали на твёрдое покрытие возле какой-то станицы. Увеличило ли это темп езды? Нет. Асфальтовая дорога была посредственного качества, к тому же была межстаничная — не успевал выехать из одной, как начиналась другая. В самих населённых пунктах ограничение 40 км/час, к тому же это не наши сибирские деревни на двадцать дворов, в этом аграрном крае станицы раскидывались на большие расстояния. Очень утомительно.
Так, катясь по этой межстаничной дороге, внезапно выехали на понтонную переправу через реку Дон. Однако не так я себе представлял эту великую русскую реку. Впрочем, для того, кто видел Обь, Енисей, Лену, Амур, все великие русские реки в европейской части РФ, по которым творилась история, — ну такое… не впечатляют, в общем.
Миновав переправу, встретил первую заправку Газпрома, которая не Газпромнефть. Читал про такие в этой части РФ, но встретил впервые. Вскоре после заправки наконец-то выехал на М4 Дон. И тут же попал на ремонт дороги и ограничение в 70 км/час… У-Удача. Проехав зону ремонта, увеличил скорость до 110 км/час. Смотрю, меня опережают. Увеличил до 130 км/час.
В голове мысли, докуда ехать. Хочется, конечно, до Ростова, переночуем и с утра пораньше рванём. Вроде четырёхполоска располагает. А что, если превозмочь и доехать до моря? К утру будем, низкий трафик ночью этому поможет. Но приедем уставшие, в таком виде искать жильё, потом входить в норму. Нет, не вариант. Но соблазнительно. С такими мыслями влетел в вечер. Кофе переставало действовать, начала накатывать усталость. Нет, не вариант до моря, надо искать ночлег. И тут проехали развязку на Луганск. Ну нахер искать ночлег в этих местах, лучше проехать ближе к Ростову. Отмотав еще километров пятьдесят, всё же встали на ночлег в придорожном мотеле.
И вот, лежа уже в кровати, посетила мысль: от Луганска мы отъехали, а сколько отсюда до Донецка? Ввожу в навигаторе точку и получаю расстояние в 28 км. Офигеть выбрали место. Начинаю гуглить и с облегчением узнаю, что есть два Донецка — один Ростовский, а другой ДНРовский. Расстояние в 28 км — это до Ростовского, до ДНРовского дальше. Это успокаивает.
Итого за день пройдено 1140 км. Завтра — финишная прямая.
День 6.
Ну, что ж, наконец-то настаёт финальный день для пути «Туда». Встали пораньше, завтрак, выезд. Трасса пока что относительно пустая. Настораживает только взмывающий ввысь дым от пожарища, видимый на горизонте. Вроде от Украины досюда ничего долететь не может, но всё равно как-то неприятно.
Ближе к этому дыму заехал на заправку, залил топлива, взял кофе, заодно поинтересовался, что это за дымогар. Оказалось, ночью сгорела местная птицеферма. Что касается трассы М4 Дон, то ехать на ней грустновато. Ограничение 90 км/час, я сильно не наглел, выставил ограничение на круизе в 130 км/час. С такой скорости, если что, нет проблем оперативно оттормозиться до ненаказуемых 110, в случае обнаружение камеры. Трасса периодически пересекает городки, где скорость подает до 60 по знакам, и зоны ремонтов с ограничением в 70.
Под Ростовом трасса расширяется с четырёх полос до шести, появляется знак автомагистрали. Но вместе с тем возрастает и плотность автомобилей на дороге. И ехать в таком плотном потоке, несущимся со скоростью 130 км/час не очень приятно. Плотность трафика снижается только с выездом на платку. Платная часть трассы М4 отличается от бесплатной только большим количеством камер. Почему так — не ясно.
После платки — вилка из двух дорог. Короткая через печально известную станицу Кущевская, либо длинная, дальше по этой трассе до Краснодара с посещением ещё ряда платных участков и оттуда уже свёрток в сторону моря. В итоге эти обе эти дороги сходятся в Славянске-На-Кубани. Навигатор, как всегда, повёл по короткой, чему я в отсутствие опыта возражать не стал. Протащился через станицу и выехал на межпоселковую дорогу, где тут же был остановлен за злостное пересечение сплошной:
https://www.youtube.com/watch?v=DD7d706JVaw
Злостное — это потому, что господин Гибддшник рассказывал, что это очень опасное нарушение, что теперь мне светит штраф в 5 тыс., а если ещё раз так нарушу, то и лишение. Я особо не спорил и согласился на протокол. При составлении протокола я, конечно, малость протупил, указав ему на то, что рисует он полную херню, показав видео с регистратора, в итоге заставив перерисовать схему. По-хорошему, можно было не согласиться со схемой и позже, в суде, попробовать оспорить нарушение. А так минус две пятьсот.
Остаток дороги — скучная тягомотнина. Сама дорога представляет из себя узкую двухполоску, идущую через поля и станицы. Учитывая то, что сюда в это время стекается куча автотуристов со всей России, темп движения очень низкий. Особого смысла рыпаться на обгон нет. В общем, скучнотища.
Но есть и позитивные момент — некоторые участки уже начали реконструировать под четырёхполоску. Тянется сие до трассы А-290, дороги, идущей от Крыма до Новороссийска (а может быть и дальше) вдоль всего побережья. Данная трасса так же активно реконструируется и расширяется, процент реконструированных участков на ней значительно больше. А еще с неё становится заметно море и лиманы, что очень придает сил. Остановиться же мы решили в посёлке Витязево, что недалече от Анапы.
Свернули к посёлку. Доехали до моря. На нём небольшое волнение. Пляж песчано-ракушечный, вода холодная, зато цветущая. Какул и бытовых отходов нет. В общем, сойдёт.
Немного помочив ноги, двинулись искать жильё. Точнее, посмотрел в навигаторе, что предлагается в округе по более-менее приемлемой цене. (Пожалуй, еще раз поною — очень плохо без букинга!) Поехали смотреть, в итоге заселились в гостинице «Анжделика», в номере с двумя кроватями (односпальная + двухспалка), диванчик, столик, холодильник. С балкона можно даже видеть море. В целом норм.
Тут, наверное, кто-то скажет — и стоило это, чтобы ехать 6 дней? А я и не ехал шесть дней. Тут же какой есть нюанс. Несмотря на подзаголовки, ехал-то я не 6 дней, а меньше. Давайте посчитаем. Выехал из Томска во второй половине дня, уже после обеда. Так что день1 по сути полдня. Приехал на день6 тоже не вечером — ещё минус полдня. Уже 5 дней в пути получается. И не стоит забывать про полдня, которые посвятили музею в Тольятти. Итого 4,5 дня дороги. Думаю, неплохо получилось, учитывая, что это был первый опыт поездки с двумя детьми на такое расстояние, с вытекающими форс-мажорами, да к тому же по неизвестному ранее маршруту и без чёткого плана.
P.S. В одну из тёплых южных ночей, сидя на балконе и потягивая пивко, я думал про себя: «Ну вот я и сделал это, я съездил на море на авто». И тут в мозгу щёлкает — нет, ещё не съездил. Это только полпути. Ещё столько же километров ехать до дома. Просто во всех рассказах и отчётах как-то опускается обратная дорога, или описывается скомканно, урезанно, отсюда и подсознательное «съездил=доехал». Однако обратная дорога не менее насыщенная поездка. И вот когда вернусь домой, тогда уже будет уже «съездил». Но это уже совсем другая история.