|
Раньше было просто. Сел на самолёт Алма-Ата — Симферополь и ты в Крыму. Сейчас так не летают, но оно, может быть, и к лучшему. По крайней мере — для меня. Получается исполнение сразу нескольких давних желаний — посетить Крым, сделать это на машине и проехать по городам и дорогам России к западу от Урала. Там я ещё не ездил…
Итак, еду в Крым. Еду на машине. Ощущениям и впечатлениям от казахстанской части маршрута был посвящён первый рассказ, в середине которого я добрался до рубежей государства. Путь сюда из Алма-Аты неблизкий, две тысячи семьсот километров преодолеть-таки пришлось. Дороги на этом пути были разные, но они, всё равно, приближали меня к заветной цели, и вот первая контрольная точка маршрута уже засветилась на экране навигатора. Это международный автомобильный пункт пропуска Таскала — Озинки (51.199727, 49.909689).
Театр начинается с вешалки, страна — с границы. Её приближение особенно отчётливо начинаю ощущать на пути после Уральска. Встречный поток легковых машин с российскими номерами увеличивается. Буквально каждая вторая машина, идущая мне навстречу, везёт в солнечный Казахстан бравых российских туристов. Уже начинаю беспокоиться — а ну как все уедут и буду я путешествовать по безлюдной стране. И второе. При таком раскладе на КПП можно зависнуть надолго.
Но страхи оказались напрасными. На казахстанской стороне границы я был четвёртым в очереди, а все формальности закончились минут за десять. Приятно удивлённый увиденным, спросил пограничника, оформлявшего мой паспорт — а что так малолюдно у вас, ведь говорили о больших очередях? На что он ответил — так это всё там, с российской стороны. И толпы людей, и куча машин, и очередь в пятнадцать километров.
Пятнадцать не пятнадцать, но ровно пять километров очередь была. На самом российском КПП всё прошло тихо и штатно, миновал его так же достаточно быстро, а вот сразу за воротами… Вереница машин, стоящих вплотную друг к другу и, временами, немного передвигающихся вперёд. Судя по размерам очереди, ожидание здесь затягивалось надолго. Но, повторю, пятнадцати километров очереди объективно не наблюдалось. Судя по всему, туристический энтузиазм пошёл на спад, основная масса любителей дальних автопутешествий уже выехала из России. Забегая вперёд скажу, что ещё через несколько дней, при возвращении в Казахстан, я был совсем один на границе, россияне уже полностью потеряли интерес к подобному туризму.
Но в тот момент, когда колёса моего автомобиля MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model ступили на российскую землю, этот ажиотаж нарушил мои планы. Раньше обычно российская страховка ОСАГО делалась сразу после пересечения границы. Сейчас я хотел поступить так же, но напряженная обстановка и огромное количество транспорта вокруг отвлекли внимание и страховых офисов замечено не было. Так и пришлось ехать дальше, до Саратова. Пару раз пытался оформить полис в поселках, что лежали у меня на пути, но по разным причинам сделать этого не удалось. Когда, уже в Саратове, это тоже не получилось — менеджер сказал, что сейчас им запретили делать подобные страховки для иностранцев — я махнул на всё это рукой и поехал по России дальше таким, как есть, незастрахованным.
Как оказалось, ни моя страховка, ни моя машина никому не нужны. За всё время путешествия по России дорожная полиция не удостоила меня своим вниманием. Как говорится — пустячок, а приятно… Разговор с инспектором состоялся только один раз, перед въездом на Крымский мост, но там было совсем другое дело — мероприятия антитеррористической направленности, зона транспортной безопасности, досмотр машины. Видеоролик этого события будет представлен позже, сейчас же зарубежное турне только начинается.
Мне нравится путешествовать по России. С ней связаны и самая первая дальняя поездка в 2001 году и самая продолжительная, 17000 километров. Каждый раз, при въезде в эту страну, меня охватывает какое-то радостное чувство, близкое к восторгу. Возможно, это генетическая память предков из России, возможно, это отголоски «совкового» советского прошлого, или просто возраст. Но, тем не менее, это так. Здесь мне нравится всё или почти всё. Вот сейчас еду по Саратовской области, вокруг степь, и дождь идёт. Но трава везде ярко-зелёная, а деревья тронуты красками осени — и мне это нравится.
Холодает, дождь усиливается, тяжёлые тучи прижимаются к земле, радиомачта скрывается в облаках и уходит в бесконечность — а мне нравится. Фраза — у России нет плохой погоды, там всегда найдешь, что по душе — как нельзя точнее выражает моё отношение к этой великой стране. Но пора заканчивать это небольшое лирическое отступление и ехать дальше, да простят мне читатели минутную слабость. Кстати, даже десяток километров дороги около посёлка Демьяс (51.232603, 49.039056), по которой пришлось буквально плыть, был расценен как смешное приключение и никак не испортил общего настроения.
Итак, еду на Саратов, до него от границы около трёхсот километров. Это будет первый крупный город на моём пути — почти миллион жителей. Дорога всё время хорошая, ничего похожего на описанный выше десятикилометровый участок больше не встречается. И не только до Саратова. На всём дальнейшем маршруте до Севастополя и обратно, мне не пришлось увидеть разбитых дорог и жёстких объездов. Не то что десятков или сотен километров подобного бездорожья — даже несколько километров не встретилось!
Да, ремонты были. Это выглядело так — полдороги перекрыли для движения и ремонтируют, транспорт идёт по другой половине. Да, скорость снижается. Да, становится тесновато. Но ты едешь по нормальному асфальту, а не по зубодробительному грейдеру. И потом, длится всё это пару-тройку километров, затем идёт обычная дорога. Иногда подобные участки, особенно узкие, снабжены светофорным регулированием. И, о чудо, все стоят и ждут, когда загорится зелёный свет. Никто не лезет на красный, даже если впереди не видно ни одной встречной машины.
К впечатлениям от российских дорог я ещё вернусь, но сейчас вынужден прерваться — на горизонте показался Саратов. Точнее — город Энгельс. Хотя это и отдельная административная единица, но больше воспринимается как заречье Саратова, его юго-восточная часть. Да и возник этот славный город с иностранным названием сначала как Покровская слобода, т.е. часть города. Это уже потом он стал называться Покровск. А в 1931 году город, который уже десяток лет был столицей Автономной Республики Немцев Поволжья, переименовали в Энгельс, в честь известного марксиста-предпринимателя.
В сорок первом году прошлого века Республика закончилась, всех немцев депортировали. Вопрос о воссоздании автономии, уже на территории Казахстана, поднимался пару раз после войны и был окончательно закрыт самими немцами, которые массово уехали на историческую Родину. Таким образом завершилось более чем двухвековое пребывание немцев в России и Казахстане, предки которых откликнулись на манифест-приглашение Екатерины II. Но память осталась — чёрный и жёлтый цвет на флаге города Энгельс, цвета германского флага.
Чем же ещё знаменит это небольшой город на Волге? Те, чьё «тяжелое детство пришлось на период застоя», могут помнить замечательного писателя Льва Кассиля. Он родился и вырос в Покровской слободе, его самое значительное произведение описывает жизнь этого провинциального городка. Писатель, все произведения которого были направлены на воспитание нового человека, испытал на себе трагическую иронию судьбы того времени — его единственный брат был расстрелян как «враг народа».
А ещё рядом с Энгельсом, прямо за околицей, находится одна из крупнейших в мире авиабаз стратегической авиации. По слухам, здесь дислоцируются самые большие бомбардировщики России, которые, опять же по слухам, могут быть вооружены крылатыми ракетами с ядерными боеголовками. На территории авиабазы есть музей дальней авиации, но возможность его посещения в наше беспокойное время мною даже не рассматривалась. Я только лишь увидел вот такой вертолёт, что стоит рядом с дорогой строго напротив военного объекта. Сам аэродром с дороги не виден.
Энгельс заканчивается быстро, всего десять километров от окраин до Волги и — мост, так называемый Старый мост. Его длина около трёх километров, едешь по нему недолго, но этого времени хватает, чтобы увидеть город, что раскинулся вдоль по берегу Волги, влево от меня. Магия великой русской реки настолько сильно привлекает застройщиков, что небоскрёб с вертолётной площадкой на крыше, который будет показан на следующем видео, вырос чуть ли не из воды, всего в восьмидесяти метрах от берега.
Несколько минут еду по мосту, и я уже в Саратове. К сожалению, проезжая этот город, не смог убедиться в достоверности слов из песни «Огней так много золотых…» — днём фонари не горят и эту главную достопримечательность города на Волге я не увидел. Пришлось довольствоваться малым и просто проехать по улицам Саратова — города с четырёхвековой историей и миллионом жителей. Некоторые эпизоды путешествия от границы до этого момента вошли в следующий ролик, а кое о чём я сейчас расскажу дальше.
Расположенный вдали от границ Российской Империи, Саратов не испытал нашествия иностранных армий. Зато свои, «родные» его не забывали, как могли грабили — начиная от калмыков и кубанских татар, продолжая Разиным и заканчивая Пугачёвым. Ну а как иначе? Уж больно сладким был этот кусочек, богатый купеческий город на перекрестье водного и сухопутного торговых путей. Волга, ставшая главной транспортной магистралью России, вывела Саратов на одно из первых мест по «по красивости строений и по богатству жителей».
Поэтому мне и захотелось в первую очередь посмотреть набережную и, выйдя из машины, спокойно прогуляться вдоль воды, полюбоваться великой русской рекой. Рассудив, что лучшим местом для этого будет речной вокзал Саратова, туда и направился. Но не сразу. Сначала покружил немного по узким улочкам центральной части города, чтобы уже назад не возвращаться, а с набережной сразу уйти на Волгоград. И не пожалел об этом. Большое количество сохранённых и реставрированных домов на любой вкус, делают Саратов каким-то уютным домашним городом. Ощущается этакая неспешность, консервативная солидность и купеческая основательность. Молодёжь, возможно, и заскучает по отсутствию «экстрима», ну а мне такая картинка вполне по душе.
На следующем фото обещанный вид на Волгу у Речного вокзала. Здесь меня поджидал приятный сюрприз в виде речного лайнера «Валерий Чкалов» — сто метров комфорта и развлечений для туристов. В своё время теплоходы этой серии ходили на линии «Москва — Астрахань», регулярно перевозя пассажиров, но последние двадцать лет используются как круизные. Да ещё и для киносъёмок, как «Сергей Абрамов» в фильме «День выборов».
Кому-то может показаться непонятным мой восторг от реки и теплохода — как это может быть интересным и для кого? Но не стоит забывать, что интересным всегда бывает новое, незнакомое и ранее не виденное. У нас, на юге Казахстана, река шириной в пару сотен метров — уже событие. И в целом, не может Казахстан похвастаться шириной рек, даже Иртыш перед выходом в Россию не достигает полукилометровой ширины. А здесь — несколько километров мощной реки, вдали берега сливаются с горизонтом и «под парами» стоит симпатичный кораблик, яркий как игрушка. Рядом с Алма-Атой такого точно нет и не будет.
Мой рассказ не ставил своей целью познакомить вас со всеми достопримечательностями Саратова — их очень много. Просто хотелось передать ощущения от незнакомого города, лежащего на пути по России. Для того, чтобы посмотреть все памятники, архитектурные сооружения, да и просто интересные места этого города, надо посвятить этому не один день. Но таким временем не располагаю, тем более, что в Саратове постоянно появляются всё новые и новые «точки интереса», начиная от памятника Саратовской гармошке и заканчивая совсем свежим монументом Петру Великому. Открытый полгода назад он заметен на предыдущем видеоролике, а на следующей фотографии показана часть площади вокруг памятника.
На выезде из Саратова я первый раз заправил машину российским бензином по российским ценам. Это было больно… :-) Даже, можно сказать, вдвойне больно! По сравнению с минимальной ценой, по которой я брал бензин в Казахстане — 169 тенге за литр, местный ценник в 357 тенге не радовал ни разу. Пересчёт на тенге даю для сравнения, оплачивал, естественно, рублями. Подробнее о моих взаимоотношениях с российскими АЗС расскажу в середине очерка, разброс цен в десять рублей (семьдесят пять тенге) меня несколько удивил. Но это всё ещё впереди, сейчас от Саратова еду на Волгоград.
На протяжении трех с половиной сотен километров, что разделяют эти два города, дорога идёт на юг, вдоль правого берега Волги. Но реку из машины почти не видно, она прячется где-то за холмами. Только в трех местах переезжаешь заливы (если так можно сказать о реке), что вдаются в берег на несколько километров. Вплотную к воде дорога подходит уже в черте города, что раскинулся вдоль правого, западного берега Волги на десятки километров.
Царицын, Сталинград, Волгоград. Именно со вторым названием связаны самые великие и самые трагические события нашей истории — Сталинградская битва. Она началась восемьдесят лет назад, и именно в эти осенние дни здесь разворачивалось самое ожесточённое сражение века. Битва, переломившая ход Великой Отечественной Войны. Немецкие войска атаковали город на всём протяжении, несколько раз выходили на берег Волги, но были отброшены. Из рук в руки переходил Мамаев Курган. Бои шли не только за каждую улицу, но за каждый дом, за каждый этаж.
Константин Симонов в романе-трилогии «Живые и мёртвые» устами одного из главных героев произведения, комбата Синцова, передаёт доклад командира дивизии командующему фронтом: «На правом фланге, товарищ генерал-полковник, наношу удар в направлении сверху вниз, потому что дом уже занял, а в подвале ещё немцы. А на левом фланге — в направлении снизу вверх, потому что первый этаж наш, а второй — их…»
Тихий осенний вечер 2022 года. Я поднимаюсь на Мамаев Курган и, проходя мимо Стен-руин, слышу отголоски событий восьмидесятилетней давности — звуки выстрелов, рёв моторов, сводки Информбюро. Вижу своими глазами памятники, изображения которых знакомо с детства — «Стоять Насмерть» и «Скорбящая Мать». Площадь Героев и Зал Воинской славы, Площадь Скорби и Стены-руины. Всё это находится здесь, в мемориальном ансамбле «Героям Сталинградской битвы».
Я стою на Мамаевом Кургане. В середине осени 1942 года здесь горела земля, плавился камень и кипела вода. Враг изо всех сил рвался к Волге, армия европейской гитлеровской коалиции уже предвкушала скорую победу, весь мир считал предрешенным поражение нашей страны. Красная Армия яростно оборонялась и накапливала резервы.
Восемьдесят лет назад, 19 ноября 1942 года, мощные залпы орудий возвестили на весь мир о контрнаступлении Красной Армии под Сталинградом. Началось окружение огромной группировки врага, которая насчитывала почти миллион человек личного состава - немцев и румын, итальянцев и венгров. Битва, переломившая ход Великой Отечественной войны, вступала в завершающую стадию. До полного окончания Сталинградского сражения оставалось ещё два с половиной месяца...
Главный монумент комплекса виден за много километров до Мамаева Кургана. Пройдя аллеей тополей и поднявшись по лестнице на двести ступеней — по числу дней Сталинградской битвы, оказываешься у подножья огромной скульптуры. Это самая яркая точка Волгограда, его символ на протяжении последнего полувека — «Родина-Мать зовёт».
На Мамаевом Кургане тихо, но не безлюдно. Наоборот — посетителей достаточно много. Много молодёжи, которым экскурсоводы рассказывают о страшной войне, о победе нашего народа и об истории создания Мемориала. И это хорошо. Это необходимо знать каждому, это должны помнить все. Весь ансамбль производит сильное впечатление и является самым масштабным памятником Великой Отечественной войне. Огромная ухоженная территория, мощная смысловая наполненность скульптур и фантастическая конструкция главного монумента — это скорбь по погибшим и слава победившим.
На таком фоне становится непонятным отсутствие Вечного огня в Зале Воинской славы. Не знаю, каковы его причины, но как-то не по себе становится при виде подобного зрелища…
В следующем ролике, после дороги до Волгограда, я попытался показать отдельные детали всего мемориального комплекса, рассказать о некоторых интересных фактах и постарался передать саму атмосферу этого необыкновенного ансамбля-памятника.
Сказав в заключительном комментарии к этому ролику, что «впереди меня ждёт юг России, Крым и Севастополь», я несколько туманно обозначил цель следующего этапа путешествия. Да я, честно говоря, и сам не знал — получится ли задуманное. Окончательное решение было принято перед выходом на федеральную трассу «Дон», в точке с координатами 48.189294, 40.272708. Решив в самый последний момент — а почему бы и нет — я поворачиваю здесь на север.
Как вы уже поняли, до города Донецка я добрался и заехал на российский пограничный пункт пропуска. Ещё на въезде спросил у часового — могу ли я, гражданин Казахстана, перейти здесь границу. Парнишка в форме смерил меня взглядом и пояснил, как для бестолкового — у нас здесь, вообще-то, международный автомобильный пункт пропуска! Дескать, дядя, простых вещей не сечёшь… Ну, ладно. Заехал на территорию терминала достаточно быстро, впереди была пара-тройка машин. Так же быстро прошёл досмотр и направился к окошку пограничника. Строгая барышня в форме задала традиционный вопрос — куда едете, какова цель визита — и несколько зависла, услышав мой ответ: в Луганск, туризм.
Вернувшись в реальность, она велела мне отойти пока от окошка и подождать. Да, и ещё машину отогнать в сторону от линии досмотра, «чтоб другим не мешать». Интрига закручивалась… Минут через десять ко мне подошёл крупный мужчина в форме прапорщика, метра два ростом и, судя по размерам — старшОй. В руках он держал мой паспорт, но этого ему показалось мало, и он потребовал отдать смартфон. Ну, нам-то скрывать нечего… Отдаю телефон, параллельно интересуясь — что ещё полезного я могу сделать для Пограничной службы ФСБ Российской Федерации?
Да, можете — сказал он — если объясните, зачем едете в зону боевых действий. Да с чего бы это Луганск стал зоной боевых действий — отвечаю ему — там же совсем тихо. На его вопрос — откуда я это знаю — был дан честный и прямой ответ: из передач российского телевидения. Наступила минутная пауза… Опровергнуть информацию официальных каналов прапорщик не решился и, подумав, сказал — подождите немного, с Вами сейчас побеседуют. Уточнив — можно ли, в качестве последнего желания, пока покурить на территории пункта пропуска, я зажёг сигарету и стал ждать.
Следующими собеседниками стали двое ребят в штатском, по возрасту чуть старше моей младшей дочери. Пока один детально изучал мой телефон и допытывался — кто из ху в списке контактов, другой подробно заносил ответы в компьютер. Их интересовало буквально всё — мои дети, родственники, образование, род деятельности и т.д. и т.п. Вот такие любознательные ребятки… Основной вопрос — зачем я еду в Луганск — был задан двадцать раз в различных вариациях.
Поначалу я пытался, чистосердечно и от души, объяснить цель своей поездки. Мне хотелось посмотреть на город, готовившийся войти в состав России, пообщаться с людьми, ощутить их радость обретения Родины и уверенность в том, что всё плохое теперь позади. К сожалению, эти простые человеческие чувства оказались непонятными для сотрудников ведомства, которое они назвать не пожелали. Поэтому я тоже оставил попытки «душевного разговора» и на последующие восемнадцать одинаковых вопросов отвечал стандартно: цель поездки — туризм.
Мы тепло общались уже около часа, когда взаимно решили, что пора заканчивать эти посиделки. Задав свой последний официальный вопрос — понравился ли мне Волгоград — и занеся положительный ответ в протокол, они благосклонно решили не отправлять мой смартфон на «спецпроверку». Затем, торжественно присовокупив к указанному девайсу паспорт гражданина Республики Казахстан, они вручили этот комплект мне в руки и сказали — можете ехать в ЛНР!
Уже вернувшись домой, я отправил письмо г-ну Бортникову, в котором выразил своё недоумение по поводу этой ситуации и попросил, хотя бы кратко, прокомментировать её. К сожалению, свободного времени у Александра Васильевича не оказалось, он переправил моё послание в Пограничное Управление ФСБ по Ростовской области, и ответ оттуда пришёл незамедлительно. Мне выразили «признательность за активную гражданскую позицию, поскольку такие обращения помогают руководству Управления объективно и всесторонне оценить ситуацию, складывающуюся в пунктах пропуска». Что касается действий сотрудников, то они имеют право «проводить устный опрос, получать объяснения». За глубокое изучение моего смартфона ничего сказано не было… :-)
А на Луганской стороне всё было быстро и просто. Часовой спросил — есть ли у меня основания для въезда в ЛНР? Получив ответ, что у меня нет родственников и друзей в ЛНР и нет, соответственно, приглашения с их стороны, он опечалился за меня весьма — вряд ли такой визит возможен… Но, тем не менее, связался со старшим. Получив ответ, развёл руками — приезжайте через несколько дней, тогда уже Россия будет, а пока… Эта процедура заняла пять минут, всё было быстро, честно и вежливо. Я ни разу не в обиде — это их право.
Забегая вперёд скажу, что после всех этих событий, я перестал даже думать о возможной (в принципе) дороге в Крым через Чонгар, вдоль северного побережья Азовского моря. Каюсь, была такая мыслишка, но как представил, что на этом пути подобные разговоры могут повторяться неоднократно… Так что, не для иностранцев этот маршрут. Хотя слышал, что сразу после взрыва некоторые выезжали из Крыма именно так, поскольку ждать открытия моста не имели возможности. Но то были граждане России.
А пока — путешествие продолжается. Возвращаюсь назад, к федеральной трассе «Дон», по которой ухожу к Ростову. Это был самый «многолюдный» участок моего путешествия, самый насыщенный автотранспортом. Ходят слухи, что летом, когда вся Центральная Россия отправляется «на юга», пробка на этой дороге начинается чуть ли не от МКАДа. :-) Возможно, так оно и есть, ведь даже сейчас, почти в середине осени, движение здесь достаточно интенсивное. По правому ряду почти сплошной поток грузовиков, по левому — легковых машин и тех же грузовиков, которые лихо обгоняют своих медлительных коллег. Хотя, кто тут медлит… Меньше, чем 110 никто не едет.
В моём направлении пробки не случилось, только в одном месте пришлось ехать потише из-за ремонта дороги. А вот встречную пробку наблюдал, на приведённом выше ролике есть такой эпизод. Но, на удивление, почти все водители ведут себя спокойно, грамотно обгоняя одних и не мешая делать это другим. За те двести с лишним километров, что я проехал по федеральной трассе, мне истерически моргали фарами всего два раза.
Сначала это был чёрный BMW X8, без номеров и наглухо тонированный. За ним последовала заниженная Приора с двумя бородатыми юнцами, едущими домой, на Кавказ, судя по всему. В обоих случаях коллеги-водители не смогли потерпеть те несколько секунд, которые мне были нужны, чтобы спокойно завершить обгон пары фур. Резко прилетев сзади и вынужденно притормозив, они помчались дальше, «фарить» и сигналить другим машинам. За исключением этих двух индивидуумов, остальной народ ехал не суетясь.
К чему это я рассказываю? Для сравнения с тем, что наблюдал у нас, на трассах Казахстана. Уже упоминал об этом в первом рассказе «крымской серии», и ещё раз повторю — прямо делом чести и доблести считается у нас сигналить водителю, если он вдруг едет с максимально разрешённой скоростью и не желает держать «пацановские» полторы сотни вёрст в час. :-)
И последнее о трассе «Дон». Она платная, стоимость проезда можно рассчитать заранее на соответствующем сайте. Мне это удовольствие обошлось в 75 рублей за 224 километра от Каменска-Шахтинского до поворота (46.443233, 39.716804) на станицу Ленинградскую. Да, вместо деревень, сёл и посёлков вокруг меня теперь станицы и хутора — начинаются «земли казачества Донского».
Приближение к Ростову-на-Дону вызывает воспоминания полувековой давности, здесь я уже был. Произошло это в середине семидесятых годов прошлого века, когда был развит, так называемый, «школьный туризм». На коротких каникулах ученики старших классов ездили по различным городам и республикам бывшего Советского Союза. Мне довелось проехать в составе такой группы на поезде из Алма-Аты через Москву в Ростов-на-Дону, где мы и остановились. Затем были экскурсии в Новочеркасск, Таганрог, Краснодон и ещё куда-то, сейчас уже и подзабыл, но «Ростов-папа» в памяти зафиксировался отчётливо. :-) Кстати, воспоминания о посещении Краснодона также были одним из поводов для неудавшейся поездки в Луганскую область, но вдаваться в подобную «лирику» во время упомянутой выше беседы на границе я не стал.
Названия населённых пунктов, лежащие на пути к Тамани, вызывают разные ассоциации: от историко-патриотических в станице Ленинградской до комических, вспоминая КВН, в станице Брюховецкой. Особняком была станица Кущевская с её трагическими событиями двенадцатилетней давности. Но, всё это, так сказать, внутри… А, снаружи, за окнами машины сейчас проплывает степь, несколько монотонная с точки зрения автотуриста. И ехать по ней придётся достаточно долго — первую яркую достопримечательность, Крымский мост, от Ростова отделяют четыре с половиной сотни километров.
В Тамани, за пятьдесят километров до Крымского моста, где находится крайняя «материковая» АЗС (45.211818, 36.759759), у меня была последняя остановка перед Керченским проливом. Затем был Крым — южный берег и Севастополь, но об этом отдельный очерк. Сейчас же я хочу выполнить данное ранее обещание и остановиться подробнее на вопросе: «почём нынче овёс», то есть — бензин. Речь пойдёт, естественно, о бензине АИ-92, который я заливал.
Итак, упомянутая выше АЗС. «Крышует» её Лукойл, не мелкая такая компания. :-) Ну, а где солидная фирма — там и солидные цены. В Тамани я заплатил 49,71 рублей за литр, но это ещё не предел. По пути домой, уже за Астраханью — село Красный Яр, тридцать километров до границы с Казахстаном. Здесь Лукойл торгует уже по 49,84. И если в Тамани под такую цену подводят ещё и наличие сопутствующего сервиса — закусочные, просторная парковка для различного транспорта и прочее — то красноярская АЗС предлагает только бензин.
У Роснефти аппетиты скромнее, и она продавала топливо (в Саратове) по 47 рублей. Примерно тот же уровень, дешевле в диапазоне одного рубля, держали «небрендовые» заправки, встречавшиеся мне на пути. А первое место, с ценой 51,17, заняла сеть АЗС в Крыму, именуемая Атан. И это ещё не самая высокая цена на полуострове. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что заметил в одном месте, в Севастополе, цену ниже 50 рублей, но проскочил мимо, а возвращаться было уже не с руки.
Среди всего этого особняком стояла компания Русойл с ценником сорок два с половиной рубля. И это именно ценник. Когда заправляешься и получаешь чек, то видишь фактическую стоимость топлива — 41 руб. 23 коп. Первую АЗС этой сети заметил по пути от Волгограда к трассе «Дон», но проехал мимо. Однако цену запомнил, посмотрел потом в интернете и обнаружил интересную вещь. Этот топливный оператор юга России непосредственно связан, судя по всему, с Роснефтью и унаследовал от «старшего товарища» некоторые торговые точки. Заправки небольшие, без сопутствующего сервиса, но цена топлива впечатляет. Будет желание — посмотрите сеть АЗС у них на сайте. Завершая топливный обзор, отмечу — никакой разницы в качестве бензина нигде замечено не было.
Теперь, продолжая тему путешествия по дорогам России, расскажу о том, какова была обратная дорога из Крыма домой, в Казахстан. С целью «посмотреть побольше» не стал возвращаться уже пройденным путём через Волгоград и Саратов, а поехал южнее. Этот маршрут по России, протяжённостью более тысячи километров, пройдя через Ставрополь, Элисту и Астрахань, завершится за селом Караозек, на одноимённом пограничном пункте пропуска. А первым городом на моём обратном пути был Краснодар.
Никуда специально не заезжал, просто прошёл через город поближе к центру, посмотрел — понравилось, но каких-то особых достопримечательностей здесь нет. Точнее так: основная достопримечательность краевого центра — это черноморское побережье российского Кавказа от Анапы до Адлера. Вот там, конечно, много чего разнообразного, включая Сочи — город, где живут те, кто знает прикуп. :-)
А здесь, в Краснодаре, ежели исключить «новодел» и культовые сооружения, то остаётся Шуховская водонапорная башня гиперболоидной конструкции. Но и она не сильно впечатляет (всего 25 метров) и её «старшая сестра» из Бухары, которую я видел в путешествии по Узбекистану, смотрится куда внушительнее при своих сорока метрах. Небольшой видео-обзор Краснодара есть в ролике, что будет представлен ниже. Там же объясняется возникновение первого названия города — Екатеринодар.
Следующие крупные населённые пункты были пройдены по объездной дороге, без заезда в город. Это центр Ставропольского края, который подарил миру первого (и последнего) президента СССР и столица Калмыкии, родина президента-шахматиста. Приближалась Астраханская область — последний субъект Российской Федерации на моём пути.
Как уже было сказано в начале повествования, моё самое продолжительное путешествие на машине прошло по России. Пять лет назад, в 2017 году, проехал 17594 километра из Казахстана на Дальний Восток и рассказ об этом событии стал самым первым в дальнейшей серии очерков.
При его обсуждении читателями была высказана следующая мысль — проехал, мол «житель Казахстана пол-России насквозь и нигде не столкнулся со случаями вымогательства со стороны полиции. Человек ехал, любовался природой. Не всматривался тревожно вдаль и не ждал засады за каждым поворотом. В этом и заключается кардинальное отличие от путешествия россиян по Казахстану». Но там же прозвучало и другое высказывание, что весь «адекват» со стороны дорожных инспекторов заканчивается после Урала и «беспредел достигает апогея» в Саратовской и Волгоградской областях.
Поэтому сейчас, в рассказе о путешествии по России в 2022 году, хотелось немного остановиться на этом вопросе — каково сейчас в России с дорожной полицией? К тому же, читал раньше о пристрастном отношении патрульных к водителям в Ростовской области и, особенно, в Калмыкии. Такая информация, конечно, несколько напрягала, но не отменять же из-за этого поездку… И что же я увидел в этот раз в России на тему «полицейские и воры водители»? А ничего!
Нет, полиция на дорогах присутствовала, что было замечено неоднократно. Но я её не интересовал от слова совсем. На меня не обращали внимания встречные и попутные патрульные машины в Саратовской и Волгоградской областях, меня игнорировали сотрудники стационарных постов ДПС в Ростовской области и Калмыкии. Да и в других регионах России отмечалось подобное «наплевательское отношение» к моей персоне. :-) Исключением стал только контрольный пункт при въезде на Крымский мост. Там меня остановили, но об этом в следующем рассказе. Так что — не нарушай, и никому ты не нужен. В Казахстане, к сожалению, не всегда так…
И ещё одно наблюдение. Возвращаясь к теме дорог в России, заметил следующее. Сами трассы очень даже неплохие. Знаки, разметка и состояние асфальта — всё это практически идеально. Хоть и стараюсь, по мере возможности, не ездить в темноте, но на такой дороге и ночью можно чувствовать себя уверенно. Также не заметил перегруженности трасс, за исключением федеральной магистрали «Дон». Что касается возможности транзитного объезда населённого пункта — города или села — то такая возможность иногда отсутствует. Но в моём случае это было даже на руку, появлялась возможность посмотреть город изнутри.
А вот что осталось непонятным, так это весьма недостаточное количество мест отдыха на трассе. Небольшие площадки с местом для стоянки, контейнером для мусора, туалетом и (возможно) эстакадой были бы не лишними, но их практически нет на том маршруте, что я проехал от границы и до Крыма. А вот в Крыму уже есть! По трассе «Таврида» они расположены достаточно равномерно и включают перечисленный выше пакет услуг.
Но трасса эта относительно новая и места отдыха там сразу делались по плану. Такое же наблюдал и трассе «Амур», да и у нас в Казахстане, на транспортном коридоре «Западный Китай — Западная Европа». На дорогах же, которые существуют в России давно, отличное состояние проезжей части сочетается с отсутствием инфраструктуры для кратковременного отдыха. Конечно, на больших АЗС известных брендов есть почти все удобства, но такие заправки редки между населёнными пунктами.
Пока я всё это вспоминал и обдумывал, дорога шла своим чередом и на горизонте показалась Астрахань. Уже с моста через Волгу хорошо видно Успенский собор и Колокольню — самые высокие здания Кремля, к которому я сейчас и еду. Возникший четыре с половиной века назад, Астраханский Кремль является не только главной достопримечательностью города, но и архитектурным памятником федерального значения.
Под защитой белокаменных стен, толщина которых достигает пяти метров, постепенно возникали внутренние постройки — культовые и административные, жилые помещения и пороховые погреба. Не всё это сохранилось. Так, например, изначально в стенах было восемь башен, но сейчас их осталось семь. Интересна история самого высокого строения Кремля — колокольни Успенского собора, что стоит над Пречистенскими воротами. Построенная в начале XVIII, она стала разрушаться из-за слабости фундамента и через пятьдесят лет была разобрана.
Вторая попытка возведения колокольни состоялась через сто лет после первой, и поначалу всё шло хорошо. Но в конце XIX века сооружение стало заметно отклоняться от вертикали и снова было разобрано. Проходит время и через двести лет после первой попытки появляется «версия 3.0», которая и существует в настоящее время. Уже более ста лет, с высоты своих восьмидесяти пяти метров, взирает эта колокольня на город, корни которого уходят в XIII век…
От Астрахани до границы с Казахстаном всего шестьдесят километров, но проехать их просто так я не могу. Мне была поставлена задача — привезти домой знаменитый астраханский арбуз. Причём поставлена настолько категорично, что я и помыслить не мог возвращение с пустыми «безарбузными» руками. :-) Задача осложнялась тем, что уже начало октября и все выращенные летом арбузы давно уплыли вверх по Волге, где и были благополучно съедены жителями Центральной России. Двигаясь с минимальной скоростью и постоянно оглядываясь по сторонам, я нашёл-таки одно местечко, где сохранился непроданным десяток арбузов. И таки приобрёл этот «пропуск домой». :-)
Арбузы были действительно знаменитые… Кроме восхитительного вкуса, они обладали необычной расцветкой — не полосатой или однотонной, а конкретно пятнистой, «камуфляжной», в духе времени. Такого я ещё не видел. Да что я… Уже в Казахстане, неподалёку от Чимкента, остановился купить ещё парочку дынь. Продавец, увидев мои арбузы, аж подпрыгнул — это откуда такие?! Астрахань, гордо отвечаю…
Довольный удачной покупкой я посчитал, что все дела сделаны, миссия завершена, приключения закончены. Но российская глубинка имела на этот счёт другое мнение и подарила на прощание небольшое развлечение в виде понтонного моста через реку Бузан (46.523777, 48.342732). Не скажу, что такое для меня впервые — переезжал так через Амударью около Чарджоу и через Чулым возле Ачинска — но пятьсот метров дышащей и волнующейся дороги несомненно подняли настроение. И, всего-то навсего, за 160 рублей… :-)
Годков этому аттракциону эдак с полсотни, но жив, курилка. Легковые машины идут по нему одновременно в обе стороны, а вот уже «Газели» едут по очереди, то в одну, то в другую сторону. Что происходит с более крупным транспортом? Мне показалось, что таких сюда вообще не пускают, они направляются по другой дороге, севернее. Этакий глубокий объезд удлиняет путь от Астрахани до границы с Казахстаном на пятьдесят километров, но оборудован нормальными мостами через все реки, на которые рассыпается Волга в своём самом нижнем течении.
До границы оставалось тридцать километров…
Завершающее видео этого путешествия — упомянутый понтонный мост, дороги Калмыкии и Ставрополья, кусочки Краснодара и Астрахани:
В самом первом видеоролике этого рассказа показано, как выглядела граница в начале октября. Толпы молодых и жизнерадостных туристов-россиян уже схлынули, все уезжающие благополучно, всего после пары суток ожидания, пересекли рубежи государства Российского и растворились в бескрайних просторах Казахстана. На пунктах пропуска воцарилась тишина. Пограничники ещё не до конца восстановили силы, растраченные в «смутные времена» и ограничились весьма поверхностным досмотром моего транспортного средства. Это на российской стороне. На казахстанском КПП машина оказалась вообще никому не нужна, я получил штампик в паспорте и въехал на территорию Родины. Три тысячи восемьсот тридцать километров путешествия по России закончились.
Что дальше? Пришло, наконец, время рассказать и о главной цели путешествия. :-) О посещении Крыма, об экскурсии по Севастополю, о пляжах, горах и дорогах полуострова — следующий рассказ.
Всем удачи на дорогах и новых путешествий!
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.