Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
«Дикий Запад». Города и дороги Казахстана. 2022 год

«Дикий Запад». Города и дороги Казахстана. 2022 год

09.11.2022 | 8653 просмотра

В конце сентября, 27 числа, в четыре часа утра я выехал из Алма-Аты в поездку по Казахстану и России. Крайней точкой маршрута был намечен город-герой Севастополь, и на пути к нему меня ожидали, кроме всего прочего, тысячи километров казахстанских дорог. И это только в одну сторону! Потом столько же обратно… Вот об этом пути по южному и западному Казахстану и пойдёт речь.

Простое действие — поворот ключа в замке зажигания — даёт старт большому путешествию. Как потом оказалось, от южной столицы Казахстана до границы с Россией за Уральском я проехал 2700 километров. Обратный путь оказался ещё длиннее — 3100 вёрст через Атырау. Итого пять тысяч восемьсот…

Основное средство передвижения — автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G015. Видеорегистратор, навигатор, телефоны и фото-видео. Канистру с собой не брал, бензина по дороге, как и ожидалось, хоть залейся. Спальное место установлено, холодильник подключен, вещи собраны, рубли закуплены, точки интереса отмечены. В путь!

В этом рассказе не будет обилия достопримечательностей и ярких туристических локаций. Дорога по Казахстану рассматривалась исключительно с точки зрения транзита, а не цели путешествия. Впечатления от поездки, представленные в очерке, носят больше прикладной практический характер — состояние дорог, наличие бензина и цены на него, отношения водителей и дорожной полиции. Таким образом я попытался помочь тем, кто собирается в ближайшее время впервые проехать по этому маршруту из России в Казахстан или обратно.

Что же запомнилось из казахстанской части поездки? Маршрут не был для меня совсем уж незнакомым. Ездил в том направлении весной 2019, самой крайней западной точкой был Каспий. Так что есть возможность не только получить новые ощущения, но и сравнить кое-что с впечатлениями трёхлетней давности.

Первые сравнительные ощущения начинаю получать уже через полтора часа после старта. Ну никак не могут закончить ремонт и сделать нормальную дорогу всего в сотне километрах от Алма-Аты. Ковыряются уже лет пять, как минимум, а ещё остаётся сделать примерно столько же… И если ранним утром этот смачный кусочек ремонта проходится «на ура», то на обратном пути я оказался там поздно вечером и в полной мере ощутил все тяготы пробки, растянувшейся на несколько десятков километров. Третий видеоролик рассказа начинается как раз с кадров, снятых на этом участке.

Зато дальше всё будет хорошо и даже замечательно. Надо только потерпеть до Джамбульской области, что начинается в ста тридцати километрах от Алма-Аты. Здесь, строго на административной границе, дорога волшебным образом превращается в то, чем она и должна быть в рамках транспортного коридора «Западный Китай — Западная Европа». Это трасса с двумя рядами движения в каждую сторону, с разделительной полосой и максимально разрешённой скоростью 110 км/час.

Конечно, на пути встречаются населённые пункты, где скорость приходится сбрасывать до шестидесяти. Но, первое — их не так, чтобы много. И, второе — крупные города трасса оставляет в стороне или идёт по объездному пути. Вот так, например, это выглядит около Тараза. Объезд города с севера удлинил мой маршрут всего на десять километров, но сэкономил время и нервы — днём в Таразе тесно. А здесь машин немного, вокруг поля с собранным урожаем лука, уже готового к отправке в северные регионы Казахстана. Но сильно расслабляться не стоит. Максимально разрешённая здесь скорость — 100 км/час, и патрульные машины полиции с радарами постоянно катаются туда-сюда.

Следующий крупный город — Чимкент — трасса оставляет так далеко в стороне, что его почти и не видно. Теперь дорога идёт на северо-запад и горы, что виднелись до этого постоянно по левую руку, исчезают. Вокруг начинает расстилаться бескрайняя степь, которая будет сопровождать меня почти до Актюбинска.

Небольшой компенсацией за окружающую монотонность стал Туркестан, что находится в ста пятидесяти километрах от Чимкента. Основанный в пятом веке, город знаменит мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави (XIV век), но ещё несколько лет назад выглядел большой деревней. Всё изменилось в 2018 году, когда президент страны решил возродить город как духовную столицу Казахстана. Для начала Туркестану дали титул областного центра, отобрав это звание у Чимкента. Область переименовали в Туркестанскую, а город отстроили практически с нуля. Количество жителей за последние три года резко увеличилось, на 35000 человек (за предыдущие три года — всего на четыре тысячи).

В 2019 году, вернувшись из поездки по Казахстану, я написал небольшой очерк, в котором было сказано следующее:

«Областной центр Туркестан. Перед самым городом — лес строительных кранов, строят новый областной акимат и жилой микрорайон. На плакатах названия известных компаний, прямо всенародная стройка. Так понимаю, что теперь всей страной будем строить Туркестан. Уже вернувшись из поездки, прочитал, что в Туркестане заложили первый камень в строительство международного аэропорта».

И вот сейчас основное строительство можно считать завершенным. К сожалению, не удалось проехать через центр города, полиция туда почему-то не пускала. Зато оценил удобство объездной дороги, что обходит город с севера и посмотрел, что окраины Туркестана стараются соответствовать высокому званию города — областного центра.

Немногим меньше трёхсот километров отделяют Туркестан от следующего областного центра — Кзыл-Орды. Или Кызылорды, как принято говорить в последние годы. Окружающий меня пейзаж немного меняется, степь начинает превращаться в пустыню, что становится особенно заметным после населённого пункта со странным, по нынешним временам, названием.

«Усыхает» и дорога — после Кызылорды она становится двух полосной и максимально разрешённая скорость, соответственно, снижается — 100 км/час. Позади остаётся богатый сельскохозяйственный Юг и продавцы, выносящие свой товар на дорогу и торгующие буквально «с поля».

Вдалеке, в свете заходящего солнца, появляются огромные антенны комплекса «Сатурн». Это уже космодром Байконур. Снова обращусь к своему очерку от 2019 года: «Ещё за пару десятков километров до Байконура виден первый признак космодрома — комплекс «Сатурн». Он появляется на горизонте, ты едешь-едешь, а он ближе не становится. И ты понимаешь — каковы его размеры».

Фотография сделана с использованием телеобъектива прямо с трассы, не выходя из машины. Так что, как видите, до космодрома рукой подать и вид «Сатурна» слегка оживляет окружающую пустынно-степную местность. Это единственное сооружение Байконура, которое можно видеть со стороны. Чтобы посмотреть всё остальное, надо совершить экскурсию по космодрому.

Дальнейшие двести километров до Аральска откровенно скучаю. Пейзаж монотонен, дорога хорошая и не требует особого внимания, ничего нового или интересного вокруг не наблюдается. Незнакомая мне дорога начнётся уже после Аральска и продлится четыреста километров до посёлка Карабутак. Раньше никогда этот участок проходить не приходилось. Ходили слухи, что на нём до сих пор есть места с плохой дорогой и абсолютно негде заправиться — полное отсутствие АЗС.

Слухи не оправдались, разбитых участков дороги обнаружено не было. Что же касается топлива, то строго посередине пути, там, где уходят дороги на Иргиз и Шалкар, есть куча всяких заправок разных брендов (48.512535, 61.003836). Ну а двести километров уж как-то можно пережить, если озаботиться бензиновым вопросом заранее.

Что же касается плохой дороги, то она началась после Карабутака и продолжалась до Актюбинска. Трасса на этом участке старая, она была не очень хорошей ещё в 2019 году, и с тех пор лучше не стала. Эти двести километров оказались самым плохим отрезком казахстанской части дороги Чимкент — Самара. Но ехать там можно, и достаточно быстро. Что я и сделал, добравшись таким образом до следующего областного центра — города Актюбинска. Или, скажем так — доехал до Актобе.

Знакомая дорога снова закончилась. Впереди меня ждут почти шестьсот километров пути через Уральск до границы Казахстана и России. Именно там, в пункте пропуска «Таскала» (51.199447, 49.910482) завершится казахстанская часть пути и начнётся, в пункте пропуска «Озинки», его российская часть. Состояние дороги на этом участке, в целом, весьма неплохое. Две полосы для движения и асфальт без ям позволяют чувствовать себя спокойно, даже при увеличившемся транспортном потоке. И чем ближе к Уральску, тем больше легковых машин с российскими номерами идёт мне навстречу.

Осень — прекрасное время года в Казахстане. Ещё тепло, на юге даже жарко и сухо, масса дешёвых овощей и фруктов, неплохие дороги и низкие цены на бензин — всё это сделало весьма привлекательным автомобильный туризм в Казахстан для россиян во второй половине сентября 2022 года. Едут целыми семьями, но есть много компаний достаточно молодых мужчин, которые жаждут познакомиться со всеми достопримечательностями Казахстана и планируют посвятить этому процессу пару-тройку месяцев.

В ролике, который вы только что посмотрели, я добрался до крайней точки казахстанской части маршрута. О том, что творилось на границе, чем встретила меня Россия и куда я поехал дальше, будет подробно изложено в отдельном очерке. А сейчас перехожу ко второй части казахстанского турне и расскажу о пройденном пути на этапе возвращения домой.

Как видно на карте маршрута, что была представлена в начале рассказа, ехать назад планировалось немного по другой дороге, и вот — почему. Если на пути в Крым я хотел посмотреть Волгоград и Саратов, то на обратном пути хотелось глянуть на юг европейской части России и проехать через города Краснодар, Ставрополь, Элиста и Астрахань. Но при таком раскладе ближайшей дорогой будет трасса «Астрахань — Атырау», что идёт по северному побережью Каспийского моря.

Вот по этому участку и были основные вопросы. Анонсировав поездку на одном известном казахстанском форуме, я получил, кроме всего прочего, следующее сообщение: «Я с Атырау, не надо через нас. Стройка идёт дороги. Ужасные объезды и очереди на границе». Эта информация совпадала с имевшимся у меня представлением, какие ужасы творятся на этом пути, но… Охота пуще неволи, на Астраханский Кремль глянуть хочется, а ехать потом на Волгоград — лениво, ведь от Астрахани до границы рукой подать, всего-то шестьдесят километров.

Повторное предупреждение на эту тему было получено во время перехода границы из Казахстана в Россию. Там, на пункте пропуска «Таскала», разговорился с одним молодым россиянином. Он, вместе с другом, несколько дней назад заехал в Казахстан через Астрахань, пункт пропуска «Караузек» (46.545785, 48.636877). Но что-то им в Казахстане не глянулось, уже едут обратно и делают крюк через Уральск. На мой вопрос — какова дорога от границы до Атырау, счастливый обладатель заниженной пузотёрки ответил с истинно кавказским темпераментом — нет там никакой дороги, едешь просто по степи, верблюды кругом! Кстати, он ещё не знал тогда о сюрпризе, который приготовили для него российские дороги на участке между границей и Саратовом. :-) Но, об этом в следующем рассказе.

Верблюды, и правда, были. Были и объезды, и ремонты, и участки новой дороги — всё было. Но дорога была! И это главное. Особенно значимые изменения произошли на участке Атырау — Актобе. Три года назад поездка между этими двумя городами стоила мне треснувшей канистры и сгоревших лампочек ПТФ. А сейчас… Перед Атырау спросил у шофёра грузовика — как лучше ехать на Актюбинск? Через Уральск, или напрямую, через Доссор, Макат и Кандыагаш? Так он даже сначала не понял вопроса, стал объяснять, где поворачивать. Когда же я пояснил, что интересует не маршрут (навигатор имеется), а состояние дороги, то ответил, что дорога хорошая, а через Уральск уже давно никто не ездит. Действительно, трасса оказалась очень даже неплохой, а сто километров ремонта Кандыагаш — Актюбинск это мелочи жизни. Так что все дороги скоро построят и необходимость использования глобуса Казахстана для ориентирования в степи окончательно отойдёт в прошлое. :-)

Это была фотография Актюбинска, где я вышел на уже знакомую дорогу. Состояние всего дальнейшего пути до Алма-Аты уже описано, поэтому хочу остановиться на других вопросах. И первый из них — кто и как здесь ездит?

Проезжая по Западному Казахстану, я начал задумываться о том, в какой стране сейчас нахожусь. Наиболее вероятными вариантами ответа на такой вопрос были Армения, Киргизия и Россия. Получалось, что западные казахстанские земли или уже поделили между этими тремя странами, или тамошние водители все резко перебрались в Казахстан. Именно так можно было подумать, глядя на номерные знаки машин. И если с российскими номерами ещё что-то было понятно — большой наплыв туристов, есьже, то представители двух других горных и солнечных республик бывшего СССР, в картину посетителей явно не укладывались.

Toyota Alphard. Основная боевая машина армяно-киргизского таксиста. Снабжена оптикой гомосексуального цвета, которая ярко светит в любое время суток. Водитель такого минивэна, как правило, испытывает сильную неприязнь к правилам дорожного движения, особенно в части соблюдения скоростного режима. Зачастую сбиваются в стаи из трёх-четырёх машин, плотной «змейкой» обгоняя попутный транспорт перед самым носом встречного. Постоянно моргают фарами, требуя уступить им дорогу. По мнению этих «голубых эстетов», ты должен прижаться к обочине, лучше — съехать на неё. И так всю дорогу…

Конечно, никто никому никакие земли не отдавал и мало кто из иностранцев колесит по Казахстану подобным образом. Это наши сограждане, купившие задёшево хорошую машину и не желающие тратить деньги на её переоформление. Да и некогда им этим заниматься, работать надо! Вопрос законности постоянного использования таких машин в Казахстане одно время поднимался, но после выраженного недовольства народных масс быстро сошёл на нет. А машины остались, их становится всё больше и больше. Ладно, купили. Но почему же надо ездить так, чтобы вызывать к себе неприязнь с использованием нецензурных слов?

Здесь бы самое время и власть применить. Но что-то не сильно я замечал, чтобы дорожная полиция тормозили этих гонщиков. Хотя вроде и должны были… Особенно тогда, когда меня бодро обходила группа «алфард-такси», моментально таяла вдали, а потом, спустя буквально пять минут, навстречу шла патрульная машина с задачей контроля скоростного режима. Как они смогли разминуться?

К тому же, полиция Кызылординской области наиболее ретива и многочисленна на дорогах, по сравнению со всеми пройденными регионами. В пылу работы они не только используют старые методы фиксации нарушений, но и творчески применяют новые профилактические меры. Например, останавливают для того, чтобы поинтересоваться — как вы, уважаемый водитель, провели ночь, выспались ли?

Но таксистов, повторюсь, не останавливают и подобных доброжелательных вопросов не задают. Наверное, не уважают и не заботятся об их самочувствии. :-) Полиции других областей ещё меньше дела до подобных глупостей, на дороге она появляется значительно реже, особенно на юге Казахстана. Активность патрульных увеличивается в Уральском регионе, ещё больше их становится в Актюбинской области, ну а первенство, как уже сказано, за теми бравыми парнями, что блюдут порядок на трассе вдоль Сырдарьи.

Следующее, о чём стоит помнить, отправляясь в путешествие по Казахстану на машине — возможность неожиданной встречи с домашними животными. Во многих местах стоят дорожные знаки соответствующего значения, а кызылордынцы и актюбинцы пошли ещё дальше. Они устанавливают вдоль трассы реалистичные произведения местных скульпторов и художников — анималистов, фигуры коровок и лошадок. Это творчество запечатлено на приведённых видео. Практика безнадзорности приводит к тому, что животные круглосуточно пасутся рядом с дорогами, где меньше хищников и больше воды по весне. Переходящего через дорогу четвероного друга вполне можно не заметить ночью, да и днём эта скотина может выскочить на асфальт неожиданно.

Очередные важные вопросы в дороге — где остановиться на отдых и «почём нонче овёс». Площадки для кратковременной остановки имеются. Как правило, это большая асфальтированная площадка с обозначенным въездом и выездом, оборудованная туалетом и местом сбора мусора. Таких площадок больше всего в южной части пути, но встречаются и дальше. Санитарными удобствами вы можете воспользоваться на любой брендовой АЗС, это без проблем. Там же имеются мини-магазины сопутствующих товаров. Для длительной остановки или ночёвки сейчас тоже стало много мест на трассе, они отмечены в различных навигационных системах.

Бензин. Как уже говорилось — есть везде. Цена разнится незначительно, привожу данные по АИ-92. Самый дешёвый был в Атырауской и Актюбинской областях — 169 и 171 тенге соответственно. Чуть дороже в Туркестанской области — 173 тенге, а максимальная цена в Кызылорде и Алма-Ате составила 179 тенге. Но разброс, как вы сами видите, незначительный. Цены даны по АЗС трёх самых крупных операторов топливного рынка. Общие расходы на бензин за всю поездку будут представлены в заключительном рассказе этой серии.

Платные дороги. За проезд по участкам пути от Алма-Аты до Кзыл-Орды, где введена оплата, мне начислили 1850 тенге. Это общая сумма, туда и обратно. Никаких терминалов оплаты на всём протяжении трассы нет, сумма начисляется по результатам видео-фиксации и оплачивается в адрес КазАвтоЖол. Свой долг оплатил после возвращения домой, но можно сделать предоплату, тогда получается дешевле. Это, вероятно, выгодно тем, кто постоянно здесь ездит, а я, может быть, ещё не скоро туда поеду, поэтому решил оплатить по факту.

Наверное, это всё, о чём хотелось рассказать касательно казахстанской части поездки в Крым. Буду рад, если что-нибудь из рассказа пригодится вам в ближайшей поездке. И, напоследок, отвечу на вопрос, который мог возникнуть — почему в названии рассказа упоминается Дикий Запад?

На мой взгляд, именно здесь, в западном Казахстане, было наибольшее количество километров плохих дорог в самых безлюдных местах. И вторая причина в «иностранных таксистах». Они начинают беспокоить после Кызылорды, ещё сильнее тревожат на пути к Актюбинску и доходят до полного беспредела ближе к Уральску и Атырау. Так что верблюды, степенно переходящие дорогу на заглавной фотографии рассказа, ещё не главная беда Дикого Запада Казахстана.

Солнце уже спряталось за горизонт, когда я выехал с последней АЗС на казахстанской земле. Залил полный бак бензина по цене 172 за литр в посёлке Таскала и направился в сторону границы. До России оставалось всего тридцать километров…

Что дальше? Саратов и Волгоград, Краснодар и Астрахань, дорога в Крым и обратно. Продолжение следует!

Всем удачи на дорогах и новых путешествий!

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.


Дром

Комментарии

   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
Продолжение есть, рассказ о путешествии по России уже начат https://roadstravel.ru/rossiya...
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
23
7
Ответить
Yuki-Turbo
Кемерово
На Паджеро то конечно по таким дорогам хорошо ездить, можно и на скорости, а для маленькой низкой машины с низкопрофильной резиной - дороги Актюбинской области оказались очень тяжёлым испытанием. Ехать в постоянном напряжении 30-40км/ч уворачиваясь от рельефа дороги и таксистов с фурами - очень утомительно.

"Но ехать там можно, и достаточно быстро." - это исключительно для внедорожников с большими колёсами и жирными шинами. Легковым машинам - очень тяжело и медленно, вплоть до полной остановки местами. Если конечно машину и позвоночник не жалко - то пожалуйста. А так дорога ужасная и сильно разбитая. P.S. ехал там в самом начале октября 2022 (в то же время).
24
3
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
Yuki-Turbo
На Паджеро то конечно по таким дорогам хорошо ездить, можно и на скорости, а для маленькой низкой машины с низкопрофильной резиной - дороги Актюбинской области оказались очень тяжёлым испытанием. Ехать...
Это всё так. Но я рассказываю со своей, "жиперской" ))) точки зрения. Легковым, конечно, тяжелее будет...
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
23
4
Ответить
26108723
Yuki-Turbo
На Паджеро то конечно по таким дорогам хорошо ездить, можно и на скорости, а для маленькой низкой машины с низкопрофильной резиной - дороги Актюбинской области оказались очень тяжёлым испытанием. Ехать...
А кто запрещает купить паджеро?
5
28
Ответить
   
Сургут
Сообщений: 707
Цена на бензин конечно сильно удивляет, а почем газ для авто в Казахстане?
Suzuki Grand Vitara;МКПП; бензин, 2л.
Мой отзыв: Suzuki Grand Vitara 2010
5
 
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
Новые цены на топливо указаны в приказе, опубликованном Агентством по защите и развитию конкуренции Казахстана "О введении временного государственного ценового регулирования на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа для заправки автотранспорта на автогазозаправочных станциях на территории РК".
Согласно документу предельные цены на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа для заправки автотранспорта на АЗС варьируются от 50 до 75 тенге за литр, в зависимости от региона:
Нур-Султан - 70 тенге за литр;
Алматы - 65 тенге за литр;
Актюбинская, Атырауская, Мангистауская области - 50-55 тенге за литр;
Акмолинская, Алматинская, Костанайская, Карагандинская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Жетысуская и Улытауская области - 70-75 тенге за литр;
Восточно-Казахстанская, Западно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская, Туркестанская и Абайская области - 60-65 тенге за литр.
Приказ действует с 6 июля 2022 года до 1 января 2023 года.
В случае превышения установленных предельных цен автозаправочным станциям будут выдавать предписания, и в случае их неисполнения - привлекать к административной ответственности.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
24
3
Ответить
  
Мурманск
Сообщений: 388
"...неплохие дороги и низкие цены на бензин — всё это сделало весьма привлекательным автомобильный туризм в Казахстан для россиян во второй половине сентября 2022 года" - а мне казалось, что немного другие обстоятельства сделали популярным туризм в Казахстан во второй половине сентября)

Отличный отчет! Ждем продолжения. Сама родилась в Казахстане, приятно увидеть как меняется страна в лучшую сторону с 90-х.
36
2
Ответить
7092763
Пермь
Автору спасибо, читал все отчёты, написано как всегда великолепным слогом, интересно. Маленький вопрос не вполне по теме, я всё удивляюсь, чем живут "большие компании молодых людей из России" и кто их там ждёт?)
19
2
Ответить
   
Сургут
Сообщений: 707
OWNER.
Новые цены на топливо указаны в приказе, опубликованном Агентством по защите и развитию конкуренции Казахстана "О введении временного государственного ценового регулирования на розничную реализацию...
А для иностранцев цены на топливо отличаются?
Suzuki Grand Vitara;МКПП; бензин, 2л.
1
9
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
7092763
Автору спасибо, читал все отчёты, написано как всегда великолепным слогом, интересно. Маленький вопрос не вполне по теме, я всё удивляюсь, чем живут "большие компании молодых людей из России" и кто их там ждёт?)
Кто-то просто "отдохнуть" пару месяцев вдали от Родины. Кто-то получает ИИН и трудоустраивается. Кто-то работает удалённо по интернету. Снимают квартиры, останавливаются у знакомым или по просьбе знакомых/родственников. Сам я лично здесь с такими туристами не беседовал, но у нас на Форуме есть рассказы о подобных туристах.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
25
4
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
matinec
А для иностранцев цены на топливо отличаются?
Проблема только с диз.топливом была (может и сейчас есть) - если казахстанец (показываешь вод. удостоверение), то по цене 230 за литр, но не более 100 литров в сутки. Ежели иностранец - по 450 тенге за литр, об ограничениях не знаю. Но сейчас это уже вроде кончилось, заправляйся кто хочет по 230-240 тенге. На бензин подобное правило не распространялось.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
14
2
Ответить
Саша
Оренбург
автор, не понял что с правой стороны находится по 312 дивизии
 
 
Ответить
   
Алматы
Сообщений: 527
Автор постоянно называет южную столицу "Алма-Ата", в то время как это, искусственное наименование города давно кануло в лету.
Вот что интересно, в советскую эпоху наименования населенных пунктов и на картах и местности писались на двух языках: на казахском и на русском. Так вот, название столицы тогдашней КазССР на русском языке: "Алма-Ата", а на казахском: "Алматы". И это не одно и тоже! Это совершенно два разных слова, да, возможно однокоренных, но разных! И ни с каким другим названием города либо поселка ничего подобного не было.
Надеюсь, уважаемый автор, вы догадываетесь о чем это говорит? А это говорит о том, что никакая это не транскрипция, а искусственно навязанное название, не имеющее исторического обоснования. Чтобы там не выдумывал О. Сулейменов, безусловно уважаемый мной (в прошлом). Поэтому, коли русскоговорящим видится неудобоваримым произнесение слова "Алматы", позволительно сказать: "Алмата", но никак не "Алма-Ата", потому как нет и не может быть в казахском языке такого слова!
Nissan Cefiro, VQ25 (DE)
15
53
Ответить
Yuki-Turbo
Кемерово
26108723
А кто запрещает купить паджеро?
То есть по такой логике все 7млрд людей на Земле должны ездить на Паджеро что ли?
10
4
Ответить
     
На Алтае
Сообщений: 3477
марат01
Автор постоянно называет южную столицу "Алма-Ата", в то время как это, искусственное наименование города давно кануло в лету. Вот что интересно, в советскую эпоху наименования населенных пунктов...
Только начал читать, сразу подумал, что в комментариях обязательно поправят по названиям городов. Про Алма-Ату уже есть замечание, но житель Алматы что то ничего не сказал про Чимкент, Аральск, да и прочие города. Мне старые названия привычнее, я жил в Киргизии с 1979 по 1994, и Шымкент, Оскемен, Капшагай воспринимаются непривычно. Что обидного в Чимкенте, Усть-Каменогорске, Капчагае, или той же Алма-Ате? Нам в школе говорили, что это переводится, как отец яблок, разве плохо? А сейчас киргизы, или кыргызы, как бы ненароком не обидеть, сами толком не знают, про что название их столицы, поварешка, или пять холмов, или ещё что-то. Дело то наверное в том, что до Октябрьской революции, своей письменности у вас не было.
44
11
Ответить
  
Самара
Сообщений: 275
Какое красивое небо на фото
17
 
Ответить
     
На Алтае
Сообщений: 3477
Yuki-Turbo
То есть по такой логике все 7млрд людей на Земле должны ездить на Паджеро что ли?
Зачем 7 млрд? Только те, кто считают, что "На Паджеро то конечно по таким дорогам хорошо ездить". Ну и деньги, конечно у таких людей на покупку Паджеро должны быть. Зачем покупать машину на которой нужно "ехать в постоянном напряжении"? Неужели низкопрофильные шины- обязательный атрибут в путешествиях?
4
8
Ответить
7092763
Пермь
tutoleg
Только начал читать, сразу подумал, что в комментариях обязательно поправят по названиям городов. Про Алма-Ату уже есть замечание, но житель Алматы что то ничего не сказал про Чимкент, Аральск, да и прочие...
В Советское время я работал мастером на заводе. И была у меня в смене татарка с именем Бурлиант примерно1938 года рождения. Я маленько татарский язык знал и спросил у неё как так, имя вроде не татарское, она отвечала, когда я родилась, родители хотели меня назвать Бриллиантом, акцент был сильный, в Загсе работала русская, как услышала, так и записала. Но имя она не меняла, так и с Алма-Атой.
29
2
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
О написании топонимов.
Не первый раз наблюдаю в комментариях к моим рассказам безграмотные претензии некоторых читателей. Речь идёт о названиях географических объектов. Наибольшее негодование вызывает Алма-Ата – «нет и не может быть в казахском языке такого слова.» Да, в казахском языке такого слова нет. Но пишу то я на русском языке! Это, надеюсь, понятно? А, посему, должен соблюдать правила русского языка. Кто же устанавливает эти правила? Естественно, Россия. Вот информация от лингвиста из Орфографической комиссии РАН, достаточно свежая:
В русском языке названия топонимов, в том числе иностранных, регулируются источниками и правилами русского языка. Существуют словари, другие источники, которые нам говорят, как надо правильно транслитерировать и писать названия географических объектов. Пока в русском языке зафиксировано единственное правильное написание казахстанского города Алма-Ата — именно так, через дефис. Талды-Курган то же самое, через дефис, обе части с прописной буквы. Город Чимкент так называется по-русски, а Шымкент — казахское название города. Такое название по правилам русского языка невозможно, как мы знаем, «жи-ши пиши через «и». Конец цитаты.
Той же логикой – правилами русского языка – руководствовались в АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ при создании РАСПОРЯЖЕНИЯ от 17 августа 1995 г. N 1495 «О НАПИСАНИИ НАЗВАНИЙ ГОСУДАРСТВ - БЫВШИХ РЕСПУБЛИК СССР И ИХ СТОЛИЦ», где указана Алма-Ата. Этот документ действует и поныне.
Вот и всё. И не надо «политизировать таблицу умножения». Если пишем на русском, то будет Китай, Россия, Москва, Алма-Ата, Чимкент, Оренбург, русский (как национальность). Если пишем на казахском, то будет ытай, Ресей, Мскеу, Алматы, Шымкент, Орынбор, орыс. Никакой политики, чистая орфография. Надеюсь, я доходчиво объяснил?
Что же делать тем, кто недоволен моими рассказами? Могу предложить такой вариант – проехать похожими маршрутами и написать свой прекрасный рассказ на казахском языке. Опубликовать его на Дроме. Прославиться.
P.S. Дальнейшие политизированные комментарии на эту тему не приветствуются.
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
67
8
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
OWNER.
О написании топонимов. Не первый раз наблюдаю в комментариях к моим рассказам безграмотные претензии некоторых читателей. Речь идёт о названиях географических объектов. Наибольшее негодование вызывает...
Хотел дать оригинальное написание - движок Форума не пропускает. Даю адаптивный вариант:
"то будет Кытай, Ресей, Мескеу, Алматы, Шымкент, Орынбор, орыс."
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
15
3
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 949
Саша
автор, не понял что с правой стороны находится по 312 дивизии
это аквапарк
Четверть века за рулём MITSUBISHI PAJERO http://roadstravel.ru/
6
 
Ответить
23558207
Новосибирск
марат01
Автор постоянно называет южную столицу "Алма-Ата", в то время как это, искусственное наименование города давно кануло в лету. Вот что интересно, в советскую эпоху наименования населенных пунктов...
Имя города не может кануть в лету , ведь с ним связаны жизни целых семей . Например мой дед и прадед участвовали в строительстве гэс в Капчагае , (переименование "временного" названия Новоилийск , которое было дано после затопления города водохранилищем. Название выбиралось Верховным Советом Казахской ССР и было подписано Д.Кунаевым , так город стал Капчагаем и через пару месяцев запустили ГЭС ), так же и другие предприятия, тэц труба которой теперь используется в качестве "телевышки", поселок Бакбакты так же часть истории моей семьи Берсенёвых , бабушка моя отработала более 40 лет в школе Капчагая , вырастив не одно поколение. И как нам после всего этого забыть "Капчагай" "Бакбакты" "Алма-Ату" "Никольский" ...
Ни чего не имею против названия Конаев , но как вычеркнуть из жизни целых поколений Капчагай? Алма-Ату?...
Да и истории моего прадеда о том что Алма-Ата это "Отец яблок" потому что яблоки были вкуснейшими и самыми большими , теперь находятся на кладбище у гор Алма-Аты на котором растут яблони...
Так что прошу не обижаться , не искать подвоха , всегда уважал Казахов и Казахстан и считаю его второй родиной.
33
1
Ответить
     
ЯМАЛ
Сообщений: 3608
OWNER.
Новые цены на топливо указаны в приказе, опубликованном Агентством по защите и развитию конкуренции Казахстана "О введении временного государственного ценового регулирования на розничную реализацию...
Так это на газ. Основное топливо для легковых это бензин. Сначала прочитал подумал что бензин на рубли 10 р. за литр
 
11
Ответить
     
ЯМАЛ
Сообщений: 3608
Похоже автор славянской национальности, полиция подходит начинает разговор по русски, хотя видно что даётся с трудом. Молодёжь уже с сильным акцентом разговаривает.
8
3
Ответить
   
Алматы
Сообщений: 527
23558207
Имя города не может кануть в лету , ведь с ним связаны жизни целых семей . Например мой дед и прадед участвовали в строительстве гэс в Капчагае , (переименование "временного" названия Новоилийск...
И вы и уважаемый автор не поняли главный посыл моего комментария. Я не против принципов русской орфографии. Чимкент, Джамбул и прочее я вполне допускаю и это нормально (не для всех, конечно). Но, я не могу согласиться с явным искажением названия. К примеру, город столица РФ "Москва" по-казахски в настоящее время звучит как "Маскеу" - это явная транслитерация, чтобы вы понимали. Теперь представьте другое альтернативное наименование: "Маскент", к примеру. Как вам такое?
Nissan Cefiro, VQ25 (DE)
9
34
Ответить
     
ЯМАЛ
Сообщений: 3608
Автор так тактично обошёл тему что во второй половине сентября вдруг толпы россиян захотели посмотреть Казахстан ))). Ждём продолжения!
21
1
Ответить
23558207
Новосибирск
марат01
И вы и уважаемый автор не поняли главный посыл моего комментария. Я не против принципов русской орфографии. Чимкент, Джамбул и прочее я вполне допускаю и это нормально (не для всех, конечно). Но, я не...
Я вас понял ) Но если бы Москва была была изначально Маскеу , я бы топил чтобы название таким и осталось. Вообще все города должны иметь исторические названия , и гордиться ими , а если каждые 100 лет давать новое название городу , теряется какая то историческая ценность на мой взгляд...
Да я в своем тексте наверное больше сожалею о том что "Капчагай" стал "Конаев" , хоть Капшагаем бы оставили =)
И да я понимаю почему переименовывают города с чисто Русскими названиями например Никольский в Сатпаев (хоть я и против любых переименований), Но чем Капчагай помешал...
25
1
Ответить
   
Алматы
Сообщений: 527
23558207
Я вас понял ) Но если бы Москва была была изначально Маскеу , я бы топил чтобы название таким и осталось. Вообще все города должны иметь исторические названия , и гордиться ими , а если каждые 100 лет...
По ситуации с переименованием города Капшагай в Конаев я с вами абсолютно согласен. Ничем не оправданное мероприятие. Здесь новая власть решила себя проявить и как водится, даже не подумала спросить мнение жителей. Это на самом деле. А в их влажных фантазиях люди только и мечтали о переименовании города.
Nissan Cefiro, VQ25 (DE)
11
1
Ответить
   
Сообщений: 883
из Актобе в Самару через Соль-Илецк 700 км по отличной дороге. Для чего пилить по ремонтам?
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012
5
9
Ответить
    
город 23
Сообщений: 1118
Марат койше! Здесь же не http://nur.kz. Орыстар как удобно (и памятно) так они и пишут. Вы вон Японию ваще Жaпoнией называете, а это для русского уха довольно необычно, и ни чего...
Мой отзыв: УАЗ 3151 1998
18
3
Ответить
   
Алматы
Сообщений: 527
karakuryk
Марат койше! Здесь же не http://nur.kz. Орыстар как удобно (и памятно) так они и пишут. Вы вон Японию ваще Жaпoнией называете, а это для русского уха довольно необычно, и ни чего...
Я сам учился в русской школе (ну вы это, вероятно, поняли) и для меня тоже было очень непривычно впервые услышать название страны "Жапония"! Это, как я помню, было в каком-то фильме на казахском языке. Хотя, здесь то все понятно. На английском "Japan" отсюда и "Жапония".
Nissan Cefiro, VQ25 (DE)
7
13
Ответить
12110663
tutoleg
Только начал читать, сразу подумал, что в комментариях обязательно поправят по названиям городов. Про Алма-Ату уже есть замечание, но житель Алматы что то ничего не сказал про Чимкент, Аральск, да и прочие...
Это Вам по телевизору сказали или в ваших российских учебниках пишут, что у кыргызов не было письменности?
6
24
Ответить
     
На Алтае
Сообщений: 3477
12110663
Это Вам по телевизору сказали или в ваших российских учебниках пишут, что у кыргызов не было письменности?
Вы может ещё и скажете, какая была? Кириллица, латиница, арабская? Неужели кыргызская? А, ну да орхоно-енисейская руноподобная. А приведите, пожалуйста пример её использования в быту? Как там родственники переписывались, ну как допустим в России в начале 19 века. Даже не простые, а знатные. И куда эта письменность делась после революции? Неужели Ленин запретил?
32
5
Ответить
     
На Алтае
Сообщений: 3477
12110663
Это Вам по телевизору сказали или в ваших российских учебниках пишут, что у кыргызов не было письменности?
Ещё добавлю. И почему эпос "Манас" передавался из поколения в поколение в устном виде. Может вы покажете его в "орхоно-енисейском руноподобном" виде? Вам та как там в "ваших учебниках" это втирают?
26
6
Ответить
     
На Алтае
Сообщений: 3477
марат01
И вы и уважаемый автор не поняли главный посыл моего комментария. Я не против принципов русской орфографии. Чимкент, Джамбул и прочее я вполне допускаю и это нормально (не для всех, конечно). Но, я не...
Ермек Серкебаев- вам знакомо это имя? Лаки Кесоглу? Да и не только они. Пели песни именно про Алма-Ату, а не про Алматы. Эти песни у вас видимо запретят? А в книгах советских казахских поэтов и писателей название уже поменяли?
Ещё: В январе 2022 года президент Токаев высказался по вопросу наименования южной столицы. Президент Казахстана не видит надобности переименовывать город в Алма-Ату: «Давайте договоримся о том, что официально название Алматы останется, а сам город будет называться так, как удобно его жителям и тем, кто тепло относится к нему». Токаев отметил, что название Алматы больше подходит для казахоязычных людей, а русскоязычные жители Казахстана привыкли называть город Алма-Ата, им так удобнее.
Вы-то зачем и здесь стараетесь внести раздор, политизируете то, что не надо. Вы на русскоязычном ресурсе, не забывайте это.
28
5
Ответить
7092763
Пермь
марат01
Я сам учился в русской школе (ну вы это, вероятно, поняли) и для меня тоже было очень непривычно впервые услышать название страны "Жапония"! Это, как я помню, было в каком-то фильме на казахском...
Ты предлагаешь и русским называть Японию джапонией? Тогда казахам надо называть Германию Дойчландом - чуешь, куда тебя твои рассуждения ведут?
20
3
Ответить
Саша
Оренбург
OWNER.
это аквапарк
ошибка аквапарк находится на просп. Абилкайыр Хана, 97, а это раздрожитель местного населения, что произжал CNPC-Актобемунайгаз — казахстанско-китайское совместное предприятие, разрабатывающее месторождения углеводородного сырья Актюбинской области на западе Казахстана. Через мост когда произжал можно было уйти на лево там много кафешек по улице Тургенева. Самое в топе кафе лапша и очаг. пересечение Алии и Абилкайыр-хана поворт на лево есть кафешка https://afsona.kz/ очень вкусно, если дальше ехать то есть местный фудкорт там много кафешек рн Коныс.
1
8
Ответить
   
Алматы
Сообщений: 527
tutoleg
Ермек Серкебаев- вам знакомо это имя? Лаки Кесоглу? Да и не только они. Пели песни именно про Алма-Ату, а не про Алматы. Эти песни у вас видимо запретят? А в книгах советских казахских поэтов и писателей...
Да я и не пытаюсь политизировать дискуссию. Про Токаева вы зря упомянули. Он конечно президент и все такое... Но, мнение мое это изменить не может. Так сказать, компетенции его не в этой сфере.
Русскоязычный ресурс говорите? Ну так и я, по большей части, тоже русскоязычный. Я попытался внести ясность, полагая что некоторые недопонимают. А оказалось, что всем все понятно. Мол, вы там изменили название города, а нам плевать. Как называли раньше так и будем.
Nissan Cefiro, VQ25 (DE)
3
12
Ответить
17794787
Ну почему Вы так болезненно это воспринимаете? Ничего плохого в привычках нет, и я уверен, никто Вас обидеть Вас не хочет. Я говорю Алмата, но я пойму любого, кто скажет иначе. И кстати, благодаря Вам я теперь буду знать, что такое Маскент и Маскеу и в диалоге не буду даже уточнять. И уж точно вряд ли кто будет обижаться, зная, что для Вас это привычно как для казаха.
12
 
Ответить
     
На Алтае
Сообщений: 3477
17794787
Ну почему Вы так болезненно это воспринимаете? Ничего плохого в привычках нет, и я уверен, никто Вас обидеть Вас не хочет. Я говорю Алмата, но я пойму любого, кто скажет иначе. И кстати, благодаря Вам...
Согласен на 100%. Тем более, что нам в России и неведомо, когда и что в Казахстане переименовали, и сколько раз. В памяти сохранились города, где мы когда-то были, или даже жили. Вот в Алма-Ате я был много раз, а в Алматы не был. Пограничный поселок на пути из Киргизии в Казахстан был Георгиевка. Проезжал я его без остановки, да и вообще, из Кара-Балты до Алма-Аты , до меня никому дела не было, ни гаишникам, ни пограничникам. А сейчас, чтобы навестить друзей, или родственников в Алматы, немногие решаются ехать на своей машине, т.к в Кордае (как раз бывшая Георгиевка) предстоит пройти непростую процедуру. Возможно даже придется встретиться с унижением человеческого достоинства, не говоря уже о потере времени и денег. И что плохого в том, что в Барнауле центральная улица всё также Ленинский проспект, да и в моем райцентре на ул. Ленина стоит памятник ему же? И если казах по привычке назовет Санкт-Петербург Ленинградом, меня нисколько не обидит
13
 
Ответить
Алекс
tutoleg
Согласен на 100%. Тем более, что нам в России и неведомо, когда и что в Казахстане переименовали, и сколько раз. В памяти сохранились города, где мы когда-то были, или даже жили. Вот в Алма-Ате я был много...
"Согласен на 100%. Тем более, что нам в России и неведомо, когда и что в Казахстане переименовали"

Ну почему НЕведомо, ведомо, с начала 90-х, т.е. после распада СССР в РК переименовали десятки тысяч населённых пунктов и всех других административных и географических наименований, в общем если коротко...там переименовали буквально ВСЁ что было на русском языке в исторически российской территории (Казахстан появился в 1936 году.
Казахи как национальность появились в 1936 году, до этого все "наши" среднеазиаты были "киргизами"), в то время как в России никаких переименований тюркских наименований нет и никогда не было, а их очень и очень много, сотни тысяч, зачем переименовывать исторические имена, ведь это, как минимум дурь, от совсем небогатого ума.
Они в РК и со своими то уже не раз переименоваными названиями никак не могут успокоиться, уже не с русских имён, а с казахских, вспомним сколько раз переименовали Целиноград, и до сих пор всё меняют и меняют имя даже столицы Казахстана.

Ну вот как пример, а если попытаться привести весь список переименований в Казахстане то не получится, сюда не войдёт.

"Целиноградская область — Акмолинская область
Алексеевский район — Аккольский
Балкашинский район — Сандыктауский
Вишневский район — Аршалинский
Державинский район — Жаркаинский
Краснознаменский район — Егиндыкольский
Макинский район — Буландинский
Щучинский район — Бурабайский
30 лет Казахстана — Жанаконыс
Акимовка — Кайракты
Александровка — Жибек жолы
Александровка — Наурызбай Батыра
Александровка — Кенесары
Алексеевка — Акколь
Багратионовка — Дамса
Барышевка — Муктыколь
Белоцерковка — Аккаин
Благодатное — Олжабай Батыра
Богдановка — Алаколь
Боевое — Жанатоган
Борисовка — Вишневка — Аршалы
Боровое — Бурубай
Братолюбовка — Далабай
Буденое — Хаджимукана
Буревестник — Жарлыколь
Владимиро-Михайловка — Есенгельды
Водопьяновка — Акадыр
Воробьевка — Сарыбулак
Вороновка — Баянбай
Восточное — Егиндыагаш
Вячеславка — Арнасай
Гайдар — Караколь
Гусарка — Домбыралы
Даниловка — Алтынды
Димитрово — Подлесное
Джамантуз — Кенесары
Днепропетровское — Коржынколь
Донское — Андыкожа Батыра
Дорогинка — Драгобул
Дорофеевка — Акылбая
Елено-Константиновское — Байкальское
Елизаветградское — Белое Озеро
Елизаветинка — Базайгыр
Ельтай — Жирен
Ерголка — Токтамыс
Еркендык — Балуан Шолака
Жанааул — Ангал Батыра
Жданово — Золотая Нива
Заборовка — Айдарлы
Звенигородка — Тайбай
Ивановка — Жолболды
Ивановское — Азат
Измайловка — Курылыс
Ильинка — Бестогай
Ильинка — Караоткель
имени XXI партсъезда — Шалгай
имени Ленинского Комсомола — Зерноградское
Инталы — Щорс — Наурызбай Батыр
Искра — Кына
Казгородок — Сырымбет
Казгородок — Ульги
Казгородок — Терсакан
Калинино — Караозек
Калинино — Кызылсуат
Карабулак — Карауыл Канай би
Карамышевка — Шубарагаш
Кзылжар — Жана-Турмыс
Кзылту — Кайнар
Кзыл-ту — с.им. Баубека батыра
Кирово — Кзылсу
Кирово — Коктал
Кирово — Рамадан
Кировское — Каражон
Климовка — Атамекен
Колоколовка — Караозек
Комсомольский — Аккудук
Коргальджино — Коргалжын
Красноводское — Айнаколь
Красногвардейское — Булакты
Краснознаменское — Егиндыколь
Красный Бор — Талкара
Красный Кордон — Тастыозек
Красный Флаг — Оразак
Куйбышевское — Даут
Курма — им. Кажимукана
Куропаткино — Кусеп
Кызылжар — Жана-Турмыс
Кызылказахстан — Балапан
Ладыженка — Тлекей
Ленинское — Куншалган
Лидиевка — Тастыадыр
Линеевка — Теректи
Лосевка — Богенбай бия
Луговое — Тасты
Лукашевка — Егемен
Любицкое — Актобе
Малиновка — Акмол
Мартыновка — Жалтырколь
Митрофановка — Бейса Хозирета
совхоз Вишневский — Мичурино — Акбулак
Нововладимировка — Булаксай
Новое — Бесбидаик
Ново-Лохвицкий — Костычево
Новостройка — Жанажайнак
Октябрь — Кзылжар
Октябрь — Желтау
Острогорка — Улан
Острогорское — Караколь
Павлоградка — Сарыколь
Пахарь — Карлыколь
Первомайское — Ескенежал
Победа — Баракколь
Подзаводск — Кызылкайнар
Подлесное — Байтерек
Покровка — Ак-Мечеть
Политехник — Сапак
Полтавское — Алаколь
Придорожное — Акбулак
Приозерное — Жалгызкарагай..."
1
1
Ответить
Алекс
12110663
Это Вам по телевизору сказали или в ваших российских учебниках пишут, что у кыргызов не было письменности?
У кыргызов письменность появилась только в октябре 2018-го года.
Ну я надеюсь вы в курсе, что это 20-й век.)
1
 
Ответить
Алекс
12110663
Это Вам по телевизору сказали или в ваших российских учебниках пишут, что у кыргызов не было письменности?
У кыргызов письменность появилась только в октябре 1918-го года.
Ну я надеюсь вы в курсе, что это было в 20-м веке.)
1
 
Ответить
12110663
Алекс
У кыргызов письменность появилась только в октябре 1918-го года.
Ну я надеюсь вы в курсе, что это было в 20-м веке.)
2 недели искали ответ? )))
1
1
Ответить
Алекс
12110663
2 недели искали ответ? )))
Да хоть три...
Тем более, что из истории фактов не выкинуть, как бы кого это и не корёжило.

И да, воевать с памятниками и вековыми историческими наименованиями это совсем последнее дело.
1
 
Ответить
12110663
Алекс
Да хоть три...
Тем более, что из истории фактов не выкинуть, как бы кого это и не корёжило.

И да, воевать с памятниками и вековыми историческими наименованиями это совсем последнее дело.
История и "факты" в ней очень сильно зависят от того, кто ее рассказывает...
1
2
Ответить
Алекс
12110663
История и "факты" в ней очень сильно зависят от того, кто ее рассказывает...
Нет конечно...
Историю не рассказывают, это не сказка и даже не анекдот, а именно история и основана она прежде всего на исторических документальных подтверждениях, на археологических находках, на устном народном творчестве и даже на именах населённых пунктов в частности и географических вообще.
Вы же не можете отрицать то, что переименованные, начиная с начала 90-х годов, многие и многие (в общем все) тысячи населенных пунктов в Казахстане имели русские имена, и никогда они не имели тех, что им сейчас дали.
А почему те населённые пункты практически всё своё существование носили русские наименования?
И ответ: Да потому что никакого Казахстана, соответственно и казахских имён, там не было, а была эта территория в составе Российской Империи.
Вот вам и история.)
1
 
Ответить
12110663
Алекс
Нет конечно... Историю не рассказывают, это не сказка и даже не анекдот, а именно история и основана она прежде всего на исторических документальных подтверждениях, на археологических находках, на устном...
Судя по Вашему сообщению, для Вас история начинается только со времен Российской империи. Более ранние периоды Вы либо не знаете, либо не хотите знать.
1
1
Ответить
Алекс
12110663
Судя по Вашему сообщению, для Вас история начинается только со времен Российской империи. Более ранние периоды Вы либо не знаете, либо не хотите знать.
Ну так расскажите мне, историку по первому образованию, какие народности населяли (и как населяли) территорию современного Казахстана?)

Но чтобы сюда не возвращаться в ожидании когда вы ВПЕРВЫЕ в жизни узнаете это из ИНТЕРНЕТА, я сам уж так и быть, подскажу вам...
Золотая Орда татаро-монгольская там была, причём все крайне смешные попытки казахских националистов причислить казахов, что как национальность появились только в середине 30-х годов 20-го века, к татаро-монглолам не выдерживают никакой критики.)
Кстати, и татаро-монголы не образовали на этой территории никаких населённых пунктов, поэтому и не было там никаких наименований селений.

А до Золотой Орды территорию современного Казахстана населяли самые разные племена и народы, например массагеты, саки, дахи, гунны, кипчаки, канглы и многие другие ВСЕГДА КОЧЕВНИКИ. И даже в 3-м веке на этой территории возникало государство по имени Кангюй, и опять жили там не казахи и даже не киргизы, а ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ, вероятнее всего иранская народность кангюи, и они были тоже кочевниками поэтому осёдлый образ жизни им был ни к чему.
Вооот, примерно так, на память.
А теперь угадайте с двух раз...когда и при каком Государстве на той территории впервые появился осёдлый народ проживающий в своих селениях, что стали впоследствии крепостями для защиты от набегов в основном кипчаков (киргиз-кайсаков)?!
2
 
Ответить
12110663
Алекс
Ну так расскажите мне, историку по первому образованию, какие народности населяли (и как населяли) территорию современного Казахстана?) Но чтобы сюда не возвращаться в ожидании когда вы ВПЕРВЫЕ в жизни...
Спасибо, что уделяете время. Ваше образование историка, к сожалению, не очень помогает. Вы ведь его получали исключительно по российским/советским учебникам. Почему Вы решили, что если нет оседлости, то нет ни национальности ни территории? Почему Вы решили, что национальность появилась только в 30-х годах прошлого века? Только потому, что название было официально использовано советскими историками? От того, что Кук открыл Австралию, она ведь не начала исчислять свое существование с момента открытия.

К сожалению, ни с одним соседствующим народом/нацией, с таким подходом у Вас никакого сотрудничества и дружбы не получится. Спасибо за дискуссию.
 
2
Ответить
Алекс
12110663
Спасибо, что уделяете время. Ваше образование историка, к сожалению, не очень помогает. Вы ведь его получали исключительно по российским/советским учебникам. Почему Вы решили, что если нет оседлости,...
"Почему Вы решили, что если нет оседлости, то нет ни национальности ни территории? Почему Вы решили, что национальность появилась только в 30-х годах прошлого века? "

Так это не я решил, это общеизвестно всем даже не учёным этнографам и историкам, а вообще всем нормальным людям, включая и казахов в среде которых у меня лично много приятелей и даже друзей, ну разумеется они не националисты, что плюют не только на науку, но даже на малейший здравый смысл и уж точно никогда они не станут "натягивать на себя одеяло" утверждая какую-то абсолютную чушь про то, что "Казахстан и отдельная национальность казахи жили на этой территории вечно" ибо это ни что иное как бред.
А между тем всё на самом деле ещё проще...
Казахи, как ОБЩНОСТЬ, появились в позднем средневековье, и до самого последнего времени (30-е годы 20-го века), их НЕЛЬЗЯ БЫЛО НАЗВАТЬ НАЦИЕЙ, и даже единой народностью, они делились на кочевые племена, основными из них были три Жуза (Старший, Средний и Младший), но окружающие народы, контактировавшие с этими племенами, или подвергавшиеся их набегам, относили их, то к киргизам, то к калмыкам, в России их называли киргиз-кайсаками.
Происхождение слова «казах», которое на современном казахском языке пишется - «казак», родственно происхождению названия русских казаков, поскольку и то и другое, на самом деле, не является этнонимом, а всего лишь переводится как «вольный человек». Слово «казак» происходит из древнетюркского или древнеиранского языка, и использовалось многими народами, для обозначения вольных, «гулящих» людей.

И вы не спорьте со мной, а поспорьте с именитыми учёными этнографами и историками, среди которых, кстати, есть и казахи.
3
 
Ответить
Алекс
12110663
Спасибо, что уделяете время. Ваше образование историка, к сожалению, не очень помогает. Вы ведь его получали исключительно по российским/советским учебникам. Почему Вы решили, что если нет оседлости,...
"От того, что Кук открыл Австралию, она ведь не начала исчислять свое существование с момента открытия."

Очень неудачное сравнение, очень.
Дело в том, что как жили на территории Австралии аборигены так и продолжают жить их потомки...
Чего нельзя сказать о территории Казахстана и проживающих там казахов, они...во-первых, были не аборигены, а кочевники, причём мало того, что никаких признаков оседлости у них не было и в помине, так и такой националисты "казахи" тогда не было и появились они только в 30-е годы 20-го века, и за это они должны благодарить советскую власть, а то так и были-бы то-ли они то-ли киргизы, то-ли калмыки, то-ли какая-то смесь из нескольких национальностей.
2
 
Ответить
799259
отчет как всегда на уровне. Держите планку.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие