|
Всем добрый день. Лето идет к закату, а вспомнить что есть!
Эту поездку мы запланировал где-то за две недели. Провел полное ТО машины, закупил две бутылки моторного масла, т.к. из под прокладки оно довольно сильно просачивалось. Приобрел три двадцатилитровые канистры, которые заранее заправил нормальным бензином. В общем сделал все, чтобы где-нибудь в пустоши не остаться на съедение ящерицам.
Ехать собрались вдвоем с девушкой. Я — Иван и Евгения мой штурман :). На моем стареньком бензиновом Mercedes 280 GE 1989 года.
Маршрут выбрали следующий: Алматы — Копбирлик — Лепсы — Коктума — Алматы. Карта маршрута красным:
По нашим подсчетом выходило в районе 1 900 км, но, к сожалению, точно сказать не могу, т.к. одометр в машине не работает. Уложиться нужно было в неделю, может, больше. С собой всё, что не портится, закупили в Алмате плюс палатка, карематы, спальники, горелку с баллонами, стулья, удочку и несколько донок. Все, чтоб почувствовать себя человеком на дикой природе.
По правде сказать, я даже не представлял, что будут из себя представлять места, куда мы едем, Алаколь даже на фото не видел, а на Балхаш с детства мечтал поехать. Да и на карте все казалось вполне осуществимо.
В воскресенье в 7 часов утра — после почти бессонной ночи мы выехали. Начало было не самым приятным — на выезде остановил гаишники и просто так содрал деньги якобы за тонировку (вверху лобового стекла лента в зоне дворников), спорить не стал, дабы не портить отдых, отдал символически — оторвал ленту, доставшуюся от бывшего хозяина и поехал дальше.
Залил на выезде полный бак. Всё, поехали. Капчагай, Чангельды, перевал Архарлы. На промежутке между перевалом и Сарыозеком встречаем путешественников из Чехии на двух подготовленых G500, которые нам приветливо сигналили и махали руками. АЗС перед Сарыозеком, первая заправка — встречаем вышеописанных иностранцев, купивших всю воду на заправке. Бак льем до горловины, заезжаем на полчаса в Сарыозек за овощами и хлебом.
И дальше в сторону Талдыкоргана.
Перевалы-холмы... красота — попадаюсь на радар калымящим гайцам на обочине. Приятного мало. Спорить не стал... нарушение знаю. Едем дальше. На руках подробная карта области, на стекле висит навигатор. За Мукрами сворачиваем с основной трассы в сторону Уштобе. Машин все меньше — потом их совсем не будет. А дорога становится все хуже, вся раскопана бульдозерами, по обочине сваленные деревья, впереди река — моста нету, строят только. Вброд проезжают китайские большегрузы — авось не утону и ныряю в неё. Успешно…
А на другой стороне шикарный новый асфальт — ещё мало кем езженный. Катить — сплошной кайф. Мимо пролетают поселки, орошаемые поля, люди, в конце концов :). Видим следующий пункт остановки — город Уштобе. Тут есть и базар, и АЗС, правда, цены уже совсем некомфортные (в Алмате и Сарыозеке заливался за 102 тенге, здесь уже 115 за литру), причем бензин совсем сомнительного качества — но лью. Затарились минералкой на базаре и дальше путь по навигатору-карте. По дороге длиной в 175.
Самая, если честно, скучная часть поездки — вокруг пустыня, колючки ни домов — ни людей (брошенные поселки где-то вне зоны видимости — карта сказала), только солончаки и убийственная жара. Совершенно пустая длинная тупиковая ветка. Только уже ближе к мосту через реку Каратал появились камыши и, главное, люди.
Первый же поселок. На навигаторе дорога кончается, а карта говорит, что ещё ехать и ехать! Спрашиваю у местных: «Если ли бензин?». Женщина по-русски не говорит совсем — позвала мужа, тот говорит, что тут только 80-ый в канистрах продают. В Копбирлике (куда мы собственно и собирались) может быть 92-ый (опять-таки в канистрах из-под полы) и до него 40 км. Поехали дальше — дорога полный АТАС — все 40 км сплошной гребенки, называется «хана рулевой рейке». Очень много озер, солончаков, сказывается, что до Балхаша всего 30 км!
И вот наконец заветный Копбирлик — я в шоке!
Поселок размером 300 на 300 метров и парой десятков домов. Спрашиваю про бензин, мне говорят 140 тенге за литр 92-ый. Я уже не в шоке, а в ауте. Сэнкс, лучше я последние запасы с канистр вылью, чем за такие деньги залью непонятно что. Вечереет, пора искать ночлег — выезжаем с поселка в сторону Балхаша — 5 км вдоль берега и сплошной камыш. Ни намека на воду — его даже не слышно. В поисках берега заезжаю в солончак, машина буксует, но не подводит — выбрался. Чувство, что тут мы попали! Возвращаемся обратно в поселок и нарываемся на компанию в хлам пьяных местных на «Ниве», к которым сам же по неосторожно обратился о помощи. О чем сильно пожалел — ребята из лучших намерений начали нам показывать дорогу. Кивая и поддакивая, мы все-таки от них свалили, туда, куда они указывали. Все стало ясно — Балхаш мы не увидим — тут. Камыш уходит вглубь озера на 500 метров и, чтоб увидеть воду, нам нада взять в прокат у местных лодку и плыть туда, чтоб порыбачить. А спать-то где? В степи на солончаках или кормить комаров (которых уже становилось неприлично много) в камышах?
Тут опять подъезжает поднадоевшая «Нива» и начинается мозговзрывание, уже в слишком назойливой форме: «Ты нас не слушаешь — я тебе говорю, вон тута едь, там рыбалка, а купаться тут негде», короче, я уже решил: отсюда валим — эти нам поспать не дадут сегодня, если встанем в районе поселка, да и полиции тут один участковый на три аула и тот уезжал, когда мы въезжали. Уже с огромным трудом от них отвязываюсь и обратно в сторону пустыни и Каратала. А солнце уже заходит. Доезжаем до реки — сворачиваем в какую-то заросшую, но хорошо езженную дорогу и через пять минут пути по зарослям — о, чудо! — обалденная поляна прям на берегу реки! И, видать, тут совсем недавно кто-то останавливался (ездит же кто-то в такую глушь рыбачить). Ставим палатку — разводим костер. Я закидываю донки на ночь. И спать-спать.
Утром после нескольких бесплодных часов с удочкой и донками понимаю, что рыбы нету! С того берега плывет в лодке местный рыбак — поздоровались, говорит, уже несколько дней нету клева и за день до нас тут стояли алматинцы (несет же кого-то за 500 км сюда), но уехали пустые. Мы, собственно, тоже задерживаться не стали, пожарили картошку в костре, вскипятили чай в термос.
Свернули лагерь... и, чуть не забыл, залили 40 литров из нашего бензинового НЗ — иначе назад бы до Уштобе не хватило. Снова в пустыню... благо дело, было утро и самая жара застала нас уже в конце пути. Кстати, на всем протяжении 175 км до Уштобе ни единой машины не встретили... потому и топил быстро, как мог, к цивилизации.
Два с лишним часа и снова в Уштобе — заливаю до горловины бак. Берем Тандем и воду. По карте варианта ехать два: через Талдык (огромный крюк) или через пустыню по проселку в поселок Мулалы 40 км. Экономия в пути большая. Едем! Жара уже в пике — дорога гравийка, проезженная местными джиперами, местами песок, холмы, вокруг ни души, зато железная дорога тут же. Навигатор опять говорит, «что я еду через пустыню и дороги он не видит». По карты ориентируемся на железку — мимо едет поезд. Машем ему руками, сигналим, он в ответ дает пару гудков. Приятно :). Почти полтора часа пути по жарище, впереди, наконец, долгожданный поселок с нефтебазой, от которого уже идет мало-мальски асфальтированная дорога.
Перекуриваем и дальше ехать — конечная точка пляжи на Балхаше со стороны Лепсов. А вдоль дороги поля подсолнухов.
Кольцо — дорога Талдыкорган—Лепсы, и опять три часа по жаре давлю на педаль. Если честно, уже трясло малость — хотелось воды, купаться за два дня почти 800 километров мне, велосипедисту в городе, тут за рулем машины дались непросто. Проехали Лепсы и наконец на горизонте Балхаш. Такой голубой!
Сворачиваем — ищем место, где встать — чтоб подальше от людей и немногочисленных зон отдыха. Все ставим палатку — раскладываемся и в воду!!!
Я в Эдеме.
Пару слов о Балхаше. Погода выдалась шикарнейшая! Вода просто неописуемо теплая — утром просыпаться и в воду — такой бодрячок, песочек мелкий, а в воде приятно ребристый! Но есть один минус — он довольно мелкий в этой части. Можно идти с километр вглубь и будет не выше груди. Днем на пляж приезжали купаться местные — с кучей ребятни. А вечером рыбаки ставили сети. Рыбы там, правда, валом — но, увы, мне удалось выловить только одну и ту отпустил, поскольку с неё одной толку нету. Видать, наживка не той системы :).
Две ночевки на соленой части озера Балхаш — и рвемся в дорогу! Чтоб снова не делать крюк через развязку Талдыкорганской трассы едем по старой полузаброшенной дороге Лепсы — Кольбай (120 км) через пустыню (как же она нам уже надоела) . Заключительное утреннее купание — собираем вещи и выдвигаемся. В поселке последняя заправка — непонятным бензином и по сказочным ценам (чтоб разбавить выливаю последнюю канистру с Алматы — все, НЗ пуст) . Едем. Дорога тоже не фантастика — километр нормально, потом километр едешь по обочине и так чередуясь. Пеизаж — скажем, так как всегда. Голая пустошь на всем протяжении, на дороге встретился один КамАз и всё! И вдруг внезапно все это кончается и ты попадаешь в совершенно другой мир! Пустыню заменяют поля, луга, деревья, коровы уплетающие траву! Перемена происходит моментально. Вдоль дороги очень много таких строений.
Перед въездом на трассу до Ушарала останавливаемся на перекур (образно, конечно, — оба некурящие) и видим такую картину на машине:
Весь перед в мертвой саранче! Уже по приезду в город я вытащил с радиаторной решетки пол-литровую банку, полную саранчи, не считая той, что была снаружи, и той, что помыли на автомойке. Дав машине передохнуть, выехали на трассу. Луга — холмы усыпанные разноцветными цветами — уже нету пустынно-степного пейзажа как ранее!
Останавливаемся на роднике набрать баклажки с водой. Запасы живительной жидкости у нас были немалые, и мы их, как ни странно, расходовали не сильно активно. По плану нам опять стукнуло срезать дорогу — не заезжая в Ушарал, свернуть на поселке Кабанбай и поехать напрямую по непонятно какой дороге. Так и сделали. С одной стороны решение было не совсем верное — т.к. дорога оказалась совершено конченой, с другой мы увидели столько интерестного и красивого, что я не жалею о маршруте!
Церковь в одном из поселков:
Но внезапно проехав все населенные, пункты дорога кончилась. Начались глубокие ямы, при проезде которых у меня сжималось сердце и мучал вопрос: «Не развалимся ли мы?».
Заехали в горный массив и пошел подъем. Такой хороший, со быстрыми спусками, но тут же требовал лезть ещё выше. Машин не было вообще — хотя мы как-то уже привыкли :).
И тут, как оказалось на последнем крутом торчке, машина начала греться! Вместо обычных 85 градусов температура перевалила за 90, и пришлось остановится здесь.
Где мы и провели следующий час своего времени. Долил в очередной раз масла в двигатель — из-под прокладки уже изрядно вытекло, когда остыла, наполнил радиатор и в путь, за все это время никто мимо нас не проехал. Ещё десять минут в пути и внизу наконец долгожданный Алаколь! А за нами по пятам пыльная буря с дождем. Машина в считанные минуты, что снаружи, что внутри, превратилась в песочницу. Но мы за это не парились — главное, наконец на месте. В поселке оказалось, что АЗС тоже нету — зато туристов, как грибов после дождя, причем алмаатинцы поголовно (до Алматы 570 км). Затарились — и на пляж искать ночлег. Это оказалось довольно непросто — все было забито отдыхающими, точнее, самые хорошие места. Уехали прилично за поселок и встали на косе около болот! Пляжи, кстати, на Алаколе из мелкого камушка — какого-то черного причем.
А само озеро гораздо прохладнее Балхаша — и глубже. Метров через 15 можно уже уйти с головой в эту чистейшую горную воду, где даже ноги видно на дне :).
Далее, как всегда, установка палатки, готовка макаронов по-флотски к ужину, нарезание салатиков.
Продуктов, я скажу, осталось очень немало. Сколько мы усердно ни ели — даже половину не осилили. После ужина небольшая прогулка — и спать в палатку. В планах было остаться тут на две ночи. Но не тут-то было — ночью начался ураган. Проснулись от того, что палатка лежала у нас на лице, и, если её не поддерживать, мотыляло так, что ого-го! Посетовали — а чего тут сделаешь. Заснули :)
Утро на фотографии.
Тут дождь, а там солнце. Но, похоже, солнце проигрывало. Осмотрели палатку — ветром сломало одну из дуг, и это стало решающим в продолжении нашего пути. Вторую бурю палатка бы не выдержала. Начали собираться.
Что сказать, вода мне очень понравилась. Напоминает Иссык-Куль, где я бывал в детстве. И сам горный пейзаж. Вода солонее, чем на Балхаше раза в два-три. Но и у первого бессточного озера, и у второго, есть свои прелести — и они оба по-своему, шикарны. Первое — спасительная звезда в пустыне, а второе, как чистый горный источник. Заключительное фото на память:
Выезжаем на трассу Коктума—Алмата. Всё, хватит с нас коротких путей. Хочу домой на целой машине вернуться!
До Ушарала ехать 70 км. В то время в баке датчик ещё не работал и о том, сколько в нем бензы, я не знал. И когда на въезде в город увидел заветный КМГ (вместо непонятных ЧП «Берик» или ИП «Сергей»), был очень рад. От поселочного бензина пальцы тарабанили во всю. Залившись под горловину, поехали дальше. Впереди ещё 495 км до дома.
Встретили верблюдов.
Нарвали в подарок подсолнухов — благо, там их целые поля.
Переехали реку Лепсы (не путайте с Лепсы, где мы были — просто однофамильцы).
Поля с непонятными и очень колючими цветами.
Следующим остановочным пунктом был город Сарканд — к друзьям семьй в гости.
Нас встретили накрым дастарханом — как принято у казахов. Пока три вторых не съел, из-за стола не отпустили :). Передохнули пару часов. Накормили ослика яблоками:
Взяв на борт машины ещё одного пассажира, тронулись дальше. Уже вечерело. Проехали через поселок, снесенный несколько лет назад селью с прорвавшейся дамбы — и сейчас отстроенный заново однотипными одноэтажными домиками с ровными улочками. Дальше был Талдыкорган, при въезде в который можно наблюдать аэропорт, причем не только гражданский! Двадцатиминутная остановка на АЗС — и можно ехать без остановки.
Выехав из Сарканда в 18:30, в 01:20 мы были уже в Алмате. Наше отпускное путешевствие окончилось. Мы выдержали. Машина не подвела, съев честно бензина всего на 160$.
Начав путь утром в воскресенье, мы вернулись ночью с четверга на пятницу.
Если честно, если будет стоять выбор: Турция или автопутешествие, я выберу второе не задумываясь. Такого из окна гостиницы не увидишь :).