Pajero едет по космодрому. Байконур — 2019

Pajero едет по космодрому. Байконур — 2019

17.06.2019 | 6648 просмотров

Нет, запускать свою машину в космос, на манер г-на Маска, я не собирался. Ведь у Илона «теслов» много, а у меня Pajero — один. Всё задумывалось проще — в рамках большого путешествия по Казахстану подойти к «Гагаринскому старту», посидеть в кресле пилота корабля «Буран», посмотреть на аскетичную обстановку домика Генерального Конструктора, оставить запись в Книге почётных посетителей музея :) и просто прокатиться на своей машине по космодрому. Ну когда ещё такое получится? Лично у меня, ровесника первого пилотируемого полёта в космос, это впервые.

Идея посмотреть космодром возникла несколько случайно. После Нового года, «отдохнув» от зимней поездки вдоль китайской границы, я начал планировать путешествия нового сезона и придумал маленькое развлечение — посмотреть на Каспий. Но ехать просто так до побережья по скучной пустыне не очень хотелось, появился вопрос — что ещё можно глянуть по пути? Смотрю по карте — о, Байконур! Ну-ка, ну-ка, что у нас тут? И началось…

Погрузившись в Интернет почти с головой, обнаружил следующее — все виртуальные рассказы о посещении космодрома сводились к описанию запуска ракеты с экипажем. Мне этот вариант не подходил — ехать в марте холодно, а на следующий пуск — в июле — слишком тепло.

Все оформляли поездку через турфирмы, и только один рассказ был о том, как молодая поросль «экстремалов» проникла на космодром самостоятельно. Проехав на машине, сколько было возможно, оставив её в песках и пройдя остаток пути пешком, они наблюдали запуск, прячась в заброшенных зданиях космодрома.

Оно мне надо — такой экстрим? — подумал я и решил обратиться к туроператорам. В феврале месяце стал искать и, таки нашёл объявления фирм в Алма-Ате, звоню.

— Мы одного человека не оформляем, только группой на запуск, — говорят мне по первому адресу.
— И мы тоже, — сообщают по второму.
— Лучше, если вас будет несколько человек, но я всё узнаю, посчитаю и перезвоню, — ответила мне барышня в третьем офисе. Не перезвонила.

Мечта прокатиться по космодрому начинала таять на глазах. А так хотелось — приехать, подрулить к знаменитому Гагаринскому старту (площадка № 1), тем более, что объект этот с 2020 года закрывается на реконструкцию и всё — ни тебе пусков оттуда, ни тебе экскурсий туда.

Погружаюсь во всемирную паутину ещё глубже, с головой, и нахожу расплывчатую информацию о том, что можно, дескать, обратиться в «Роскосмос» — они поймут, они помогут. Отправил челобитную — так, мол, и так, подсобите путешественнику. Ответили быстро и послали. Ну, в смысле, переслали меня несколько по другому адресу. Есть, оказывается, такая организация — Центр Эксплуатации Наземной Космической Инфраструктуры — ЦЭНКИ (ударение на последнем слоге!) Вот они-то и занимаются, кроме всего прочего, назойливыми туристами.

Снова пишу прошение, теперь уже в ЦЭНКИ. Послали. Ну в смысле — выслали документы, которые надо заполнить для получения разрешения. Много чего там было… Я-то, по наивности, как предполагал — раз экскурсии по космодрому проводятся, то приезжаешь туда, в будочке у ворот покупаешь билетик и вперёд, обозревай желанное.

Рассказывать весь процесс в подробностях не стоит — слишком долго. Желающие повторить мой путь могут обратиться в ЦЭНКИ и пройти всё это самостоятельно, под чутким руководством сотрудника этой организации. Скажу одно — временами мне казалось, что оформляется не трёхчасовая экскурсия по космодрому, а мой полёт в космос.

Кстати, насчёт чуткого руководства. Говорю это совершенно серьёзно. Если бы у сотрудницы ЦЭНКИ, которая занималась моим вопросом, было бы чуть меньше терпения и желания мне помочь, то поездка бы не состоялась. Она провела меня через все бюрократические завалы, нагороженные на этом пути за последние несколько лет.

Пока шёл этот процесс, я продолжал интересоваться возможностью оформления поездки через турфирму. Даже не столько процедурой оформления — тут без вариантов, все турфирмы работают с ЦЭНКИ — сколько ценой. Хотелось бы знать, стоит ли овчинка выделки. Только одна турфирма, в конце концов, озвучила мне цену желаемого. И что же оказалась? В два раза дороже, чем я заплатил в итоге.

Ну вот так, скоренько, в самом конце апреля, все вопросы были решены, утрясены и согласованы. Внимательно изучена инструкция по поведению на космодроме, получено разрешение на любительскую фото- и видеосъёмку. Составлен и утверждён поминутный график перемещения по режимному объекту.

С облегчением выдохнул, оседлал своего верного коня, автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, и в путь! Около ворот КПП города Байконур мне надлежало быть в 8 часов 30 минут 6 мая 2019 года.

О том, по каким дорогам я ехал до Байконура — отдельный рассказ.

От КПП города Байконур до КПП космодрома Байконур ехать меньше десяти километров, да потом ещё до Гагаринского старта километров тридцать. Но это ещё ничего. Планом посещения была установлена резервная точка визита — стартовый комплекс «Союз», площадка № 31. Это на случай, ежели вдруг, в этот день на площадке № 1 (Гагаринский старт) будут проводиться какие-нибудь работы. Тогда всё — никаких тебе экскурсий, мил человек, и катись ты на резервную точку. Там такой же старт, но это чисто технически, история космонавтики начиналась не там. Опять же это лишних километров семьдесят дороги, а значит пустая трата времени, которое кое-что стоит — почти 17 рублей минута.

Мне повезло — работы не велись, понедельник — день тяжёлый. Машина оставлена в трёхстах метрах от старта, теперь своими ногами с соблюдением всех правил поведения. Курение рассматривается как особо тяжкое преступление в радиусе полукилометра от старта, после пересечения КПП площадки № 1. Как мне сказали, здесь всё так пропитано кислородом, что полыхнёт как здрасте. Не совсем понял, что это означает, но даже смотреть в сторону сигарет опасался. Спросить — как же запуск ракет, они же посильнее зажигалки — я не решился.

Триста метров пройдены, начинается стартовая площадка. Стоят подвозчики ракет — тяжёлые железнодорожные платформы, с помощью которых уже готовая ракета-носитель с космическим кораблём доставляется и устанавливается на старте.

Ровно в семь часов утра, по традиции, открываются ворота монтажного комплекса, и ракета медленно движется к месту запуска. Сей процесс называется «выкатка ракеты». Вот на этой платформе и по этим рельсам.

Ещё совсем недавно здесь лежали рельсы, на которых были видны года выпуска — начало прошлого века. Туристы, особенно иностранные, тихо балдели — вот уже когда Россия начала свою космическую программу — и оживленно фотографировали. Сейчас это устранили, теперь рельсы как рельсы.

Затем ракета, с помощью этих же механизмов, устанавливается на старт — происходит «вертикализация ракеты».

А здесь Председатель государственной комиссии заслушивает рапорт космонавтов о готовности к полёту.

Ну и, собственно, сам старт — всё-таки я сюда добрался! Сделать фото комплекса с другой стороны мне не разрешили. Возможно, что форма газоотводного лотка является тайной и по сделанной именно мной фотографии, «клятые янки» смогут вызнать все наши секреты. Другие фото, которых в интернете немерено, видать не подошли для этой цели…

Шутки шутками, а место здесь такое, что словами сразу и не выскажешь. Чувствуется масштаб идеи и громадность воплощения. Ну, а как представишь, что всё это строилось 65 лет назад, с той ещё техникой… Ведь Гагаринский старт изначально был рассчитан на десяток запусков, а выдержал уже около шести сотен пусков.

Совсем рядом установлен монумент, подтверждающий место начала космической эры человечества. Именно с этого стартового комплекса 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник земли — совсем маленький, меньше ста килограммов, отсюда первый человек полетел в космос.

Теперь можно вернуться немного назад — к музею космодрома, мимо которого я проехал на пути к Гагаринскому старту. Расстояние небольшое, КПП на пути всего один, движение по космодрому оживлённым не назовешь — так что через пять минут охранник распахивает ворота, добро пожаловать на территорию музея космодрома Байконур!

Некоторые эпизоды «покатушек» по космодрому вошли в следующий ролик:

Припарковал, значит, машину в тенёчке, прошёл рядом с макетом космического корабля «Союз» и — в музей.

Я был единственным посетителем. Такие «туристы-индивидуалисты» редко появляются здесь. Жизнь кипит в дни пуска ракеты, вся парковка забита машинами, автобусы с туристами плотно стоят вдоль дороги. Программа посещения пилотируемого запуска рассчитана на несколько дней и включает в себя посещение музейного комплекса. Туристы перемещаются по космодрому плотной компактной массой, и залы музея уже не кажутся такими просторными.

Два этажа музея буквально набиты экспонатами. Рассказать обо всём не берусь — не хватит сил и умения. Общее впечатление такое — ты внутри огромной массы событий, но это не подавляет, наоборот — появляется ощущение какой-то лихости, постоянно приходит в голову мысль — во, были времена!

Держишь в руках смартфон, смотришь на электронику тех времён и думаешь — ведь с помощью такой техники ракеты рассчитывались, ракеты испытывались, ракеты летали! Ну ведь летали же!

Теперь понятны размеры космодрома — почти 6700 квадратных километров, места должно было хватать для всего. Основные объекты космодрома обозначены на макете.

На фоне звёзд, планет и спутника макет космодрома смотрится прекрасно, отражая своё предназначение — ворота в космос. Рядом с такой картиной нельзя было не сфотографироваться.

Идём дальше. Вот с этим «пламенным мотором» и летают ракеты. Так понимаю, что он мало изменился с момента создания в 1954 году. Но именно с помощью этого двигателя и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников, автоматических станций на другие планеты и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т». Именно эти двигатели впервые в истории вывели в космос искусственный спутник и человека.

Стартовый комплекс «Союз». Как оказалось, у него есть «цокольный этаж». Первая фотография сделана в музее космодрома, вторая — в музее города Байконур.

В истории отечественной космонавтики, о которой рассказывает музей, были и трагические страницы.

Это память о «чёрном» дне в космонавтике — 24 октября 1960 года. При испытательном запуске новой межконтинентальной баллистической ракеты конструктора М.К. Янгеля произошёл взрыв на старте — за полчаса до пуска внезапно включился двигатель второй ступени. Десятки человек погибли, в том числе Председатель Госкомиссии, главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин. Долгое время эта катастрофа была засекречена, данные о количестве погибших до сих пор разнятся. Первый раз услышал об этом, полунамёками и вполголоса, в середине 70-х годов от знакомого, служившего на Байконуре. Открыто же говорить стали только в самом конце 80-х.

Пожар в ракетной шахте, случившийся ровно через три года, тоже 24 октября, и приведший к гибели восьми человек, окончательно наложил неофициальный запрет на любые пуски ракет в этот день. Отныне 24 октября вспоминают всех, кто погиб при освоении космоса.

Следующая фотография сделана в музее города Байконур.

Оба этих случая не были напрямую связаны с пилотируемой космонавтикой, где тоже было много неизвестного и рискованного. Узнав о трагедии 1960-го года, С.П. Королёв сказал: «Это могло случиться и у меня — новая техника…» Так что стопроцентной гарантии успеха запуска человека в космос никто дать не мог. Как было сказано в фильме «Укрощение огня» — собачки собачками, а ты человек.

Первый полёт человека в космос. Это, конечно, историческое событие. Опять скажу — смотришь на всё это и повторяешь: «Вот были времена!» На парашюте в кресле, отдельно от капсулы — так приземлился первый космонавт.

Это макеты домиков Гагарина и Королёва, о них чуть позже.

Материалом для этой картины послужил обычный рис.

Семейство ракет. Здесь и первый «Восток», и трудяга «Союз», и лунная амбиция — ракета Н-1, и «одноразовый», как оказалось, «Буран».

Спускаемый аппарат космического корабля, двухместный вариант. Подошёл к нему поближе, вроде большой, заглянул внутрь — мама дорогая! Интересно, какой предельный рост может быть у космонавта?

 — Как же они тут сидят? — спрашиваю.
— А вот так и сидят, в позе эмбриона.

Оно понятно, что в такой позе лучше всего переносится перегрузка и сидеть так приходится относительно недолго, но ощущения, наверное, не очень. Особенно в те минуты, когда за стенкой бушует пламя.

И так мне сильно захотелось самому попробовать, что уже направился к витрине с выставленным скафандром. Ну-ка, думаю, сейчас быстренько надену космический костюмчик и — в ложемент. Там как раз они и стояли, один с космонавтом в той самой позе, а другой пустой.

Но ещё не взяв скафандр с витрины, понял — не у меня одного возникало подобное желание.

Так что эту мысль я оставил и перешёл к более приятной теме — к еде.

Вот такая гастрономическая витрина. Начинаешь читать этикетки и слюнки бегут. Мясо цыплят, язык говяжий, мясо в белом соусе, в желе с оливками, икра красная и чёрная, десерт из яблок, творог с клюквой и вишня в желе — вот далеко не полный перечень блюд для космонавта. Сейчас, наверное, жестяные упаковке меняются на пластик, но ассортимент впечатляет и возбуждает аппетит.

Несмотря на то, что в кресло космонавта забраться не удалось, а с продуктовой витрины ничего мне не перепало, впечатление от музея было сильное. Открыв в зале Интеркосмоса книгу посетителей, я сделал такую запись: «Прекрасный музей огромных достижений великой Страны».

В этой книге расписаться может каждый посетитель, а вот чтоб оставить автограф на фоне старта ракеты нужно слетать в космос.

На этом экскурсия в залах музея была завершена, но оставалась ещё наружная экспозиция.

На выходе из музея стоит макет «Союза». Первый пилотируемый полёт космического корабля этой серии завершился трагедией, из-за отказа парашюта погиб космонавт В.М. Комаров. Эта катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики. Но, к сожалению, не последней. Через четыре года, при возвращении из первой экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-1», погибли космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И. Пацаев — произошла разгерметизация спускаемого аппарата корабля «Союз-11».

Корабли этой серии летают в космос уже более полувека. В их послужном списке доставка космонавтов многих стран на орбитальные станции «Салют» и «Мир», участие в программе «Союз — Аполлон». Они неоднократно модернизировались и на данный момент являются единственным средством доставки экипажей на МКС.

Но самый большой и самый интересный объект наружной экспозиции музея — это, конечно, «Буран». Да он и сам как музей — и размеры соответствуют, и внутри есть на что посмотреть.

Мой одноклассник, окончивший МВТУ и работавший на Байконуре по проекту «Буран-Энергия», рассказывал: «Фантастически дорогой проект. Если его прекратить, то каждой молодой семье Советского Союза можно сразу построить по квартире».

Много чего там было нового, необычного, секретного и дорогого. Например, плитки термозащиты, которых на «Буране» было более 38000 штук, и каждая — на вес золота. Всего шесть плиток недосчитался корабль после возвращения на землю. Шесть! Американские челноки теряли до сотни плиток за один полёт. Была, на будущее, предусмотрена процедура осмотра корабля в космосе и, при необходимости, ремонта теплозащитного покрытия до возвращения на землю.

Ну, а единственный полёт «Бурана» — это, вообще сказка. В автоматическом режиме, с максимально точной посадкой и с такими манёврами у земли, что люди за голову схватились — во даёт!

В отсутствие пилота автоматика корабля из-за сильного ветра приняла решение погасить скорость и «Буран» отвернул в сторону от ВПП. Пилот сопровождающего истребителя передал: «Он ушёл от меня». На земле решили, что потеряли корабль. А он вышел на правильный курс и сел аккуратненько на полосу!

С того времени и хранится у меня фотография (это именно фотография, не рекламная картинка), сделанная незадолго до единственного полёта нашего корабля-мечты.

Осень 1988 года. «Буран» и «Энергия» на старте.

Ну а теперь внутрь корабля, в «багажный отсек» и пилотскую кабину!

Последнее фото на тему «Бурана». В этом здании, левая сторона, он и погиб. Обвалившаяся крыша здания погубила корабль и восемь человек. Нелепый случай.

Да, много радостного в истории советской космонавтики, много и трагичного. Звание Героя просто так не давали, были огромные достижения и огромный риск — после всего увиденного в музее понимаешь и ощущаешь это особенно остро.

Мы покидаем музей, теперь остаётся только сесть на машину и проехать двести метров до домиков.

Два домика, практически одинаковых снаружи, очень просто обставленных внутри. Дом, где жил Генеральный (Гениальный!) Конструктор и дом, из которого вышел на старт Первый Космонавт.

Здесь много слов не нужно. Обстановка проста, даже аскетична. Никакого украшательства, все для главной цели. В кабинете Королёва — прямой телефон для связи с первыми лицами страны.

Читаешь сейчас о проблемах с постройкой космодрома «Восточный» и думаешь — может, стоило бы главных руководителей Роскосмоса поселить в таких же домиках на строящемся космодроме до окончания всех работ. Может быть и помогло бы? А может и нет…

Маленькая видеоэкскурсия по комнатам с пояснениями сотрудницы музея.

Каждый объект космодрома — это «площадка». Гагаринский старт — площадка №1. Стартовый комплекс «Союз» — площадка №31. Ракеты «Протон» — площадка №81 и так далее. Даже музейный комплекс космодрома — это площадка №2.

Площадка №44 — измерительный комплекс «Сатурн» — это первое, что видит посетитель космодрома. И даже не посетитель, комплекс появляется километров за пятнадцать до космодрома — стоящие на холме огромные антенны видны при подъезде к Байконуру по трассе «Чимкент — Самара».

 

Сейчас этот комплекс проходит слева от меня, я покидаю Байконур-космодром и еду в Байконур-город.

«Тайга» и «Заря», посёлок Ленинский и город Ленинск — такие названия использовались в разное время для обозначения одного и того же места, которое с 1995 года называется город Байконур. Москва-400, Кзыл-Орда-50, Ташкент-90. Так выглядел почтовый адрес этих мест. Короче говоря, дурили вражескую разведку, как могли. Тайга кызылординская, бескрайняя и непроходимая…

Город, выросший за тридцать пять лет от двух до ста сорока тысяч человек, к настоящему дню растерял почти половину жителей. Оставшийся практически без работы, едва не замёрзший в начале 90-х, город выжил вместе с космической программой России. Город, сданный в аренду — много ли подобного в мире? Мэр города назначается совместным решением Президентов России и Казахстана, в городе ходит две валюты, живут граждане двух стран. Кстати, ЗАГС и суд тоже в двух экземплярах. Короче говоря, дублирование важных систем, обычное дело в космонавтике.

Город всегда был закрытым, и моё посещение начинается с проезда через КПП, сразу за которым идёт проспект Королёва. Еду в музей города. Здесь, конечно, всё скромнее, чем на космодроме, почти все экспонаты — модели ракет и космических аппаратов. Но интересно, как будто попал в магазин технических игрушек, руки сами тянутся к ним — какой мальчишка в моё время не мечтал стать космонавтом?

Вот макет монтажно-испытательного комплекса (МИК), где собирается ракета и откуда она вывозится на старт.

А это космодромы мира — кто, откуда и на чём летал и летает.

Платформа для морского космического старта — более тридцати успешных запусков за двадцать лет.

Космические челноки — «Дискавери» и «Буран».

Ракета Н-1 для советской лунной программы. После четырёх неудачных запусков программа прекращена.

Историческая совместная программа «Союз — Аполлон», современный «Протон» и будущая «Ангара».

Забытая космическая фантастика — многоразовый корабль «Клипер».

Это были лишь некоторые из моделек, которых в музее очень много, красивых и разных. Как дополнение к космодрому этот музей стоит посмотреть.

Находится музей города Байконур в городском дворце культуры, на втором этаже, экспозиция размещена в четырёх залах, посетить музей и сфотографировать стоит 135 рублей.

Прогулка по улицам города сродни посещению музея — столько здесь памятников, монументов и образцов техники. Естественно, почти всё это связано с космосом. Семь тематических памятников, полтора десятка памятников людям, делом которых был космос и семь памятников технике. Вот некоторые из них.

Ракета-носитель «Союз», сквер на проспекте Королёва. Корабль застыл на постаменте в самом начале процесса «вертикализации».

Самолёт АН-12. Чем он только не занимался… Пассажирские и грузовые перевозки, поиск и спасение космических объектов, экипажей пилотируемых космических кораблей, отработка системы приземления спускаемых аппаратов космических кораблей и многое другое. Очень надёжный и неприхотливый в обслуживании, настоящий самолёт-трудяга. Стоит сейчас в сквере на улице Авиационной.

Ракетно-ядерный щит Родины — межконтинентальная баллистическая ракета. Везде почему-то её называют SS-17, по классификации НАТО. Но ракета это советская и называлась она 15А15. Это парк Мира со стороны улицы Янгеля.

Другой стороной парк Мира выходит на проспект Королёва, и там находится памятник Юрию Гагарину.

Проспект Королёва, улицы Гагарина и Титова, Комарова и Неделина, Глушко и Янгеля — названия как страницы космической летописи.

Моя автомобильная экскурсия по арендованному городу Байконуру завершилась на берегу Сырдарьи. Кстати сказать, изначально город планировали строить по обеим сторонам реки, но первые же половодья заставили отказаться от такого плана — строительство надёжного моста оказалось слишком дорогим. Так и остался город — на одном берегу пока что Россия, на другом — Казахстан.

Видеоролик поездки по городу с пояснениями и комментариями.

Вот такая получилась экскурсия по Байконурам — космодрому и городу. Мне было интересно и понравилось. Немного далековато от дома, без малого полторы тысячи километров, но это не беда — дороги были хорошие. А вот сложности, которыми обставлен визит сюда, могли быть и поменьше. Возможно, стоило бы, по примеру космодрома Канаверал, вынести музейные экспонаты за режимный объект, добавить туда интересные экземпляры ракетно-космической техники и сделать посещение простым и удобным — приехал, купил билет и смотри на здоровье.

Но это так — капля дёгтя в цистерну мёда. В остальном здорово.

А что там слышно о космодроме «Восточный»? Надо бы съездить, глянуть…

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.


Drom.ru

Комментарии

Ферапонт Никодимов
Прости, Юра...
46
5
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 10137
Да, это Великое прошлое Великой державы...
46
1
Ответить
андрей
Иркутск
Как говорится ни прибавить ни убавить. Отличный отчет.
44
 
Ответить
Александр
Астрахань
Интересно, здорово! А как можно с Вами связаться, немного узнать про оформление, хочу тоже побывать с семьей.
8
4
Ответить
14517769
Интересно, познавательно, Как будто сам побывал.
Жаль только, что при прочтении отчета нельзя испытать эмоции, которые, уверен, бурлят через край во время очного знакомства с Великими техническими достижениями когда-то, как уже отметили, Великой страны.
12
1
Ответить
    
Нижний Тагил
Сообщений: 1469
отличная поездка, и познавательный отчет,
спасибо, было интересно читать и смотреть.
You'll never walk alone!
13
 
Ответить
  
Курчатов
Сообщений: 351
класс. пробрал отчет. с душой. все ж в детстве хотели быть космонавтами, особенно кто успел побыть пионерами. это уже космический туризм, народ!
предлагаю автора отправить с проверкой на Восточный )
17
1
Ответить
  
Смоленск
Сообщений: 439
Отличный отчёт на нетипичную для ДРОМа тему. Большое спасибо автору !!!
20
 
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 119617
Классный отчет, автору огромное спасибо.
И ухом не моргну...
10
 
Ответить
  
автор
Алма-Ата
Сообщений: 446
Александр
Интересно, здорово! А как можно с Вами связаться, немного узнать про оформление, хочу тоже побывать с семьей.
У меня в блоге этот вопрос обсуждается, ссылка в конце рассказа.
Мой блог автопутешествий http://roadstravel.ru/
7
 
Ответить
Ускен
Тюмень
Круто
5
 
Ответить
Алма-Ата
Эх, даже боюсь представить, что было бы дальше еслиб не развалили Союз. За отчёт спасибо, надеюсь совершить такую же экскурсию.
7
1
Ответить
15607555
Интересная экскурсия , музей. Степь да степь кругом....
1
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 281
Антонио C
Эх, даже боюсь представить, что было бы дальше еслиб не развалили Союз. За отчёт спасибо, надеюсь совершить такую же экскурсию.
Это точно. Как вспомню, за колбасой в Москву родители ездили. Что бы купить книги - классиков, надо было что - то там сдать, получить талон, встать в очередь и ждать, зато книги очередных съездов в ассортименте. Тоже самое и пластинки и т.д., всё надо было "доставать", слово такое было, "достать". А ещё сочетание "выкинули товар в конце месяца, квартала, года". Телевизор в очередь, блин, хорошую аппаратуру надо было "достать", всё надо было приложить усилия и "достать". Съездить в какую - нибудь Монголию,Болгарию надо было пройти круги ада, характеристику с места работы, парткома, если комсомолец, от комсорга. 50 долларов на обмен и больше ни - ни, всё остальное припрятал и бойся. Везёшь из этих поездок, всякую хрень, драный, на букву С, магнитофон, футболки с изображением Битлз)))), джинсы, предел мечтаний, блок Мальборо, жевачек пачек десять, что бы дарить. Зв*****, на букву Пи. И думаешь, почему у этих болгар есть кроссовки, а у нас нет.
Но, были молоды, веселы, другой жизни не видели, думали, как бы так и надо. Конечно много было хорошего, но щаз лучше, а все эти сопли, типа "вот раньше было", а спроси любого, а что там было? В одночасье всё рухнуло и все рады были.
Тут пару лет назад прочитал автобиографическую книгу, ныне покойного Славы Курилова "Три дня в океане", капец, это какое было желание сбежать из СССР, чтобы выпрыгнуть с круизного лайнера и три дня плыть и не знать доплывёт ли до берега.
Так что автор спасибо за Байконур, было интересно почитать!
16
9
Ответить
Ферапонт Никодимов
57ВалеRUS
Это точно. Как вспомню, за колбасой в Москву родители ездили. Что бы купить книги - классиков, надо было что - то там сдать, получить талон, встать в очередь и ждать, зато книги очередных съездов в ассортименте....
С Куриловым немного другое - он вообще был "невыездным". Родственники за границей - это все. Вариантов не было других ;).
4
1
Ответить
    
Усть-Нера
Сообщений: 37
Интересно
4
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 281
Ферапонт Никодимов
С Куриловым немного другое - он вообще был "невыездным". Родственники за границей - это все. Вариантов не было других ;).
Да, понятное дело. Вот те и скажи, а мог бы выбрать другой путь, сидел бы тихо в СССР, а те же родственники слали бы джинсы, да диски, а он бы тут фарцевал, что и делали все те, кто имел возможность это делать, включая и известных артистов), потом бы его сдали, отсидел бы годиков с пяток, тут незаметно и 80 с 90 - тыми годами, вышел, сел на самолёт и укатил бы в Канаду. А он выбрал другой путь, взял и сиганул в океан. Главное, он же не был там антисоветчиком, не состоял, ни стремился что - то поменять, просто жил - бредил морем, хотел просто по - человечески ездить, путешествовать и работать в сфере, связанной с морем, океаном. Всё! Но, СССР сказал, нет, вам нельзя. Что касается меня, был просто под впечатлением от прочитанного.
Если оглянуться назад, как всё поменялось за эти почти 40 лет, ........упоминал тут Монголию, если во времена СССР от профсоюза награждали путёвкой в эту страну, считалось чуть ли не наказанием, весь вопрос "а что оттуда привезти?", вот если бы в Югославию, это да! Кому на хрен были нужны эти впечатления, поездка была нужна только с точки зрения, одеться, обуться.))) А сейчас, же трип в Монголию, я абсолютно без иронии или сарказма чуть ли не экзотика.
Всем хорошего денёчка!)))
6
2
Ответить
Алма-Ата
57ВалеRUS
Это точно. Как вспомню, за колбасой в Москву родители ездили. Что бы купить книги - классиков, надо было что - то там сдать, получить талон, встать в очередь и ждать, зато книги очередных съездов в ассортименте....
есть мнение что СОЮЗ после 70тых готов уже начали разваливаливать и всё что вы описали про очереди и т. д. Было как раз последствием этого начала конца. Я родился в 87 поэтому особой ностальгии нет. Просто интересен после военный скачек прогресса от чего он был?
1
3
Ответить
Ферапонт Никодимов
Антонио C
есть мнение что СОЮЗ после 70тых готов уже начали разваливаливать и всё что вы описали про очереди и т. д. Было как раз последствием этого начала конца. Я родился в 87 поэтому особой ностальгии нет. Просто интересен после военный скачек прогресса от чего он был?
Как бы это жестоко не звучало, но война - самый сильный пендель прогрессу. В короткие сроки ударными темпами осваиваются новые технологии и материалы, и потом это все идет в гражданку. Например, бум регулярной гражданской авиации начался только после Второй мировой. Потому что осталось много военных аэродромов. До этого большинство самолетов были летающими лодками.
4
1
Ответить
    
Сообщений: 1169
Очень интересно и познавательно. Здорово.
2
 
Ответить
Дмитрий
Якутск
Следы более развитой цивилизации...
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие