|
Давненько хотел повидать места, связанные с историей и мифологией Древней Руси. Этой темой увлекаюсь с юности, а живу в Пензе, городе по историческим меркам молодом. Когда в 2012 году приобрел своё первое авто — новенькую шеви-ниву — стал подумывать о поездке по городам Золотого Кольца.
Дебют состоялся в августе 2014 г., когда я с женой (на тот момент будущей) и друзьями рванули на четыре дня в Переславль-Залесский к Синь-Камню, попутно посетив Боголюбово, Владимир и Суздаль. Поездка удалась на славу, с погодой повезло, машинка не подвела, люди довольны)). Суммарно прокатили около 1700 км.
Заполучив отпуска в январе 2016, мы с женой (уже законной) задумались, чем бы таким скрасить отдых. Я озвучил давнее желание посетить Господин Великий Новгород, попутно зарулив ещё в пару-тройку исторических мест. Получив «одобрямс», начал потихоньку готовиться к поездке. Маршрут был выбран следующий: сначала в Москву (Новопеределкино) на денёк к друзьям, оттуда в Торжок Тверской области, затем непосредственно в Великий Новгород, потом в Ростов Ярославской области, откуда следовало уже выдвигаться домой в Пензу. Получилось суммарно около 2600 км.
Почему не летом, спросите вы. Да, летом было бы значительно удобнее и насыщеннее. Но летом хочется чего-то более глобального: в прошлом году ездили на море, в Адлер (поездом), в этом году хочу воплотить ещё одну мечту идиота — рвануть в Карелию дней на 10-15… Да и зимний отпуск надо как-то разнообразить.
Подготовку к поездке начали с бронирования гостиниц. Воспользовались интернет-сервисом Booking.com. Я поначалу думал, что такие конторы берут комиссию за посредничество, но оказалось, что нет. Поэтому без лишних хлопот, не вставая с дивана, забронировали номера в Торжке, Новгороде и Ростове. Выбирали бюджетные варианты, о результатах напишу по ходу рассказа)).
Транспортное средство — всё та же Шевроле Нива 2012 года рождения, комплектация GLC, прошу любить и жаловать. Да, не самый оптимальный автомобиль для дальних поездок по причине скромной динамики и нескромного аппетита, но зато в российских условиях зимой полный привод, высокий клиренс и внедорожный арсенал могут пригодиться даже на дорогах. И ведь пригодились))
Автомобиль недавно прошел плановое ТО, заменены необходимые жидкости, фильтры и тормозные колодки. Поэтому подготовка к поездке свелась к проверке уровней этих жидкостей в бачках и посещению шиномонтажа на предмет балансировки и подкачки колес. Заодно помыли машину (более-менее чистыми доехали только до Мордовии).
На всякий пожарный нашли и записали по паре-тройке телефонов эвакуаторов в каждом пересекаемом нами регионе. У сестры одолжил навигатор с бородатым Navitel 5.0, обновил карты на осень 2015. Однако впоследствии выяснилось, что, несмотря на обновление, Navitel не знал всех нюансов, и в паре мест давал неверные данные (выезд из Рязани на Москву он показывает как Т-образный перекресток со светофором, хотя там давно уже построили эстакаду). Для подстраховки использовал встроенную навигацию Here Maps на своей Microsoft Lumia. В Москве друзья, у которых мы гостили, порекомендовали скачать Яндекс навигатор, и пользоваться «народной картой». Что мы и сделали. Правда, карты не подружились с Люмией, и отказались ставиться, поэтому приходилось включать интернет и подгружать их в режиме онлайн. В принципе, проблем с этим почти нигде не возникло.
В интернете поискали подборку достопримечательностей, чтобы составить примерный план осмотра. В основе были: музей и магазин золотого шитья в Торжке, Кремль и урочище Перынь в Великом Новгороде, Кремль в Ростове.
Прогноз погоды был не самый утешительный — обещали трескучие морозы в предстоящие дни. Посему было решено взять с собой (помимо курток средней теплости) одёжку на сильные морозы. Поэтому на багажной полке с нами гордо путешествовали моя меховая куртка и шубка жены)) И плед. Ну а что? Не на себе же нести. В машине в них ехать неудобно — тяжеловаты и сковывают движения, особенно в дальней дороге, поэтому и ехали как запасной вариант.
Наконец, набрали еды, выслушали многочисленные охи-ахи родственников (особенно острые на фоне печальных событий в Оренбуржье) и двинули в путь утром 8 января.
Первая остановка не заставила себя долго ждать, когда под Нижним Ломовом (Пензенская обл.) на обочине показались палатки с унтами. Неоднократно ездил мимо, поглядывал на них, некоторые знакомые хвалили обувку, мол, очень теплая и удобная. А у нас как-то с обувью на сильные морозы негусто было. Остановились, стали мерить, прицениваться. В итоге жена выбрала за 1600 руб., я взял якобы полностью натуральные за 2600. В поездке потом неоднократно таскали) Своими я полностью доволен, даже в морозы за -20 не было намека на застывание ног. А вот жена всё равно мерзла. То ли унты плохие, то ли она мерзлючая такая…
Поехали далее. Легкий морозец, хорошая видимость, дорога приемлемая, полёт нормальный. К обеду стало ещё теплее, близилось к нулю по Цельсию, и на дороге стало заметно грязнее. На выезде из Мордовии пришлось ещё раз останавливаться, заливать омывайку в бачок, протирать номера и фары. На М5 между Уметом и Шацком есть довольно-таки длинный участок, где бедновато с заправками и прочей инфраструктурой. Заправки если и есть, то местечковые, не внушающие доверия. Благо топлива было достаточно, добрались до Шацка, там и заправились на ТНК, и там же перекусили прямо в машине.
Дальше ехали и ехали по М5, и в начинающихся сумерках въехали в Подмосковье. В Новопеределкино решили двинуть по МКАДу. Пробок практически не было (выходной), но всё равно последние километров 100 дались тяжело. Накопилась усталость, плюс хаотичное и временами попросту хамское московское движение изрядно потрепало мне нервы. Добравшись до пункта назначения, я планировал поставить авто на охраняемую стоянку. Дело тут не в уникальной ценности моей Шнивы, просто у дома, где живут друзья, реально трудно запарковаться. Машины везде — вдоль всех тротуаров, на штатных местах, в карманах у проезжей части и т.п. Но с платной парковкой как-то не задалось. Отмеченный на Яндекс-картах паркинг оказался резиденцией Coca-Cola. Спросили у прохожего — он был не в курсе, но предложил оставить авто прямо на кока-кольной стоянке. Предложение заманчивое, но мы решили попытать счастья и поехали к дому. И — о чудо — нашли хорошее местечко метрах в двадцати от подъезда. И даже без нарушения ПДД и моральных устоев.
Ну, а потом — отдались в радушные объятия друзей, где и пробыли до утра 10 января. Погостить бы ещё, но по плану следующая контрольная точка путешествия — Торжок.
Выехали в восемь утра, потихоньку начинало светать. Двинули по МКАДу в сторону Солнечногорска. МКАД на этот раз был значительно свободнее и приятнее. Проехать предстояло всего около 280 км, поэтому ехали не особо торопясь, с удовольствием, да и дорога не располагала к быстрой езде: Ленинградка и исходящая из нее М10 изобилуют населенными пунктами.
Долго ли, коротко ли… К часу подъехали к Торжку. Коллега по работе родом из Торжка заранее меня предупредила, что город разделен на две части ремонтом путепровода, и попасть из одной части в другую можно либо объезжая по М10, либо пешком через рельсы. Она даже нарисовала схему, куда и как ехать (которую я благополучно забыл…).
Интересующий нас музей золотого шитья находится в ближней по ходу движения части, туда и направились. Музей хороший, экспозиция интересная. Цена за вход 60 руб. с человека плюс полтинник отдали за съемку. Я уже имел некоторое представление о золотом шитье после служебной поездки в Тверь в 2011 году, а жену очень впечатлило! Смотритель по личной инициативе рассказала нам вкратце о фабрике и некоторых экспонатах. Хорошо, что промысел живёт! Особый экспонат — двенадцатиметровый пояс с вышитыми псалмами. Он экспонируется отдельно — в доме Пояса в Торжке. Но туда мы не пошли, решили, что фотографии пояса нам будет вполне достаточно. Времени-то не так много, скоро начнет темнеть, а ещё хочется город посмотреть.
После осмотра музея зашли в расположенный по соседству золотошвейный магазин. И глаза разбежались). Роскошно, слов нет. Продукция явно пользуется спросом — магазин не пустовал. Цены — от 160 руб. за вышитые магнитики, до полутора миллионов за целые художественные полотна. Музей номер два). Мне коллега так и говорила — не ходите в музей, в магазине всё то же самое и ещё больше)). Наиболее доступные вещи — ключницы, косметички, футляры для очков и телефонов, визитницы. Можно уложиться в 1000 руб. Продукция, кстати, качественная — купленная в 2011 году ключница верой и правдой служит до сих пор. Серебряные нити потускнели, конечно, несколько истерлись, но в целом вполне рабочая вещь. На правах рекламы))).
Далее мы решили, что пора заселиться в отель, бросить вещи и перейти к осмотру архитектурных памятников. Пришлось перемещаться в другую часть Торжка, вернувшись на трассу. Объезд занял минут десять. Мы забронировали двухместный номер в отеле «Риф» за 2500 руб. Это самое бюджетное из того, что мы нашли. Местоположение у отеля так себе — далеко от центра города, по пути какие-то торговые базы. Забавно было, когда навигатор нас привел к гостинице, на которой красовалась табличка «Не работает. Ремонт». Приехали… Благо, метрах в ста я увидел указатель на «Риф». Оказалось, это другая гостинка… Фуух). «Риф» — что-то типа турбазы: одно- и двухэтажные бревенчатые домики, огороженная территория, благоустроенная столиками, скамейками и мангалами, баня, трактир. Правда, чуть поодаль виднелись дымящие трубы и здоровенные блестящие ёмкости. Нечто похожее бывает на нефтебазах. Возможно, это что-то из мощностей завода моторных масел, о котором мы прочли в статье о Торжке. Впрочем, дышится свободно, переночевать одну ночь вполне можно.
Номер приятный, чистый. Ради смеха поиграли в «Ревизорро»: чисто и всё необходимое. Из минусов — водопроводная вода пованивает, и шумоизоляция так себе. Кроме того, мы не смогли подружиться с телевизором — несколько попыток включения не увенчались успехом. Впрочем, разбираться не стали, у нас был ноутбук, а wi-fi работал исправно. Ночью было холодно, несмотря на дополнительный обогреватель (справедливости ради отмечу, что ночью температура на улице опустилась ниже минус 25 градусов).
Мороз, вообще, подпортил нам планы по осмотру города. Отправились смотреть город часа в три, было уже градусов 20-22 мороза. Благо поехали на машине. Выглядело так — увидели храм, остановились, вышли минут на 15, посмотрели, и бегом в машинку греться. Так осмотрели три объекта, потом на город опустился мрак). Стало ясно, что в таких условиях дальше изгаляться не имеет смысла.
Что сказать — город по-своему красив, историческая часть не так сильно изуродована современной застройкой. Но запущен — многие исторические и архитектурные памятники находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Говорят, что вроде бы в ближайшее время должны быть выделены средства на их благоустройство. Будем надеяться.
Когда совсем стемнело, задумались о перекусе. Почитав отзывы, остановились на кафе «Юрвес». Приятное место, вкусная кухня, умеренные цены. Помимо прочего, заказали знаменитые пожарские котлеты, коими ещё во времена Пушкина были знамениты здешние места. Не знаю, насколько они далеки от классического рецепта, но очень понравились, вкусные.
Остаток вечера скоротали в гостинице. Утром (11 января) отправились на завтрак, который входил в стоимость. Завтрак подают в спорт-баре, который стоит отдельного упоминания. Это восьмиугольное одноэтажное строение, внутри которого по всему периметру идет барная стойка и скамьи. В центре — мангал-жаровня (не знаю точно, как назвать), рядом кухонная плита. На выбор предлагают яичницу или блинчики, плюс чай/кофе, два бутерброда. Не шведский стол, но в целом неплохо.
Машина без проблем завелась, что при минус 27 само по себе уже хорошее начало. На посошок решили посмотреть церковь, которая, как утверждал источник в интернете, является старейшей сохранившейся в России деревянной церковью. Место находилось по адресу ул. Грузинская, 7а. Но, приехав по адресу, мы обнаружили… каменный храм, к тому же в заброшенном состоянии. Видимо, автор поста что-то напутал в адресах. Зато полюбовались видом с высокого берега Тверцы. После чего тронулись в путь на Великий Новгород.
Решено было поехать по платному участку в объезд Вышнего Волочка. Есть ряд вещей, за которые я готов платить, не задумываясь. Эта дорога примкнула к их числу. 75 километров идеальной дороги всего за 240 рубликов. Всё вычищено, ни снежинки, идеальное покрытие, пустая дорога, виды заснеженного леса за бортом… Ммммм… Ограничение 110 км/ч. Сами понимаете, на Ниве ехать более 100 км/ч — удовольствие на любителя. Но я немного похулиганил, на одном из участков пытаясь выжать из моей ласточки максимум. Он составил 140 км/ч. А дальше хоть в пол педаль жми — ни копейки больше). Да оно и ни к чему. К тому же в таком режиме топливо утекает стаканами. В какой-то момент я даже задумался, что вдруг остатка бака не хватит, а заправок на платном участке нет. Перешел на крейсерские 90-100. Хорошая дорога.
Чувствуешь, что приближаешься к сердцу древней руси Залесской. Названия-то какие: Зимогорье, Ижицы, Харчевня... В Новгород въехали часа в три дня. Стало заметно теплее, около -15, светило солнышко. Заселились в хостел «Береста» (не путать с Beresta Palace!). Местоположение хостела далековато от центра (ну, относительно, на машине до Кремля минут 15 езды), район не очень, рядом гаражи, частный сектор. Но брали бюджетный вариант и были готовы. Хозяин — мужчина средних лет, встретил достаточно приветливо. Конечно, обстановка в номере более чем спартанская, мебель, видавшая виды, старый телевизор с антенной, потрепанный ковер. Туалет и душ общий, в душе горячая вода (бойлер), в умывальниках только холодная. Всё это так. Но! Всё это окупается отношением хозяина, который пообещал максимально помочь по всем вопросам, в частности по теплым одеялам (напомню, стояли морозы, и в номере было холодно), и даже притащил масляный обогреватель. И вообще, сказал, что за своих гостей всех порвёт))).
В Новгороде нам предстояло пробыть остаток этого дня, следующие день и ночь и ехать дальше утром 13 числа. Побросав вещи, мы отправились в историческую часть города. Прежде всего, мы собирались посетить экспозиции Кремля, так как они работали до 18 часов, а на следующий день в музее был выходной. За 150 руб. вам доступны все экспозиции (их на тот момент было три). В 16:20 мы начали осмотр и были в музее практически одни из посетителей. Очень интересно, много находок из древности, берестяные грамоты, орудия и прочее… Не понравились в музее три момента. Первое — таблички с комментариями к экспонатам сделаны ещё в советские времена и пронизаны классовой борьбой угнетенных слоёв, ссылками на Ленина и Маркса и т.п. Хотя, может, оно и к лучшему, нет модных нынче околоцерковных соплей. Второе — смотрители едва не насквозь вас просверливают, словно мы зэки на прогулке. Неприятно. Понятно, работа у них такая, но как-то поделикатнее что ли… Третий момент — адово скрипит паркет. Мы-то вдвоем там шума наделали, а если экскурсия человек в двадцать?
Первый этаж мы закончили, когда время неуклонно приближалось к шести. Поднялись на второй. Нас встречает смотритель этажа, приветствует и говорит сакраментальную фразу: «У вас 15 минут и 16 залов»))). Большинство залов — иконопись. У меня, как у человека глубоко НЕверующего, к иконам чисто исторический интерес. Поэтому я не особо жалел, что не успею посмотреть как следует. Быстренько пробежались с женой — и на выход.
Уже стемнело. Прямо напротив входа в музей — знаменитый монумент «Тысячелетие России». Памятник со своей непростой историей. Но зимним темным вечером, хоть и при свете фонарей, присыпанный снежком, он не вызвал в душе особого трепета. Памятник и памятник… Решили зайти сюда на следующий день. А пока просто пошли гулять по территории Кремля. Очень люблю такие фундаментальные памятники старины. А новгородский Кремль является древнейшим сохранившимся кремлём на Руси. Понятно, что всё сто раз реставрировалось, ну сам дух места каков!
Из Кремля выходишь прямо к берегу Волхова, на другом берегу — Ярославово дворище, где во времена Новгородской республики собиралось вече. Всё прямо дышит историей. Походили, пофоткались, да и потихоньку замерзли и проголодались. Посему культурно-историческая часть дня была объявлена закрытой.
Ночь. В чём плюс гаражей под окнами — тишина, никаких криков и гогота, визга тормозов и прочего. Стоят себе машинки спокойно, благодать).
12 января, утро. Погода, как и предрекали прогнозы, резко изменилась. Потеплело до -3…-5, валит сильный снег. А у нас по плану в первой половине дня выезд в с. Юрьево (шесть километров от Новгорода) с целью посещения Перынского скита и Свято-Юрьева монастыря. Снег снегом, а полторы тысячи километров не за тем ехали, чтоб в гостинице рассиживать). Поехали. В центре пробки, благо небольшие, на дорогах каша. Выехали за город. Видимость так себе, после каждой встречной машины шлейф снега в лобовое стекло. Хорошо, что машин практически нет. Средняя скорость 35-40 км/ч.
Без особых приключений добрались до Юрьево, повернули на урочище Перынь, где расположен Перынский Рождества Богородицы скит. Чем это место интересно лично мне? А тем, что именно там до 989 года находилось знаменитое языческое капище Перуна. То самое, где началось крещение Руси, и где деревянный чур Перуна был низвергнут в воды Волхова. Где рушились старые порядки и насаждались новые.
Тихое уединенное место (в такую погоду и немудрено), сосновая рощица, несколько скитских строений. Волхов в непогоду сливается с берегом в единую белую пелену. Ветрище… Постояли немного и направились в расположенный неподалеку монастырь. В нем посетили Георгиевский собор (1119 г.), посвященный Георгию Победоносцу.
Рядом с монастырем расположен музей зодчества под открытым небом «Витославицы», но мы туда не поехали. Судя по описанию и фотографиям, нечто подобное представлено в музее деревянного зодчества в Суздале, где мы бывали в 2014 году.
К обеду вернулись в Новгород и снова заглянули в Кремль. Целью было посещение Софийского собора и более пристальный осмотр памятника тысячелетию Руси. Софийский собор — древнейший памятник каменного зодчества на севере Руси. Построен в 1045-1050 гг. Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого.
Возраст внушает уважение. Жену здесь (и в некоторых других храмах) удивило обилие мощей в раках. Хотя мне кажется, что это повсеместная практика. Вообще, у нас по ходу поездки периодически возникали околорелигиозные диспуты. Мне, например, непонятно, почему христиане, проповедуя приоритет духовного и презрение к бренному, телесному, так трепетно относятся к вопросу чьих-то «нетленных» останков. Ведь по их же трактовке тело — это временная оболочка, и что с ней стало после смерти — вопрос абсолютно несущественный. Да и жена, будучи человеком верующим, недоумевала, почему людям не дают упокоиться по обряду, выставляя останки напоказ, да ещё и временами возя по стране с гастролями.
Но это лирическое отступление.
Не судьба нам была как следует проникнуться монументом тысячелетия России. Если вчера помешали морозец и сумерки, то сегодня непрерывный снегопад и ветер. К нам подошел дед, предложил небольшой экскурс по истории памятника. Мы бы согласились, но погода вовсе не располагала. Поэтому отказались и пошли греться в машину.
Пообедать решили в ресторане «Державный», что недалеко от Кремля. Неплохое место, цены не запредельные, кухня неплохая. Приобрели у них медовуху для друзей в Пензе, да и себе взяли на вечер. Остаток дня провели в хостеле, так как снег не утихал. Попили медовуху, посмотрели кино на ноутбуке, потом стали собирать вещи, чтобы утром выдвигаться в направлении Ростова.
13 января. Сердечно распрощались с хозяином «Бересты» и пошли откапывать машину)).
Снегопад, к счастью, прекратился, но намело порядочно. Стоит отметить, что к восьми утра, когда мы тронулись в путь, коммунальщики Великого Новгорода привели дороги во вполне сносное состояние. Нам звонили родственники, предупреждали, что на линии Питер—Тверь прошли сильные снегопады, движение затруднено, на федеральных трассах пункты МЧС, снегоуборочная техника и, вообще, лучше спрятаться и неделю не высовываться). Мы решили — надо ехать, а там смотреть по обстановке. Будет жесть — остановимся в придорожной гостинице. Нормально — поедем дальше. В путь!
Яндекс-карты предложили нам два маршрута из Новгорода в Ростов. Первый более длинный — через Тверь и Сергиев Посад, второй — в Вышнем Волочке поворачивать на Максатиху, оттуда через Бежецк, Кесову Гору и Углич. Первый вариант предполагал более хорошие дороги, второй — меньшую длину маршрута. Вариант с Сергиевым Посадом был отброшен по причине «Будний день. Подмосковье. Ну его нафиг». Да ещё свежи были в памяти кульбиты на МКАДе. Про второй маршрут мало что было известно. В основном езда по региональным дорогам, тьма населенных пунктов. С другой стороны, всего 600 км и весь день в запасе. Решили ехать так.
Путь до Вышнего Волочка преодолели без особых трудностей. М-10, конечно, была заснежена, но месиво было уже убрано, машины образовали колею до асфальта. Обгонять, конечно, труднее обычного, но, опять же, четыре ведущих колеса в помощь. В Волочке свернули с федералки. Как оказалось, это был поворот к самому непростому и несколько авантюрному этапу нашего путешествия.
Сразу началась настоящая снежная жесть! Да, видно было, что дорогу вроде бы чистили, но после этого нападало ещё немало снега, и под колесами царила адовая снежная каша. Скорость движения упала до 40-50 км/ч. Была попытка обогнать Газельку по встречке, машину повело, после чего я оставил эти попытки, сконцентрировавшись на удержании машины в полосе. Одно радовало — хотя бы сверху не сыпал снег, снегопады прекратились.
В такой манере мы ехали до Максатихи. Это порядка сотни километров. В Максатихе заправились на ТНК (на этом участке практически нет заправок, имейте в виду, если заедете туда). Отдохнули, перекусили в машине. Двинули дальше. Дорога стала значительно лучше. Утрамбованный снег, асфальт почти не проглядывает, но 70-80 км/ч можно ехать. Русская глубинка, множество селений, некоторые почти заброшенные, некоторые более-менее живут. Миновали Бежецк, Кесову Гору. Через десяток-полтора километров оба навигатора дружно показали поворот налево. Я повернул на расчищенный участок дороги, который через метров двадцать… стал нерасчищенным)). На обочине красовалась куча снега, обозначавшая финал работы снегоуборочной техники. Дальше дорога представляла колею, оставленную, видимо, внедорожником (или несколькими). Призадумались. Позднее, уже дома, я просматривал карты, и выбор казался очевидным — вернуться на основную дорогу, ехать через Кашин и Калязин, объезжая Угличское водохранилище, и двигать на Углич. Но в тот момент то ли уже мозги недостаточно хорошо соображали после ралли Вышний Волочёк — Максатиха, то ли навигаторы недостаточно ярко давали представление о маршруте… В общем, решив, что два навигатора не могут ошибаться, мы продолжили путь.
Едем по колее, подпрыгиваем на бревнах под снегом, поля, посадки, все дела…). Километра два-три проползли, дорога стала вновь расчищенная. Круто! Смеркалось. Проехали ещё несколько населенных пунктов, дороги петляли, как могли. Иногда казалось, что скоро мы выедем на то же место, откуда выехали).
Наконец, наступил самый эпичный момент всей поездки. Мы подобрались к развилке, где одна дорога уходила прямо, а вторая — направо. Навигация уверенно вела прямо. Вот только расчищенная дорога уходила направо, а мы уперлись в девственный нетронутый снег. Что делать? Ехать направо — непонятно куда. Возвращаться назад по бесконечным поселкам и колеям с бревнами? Потерять на это ещё минимум час? Или рискнуть и пустить Ниву в родную стихию бездорожья?
Посмотрев окрестности на карте, мы увидели, что заснеженный участок через пять километров должен вывести к очередному поселку. Посмотрели «направление» — вроде бы не целина, похоже на проселочную дорогу, просто нечищеную. Застрянем, так пешком доберемся до поселка, там что-нибудь придумаем. В общем, двинули по снежному морю. Уже стемнело. Ночь, поля, снег и лишь заячьи следы пересекают наш путь…
Снег был недавно выпавший, поэтому очень мягкий, и ехать по нему было вполне комфортно. Почти весь путь прошли на первой передаче, лишь один раз пришлось применить внедорожный арсенал, когда я не разобрался в поворотах дороги и заехал на обочину, заросшую мелким кустарником, невидимым из-под снега. Но понижайка и заблокированные дифференциалы мигом нас оттуда вытащили. Спасибо, ласточка.
До поселка добрались, а там — о радость! — снова началась расчищенная дорога. Вскоре мы вышли на очередную региональную трассу, которая вывела нас в древний Углич. Этот город изначально тоже числился в наших планах, но в итоге пришлось им пожертвовать, ибо поездка и так получалась насыщенной.
До Ростова оставалось 89 км добротной, а главное, расчищенной дороги. Они были преодолены без проблем, и в 19:30 мы подъехали к гостевому дому «Плешанов», где должны были переночевать оставшиеся две ночи нашего «похода на Золотое Кольцо». Гостевой дом можно смело признать лучшей гостиницей нашего путешествия. За очень скромную цену (1300 за двухместный номер в сутки) получаешь хорошее качество обслуживания, уютный интерьер гостиницы и приятный номер, завтрак в виде блинчиков или яичницы с чаем/кофе (входящий в стоимость). Да, в конце концов, впервые за всю поездку в номере было тепло! Хотя администратор переживала и предлагала дополнительные одеяла и обогреватель. Ну, а кот Барсик — это, вообще, отдельная песня, символ гостевого дома, о котором пишут во всех отзывах). Пока нас оформляли, он, недолго думая, забрался ко мне на колени.
Побросав вещи, мы отправились ужинать. По дороге нам попалась пиццерия/суши «Какаду», мы направились туда. Зайдя внутрь, мы поняли, что это вовсе не пиццерия, а полноценный ресторан с солидным интерьером, мебелью, скатертями, аквариумами с рыбками и игуанами. Официантка, меню, заказ, цены приемлемые. Вроде бы всё чин чином. Но потом понеслось… Справедливости ради скажу, что мой заказ принесли достаточно быстро, и еда в целом понравилась. А вот жене (она заказала фунчозу с жареной свининой) заказ несли около часа! Настроение упало ниже плинтуса. Официантка два или три раза подходила к нам, чтобы как-то оправдаться за такую задержку. Впрочем, оправдание «повар работает ещё и на развоз заказов, и он случайно забыл про ваш» ещё более разозлило. Мы уже намеревались вызвать администратора, когда наконец-то пиршественное блюдо снизошло до нас. Фунчоза… ну что сказать? Сама лапша была ничего, но её трудно испортить. Овощи, которые должны быть тушеные и мягкие, хрустели на зубах. А свинина — вообще нечто. Какие-то рога и копыта, которые невозможно прожевать. Скандалить не стали, расплатились и ушли. Но не пожалели времени на пару соответствующих отзывов в интернете.
Из-за этой задержки не успели в остаток вечера пересмотреть культовую комедию «Иван Васильевич меняет профессию», съемки которой, как известно, проходили в ростовском Кремле. Смотрели её на следующий вечер.
14 января. Отведавши вкусных блинчиков, отправились смотреть ростовский Кремль. В отличие от новгородского, нынешняя крепость значительно моложе. От гостиницы добирались по побережью озера Неро. Удивила неразвитая инфраструктура в этой части берега — какие-то гаражи, сараи, видавшие виды частные дома. И лишь одно какое-то подобие турбазы. Хотя, мне кажется, в таком месте туристическая инфраструктура окупилась бы достаточно быстро.
Добрались до Кремля, полюбовались стенами, с которых прыгали стрельцы, купившись на маневр Жоржа Милославского. Жаль, из-за зимнего времени не удалось попасть на стены — допуск к ним с мая по октябрь.
Посетили пару экскурсий. Одна из них, про древнерусское искусство, сводилась к иконописи и оказалась достаточно интересной, т.к. были таблички с детальными комментариями относительно символики и смысла сюжетов. И если раньше иконостасы в церквях для меня были просто нагромождением образов, то теперь в них просматривалась определенная логика.
Пообедать зашли в кафе «Алеша Попович», расположенное неподалеку от Кремля. Очень приятное заведение! Уютно, вкусно, недорого, персонал вежливый — всё по высшему разряду. Довольны)
Только нам с женой кажется, что князь срисован с Димы Нагиева.
Купили там же местной медовухи — хорошая. С ней, кстати, связан забавный случай, который произошел позднее уже в Пензе. Одну бутылку мы подарили подруге. Она её отложила про запас, да вот только в холодильник не поставила). Бутылка через несколько дней сдетонировала, да так, что раскрошила плетеную корзину и стоявший рядом цветочный горшок). Хорошо, не в руках взорвалась…
Потом ещё поездили по городу, посетили Богоявленский Авраамиев монастырь, возведенный в одиннадцатом веке на месте капища языческого бога Велеса.
А под вечер посетили Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, забрались на смотровую площадку (ну хотя бы здесь). Впрочем, вид оттуда не ахти, высота небольшая.
Вернулись в гостевой дом, чтобы потихоньку начать собираться в обратный путь. До Пензы предстояло пройти 840 км, поэтому решили выезжать рано, часов в шесть утра. На завтрак не рассчитывали (т.к. он в девять утра), и были по-настоящему растроганы, когда Клавдия Николаевна (возможно, ошибаюсь, но кажется, так звали администратора) сказала: «Может быть, я тогда не буду заморачиваться с блинами, а просто яичницу вам сделаю?». Так мило). Мало того, что из-за нас ей подыматься ни свет ни заря, так ещё и накормит на дорожку…). Здорово!
В общем, собрали вещи, заправили машину и легли спать. Как частенько бывает, в ночь перед ответственным днем и ранним подъемом спалось так себе. Но утром расслабляться было некогда, подъем, умывашки, завтрак, спуск барахла в машину, прощание с гостеприимным домом Плешанов и Великим Ростовом, и… Держим путь по федералке М-8 на Переславль-Залесский. По местам былой славы, так сказать. Оттуда на Юрьев-Польский и далее на Владимир. Погода радует, небольшой морозец и безоблачное небо. Под Юрьев-Польским встречаем рассвет. Виды шикарнейшие!
Был вариант ехать, как в 2014-м из Переславля-Залесского — от Владимира по М7 на Нижний Новгород, с М7 сворачивать на Р158 до Пензы. Но решили проехать немного короче и по новым местам — от Владимира на Гусь-Хрустальный, оттуда на Касимов, Сасово Рязанской области и выезд на М5 в Ямбирно. А там уже до Пензы рукой подать.
В целом вариант оказался весьма приемлемый, но дороги во Владимирской области ещё куда ни шло, а в Рязанской вовсе плохие. Да и инфраструктура так себе. Около часа ехали, искали туалет, а ни заправок, ни кабинок)). И даже съехать толком некуда, ибо снегопады прошли, и сугробы в рост машины. В итоге так на проселок съехали и свершили неблаговидные дела).
Зато дороги свободные, ни тебе пробок, ни тебе верениц фур. У нас потом с другом был разговор на эту тему. У него Kia Spectra — автомобиль более динамичный, но более требовательный к качеству дорожного полотна. А мне на Ниве — лучше дороги поколдобистей, но без большого трафика и затяжных обгонов. Как говорится, каждому своё.
Перед Сасово немного заплутали — навигатор повел на дорогу, которая, повидимому, закрыта и завершается тупиком. Километра 3-4 накатали зря, но ничего страшного).
И вот — почти родная Мордовия. Когда въезжали в Пензенскую область, уже смеркалось. Дорога в целом прошла нормально, но последние километров семьдесят дались уже с трудом. Совсем стемнело, навалилась усталость, видимость плохая. Дальний свет не включишь, так как встречка постоянно, а с ближним видимость не очень, только следишь, как бы с дороги не уйти в кювет.
Но — добрались!
В сухом остатке: пройдено порядка 2800 км, на горючку (АИ-95) потрачено 9460 рублей, объезд Волочка по платной дороге обошелся в 240 рублей, на проживание в гостиницах ушло суммарно 7400 рублей.
Основные минусы зимних путешествий — непредсказуемая обстановка на дорогах, возможные трудности осмотра достопримечательностей из-за холода и снега, закрытость некоторых интересных мест из-за «несезона». Из плюсов: меньше народа — больше кислорода))).
И напоследок хочется выразить благодарности: жене — за терпение и поддержку, друзьям за дельные советы, авторам Drom.ru — за мотивацию и уйму полезных сведений, своей Нивке — за безотказную службу)).
Ни гвоздя, ни жезла вам!