Кемерово-Тамань-Кемерово на Honda CR-V, август 2006

30.03.2007 | 18203 просмотра

Давно было желание съездить в отпуск на своем авто, но как всегда, то отпуск не в сезон, то дела не дают, то еще что-нибудь, что считаешь объективной причиной снова отложить поездку. И в этот раз все шло к тому, чтобы в очередной раз все отменить, но в последний момент, с целью недопущения упреков в свой адрес последующие 10-11 месяцев, пришлось плюнуть на возможные последствия и отправиться в долгожданную поездку. Знакомые по объективным причинам не смогли составить нам компанию и предупредили об этом за день. Кроме того, жену на работе отпустили только на 18 дней. Наши планы о равномерном передвижении в сторону моря с частыми остановками и ночевками в красивых (заранее установленных) местах поменялись на: «долететь до моря, по - максимуму там и быстро обратно»…

Сразу скажу, что за рулем почти 10 лет, в последние 4 года почти каждый день. Средний пробег в месяц – 3 – 3,5 тыс. км., в основном на межгороде Новосибирск, Новокузнецк, (по – работе), редко Красноярск. До этого, самая дальняя поездка Кемерово - Иркутск – Кемерово в июне 2006 года, ездил к товарищу (он работает в Иркутске) за своей CR-V. Обратно шел один. Стартонул с Иркутска в 6-00, приехал в Кемерово 23-30 час (на ГАИшников в общей сложности потрачено более 1,5 часов).

Подготовка была основательной, но не долгой. Не раз читал отчеты о поездках на auto.vl.ru, поэтому, предварительно составив список, «… чтобы не брать ненужные вещи…», отправились с женой по - магазинам. Так как изначально предполагалось путешествие на двух машинах, купили:

• «2-х комнатная» палатка (Финская) – ничего сказать не могу – ни в дороге, ни в последующем воспользоваться не пришлось ни разу;
  • два надувных матраца 1,92 х 1,48 (Китай) – штуки многоцелевые и надежные, как в путешествии, так и в доме, однако, с покупкой поторопились, так как подобные вещи продавали по всему маршруту следования не значительно, но дешевле, и выбор был больше;
  • пляжный зонт (Китай) – вещь не дорогая, на море самая востребованная, однако, как и матрацы можно было купить практически везде;
  • три раскладных стульчика (Россия) – пользовались на привалах в дороге и на отдыхе в арендуемой комнате лишними не оказались – нужная вещь;
  • холодильник в авто «Elenberg» (объем 28 л.) - полезнейшая вещь в дальней дороге, особенно летом. Вода всегда достаточно прохладная, 1,5-литровые стандартные бутылки входят. Некоторое количество пищи хранится достаточно долго, да и конструкция предусматривает работу как от 12 вольт в авто, так и от 220 вольт переменного тока. По ТТХ гарантированно охлаждение содержимого на 20 градусов от температуры среды, в которой работает холодильник. Это действительно так. Вот только зачем там предусмотрен режим разогрева – так и не понял, очевидно, для ну -о-о-о-очень Крайнего Севера.
  • трех - литровый термос (Россия) – тоже нужная вещь в дороге: чай утром, кофе ночью, разлив через кран – удобно в машине, не проливаешь при движении;
  • SIM-карту МТС - в дороге трубкой пользовались чаще, чем на отдыхе, достаточно дорогой оператор по сравнению с Теле 2, которым пару лет пользуюсь дома, но Теле 2 вне области – полное «Г»;
  • видеоплейер ВВК (Китай наверно) – думали смотреть в дороге - не пришлось: было, что посмотреть из окна машины. Зато удобно просматривать фото и видеоматериал, отснятый за день и перезаписанный на DVD диск (фотосалонов на месте отдыха оказалось достаточно);
  • цифровой фотоаппарат Canon A700 (Япония) – надежный, многофункциональный и простой в эксплуатации, остались довольны;
  • небольшой монокуляр – (Россия) – взяли просто так, однако, на отдыхе пригодился, да и машины ГИБДД в светлое время на трассах засечь вполне можно;
  • фонарь на светодиодах (Китай наверно) – был необходим на стоянках-ночевках, а так же на ночном пляже, когда ходили ночью купаться.
  • автомобильный атлас – сознательно брал с более поздней датой издания. Не угадал, устаревшие данные, на разных страницах разный масштаб, не вполне достоверно указаны названия населенных пунктов, не соответствуют обозначения о наличие АЗС, не соответствует действительности тип дорожного покрытия (вместо гравия – асфальт, ну это не плохо, а вот когда вместо асфальта его частичные остатки – это ломает все планы).
  • кучу одноразовой посуды – удобно и не дорого, однако, необходимыми оказались стаканчики, кофейные чашки, ложки-вилки, а вот разнокалиберных тарелок использовали всего штук 15.

Кроме того, некоторое количество вещей и сам, на всякий случай, взял один плед, одно одеяло, пару маленьких подушек (такие в автомагазинах продают).

Машину в дорогу как-то особенно не готовил. Уже несколько лет разделяю мнение о том, что ПРАВильная машина должна быть Японской, то есть сделанная в Японии и японцем (Спринтер-110, 95 г.в. – радует другого; Королла-110, 98 г.в. – где-то в Томске,). Перед отъездом заехал к товарищу на СТО на полное ТО и диагностику. Его мнение об авто авторитетно не только для меня (более 20 лет профессионально слесарит).  В общем, поменял передние колодки (оригинал), свечи NGK iridium, масло хондовское, масляный, воздушный, салонный фильтры (оригинал). На б/у резину, после перегона с Иркутска не понадеялся, а комплект нужного размера (205х70х15) летней резины в августе в Кемерово не нашел – взял Амтел. Говорили, что не надежная, но я, откатавшись до зимнего сезона, никаких дефектов не обнаружил, претензий, кроме излишнего шума на асфальте, не имею (чисто субъективное мнение, до этого всегда ездил на японских б/у). Товарищ дал гарантию до Мадрида и обратно до родины авто. Данный прогноз меня более чем устроил.

С собой в запас взял комплект свечей, пол-литра масла, дорожный ремкомплект для ремонта бескамерных шин, тюбик смазки ШРУС, тюбик холодной сварки, октан корректор «HiGir» 1 флакон для использования на «сомнительных» АЗС, конечно ключи-головки, трос, аптечку, огнетушитель. Пожалел, что не взял пару – тройку ламп в фару (да и габариты почему-то несколько раз перегорели на обратном пути), а в дороге купить можно только дешевые, невысокого качества (свет не тот и не на долго хватает). Брал с собой 0,5 л. стеклоочистителя (не аэрозоль, на спирту), хватило почти до Волгограда. Очень удобна в пути оказалась штука для очистки лобового стекла. 70-80 см. ручка и собственно «дворник»: с одной стороны резинка, с другой - поролон в сетке, часто пользовался, особенно после Урала.

Настал день «Х». Накануне вечером распланировал по атласу маршрут. Расстояние по атласу и по другим источникам не совпадали. Тем не менее, решил по - возможности не уклоняться от намеченного маршрута и соблюдать график движения – 1300 – 1400 км./день. Но!!! ЕСЛИ В СОСТАВЕ ЭКИПАЖА ХОТЯБЫ ОДНА ЖЕНЩИНА – НЕ СТРОЙТЕ ПЛАНЫ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА ПОЛЧАСА.

(Далее, практически без изъятий цитирую «дорожный дневник» с некоторыми пояснениями, сделанными после, в процессе подготовки отчета)

15 августа 2006 года, 13-50 час. На одометре 70195 км. За бортом +15С.

Заправились под горлышко на СибНефти на выезде из Кемерово и выехали в сторону Новосибирска. Дома заправлялся только на СибНефти по карточке (которая вне области не катит) с небольшой скидкой. За пределами области, особенно ближе к морю только Лукойл, так как зона действия скидок по карточке Лукойла есть там, где есть АЗС Лукойл. На трассе сильный дождь, низкая облачность. Как обгонять автобусы и трейлеры в дождь рассказывать не стану. Сразу понял, что в график движения придется не раз вносить изменения и лучше к подобным вынужденным изменениям относиться спокойно. Дорога до Новосиба привычна и знакома, в городе тоже плутать не пришлось. За Новосибом, не доезжая развязки в аэропорт, немного перекусили в машине. За бортом дождь также льет. В 18-05 въехали на М51 и направились в сторону Омска.

Форсунки омывателя почему-то периодически засоряются, средняя скорость около 100 км./час. За бортом уже +9С. За «Лесной поляной» показался светлый горизонт, а после ст. Дупленской дождь прекратился. Где-то под Лебедянским заправился на АЗС «АКТИН» 43,9 литра по 19 руб. В 20-35 тронулись к Омску.

За 17 км. до Омска, перед постом ГИБДД, заправился 47,5 литров по 18 руб. По моим расчетам расход составляет где-то 9,8 литров/100 км. По времени отстаю от своего графика на 1,5 часа минимум. После того, как стемнело, при объезде Омска немного «заплутал». Вместо направления на Тюкалинск (через город), думая о месте для отдыха, выехал в направлении на Исилькуль (по объездной) на Казахстан. Через Казахстан ехать не хотелось. Отзывы знакомых, о транзитном проезде бывшей дружественной республики, подобного желания не вызвали. Наличие оружия в машине и незнание правил его легального провоза через Казахстан помогло при составлении маршрута движения и в принятии решения не в пользу транзита. Быстро понял ошибку, но почти 25 км. лишних накрутил. После какого-то моста остановили ГАИшники. Спросили что везу, куда, с кем и зачем еду, попросили открыть багажник. Багажник показал – вопросы были сняты, они же дорогу на Тюкалинск и подсказали. Один из ГАИшников оказался сам оттуда родом и, кажется, немного обиделся за неправильное ударение: правильно ТюкалИнск, а не ТюкАлинск.

Проехали ночной Омск. Сразу за постом ГИБДД свернул влево в поле, ближе к березкам, там и решили заночевать. За бортом слякотно, сыро, +9С, 2-15 час. ночи. Только сейчас жена поняла, что мы хоть и едем на море, но по Сибири и стоило бы взять что-то теплое из одежды (для меня до сих пор загадка: что было в сумках?). В общем, одеяла и плед еще как пригодились. Спать хотелось больше, чем есть, поэтому уснули без разговоров моментально.  Итог за день (вернее с 13-50 час. по 2-15 час.) – 1015 км.

День второй, 16 августа 2006 года. На одометре 71220 км.

Проснулся в 6-30 час. потому, что замерз. Завел машину. Быстро нагрел салон. Еще раз порадовался за ПРАВильный выбор машины. Одну ночь отдохнуть вполне возможно. Конечно идеальный вариант – два человека в салоне, а втроем возможно выспаться только один раз. Спали, откинув передние кресла: я не до конца, а жена полностью, так, что она с ребенком спали практически на одной подушке. Покушать в салоне CR-V возможно вполне удобно: полка между передними сиденьями с 4-я подстаканниками – чем не мини-стол, верхняя часть панели тоже достаточно горизонтальная поверхность – чем не полка? Горячая вода в термосе, холодильник тоже есть. Кстати, в паспорте к холодильнику написано, что он требует отдыха каждые 10 часов работы. Не проверял, он молотил и в машине и, потом, от сети без перекуров, ну если только тогда, когда не на долго глушил машину на заправках и отдыхе.

Позавтракали, выпили кофе - чай. В 7-00 час выехали в сторону Ишима. Через несколько км., сразу после небольшого «кольца» в середине которого старая ГАИшная скворешня, водила трейлера, очевидно ночью заснув за рулем, съехал с дороги и аккуратно положил автопоезд на правый борт на высокую земляную насыпь. Скорость наверно была не велика.  Да… лучше час поспать.

В 10-00 час. (8-00 по местному) добрались до Ишима. Заправились (46,8 литр х18,0 руб). В городе много маленьких улиц, совершенно нет указателей, ориентироваться очень сложно. Остановился (на свою голову) около двух местных аборигенов взирающих сквозь дым беломора на яркое утреннее солнце и крайне осторожно поинтересовался о возможных путях выезда из славного града Ишима. Наивный… Им просто было нечем заняться и не было повода поп&здеть… Через 10 минут их было уже пятеро. Они солидно, с достоинством спорили друг с другом не особо часто матюкаясь, рисуя прутиками всевозможные схемы на песке и затаптывая схемы оппонентов, при этом совершенно забыв обо мне. Все что я смог уяснить, это то, что из города можно выехать разными дорогами. Мне ничего не оставалось, как продолжить свой путь, ориентируясь тупо по солнцу. Странно, но помогло. В 10-40 направились в направлении Бердюжьего. До него, по указателям 80 км., с картой не сходится, с одометром тоже не сошлось.

В 12-30 проехали развязку на Макушино (планировал через Е30 выехать на М51 на развязке к Петухово), т.к. после Частоозерья заплутали в строящихся автодорогах и объездах. Снова обратился к местным аборигенам. На этот раз мужики дали верное направление (фото). При этом срезал около 40-45 км., однако, чуть-чуть потерял по времени. Но еще не вечер, нагоню на трассе.

Сразу после развязки свернули направо к кафе «Раздолье». За 280 рублей на троих (салаты, борщ, гуляш с гарниром, чай) довольно плотно и достаточно вкусно пообедали. С начала пути 1534 км. В 13-05 выехали в сторону Кургана. Солнечный день, после обеда – тянуло поспать.

Пейзаж за окном, несколько отличный от привычного, привлекал взгляд и сон ушел. Жену данные обстоятельства не смутили, и она мирно дремала рядом. Добрались до Кургана. Все, что знал раньше об этом городе, это то, что где-то там делают автобусы. Когда-то, еще до службы в армии, работал в шахте проходчиком и горным мастером, поэтому каждый день приходилось передвигаться от АБК до шахты и обратно по 50 км. на курганских автобусах. Проследовав по объездной г. Курган, обнаружил, что объем знаний об этом  городе не изменился. Жалко.

Где-то между 1 и 2 кольцом попался на радар притаившимся в кустах ГАИшникам. Шел 90 км./час. Усатый инспектор сказал что на данном участке скоростной режим ограничен до 70 км./час. Честно, не заметил наличие знака, но спорить не хотелось. Так, в общем то и сказал, признался то есть.  Почему то отпустил с миром.  Чистосердечное признание, так сказать, смягчает вину и …  Спасибо в общем ему (в Кемерово однозначно обобрали бы по полной, причем независимо от тяжести содеянного).

На 1750 км. загорелась лампа. Проверять на сколько хватит резерва в баке – не стал. Заправился на первой же АЗС РосНефти  - 46,7 литра по 18 руб.

В 15-30 час. без перекура рванули на Челябинск.

На первом же посту ГИБДД, на самом въезде в город, остановился, чтобы уточнить: как проскочить город в нужном направлении. Инспектор, глянув на номер региона, даже не дождался моего вопроса и привычной, наверно, скороговоркой выпалил: «На первом светофоре с дополнительным сектором направо, на 9-ом светофоре налево, дальше – прямо.»  Кратко и понятно. Спасибо мужику! Город огромный, сколько бы я плутал вокруг заводов-гигантов по улицам-проспектам.

Впечатления о Челябинске остались неоднозначные. С одной стороны – большое количество больных на всю голову водил (таких и у нас хоть экспортируй): пару раз однотипно подрезали перед светофорами, чтобы потом первым рвануть на зеленый. С другой стороны  - адекватные ГАИшник, красивый, светлый, большой город, прекрасные дороги (ну по которым я ехал). Нет, впечатлений все-таки больше положительных.

На выезде чуть снова не попался на радар. Дороги прекрасные. Ехать медленно - нет никаких душевных сил. Я на своей новой Хонде все-таки, а не на ТАЗе!  В общем, еду, нет, - лечу! Вдруг, под опорой (разделяющей разносторонние полосы движения) моста вижу – тренога с камерой и радаром, естественно по - тормозам. Как я ее заметил? Но, чувствую, скорость все - равно до-разрешенной снизить не получится (это все не более чем за секунду). И в этот момент по левой от меня полосе на какой то спортивной низкой двухдверке с ревом пролетело нечто. Где-то через 1 км. (дорога из-под моста плавно поворачивала вправо) стояла ГАИшная  «Газель», около которой инспектора торжественно демонстрировали готовое фото водителю обогнавшей меня машины. Прикольно. Вроде и не поспоришь… У нас в Кузбассе таких глазастых шайтан - треног пока нет (зато гаишники по наглости и жадности превосходят иных своих собратьев). В 19-00 миновав всевозможные дорожные развязки, направились на Урал.

Ехать через Урал – местами полный пипец. Наши МАЗы, КрАЗы и КАМАЗы дымя горящими колодками или надрывая движки со скоростью близкой к нулю пытаются преодолеть великий Урал. Остальные вынуждены передвигаться применительно к наличию количества грузовиков и экипажей ГИБДД впереди. Нервы сдают у многих, и я их где-то понимаю. Кто-то рискует и обходит слева, благо, что принципы водительской солидарности там работают и встречные водилы всегда предупреждают о наличии ГАИ, мигают практически все. Кто-то, выгадав расстояние и возможность, обходит справа по камням, которые не редко отлетают в обгоняемые машины. Получил скол на лобовик. Это все впечатления от движения на отдельных участках.

А если объективно - на Урале красиво и узких участков дороги не так много. Можно конечно найти слова и описать все, но это уже не то. Лучше один раз увидеть …

Где-то в начале Урала остановились перекусить в «шашлычной». Место особо не выбирали, да и наименования у этого заведения не имелось. Остановились там, где меньше машин, в целях меньше убить времени на ожидание заказа. Почему-то сразу не ознакомились с меню, ведь в шашлычных не так уж богат выбор, то есть и цены не видели. В общем, взяли три шашлыка (выбора, то есть балык или шейка и т.д. - не предлагалось), 0,5 сока и 0,5 безалкогольной Балтики – 580 руб. (в Кемерово раза в два дешевле будет). Если вы думаете, что шашлык был хорош – это, мягко говоря, не так. Получили определенный урок на оставшееся время отпуска.

В 21-50 час (ранее и далее время Кемеровское по часам в авто), прилепил скотч на скол и тронулись дальше. От дома 2108 км.

Приехали в городок Сим (фото) в 23-30 час. (2214 км от дома).

На заправке под горой около СТО залил 43,76 литра по 17,8 руб.  Почему-то по ходу следования не попались на глаза СТО где ремонтируют стекла (отремонтировал только по возвращении домой), а вот от Кемерово в сторону Иркутска указателей типа «ремонт стекол» довольно много.  На СТО стекла не ремонтировали, поэтому выехали сразу, чтобы проскочить за Уфу и новый день начать не с проезда через незнакомый город, а с трассы. В 01-00 час. проехали Уфу. Долго не попадались кемпинги или что-то им подобное, поэтому остановились на ночевку на стоянке дальнобойщиков. Подъехал к домику охраны: узнать, что по чем. Вышел охранник. Поговорили. Оказалось, что он учился в Кемерово и даже жил в соседней общаге. После этого он определил нам место «по – спокойней» рядом с их домиком. Парню наверняка хотелось поговорить, что-то вспомнить из недавней студенческой жизни, но мы здорово устали и он это понял. Уснули сразу.

День третий 17 августа 2006 года. 2346 км. от дома.

То ли место действительно было спокойное, толи дорога нас утомила, но спал до 8-40 час. Так как я проснулся первым, решил не тратить время и потихоньку тронулся. Через пол-  часа остановились в кемпинге «Оганез». Помылись. Несмотря на солидное с виду строение (для придорожного кемпинга), большой выбор блюд в кафе, позавтракали дешево во всех смыслах (пресно, не вкусно). Набрали кипяток (5 руб./литр). Поехали дальше.

Нужно сказать, что, как выяснилось потом (немного пообщался с дальнобойщиками на одном из постов ГИБДД), реально остановиться на ночь в кемпинге (200-300 руб./чел.) и помыться там с дороги в душе или бане (100 руб./час. – баня, 100 руб./чел - душ) в летний сезон на данном направлении практически не реально. Дальнобойщики останавливаются там довольно рано. Цель одна -  душ, баня, отоспаться и выехать по «чистой» трассе как можно раньше. Поэтому «занять» номер на 3-4 человека после 22-00 час. практически не реально – уже нет мест. По крайней мере, у нас не получилось ни по дороге туда, ни обратно.

Снова радар и жадный инспектор. Несмотря на довольно – таки долгое отсутствие по сторонам каких-либо строений, инспектор утверждал, что я следую по оживленным улицам населенного пункта. Я, в свою очередь, думал несколько иначе. Видок у меня, наверно, был еще тот (недовольство завтраком и щетина возраста трех дней, наверно, сыграли свою роль).  Инспектор не долго боролся с желанием заработать и исполнить служебные обязанности. Второй вариант обещал потерю времени, нервных клеток и 100-процентно неизменность количества купюр в кармане. Последнее обстоятельство сыграло, в решении инспектора, решающую роль, тем более,что денег я не дал. В общем, меня снова отпустили с миром.

Вокруг снова интереснейшие места, были бы попутчики – единомышленники, можно было бы остановиться на некоторое время. Думаю, и рыбалка в этих местах была бы на славу. Но, как уже сказал выше, мы были очень жестко ограничены по времени.

На трассе продается много меда, мумия, воска и еще множество не знакомых нам продуктов жизнедеятельности пчел. Сортов меда огромное количество. Мы в этом не сильны. Каждый хозяин нахваливал свой сорт. Брать не стали – не любители. Мед употребляем исключительно зимой, как лекарство и средство профилактики от простуды.

Дорога медленно превратилась в узкую асфальтовую полосу - стиральную доску. При этом водилы трейлеров не собирались как-то, в связи с изменением дорожного полотна, корректировать скоростной режим. Фуры разъезжались менее чем в полуметре, друг от друга. Они большие, им привычно. Я жался правее и откровенно мндражировал (машинка-то новая, я и не нарадовался ей еще). Кроме всего прочего, на дороге множество необоснованных ограничений скоростного режима и запретов обгона. Обзор местами на - много километров. Интенсивность движения вполне позволяет обгонять длинномеры даже с правым рулем. Ну а скоростной режим на такой дороге, мне кажется, личное дело каждого. Не жалеешь подвеску – дави под 200 до ближайшей выбоины.

Заправились на АЗС в Черновке, это примерно в 100 км. от Самары, по 17-50 руб. Согласно показаний одометра и количества остатков бензина в баке явно видно, что на АЗС есть приличный недолив. При этом оператор, дед - пердун, такой же, как счетчик на бензоколонке – нагло врет, но неподдельно искренне улыбается сука: «у нас точные счетчики, приезжайте еще…».  Пометил АЗС на карте большим крестом. Итого 2723 км. от дома. 15-00 час. Едем в Самару.

Указателей по объезду Самары не много, но вполне понятно. Дороги – так себе, можно сказать не плохие. Объехали город быстро и без проблем. Прямо на трассе продавали квас и персики (все вместе для дальней дороги – гремучая смесь). Взяли две полторашки кваса с собой. Как здорово, что они входят в наш холодильник. Через пару часов мы уже пили прохладную вкуснятину.

В Чапаевске без хлопот прошли весь город и на Пугачев. Дорога – дерьмо в асфальте, узкая, вся в заплатках, очень относительно горизонтальная. Может быть хорошие дороги у нас в Кузбассе дают повод вот так вот погрубить, но это так – дороги плохие.

В Пугачеве (там, где проезжал город) много старых двухэтажных домов. Очень красивый город. Красив наверно своей замершей стариной. Было ощущение, что все вокруг - приличные декорации для какого-то дорогого фильма времен 20-х годов. В реальность меня вернул случай. На одном из перекрестков (не регулируемый) буквально вылетел ГАЗ 53 (будка) и чуть не врубился мне в левую стойку (я поворачивал по главной налево по указателю на выезд из города). Спас уже родной В20В, Хонду буквально смахнуло с перекрестка, движок лихо стартонул и вытащил нас в повороте со свистом резины.  Водила ГАЗа даже не обратил внимания, если вообще что-то заметил. Понятно, что на узкие улицы, маленькие перекрестки и большое количество зелени на них, и тем более на ограничение скорости до 40 км./час, местные водилы не обращают никакого внимания. Остановился около ближайшей колонки: набрать воды и успокоиться. Практически сразу, откуда ни возьмись, вокруг меня появились цыгане (дети). Просили денег, вернее даже требовали, как только можно требовать своё. Неподалеку появились их мамашки и лениво наблюдали за процессом. Очевидно, в этом месте принято и так зарабатывать. Принципиально не даю денег в таких случаях (отношусь к ним как к ГАИшникам).

Залил воды в бачек омывателя и поехали дальше.

За бортом стало +26 С. Включил кондер. Думаю, расход будет значительно более 10 литров на сотню. Пролетели Балаково, Маркс, до Энгельса свернул к Волге. Перед пересечением Волги прозевал поворот (ремонт дорог по всей России – это радует). При первой же возможности (где-то через 1 км.) развернулся.

В общем, Волгу удобней пересекать здесь – по «объездной». Не такое оживленное движение, довольно-таки приличные дороги, опять-таки наличие понятных указателей и практически отсутствие ГИБДД. Атласом после Уфы пользоваться приходилось не так часто.

Где то после Саратова, но до Красноармейска, точнее описать не могу, не до того было, перепугались не на шутку. Ситуация такая. Асфальт новый, довольно высокий (толстый слой), а обочину еще не отсыпали (может и не думали вообще отсыпать), но ширина дороги небольшая. Перевалил сопку. На встречной полосе длинная вереница машин. Так как в колонне несколько больших фур с прицепами, в том числе и первая машина, скорость встречной колонны не более 20 км./час. Дорогу до следующей сопки видно прекрасно, более 3 км., может больше. Впереди меня – никого. Спускаюсь нормально, то есть не более 90 км./час. – узковато и обочина слишком круто вниз (слетишь – 100% перевертыш).  Вдруг, где-то в 500  метрах от меня из встречной колонны, выехав на мою полосу, резко и стремительно стартует 99-я. Как плотно машины идут в гору, рассказывать не стану. Я, конечно, неуютно себя почувствовал, помигал ему фарами. От его ответной реакции просто офигел: он врубил дальний и начал еще ускоряться. Явно было видно: не разъедемся, а заканчивать отпуск за Саратовом не хотелось.  Я и дальний врубил и по сигналу и понемногу на тормоза (сзади ко мне легковушка жалась), правые колеса уже по краю свежего асфальта зашумели. Между нами было уже около 100 метров (пишу долго, все это буквально за несколько секунд пронеслось). Думаю: «все, пипец». Вдруг, в колонне (ближе ко мне) один из дальнобоев, наверное, увидев и оценив ситуацию, сворачивает практически на обочину (благо, что обочина на встречке возвышалась). Мне пришлось лишь чуть газонуть, что бы разъехаться с этим козлом в образовавшемся «кармане». Мельком смог заметить тупую рожу пацана лет 20 – 23 (наверняка под кайфом). Жена героически молчала, даже не пискнула. Минут 15 потом ехали в тишине. После долго матюкался. Жена поддержала, сказала «сука» и «блин». Водила фуры просто профи - быстро сориентировался. Редко сейчас такие на трассе встречаются.

Было желание дотянуть до Волгограда. Не вышло. Очень устали, хотелось спать. Где-то за 5 км. до Дубовки заправились по 18,5 руб. У заправщицы спросили где можно переночевать, сказала ехать в Дубовку. Решили остановиться на ночлег в там (ДубкАх или ДУбках – вариантов написания несколько, произношения – еще больше), это где-то 40 км. от Волгограда. Отдельная история.

На въезде много народу встречали с табличками типа «ночлег», «сдам комнату» и т.п. Были бы не на одной машине, то есть 2-е, 3-и семьи, вероятнее всего, да и более рациональнее, было бы выбрать именно этот вариант. Оставаться на ночь в чужом городе у незнакомых людей, в неизвестной обстановке, да мало ли еще что - не хотелось. Хотелось реально отдохнуть.

Надо сказать, что старушки в Дубовке добрые, но сука хитрые. Сунувшись  в первый же «Хотель» поняли, что приехали ну слишком поздно. Свободных номеров (причем любых 1-2-3-4-х местных) уже не было и в других местах. В последнем месте, после очередного отказа, бабуля администратор, как альтернативу, предложила 3-х местный «нумер» в соседней студенческой общаге какого-то техникума. Она привела нас к другой бабуле в соседнее здание, которая, очевидно заведовала там и повела нас осматривать «нумер». Комната представляла собой выбеленный известью бетонный куб порядка 10-12 кв. м. В нем на пол брошен кусок пестрого линолеума, который в случае чего можно быстро вынести (плинтусов нет). Из мебели три старые убитые деревянные кровати времен СССР кое-как застеленные относительно белыми, пережившими не один ремонт-перешив, простынями (в армии такого хлама я не видел). С потолка свисал провод с лампочкой. Больше, кажется, в комнате ничего не было. Что-то обсуждать и принимать решение нам даже не пришлось. В тот момент, когда мы вошли в комнату, ее резво пересекла какая-то живность неизвестной мне насекомой породы. Бабуля лишь взглянула в медовые глаза жены и больше ни о чем нас не спрашивала.

Может в целях реабилитации (уж очень колоритная зверюга ползала по комнате), может просто из желания заработать, но бабуля предложила нам переночевать у себя в комнате. Она жила в том же здании (общаге), где находился так называемый «Хотель», но с другого входа.

Мне пришлось побывать и пожить в разных «общагах», многое повидал, но эта …

Надо сказать, что общага эта ремонтировалась последний раз где-то в конце 70-х годов, а может, тогда она была построена и никогда больше не ремонтировалась. Штукатурки практически нигде не было – практически везде голый бетон со следами многослойных художеств (чем придется) студентов. Трубы реально сгнили, не проржавели – сгнили, почти насквозь. Света не было ни на одном этаже. Бабуля шла с фонариком (и мне фонарь пригодился). На этаже один туалет: коричневый от ржавчины старый унитаз и самопальный из 5-и мм железа бак (тоже, почти сгнил) без какого-то механизма слива. Металлическая раковина, в единственном экземпляре (только холодная вода), располагалась напротив туалета (раньше это, наверно, была большая душевая). Бабуля сказала, что на этаже есть душ, но после осмотра туалета, желания принять душ не появилось.

Бабуля жила на 2-м этаже в двух совмещенных комнатах по 16 – 18 м. кв., одна из которых была разделена пополам и представляла собой на ½ кухню, вторая половина – спальня. Нам предложили большую, на удивление приличную комнату. Довольно-таки чистенькая, обустроенная, обжитая комнатка. Две кровати, большой диван, кресла, несколько стульев, стол, шифоньер, телевизор и даже вентилятор. Скромно, тесновато, но уютно. Бабуля осторожно просила по 115 рублей с человека. Разговорившись с женой, выяснилось, что бабка практически землячка, родом с Алтая. Расплатились сразу: отдали 450 рублей.

Поставил машину на стоянку (во дворе) за 30 рублей. Причем долго выписывали приходник, настояли, что бы я дождался, и вручили-таки его. Охранник поинтересовался: 4ВД или нет. Ответил. Он сказал, что некоторые утром так давят на педаль, пытаясь быстро сорваться отсюда, что моментально зарываются в песок и потом долго откапываются. Что ж, я уже тогда понимал этих людей. После близкого осмотра этого «Нотеl»я (такая вывеска на здании, кстати) очень хотелось покинуть эти места навсегда, но еще сильнее хотелось спать.

День третий 18 августа 2006 года. Практически в Волгограде.

После 2-х суток за рулем и кое-как проведенных коротких ночах, думал, что хорошо высплюсь. Но нет, наверное, сказалось нервное напряжение последних дней и общую усталость. Вроде бы спал, но утром ощущения отдыха не возникло.  Быстро собрались, вернули ключи и сразу уехали, предположив, что сможем добраться до места отдыха до темна.

Как только тронулись, поняли, что хорошо бы подкрепиться. Решили позавтракать в Волгограде. Как только въехали в утренний город, в первом же киоске купили довольно неудобную, книжный вариант, карту города (которая позже стала объектом истерического смеха и использовалась на обратном пути, вместо скатерти).

Прикинул по дорожному атласу и купленной карте - обалдел от размеров города. Решили попробовать быстрее проскочить город, пока улицы города не так оживленны, и позавтракать на выезде. Утром проезжать город удобно, видны знаки и указатели, мало транспорта, не так суетишься в незнакомом месте. Плохо другое: одно и то же направление указывается по-разному, то есть: где-то Сальск, где-то Волгодонск и т.д. Пришлось несколько раз сверяться с нашим атласом. В общем, въехал в город по главной. Все-время по ней, а перед Y-образным перекрестком (на нем пост ГИБДД) направо.

Уже давно хотели помыть машину (ведь выехали из Кемерово в дождь), но пока замечали мойку – уже прилично отъезжали. За Y-образным перекрестком указатель мойки был установлен заранее, успели заметить, свернули. Снова отдельная история.

Мойка (очевидно, задумывалась изначально как технологическая) находилась в маленьком боксе при небольшой СТО. Утро. СТО еще закрыта. Вышел мойщик, парень лет 18-20-ти. Попросили вымыть только кузов, так как ехать еще далеко, а салон уже превратился в маленькую комнату: плед, подушки, одеяло и т.д. – не хотелось трогать в целях экономии времени, но уйти от судьбы не удалось. Сказал, что будет бесконтактная мойка кузова. Я согласился. Однако, аппаратом сбить грязь не получилось. Парень стал обливать авто розовой пеной, причем в таком количестве, что ее хватило бы на трейлер, приличных размеров. Он стремился покрыть пеной всю машину сразу, но химикат следуя законам физики предательски стекал. Стремясь к исполнению своего желания мастер хотел победить законы физики количеством пены, и у него почти это получилось, но пена, сука, кончилась…  Пистолет свистнул воздухом, мастер огорчился, жена испугалась: «А она смоется, или машина так розовой и останется?». Я тогда почему-то не смеялся. Мастер смыл пену, грязь кое-где осталась даже не тронутой. Честь мастера (иначе, после происшедшего я его называть не мог) была реально под угрозой и машина в пятнах и грязных разводах, он взял в руки губку. В общем, он так отдраил авто, как его не мыли даже на исторической Родине.  Отдал мастеру 2-е цены (мойка + цирк). А еще говорят: «Кто был в армии, тот в цирке не смеется», это смотря какой цирк! Потом пожалели, что не фотографировали процесс (как и многое остальное). Да, как позже сказал мастер, он работал только второй день…

Еще долго ехали вдоль шлюзов. На пути огромное количество садовых участков – дач, растянувшихся вдоль Волги на много километров. Архитектура строений шлюзов и некоторых зданий вдоль дороги поражает своей, необычной для нашего времени, архитектурой. Четко угадывается послевоенная эпоха строителей социализма. Только ляпы современных отделочных материалов в череде линий вдруг возникшей советской старины,  суета и ритм современного города дают понять, что уже годы третьего тысячелетия.

Дорога из города изобилует продавцами помидор, дынь, различной рыбы. Рисковать –  покупать рыбу, не стали. Ждали более-менее приличного кафе. Не дождались, так как все населенные пункты расположены в некотором удалении от трассы, и непосредственно вдоль нее нет ничего. Решили в первом же магазине купить что-нибудь, что можно будет покушать сейчас (не занимаясь разогревом и уж тем более готовкой) и чуть позже, вечером. Свернули в Октябрьский (около 60 км. до Котельниково) и не пожалели!

Купили молоко, колбасу, майонез, практически еще теплый хлеб, и самое главное – банку сметаны. Продавец сказала, что это все их, местного производства, поэтому все самое свежее и вкусное. Естественно, мы на эти слова сразу не обратили никакого внимания. Недалеко от Октябрьского свернули в поле, найдя хоть какую то тень под невысокими деревцами, решили позавтракать. Мне кажется, что тогда мы действительно ощутили разницу между Молоком и молоком, которое привыкли покупать в магазине, Сметаной и тем, кисло-молочным продуктом, с кучей консервантов в составе, что принято в наших супермаркетах называть сметаной, а о теплом хлебе я и не говорю. Толи близкая цель нашего путешествия в то утро, толи еще, какое то обстоятельство подействовало на нас, но то утро с сухим обжигающим ветром мы не забудем, наверное, никогда.

После такого завтрака хорошо было бы вздремнуть минут по 300 на каждый глаз (что жена сразу и сделала), но желание побыстрее окунуться в теплое море было более сильным. В общем,  рванул на Котельниково – Дубовское – Зимовники – Пролетарск - Сальск. На самом деле торопился, даже забыл записать, как всегда, показания одометра. По дороге, откинув спинку сиденья, жена провокационно сопела во сне. Я и сам откровенно засыпал под этим, непривычно теплым солнцем. Температура воздуха за бортом была явно не в пользу экономии бензина, и кондер решительно продолжал доказывать ПРАВильный выбор авто и превосходство Хонды (ему это легко удалось).

Жена проснулась сразу после Котельниково, а я так в полусне и ехал практически до Сальска. Вопреки предупреждениям атласа, дорога между Котельниково и Дубовским была с относительно приличным асфальтовым покрытием, но не грунтовка, как указано в атласе. Тем не менее более 100 км./час. не ехали.

До Песчанокопского доехали нормально, но на развязке ГАИшники (спросил, как свернуть на Белую Глину) почему-то отправили не на прямую, а через Рассыпную. Это оказалось дальше на 8-10 км., но дорога хорошая, хоть и узкая,  и транспорта не много. Потом уже узнал, что короткая дорога гораздо хуже.

Вдоль дороги потянулись бахчи. Продавали и дыни и арбузы тут же. Остановились. Арбузы явно были все еще зеленые, но продавщицы клялись всем святым, что это и есть спелые арбузы. Купили один, - зеленый, выкинули. Дыня оказалась не плохой, практически моментально ее съели и поехали дальше на Тихорецк.

На въезде в город 2 раза тормознули ГАИшники. Проверяли все: документы на машину, страховку, документы на оружие и сам ствол и т.д. Может всегда у них так, может что-то случилось – не знаю. От Тихорецка трасса просто отличная, но по ней по М29 на Север целый крюк (70-80 км.), а потом обратно на Юг по М4 на Кореновск. Было лучше свернуть в городе на Новорождественскую через Глазырь и Журавскую на ту же М4 за 15 км. перед самым Кореновском. Все дело в том, что по нашему атласу этот маршрут не возможен, а на деле, как оказалось позже, очень даже хорошая дорога и значительная экономия по времени.

Краснодар прошли под вечер. Особых проблем не возникло. Все четко и предельно понятно. Но вот дальше начались дорожные «чудеса», то есть то, что местные дорожные Чудаки, то есть  &удаки, сотворили со своими дорогами.

Как ни строили маршрут, но в местных указателях и дорожных развязках разобраться практически не получается. Большие сомнения, что все это делали взрослые дееспособные люди: расстояния до городов и станиц указаны не верно, направления так же не верно, либо очень приблизительно.  Уже в процессе передвижений по Тамани я окончательно убедился в том, что ни один &удак приложил руку к установке дорожных указателей.

Из Славянска-на-Кубани можно было проехать в Темрюк на-прямую, но несколько указателей подряд однозначно утверждали, что Темрюк в другой стороне.

Поверив очередному указателю на развязке, свернули по указанному направлению, при этом появился червь сомнений – так ли делаем?  По указателю до Темрюка оставалось 65 км. Через некоторое время уперлись в знак «Крымск». Мягко говоря, - офигели, но успокоились тем, что в своих догадках не обманулись. Доверять нужно своим чувствам.

В итоге, повернули снова на Темрюк через Варенниковскую и Джигинку. Темрюк объехали левее и прямиком в конечную точку нашего путешествия – станицу Голубицкую.  Из-за несоответствий знаков намотали лишних 50 км.

В Голубицкую въехали около 22-00 часов по местному времени. Уже стемнело, причем темно не так как у нас, а реально: ни - хрена ни видно. На улицах много уже загоревших, кто больше - кто меньше, людей. Первое ощущение, что половина отдыхающих хорошенько под градусом. Вышел из машины, пригляделся, нет, ошибся – почти все «под мухой»! Это мне понравилось. Отдыхает народ. Заводского труженика и офисного клерка от принятых доз солнца и приятного местного вина различить было не возможно.

Думал, что будут большие проблемы с поиском жилья в такое время. На радость жене я снова здорово ошибся. Практически на каждом доме висела табличка о сдаче комнат. Цены определялись, очевидно, на - глаз. В первом же доме с нас запросили по 250 руб. с человека, при этом, так как комната была 4-х местная, должны были еще платить и за оставшееся место, плюс за стоянку авто 30 рублей в сутки (в жилах хозяина, я так думаю, кипела гремучая смесь, предположительно кровь хохла и еврея: как он сердешный мучался, репу чесал, вздыхал тяжко, пытался прикинуть перед тем, как цену озвучить скока машинка стоить может и скока, в связи с этим, можно заломить). Сразу отказались, далеко не из-за цены. Неприятный человек, а ведь столько дней с ним пришлось бы общаться.

Через пару домов ворота открыла  хозяйка.

- Добрый вечер.
- Здравствуйте.
- Комнату сдаете?
- Сколько вас?
- Трое.
- На долго?
- Да не знаем, как понравится…
- Откуда приехали?
- Из Кемерово…
- Проходите, (отступая и широко открывая калитку) у нас жить будете.
- … а комнату посмотреть бы … и сколько за сутки?..
- Да проходите, договоримся… у меня муж родом из Кемерово.

В общем, нам снова повезло. Причем до утра мы должны были отдохнуть и определиться остаемся, или нет. Машину на ночь загнали во двор радом с воротами, а в последующем ставили рядом с хозяйским гаражом во дворе. Конечно, мы остались там на все время короткого отпуска.

Позже приехал и хозяин. Крепкий мужик. Как большинство сибиряков немногословен и внешне суров. Оказалось - рыбак. Большую часть своей сознательной жизни ходил в море.

Нам предложили небольшую комнату (по 150 руб. с человека). Соответственно 4 кровати, старинный комод и стулья. Минимум мебели конечно, но в комнате мы появлялись исключительно поздно вечером, чтобы устало бухнуться спать до следующего утра. В общей кухне нам были предоставлены посудные шкафы, кухонные и рабочие столы, большое количество разной посуды и столовых приборов, пара газовых печей и пара холодильников. Однако готовить приходилось очень редко. Порядок в кухне и во дворе, в основном благодаря стараниям хозяйки, практически всегда был идеальный. Большой обеденный стол располагался во дворе. Кроме того, к нашим услугам были предложены две стиральные машины: обычная и автомат. Не воспользовались ни разу.

Несколько семей жили в «номерах» (если это определение применимо к комнатам в частном доме) состоящим из 2 комнат, одна из которых превращена в обычную кухню (газовая печь, холодильник, стол, посуда и т.д.). В день, когда мы приехали эти комнаты были заняты, а когда освободились, переезжать смысла не усмотрели, тем более, что и те кто жил таких комнатах, все равно приходили ужинать во двор за большой общий стол. Может быть придирчивым завсегдатаям такого вида отдыха на море, предложенные условия, покажутся не вполне комфортными, но нас более чем устроили. Как же еще можно было объяснить, что именно к этим людям некоторые семьи приезжают отдыхать на протяжении от 5 до 15 лет подряд из Питера, Мурманска, Москвы и т.д.   Да и мы, честно признаться, уже планируем еще раз скататься  туда, и остановиться именно у них.

10 дней отпуска пролетели как один день. Какие-то записи там, практически не вели. Последующие описания событий несколько сумбурны и составлены практически на основе фотографий и некоторых,  пока еще ярких,  воспоминаний и событий.

Какого-то конкретного плана по проведению отпуска не было. Первую ночь просто отоспались и утром, легко позавтракав, естественно – на море. На Азове я до этого не бывал. Поразило спокойное и чистое море. Очень свободный пляж. В любое время вполне возможно расположиться хоть на песке, хоть на травке. При этом мы не ходили влево - вправо и не искали место. Где вышли, там и приземлились.  В первый день находиться на солнце долго не рекомендуется, поэтому, немного искупавшись, посвятили время осмотру станицы и ознакомлению с расположением местных кафе, магазинов, рынка и т.п. Первый ориентир нам дала Татьяна (хозяйка), а оставшиеся объекты мы уж нашли сами, по - ходу. В общем, как я уже говорил, все, что нужно на море во время отдыха, можно было купить на рынке (только сувениры дороже, чем на рынке в Темрюке). С непривычки ходить пешком, да после 80 часов пути, да в +40С в тени… тяжко. Пиво не спасало (кстати, не пейте пиво местного разлива).

Решил осмотреть машину на предмет установления количества «боевых потерь» и подвести некоторые итоги пробега. Свечки употребление разнокачественного бензина, не без помощи октан - корректора «HiGir», выдержали прекрасно, без нареканий. Масло потемнело, но в пределах нормы (до этого в тойоты заливал ВР Vissco 5000, родное хондовское залил впервые). Угара практически не обнаружил, и доливать не стал. Резина равномерно рассталась с частью протектора без претензий к производителю. Фильтры (салонный и воздушный) просто вытряхнул – тоже в нормальном состоянии. Ходовка так же порадовала своим состоянием, но правая передняя стойка зло подхлюпывала и иногда, на малом ходу, на ямках, немного поскрипывала изношенной резиной опорная чашка. Очевидно, некоторые выбоины в асфальте, влет в которые по дороге не смог избежать, сделали свое черное дело.  Однако, это обстоятельство не особо обеспокоило, так как гарантии товарища на пробег авто, я верил безоговорочно. Здорово обеспокоило другое.

При проверке АКПП вдруг обнаружил, что не включается двойка «2».  (На трассе – то ниже «D» переключать не приходилось.) То есть, задняя легко, нейтраль, и «D», а потом рукоятка, как будто упирается во что-то, и, с приличным усилием, со страшным металлическим звуком лопающегося дюралюминия (щелчком), минуя «2» ручка сразу переключалась на «1». И обратно, с единицы – та же история, через «2», сразу на «D». Данное обстоятельство мне ну очень не понравилось. Сразу позвонил, обратился за советом к товарищу. Поставить диагноз по – телефону, имея лишь мои сбивчивые описания издаваемых коробкой звуков, товарищ однозначно не смог. Было несколько возможных причин, но сам что-либо делать я не рискнул. Решили пока не надрывать коробку и понаблюдать некоторое время. В случае если что-либо проявилось бы, товарищ обещал направить на станцию к своему другу в Краснодаре. Так, как до Краснодара чуть более 160 км., для нас после пройденного пути это как 2 остановки на трамвае, я практически сразу успокоился. В общем, путешествие в один конец стоило одного скола на лобовике.

Всего было пройдено 4490 км., сжёг около 485 литров АИ-92 (это по чекам с АЗС примерно, так как в баке по датчику оставалось около 2/3, в литрах сказать сложно), отсюда средний расход около 10,8 л./100км. По времени с 14-00 час 15.08.06 по 22-00 час 18.08.06. Затраты -  8790 рублей. Считаю, что не плохие показатели (бензин не тот, загрузка практически «под завязку», две ночи периодически прогревал, днем кондер, да и скорость на трассе далеко не 60 км/час.), я в очередной раз остался доволен выбором машины.

В этот же вечер мы познакомились с такими же, как мы отдыхающими. Именно тогда мы узнали, что кто-то здесь в первый раз, кто-то уже много лет приезжает сюда и останавливается именно в этом доме у Юры и Татьяны. Практически сразу «сошлись» во взглядах на отдых с 2 семейными парами: Сергей и Юля из Тольятти, и Игорь с Натальей из Омска.

У нас конечно разговоры были о машинах и дорогах, тем более что Сергей с Юлей работают на автозаводе, Игорь слесарит на СТО, да и мне некоторое время пришлось поработать на СТО, поэтому общих тем было достаточно. Женщины тоже нашли свои темы и по вечерам, исполнив свой супружеский долг – накормив нас ужином, более нами не интересовались и, сопровождаемые «красным полусухим», до поздней ночи о чем-то тихо беседовали. Ни один из дней не был похож на предыдущий, но все вечера заканчивались как-то одинаково: вином, реже пивом.

В первый же вечер спросили у Юры (хозяина дома) куда лучше съездить и что посмотреть. (Фото карты сделано в дегустационном зале винзавода, но она довольно-таки точна и именно по ней легче ориентироваться, настоятельно рекомендую. Карта прилагаю отдельным файлом, большего разрешения)

Оказалось, что короткого отпуска на все местные достопримечательности однозначно не хватит. Решили в первую очередь побывать на солевом озере, принять грязевые ванны (на фото под картой – по дороге туда).

Не то, чтобы кто-то из нас был немощным доходягой, но находиться рядом с лечебной грязью и не залезть в нее, посчитали делом не простительным. Только Игорь, почуяв по прибытии на так называемое «солевое озеро», запахи сероводорода – решительно и на отрез отказался погружаться в ЭТО, зато здорово управлялся с 2-я видео и 3-я фотокамерами.

(это место где-то около овала с «№6» по карте, точнее не скажу, так как сами ехали и спрашивали у местных, а карту сфотал позже)

На въезде находится примитивный «пост контроля» местного муниципалитета. Сбор символических денег и выдача мешков по мусор. Между т.н. озером и берегом Черного моря не более 200 метров. На территории озера и берега моря какой-либо организации процесса не обнаружили.  Все происходит стихийно и как тебе угодно: 1-е - намазался, 2-е пройти 200 метров, 3-е - обмыться (шаг 1 и 2 при желании можно повторить).  В наличие туалет типа «сортир» без «эМ» и «Жо», но с веревкой на ручке изнутри. В начале не понял, зачем веревка, но потом дошло. Побережье все-таки – ветра сильные, знаете ли…  Тяга сквозит такая, что не то, что дверь, крышу сквозняком снести может запросто, а вот веревка-то и спасает отдыхающих. При этом, в 20 метрах нормальная металлическая раздевалка (наверно произведенная на военном заводе). В общем, Задорнов со своим выключателем в шифоньере – нервно курит бамбук!

Удивило то, что там довольно много отдыхающих расположилось в многочисленных палатках. Люди разного возраста и, судя по номерам регионов, из разных мест. Я не смог бы столько дней терпеть этот запах. Кому как, а мне он напомнил запах жижесборника в шахте – незабываемые асчучения.

Прикольный случай. Намазались в очередной раз грязью и уже собирались уходить к морю отмываться, как к грязи подошли два мужика (где-то 40 и 30 лет) и молча стоят. Мы им: «Садитесь, мол, всем места хватит». Они: «Да нет, мы прыгнуть хотим, как бы вас не забрызгать». Ну, нам понятно, интересно стало, как это. Каждый в детстве наверно об воду пузо отбивал, знает как это не приятно, а тут грязь. Ну, вылезли, смотрим. Младший снимал, а старший с разбегу, подпрыгнув метра на полтора с довольной рожей и криком тарзана, широко раскинув руки и ноги е&нулся на центр черной жижи…  Ну, и что вы думаете? На удивление старшего, законы физики даже на миг не изменились: грязь осталась с довольно высокой плотностью и пузо (ну мягкое, блин, пузо!) все также больно. Младший чуть камеру не выронил.  А во взгляде старшего, что-то изменилось: глаза стали больше, рожа смешнее, рот открыт, а дышать не магёт… Младший подполз ближе к краю и задал гениальный вопрос: «Ну как?» Ответ не хуже: «Ни чё…».  (Ну, как рекламу не вспомнить: «Айс?», … «Не-е-е… не айс…»). Ржали долго.

В общем, желающие вспомнили детство и навозились в ЭТОм, кто как смог. Однако, как оказалось, эту грязь не так то просто смыть. Благо, что песка там было много. Что не догадались, так это взять соли с собой. Сейчас бы пару кусков в ванну - и снова как в море. Позже даже порывались еще раз туда съездить, но дальше винзавода отъехать не получилось… почему-то.

Побывали на винзаводе. Во время очередного путешествия по дороге туда пролетели мимо. Обратно шли – увидели провокационную табличку (фото).

Так, как за рулем были только мы с Серегой, остальные пожелали вина на - халяву. Оказалось, что действительно подают 7 сортов вина на дегустацию, но в «наказание», предварительно в обязаловку предлагают экскурсию по заводу (100 руб. с чел.). Экскурсия по неработающему предприятию, это когда тебя таскают почти 40 минут из цеха в цех по всему заводу. В общем-то, не мало интересного узнал. Раньше даже не предполагал, что при прессовке  винограда давят сок не только из винограда, а так же из жирных кузнечиков, которые случайно попадают в жернова. Они то, наверное, и придают этот отличительный вкус таманскому вину.

Рекламу конечно нельзя, но я после отпуска покупаю исключительно таманские вина. Причем не считаю себя гурманом или знатоком вин, а вот понравилось и все.

Возвращаясь из любой местной поездки, всегда останавливались на винограднике и покупали несколько килограмм только что с лозы. Жалко, что для красного был еще не сезон.

Один из наших первых дней отдыха был безвозвратно потерян для всех мужиков. Накануне укушались местного пива «Дон» - гадость еще та, до сих пор чувствую эту горечь во рту. Почему стали пить именно это пиво – не помню. Кажется, Серега привез из дома кучу всякой рыбы (сушеной и вяленой), и уверял всех, что просто обязаны попробовать ее. Начали пробовать дома, потом (уже без женщин) в кафе, потом на пляже ночью (кажется, купались даже). В общем, утром было хреново: Серега медленно умирал, у Игоря еще и температура. Я воскрес к обеду после вина и спазмалгона, но башка все - равно долго гудела. Игоря жена откачала. Серега к вечеру чудесным образом ожил сам. Оскорбить чувства тольяттинца и предположить, что наше поганое состояние из-за Серегиной рыбы, мы не могли – он ведь сам эту рыбу готовил, вез, чистил собственноручно, буквально с рук кормил нас и с нами ее трескал… Решили больше не пить ЭТУ гадость. Через час, в связи со скорым отъездом Сереги и Юли, решение частично отменили. В общем, жизнь снова наладилась.

На следующий день Серега готовил свой ВАЗ к отъезду, а мы: я, Игорь и мускат белый, ему всячески помогали и сочувствовали. Днем переписали сделанные нами фотки с флешки на диск для тольяттинцев – на память.

Вечером провожали своих новых друзей (они уезжали очень рано утром). Прощальный ужин несколько затянулся, но расходиться не хотелось. Всего несколько дней вместе провели, а расставаться все равно как-то тоскливо, да и ребята на самом деле хорошие.

(Привет Тольятти!!!)

Решили съездить в Анапу, вернее в дельфинарий, ну и куда – ни будь еще по дороге. Нам ведь, как я говорил, основные места для обязательного посещения наметили. В общем, с вечера узнав маршрут, позавтракав, смело рванули.

Дорога туда довольно проста. Через Анапу за Супсех (потом за Сукко катались). Не привычен только горный серпантин, но дороги, конечно же, отличные.

Если не путаю, то перед Супсехом пост охраны (называют их казаками). Платишь на въезде за один час, а потом на выезде по факту (почасовая оплата). Однако, на выезде почему-то взяли гораздо меньше. Наверно считают как-то по-своему.

Видели, как «пацаны» (лет по 25) на тонированной  и офигенно лакированной машине с московскими номерами, объехав очередь перед шлагбаумом, пытались проехать на халяву, размахивая какими то малиновыми корками в окно наверняка папиной бибики. Не прокатило, пришлось отрывать задницы и ползти к кассе, встать в очередь. При этом один охранник тихо другому: «Из прокуратуры типа… казлы масковские». Стоящим в очереди разрешение возникшей ситуации пришлось по душе, действия охранника присутствующими были одобрены.

В дельфинарии 3-4 представления в день. Билет 300 рублей. Зверюги уставшие, но работают от души (они иначе не умеют), зарабатывают деньги собственникам, а вот персонал тупо ленив.

Что не понравилось. Кухня местного кафе ничем не порадовала. Очевидно, из желания обслужить большее количество посетителей, за качеством приготовления нет никакого контроля. Вшестером заказали много всего (хотелось поплотнее пообедать), но ничего из принесенного, кроме салатов, никому не понравилось! Приготовлено отвратительно. Кроме всего, нас потом еще и изжога замучила. Интересно, а есть какой-либо контроль  за подобными заведениями у местных властей? Наверное - нет, для администраций главное - это количество денег, оставленных отдыхающими, а не состояние здоровья последних.

Стоянка личных а/м довольно далеко от дельфинария. Те, кто приезжает на автобусах – выходят ближе метров на 100, не более. Все вроде как под охраной и заезжать на территорию нельзя, но за пару сотен можешь упереться бампером в окошко кассы дельфинария или заехать колесами в море, тем более, что места предостаточно.  На территории вокруг дельфинария даже присесть негде, асфальт, бетон и мусор. Элементарных урн на всю огромную территорию насчитали 5 штук (вдоль забора дельфинария). Один из местных зазывал (орал, как идиот) прокатиться на своей крашеной шаланде за 200 руб./час. Мы с Игорем отказались, сказали, что жалко денег барыгам, которые не могут ни элементарных скамеек, ни зонтов поставить и только 5 урн для мусора. Он с обидой ответил: «Не пять, а восемь!» Очевидно не найденные нами три штуки находились у него на корыте. В общем, пригласил его в Шерегеш на лыжах покататься. Также задешево, естественно.

Общее впечатление от этого места вообще такое: у большинства местных цель одна – выкачать с приезжих как можно больше денег. Ну, это ясно, погано то, что это, в общем-то, и не особо скрывается. Не скрывается и то, что, да – действительно низкий уровень  услуг, да – это того не стоит. НО, это местные считают объективным оправданием, «… вы ТАМ заработаете, а нам здесь целый год на ЭТИ деньги жить…». Ну да, мы то ТАМ зарабатываем, а они здесь, бедные, мучаются… нас ждут. Интересно, а они работать  не пробовали? К нам в Сибирь на заработки на заводы, шахты, разрезы – что? нет? не тянет? Как там у Фоменко: «Я не хочу много зарабатывать, я хочу много получать.» Про них…

Однако, это мое злое субъективное мнение.

При этом нужно отметить, что Черное море в этом месте на удивление чистое. Однако, каменистый берег на этом участке не располагал к купанию (очень скользко на камнях). Только когда спустились с горы от автостоянки на берег моря, поняли, почему на местном рынке продавали массу полу-тапок, полу-ласт: то есть как бы тапки, но резиновые. Такая обувь нужна в подобных местах, чтобы башку не разбить и ноги не переломать.

Отдыхающие располагались в одном месте, там, где есть немного песка (очевидно привезенного). Топчанов не много и на всех, конечно же, не хватает, а каменистый берег не располагает к долгому возлежанию. Однако, здесь только дельфинарий. По этой причине народу не много, очевидно с другой стороны мыса более удобное место.

Решили побывать на «горном озере». Выезд был экспромтом, поэтому ничего с собой не брали и находились там не так долго. Вода, конечно, необычная какая то. Не в смысле чистейшая, или какая-то особенная, но совсем не похожа на простую пресную воду. Очевидно, в ней преобладают какие-то минералы, что и создает те самые ощущения необычности. Конечно, искупались, но все же посчитали целесообразным для этих целей вернуться на Азов.

Кроме озера, нас откровенно соблазняли на посещение «африканской деревни» в непосредственной близости от дельфинария. После 22-00 час. обещали как в фильме «Дежавю»: джаз, бокс и секс. На деле это оказалось примитивно просто: кафе из фанеры, пеньков и местного камыша наспех сооруженные беседки в лиственном лесу (детально осмотрели при свете дня). Вместо джаза – небольшие китайские колонки, развешанные по деревьям. Вместо секса – пара-тройка хохлушек (ес-с-стес-с-сно не негров и мулаток) в форме одежды №2 (трусы, тапки). Бокса – тоже нихт. А почему африканская деревня? Просто негры (студенты Российских ВУЗов) посетителям пиво подают, да кое-где черепа крупного рогатого скота на деревьях и пеньках развешаны. Эти ребята каждый день на пляже, обернувшись мочалками по талии, не громко, но энергично предлагали: «Оп-п-па, чунга-чанга фатакрафия на памят!».  По-русски не плохо понимают, если, конечно,  ничего у них не просить.

Наблюдали прикольный случай. На пляже предлагается покататься на скутерах, катерах, на «банане», попарить под куполом и т.п. Желающих не много, поэтому мужики не редко скучают. В один из таких моментов пара негров решили освежиться – прокатиться на «банане», конечно же на-халяву (не первый год наверно учатся в России). Не знаю, кем был предложен ченч: фото за «прокатиться», но получилось вот что. Нигеров, конечно, прокатили, и они остались довольны. Настало время фотографироваться. Наших, фото-примитив ну ни как не устраивал. Двое ребят взяли бамбуковый шест на плечи и пытались, даже жестами, объяснить неграм, как на нем нужно разместиться (те, кто видел советские мультфильмы и детские фильмы про людоедов, вполне представляют, как надо на шесте висеть). Нигеры уже поняли что от них требуется, а так же то, что зря они на это согласились, но дело было в России и слово нужно было держать… В общем, как они не тупили (использовали шест как копье, турник и детскую лошадку), а пришлось таки на шест взгромоздится и сказать «чи-и-из». Все это происходило довольно долго, поэтому, когда свершилось неминуемое (висящего на шесте нигера навечно запечатлели), все вокруг долго и от души ржали.

Кажется, на следующий день, были в Темрюке. Посоветовали побывать на «Военной горке». Что-то типа музея под открытым небом. Как минимум детей привести стоит, может запомнят, что 2-ю мировую выиграл СССР, а не америкосы. Особенно пацанов туда надо, за уши не оттащишь до  позднего вечера от танков и зениток. Несмотря на то, что мы с Игорем оба служили срочную, некоторые «экспонаты» видели впервые. Собственно, весь музей расположен с обеих сторон трассы. С одной стороны морская тематика: мины и торпеды, зенитные орудия и пулеметы, дизеля и настоящий торпедный катер. С другой стороны, наземная техника от паровоза и Т-34, до вертолета и ракеты типа земля-воздух.  Авиация представлена с обеих сторон трассы.

Ну, а это, собственно, два самолета: летающий и уже стоящий на приколе.

Возвращаясь из Темрюка, хотели побывать в порту - ну не были ни разу! Было интересно посмотреть. Оказалось, практически секретный объект. Дальше КПП не пустили. Охранники конечно «посочувствовали» проблеме, но ничем помочь не смогли.

Кубань тоже поразила своими размерами, однако, не в лучшую сторону. Надеялся увидеть полноводную, широкую, солидную реку. Возможно, не там был и не туда смотрел, но из того, что видел, думаю, наши Сибирские реки куда круче будут. При этом, надо отдельно отметить, кубанские раки, хоть и не большие, но вкусные и всем пришлись по душе. Однако, о раках отдельная история.

Как-то, томясь на пляже и доедая очередной арбуз, сочиняли с Игорем предстоящий вечер. В результате краткого опроса мнений было неожиданно установлено, что дядя Игорь, почему-то пиво любит, а раков никогда не ел. Я думал он прикалывается, но вскоре убедился, что это не так. Пиво было с утра в холодильнике, поэтому вопиющий факт несправедливости в жизни надо было срочно исправлять! Алгоритм употребления кубанских раков в станице Голубицкая таков: 1. Берем № телефона с объявления на любом столбе и заказываем необходимое количество энтих зверей (1, 2, 3 и т.д. кг.); 2. Через 30 минут (доставка бывает и быстрее) готовим членистоногих; 3. Пиво должно уже остыть и, собственно, начинаем злоупотреблять.

Первый пункт был выполнен без нареканий. Мастер (т.е. я) ошибся на пункте №2. За столько лет не предполагал, что раков можно (или нужно) варить, вернее, готовить к варке, несколько иначе. В итоге, вкус и процесс употребления действительно отличался от обычного. Пиво (на фото) не местное, поэтому пили смело.

Оформление и секретный рецепт блюд – заслуга хозяйки, за что огромное спасибо!

После пива, снова на ночной пляж.  Покрывало на песок, на покрывало пиво и фонарик. По свету фонарика, выйдя из моря, в кромешной тьме можно легко найти пиво на том самом покрывале и жену где-то рядом (причем уже не важно чью ……… шутка).

На день шахтера – это святое, не мог не проставиться. Шашлык в собственном исполнении (на вине) приготовленный из свеженины… ну что тут говорить. Мясо по нормальной цене всегда можно купить на местном рынке в Темрюке. Готовый шашлык - довольно посредственный и совсем не стоит того (50-60 рублей/100 гр.)

Самое страшное в отпуске на море, что через неделю уже привыкаешь к необходимости «отдыха» и ежедневно, как на работу, ходишь на пляж и т.д. Но настает время возвращаться и этого, блин, ну ни как не хочется. Оттягиваешь отъезд до последнего.

При покупке вина, в местных магазинчиках, девчонки - продавцы вин, настоятельно давали чеки. Рассказывали, что местные ГАИшники увидев в салоне или багажнике вино, не редко тянут и мурыжат (мол, везете 5 литров, а купили наверно 6 и выпили уже литр, пьяные наверно и т.д. и т.п.) пока денег им не дашь. Мне кажется тупой развод. Я ведь, если выпить захочу, одну бутылку отдельно купить могу, причем здесь чеки?

Еще местные ребята предупреждали, что у местных ГАИшников иногда практикуется развод на наркоту. Якобы могут «найти» в машине и травку и упаковки с «неопределенным белым порошком», ну и как положено в таких случаях, предложат замять дело за соответствующую цену. Со мной что либо из вышеприведенного не случилось, подтвердить не могу, но дыма без огня не  бывает...

Последние 2 дня вообще не хотелось уходить с пляжа. Просто брали зонт, арбуз, дыню, воду и откровенно бездельничали. Я понимал, что не возможно отдохнуть впрок, из расчета на предстоящую 3-х дневную дорогу, но усердно вытягивался во весь рост.  В общем, впитали в себя солнца и морского бриза столько, сколько смогли и перед днем отъезда, даже ночью, сходили искупаться.

Вечером проверил машину, но делать ничего не пришлось. Коробка (АКП) «расходилась» и работала нормально. Причину ее каприза установить так и не удалось. Загрузили вещи, рассчитались с хозяевами. Идея жены о покупке в дорогу груш не прошла. Купили полтора ведра вина, и только дома мою настойчивость оценили. Так как холодильник был испытан, и на него можно было положиться, смело затарили его в дорогу до верху (котлеты, курица, колбаса, сыр и т.п.). На ужине, конечно, обменялись адресами и телефонами с хозяевами и новыми друзьями.

С омичами сейчас частенько созваниваемся, а нашим гостеприимным хозяевам на новый год придумали Сибирскую посылку: кедровые шишки и орешки, наш Сибирский бальзам да водочку. Звонили, поздравлялись, говорили, что все понравилось.

У Юры, хозяина дома, в Кузбассе остался старший брат (в детстве, после гибели родителей, их определили в детский дом и потом усыновили разные семьи). Они не виделись очень много лет. Юра приблизительно назвал год рождения и фамилию (немного ошибся в обоих случаях) и просил найти брата. После возвращения не без труда и некоторых приключений, но брата я ему разыскал, дал координаты. Сейчас они созваниваются, общаются, планируют встречу. Сделал маленькое доброе дело, а приятно блин.

Рано утром, выпив кофе и через силу слегка позавтракав, намеревались по-тихоньку тронуться в путь - не вышло. Ребята вышли провожать и отъезд немного задержался.

(На обратном пути записи почти не делал, очень хотелось домой и поэтому не тратил время на писанину, в связи с этим, последующие описания предельно кратки)

29 августа 2006 года 05-48 час (местное). Станица Голубицкая.

Заправились в Темрюке 45 литров по 17,5 руб. Дорога обратно вспоминалась визуально как всегда быстро. Не раз и сам замечал, что дорога домой как будто короче, даже на знакомых маршрутах, где не редко катаюсь.  Ехал более уверенно и уже практически бессознательно грубил (где-то превышал скорость, где-то обгонял). Обратно ехать стало чуть проще: дорогу знаешь, солнце уже больше в спину, а отсюда и уверенности больше. В общем, колеса несли сами. Остановились в каком-то селе, купили мороженого штук по 5 на нос.

Отмотав 400 км., за Белой глиной, на границе Ростовской области и Краснодарского края, остановились на отдых и обед.  Сразу чувствуется отсутствие моря, в 12-00 (местное) жарко, дышится заметно тяжелее - воздух сухой. Через полчаса рванули на Сальск.

В Орловском заправились на Башнефти. Сознательно заехали сюда и на обратном пути. Пока идет заправка пацаны шустро и здорово отмывают лобовик.  Мелочь, а приятно! Почему так не на всех заправках?  Залил 51,2 литра по 18,8 руб. От Голубицкой 547 км. До Волгограда 311 км., ну если указатель не врет. Рванули на Волгу.

На выезде из Зимовников тормознули ГАИшники за превышение (74 км./час). Не жуткое преступление, да и не один я такой был. В общем, тормознули они штук 8-9 машин следующих практически колонной. Кто-то денег дал, так как сразу же без протокола уезжали, а мне снова пришлось вспоминать родной КоАП РФ. Опять отбрехался короче.

Настроение было как у зебры. С одной стороны домой скоро попадем, а с другой – еще почти вся дорога впереди и в море уже не окунуться.

Если честно, то по дороге домой планировали обязательно заехать в Волгограде на Мамаев курган.  Однако, одно дело проезжать город рано утром, когда и транспорта еще практически нет и ГАИшники уже почти спят, и указатели и знаки прекрасно видно, и другое дело, когда в потоке транспорта на улицах большого незнакомого города в час, когда только что окончен очередной рабочий день. Волгоград по пути домой показался еще больше, чем по пути на море. Проехали пригород, сады-дачи и шлюзы без проблем, но когда выехали собственно на основные магистрали города – я офигел (трасса, трасса и вдруг, бах – заполненный проспект, плотный поток машин), не успевал вовремя перестроиться, что бы повернуть по указателю. Мы поняли, что на курган снова не попадем. В общем, то, что хотели посмотреть вблизи, увидели так (фото).

С выездом из города снова смешная история.

Через город выезжали по карте, купленной  в киоске по дороге на море. Крайне не удобная вещь. Составлена не по типу карты, а как бы для ориентира пешеходов, чисто схематически.  Плутать не пришлось, но, выехав (по всем приметам) на окраину города, не решались выбрать окончательное направление. Решил спросить у ГАИшников. На одном из непонятных перекрестков-развязок («ХХ» - образном) пост ГАИ и свежее ДТП. Останавливаюсь на обочине, беру с собой карту, выхожу из машины и направляюсь к ГАИшникам. Инспектор видит меня, видит госзнак  и, соответственно, чужой номер региона, замечает карту у меня в руке, от души улыбается и громко так, на весь перекресток, показывая на карту, говорит: «Ну, ты уж тогда и компас тащи, иначе мы хрен чё по ней найдем!»  Оказалось, что едем правильно, но на карте значится Дубовка, а местные ее называют Дубки. Я поблагодарил инспектора и когда уже дошел до машины, он меня окрикнул и так же громко предостерег: «Ты карту эту лучше выкинь на…, пока не заблудился, и ваще, осторожней здесь разворачивайся, а то, - указывая на разбитые машины, -  у нас тут железки всякие везде валяются…» Не знаю почему, но минут 5 дико ржали, даже водилы разбитых машин.

Перед той самой Дубовкой –Дубками остановились поужинать и чуть отдохнуть. Место для отдыха было не плохое, но всего прошли 932 км - мало. Тронулись дальше. По дороге заправились на Лукойле 50,3 литра по 18,8 руб. Заночевали перед самым Саратовом около какой-то придорожной гостиницы. Мест уже не было, да и охраняемая стоянка была практически заполнена такими же, как мы «отдыхающими возвращенцами».  В такое позднее время к нашим услугам был только душ и кафе. Когда запарковался, обнаружил, что правую туманку насквозь пробило мелким камешком, заклеил скотчем. Помылись и завалились в машину спать.

30 августа 2006 года. Прошли 1183 км.

На удивление выспался.  Быстрый утренний чай и в путь.

С дури наверно, решил проехать не в объезд, а через города Саратов и Энгельс. На въезде в город стояла машина ГИБДД (фото) с не скромно спящими ГАИшниками. Проехали. По указателям добрались до моста, но въехать на него просто так не получилось. Попался ГАИшник-фантазер. Остановил, проверил документы, поинтересовался, откуда, пригласил в помещение поста и там задвинул мне такую хрень: мол, ты проезжаешь город транзитом, а транзитный транспорт должен ездить по объездной, поэтому я как бы попал! Я просто офигел и в начале осторожно поинтересовался (мало ли что за время отпуска произошло в России) не отменили ли свободу передвижения граждан России по своей стране? Или город Саратов уже находится под юрисдикцией иного государства? Оставив мои замечания без внимания, страж моста очень тихо сообщил мне, что он вообще то добрый и только сегодня, пока нет его лютого начальства, он готов меня «отпустить» за «литрячок», но только быстро (!). Я предложил дождаться его начальника и все-таки получить ответы на мои вопросы.  Гроза дорог, почему то, стал еще добрее, вернул документы, настоятельно попросил меня ехать дальше и … доброго пути мне не пожелали…

Пробираясь по кривым улочкам Энгельса был не рад своему решению ехать через города. Лучше бы этот ГАИшник-скАтина придумал бы что-нибудь поразумней, типа ремонта моста и повернул бы нас обратно. Вышло бы гораздо быстрее. Плохо еще и то, что местные с трудом сами могут внятно объяснить нужное направление. При всем желании не получится: масса У-образных перекрестков и коротких улочек. Короче поплутали достаточно.

Сразу после Энгельса остановились позавтракать. Когда выезжали на трассу, перед носом пронесся Ипсон с 42 регионом на номере. Попытался догнать: думаю, спрошу куда едет, вдруг по пути, вместе веселее. Догнал, мигнул пару раз дальним. Он так рванул! В общем, потом уже не стал догонять.

На заправке в Пугачеве обнаружил, что перегорели габариты и одна лампа в правой фаре (ближний свет). Элементарных ламп 12в 55-60А не нашел! Не говоря уже о безцокольных  габаритных. Купил у мужиков с рук (100% Китай). Хватило только до дома.

Заправился 43,5 литра по 17,8 руб. Здесь же, рядом с заправкой, небольшая, но уютная гостиница. Поразились очень чистыми туалетными комнатами. Просто идеальный порядок, кругом все дышит чистотой и свежестью. Вот те и городок Пугачев! Невольно задержались…

В магазинчике купили в дорогу апельсинов, мороженого, минералки и поехали дальше.

На самом выезде и города, почти на трассе, но за 50-70 метров до знака (конец населенного пункта) в кустах сидели ГАИшники с радаром. Превысил всего на 11 км./час. Может ГАИшник и достал бы меня, но со стороны города летел какой то гасконец с превышением как минимум на 30 км./час. Ставки резко повысились и весь интерес ко мне был потерян, да и на радаре была уже не моя циферка. Я рванул дальше, километров 5 мигая встречным машинам дальним светом.

Вы не представляете, как прикольно трескать липисины за рулем! Руки то заняты, подавайте только очищенные дольки! Впрочем, орешки тоже не плохо, да и мороженное ушло не хуже.

Кажется, где то около Самары велось строительство дороги и стоял знак объезда параллельно за лесополосой. Как-то так вышло, что впереди меня, когда подъехал к знаку «объезд», никого не было. Я, как законопослушный водитель, естественно свернул по знаку. (Как потом выяснилось, знаку «объезд» верили не более 10% водителей. Остальные предпочитали лавировать между катков, КАМАЗов и асфальтоукладчиков, но по ровной поверхности.) Лесополосу то я объехал, а вот чтобы вернуться на трассу, было необходимо снова проехать сквозь эту лесополосу. Строители не особо старались прочистить путь, и даже при осторожном преодолении посадки, зацепился защитой за торчащий корень (часть пластиковой защиты было буквально перерублено). Вначале здорово напугался от незнакомого звука удара, но, бегло осмотрев машину, немного успокоился. Через некоторое время заехал на эстакаду придорожной импровизированной СТО и, более детально осмотрев днище, уже окончательно успокоился.

Остановились в районе Жмакино. Пообедали,… или поужинали. Заправились перед Октябрьским на АЗС Лукойла 43 литра по 17,3 руб. Едем дальше на  Кандры и далее на Уфу.

Еще раз поразился количеству знаков «обгон запрещен» на территории Оренбургской области. Асчучение, что там обгон запрещен в принципе. Вот где-то на границе области и Татарстана я и еще 6 таких же «везунчиков» обогнали «почтистоящий» КАМАЗ, за что нас и тормознули. Явно светило изъятие ВУ. Не успел заметить, кто устроил кипиш и крик, но это подействовало. Первый неудачник уже сидел в машине ГАИ, а другие спорили с инспектором около машины. То ли день у ГАИшника тяжелый был, но он отдал четверым (в том числе и мне) документы, а одного «оставил на десерт», так как тот ушел ждать к себе в авто, ну а мы резко слиняли.

Пересекли границу Оренбург-Татарстан. Начался нудный дождь. Все бы ничего (даже по дождю соскучились), но на мокрой трассе, да с китайскими лампами практически в сумерках совершенно не видно ни разметки, ни обочины.

Перед въездом в Уфу остановился на посту ГИБДД чтобы уточнить дорогу. Стояло человек пять ГАИшников и никто не потрудился нормально объяснить. Один удосужился отвлечься:  «Смотри на указатели и едь». Указатель-то есть, около поста, но на следующем же перекрестке такой указатель отсутствует. И на следующем тоже. Короче пришлось долго ворошить атлас (благо, что некоторые участки карты повторяются на разных страницах в разных масштабах). Потихоньку проехали Уфу и выехали на Урал.

Жена быстренько уснула и я, как мог осторожно, но быстро, продвигался к дому. Не понял где, но довольно долго (около 30-40 мин.) простояли в очереди, чтобы пересечь ремонтируемый мост. Проехали Сим. Решил остановиться на отдых где-то между Усть-Катавом и Юрюзанью. Искал место для ночевки около кафе и увидел белую тойоту с номером родного 42 региона. В машине уже спали, поэтому будить не стал. Поставил свою так, чтобы те, проснувшись, увидели нас. Очевидно, они утром тоже не стали нас будить. Взаимная вежливость снова помешала.

Произошедший там ночной случай. Жена спала, и я решил спросить в кафе о наличии какого-то более удобного места для ночевки. Я, конечно, был здорово не брит, вид предельно уставший, явно сонный и говорить то не хотелось, но… Пройдя в кафе (за крайним столиком сидели две девчонки лет по 20 и два парня лет по 25-27) обратил внимание на объявление на стене: «баня. 100 руб./чел./час» «Ну,- думаю,- раз уж в кафе есть баня, может есть и «номера» для ночевки?»  Я подошел поближе и, в общем-то, как обычно вежливо, указывая на «банное» объявление спросил: «А кроме этого, что-то еще есть?»   Одна из девчонок, взглянув на меня с нескрываемым раздражением, четко ответила: «НЕТ!» Я поплелся к выходу, и за моей спиной услышал следующее. Мужской голос: «А что он хотел-то?» В ответ знакомый женский голос: «Да бабу ему надо!» Я в этот момент уже открыл дверь, сделал шаг на улицу и реально чуть не ёб..ся со ступенек от такого ответа! Ну не в состоянии я был тогда четко сформулировать вопрос. Но по моему внешнему виду четко было видно, что в тот момент бабы меня интересовали меньше всего! Я практически уверен, что у женщин напрочь отсутствует логика, но чем она руководствовалась чтобы прийти к такому умозаключению? В общем, возвращаться и что-либо уточнять я не стал. Утром рассказал жене, посмеялись.

31 августа 2006 года – последний день лета. Прошли 2357 км.

Под утро проснулся от холода (ночью машину не прогревал и жена почти завернулась в одеяло) и понял, что дом совсем уже рядом. Земляков видно не было и я, немного прогрев машину, сразу поехал. Заправился на Лукойле 44,8 литра по 17,8 руб.

Проскочили знак Европы и Азии. Останавливаться не стал, а потом пожалел, стоило бы. Когда проснулась жена, решили покушать чего-нибудь горячего. Остановились у ближайшего кафе и не пожалели. В нем был некий импровизированный камин, но исполнение не так важно, там было тепло от живого огня. Взяли вкусный горячий борщ, гуляш с картошечкой, чай, кофе. Все было, как и хотели, свежим, горячим и вкусным. За все отдали 260 рублей, + кипяток 8руб./литр.

Когда вышли из кафе, обратил внимание, что в переднем колесе, не в протекторе, а просто с боку, как будто специально чуть вбит небольшой кусочек малахита. Необычно как-то. Жена в этом увидела добрый знак: «Подарок от хозяйки медной горы», ну короче, поехали дальше.

В Челябинск въезжали как в родной. После объяснений ГАИшника я и обратную дорогу  через город нашел без труда. Водилы такие же. Ощущение, что те же самые. Пипец.

Погода располагала к активному движению: солнце, относительно тепло. Буквально долетели до Кургана и, учитывая опыт проезда через города, быстро проскочили Курган по объездной. Так домчали до поворота на Макушино.

На развязке заправились 48,8 литров по 18 рублей. Здесь же на заправке купили апельсины, орешки и зеленый чай. Решили повернуть здесь на Частоозерье, а не через Петухово, как планировали ранее. По нашим расчетам до дома осталось около 1400 км.

По атласу через Петухово дорога лучше, а на деле через Макушинскую развязку ближе и дорога нормальная оказалась. То место, где по дороге на море немного поплутали, мы уже не нашли. Везде был асфальт. А то место, где дорога была отсыпана гравием, уже залили асфальтом. В общем, немного выиграли по времени и расстоянию.

Липисины снова поедались моментально. Настроение было приподнятое: пахло домом.

За Ишимом догнали белую тойоту с 42 регионом на номере, которую встретили ночью на Урале. Они быстро отстали и больше нас не видели.

В Тюкалинске заправились на Сибнефти 35 литров по 17 рублей (Кемеровская дисконтная карта там не пролезла). Сразу за городом свернули к березкам и поужинали. С удивлением обнаружил, что в подраненную туманку снова попал камень, да не просто, а практически в то же место. Туманка была безвозвратно потеряна. В 21-00 по Кемеровскому времени начали разбег для последнего броска.

До Омска доехали засветло, а вот когда въехали в город совсем стемнело и периодически  моросил мелкий дождик. В темноте было плохо видно указатели, но выезд из города нашли практически сразу и направились в Новосибирск. Жена время от времени то засыпала, то очнувшись некоторое время пыталась разговаривать со мной, чтобы я не уснул. Я не мог себе позволить спать практически в нескольких сотнях км. от дома.

Пока были орехи и чипсы, руки были заняты, как-то двигался, и спать не хотелось, но все быстро закончилось и я почувствовал, что начинаю засыпать с открытыми глазами. Припарковался и не вывключая габариты и моментально уснул. Проснулся через 40-45 минут и снова тронулся.

Где то через 130-140 км. для проверки документов остановили на посту ГИБДД (очевидно на границе Новосибирской области). Очередь была не большая и за 15 минут процедура была завершена, да и я немного развеялся.

По дороге много раз, то слева, то справа, попадались лисы. Один мужик, вывернув на обочину вправо и ослепив дальним светом лисицу, вышел из машины и попытался поймать зверя. Лиса скорее по запаху почувствовав неладное, кинулась в поле. Мужик тоже было рванул за ней с большим фонарем, но быстро передумал.

Километров за 100 до Новосибирска снова одолел сон. Прошлось опять останавливаться и не глуша двигатель немного поспать. Как и в первый раз поспал не более 45 минут. Когда проснулся, выпил офигенную дозу кофе и снова поехал. По всему чувствовалось приближение рассвета.

Практически перед въездом в город заправился и тут же купил колу и минералку в дорогу. Жена проснулась и была, конечно, рада, что мы почти дома, осталось всего несколько часов. Отъехав от АЗС не более 10 км. обратил внимание на небо и сделал несколько снимков. В тот день был метеоритный дождь, ранее слушали об этом по радио, но почему-то забыли. Позже, таких «хвостов» было еще несколько и длиннее и больше, но останавливаться уже не хотелось.

Уже почти родной Новосиб по утру проскочил быстро и оставшийся путь до самого дома проделал практически на автопилоте. При въезде в Кемерово в 10-30 час. на сердце было значительное облегчение. Приятно осознавать, что мы это сделали, совершили такое путешествие. Практически сразу твердо решил составить этот отчет, но работа навалилась раньше, чем предполагал и в необъятных масштабах. В общем, снова все вокруг завертелось и только сейчас смог завершить начатое (этот отчет).

Итоги возвращения практически не отличились от предыдущих. Пройдено 4450 км. с 5-50 час 29.08 06 по 10-30 час 01.09.06. Сжег примерно 437 литров. Средний расход около 9,8 л./100км. Затраты - 7900 рублей. Приятно удивил и расход и затраты на покупку бензина. Пробег практически такой же, как и по дороге туда. Расход стал меньше, очевидно, по причине меньшего использования кондера и более размеренного скоростного режима (последняя ночь в  пути со стабильно малой скоростью, да и по ночам на отдыхе машину не грел). Общая стоимость бензина, почему-то стала меньше.

«Потери» по итогам возвращения несколько больше: перегорели обе лампы габаритов и дважды лампа основного (ближнего) света фар, безвозвратно потеряна правая туманка, получена, к уже имеющимся, пара сколов на лобовик, повреждена пластиковая защита днища. АКП, как и по прибытии на Азов, некоторое время отказывалась нормально включать «2». Немного покатался в городском цикле, и проблема «рассосалась» сама собой. Почему был такой глюк с АКП – так и не понял.

Ну вот, в общем - то и все, что смог навоять. Понимаю, что не шедевр, но ведь в первый раз все-таки, поэтому не пинайте если что-то не так. Сам перенял много интересного из подобных отчетов, поэтому буду рад, если смог кому-то чем-то помочь.