|
Пролог
Был конец мая 2009 года. Письмо от брата Лёши. Среди прочих слов читаю: «26 сентября 2009 года состоится бракосочетание Максима и Оли в городе Лермонтов Ставропольского края». Максим — мой старший племянник. Трудно было представить лучший повод в пятый раз посетить Кавказ и повидаться с братом и его семьей. На раздумья и подготовку у нас оставалось более трёх месяцев.
Подготовка
План возник быстро и просто. Оставляем детей на самих себя и дедушку. Дети большие. Одна на первом курсе института, другая в первом классе школы. Берем отпуск на 11 дней, чтобы 1 октября быть на работе. Садимся в машину и едем в отпуск на свадьбу. Как-то четко представилось, что за два дня доехать от Екатеринбурга до Минвод абсолютно реально. Расстояние — две тысячи пятьсот километров. Делим пополам, получается одна тысяча двести пятьдесят километров. Что там у нас на карте? Город Пугачев. Место это славится своим гостеприимством для путешественников. В прежние поездки на море или Кавказ не доезжал до Пугачева для первой ночевки около ста километров. Довелось проехать примерно этот же маршрут за 36 часов в два руля с братом в 2005 году. Вычитая краткие остановки на сон, получаем около 33 ходовых часов. На ночной сон запланировал 6 или 7 часов. Забегая вперед, скажу, что доехали действительно за 40 часов, от двери до двери.
Автомобиль: Toyota Funcargo 2003 года выпуска, черный, 1300 см*3, проверен прошлой поездкой на Черное море в 2008 году. Отзыв выложен на Drom.ru.
Экипаж: водитель, штурман, диджей, организатор, распорядитель и хранитель бюджета — это я (Михаил). Пассажир, запасной водитель, хранитель съестных припасов и подающий еду основному водителю — это жена моя (Галя).
Подготовка машины свелась к балансировке колес в шинном центре, доливанию «омывайки» и чистке салона пылесосом в гараже.
Дорога
Воскресенье 20 сентября 2009. Тронулись от дома 20 сентября в 4:15. В багажнике две дорожные сумки с вещами, сумка с обувью Гали на все случаи непредсказуемой кавказской погоды, рюкзачок с едой, термос. В салоне еще сумочка с едой. Плюсы путешествия вдвоем. Переднее пассажирское сидение отодвинуто до упора вперед, и спинка опущена почти вровень с задним сидением. Спинка заднего сидения полуопущена назад. На этом супердиване, обложившись подушками и укрывшись покрывалом, пристегнутая ремнем безопасности, возлегает Галя. Из 40 часов дороги, она проспала или продремала около 30 часов. Молодец. Справедливости ради надо сказать, что часто по «пи-пи» не просилась, еду и питье подавала водителю заботливо, а на обратном пути даже два раза подменила меня примерно на полтора часа.
Теперь, собственно, маршрут. Город Екатеринбург, микрорайон Химмаш. Мимо «овощаги», по «россельбану» на объездную. Дальше на Московский тракт и на Пермь до Ачита. Темень, дождь моросит. Слава богу, нет тумана. Машин мало. Заправился на «Лукойле» 95-м. Играем в догонялки с «Форд-Фокусом» между редких попутных и встречных. 110-140 км/час. То он ведет, то я. Гайцев нет. Фуры стоят вдоль мотелей. На посту «Дружинино» остановили для проверки документов. Дождь кончился. Возле Ачита поворачиваю на Красноуфимск. Кочегарю по прямой до Александровки, там перед и на плотине ограничение 20. Соблюдаем. Снова прямая.
В Красноуфимске гигантские лежачие полицейские. Гайцы на посту у реки Уфа сидят за стеклом, потому что на улице начался утренний «дубак». Дальше на Мясегутово, то есть в Башкирию. Небо светлеет. Большеустькинское проезжаю насквозь уже посветлу. Транзитный путь все ещё недоделан. Воскресение, на улицах села никого нет.
Первые гайцы на «пятерке», едут передо мной из Большеусткинского на трассу и встают на обочине. Мне налево и дальше в путь. Через пять часов после выезда из дома я на трассе М-5. На пререстке с М-5 четыре гаишника ловят тех, кто не вписался при повороте с трассы на второстепенную дорогу в узкое «окно» разметки. Поймали три фуры и два ГАЗона. Всего на участке от Кропачево до Аши видел только две «засады». Как им плохо жить стало, стоят по кустам по четверо с одной камерой. Даже листьев на кустах нет. А сама дорога стала просто суперкласс. Покрытие местами просто автобан. Знаков стоит столько, сколько ГОСТом положено. И самое страшное для гаишников-оборотней — дорожная разметка со знаками полностью совпадает по смыслу. Чем жить? Что делать? Только ждать идиотов, которые кинутся через сплошную, под знак «Обгон запрещен». Видел сам не раз, такие идиоты в России есть.
Едем дальше. Заправка «Башнефтьнепомню» как дальше» перед Уфой, за ней ещё есть большая стоянка-продажа новых импортных грузовиков-тягачей. Решаем, что пора поесть горячего. Объездная дорога Уфы, две полосы, посредине мотель с кафе. Большая стоянка и никого. В кафе кормят, но кроме нас и еще пары водил никого нет, а время обед. Великий праздник «курам-байрам» собрал всех водителей и жителей и гаишников Уфы в центре столицы Башкирии на народные гуляния. Поели супчика, отдохнули десять минут и вперед до Октябрьского. Сколько там всего понастроили вдоль дороги. Затем перед постом ГАИ поворот на Северное. Да здравствует отсутствие фур и прочих помех.
Аккуратно проехал через поселок Северное и притопил, местами до 140-150. Вкатились в Бугуруслан. В населенных пунктах скоростной режим не нарушаю, святое. Едем всё по главной, у какого-то завода налево, а не направо, в центр. По знакам «Движение грузового транспорта». Выехали к большому перекрестку, на пять сторон. Две дороги перед нами. Посредине заправка. Ещё две вправо и влево. Небольшая пробочка поперек. Еду в середину, на заправку. Все пропускают, открываю окно, спрашиваю дорогу на Самару у мужика. Тот, не отрывая рук от пистолета колонки, машет косматой головой, в какую сторону мне ехать. Вот и все проблемы с проездом Бугуруслана.
Едем дальше. Похвистнево, Отрадное и еще несколько городов и деревень и вот мы на объездной Самары. Бензин в баке кончается. Пост ГАИ на круговом перекрестке, Самара, Саратов, Чапаевск, Новокуйбышевск. Заправка «Лукойл» в 300 метрах в сторону Самары. Входит 41 литр 95 ЕКТО. Бак на 45 литров. Хорошо, но странно!? Купили на заправке шоколад, чипсы и погнали дальше.
В город Пугачев приехали ещё засветло. Первый попавшийся отель слева. Кафе у дороги, гостиница за магазином, в глубине территории. Свой двор, причем двойной. Сначала двор кафе, потом двор гостиницы. Комната на двоих 600 рублей. Душ убогий, но горячий. Бельё чистое. Мы были первые постояльцы в тот вечер. Поели в кафе. Чай попили в комнате. В 21 час легли спать. На обратном пути ночевали в этом же номере. Всего на дорогу туда и обратно истрачено ровно 10 000 рублей. 1 200 рублей на ночлег, 7 500 рублей на бензин, остальное ушло на горячую еду в кафе. Весь бюджет отпуска, не считая подарков на свадьбу и купленных мне теплых вещей — 23 000 руб.
Понедельник 21 сентября. Проснулись в 2:35 и снова в дорогу. Часы не переводил. Ориентировался по уральскому времени. По указателям на Балаково выехал из Пугачева на новую дорогу. Отличная разметка. Вообще дороги стали заметно лучше. Знаки, разметка, качество покрытия, всё лучше, чем даже год назад. Исключения бывают иногда, например Волгоградская область — сплошное исключение. Все деньги у них на дороги украли, что ли? Итак, по маршруту. Саратов проезжаем по объездной в темноте. Развязка, Саратов, Воронеж, Волгоград. Разметка стерта, знаки тусклы. Уехал в Саратов. Сплошная, еду 50 метров, прерывистая. Разворот и теперь без промаха на Волгоград. Никаких проблем. Идем на Камышин. Бензин кончается. Заправок, внушающих доверия, нет. 40 км проехал на моргающей лампе. Нервничаю. Камышин, «Лукойл», пересменка десять минут, всё равно хорошо! Покупаем горячие каппучино и гамбургеры в киоске-вагончике. Заливаю на 800 рублей 38 литров 95. Раннее солнечное утро. Магазины ещё закрыты. Красота!
Волгоград. Указатель на Водстрой указывает тем, кто знает на начало объездной Волгограда. Летим, не сильно нарушая. Т-образный перекресток. Объездная кончилась. Нам направо. Слева мост, указатель на Астрахань. Элисту. Нам туда. По кривой дорожке до перекрестка и налево, назад в Волгоград, а не на металлобазу, как позапрошлый раз. Улица Казахская выводит нас снова на улицы Волгограда.
Ремонт дорожного покрытия создал пробку. Выбрались из города по знакам на Элисту. Последний знак, весь грязный, висел в трех метрах над светофором на самом повороте. Еле успел увидеть. Дорожники и гаишники Волгоградской области, займитесь работой по организации безопасности дорожного движения! Еще момент про Волгоградские дороги. Какой местный придурок придумал организовать наземные пешеходные переходы через восьмиполосную дорогу через каждые 300 метров?! Я попробовал пропустить пешехода, сзади гудят, по бокам несутся, пешеход не понимает.
Калмыкия. Понравилось — прямые, ровные дороги. Минусы — прямые дороги. Руки затекают сидеть часами неподвижно. Даже не трясёт, кочек нет. Какая радость догнать какую-нибудь машину и немного порулить для обгона. Ещё минус: нет кустов и мелкого рельефа. Сделать «пи-пи» можно только наплевав на приличия. Гаишники ведут только скрытое наблюдение из тонированных гражданских машин. Представьте, степь без конца и края, прямая дорога. На обочине в балке (низинка) стоит тонированная машина. Вокруг никого. Всё понятно, сбавь скорость до разрешенной.
Впереди, в 3-5 км в поселке стоит гаишная тачка, обычно ржавая «пятерка». Меня обгонял «Мерс» с 26 регионом (Ставрополь) два раза возле таких машин и два раза его тормозили через несколько километров. Обгонял колонну доблестной Российской армии. Передо мной на грузовике «Урал» с радиостанцией развалились два задних колеса, засохли от старости. А если война, далеко ли уедет эта чудо-армия? На горизонте показались силуэты Элисты. Немного расслабился, проигнорировал знак «70». Тормозят. Радар — 96. Куда, зачем, дай сто рублей. Только безнал. Куришь? Неначатая вода есть? Ничего-то у тебя нет, езжай. Работают на ржавой старой «девятке» ГАИ. Гаишников на подъезде к Элисте много. Смотрю внимательно.
Прозевал «Лукойл». Свернул на объездную Элисты налево. Смотрю, непонятная заправка, заправляются легковушки, япошки, праворукие, местные. Сворачиваю и я. Затем обед в мотеле «Рай». Сначала офигели от цен. Порция супа — 60 рублей и другие блюда так же дорого. Приносят две лоханки по 500 мл и гору хлеба. Наелись до отвала только супом. Дальше по указателю на Минводы, по круговому свернули налево. Маленькая деревня в балке. Большие и крутые лежачие полисмены на единственном перекрестке. Ограничение 20. Всё это видно метров за 200, так как подъезжаешь с горки. За перекрестком снова горка, но вверх, и редчайшие для Калмыкии кусты. Всё понятно, явная засада. Но есть в России чудилы за рулем. Обгоняет меня «десятка» с 26 регионом вся тонированная и прижатая к асфальту с большой трубой сзади. Его тормозят. Догоняет он меня только в Арзгире и больше не обгоняет. От Элисты до Буденовска заблудиться нельзя, других дорог нет.
Ставрополье. Погода портится. Тучи, затем дождик. Буденовск, в город транзитом не пускают, свернул на объездную направо. Дальше все просто, на Георгиевск, Зеленокумск. Пятигорск. Дождь уже серьёзный, стемнело, машин много. Как-то неожиданно для себя выехал на М-29. Направо — Ростов. Налево — Минводы. Идем по указателям на Кисловодск в горы. Вот развязка Пятигорск — Черкесск. Ныряем направо вниз, под мост на Пятигорск. Это Черкесское шоссе. Через три километра налево — и вот мы в Лермонтове. В баке еще 20 литров. Время наше 21 час, местное 19 часов. Как раз к ужину. 20 часов местного. И… первая пошла. В смысле рюмочка коньяка за встречу. Вторая пошла за знакомство с невестой ну и так далее.
Отдых
Понятно, что приехали мы заранее на свадьбу, не для того, чтобы просто бухать. План был таков: Пятигорск, музей Лермонтова М.Ю. В этом году у Михаила Юрьевича юбилей, 195 лет, кажется. Далее Железноводск, обход горы Железной. И самое главное, гора Эльбрус со всем своим Приэльбрусьем. Первый день прошёл в изучении местности и покупки тёплой одежды и обуви для меня, там у них цены ниже. Второй день — музей. Машину бросали где попало, ближе к центру.
Это домик, в котором провел последние месяцы Михаил Юрьевич. Мы взяли личного экскурсовода и два часа провели, слушая подробную историю о жизни М.Ю. Лермонтова и его связи с Кавказом. Экскурсовод Татьяна цитировала стихи, рассказывала о каждом экспонате. Мы просто обалдели, как это оказалось интересно. Затем отведав в ближайшем кафе чанахи, спустились в парк «Цветник». Встретили Кису Воробьянинова, побродили по аллеям, заглянули в грот. Этот грот и как он использовался, подробно описано в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Обошли весь парк, зашли попить нарзан в одну из санаторных галерей. Бесплатно! Вернулись к машине и поехали к канатке на гору Машук. Канатка, в связи с низкой облачностью не работала.
Взяли на прокат минимокик. Я на такой технике ездил первый раз. Но расчет хозяина мокиков правильный. Курортная зона закрыта для постороннего транспорта, достопримечательности разбросаны далеко друг от друга, пешком замаешься ходить. Сел для пробной поездки, на развороте упал, но никто не увидел и я сам не сознался, отдал деньги (500 рублей в час), права в залог, посадил Галю сзади, и поехали на Провал. Всё по прямой, да по асфальту. Затем поехали на место дуэли Лермонтова, заехал на какую-то пешеходную тропу в лесу. Грязь, сучья валяются, сумрачно, страху натерпелись, но выехали куда надо. Потом случайно проехали к «Воротам любви».
На Машук не поехали, не хватило времени, стало темнеть. Катание на двухколесном аппарате вспрыснула в нашу кровь адреналин. И вот уже почти в темноте занесло нас в старинный некрополь, посмотреть место первоначального захоронения Лермонтова. Нашли. Видели на надгробьях вокруг знакомые фамилии, знакомые конечно по экскурсии.
Эльбрус. Увидел, когда пошел в гараж за машиной, чтобы ехать в Железноводск. В Железноводске обошли гору Железную, попили воду, купили сувениры. Заехали в магазин «Прасковейские вина» местного производителя. Станица Прасковейская находится возле Буденовска. Купили коньяк, водочку, виски, всякое разное вино. Запланировали на 25 октября, пятницу посещение Приэльбрусья.
Долина реки Баксан. Ехать за 2 500 км стоило только ради одной этой поездки. Мы в этих местах первый раз. Осень. Чистый воздух. Удивительный пейзаж. Дальние снежные горы — это Главный Кавказский Хребет, граница с Грузией. В долине расположена база погранотряда. У нас проверили документы ДПС-ники.
Город Тырныауз. Жил молибденовым рудником и обогатительным комбинатом, сейчас все в разрухе. Трехкомнатная квартира стоит 250 тыс. руб. Приезжайте! Всего в 20 км от Эльбруса. Памятник местным чабанам.
Ослики, приставали к Гале, требовали угощений, губами щипали за живот, пока я смеялся в машине. Избалованные наглецы.
Крайняя точка нашей поездки, поляна горы Чегет. Стоимость въезда — 50 рублей. Подъёмник — 200 рублей, один уровень. Всего два. Шурпа — 120 рублей в одном из кафе.
Красавец Эльбрус. На сам не поехали специально, его же не будет тогда видно. Можно разглядеть на фоне снегов мачту высоковольтной линии, чтобы представить масштаб горы. Линия дает ток в филиал Пулковской обсерватории. Поднимаемся на двукресельной канатке на Чегет. Высота Чегета 3 км 200 метров над уровнем моря. Места очень блатные. Здесь были практически все известные люди России и Советского союза, да и мира тоже. Это подтверждают фотографии внутри кафе на средней станции. Перекусили чебуреками и поехали еще выше на однокресельной канатке. Видели, как пограничники конвоировали троих граждан с рюкзаками. Видимо, те попытались уйти за кордон. Наверху снег. Галя слепила мужичка с достоинством.
Наступило Счастье.
Но приходится ехать назад.
Вечером мыл машину на автомойке, готовились к свадьбе. Про саму свадьбу писать не буду, так как это отдельная история. Но пару моментов освещу. Лезгинка в исполнении девушек-кабардинок — просто ураган. Подключился к ним один парнишка, хватило его на три минуты, а они около 15 минут зажигали. Второе, город Лермонтов маленький, но свадебный кортеж по всем основным улицам проехал кругами. Дети за конфетами и мелочью бегали за нами толпой, от одной квартиры к ЗАГСу и до другой квартиры. Кафе «Панорама» на склоне горы Бештау принимало свадьбу. Весь Лермонтов под нами. Видно Пятигорск, Ессентуки. Очень хорошее место.
На Машук мы всё-таки поднялись. Бросили свадьбу у «Ворот любви» и поднялись. В воскресение на второй день устроили шашлыки прямо во дворе жилого дома на 50 квартир. В понедельник поехали с Алексеем и Ларисой отдохнуть душой в Кисловодск. Дождь и холод, но всё равно красиво. Завтра мы уезжаем домой, жаль. Разглядывали стенды с предложениями экскурсий по достопримечательностям Кавказа. Ещё есть очень много мест, где хочется побывать.
Скульптура в Главной нарзанной галерее. Очень аппетитная попа. Улица, ведущая от Галереи к ЖД Вокзалу.
Клумбы на курортном бульваре. Традиционное фото у календаря. Дата вчерашняя. Время точное.
Считаю, что мы отлично отдохнули. Повидали родных. Погуляли на свадьбе. Прикоснулись к вечному и прекрасному Кавказу. Вернулись в уральское бабье лето 30 сентября в 22 часа 35 минут. Старшая дочь соскучиться даже не успела.
Животные по дороге. Видел два раза зайцев, лис. В Калмыкии видел большого светлого верблюда в степи у самой дороги, пару сбитых коров на обочине. За Арзгиром две резвые коровы из кустов неожиданно выпрыгнули на дорогу, хорошо, что не было встречных.
Обратную дорогу описывать отдельно, нет смысла, уже частично описал выше. Выписали мне протокол где-то перед Октябрьским на 300 рублей за превышение. Был случай с обгоном. Десятка, за рулем, видимо, очень нерешительный водила. Две фуры долго примерялся обогнать. Впереди на километр никого. Наконец решился, пошел, и я за ним. Далеко впереди показалась машина и этот чудила полез между фур на торможении. Я решил продолжать обгон, так как расстояние до встречной было метров 800. Но камазист «десятку» не пустил, а дал ему громкий гудок и тот прыгнул обратно, на меня. Я выпал двумя колесами на обочину и дал газ. Выскочил из-под удара, закончил обгон. Галя даже не проснулась. А этот …удак вернулся за первый КамАЗ на исходную позицию. Вот такие бывают чудеса.
В принципе это всё. Большое спасибо тем профессионалам-водителям, которые пропускали меня на обгон или моргали дальним светом о засадах. Я сам старательно моргал, надеюсь, что кому-то помог. Всем читателям спасибо за внимание.
Екатеринбург, 28 октября 2009 года.