|
В следующих путевых заметках автор кратко (иногда не очень) описывает свои поездки с семьей на автомобиле по Горному Алтаю в 2007, 2008, 2009 и 2012 годах.
Часть 1. Кемерово—дорога «Кузбасс—Алтай»—трасса М-52—Усть-Сема—Акташ—Улаган—Балыктуюль—перевал Кату-Ярык—озеро УзенКель—Чемал и обратно.
Итак, в не таком уж и далеком 2007 году, коротал время на дежурстве с одним из коллег, который недавно вернулся из поездки по Горному Алтаю. Коллега путешествовал еще с двумя друзъями на Nissan X-Trail. Учитывая довольно серьезный автомобиль, изначально они ехали на южный берег Телецкого озера (отсюда и далее ЮБТО) с промежуточными остановками на Бирюзовой Катуни. Фотки цифромыльницей, зачастую сделанные из машины и довольно «среднего» качества, все же давали понять масштаб и красоту тех мест. Краткий, но содержательный рассказ о поездке заронил в душу желание совершить подобное путешествие. Ведь одни названия тех мест (Чемал, Элекмонар, перевал Чике-Таман и «страшный и ужасный» Кату-Ярык) уже побуждают собирать палатки/спальники/продукты/семью и куда-то (в моем случае — на Горный Алтай) ехать.
Отпуск неотвратимо приближался через пару-тройку недель. Планов на отпуск не было. Пару месяцев назад был закончен ремонт в квартире, продолжавшийся без малого год. Интересно, что начался он с двухнедельного отпуска и желания быстро сделать кухню/ванну. В итоге за десять месяцев, с помощью одного работника (вернее, одним работником с нашей помощью), ремонт был практически закончен. Денег, естественно, не густо. Предложил домашним совершить увлекательное путешествие. Супруга категорически не возражала. Сын тоже (во всяком случае, не орал благим матом «Я не поеду!»; да и куда ему было деваться с «подводной лодки»).
Компьютера дома в то время еще не было, интернет юзали от случая к случаю на работе. Раздел «автопутешествия» на Drom.ru еще не читали (да и не ДРОМ он был еще в 2007 году, если мне не изменяет память). Поэтому теоретическая подготовка ограничилась изучением взятой у того же коллеги карты Горного Алтая. Были несколько удивлены размерами республики, особенно по сравнению с родным «компактным» Кузбассом. Практическая подготовка заключалась в следующем: были приобретены два достаточно серьезных спальника (приличная палатка имелась в наличии), туристические коврики, надувной матрас, газовая печь, взяты «на прокат» насос для матраса, газовый баллон (5 л.) и тренога. Машина, вввиду отсутствия опыта автопутешествий, никак не готовилась (произведена рутинная проверка уровня технических жидкостей и давления в шинах). Никакого особого плана по километро/дням/местам не было. А было желание достичь на автомобиле ЮБТО своим ходом.
Автомобиль в то время имелся в наличии фирмы ВАЗ, модель 21061, года выпуска 1996, цвета красного. Экипаж состоял из автора этих строк Владимира (на то время 38 лет), жены Галины (34 года) и сына Никиты (8 лет).
И второго августа 2007 года, рано утром, залив полный бак 92, выехали из Кемерова. Успешно преодолев отрезок Кемерово—Ленинск-Кузнецкий до утреннего трафика, выехали на трассу Ленинск-Кузнецкий—Новокузнецк. Вскоре поворот на Барнаул и начинается дорога «Кузбасс—Алтай», построенная за несколько лет до этого. Построена она, говорят, на бывшем железнодорожном полотне. Кузбасский отрезок качеством получше, алтайский похуже. Заправок тогда было мало. Трафик практически нулевой. Виды, в основном, не сильно привлекательные. Дорога да дорога. На границе областей пост оплаты (15 рублей) за проезд.
Через энное количество километров дорога практически перпендикулярно подходит к трассе М-52 Новосибирск—Ташанта. Кстати, этот поворот нужно не пропустить при возвращении, он единственный. До Барнаула трафик очень плотный, много участков с ремонтными работами. Впрочем, при поездках в другие годы ремонтно-строительные работы велись на отрезке всегда. Перед Барнаулом развязка, указатель на Бийск. Читая сейчас рассказы автопутешественников о поездках на Алтай, с удивлением узнаю, что там многие плутают. Никаких трудностей этот участок пути у меня не вызвал. Дорога Барнаул—Бийск тоже с интенсивным движением, достаточно узкая, начинается холмистый рельеф. Много «собачьих свадеб» и доблестных ГАИцев с разными видами радаров (как ручные, так и замаскированные на треноге на обочине). В Бийске движемся по знакам «Главная дорога», остановка в центре, сыну мороженое/газировку, короткий отдых и далее на Горно-Алтайск.
Вскоре съезжаем под мост какой-то реки, все устали и уже охота купаться. Быстро искупались и благополучно добираемся до знаменитой стеллы «Республика Горный Алтай», фото и далее в путь. Майма, начало «гламурного» Алтая. Заезжаем в Горно-Алтайск за местной СИМкой. Первое впечатление — огромное количесво спутниковых тарелок. СИМ-карта («МТС» — в то время единственный оператор, который перекрывал большую часть трассы) приобретена. Опять в путь. Быстро проскакиваем «гламурную» зону. Впечатление — настоящее курортное место, везде объявления «сдам/баня/шашлык/экскурсии», масса отдыхающих. Но нам дальше.
Неотвратимо приближается ночь. Поворот в Усть-Семе через мост, «гламурная» часть резко заканчивается. Нужно вставать на ночлег. Слева виднеется «дикая» поляна с уже начинающими вставать на ночлег автопутешественниками. Здесь нужно отметить, что уже тогда встать на «дикой» стоянке было крайне затруднительно. Но, с другой стороны, заплатив пару сотен рублей, получаешь организованную стоянку с туалетом, водой, дровами, баней, иллюзией безопасности и прочими радостями жизни. Сейчас вставал бы уже только на организованные стоянки (ИМХО).
Съезжаем на полянку около Катуни, места достаточно, начинает смеркаться. Быстро организуем ужин на газе, в это время разгорается костер «для души» из собранных на поляне дров. Ужинаем, на костер котелок с чаем. В воду заварку, листья местных растений, коими Алтай богат. В кружку с готовым чаем обязательно несколько (очень крупных) КАПЕЛЬ спирта (сыну без оного). И по мере всасывания капелек ощущение начала отдыха все больше и больше принимает тебя в свои объятия. Уже и не чувствуется усталость от 800 км за рулем «шестерки». И вдруг начинает ощущаться необыкновенный горный воздух, слышаться грохот протекающей в нескольких метрах Семы, а вся городская суета оказывается ну настолько далеко….
Первый ужин на Алтае потихоньку «дозревает».
Спали как… крепко, в общем. Некоторое последствие приема чая наутро чувствовалось, впрочем, желания продолжить поездку это нисколько не убавило. Но тут в намеченные планы вмешался случай в виде группы автопутешественников из Новосибирска на длинобазной «Ниве». Хозяин авто Александр (Саша, привет, если читаешь эти строки!), путешествующий в компании трех женщин/девушек различного возраста, предложил на время объединить наши экипажи для совместного продолжения пути. В этих местах он бывал ранее и окончательное решение присоединиться к ним решил аргумент об известной ему прекрасной поляне сразу за Чике-Таманом. Так как ехать было все равно в ту же сторону, то решено было продолжить путь вместе.
Собираем лагерь. По машинам и в путь. Вскоре подъехали к Семинскому перевалу. По видам ничего особенного, перспективы нет. Ощутимо холоднее, накрапывает небольшой дождь с одновременно светящим из-за облаков солнцем. Масса ларьков с сувенирами, медом, травами. Закусочные. Фото и далее. Спуск с перевала довольно затяжной. Горы вокруг начинают становиться все больше. Проезжаем Онгудай. Фото, в основном, из окна движущегося автомобиля.
Где-то между перевалами Семинским и Чике-Таман.
Эта АЗС до сих пор существует…
Вскоре перевал Чике-Таман. Высота его хоть и намного меньше Семинского (1 295 м против 1 717 м), но очень извилистая горная дорога и потрясающие (в первый раз) виды просто завораживают. Есть смотровая площадка. Фотографируемся, наслаждаемся видами. Едем дальше.
Буквально после спуска с перевала, немного не доезжая Купчегеня, вслед за новосибирской «Нивой», сворачиваем направо и оказываемся на замечательной поляне на берегу реки Бол. Ильгумень (если верить карте). Разбиваем лагерь буквально в нескольких метрах от воды. Купаемся в горной речке. Очень бодрит, но течение не позволяет зайти дальше, чем по колено. Начинаем готовить ужин (на костре). За ужином, естественно, принимаем некоторое количество крепких спиртных напитков. Что не помешало засидеться часов до трех ночи. Тепло, на небе множество звезд. На вершине горы, через дорогу, в некотором иногда как будто хаотическом, иногда вроде бы в осмысленном движении пребывают огоньки. Высказывается множество мнений о природе этого явления. Но в споре, как всегда, не побеждает никто. А вскоре усталость и алкогольные градусы дают о себе знать. Так заканчивается второй день нашего первого путешествия на Алтай.
Разбивка лагеря, установка палатки.
Заготовка дров (в стиле ниндзюсу).
Наш новосибирский «гид» Александр (вокал). Ужин в разгаре.
Следующее утро встретило нас прекрасной погодой. Саша куда-то уехал (м.б. за спиртным, уже не помню…). Решаем выяснить, что это были за огоньки на горе. Фотоаппарат, воду и вперед, на гору. А горка-то, как, видимо и все горы, оказалась намного круче и неприступнее, чем виделось снизу. До вершины не добрался никто, но положительные эмоции и фотографии получили. При пешем путешествии на гору была в полной мере оценена «фишка» Горного Алтая в виде практически полного отсутствия различного вида гнуса, способного испортить любой отдых в Сибири. Два-три овода (или слепня) были настолько вялыми и заторможенными, что справиться с ними не представляло особого труда. В общем, день провели купаясь, загорая, исследуя окрестности и просто отдыхая.
Следующий (четвертый) день встретил недружелюбно: мелкий дождь, низкая облачность, хотя и довольно тепло. Смысла оставаться на месте далее не было. Собираем лагерь и двигаемся дальше. Проехав Иню, вскоре оказываемся на еще одном знаковом для автотуристов месте Горного Алтая — слиянии рек Чуи и Катуни. Красоту этого места нет смысла описывать, фоток в интернете тоже множество. Но лучше увидеть все своими глазами. Перекусываем в заведении «Чуй-Оозы» (особо не ценами, не вкусом не впечатлило). Здесь впервые обратили внимание на способ подогрева воды, когда труба в виде змеевика проходит в неком подобии теплицы с отражателем из фольги на задней стенке, и нагревается от солнечных лучей. И опять в путь, который лежит до Акташа и далее на ЮБТО.
Осмотр местных «достопримечательностей» (район Ини).
Что может быть лучше гор? Только ГОРЫ!!!
Дороги хорошие, трафик не плотный. Часто стада овец, коров, баранов, движущиеся прямо по дороге. Коровы сплошь рыже-белые, ни одной темной за все время не видели. Очень-очень поджарые, да и ростом не отличаются. Надо заметить, что при изобилии «мяса», гуляющего по дороге, купить мяса и продуктов животноводства было большой проблемой. И вот впереди и справа, за горной грядой, показались первые «бельки» (горные вершины, покрытые снегом). Зрелище впечатляющее. Фото. Новосибирцы не решаются продолжить нашу авантюру, и на этом месте мы с ними расстаемся.
«Короли и королевы» местных автобанов.
«Товарищи отдыхающие, минутку внимания! У меня за спиной вы можете наблюдать самые настоящие снежные вершины!!!»
Благополучно добираемся до Акташа (село крупное, рядом сотовая вышка, прекрасная связь), поворачиваем на Улаган и начинается подъем в гору, а дороги хорошие заканчиваются. Поднявшись в гору (про Красные ворота будет позже), попадаем буквально в край озер: Чейбеккель (Мертвое, ртутное), множество безымянных, затем Узункель (Узкое озеро, на берегах которого впоследствии проведем пару дней), Улаганский перевал и Улаган (это райцентр). Улаган представляет собой большой (для этих мест) населенный пункт, есть целых два каменных двухэтажных здания (Сбербанк и, видимо, управа). Местные магазины в деревянных срубах. В одном магазине и продукты, и стройматериалы, и все-все-все (настоящий супермаркет).
Вид моего блондинистого сына производил на местную «молодежь» ошеломляющее (в прямом смысле этого слова) впечатление: ребятишки (сплошь, естественно, черные) замирали, некоторые открывали рты и находились в таком состоянии все время пребывания сына в заведении. В Улагане последние «приличные» заправки (хотя и в Балыктуюле есть нечто похожее).Что-то купив (или не купив, за давностью дней забылось), держим путь на Балыктуюль. Проехав его, нужно в конце населенного пункта повернуть направо через мост. После выезда из Балыктуюля дорога разделяется на несколько, уходящих примерно в одном направлении. Куда ехать (если не знать, что все они вскоре вновь сливаются в одну)?
Выбираем одну из дорог, и, по довольно живописной местности, продолжаем свой путь. Дорога местами узкая, двум машинам не везде можно разъехаться. Солнце склоняется к горизонту. И, наконец, вот он, великий и ужасный Кату-Ярык. Нужно сказать, что коллега, заразивший меня идеей этой поездки, сильно сомневался в возможности «шестерки» преодолеть этот перевал, хотя и отмечал наличие машин типа «Оки» в долине Чулышмана.
Вышли осмотреться. При выходе из машины нечаянно наступил на змею (благо перед этим переехал ее машиной). Змей (когда не знаю о степени их ядовитости) боюсь ужасно. Настроение было испорчено. Смеркалось уже прилично. Вид перевала сверху оптимизма тоже не внушал. Пока решали, спускаться или возвращаться, потихоньку наступала ночь. И спускаться, и возвращаться было поздно. Из оставшихся возможностей была выбрана ночевка на перевале. С некоторыми трудностями (каменистая поверхность) была установлена палатка. В это время задул нехилый ветер с моросящим дождем, идущим от ветра практически параллельно земле. Небольшим укрытием, во всяком случае, от дождя, послужила беседка. С большим трудом, защищая от ветра печку, вскипятили уже в полной темноте воду, заварили лапши. Наскоро перекусили. И здесь из долины поднялся ГАЗ-66 с парой местных. О нравах местных были наслышаны, особенно если они в пьяном виде. Но все закончилось, слава богу, мирно. Предложили им чай. От чая они отказались, а вот воды выпили и уехали восвояси.
И началась самая страшная ночь в жизни (это слова жены про ее жизнь, всю ночь молилась). Ветер все сильнее выл, палатка хлопала на ветру, дождь не прекращался до утра; в общем, та еще ночь была, благо сын истерик не устраивал. Кое-как дотянули в полудреме до рассвета, который принес густой туман. Дождь кончился. Постепенно туман рассеялся, выглянуло солнце. Жизнь стала лучше, жить стало веселее. Открылись классные виды на перевал и долину.
Из долины поднимались исключительно УАЗы и ГАЗ-66. Наконец, в сопровождении трех женщин, которые ее толкали вверх всю дорогу, поднялась Vista 4WD. Водитель вышел, достал бутылку водки, начислил стаканчик, не спеша употребил все это дело и, завернувшись в спальник, завалился спать под машину. На вопрос «А как вы дальше поедете?», женщины ответили, что в ближайшее время это им не грозит, т.к. внизу у них еще три машины остались. Вид со смотровой площадки показал около полутора-двух десятков машин, не решающихся подниматься из-за прошедшего ночью дождя. Таким образом, погода решила все за нас. Развернулись и в обратном направлении двинулись в путь.
Долина Чулышмана утром 06.08.2007.
По дороге на Кату-Ярык были примечено пара симпатичных мест, в одном из которых предполагали остановиться. Виднеющееся с дороги небольшое озеро зазывало половить рыбу (вернее, зазывал указатель с надписью «Рыбалка»). Попытка порыбачить высоко в горах закончилась неудачей в результате невозможности преодолеть довольно крутой съезд/подъем, размытый дождем. Продолжили путь далее и очередную стоянку на ближайшие пару дней нашли на озере Узункель, на базе. База расположена прямо на дороге (если подниматься из Акташа, то слева), в нескольких десятках метрах от озера, в 24 км от Акташа. Связи в этом месте нет, электричество от генератора с 21 до 23 часов. Простой дощатый домик. Полный отрыв от цивилизации. Но настолько нам там понравилось, что провели в этом месте три ночи.
Сняли домик, развесили сушить палатку и пошли гулять на озеро. Берега озера болотистые, много кочек, огромное количество грибов (часть которых была употреблена на ужин). Погода в тот день особо не радовала, было прохладно, облачно, чувствительный ветерок. Но после ночи, проведенной на Кату-Ярыке, это был просто рай…
Днем гуляли, собирали грибы. Вечером заказали баню, очень неказистая на вид, топят по-черному, в бане одно помещение (парилка/раздевалка/мойка). После приготовили ужин. Развели костер (дров в округе навалом), вскипятили на нем котелок и сидели попивали чаек (со спиртиком). Ночь была ясной, холод опустился не хилый. Даже у костра, даже нацепив на себя ВСЕ и укрывшись одеялами из домика, даже с горячим спиртосодержащим чаем холод пробирал до костей (утром лужи были замерзшие, ночью была отрицательная температура). Что еще поразило в горах (высота этого места на карте около 2 100 метров)? Кроме полного отсутствия гнуса (хотя один комарик все же был), это была потрясающая «звенящая» тишина и полное небо звезд, самым уместным словом будет «мириады звезд». В городе такого не увидишь и не почувствуешь. Наверное, самым сильным впечатлением от Алтая для меня была не ночевка на перевале, не красоты этого удивительного региона, а именно эта ночь в горах у костра, но на холоде, с чаем с горными травами и немножко с алкоголем.
Следующий день (7 августа, судя по фоткам) принес ясную погоду, хотя было далеко не жарко, около 18-20 с плюсом. Покатались на лодке, сын безуспешно пытался рыбачить. Позагорали, но не учли активность высокогорного солнца и буквально часа за полтора обгорели. После чего, сев в машину, поехали кататься и не спеша фотаться. Спустились в Акташ, обнаружили там совсем крохотное кафе (оно же магазин), где очень вкусно и недорого (150 рублей за троих) поели. Взял три солянки, три салата, три чебурека и чего-то попить. Кстати о солянке. В последующие годы где бы мы не заказывали это блюдо, получить хотя бы подобный вкус так и не смогли. Чебуреки, после салатиков и солянки, осилить так и не смогли, съели позднее. Кафе это расположено как раз у поворота на Улаган.
После плотного обеда путь наш лежал на юг. В идеале хотели скататься до Кош-Агача, но то ли время не расчитали, то ли сильно часто останавливались на фотосессии, но чуть не дотянули до цели, побоявшись возвращаться затемно. Виды по трассе просто потрясающие. Покрытые снегом горные вершины на западе. Природа вокруг постепенно меняется по мере приближения к югу: растительность постепенно сходит на нет, горы стоят абсолютно лысые, местами цвет гор очень необычный, на ум приходит словосочетание «лунный пейзаж». Фотографии лучше слов показывают это.
Вернулись уже затемно, опять ужин, костерок, чай, спирта немного….
Следующий день решили разнообразить пешим походом на вершину соседней горы, виднеющейся в паре-тройке километров севернее от места стоянки. Сходили налегке, размялись. Вершина оказалась плоской, довольно большой по площади (даже свое болото там было). И обзор на все стороны горизонта был приличный. Виды очень красивые. Обедали снова в кафе в Акташе. Катались по М-52, восхищались красотами Республики Алтай. Вечером как обычно: ужин, чаек, костерок…
Вид с горной вершины на Улаганские озера и Северо-Чуйский хребет.
Озеро (или болото) на вершине горы.
9 августа решили уже с гор спускаться. Накануне в столовой на базе заказали пелядь (рыбка такая вкусная, белая). Хотели просто попробовать. На вопрос «Сколько?» жена ответила «Две-три», имея в виду количество рыбок. Привезли три килограмма. Отказываться не стали, последующие дни на завтрак, обед и ужин питались пелядью..
Напоследок решили посмотреть на «гламурную» часть Алтая. Без проблем вернулись в Усть-Сему, повернули в сторону Чемала. Ехали по трассе, выбирали место для стоянки. Так и доехали до ГЭС в Чемале, где уперлись в подобие шлагбаума. Пошли осмотреться. Оказалось, что «шлагбаум» перегораживает путь для машин, приезжающих на ГЭС. А на обнаруженную вдалеке за шлагбаумом организованную стоянку проехать можно. Место нам понравилось, на высоком берегу Катуни (чуть выше впадения в нее Чемала), в лесу, народа немного, территория большая. Здесь и остановились на оставшееся время отдыха. Разбили палатку и еще две ночи провели в этом месте. Купались, загорали, осваивали окрестности, катались на лошадях. Все было здорово, но это был уже не тот Алтай….
Водичка бодрит, но купаться можно.
Лошадки мелкие, постоянно норовят остановиться и пожрать, но разок прокатиться можно.
Страж местного палаточного лагеря.
«И какого лешего вы все сюда претесь и претесь?» Наверное, такие мысли посещают ослика, если судить по выражению его морды.
Привлекательное название, не правда ли?
Продолжение следует…