|
27 мая 2012, 7 утра, от стелы Владивостока отъехали две машины: Subaru Impreza и Toyota Land Cruiser Prado. Мозг еще не понимает, куда и зачем мы едем, просто едем ― по плану надо пройти 1 200 км, много это или мало ?! Да фиг его знает, наш экипаж такие расстояния за день еще не проходил.
Всю дорогу лупит дождь, только за Лучегорском выглянуло солнце, дорога ― разная, есть участки хорошие, а есть бесконечный ремонт и никак не обозначенные ямы. Стела Хабаровска ― кошмар, теперь уже, когда есть с чем сравнить, Хабаровску можно смело дать первое место за самую неухоженную, загаженную стелу. Наши друзья провели нам экскурсию по городу.
Сильно не задерживаемся, что впереди неизвестно. Хотя у нас и была легенда трассы, но дорога непредсказуема. Большое спасибо тем, кто составлял и обновляет данные о трассе ― огромная подмога всем путешественникам!!!
С. Николаевка ― камера на въезде и выезде.
Заправлялись мы на «РосНефти», даже если полбака есть, все равно заезжали на заправку, кстати, на кассе можно спросить карту заправок, есть маленькие по областям, а на заправке возле Раздольного мне предложили большой справочник со всеми заправками по стране.
В районе Биробиджана есть отличный участок дороги, 50 км ровного асфальта.
Можно немного похулиганить :)).
Мы ехали по абсолютно пустой трассе, обратно было хуже ― трафик плотный, ремонт дороги, гаишники шныряли.
В районе п. Лондоко были огромные волны, я не преувеличиваю, девятый вал отдыхает, гребни были стесаны, думала, сфотаю на обратном пути, но ремонтники молодцы ― все сняли, о них напоминают только погнутые леера и куски щебенки.
Первая тысяча, радовались, как дети, кто не за рулем намахнули по 20 гр коньяка :)) .
Настроение бодрое, машины в порядке, погнали дальше :)).
Темнеет, впереди гроза с градом, начались большие участки грунтовки, на обратном пути посмотрели ― не-е-е, вся грунтовка на месте. Гоним наперегонки с перегонами до места стоянки.
Первая, за долгое время, стоянка ― мест нет :((. Зато узнали, что перешли часовой пояс ― 1 ч., поехали дальше, вторая стоянка ― вагончик возле дороги, если ночевать, то только в машинах, не вариант, едем дальше.
А вот и знаменитая стела, как-то неожиданно появилась в ночи :).
На обратном пути мы проезжали ее днем, кто- то спрашивал, что напротив неё, отвечаю ― нет ничего.
Зато прям за ней пост ГАИ, отъезжали мы, громко сигналя, естественно, нас тормознули, нормальные ребята, пообщались, посмеялись, они нам подсказали, что гостиница за поворотом.
Ура, ночевка, сначала мы удивились ценам в кафе, борщ ― 40 руб., потом уже привыкли и борщ за 60 руб. ― это дорого. За шесть человек отдали 800 руб. ― это первое, второе и чай, нормально :).
Гостиница ― 1 500 двухместный номер, но кровати стоят большие, мы с мужем на одной спали, удобства на этаже, есть горячая вода. Рядом заправка. Прошли 1 200 км.
Второй день. Мальчики занялись поиском перегоревших предохранителей. Накануне, при попытке подкачать колесо, коротнуло сначала в нашей машине, но надо ж на «Прадо» проверить :)). Коротнуло и в «прадике» :)).
Мужчины у нас в технике понимают, поэтому перегоревший предохранитель был быстро найден и заменен, насос запихан поглубже в багажник, чтоб больше не было соблазна его достать :)).
Погода ― супер, трасса ― сначала грунтовка (сейчас уже асфальт), потом отличная.
На ремонте трассы окалина попала между тормозным диском и гофрой, достали-то быстро, долго добирались до домкрата, достать его со штатного места при полном багажнике ― то еще удовольствие :((.
У нас было по два водителя в каждой машине, рулили по- разному, и менялись местами, и весь день один кто-то рулил, особо не спешили, часто останавливались фотографироваться. Обед.
Лес, конечно, горит масштабно, без слез не взглянешь :((.
Трафик, можно сказать нулевой.
Первый день мы были ведомыми, потом ― то мы, то наши друзья шли впереди, где-то на расстоянии 5-8 км друг от друга, ориентируясь по км. столбам и перезваниваясь, связь есть ― «МТС» и «Мегафон».
Стела Амурской области и Забайкальского края, на фига там такая огромная круговая парковка ?
Там же часовня в честь св. Николая, открыта, можно зайти.
На Амурке гайцев встретили пару раз, один раз меня штрафанули, ремонт дороги вроде, знаки, на обочине балдеют ремонтники, а чуть дальше ― КамАЗ ГАИ :((. Штраф ― 300 руб. за скорость. Как они сказали, учат нас соблюдать знаки. Перегоны с ними бодались, а я не стала портить себе настроение, хай подавятся.
После Тыгды начались прыгалки, газ-тормоз, очень накаляет, возле некоторых пятна масла и лужи на обочине (ремонтируют, многие уже сравняли), в принципе, все обозначены знаками, мы прошли без потерь, перегон впереди нас знатно шваркнулся глушителем.
Возле Тахтамыгды и заправки «Альянс», будет гостиница большая ― лучше в ней остаться ночевать, а я еще думала, чего это перегоны так спешили заправиться, а они бежали места занимать :)).
Ну, мы не спешим, тем более день опять на час прибавился, погнали дальше, эх. А дальше грустно, нет вообще ничего.
Проехали п. Жанна, задело за живое убийство байкера ― Алексея Барсукова в 2010. То кафе сожгли, памятник стоит. Сейчас стартовал мотопробег «Волна Памяти-2012». Не буду писать, что как было, кто захочет, почитает в интернете.
Места глухие, по распечаткам п. Семиозерье стоит ― ночевка, заехали, какие- то типы пьяные по улицам шляются. Какая ночевка ― валим отсюда. Плюхнули на заправке 10 л и погнали дальше.
Вечерело :). Доехали до Могочи, в кафе « Перекресток» узнали о гостинице, вкусно и дешево поужинали.
Могоча, как много в этом слове..:)) Повернули налево, смотрим, знак «Могоча ― направо», развернулись, поехали направо, знак « Могоча ― налево», блин, где же ты, решили ехать там, где асфальт, заблудились, какой-то таксист остановился, уставившись на наши номера, был взят в плен, после недолгих уговоров и взятки в размере 100 руб. согласился проводить до гостиницы :)). Спасибо тебе, добрый человек.
Гостиница « Заходи» (сразу вспомнилось: заходи ― не бойся, выходи ― не плачь).
1 200 ― двухместный, удобства на этаже в одной комнатенке, стены тонкие.
Мы ― наш экипаж и молодежь с другого экипажа, здесь надо уточнить, друзья ехали вчетвером: Таня, Костя ― молодежь :)), их доча Машуня 7 лет и отец Тани, очень интересный человек, большой любитель путешествий, несмотря на возраст, уважаемый всеми нами Эдуард Григорьевич. Так вот, мы собрались вечером у нас в комнате поделиться впечатлениями в теплой дружеской обстановке, но соседи сверху не дали нам насладиться моментом ― стены тонкие, а шепотом делиться эмоциями неинтересно :(. Ладно, время первый час, пора спать. Прошли 1 100 км.
Утро, погнали дальше.
Дождик, довольно прохладно, в низинах снег О_о.
Хмурая погода, горелый лес кругом ― вспомнилось « я иду по выжженной земле».
Вдоль дороги цветет багульник .
На перевале колокольня, можно ударить в колокол.
На Хабаровск.
На Читу.
Пейзажи меняются за окном, ближе к Чернышевску.
Дорога отличная.
Заехали в Чернышевск, заправились, недалеко от него кафе, вкусно, недорого, поворот вроде бы на Багульный, могу ошибиться.
Пока мы обедали, закусывали и воробьи живностью, которую мы насобирали по дороге.
Народ сеточки натягивает, не только перегоны, местные тоже, мы не стали заморачиваться, мошки-самоубийцы ― это не критично, а вот когда мы воробья поймали в стекло (прости нас, воробушек), осталась вмятина см 3 в диаметре :((.
Поехали дальше.
Перед Читой ремонт дороги, есть грунтовка.
Читинское КПП ― серьезные, бескомпромиссные парни, нас тормознули, проверили доки, вообще нас, по дороге туда, часто тормозили, издержки красной машины, друзья чуть ли не ставки делали ― тормознут нас или нет :)).
Краткое совещание на предмет ночевки.
В 5 км от Читы заехали на мемориал.
И тут началось, у «прадика» глюканула сигналка, стоит, орет на всю округу, после танцев с бубном вокруг машины, решили на «субарике» сгонять в Читу за мастером, время девятый час по местному, где искать ― никто не знает, на улице совсем не жарко.
Что самое удивительное ― нашли, в автомагазине посетитель дал номер, позвонили, парни ― молодцы, звонок вечером с незнакомого номера, не побоялись, приехали, правда, они сначала решили, что мы в центре Читы стоим, но разобравшись, не отказались от поездки за город. Респект и уважуха, спасибо вам парни большое, спасли.
Юра за работой, а вот как его товарища зовут, каюсь, так и не спросила.
Пока ждали Юру с товарищем, подъехала машина.
Мы:
― Юра?
― Нет, Сережа. Пошли деда покажу.
Серый ( мой муж), сходил с ним на кладбище, стоят общаются, слышу, а Сережа по тлф чуть ли национальную гвардию вызывает, понятно, что из добрых побуждений, но нам только МЧС не хватало :)). В общем, уже не помню, как отправили его домой, оставил номер тлф, звал в баню. Вывод ― в Чите живут очень отзывчивые и гостеприимные люди :)).
Попрощавшись с ребятами, погнали мы в Улеты, время 11:30 вечера, ехать нам еще 200 км.
На кольцах возле Читы, все время прямо, а то там с указателями туго.
Отличное кафе, отличная гостиница, удобства в номере, два номера, 2 и 4 места, обошлись нам в 1 700, иногда выгодно поздно приезжать :)). Минус один ― когда пересменка, кафе не работает.
Утро, едем дальше :)).
Субурган. Его надо обойти по часовой стрелке, загадать желание, положить монетку, чтоб желание сбылось, повязать рядом ленточку с пожеланием всего хорошего и ехать дальше.
На табличке написано: «На этом перевале 1 октября 1979 г. военными дорожниками был уложен последний метр асфальта автомобильной дороги Улан-Удэ ― Чита (участок Мухор-Шибирь―Глинка) 1971-79 г.
В Мухор-Шибире аккуратней, стоят гайцы, туда ехали, сразу за ним стояли, обратно ― в нем, ловят за скорость. А через пару км ― ремонт дороги, довольно большой участок.
Вид с трактора на Транссиб. Весна, половодье…
Встретили фуру, я так думаю, народ с БМШ-2012 возвращался?
Заехали на « глазной» родник, на трассе есть большая вывеска ― кафе и на нем маленькими буквами написано ― родник. Кафе не работало, поэтому мы умылись, набрали водички, повязали ленточки. Популярное место, многие останавливаются, местные заезжают за водичкой.
Открыла капот, освободить бутылки ― вылить воду в омыватель, отошла ненадолго, возвращаюсь, а Серый уже читает лекцию о устройстве «субарика», мужики задумчиво склонились над капотом, как всегда, в нужный момент, фотоаппарат лежит где то в машине :).
Остановились на обед.
Бууз, они же позы, я по-моему наелась на всю оставшуюся жизнь, ели мы их часто, искали «те самые», нашли «более-менее», позже будет список вкусных мест, которые мне любезно подсказали на форуме Улан-Удэ.
Малиновый асфальт, прикольно!
Бурятия.
До, свидания, Забайкальский край, встретимся на обратном пути!
Бурятия мне очень понравилась, после хмурого Забайкалья, какое- то спокойствие вокруг, простор, живописные деревни с фигурными ставнями.
Прошли град.
Дальше солнышко, жара, земля парит.
Народ, подскажите, что за камень, думали на обратном пути залезем, но не получилось (возле него, кстати, ремонт дороги).
Дорога вдоль р.Селенга.
Мост через р. Селенга (сейчас ремонт).
Наш путь лежит в Иволгинский дацан, поворачиваем на Кяхту, дальше по указателям.
«Ом ма ни бад мэ хум» ― мантра, наделенная множеством значений, буквальный перевод (википедия) ― «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».
Я в буддизме вообще ничего не понимаю, как сказал интернет, так и написала :)). Местные сказали, что это центральная мантра.
Приехали мы в дацан вечером, народу мало, сувениров много, монгольские товары можно не брать, у нас они так же стоят, продавцы подсказали, как правильно ходить по территории и что делать. Все просто: идем по часовой стрелке, по пути крутя барабаны (посылая в небо мантры), оставляя мелочь ― дань, очень советую попробовать лепешки ― нам понравились.
Внутри снимать нельзя, фото через дверь.
Мы не попали только к нетленному и предсказатели были на выезде. Советую зайти в песочный дацан, картина из песка ― супер, делали не спеша полмесяца три монаха по вечерам, а так делают дня за три, те, кого выберет лама, как нам рассказали
Двигаем дальше, КПП на въезде в Улан-Удэ, нас привычно тормознули, проверили доки.
За Улан-Удэ делают дорогу, участок небольшой, грунтовка нормальная. Участок Улан-Удэ―Чита, есть одно место с конкретными такими ямами, тлф. связь с провалами.
Смотрите на заправках в магазине там, где мелочевка продается, конфетки, жевательная резинка и т.д. Байкальскую смолку (сера лиственничная), полезная штука пожевать и в качестве сувенира подойдет.
До Байкала добрались мы вечером, с голодухи рыбы набрали всякой много :)).
Брали в трех местах, цены везде одинаковые. Омуль горячего копчения ― 50-70, холодного копчения ― 150 большой, икра щуки ― 200, вяленая рыба ― 70.
На обратном пути взяли хол. коп., соленый жуть, но до дома доехал, с гор.коп. надо быть осторожным, могут положить тухлой рыбы :((.
Дорога вокруг Байкала отвратительная, я так понимаю, ремонтируют ее давно и не особо спешат :(( .
От Бабушкина до, примерно, 946 км. В такие моменты становится стыдно за страну, на Байкал со всего мира едут, сколько иностранцев встречали, все ― Алтай, Байкал. Колонной шли автодомики, штук шесть машин, бедные, как они по этим кочкам переваливались :((.
А на хребте Хамар-Дабан лежит снег О_о. В голове мысль ― куда нас несет, впереди зима??!!
Безуспешно пытаемся найти ночлег, гостинец нет, заехали на турбазу ― не работает. В кафе «Сибирь» узнали, что гостиница в Байкальске, 7 км, аллилуйя, понеслись :)). Заплутали на развязке, поехали в обратную сторону, ржали долго, сказывалась усталость последних дней, постоянный недосып. Байкальск, гостиница, оп-па, а мест нет, каникулы, ждут большой заезд детворы, все места забронированы, оставшийся люкс для нас слишком дорогое удовольствие :((.
Спасибо большое девушке ― дежурной, видя наши грустные глаза, сжалилась над нами, дала номера по 1 100, с условием не буянить и съехать до 12 утра. Какой буянить, время 00:30 местного, спать…! Но, у молодых задора много, а рыбы лежит в машине еще больше :))ю Мы культурно расположились на балконе поделиться впечатлениями и отведать рыбки. Прошли за день 850 км. В 10 утра нас в гостинице уже не было
Напоследок узнали, где можно спуститься к Байкалу. Прям напротив гостиницы съезд на пляж, ну здравствуй, Байкал!!
Есть столики, набор путешественников у нас с собой, приготовили завтрак, сидим балдеем, купаться не решились, вода ледяная, местные сказали ― пару дней, как лед сошел О_о.
Подул легкий бриз (Баргузин ― ветер с Байкала), холодно стало до жути, быстро собрались и в путь.
От Култука до Иркутска сплошной серпантин, небольшой ремонт дороги.
Объездная Иркутска ― отличная дорога, но недолго, дальше ― так себе. Трафик заметно уплотнился, скорость упала, около Тельмы стоят гайцы, ловят за обгон, там есть длинный пологий поворот с хорошей видимостью, а нарисована сплошная.
Усолье-Сибирское проехали быстро, за ним на 103 км заехали в кафе (спасибо план-графику перегонов), вкусно, дешево пообедали.
На ночевку решили стать пораньше, отдохнуть, выспаться, заехали в д. Залари, нашли две гостиницы. Одна небольшая «для командировочных» несколько номеров, удобства на этаже и вторую, более нам привычную, подороже, чем на трассе ― 700 руб. с человека, есть кафе. Пока искали, удивляли местных жителей нашим регионом, спрашивали, мы в гости к кому приехали или так, проездом :)).
А из нашего окна…
Уютно расположились во дворе гостиницы под рыбку с пивом разговоры разговаривать :)).
Примерно прикинули, в день на двоих уходит 3 000 руб. (бензин, ночевка, еда). Прошли за день 380 км ― немного, зато отдохнули.
Утро. И снова в даль зовет дорога :)).
Дорога разная, много грунтовки (на обратном меньше ― закатали).
Заехали в кафе «У друзей», вкусно поели и заодно оставили о себе память, скотч с собой тащить не надо, у девочек все есть, и маркер, и скотч :)).
После кафе начнется грунтовка, где-то за ней, на свежем асфальте, стоят мужики с самоварами, кроме чая у них есть морсы на травках и самогон на орешках, к морсам я равнодушна, а вот самогон советую взять :)).
Цена разная, мы взяли 1,5 л. за 180 руб., на обратном пути друзья купили за 500 руб.
В Канске на кольце красивая арка, кстати, на нем направо надо уходить, там такой маленький знак, можно не заметить, а можно подъехать к арке, подъезд есть, разрешен.
За Канском обширный ремонт дороги, движение напряженное, стали попадаться «нехорошие люди» ― выйдут на обгон и ни туда, ни сюда, я понимаю, что у них мощности не хватает, но нафига тогда рыпаться? При чем не тихоходы пытаются объехать, представьте ― выехал «дятел», при этом подрезав фуру, которая собиралась на обгон и нас, которые вслед за фурой хотели пройти, все это на скорости 90, жесть :((.
Уяр ― на одометре 5 000 км, наша цель на сегодня ― д. Вершино-Рыбное, надо заехать к родне, поэтому в Уяре сворачиваем с трассы. Прошли 870 км.
Вечером банька, утром осмотр окрестностей.
Железка на Абакан, старый и новый туннели.
Отобедали, поехали дальше, долго гостить нет возможности.
На лобовом пошла трещина, не знаю, когда попал камушек, много их прилетало :(. Дорога отличная, обошли Красноярск по «путинскому мосту», о как, у нас дорога, у них мост :). Аккуратно, много гайцев, камеры, ловят как за скорость, так и за обгоны. Вдоль дороги цветет черемуха. Возле поворота на Козульку торгуют изделиями из бересты и шкурами, медведь ― 120 тыс. р., волк ― 80 тыс. р.
Время увеличилось на час. Встали на ночевку в «Берлоге», хоть и дешево, 500 руб. с человека, мы на двоих взяли полулюкс за 900, но никому не советую, устала, гостиница, могли бы и ремонт сделать, народу много, в туалет не попадешь, в душ тоже ― они вместе в одной комнате.
Прошли 550 км.
Кемеровская область ― самый дешевый бензин.
Утром встретили дальнобойщика из Уссурийска. Где, говорит, еще наших можно встретить :)).
Погода отличная, Троица, едем, ищем мемориал Сиблага. На повороте ушел длинномер, номера алтайские, останавливаться не стали, народу много стояло, надеюсь, водила жив и здоров.
Мемориал находится за Мариинском.
Хорошо сделали, не хватает только информации: где были лагеря, количество узников и т.д. Хотя там и написано: «на дощатом стенде за огромной решеткой» информация о Сиблаге, не нашли, зато на самом видном месте таблички с хвалой Тулееву и иже с ним.
В Мариинске самые красивые стелы из тех, что мы видели.
Удивилась, на Западе активно используют картонки.
Под Кемерово увидели еще одно чудо-юдо ― дирижабль с камерой О_о.
Лучше бы указатели по городу нормальные сделали, все равно движняк такой, что сильно не разгонишься. Единственный город, в котором мы заблудились ― Кемерово, как по пути туда, так и обратно :((.
После звонка другу узнали, что у нас на пути еще одна местная достопримечательность:
Отличное место отдыха на берегу реки Томь. Большая территория, много развлекалок для детей, для взрослых. Есть места для шашлыков.
Мини-музеи, мини-зоопарк, резиденция деда Мороза, мне очень понравилось.
Часовня в честь Кирилла и Мефодия.
За информационным стендом нашли гнездо, пофотали, яйца руками не трогали, на вкус не пробовали :)).
Погуляли, пора двигаться, с помощью тлф и такой-то матери выехали из Кемерово в сторону Новокузнецка, 30 км автомагистрали, неожиданно.
Потом обычная, как и везде, дорога, только качество отличное. Заехали на обед в кафе ― 1 500 на шестерых, дороговато :(.
Я пыталась хоть как-то сравнить цены на товары по пути нашего следования с нашими ценами, всё не запомнишь, решила по яйцам, они везде есть, так вот в Кемерово яйца по 20 руб.19 коп. за десяток!!!! Может, не во всех магазинах, но вывески по городу с такой ценой я видела. На момент отъезда из дома, на «ВладСнабе» я покупала по 50 руб., на Окатовой яйца были по 75 руб. десяток!!
По указателям свернули на Барнаул, на территории Кемеровской области ― дорога отличная, как только начинается Алтайский край, :(( в целом ничего, но есть пара опасных ям.
Выехали обратно на М-52.
Барнаул прошли по объездной, на подходе к Бийску нет ни одной гостиницы (КПП на стеле), зато стоят рекламные щиты с адресами и тлф. гостиниц в самом Бийске, по одному из них мы и позвонили :)).
Гостиница «Под телевышкой», Номер « комфорт» ― 1 600 руб. если мне память не изменяет, завтрак включен в стоимость, в фойе комп., интернет 50 руб. ― полчаса.
Прошли 850 км, спать, завтра начнется самое интересное :).
Пора изучать красоты Алтая, достали путеводители, карты, маршрут у нас уже был проложен, но всегда можно отступить не много от плана.
Двигаемся не спеша по Чуйскому тракту, фотаемся, заехали в Горно-Алтайск, купили сувениры, пробег за день упал до 100-200 км, должны были доехать до Усть-Семы, не доехали, встали на ночевку на р. Катунь.
Сростки.
Катунь и Чуйский тракт ― сестра и брат.
Птенчик выпал, к сожалению, мы ему ничем не смогли помочь :((.
Памятник Шукшину на г. Пикет.
Мостов через Катунь хватает и бесплатных, но как же не проехать по деревянному, подвесному мосту?
На обратном пути вдоль берега стояло много палаток, а это наш скромный лагерь.
Пешеходный мост.
Патмос. Встретили женщину ― пятый раз приезжает, не может перейти мостик, в этот раз тоже не смогла, несмотря на наши уговоры.
Чемальская ГЭС, по-моему, уже просто туристический объект.
До Усть-Семы туризм развит отлично, много турбаз, кафе, сувениры, хочешь с палаткой стой на берегу, какие-то походы, водопады, источники, пещеры, куча указателей, но мы едем дальше :)).
Не знаю, как они считают расстояния, видимо, по прямой, на одометре к тому времени было больше 6 000 км.
На поляне цветы, а на речке лёд )).
Встали на ночевку. р. Урсул.
Слияние Ильгуменя и Катуни. Наши друзья ― сплавщики, Эдуард Григорьевич ходил по этим рекам давно, когда я еще под столом на четвереньках ползала :)).
Англичане ― путешественники и Таня :)) У них, я так поняла, кругосветка, должны заехать к нам во Владик.
Барашко-тупилко :). Собираясь таким образом, барашки делают себе тень и прячут в неё голову, а проезжающие машины ― делают ветер.
Знаменитая стрелка ― слияние Чуи и Катуни.
На улице +35, совсем не хочется вылезать из машины и бегать по горам, а надо :)). Обоо сложили, ленточки повязали, посидели в беседке, отдохнули и продолжили путь.
Чуть дальше по дороге заехали на обед в кафе, цены приятно удивили, кормят вкусно, это единственное место, где продавали шкуры и изделия из них, коврики, спальники из овчины ― 12 000, одеяло козье ― 1 800. Очень хотела одеяло из овчины, но такие не делают ― тяжелые очень.
Там же шиномонтаж, колесо никому не надо ? :).
Тормозили мы буквально каждые 10 метров, если не памятник культуры, то Бом или речка, красота вокруг менялась стремительно.
Наскальные рисунки
Знаменитый Оленный камень, на нем выбито лицо воина, ниже его меч и щит.
Белый Бом. В Гражданскую здесь белогвардейцы бросали красноармейцев в Катунь со старого Чуйского тракта.
Старый Чуйский тракт, раньше две лошади не могли разойтись, потом силами заключенных он был расширен.
Заборы ― защита от снега.
Несостоявшаяся Чуйская ГЭС, в простонародье ― Памятник дуракам.
Вот возле нее мы и встали на ночевку, вечером было довольно прохладно.
Если приглядеться, видно барашков на выпасе :)).
Курай. Заправка на въезде.
Нормальный такой магазин с приемлемыми ценами, правда работает странно, обратно ехали в 18, не работал, хотя написано до 20:00.
Кладбище, хоронят неглубоко, а сверху ставят домик.
Дорога на ледник Актру, Курайская степь, мост через Чую.
Курганы, на Алтае их много, эти вскрыты.
Н-да, броды…. Почему то во всех путеводителях пишут, что их два!! Не верьте ― три их!
Первый…
Второй…
Третий. Тут муж говорит, что я медленно еду, брызг нету, ну я и нырнула…
Блин, вынырнула ― номера нет, туманка ― лопнула.
Искали, конечно, но в отличие от двух предыдущих ― в этом ил, вода ледяная до ужаса, руки, ноги сводит. Ладно, поехали дальше. Встретили «делику», спросили про дорогу, несмотря на все заверения путеводителя, мужики сказали, что «субарик» даже до Перевалки не доедет :((.
Они были правы, первый заезд на Перевалку.
Мы не доехали метров 300, дальше даже «прадик» вряд ли бы поднялся. Сходили, узнали про второй въезд.
Гораздо лучше, но на самом верху хорошая такая яма, в общем, бросили мы «субарик» на поляне и пошли пешком. Перевалка, за ночевку и баню отдали 900 р.
Банька, ужин, самая холодная ночевка.
Уже не веря заверениям путеводителя, договорились о машине, УАЗ-«буханка» ― 4 000 в одну сторону, мы спать, а Серый пошел ночевать в «Импрезу», на всякий случай.
Дорога на Актру, 8 км, но ехать часа три.
Альпинисты ― народ веселый, мы уезжали, а они, наоборот, прибывали на фестиваль бардов.
Я показываю на Владивосток.
«Он пререкался с инструктором».
А спорт серьезный. Памятник сноубордистам, разбившимся на вертолете, и девушке ― инструктору, погибшей под лавиной.
Снег в июле О_о.
Говорят, летом водопад красивый, нам не повезло ― воды нет.
Пока ветра нет ― тепло, а ветерок подует, пробирает до костей.
На голубое озеро мы не сходили, не успевали, оставили на следующую поездку.
Каменные бабы, мы нашли только одну.
Дальше наш путь лежит на Джазатор.
Дань почтения духам Алтая и они к нам действительно благосклонны.
Кош-Агач. Ночуем в гостинице «Расул», 1 000 с человека.
Утром в комендатуру за пропусками и в ментуру за справкой ― надо ж как-то ехать с одним номером. Пропуска заказали заранее, действительны они год, можно по интернету заказать.
Погнали в Джазатор к Альберту, 140 км грунтовки!!!
Погранзастава. Прошли без вопросов, хотя фамилии в пропусках были написаны с ошибками :)).
Первые 30 км ― жесть, на джипе-то нормально, а вот для легковой тяжело, лучше ехать напрямки по степи.
Дальше нормальная грунтовка, были участки, мы и 100 шли. Встали на речке быстренько пообедать и в путь.
Пейзажи там, конечно ― глаз не оторвать!
Стадо, строгая иерархия: первыми идут ― козы, потом ― бараны, потом коровы и лошади.
Сурок, как я его назвала: хомяк-переросток :)), по местному ― Тарбаган. Прикольные такие, только бегают быстро, зараза :)).
Наконец-то приехали. Джазатор или Беляши, кому как нравится.
Дорога заняла шесть часов, теперь главное ― собрать вещи для похода, отмыться в бане от пыли и спать.
Обо всем было договорено с Альбертом заранее, машина, лошади, проводники, баран, он же нам и пропуска делал. С самим хозяином, к сожалению, удалось пообщаться мало, надеюсь, мы еще приедем к нему в гости :)). Доехали, кстати, без потерь, парень из Новосиба на «скае» пробил колесо.
Наше жилище, все просто ― вода в речке, туалет на улице :)).
Вечером посчитали ― мало хлеба. Выезжали рано, подъехала «таблетка», загрузились, водитель Алексей, говорим, что надо в магазин заехать за хлебом. Алексей позвонил, подъехали к магазину, прибежала продавщица, купили хлебушек, спасибо большое, можно ехать :)).
Дорога там просто атас, 40 км: речки, перевалы, покосы. Некоторые в нашей команде боятся высоты, поэтому «Отвешивай» звучало в машине постоянно, чем очень веселило нашего водителя :)).
Устье р. Коксу.
«Отвешивай» :).
40 км закончились, дальше наш путь должен был продолжиться на лошадях, но кто-то что-то недопонял, поэтому лошадь была только одна ― грузовая :((. Ё-мое, 20 км пешком, жара градусов 35.
Некоторые вещи на другую сторону реки пришлось переносить ― на лошади все не помещалось.
Пока наши проводники ― Ербулан и Есенжол загружали лошадь, мы простились с замечательным водителем Алексеем и грустные пошагали на другой берег.
Проводники идут.
Вон та красная точечка на другом берегу ― Алексей :)).
В разломе внизу река.
Лошади с поклажей и Машуней ушли вперед, Эдуард Григорьевич остался сторожить оставшиеся вещи и ждать, когда за ним Ербулан вернется, а молодежь тоскливо пошагала.
Нам повезло, по пути были речки, ручейки и арыки.
Идем по покосу.
Речка, мостик и ведра с одной стороны реки и с другой.
Переправа, обратно мы на ней переправлялись.
Деревня Аргут, зашел ― закрой ворота.
В деревне за нами увязался мальчик, подошел к нам, когда мы сохли после брода, по-русски говорит плохо, долго ему объясняли, что за нами идти не надо, угостили жвачкой.
Вы тропу видите?? А она есть :)).
Мост через р. Кулагаш.
На последний подъем я с Серым поднимались часа полтора.
Внизу Кулагаш впадает в Аргут, желтые цветы ― это курильский чай.
Вооон там внизу наш лагерь, слева Узун-Бом.
Три дня балдежа, солнце, шурпа, шашлык :))).
Наши проводники ― Ербулан и Есенжол.
Наш лагерь.
Камень называется ― Стражник.
Сходили, помянули ребят, в 2010 при сплаве по Аргуту погибли Г.М. Таран и К. Савченко.
Закат в горах.
Альберт прислал еще коней, пора в обратный путь, Алексей ждал нас на переправе.
Приехали в Джазатор, попрощались с Альбертом, понеслись в Кош-Агач. Конечно, хотелось задержаться, попариться в баньке, Ербулан приглашал в гости познакомиться с дочей, но с нашим плотным графиком никак не получалось :(.
Ну ничего, еще вернемся :).
Где-то там, плато Укок.
Так мы и не выяснили, как правильно переводится Кош-Агач, то ли одно дерево, то ли два :).
Нашли мы только одно.
Переночевали в той же гостинице, постирались, спасибо большое девочкам, у них такой услуги нет, но мы очень-очень попросили :).
И снова в путь, следующая наша остановка Кату-Ярык.
Нарвали чабреца ― лечить бронхит после холодных горных речек.
В Акташе заехали на шиномонтаж вытащили из колеса гвоздь.
Улаганский перевал, знаменит самым большим количеством ленточек.
Знаменитые Пазырыкские курганы, содержимое находится в Питере, в Эрмитаже.
Долина р. Чулышман ― зрелище грандиозное !!!
А вот и он.
Хотя мы спускались потихоньку, с остановками, тормоза к концу спуска замылились, АБС срабатывала.
Встали на базе, где есть переправа, потому как хотели сходить на Каменные грибы и на водопад Учар.
Многие стоят с палатками, мы как-то подустали от палаток, поэтому взяли аил.
Петр ― хозяин базы. Добрейшей души человек.
Утром пошли на Грибы, пошли в сандалиях. Петр настойчиво предлагал переобуться в кроссовки, ну мы ж блин, умных книжек начитались: «1,5 км по прямой», ну да сначала, а потом вверх по сыпучему грунту :((.
Вон та одинокая фигура наверху ― Таня, мы ее вперед послали дорогу найти и выяснить, туда ли мы лезем.
Удивительно, как они еще не попадали, говорят благополучно пережили землетрясение.
Помедитировали, сложили обо.
На обратном пути подошли сфотать лужу.
Прилетел местный псих на мотоцикле, обложил нас матом, пообещал пристрелить за то, что мы по его покосу прошли.
Поставил бы забор, туристов-то много ходит.
На следующий день наши друзья пошли на Учар, я в последний момент отказалась, наша семья вместе с Машухой остались загорать. 8 км тяжелой дороги, спрашивали у соседей ― не все доходят.
Пока наши ходили, пообщались с туристами из Кемерово, хорошие ребята. Не знаю, почему, но нам попадались хмурые, неразговорчивые новосибирцы и веселые, общительные кемеровчане?!
Вечером банька, ну а утром прощаемся с Петром, выдвигаемся на выезд с Кату-Ярыка.
Не так страшен черт, как его малюют, главное подняться в первый подъем, а дальше фигня :)).
Первый пошел :).
Если есть понижайка, вообще без проблем подняться, ну или, как мы ― на первой, с криком «БАНЗАЙ!», обороты не ниже 3 000, не снижая скорости, а то движок «потухнет», «завянет» и кирдык сцеплению :).
На перевале главное быть взаимовежливыми и пропускать поднимающихся. Прежде чем заходить на очередной виток, ― остановись, посмотри, не поднимается ли кто!
Обвал на Чуйском тракте, собралась пробка.
Звонок от мамы: тут какое то письмо пришло, какой то штраф?..
После Хабары помню, стояли предупреждающие знаки, что ведется видиорегистрация нарушений, но я не знала, что они действуют на расстоянии порядка 1 000 км! Превышение скорости ― штраф 1 000 :(.
Встали на ночевку в гостинице «Золотой кедр» чуть ниже Семинского перевала, номер 2 100, минус ― кафе работает с 10 утра, мы уезжали где-то в 8, с трудом нашли, кому ключи отдать.
На Семинском было довольно холодно ― +8 утром.
Если спуститься от гостиницы метров на 500 ― чуть ниже в сторону Бийска, то недалеко от дороги можно увидеть вход в «Пещеру Алибабы», «сим-сим откройся» ― не помогло, а такое впечатление, что это вход в волшебную пещеру и он как-то должен открываться :).
Пора двигаться дальше. Мы повезли Машу и Эдуарда Григорьевича в Новосибирск на самолет, а молодежь направилась на Казахстан.
Возле Бийска тормозят менты:
― Вот камера, превышение на 100 руб, а еще у вас ремни не пристегнуты ― 500 руб. и вообще, где ваш номер ― 5 000 руб.
Козлы :(. Сошлись на 500 за ремень и не поспоришь, на арестуху совсем не хочется :(.
Сувениры Манжерока.
Выстрел в стикер :).
Не пожалейте времени, загляните в д. Полковниково, там замечательный музей им. Г.С. Титова, вход 50 руб.
Дорога до Новосибирска хорошая, только поток машин большой. Сначала искали аэропорт, а потом гостиницу часа четыре, указателей на аэропорт просто нет :((. Жизнь в городе, по-моему, не прекращается никогда, 12 ночи, а на улице машин как днем, музон из открытых окон ― город молодёжный.
Устали от светофоров, город буквально напичкан ими.
Вот он самолет, значит, аэропорт где-то рядом, а как к нему проехать??!!
Поселив Машу и Эдуарда Григорьевича в гостиницу, рванули на выезд в сторону Омска, чтоб утром не выбираться по пробкам. Ночевали в гостинице «У Петровича» ― 1 900 ― двухместный номер на 12 часов, там же круглосуточное кафе, цены нормальные.
Поток фур заметно увеличился, но трасса позволяет их обойти.
На объездной Омска обязательно купите огромный пакет кукурузных палочек всего за 100 руб. :)
Омск―Тюмень, такого потока фур я никогда не видела, бесконечные караваны как в попутном, так и во встречном направлении, бесконечные обгоны, в районе Абатского ямы, ремонт дороги, есть участки, где давно все сделано, но знаки стоят 30 км/ч, там, с успехом пользуясь ситуацией, или по сговору с дорожными службами, работают гайцы, при нас взяли машину, так лихо обгонявшую фуры :(. Два участка ― проезд по светофору.
Оводов валом, очень им приглянулась наша машина, не зайти, не выйти. В движении стекло залепляется этими самоубивцами за считанные минуты. Рекомендую запастись качественной стеклоочищающей жидкостью, ибо от простой воды из омывайки становится только хуже…
Хотели ночевать в Ишиме, но, повернув, увидели знак, что до Кургана всего 340 км ― прорываем :).
За Ишимом 60 км отличнейшей дороги, а дальше км 20 грунтовки вперемешку с хреновым асфальтом :(. Потом вроде и дорога нормальная, и поток машин небольшой ― большинство фур идет через Тюмень, но есть такие коварные ямки, как раз под правые колеса, бьет неслабо, но это проблема не только этой трассы, почти везде справа невидимые, но очень глубокие ямы ― держимся либо ближе к середине дороги, либо совсем по краю идем.
Курган, а точнее КГСХА ― родина моего мужа. Встреча с родителями, родственниками, друзьями, поездка на соленое озеро, банька, отсыпаемся, отдыхаем.
Разговор в магазине:
― Интересно, чья там «Импреза» красная, 125 регион у входа стоит? :)
― Моя… :)
― ДА ТЫ ЧТО!
Соленое озеро, народу, как в Ливадии :).
Мы приметные, подходят, спрашивают, очень много людей служили во Владивостоке :).
У родственников, шашлык, клубника, малина, а мне очень хочется креветки с соевым соусом и васаби :)). Не удержалась, купила в магазине мидии и слабосоленую форель, ну и все остальные атрибуты :).
Заехали на СТО «Япошка», поменяли масло, провели диагностику ходовки ― всё нормально, подвеска в поряде, только пыльник на шаровой засапунил. Вердикт: ― До Владика доедете…
Пять дней, конечно, мало, но что делать ― пора уезжать. :(
Ишим, прошел дождь, на грунтовке см 30 жижи ― прощай, чистая машина.
Тюмень―Омск, если попали в дождь и появилось желание съехать на обочину, ― ни в коем случае этого не делайте, мы чуть не ушли с трассы. Остановились покушать, выезжали боком, обочина как масло, при нас две фуры ушли, «жига» решила объехать ― застряла, парней на малолитражке ― снесло в поля.
Кольцо, на котором меня тормознули.
― Соревнуетесь с «мерсом»?
― На полторашке, прикалываетесь?!
― Что да как, превышение на 1 000-1 500 руб. :(
Стоим, разговариваем…
― Что за шаманские перья у вас висят?.. А, на Алтае были, возвращаетесь домой, значит, денег у вас нет?!
Блин, то ли плакать, то ли смеяться :))). Выписали штраф ― 500 руб. за отсутствие детского кресла. Самое смешное, что кресло у нас было, Машуню высадили, а кресло-то осталось :))).
Я говорю:
― ОК, только пишите быстрее, фуры на подходе, а я их только обогнала :).
Погнали дальше, возле Омска вдоль дороги многие останавливаются, собирают землянику. Рыдала, прекрасно понимая, что не довезем :(.
11:30 вечера ― мы в Новосибе, мои родственники встречают нас на въезде.
Созвонились с друзьями ― они гуляют на свадьбе, ну а мы изучаем город, общаемся с моей родней, они знатные путешественники, сначала на «жиге» потом на «Соболе» объездили весь запад :)).
Работает :).
Единственный город, где часовня посреди дороги.
Зоопарк. Не люблю я их, хотя в Новосибирске содержание животных гораздо лучше, чем в том же Питере.
День прошел незаметно, пора в дорогу, утром встретились с Таней и Костей, к нам присоединилась еще одна пара ― Леша и Женя. Это Женин брат женился, в Новосиб они прилетели, а обратно с нами.
Ночуем на въезде в Ачинск, прекрасная недорогая гостиница, по правой стороне там еще часовенка, заправка, один минус ― нет кафе. Засиделись до пяти утра, есть что рассказать, не виделись восемь дней с Косте и Таней, а с Лешей и Женей и того больше :).
Женя ― кладезь информации, по ее наводке заезжаем в города по пути.
Красноярск, попадаем на день города.
Пока искали парковку, за нами погнались гайцы. Я разговариваю с ними, а Серый с другой стороны разговаривает с таксистом, который когда-то служил во Владике и сейчас был удивлен и рад увидеть машины с владивостокскими номерами. Я пытаюсь объяснить, что знаю про отсутствие заднего номера, виноват, исправлюсь, дайте только до дома доехать, а с другой стороны радостные крики: «Владивосток, братан…» :)))
Разрулили, припарковались, пошли гулять по площади, потом поехали на Красноярскую ГЭС, помните 10-рублевки?? Вот и нам захотелось посмотреть, где это.
Недалеко от нее базар, ну как не взять рыбки :). Цена хорошая такая, мы взяли ― хариуса четыре хвоста, форели кусочек и стерлядки ― 1000.
Стерлядь потом выкинули ― оказалась с душком, не рискнули есть.
Заехали на видовую ― отличная площадка, есть где побродить, пофотаться, купить сувениры, а вот туалет ( извините, что я о земном ) полный капец :((.
Вечер ― пора бы и покушать :)). Замечательное кафе «Терем», очень красиво сделано, цены нормальные, только заявленный вай-фай пока не работает.
Над Красноярском смог ― горят леса, запах появился еще в Мариинске. Смотрели и передвигались мы быстро, хорошо, в «прадике» навигатор ― существенно сокращает время. В городе жесткое деление по полосам, надо это учитывать, чтоб не попасть в не приятную ситуацию. Один товарищь на «брабусе», когда мы поехали не по той полосе, гневно матерился клаксоном и корчил страшные рожи в окне. Ну извини, не местные мы, приезжай к нам, я посмотрю, какой ты во Владике будешь смелый :).
Красноярск запомнился фонтанами, они там на каждом углу, возле «восточного базара» красивый, но наш ритм не позволил остановиться. И столбами, таких я больше нигде не видела.
Едем быстро, это хорошо и плохо. Хорошо, потому что ехать надо, плохо, что Леша внес коррективы в наш ритм ― двигаемся до талого, но и встаем на следующий день поздно.
В Канске заплутали, указатели стоят на старую дорогу ― грунтовку, разобрались ― на последнем кольце ― направо. Оооо, ночевка, в Нижнем Ингаше несколько гостиниц, очень советую «Баязет», за все наше путешествие ― лучшая гостиница, 1 500 номер, есть фен, халат, холодильник, столовые приборы :)). Может, для кого то это и не важно, но мы были приятно удивлены.
Опять известное кафе, ровно через месяц :))).
Иркутск запомнился хреновыми дорогами. Заехали на базар за конфетами и байкальскими чаями, опять нарушаем ― ремонт дороги, пока навигатор тупит, разворачиваемся под кирпич :).
Култук ― сложилась фура, вроде как на спуске с перевала хотел уйти в сторону, но не получилось.
Пока Леха купается в Байкале, меняем перегоревшую лампочку в фаре.
Наша движка, вымытая непонятно зачем перед отъездом.
Мошки-самоубийцы плюс ишимская грязь обделали радиатор :((.
Селенга, так и не удалось покупаться, холодная.
Улан-Удэ. Спросила на форуме у местных на счет кафе, спасибо всем откликнувшимся, добрый человек подвел итог всех данных, делюсь с вами:
«так: от тресково до уу -
1)м-55 (мостовка) не айс позы, но иногда ничо таг,
2) Магистраль (Ильинка) позы собственного приготовления, точно знаю, хозяин знакомый, но размер маловат
3) Россиянка (Ильинка) позы говорят что свои, но верится с трудом
4) Сэсэг (Татаурово) позы вкусные и бухулёр нормальный, дороговато
5) Монти (татаурово) позы ни разу не ел, есть ли они там не знаю
6) Три медведя (Еловка) не нравятся
7) Багульник (427 км м-55) Позы и бухлёр зачот, но месяца два там не был, но всегда есть готовые
8) Тибет ― давно не был, говорят не айс стало
9) Оронго (новая закусочная в 5-6 км от Тибета в сторону улан-удэ) вашпе зачот!!! терь тока там и ем!!!!
10) Кедр (перед Ошурково) нормально так, 7 из 10 баллов
11) перед Сотниково тоже норм позы.
12) Владивосток (перед уу) ― по позам данных нет»
Красивый город, уютный, 8 вечера ― машин на дороге нет!! Случайный прохожий, очень обеспокоился нашей судьбой (заблудились), повернул на светофоре раньше, но остановился, ждал нас, чтоб объяснить, как выезжать.
Самый странный памятник Ленину.
Музыкальный фонтан, народ вокруг сидит на скамеечках отдыхает, некоторые танцуют :).
На ночевку встали за городом.
Наш второй состав. Доедаем омуля, пока готовятся позы, запиваем самогонкой на кедровых орешках :). Создалось впечатление, что это здание когда-то принадлежало аэропорту, по-моему, к нему ведет старая взлетная полоса?!
Слева ― направо : Леша, Женя, Таня, Костя, Юля, Серый.
Утром заехали в Дацан. В Иволгинске заправились, никогда там не заправляйтесь, только после этой, с виду приличной заправки, у нас «застучали пальчики» и машина потеряла тягу :(.
Заехали в кафе «777», цены высоковаты, но ассортимент отличается разнообразием, вообще отличное кафе, есть стирка ― 100 руб., гостиница строится, уровень совсем другой, надеюсь, через несколько лет все стоянки будут такими, у них даже собственные магниты есть :).
Последняя ночевка у нас была в Белогорске, в гостинице при автовокзале, жесть, выбора не было, да и желание только одно ― спать.
Последние км прошли на одном дыхании, друзья встали на ночевку на речке за Дальнереченском, ну а мы в 5:50 утра 06 июля были дома :)).
Первым делом на СТО, масло и все фильтры ― менять. Ремонт: втулки стабилизатора, линьки передние, сальники стабилизатора, шаровые ― заменены. За исключением шаровой ― остальное расходники, спасибо ребятам-субаристам с Луговой ― сделали все быстро и качественно.
Восстановили номера ― 1 500 руб. 10 мин и мы в законе, люблю Владивосток!! :)
В общей сложности прошли более 18 000 км, бензина ушло ― 1,5 тонны.
Послесловие или краткие советы и итоги :
Путешествуйте обязательно, это интересно и познавательно, представление о нашей Родине меняется кардинально.
С собой возьмите аптечку с таблетками от головы, живота, простуды, пластырями .
Влажные салфетки, желательно в мягкой пачке с пластиковой крышкой, если путешествие далекое ― пачки четыре.
Пшикалку для мытья лобовухи ― лучше две хорошего качества. Вешать сетку на решётку радиатора для защиты от насекомых или нет ― дело индивидуальное.
Канистра ― нафиг не нужна, если не будете выжимать бак и по крайней мере до Иркутска следить за уровнем бензина, полбака ― заправляемся.
Запаска ― обязательно, ну и ремкомплект на всякий случай.
Машину готовить специально не нужно, достаточно чтоб она была в исправном состоянии, пройдите диагностику перед отъездом, устраните все неисправности, в дороге порой негде, да и времени жаль, вы же все-таки на отдых едете.
Антирадар ― желателен. Навигатор ― только если будете заезжать в города, там он просто необходим, а так все необходимые карты можно купить в картографии на 50 лет ВЛКСМ, д.1.
Ну теперь итоги
Дороги…, как много по ним вопросов. Нормальные дороги, есть участки, на которых сильно устаешь: М-50, ремонт в районе Биробиджана, объезд Байкала, за Канском уже почти все отремонтировали, хоть обгонять будешь без боязни влететь в яму, Омск―Тюмень ― вот где нужен Путин, пусть проедет на «калине» только без сопровождения и перекрывания трассы, говорят, дальше до Челябинска еще хуже, не по качеству полотна, а по количеству фур, им тоже ехать нужно, это понятно, представляю, как их накаляют легковушки, подрезающие их на трассе. Блин, федеральная трасса! Звучит громко, а толку ноль, вряд ли дождемся, чтоб было по две полосы в каждую сторону :(.
Самая лучшая трасса ― Чуйский тракт, не смотря на его извилистость, качество полотна ― отличное, грамотная разметка, адекватные знаки.
Кемерово и Хабаровск ― власти, АУУУУ, поставьте нормальные указатели, города-то транзитные.
Люди на трассе наши ― русские, негатива нигде не встретили, может, это от вас зависит, а, путешественники? В Иркутске, гостиница из разряда «номера на час», но персонал замечательный, круглосуточные кафе ― персонал сутками работает, у вас, путешественники, на лбу не написано, что вы издалека, да и кого этим удивишь, может, не надо пальцы гнуть, с шуткой, улыбкой, глядишь, и люди к вам потянутся :).
Спасибо всем прочитавшим, будут вопросы ― спрашивайте :).
С уважением, Юлия, Сергей.