Москва — Алтай — Владивосток — Москва

25.02.2022 | 15226 просмотров

июнь-июль 2021 года

В июне-июле 2021 года проехал с компанией по маршруту: Москва — Алтай — Владивосток — Москва. 22.839 километров, 59 суток.

Являюсь старым автопутешественником (колесил в пространствах Северного, Чёрного и Белого морей), тем не менее, оказалось, некоторые простые истины понимал не до конца. В этой связи решил, что может быть полезным коротко обобщить опыт поездки.

Какого-либо экстрима в поездке не планировалось: обычный автомобиль на дорогах общего пользования.

О достопримечательностях по дороге речь почти не пойдёт — тут у каждого свои вкусы и предпочтения.

Главная причина поездки — никогда не видел океан. С возрастом этот аргумент становится всё весомее. Отпуск — 60 суток, заграница не вариант. Так куда же ещё? Перефразируя «человека с бульвара Капуцинов»: «Будь я проклят, джентльмены, если эти покатушки не прочистят мозги лучше, чем виски!» (И оно это так!)

Вечер во Владивостоке.

Бег по повседневным делам не бывает бесконечным даже у хомячка в колёсике, хотя он-то свято верит в крайнюю необходимость своих усилий. Иногда хочется слинять из обжитого пространства туда, где просторы и вольность. А они существуют! Об этом знает даже навигатор, который предупредит женским голосом: «через две тысячи пятьдесят три километра поверните налево»…

Маршрут под силу преодолеть любому легковому автомобилю, был бы технически исправен. Желательно иметь «резину» поновее. Слишком старенькие покрышки легко убить в долгом пути, колдобин для этого встретится предостаточно.

На пожелание счастливого пути здесь могут выстрелить в ответ.

Мы передвигались на новом «Пежо 408», МКПП, 1.6 л, честные 117 л/с, пробег перед стартом 3.600 км.

Подготовка машины: защита картера, радиатора, спрятал провода под торпеду от регистратора, радар-детектора, планшета-навигатора, полная страховка. Последний штрих — приобретение в буддийском монастыре симпатичного брелка на ключи — оберега от сглаза. Теперь комплект.

Заранее выписал все адреса и телефоны фирменных автомобильных сервисов по всему пути следования.

Пыжик показал себя молодцом. По итогам пробега был переименован в «Пыжик-сан, пожиратель километров».

ОШИБКИ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Идея дважды в одном походе проехать трассу Москва — Владивосток оказалась не самой блестящей. Расход времени только на движение по дороге расточителен. Лучше было бы отправить поездом машину во Владик, а самим прилететь самолётом. Далее — погулять по Приморью и, никуда не торопясь, направиться домой (на пути из Владивостока в Москву часы в сутках приятно прибавляются, а не убывают, как по дороге на восток). Но и в этом варианте, оказывается, есть свои подводные камни — у РЖД есть проблемы с обязательностью и пунктуальностью.

2. Весь багажник Пыжика был забит походным снаряжением. Не пригодилось почти ничего. Мало оказалось времени, чтобы разворачивать и сворачивать всё это хозяйство. Где-то показалось холодно, где-то сыро после дождя. По дороге достаточно много всевозможных по цене и комфорту мест ночёвок или проживания. Если их не видно в инете — это не значит, что их нет. Чаще бывает, что там, где вы ищете, просто нет инета.

НАВИГАЦИЯ

Навигатор

Прокладка маршрута, ведение, все оповещения, трафик, камеры, скоростные ограничения и т. д. — все хорошо, но только при стабильном инете. Без инета навигатор может подло завести в непролазную глушь.

OsmAnd

Пользовались при движении вне городов без доступа к инету и телефонной связи.

Бесплатно можно заранее загрузить до семи карт. Чтобы сэкономить, лучше грузить, например, не отдельно Самарскую область, а сразу весь Приволжский Федеральный Округ и т. д… Детализация хорошая.

Удобства на трассе.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Кинул по перцовому баллончику в кармашки передних дверей: собирались несколько ночей провести на природе, мало ли какие бродячие собаки пристать могут.

Под открытым небом не ночевали, по ночам или в злачных местах не тусили, и за два месяца странствий не возникло ни малейшей нужды вспомнить, где лежат эти перцовые баллончики.

Самый опасный враг в дальнем путешествии — усталость. Большинство потенциально опасных эпизодов поездки было связано с рассеянностью внимания после многочасовой езды.

«Дорожный гипноз» (сознание в полудрёме, «полёт на автопилоте») пресекать надо без раздумий. Остановиться. Выпить кофе. Размяться физически. Вздремнуть на парковке. Выручают беседы, споры с теми, кто рядом.

В больших городах иногда напрягали сложные или нестандартные схемы проезда оживлённых перекрёстков, где с ходу трудно сообразить, кто в какой последовательности проезжает. Пусть местные сзади раздражённо бибикают, раз этому научились: пока не пойму ситуацию — никуда не еду.

Приоритетность проезда «на круге» встречалась и так и эдак — обязательно смотрим знаки.

ДОРОГА

Остановки неизбежны, но жалко времени делать их слишком частыми, в конце концов вас обгонит даже тихоходный транспорт.

В нашей поездке старались идти таким темпом: после завтрака до первой остановки на кофе проходить километров 200-300. После обеденной паузы делали ещё 200-300. Далее — по обстоятельствам, но весомый задел пробега за день уже был.

На дороге в горы Алтая сидели миллионы бабочек.

С другой стороны, всегда надо быть готовым остановиться, чтобы потом не было жалко упущенных возможностей.

Например, в одной из деревень, в крытой автобусной остановке мы заметили пятерых козлов, двое из которых с аппетитом поедали бумагу развешанных объявлений. Посмеялись, проехали мимо. Позже жалели, что не устроили козлам фотосессию.

Двигались, за редкими исключениями, днём, включая восходы и закаты. Во-первых, видишь страну, а она очень красива. Во-вторых, темп движения, когда светло, выше и безопасней; особенно важно заранее увидеть ямы по курсу, которые колесо оторвать могут…

За Читой много километров — ничего. Ни камер, ни засад ГИБДД. Вообще ничего, просто страна, дорога, лес. Но надо всегда быть настороже: регулярно встречаются участки, когда дорога идёт крупными волнами. Хороший асфальт, почти автобан вдруг приводит к «трамплину» с длиной волны в несколько метров, за ним тут же второй, третий... На хорошей скорости легко «пробить» подвеску, а в дождь и вовсе улететь с дороги.

Водопад на Телецком озере.

Топлива в этих «пампасах», по возможности, желательно всегда иметь не меньше полубака.

Цены на литр бензина могли меняться по пути в диапазоне +/- 10-12 рублей за литр. Чем дальше в лес, тем наглее продавец. Точных подсчётов не вёл, но лучше не надеяться, что поездка по бензину выйдет вам дешевле, чем планировали.

Рулон бумажных салфеток и жидкость для мытья стёкол всегда лежали в кармашке задней двери. Каждые 200-300 километров трассы приходилось очищать от мошкары лобовое и оптику. Можно и чаще. Смотришь запись с регистратора: шикарный закат, отличное качество записи, но грязное лобовое всё портит.

Бывает, мобильной связи часами нет вообще.

Ни разу не пожалел, что скачал в поездку много-много всевозможной музыки, аудиокниг, юмора, видеофильмов.

ГИБДД

За 23 тысячи километров сотрудники ГИБДД остановили машину один раз на Алтае для проверки документов, хотя на отдельных участках пути они встречались достаточно часто.

Работали «приметы»: если погода прекрасна, видимость до горизонта (особенно с холма на холм), отличный ровный асфальт — водителю не стоит терять бдительности. «Очень хорошо» — не про русскую дорогу. Чем комфортней обстановка на ней, тем больше вероятность, что впереди притаились радар, камера или «засада».

Вообще, радаров, камер по дороге многие тысячи. Поездка без надёжного радар-детектора — верное и жёсткое разорение.

К тому же, в каждой области может найтись своя хитрозадая сволочь, которая так установит радар или камеру, что даже пунктуальный поклонник ПДД, но не из местных, легко может попасть на фото по 250/500 рублей штука.

Дружили в одном загоне козлик Тимур и тигр Амур. Потом один из друзей скозлил…

НОЧЁВКИ

Важно высыпаться. Желательно в комфорте.

Мы снимали квартиру в две-три комнаты или одноместные номера гостиниц. Людям, находящимся вместе долгое время в ограниченном пространстве, не вредно друг от друга отдыхать, какими бы родными или друзьями они не были.

В некоторых городах возможно снять гостиницу на 12 часов. Это удобно: если идёшь транзитом, заночевать получается дешевле или комфортнее.

Тактика аренды квартиры или гостиницы была следующей.

Когда навигатор показывал, что до города, где собрались заночевать, оставалось 2-3 часа пути, звонили супруге одного из членов экипажа.

Она прекрасно знала, какое жильё, с каким оборудованием и другими условиями, в какую цену мы хотели бы арендовать. Пользуясь различными сервисами по аренде жилья, например, Booking.com, она подыскивала подходящий вариант. Вела переговоры. Благодаря Наташе, мы въезжали в город, уже имея конкретные адрес, телефон и договоренность с хозяином о встрече.

Иногда инет бессилен или не нужен. Например, Алтай. Перед поездкой по инету изучили обстановку и пришли к выводу, что там мало мест, где можно культурно заночевать…

Поднялись в горы к Телецкому озеру. Большой посёлок. Магазины, бани, прокат лодок… Чуть ли не на каждом втором заборе объявления: сдаётся дом, этаж, комната.

Наугад тормознули, позвонили. Через 15 минут уже оплачивали аренду второго этажа дома: две комнаты, душ, туалет, электрическая плитка, посуда, холодильник. Но, главное — крытая веранда, аккурат над Телецким озером (иногда оно заливает порог дома). Перед тобой — озеро, на том берегу лес, горы… У сына хозяина хороший катер — организовал экскурсию по водопадам и прочим красотам. Просто с инетом на Телецком озере не очень, но это, почему-то, совсем не напрягало.

Часть пути возвращался в Москву один. В этом случае въезжал в город, где собирался заночевать, останавливался. Выключал навигатор OsmAnd, включал Яндекс. Выбирал подходящую по стоимости ближайшую гостиницу. Созванивался. Уточнял наличие мест и интересующие меня детали. В течении 10-15 минут находил подходящий вариант. Еще минут через 5-15 осматривал предлагаемый мне номер и заселялся.

Всегда лучше сначала внимательно осмотреть жильё лично, прежде чем расставаться с деньгами за аренду.

Заранее стоит уточнять, что входит в названную хозяйкой жилья сумму аренды, будут ли другие доплаты — иначе могут начаться фокусы типа «за постельное бельё надо доплатить отдельно…».

Инет был почти во всех городах и городках, где заселялись. Снимая квартиру, лучше в этом убеждаться заранее, до заселения, включив гаджет.

Привередливые хозяева.

ПАРКОВКИ

Платной парковкой пользовались один раз: в Тайшете, 90 руб. за ночь. Везде оставляли машину под окном арендуемого жилья (заранее узнавая у хозяина о такой возможности) или на гостиничных парковках.

Итог: два месяца свободно колесил по стране и ВСЕ расходы на парковку составили 90 рублей и ни одного штрафа.

Эй, москвичи, оцените! Минимальная стоимость часа парковки в центре Москвы 80 рублей. За пять минут неосторожной остановки легко прилетает 5 тысяч рублей штрафа. Это какая-то маниакальная тяга столичных дорожных чиновников к опустошению кошельков добропорядочных граждан. Энергичный до потери разума грабёж.

ПИТАНИЕ

Когда останавливались в городе на пару дней, снимали квартиру с полноценной кухней, могли готовить сами.

В городах, через которые шли транзитом, преимущественно пользовались бюджетными столовыми или кафе с вполне уютной обстановкой, хорошим выбором блюд, в том числе национальной кухни. Как правило, оставались довольны. Разочарования были исключением.

На трассе ориентировались на наличие у кафе машин, прежде всего дальнобойщиков. Если появлялись какие-то сомнения в санитарной обстановке заведения или в опрятности его работников, без раздумий ехали дальше.

Кафе «Посейдон на Телецком озере».

СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ

Планировать среднюю скорость сложно: в этом году было много реверсивного движения и ремонтов на одних участках трассы, а в следующем году дорожники разрушат асфальт совсем в других местах. Скорость зависит от погоды, дня недели, неожиданных происшествий на трассе и т. д.

Тем не менее, привожу для примера среднюю скорость некоторых дневных пробегов по бортовому компьютеру (от двери до двери мест ночёвок, включая поездку по городам со светофорами), может кому и пригодится.

Тобольск — Омск: 700 км; 73 км/час.

Иркутск — Улан-Удэ: 524 км; 65 км/час.

Улан-Удэ — Чита: 695 км; 87 км/час.

До Читы, возвращаясь, проехали в один присест 1.320 км — глазу не за что было зацепиться, чтобы останавливаться. Средняя скорость отрезка получилась одной из самых больших — 107 км/час.

Лучше сильно не подстраиваться под запланированные скорости и длину предстоящего отрезка пути. Пусть всё идёт, как идёт.
Главное, чтобы безопасно и в удовольствие. Подвиги надо совершать в рабочее время.

ИТОГО…

Страна наша велика, обильна и бесконечно разнообразна.
Без счёта в ней чудес всяких.

Размышляя об этом, можно и загрустить — понимаешь, к какой малой толике красоты ты успеешь прикоснуться за свою жизнь.

В масштабах мира лучше и не думать — по итогам таких размышлений может что-нибудь депрессивное прилететь.

Но без разницы. Очень даже стоит стремиться успеть увидеть побольше.
И ещё побольше.

И ещё…

Пусть доктор таблетки от жадности до путешествий себе оставит.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Альпинист Уильям Хитчинсон Мёрри, успешно проводивший экспедиции, у которых «было мало шансов на успех»:

«В любом дерзанье или творчестве есть одна простая истина, незнание которой убивает бесчисленные замыслы и великие идеи: в тот миг, когда человек решается на что-то, Провидение тоже начинает действовать».

* * *

По понятным причинам привёл сокращённые заметки о данном путешествии. Кого заинтересует развёрнутая версия, она на сайте s-ostrov.com.

Кроме этого, на данном сайте приведены дополнительно разделы: «Что ещё купить в дорогу, но не факт»; «Советы по поведению в дороге из инета»; «Побочные эффекты бродяжничества»; «Живой мир»; «Бла-бла-кар» и немного фотографий.

Перевалили гору острова Русский.

Дальше ехать некуда — океан!

Курильск
Обожаю рассказы про путешествия через всю страну, всегда их читаю. Так грандиозно начиналось, а в итоге выхлопа ноль. Получились какие-то заметки в блокнот, а не рассказ. Тема не раскрыта. За рассказ двойка. За путешествие пятёрка. Только не обижайтесь, я без зла.
Моё путешествие через всю Россию, от Курильских островов и до Кубани: https://travel.drom.ru/73921/
Мой отзыв: Toyota Fortuner 2018

Инструкция в тезисах, как как проехать на машине по стране. Да, к сожалению, еще не везде на трассе есть интернет, что очень усложняет поиск мест ночевок и кафе. Именно этот факт сподвиг меня на создание отчета о дорожном сервисе, который дополняю новыми точками после каждого путешествия. https://travel.drom.ru/78000/
Улыбнуло: "Дальше ехать некуда — океан!" Не океан, а Японское море, и, если уж быть более точным, то залив Петра Великого)))
Удачи Вам в новых путешествиях и ровных дорог!
Когда я собирался посетить Владивосток, решил сделать интереснее: самолёт, покупка авто на Зелёном углу (Дайхатсу Бун), а дальше - путешествие и ПЕРЕГОН!!! С неспешым посещением Хабаровска, Благовещенска с Хэйхэ, Байкала в Максимихе, Красноярска, Саяно-Шушенской ГЭС и тд. А потом продали машину, оправдали кое-какие затраты на путешествие.

Одно из лучших авто на дальняк.

Жалею что не успел взять такой дизельный.
andreas
Чет кратко так, а я разогнался читать...

Не очень понятно на что ушли два месяца, судя по ругательствам на камеры, автор всю дорогу "низко летел", должен был проехать быстрее. Мы в 2021 году тоже проехали из Владивостока домой, без радар-детектора, и обошлись всего одним штрафом - куда неститсь то в путешествии? По планированию: машина только куплена судя по пробегу, а во Владивостоке есть салон Пежо - можно было совместить поездку с покупкой , купить ее там и спокойно возвращаться. "ВСЕ расходы на парковку составили 90 рублей. Эй, москвичи, оцените!" В Биробиджане за въезд на парковку рынка взяли то ли 11, то ли 13 рублей, я даже переспросил не поверил).

Хотел бы добавить, если увлекаетесь фото и видите на трассе что привлекло ваше внимание, не ленитесь останавливайтесь. С этим моментом полностью согласен с автором. Из своих поездок сколько раз жалел упущенных возможностей. Так же, когда ехали на Восток проезжали такие живописные болота в Омской области, то отбойники мешали, негде остановиться, то фуры, эх, думаю на обратном пути уж обязательно, ага). На обратном же пути накопилась усталость от дороги, да и впечатлений выше головы, какие болота? Проезжали Мальту с мамонтом возле дороги, туда ехали засветло, да забыл я про этого мамонта, хотя знал и в планах было запечатлеть себя на фоне "Мальта и мамонт", да что - то проскочили и уже краем глаза увидел, успокоило то, что народу возле мамонта было, что людей, думаю на обратном пути - то уж обязательно, ага). А обратно ехали в темноте. Ну и самый кадр, где - то уже между Читой и Хабаровском невзрачная заправка, навес, и под этим навесом прямо в ряд, друг за другом выстроились коровы, штук пять - шесть от солнца, причём первая лежала прямо возле колонки, заправлялась. Осознание шедевральной фотографии пришло км. через десять, даже было огромное желание вернуться, но ехали в темпе, дорога пустая, да и бак полный, да и цены на местных заправках конские.
Ниже фото, где - то на побережье Тихого океана, Лидия конечно поправит с точными координатами. Я без всякого с легкой иронией и улыбкой, привет Александру!

Дальнегорск
Туда-обратно ездить тяжеловато. Взамен 12 дней пути из Приморья до Москвы, можно было бы их провести в том же Приморье, или частично на Байкале.
Химки
Круто совершить такое путешествие, хоть раз в жизни. Но реально оно для немногих. Отпуск 60 суток есть мало у кого. Чаще 2 раза по 2 недели. Только на бензин должно быть потрачено более 80 тысяч. В 2013 году ездил из Москвы на Алтай. 10 тыс км. Бензин тогда стоил 22-25 рублей Сегодня сами знаете. ЗП у меня выросла процентов на 20. Так что такая покатушка мне и подавляющему большинству сограждан явно не светит, хотя в целом на жизнь грех жаловаться.

Привет, коллега! Я тоже путешествую на Пежо-408, проехал на нём 200000 км и считаю идеальным авто для дальней дороги. Недавно написал о нём отзыв, можете ознакомиться. Когда я собирался посетить Владивосток,...
Так то да, но только для такого путешествия нужно планировать сверх бюджета, как минимум от 500 тыс)))

filatich
Минусеры, а что не так? Или в Приморье машины бесплатно дают?

ну... ладно. не сильно информативно, но ненавязчиво :).

дай угадаю, где сигналили? челябинск и иркутск?
filatich
Минусеры, а что не так? Или в Приморье машины бесплатно дают?
Кредит? Ну или займ под честное слово у хорошего человека, если такой имеется. Если нет проблем с покупкой и продажей.

Автор, извини, но я у тебя позаимствую это изречение. Понравилось. Сейчас заканчиваю написание отчёта о своём автопробеге этим летом. Наши маршруты во многом совпадали. Если прочитаешь, то поймёшь почему оно мне запахло.

Запахло - запало. Т9 чудит.
Lindu
База "Прибой", судя по фото. Там как ни старайся, океана не увидишь ;)
Очень мало написано. Не отмечен ключевой момент. Во сколько водителей ехали.
vershila
Просто тебе не очень хочется. Как я понял, автор ездил с друзьями, т.е. вскладчину. Я так ездил на Байкал, плюс все трое при необходимости по очереди сидели за рулём.
Ильнар
Нижнекамск
VALERY 70
У нас 10р.

Что-то я сильно сомневаюсь, что автор ездил до Владивостока или вообще куда нибудь, диванный путешественник. Я ездил на ДВ в 2012 году, были в путешествии 47 дней 22 т. км. Написал о поездке три рассказа здесь на дроме. Так мы побывали очень много где, а здесь, огромный О!

Я думаю порше каен турбо тяжеловато будет гнать своим ходом до Владивостока с Москвы, во всех смыслах.

Понравилась такая выжимка . Сухо факты и по делу! Классно прокатились!
Очень поддерживаю мысль, что столько красивых мест в стране, и надо их посещать и посещать и посещать

Асбест
vershila
В 2027,208 и 2019 ездил из Екатеринбурга в р. Алтай. Дорога+расходы+проживание в 35 т.р. встали, подготовка авто + - 5 т.р. каждый раз. При з/п 30 т.р. вполне могу себе позволить такой отдых. Есть, правда, оговорочка:без связи и тырнета я вполне обхожусь, вполне себе "дошиком" и сухпайками могу питаться несколько дней, для ночевки достаточно 4 стены и крыша над головой.
York
Молодцы что решились на путишествие! Привет с Приморья

А на Телецком с какой стороны были? Я всё мечтаю прокатиться через перевал и на пароме уйти на север озера

Валерий Кутявин
Для дальней дороги хороши авто побольше, Пежо Тревеллер, Хендай ГрандСтарекс, Фольксваген Мультивен. На 408 -м на работу, да в магазин ездить.

fizzeg
Занимать на отдых , это не серьезно. Занимают на на неотложные дела.

Валерий Кутявин
Занимать на отдых , это не серьезно. Занимают на на неотложные дела.
Речь шла о занял - купил тачку - проехал - продал - вернул. Деньги вновь превращаются в деньги. Это не на шубу или айфон ;)

Может краткость и сестра таланта, но тут .......