|
Добрый день, уважаемые читатели раздела «Автопутешествия» сайта Дром. В рассказе ниже я пристрастно изложу детали путешествий нашей группировки путешественников-авантюристов mosquito adventure также называемой, в целом, «студия Москит». Железная часть состоит из Митсубиси Паджеро (автомат, бензин\газ) и Уаз Патриот (механика, бензин\ газ). На МП состав постоянный: Дмитрий с женой и сыном. На Патриоте всегда Макс с отцом и\или Дитрихом, иногда называющим себя Дитрих 4WD.
Это мы и есть. Встречаем рассвет на всем известных холмах перед Кураем.
Почему мы назвались «студия Москит»? Собственно, мы и раньше ездили вместе и порознь, но всегда хотелось показать домашним и миру, где были и что видели. Поэтому весной 2021 года приняли мужественное решение и купили дрон DJI Mavic Air 2 Fly More Combo.
Так вот, дрон мы окрестили Москитом и потому позывным нашего Патриота стал Москит. У МП была от предыдущих владельцев наклейка с гордым именем Аватар, что тоже весьма подходит под радиопозывной.
Плюс для связи купили радиостанции Baofeng UV-9R Plus. Для них Макс искусно соорудил кофр для перевозки.
Итак, на этом вводную часть можно считать завершённой. Переходим к рассказу. Есть у меня давний знакомый по имени Евгений — страстный автопутешественник и вообще разносторонний человек. Зимой 2021 мы в рабочее время общались на рабочие темы и, как это обычно бывает, постепенно сошли на увлечения. И он произнёс роковые слова: «Софийский ледник». От меня эти слова услышал Макс и, как с ним всегда бывает, загорелся. Еле дождались лета: то работа, то посевная, то дела домашние, в общем всё как всегда. Решили ехать на двух машинах. Вышеупомянутый Евгений немного задерживался, потому был там же, где и мы, но на день позже.
Выехали в разное время с Аватаром, встретились на газовой заправке в Онгудае. Дело к вечеру. Решили ехать до упора, чтобы утром, как можно скорее, посетить газовую же заправку в Кош-Агаче. К чему это привело? Акташ проезжали около полуночи, но что-то толкало нас вперёд, и примерно около часа ночи мы были недалеко от Курая. Усталые, как собаки. Не делайте так, это неразумно! Ночь безлунная, тьма кромешная, а надо где-то вставать. У Макса, запасливейшего из людей, с собой был светодиодный фонарь, мощностью как корабельный прожектор (кто служил, тот знает). С его помощью нашли знаменитые холмы перед Кураем, на вершине которых попытались встать на ночёвку. С вершины нас сдул пронизывающий до костей ледяной ветер. Спустились чуть ниже, второпях поели, приняли 100-200 граммов, и легли спать в машинах, завернувшись в спальники.
Летом солнце встаёт рано. Восход мы сначала почувствовали, а потом увидели, поскольку в салоне стало нестерпимо жарко. И всё-таки оно того стоит — встретить рассвет на холмах над Курайской степью!
Знаете, это место, дромопутешественники? Не сомневаюсь, знаете!
Красота, вот только облака мешают. От чего можно восскорбеть, ночуя в этом месте? Как ни странно, комары размером с воробья ночью, утром мелкая, но свирепая мошка, хотя постоянно дует ветер! Главная печаль — нет поблизости источников воды.
Любоваться некогда, едем в Кош-Агач, заправляемся газом и возвращаемся обратно. Кош-Агач, надо сказать, не впечатляет своей красотой.
В Ортолыке сворачиваем в сторону Бельтира. Знаете, в чём была наша ошибка? Запасы воды мы потратили утром. Удалось их пополнить в Ортолыке из довольно сомнительного источника, вблизи которого имеется попахивающее болотом озерцо.
Дальше началась грунтовка с участками асфальта. Вокруг дороги полупустыня, вдали горы. По грунтовке ехали по двум полосам, ибо пыль стояла такая, что ехать друг за другом можно было только со значительным разрывом во времени. Проскочили Бельтир (Старый Бельтир), переехали через мост и стали подниматься на плато, слева прорезанное долиной Аккола, а справа долиной Талдуры.
Своеобразная красота здешних мест мало кого оставит равнодушным. Витает в воздухе что-то, заставляющее человека задуматься о вечном.
Внизу долина Аккола:
Кто-то в комментариях к летним статьям упоминал, что можно доехать до Софийского ледника, двигаясь вдоль русла Аккола.
Да, уважаемые читатели, двигаясь нашим путём, будьте внимательны вот к чему: если есть дорога накатанная и ведёт она в нужном вам направлении, двигайтесь по ней, а не гоняйте вдоль, поперёк и всяко. Потому как всё, что вокруг дороги, обычно пастбище и, где есть возможность у местных, они вдоль дороги в знак этого кладут камни. Не надо злить местных! Помните, что после вас поедут люди и на них могут отыграться за ваши выкрутасы.
Пастбище:
Следует знать, что населяет здешние места уже не первую тысячу лет древний тюркский народ теленгиты. Поклоняются они древним богам, чтят духов и воздвигают иногда в честь сверхъестественных сил вот такие, кгм, штуки:
Иногда их называют словом «обо». Путешественникам следует понимать, что это религиозное сооружение, подарок духам. Приближаться к нему, имея в поле зрения местных, без спроса лучше не надо. И уж тем более вставать на него ногами, чтобы получше рассмотреть местные красоты. Это гораздо хуже, чем пукнуть в церкви. Вообще, дамы и господа, если куда-то едете, то нелишне почитать, кто и чем в этих местах живёт и дышит. Помогает, проверено на себе. Вкратце так: эти земли теленгиты воспринимают как мы свою квартиру. И если кто-то в вашей квартире начнёт творить непристойности, то что будет с этим клоуном? Понимаю, что это территория РФ, права и свободы, законы и так далее… Но здесь это не так, как в городе. Простите, увёл от темы.
Значит так, то, как мы доехали до стоянки, я писал в летнем отзыве, можете почитать.
Пока встали, время уже к вечеру. Рядом со стоянкой с горы каскадом водопадов бежит река Верхний Тура-Оюк из одноименного озера.
Водопадов несколько, вот верхний:
Тогда мы названий не знали, но было интересно, что там, наверху. Дмитрий с семьёй вернулись, а Макс с Дитрихом, ругаясь на судьбу, полезли на гору, изрытую сусликами и заваленную их помётом — красота требует жертв!
Пыхтя и отдуваясь, вспоминая оставленные в машине горные палки, поднялись! Стоило ли? О да! Смотрите сами:
Горные луга и впереди морена. Вокруг неё, сначала тонким ручейком, бежит В. Тура-Оюк.
К реке стремятся ручьи и ручейки из многочисленных родников.
Если обогнуть морену, то увидим озеро Тура-Оюк. Грусть-печаль, но время поджимало — дело, напомню, вечером было. Поэтому мы до озера так и не дошли. А там красота неземная!
Хорошо, хоть Макс Москита до озера сгонял! Что скажете, не зря?
Чувствуете неземную красоту? Нет? А так:
Или так:
Спасибо Москиту, так бы и не увидели. Обидно, рядом с такой красотой были, но не успели. Да не успели совсем чуть-чуть! Приехали бы на пару часов пораньше, но увы…
Просто горы и небо:
В общем вернули мы Москита и пошли вниз. Впереди Макс, сзади, траверсом, Дитрих. Сурки на альпийских лугах знатные — жирные, крупные! Такие норы роют, только под ноги смотри!
Вот он, собака, ругается на приезжих:
Дитрих, чтобы его снять с 50 метров с руки ультразумом, 15 минут из себя дерево изображал. Только всё зря, сурка не обманешь, он точно знает, что деревья здесь не растут, а если что-то неожиданно выросло, то добра не жди. Вот он Дитриха всяческой непотребной бранью на сурчином и обложил!
Дальше была небольшая пирушка и отход ко сну. Легли поздно. Спали крепко. Никто не беспокоил. Утро встретило заморозком. Вода в ведре покрылась слоем льда, а трава густым инеем. Восходящее солнце стремительно выжгло иней и согрело нас. Вода в Тура-Оюке как жидкий лёд, остатки сна слетают мгновенно! Но очень мягкая, посуду этой водой мыть замучаешься, не смывает моющее средство. Да и мыло с рук тоже, уже пальцы судорогой сводит, а они всё равно в мыле!
Закидали мы имущество в машины и отправились пешком к леднику. Дмитрий с семьёй чуть раньше, пока Макс с Дитрихом аккумуляторы Москита заряжали. Знаете, почему река Аккол (Акколь) так называется? «Ак» значит белый:
Так много в воде Аккола белой взвеси, что она совершенно непрозрачна.
Идти нам узкой долиной, зажатой между горных хребтов, примерно 9 км по левому берегу Аккола… 9 км — немного вроде как. Но в таких местах расстояние измеряют часами и минутами. Понимание этого приходит быстро.
Несмотря на летнюю жару в русле Аккола лежат обширные снежные поля:
Идём по жаре, идём весело. Доходим до морены:
Вот насыпь внизу морена и есть. Образовалась во времена малого ледникового периода, когда ледник ползал туда-сюда и оставлял после себя камни. Аккол огибает морену слева и справа. Для понимания — сверху фото то, откуда мы идём. Так вот, уже потом, когда вернулись, мы подумали, что перед мореной надо было по разливу перейти на правый берег, а не скакать вдоль левого по курумникам. И знающие люди в комментах это подтвердили!
Кстати, на морене много разноцветных озёр:
Про курумники… Их лучше показать, чем о них говорить:
Справа от русла реки камни. Вот это и есть курумники. Между двумя курумниками тонкая тропка. Пойдёте здесь, смотрите на пирамидки из камня (туры), по ним держите путь, не ошибётесь. Хуже курумников, на мой взгляд, только осыпи. Да, чтобы ходить здесь, желательны горные (треккинговые) палки и уж точно нужны треккинговые кроссовки или ботинки. В сланцах по курумнику ходить опасно. Хотя, спускаясь от Голубого озера на Актру, я встречал поднимающихся людей в шлёпках на босу ногу — феерично! Жара, нагрузка, ноги в обуви просто горят. Да и сам потеешь изрядно. Так что одевайтесь разумно, но не забывайте — это горы и пластиковый дождевик карман не тянет, но в случае внезапной непогоды великое дело!
А дальше так называемое Аккольское озеро, иначе говоря, водоём, который находится выше морены. Вот оно:
Озеро довольно большое и заполнено белёсой водой.
Что может быть приятней, чем окунуть в озеро раскалённые ноги? Да, пожалуй, только глоток холодного Хайнекена из рюкзака может доставить сравнимое наслаждение! Хотя, пожалуй, нет — сначала ноги, потом Хайнекен.
Природа вокруг наполнена дикой красотой и первозданной мощью! Интересно, водится ли в озере рыба? Кто-то говорил, что есть, но рыбаков и следов их пребывания я не видел.
Рассиживаться некогда, до ледника еще шпарить и шпарить. Курумники закончились и то хорошо! Дальше прогулочным шагом. Уже веет холодом, ледник близко, да и рассказ затянулся.
Вы ждали ледник? Да вот же он:
Снежные поля в русле толщиной около метра. Возле здоровенной глыбы прямо перед вами мы отдохнули, перекусили, прикончили Хайнекен и пошли поближе. Вершины над ледником: Ксения, Брат и Сестра, в каком порядке не помню.
Лёд коричневый, поверхность усыпана камнями:
Дует прохладный ветер, несёт пыль. Отовсюду бегут ручьи, ручейки и ручеечки.
Кстати, нередко в этих местах шастают отважные альпинисты из Актру и обратно. Отважные люди, надо сказать. Фото не передаёт, но вблизи впечатляет:
Красиво? Чувствуете дикую, первобытную мощь?
На вершине лёд кажется гладким.
Что нам ещё может показать Москит? Долину Аккола сверху:
То самое место, откуда начинается Аккол:
Вы видите исток реки. Она вытекает из пещеры в ледниковом щите. Иногда в эту пещеру спускаются люди. Обычно они из неё возвращаются. Мы не пошли, даже не знаю почему.
Дитрих сидит. Устал, наверное. Или думает, как назад идти — колени закончились пока до ледника шли:
В общем вернулись на стоянку к 18 вечера благополучно. Пообщались с местным, скидали вещи в машины и двинули… А двинули мы в Акташ, куда, как обычно, приехали во тьме кромешной. И что вы думаете? Поднялись на ретранслятор. Зачем, не знает никто. На ретрансляторе поставили мангал и всё такое прочее. Потом убирались и мыли, хотя уже валились с ног от усталости. В итоге заснули за час до рассвета. Встающее солнце тут же превратило машины в микроволновки и мы, чертыхаясь, выползли встречать рассвет.
Это Макс на всем известной скале:
Узнаёте эту скалу? Если да, значит были на ретрансляторе.
В окрестностях ретранслятора находится так называемое «озеро горных духов», одно из многих:
День был солнечный и была видна Белуха. Сложнее было её фотографировать. Но получилось более-менее:
Путь домой был непрост: на спуске с ретранслятора у Аватара выломило рычаг независимой подвески заднего правого колеса. Благо, что это случилось возле бывшего ртутного завода. Жара, пыль! Чудо, что мимо ехал человек, который с катанием туристов на ретранслятор совмещает ремонт автомобилей. Остановился, предложил заварить. Рычаг мы уже сняли, у Макса набор ключей всегда с собой. Отдали рычаг, потом поехали его забрали, поставили на место, спустились с ретранслятора и двинули домой. Та ещё поездка была, у каждого ручья останавливались и умывались, чтобы не заснуть. Перед Инёй стоял сломанный Туарег с семьёй. Аватар дотянул их до Ини. В Шебалино выпили кофе, надо сказать помогло! Возвращались домой с чувством, что больше никогда никуда не поедем, а это верный признак того, что поездка удалась! На этом разрешите первую часть «Скитаний» считать законченной! Если Дром статью разместит, а в комментах будет живенько, то раскачаюсь и на остальные части. Спасибо за внимание!