Тара — Омск — Чулышман — ЮБТО — Джумалинские источники на Chevrolet Niva

16.11.2010 | 20463 просмотра

Всем доброго времени, кто собирается прочитать мой отчёт. Начну с того, что это вторая наша поездка в республику Алтай. В прошлом году начитавшись и насмотревшись всего красивого и интересного на Drom.ru про горы Алтая, созрела мысль о путешествии! Поездка состоялась, но это было всё галопом. За неделю был осмотрен Чемал, Артыбаш, перевалы Чике-Таман, Семинский, Акташ и Красные ворота. Всю зиму мы мечтали о новом лете, новых возможностях. За год перелопатили кучу сайтов, чтобы в этот раз по возможности не пропустить достопримечательности Чуйского тракта. Путешествие планируем минимум на две недели.

В ноут был установлен «Гармин», т.к. съехав с Чуйского тракта, не хотелось попасть в неизвестность. На этот раз мы знали, куда едем и что хотим получить от поездки. Авто в отличие от прошлого года (ВАЗ-2114) уже более проходимое — Niva Chevrolet 2008. Наверное, у многих возникает вопрос, откуда такие машины на Drom.ru? Сразу оговорюсь, мы были счастливыми обладателями Toyota Harrier 3.0 4wd. 99 г., купленной специально для поездок всей семьёй в места тяжёлые для пузотёрок. Но по некоторым обстоятельствам нам пришлось с ним расстаться, надеюсь не изменять принципам надолго и в скором времени снова пересесть на правильное авто.

Итак, рапорт на отпуск подписан, можно собираться и выдвигаться.

Экипаж: водитель №1 Дмитрий (DiMoN-55) мой супруг; водитель №2 и штурман (штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигации) по совместительству — я, Мария (Мари-55) и самый маленький член семьи двухгодовалая дочка Настя — пассажир. Старший сын был оставлен дома с дедами по причине болезни.

Авто:

Маршрут: Тара — Омск — Новосибирск — Бийск — Новотырышкино — Белокуриха — Россоши — пос. Алтайское — с. Ая — Чемал — р. Б. Яломан — Акташ — Кату-Ярык — ЮБТО — Акташ — Кош-Агач — Джумалинские источники — Кош-Агач — Акташ — Чемал — Бийск — Новосибирск — Омск — Тара.

04.08.2010, среда

Выезжаем в Омск, Тара остаётся за спиной, дорога до Омска пролетела не заметно (300 км), всю дорогу вспоминали, а вдруг чего забыли, что надо докупить в магазине. В Омске мы решили немного поночевать до двух ночи, (чтобы по всем расчётам доехать до Бийска к 16 часам), дабы успеть на авто и ж-д вокзал за справками для оплаты проезда. И вот она, точка отсчёта. Омск провожает нас ночной проверкой документов гайцами и пожеланием счастливого пути, почти всю скучную новосибирскую трассу мы проходим по темноте.

Привычные заправки «Сибнефть» сменились на новосибирские, заправляясь на одной АЗС, вспоминали 90 годы, похожая обстановка, железная коробочка, в которую вложишь деньги, оператор, который громко кричит. Трасса М-51 Омск — Новосибирск радовала, покрытие хорошее, если бы не ограничения можно свободно идти 150 и не думать, что впереди где-то ждёт тебя яма.

Дорогу местами ремонтируют, но без проблем для движения.

Вся новосибирская природа вдоль дороги напоминала болото. Скучные угрюмые пейзажи.

К 9 утра мы были в Новосибе. И надо же было мне включить этого «Гармина», в прошлом году мы удачно проехали, обложившись распечатками дорог с «Дубль-Гиса», в этом же году решили довериться технике, и он нас повел, может, и по самой короткой дороге, но это оказалась крупная гравийка, недавно отсыпанная (Улица Софийская). По этой дороге мы доехали до Обского моря, вдоль которого, немного проехав, выехали на дамбу.

Красота. Останавливаться для фото на дамбе не стали, доча сладко спит, и беспокоить сон не хотелось. Проехав Новосибирск, мы вновь увидели первую картинку с фотографий дромовцев, первый спуск. Вот она и началась! Трасса М-52! И охота ехать быстро и не смотреть на вечные знаки то «40», то «30», то «70».

Едем, любуемся. Многие едут с антирадаром, у нас же был с собой Димин охотничий бинокль, в который я любовалась природой и заодно разведывала обстановку. Помогало на все 100%. Спасибо форумчанам, которые рассказали про засады за знаками, на которых висят, скрыто, камеры-радары. Оговорюсь сразу, за всю дорогу на Алтай доблестные гаишники нас ни разу не остановили, видимо, мы не привлекали их внимание или не подходили под их требования. Выписав нужные документы в Бийске, пофотографировались и немного размявшись, едем к сегодняшней конечной точке. — с. Новотырышкино (20 км от города курорта Белокурихи), там нас должна ждать семья моёй одногруппницы Дарьи.
Спасибо им огромное за приём и ночлег. От дома до Новотырышкино пройдено 1 380 км. Посидели, поговорили, прогулялись, посмотрели на огни горных трасс Белокурихи и спать.

06.08.2010, пятницамой день рождения!

Мечта сбылась, и мы на Алтае! Скоро я снова встречусь с этой великой мощью, которая вызывает кучу эмоций, я снова увижу горы. В Белокурихе девушка с ребёнком у супермаркета сфотала drom-наклейку на машине, которая на форуме во «встречах» так нигде и не проявилась. Дорога от Белокурихи до Ая в плохом состоянии, сказались весенние паводки, местами дорогу ремонтируют.

Встречаем красивые места, первые скалистые горы на этом участке дороги.

Проезжаем сборище народа, бродящее вдоль дорог на Ае, лотки с сувенирами, платный мост.

Ну и красотища же (это я про реку) — Катунь, воистину, матушка! Красавица, перекатывает свои бурные воды по порогам, и шумит, шумит так, что весь год потом снится её чистая бирюзовая вода, и запах, такой своеобразный, кто хоть раз сидел на берегу у горной реки тот поймёт, запах будто источают камни, лежащие по берегам.

Желание остановиться на берегу становилось всё сильнее, но нам надо было успеть добраться до нашего любимого места на Катуни, разбить лагерь, и на месте начать отмечать День рождения. И вот оно, то самое место, где душа отдыхает и даже как-то волнительно от того, что целый год только в мечтах ты вновь и вновь оказывался в этих чарующих местах.

Все принимают активное участие в разборе вещей. Стоянка в кемпинге обходится 300 руб./сутки. Охапку сухих дров при желании за 50 руб. можно купить у смотрителей кемпинга.

Шашлычок, коньячок, душевное равноденствие! Вот она благодать, никакой суеты, вот она радость. Чем мы занимались в этот день? Да ничем, просто наслаждались тем, что начался отпуск, и не просто начался, а там, куда душа рвалась. Каждый ловит кайф, как может!

За день пройдено в общем 341 км. Учитывая покатушки.

07.08.2010, суббота

Утро следующего дня было распланировано на активный отдых, муж отправился на сплав, мы с дочей излазили берега Катуни в ближайших местах.

Всё было замечательно, но пора двигать дальше, впереди перевалы Семинский, Чике-Таман, Улаганский и Кату-Ярык.

Если верить карте, то ниже фото «Шаман-гора».

Остановка на Семинском.

Чике-Таман.

По дороге останавливаемся у святых источников.

Чуйский тракт — это сокровищница, здесь нет некрасивых унылых пейзажей, по пути встречаем камни с круглыми отверстиями.

Большой Яломан, ещё одно место, на котором мы останавливались в прошлое лето. Слияние двух рек. Под треск дров у костра мы ужинали и любовались небом, слушали крик птиц и разговоры горных рек. На небе засверкали молнии, но дождя не было. Ночью от шума горной реки казалось, что идёт ливень, поднимая своей силой траву, но утро было жаркое и солнечное.

Пройдено 214 км.

09.08.2010, понедельник

Побродили по пляжу, полюбовались на природу и в путь. Впереди ждут места, которые очень хотелось увидеть вживую, а именно — Стелы, Чуйский оленный камень и петроглифы.

В Ине заправляемся на АЗС «Ника» под завязку и набираем канистру бензина, подняв прошлогодние записи, охаем, там чётко написано, в Ине плохой бензин.

За селом Иня, расположенном на Чуйском тракте, в нескольких десятках метров справа от дороги находятся четыре каменные стелы. Две из них довольно большого размера — более двух метров в высоту (и примерно такой же размер гранитной плиты уходит вглубь земли — данные из справочников), две другие стелы поменьше. По мнению исследователей, возможно, эти стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится раскопанный курган. Все стелы обращены символическими лицами на север и стоят неподвижно уже тысячи лет, словно оберегают чей-то покой.

728-го км Чуйского тракта — Чуйский оленный камень, рядом с ним на скальных выходах г. Адыр-Кан нанесены петроглифы. На фоне коричневого скального загара выделяются изображения животных, колесницы, змеи. Оленный камень представляет собой каменное изваяние с изображенным на ней рельефным человеческим лицом, с серьгой в ухе, кинжалом, луком в футляре. На оборотной стороне видна фигура коня, здесь же есть надписи старомонгольским алфавитом. Оленный камень и петроглифы скалы Адыр-Кан являются составными частями большого древнего святилища, которое, вероятно, использовалось еще с эпохи бронзы на протяжении нескольких тысячелетий.

В Белом Боме очень вкусно пообедали, купили сувениры. Кстати, в самом кафе, что находится у фонтана, продаются изделия из кожи, гораздо дешевле, чем во всех сувенирных лавках по трассе. Проезжаем водопад Ширлак, на который ходили в прошлом году.

А вот дальше было интереснее. В наших планах спуститься с Кату-Ярыка. В Акташе небо затягивают густые чёрные холодные тучи. Похолодало на глазах. Побегав по магазинам (в Акташе ещё довольно цивилизованные магазины и если вам необходимо закупить провиант — это будет лучшим местом в данном направлении дорог), закупив немного продуктов, мы двигаемся в сторону Улаганского перевала. И тут начинается дождь, который льёт с такой силой, что дворники не успевают смахивать воду, едем медленно, практически ползём, а в голове одно: а стоит ли ехать дальше, ведь впереди Кату-Ярык, как с него спускаться? Проезжаем мимо Красных ворот, выходить из машины под ливень нет никакого желания, едем дальше. Позади Улаган, Балыктуюль, а впереди дорога, которая несёт в себе мандраж.

Останавливаем по дороге джипы:

— Ну как там? Льёт?
— Нет, но дождь был.
— Вы с самого перевала?
— Нет, мы не стали спускаться, страшно, и вы не спускайтесь.

Мы призадумались ещё больше, тормозим ещё одних, они тоже не стали спускаться, просто доехали, посмотрели и возвращаются.

Да уж, думаем, хмуримся, но едем, в худшем случае решаем, что переночуем наверху, а поутру спустимся. Что интересно, дороги, грунтовые, часто разветвляющиеся, все отмечены в «Гармине», карта 5.19.

Через 2,5 км после Балыктуюля в конце спуска с небольшого перевала расположены курганы, разворованные, как и все остальные курганы на Алтае, археологами.

Фото озера сделано на обратном пути в солнечную погоду.

Дождь то принимается сильнее, то ослабляет свой ход. И вот мы на месте. Температура упала заметно, выйдя из машины, приходится одеться потеплее. Пока мы с дочей одеваемся, муж пошёл смотреть перевал. И тут мы видим авто Toyota Estima, регион 42, из которой вышли три девушки и так же, как и мы начинают утепляться.

Первое что мы у них спросили: «Вы будете спускаться?». На что мы услышали однозначный ответ, который вселил в нас надежду: «Да».

В ходе разговора узнаем, что наши маршруты лежат в одном направлении — Каменные грибы и водопад Учар. Итак, у нас появились попутчики! Володя (на Drom.ru KVN5-71), Елена; Вика — их дочка, и её подруга Маша. Едем вниз! По дороге с перевала пару раз останавливались на пятаках. Красотища, но от осознания высоты близко к краю подойти не решаюсь. Читая отчёты на Drom.ru, представляла, как это в реальности спускаться с перевала, оказалось не так страшно, как многие описывают. Дорога перевала в довольно неплохом состоянии. Для машины никаких сложностей не возникло, спокойно спустились, лишь в памяти иногда всплывает фото…

Спуск занял немного времени, дорога до базы длилась гораздо дольше, хотя это было всего лишь 28 км. После спуска начались сумерки, старались ехать небыстро, чтобы не прокараулить камни на дорогах, так и ждущие жертв. Долина Чулышман пока для нас была загадкой, всё время моросил дождь. Стремительно темнело, к базе мы доехали тёмной ночью.

Володя с Димой пошли искать место для стоянки, вся поляна была уставлена палатками, стояли машины и тур-вездеходы. Горели фары, было ощущение, что встать негде. Регионы авто были различные. Место нашлось и в промежутках затишья дождя мы поставили палатки и помогли натянуть Володе полог.

Расставили столы, поужинали.

Во время ужина познакомились поближе в ходе непринужденной беседы, наши попутчики оказались очень милой семьёй, которые, как и мы любят путешествовать на авто. Все устали от длительной и мокрой дороги, пообщавшись до полночи, разбрелись по палаткам, в надежде завтра встать и начать исследовать окрестности.

Утро, солнце,… Нет, не было солнца, опять дождь, опять ветер, опять тучи. Народ с базы помаленьку разъехался. Многие побоялись, что после ещё нескольких дней дождей перевал Кату-Ярык закроют для проезда. Мы же приехали сюда увидеть чудо природы — Каменные грибы и водопад на Чульче, правда, на который по плохой погоде не пойдёшь.

За день пройдено 232 км.

10.0810, вторник

День прошёл в изучении местности, насколько могли позволить условия. Напротив базы раскинулась гора под названием «Пальцы Сартакпая» (фото сделано в солнечную погоду 12.08.10.).

Вид на базу с ближней горы.

Ждём хорошую погоду. Узнаем, что рядом в деревне Ко, есть небольшой магазин, в котором у женщины можно купить свежее молоко, баранину, рыбу, хлеб, лепешки, и прочие продукты. Товар немного дороже, чем в обычном магазине, но есть всё необходимое. Берём пару ножек барашка на шашлычок, и всё, что можно с ним съесть, для ребёнка берём чипсы, орешки, она за эти дождливые дни немного устала, так как мы ограничиваем её перемещение на улице. Продавец любезно рассказала и показала камень возле её магазина, встав на который можно выйти на связь с «МТС». Приходится возносить руки к небу, чтобы поймать деления антенны. В плохую погоду нам так и не удалось позвонить.

Добавили 8 км.

11.08.2010, среда

Хорошей погоды не видно. Связи нет. Решаем съездить пока на юг Телецкого озера, наши попутчики там были прошлым летом, и они остаются в лагере, мы же собираем весь свой скарб и выдвигаемся. Дорог от лагеря до села Ко столько, что поначалу думаешь, какая из них правильная, потом понимаешь, что все они ведут к одному месту. Дороги пока неплохие.

Броды! Они есть! Но рядом с ними теперь построили мосты! Возрадуйтесь те, которые боялись их, и по глупости уехали с этого места на эвакуаторах. Ради интереса заходим в воду. Вспоминаем между делом отчёт Honda HR-V.

Кстати, насчёт местных жителей! Во многих отчётах описывают их как монстров, которые готовы чуть ли ни убивать приезжих. Нам показалось это большим заблуждением. Гораздо важнее, как сам ты ведешь себя там!

Уважай их, и они к тебе будут относиться так же. Со сколькими людьми ни сталкивались в республике, большинство из них отзывчивые и довольно адекватные люди. И в трудных ситуациях помогут и подскажут. А дураков везде хватает, и в цивилизованных городах России. А местных надо уважать и относиться к ним с пониманием их довольно трудной жизни. Кому понравилось бы вандальское вмешательство в жизнь, быт, окружающую среду. Не раз обсуждалось на всех форумах поведение самих туристов, да вы посмотрите на себя со стороны! Вам (всем — конечно нельзя мести всех под одну метёлку) трудно найти сломанное валяющееся дерево, вы идёте и рубите, то, которое растёт, вы моете посуду в горных реках с моющими средствами, а ведь люди пьют из этих рек воду. Неужели трудно мусор не выкидывать из окон машин, а прибрать и выкинуть в организованном для этого месте. Ну не пишите вы на скалах, что вы здесь были, это будет понятно из фото, которые вы всем будете радостно показывать по приезду домой! В первую очередь начните с себя, и не пеняйте на местных. Не поспоришь с тем, что останавливаться на ночлег нужно в организованных для этого местах, кемпингах и базах. Там спокойно можно оставлять вещи и ночевать в палатках. Это было наболевшее отступление.

Итак, мы едем в сторону Телецкого, Долина Чулышман — это какой-то заповедник водопадов, их тут если сотни, то несколько десятков точно... Они струятся и с правой и с левой стороны от реки. Начало нашего пути, несмотря на идущий два дня дождь, проходило по вполне проезжей дороге, только переезд через деревню Ко был очень грязным.

В деревне к некоторым людям водопады стекают прямо в огороды.

Из эпоса: «Сартакпай, герой алтайского эпоса, отец Катуни и зятя Бия или реки Бии. Когда его дочь Катунь не послушалась и убежала с женихом, то Сартакпай в гневе рыскал по всему Алтаю в поисках беглецов и везде терял свою амуницию и некоторые части тела). Сартакпай отправился на восток, жирному озеру Юлу-Коль. Указательным пальцем правой руки Сартакпай тронул берег Юлу-Коль — и следом за его пальцем потекла река Чулышман. В эту реку с веселой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды».

Седло Сартакпая.

На Седле Сартакпая увидели первый встречный авто: Toyota Land Cruiser Prado, остановившись, поинтересовались о состоянии дороги до Телецкого, водитель «Тойоты» сказал, что до Телецкого дорога проезжая, а вот на базу «Кырсай» (от основной дороги где-то два километра) нам не проехать, он на всех блокировках еле прошел. Нас, конечно, такой ответ сразу расстроил, но быстро подумав, решили все же ехать дальше. Спустившись с Седла, нас встретила очень грязная болотистая низина, которая подходила к пойме реки Башкаус, по дороге несколько раз скребли днищем. Весь участок дороги, проходивший по низине, разворотили дорожники на своей большой технике, проводящие ремонт моста. Основной мост был на ремонте, реку проходили через временный. Этот участок в 5 километров показался нам самым напряженным и очень длинным, проехав его, нам страшно было подумать, что нас ждет перед Телецким озером.

Из-за напряженной дороги некогда было долго любоваться окружающей нас красотой местных пейзажей, но впечатления от того, что увидели не могла испортить даже пасмурная погода. Дальше дорога стала более менее нормальной, не считая больших луж, образовавшихся из ручейков, стекающих после дождя с гор.

В основном вся дорога хоть немного, но покрыта камнями, по которым бегут ручьи, образуя огромные лужи.

Подъехав к развилке дорог с указателем база «Кырсай», мы остановились, морально готовя себя к последнему рывку по самому трудному (грязному), со слов встреченного нами водителя, участку. Думаем уже ехать на базу «Золотые пески», но все же решаем, что останавливаться будем в «Кырсае», т.к. изначально планировали именно туда. Немного проехав в сторону базы, встречаем три авто с низкой посадкой и моноприводом, останавливаем их. К нашему удивлению узнаем, что они едут из базы. На вопрос, как они проехали, сказали, что ехать нужно по обочине, вдоль дороги по травке. Послушав совета, уже в приподнятом настроении поехали дальше и, доехав до первого грязного участка, съехали на обочину. Действительно, до базы доехали быстро и без особых проблем, с улыбкой вспоминая разговор о непроходимой дороги с водителем «Тойота Лендкрузер Прадо».

Добравшись до базы «Кырсай», расположенной на берегу озера, и оставив авто на территории возле въезда, проходим к администрации, места свободные есть. Небольшой домик без особого комфорта стоит 700 рублей, коттедж, конечно, подороже, есть кафе-магазин. В принципе, на базе нас всё устраивает, но для начала решаем оглядеться. Берег озера встречает нас порывистым ветром и большой волной. Первые впечатления нейтральные, тем более в прошлом году Телецкое встретило нас более доброжелательно и спокойно, правда, это было на севере озера. Нависшие дождевые облака плотно кутают вершины окружающих озеро гор, пряча от нас всю красоту местной природы. Пройдя немного вдоль берега, подходим к небольшому заросшему водорослями заливчику, похожему на болотину, за которым находится выступающий в озеро мыс, преграждающий обзор уходящего на север озера. Попытка пройти на мыс не увенчалась успехом из-за илистого дна залива, довольно сильного ветра и большой волны. Только зря вывозились по колено в илу и замёрзли. В итоге сделали вывод, что лучше осмотреть всё на катере, но очередной дождь подпортил нам настроение, и, чтобы впечатления не испортить окончательно, решаем катер оставить до следующего раза. Вернувшись к машине, уже собираемся определиться с заселением, но, поговорив с сотрудниками базы о погоде на следующий день, узнаем, что солнце по их данным будет только через сутки. Холодный ветер и дождь заставляет задуматься. Посоветовавшись, решаем возвращаться на базу «Красный камень», чтобы не терять время, дожидаясь хорошей погоды, оставив знакомство с красотами ЮБТО на следующий раз.

Дорога в обратном направлении была пройдена на порядок быстрее, видимо, остался опыт и навык по её утреннему прохождению. Ехали всего два часа с небольшим, и к вечеру мы были на базе. На стоянке дул сильный порывистый ветер и шёл дождь, поэтому разбираться не стали, решив переночевать в авто. Поужинали в кафе (довольно уютное, расположено на самой базе, там можно перекусить и даже, плотно покушать, можно пополнить свои продуктовые запасы, есть музыка, для любителей — караоке). Поделившись впечатлениями о дне с нашими новыми друзьями, отправляемся отдыхать, в надежде, что новый день будет солнечным…

За день пройдено 100 км.

12.0810, четверг

И вот за несколько дней, проведённых в долине реки Чулышман, утро нас радовало солнечной погодой! Пора собираться на Каменные грибы!

Наняв лодку для переправы, попадаем на противоположный берег реки и начинаем свой путь. Встречающиеся люди поражаются тому, что мы идём туда с малявкой. Которая, кстати, очень много прошла сама, и наотрез отказывалась идти на руки. По дороге к камням пейзаж радует глаз, ручей, несущейся с гор, несёт в себе чистую вкусную воду.

Вкарабкивание на гору у ребёнка вызывает очень сильный интерес.

Смотрим, куда нам предстоит забраться, и начинаем свой подъём. Люди, идущие выше, кажутся просто точками.

Несколько раз за подъём останавливаемся отдохнуть, муж несёт на руках ребёнка, мне достались камера и фотоаппарат. На верхней площадке Настя вновь идёт сама, муж уходит вперёд, т.к. мы идём медленно.

На вершине, перед тропой к самим камням, доченька просится на руки и засыпает. Вот так я и просидела, пока моя команда облазила все камни.

Спускаемся с гор, полные эмоций и позитивного настроения!

После того, как добрались до своего лагеря, мужчины, как истинные добытчики, идут на рыбалку!

Местная рыба, в это время года в основном хариус, очень вкусная. В этот день из неё на нашем столе была наваристая ароматная уха. К вечеру рыбу пожарили на сковороде. Все довольны богатому улову.

13.08.2010, пятница

Команда во главе с Володей, состоящая из Виктории и Дмитрия, идут на Учар!

Мы же устраиваем пхд. Стираемся, сушимся! И загораем! Вернувшись к вечеру путники, уставшие и довольные, приносят нам массу фото и видео! Рассказы, как встречали девчонок, которые так и не смогли пройти к водопаду из-за сложности маршрута. Дорога там действительно нелёгкая, к ней надо быть готовым морально и физически!

14.0810, суббота

Утро. Мы своей семьёй собираемся в Акташ, к погранцам за временным пропуском в приграничную зону к Джумалинским источникам. Свои заявления мы заранее отослали по факсу, но надо заодно оформить их же для наших попутчиков. Какая там котавасия с оформлением! Документы подписываются один раз в день, из-за чего скапливается очередь. Всем, кто собирётся получать пропуск, заранее оговорюсь, не тратьте время, если попутно, то езжайте в Кош-Агач, там это делается за полчаса, о чём лично мы не знали. Мы же потеряли на оформление день.

В Чулышманской долине за эти дни мы осмотрели и посетили все те места, которые было запланировано осмотреть во время нашей поездки.

Прощаемся с базой «Красный камень».

Хотелось бы описать в нескольких словах базу «Красный камень», на которой мы провели в общей сложности пять дней. Начальник базы коренной алтаец — представился Ромой. Очень простой, дружелюбный человек. База находится у устья реки Чульча, вследствие чего имеет очень выгодное географическое положение, т.е. находится в 30 километрах от перевала Кату-Ярык и в 50 от ЮБТО, являясь отправной точкой на достопримечательности Каменные Грибы и Водопад Учар. Проживание на базе в палатках или своем авто, но в 2011 году администрация планирует построить несколько домиков. Как я писала выше, есть на базе очень уютное кафе. При желании можно сходить в «русскую» баньку. Баня для тех мест вполне хорошая и уютная, стоит 500 рублей час. На базе организована переправа, за 500 рублей с лодки, вас перевезут на другой берег и обратно, причем обязательно дождутся каждого человека. Если есть желание, организуют рыбалку. Есть конные прогулки, также нам сплав по Чулышману на рафте предлагали. При желании можно взять проводника, который проведет до всех достопримечательностей. Т.е. в общем замечательное место, а самое главное, находясь на этой базе, все экскурсии обойдутся гораздо дешевле, чем посещать путем переезда из других баз.

Подъем на Кату-Ярык — красиво, волнительно! Автомобиль молодец! Без нареканий, без остановок, подъём занял около 10 минут. Подъём снимала на видео, т.к. хотелось всем показать , какой он, не на фото. Но даже видео не передаёт те эмоции, которые ты испытываешь на нём.

Любуемся вновь на перевал сверху, уже в хорошую погоду, и как-то даже неохота уезжать из этих чарующих мест. Одно решено, мы сюда обязательно вернёмся!

Дорога до Улаганского перевала пролетела незаметно, любуемся тем, чего из-за плохой погоды мы просто не смогли рассмотреть ранее.

И вот неприятность, спустившись с Улаганского перевала, мы решили, что переночуем на небольшой базе слева от дороги, не доезжая Акташа, и мы уже почти завернули, как в нас со всей скорости влетает «Нива». Такое могло случиться везде, стараемся не расстраиваться, ведь отпуск продолжается! Спасибо всем, кто был в тот момент рядом, за моральную поддержку, предоставленные батарейки, свои аккумуляторы сели, и место аварии даже нечем было фотографировать, за тёплые тулупы (т.к. вечером очень похолодало). Усугубило положение долгое ожидание ГАИ (связи не было, чтобы вызвать ДПС, посылали машины, идущие в сторону перевала и Акташа, с просьбой позвонить) и то, что виновник аварии скрылся, сначала с гайцами нашли этого человека и до двух ночи оформляли ДТП. Сами местные жители говорят, что многие в этих местах просто не знают правил, и ездят они, как захотят. Именно поэтому головой надо вертеть на 360 градусов и помнить, что тот, кто едет рядом с тобой, может создать опасную ситуацию на дороге.

Затем было вынужденное заселение в гостиницу «Расул», находящуюся при въезде в Акташ. За 500 рублей с человека, нас поселили в очень уютную комнату.

В общем коридоре есть два хороших душа, удобства, и милая кухня, на которой из своих продуктов можно готовить. На втором этаже есть комнаты люкс. Проехали 127 км.

15.08.2010, воскресенье

Следующий день был занят дооформлением документов в ГАИ для получения страховых выплат. Подъехал второй экипаж, после недолгих раздумий решаем, чтобы не тратить сутки впустую на ожидание выдачи пропуска, вполне можно съездить на ледник Актру. Отправляемся в путь, настраиваясь на ночевку на перевалке. Вечереет.

Доехали мы до Курая, небо затянули сине-чёрные тучи, подул такой ветер, что на улице стоять было невозможно. Наклёвывается опять ливневая погода. Посоветовались и решили вернуться в Акташ.

36 км туда и 36 км обратно.

В Акташе все разместились вновь в той же гостинице. Шашлычок в беседке за гостиницей был очень кстати. Ещё раз смотрим карты с предполагаемым маршрутом на Тёплые ключи.

За день 92 км.

16.08.10, понедельник

Уже в послеобеденное время пропуска на руках, и мы едем в сторону Монголии. Заправляемся в Акташе на АЗС «Расул». Качество бензина, в отличие от Улаганского, радует. Выдвигаемся в путь:

Погода начинает вновь меняться, как только мы проехали Кош-Агач, и чем выше мы поднимаемся, тем холоднее становится. От Кош-Агач до Тёплых ключей около 100 км. Дорога почти сразу за посёлком становятся гравийной. Довольно быстро добираемся до погранцов и предъявляем им пропуска для регистрации. Парни разговаривают про дорогу.

По дороге есть разрушенные здания, отмеченные в навигаторе, как «Зимовье».

Уже по темноте доезжаем до Тарахтинского озера. На озере, со слов Володи, есть домики, предназначенные для туристов. Нас поселили нас не в дом, а в чадыр. Принцип тот же, но форма другая. Температура упала до 5 градусов.

Очень рады наличию печки в новом жилье. За сутки такой домик обходится в 1 тыс. руб. Дрова лежат недалеко от чадыра. Разбираем провиант, и тут начинает лить дождь.

Чтобы хоть как-то сохранить тепло и оградить себя от потопа, окно, сделанное из не очень плотной рамы, запечатываем покрывалом.

Ребёнок, посмотрев мультики, засыпает, я же задремав от тепла и накатившей усталости позже проснулась от хохота и визга. Это на улице повалил снег, и все, кто не спал, побежали катать снежную бабу и играться в снежки! Наутро ребёнок был в недоумении, куда делось тёплое лето и откуда взялся снег! Потом быстро адаптировалась и вдоволь в августе наигралась в снежки.

Облака опускаются настолько низко, что кажется, когда идёшь мимо, то вот вот заденешь их плечами!

Пройдено 158 км.

17.08.2010, вторник

Дальше опять плохие дороги, а можно сказать, что они на порядок хуже, чем были. Володя на «Estima» местами ехал очень медленно, чтобы избежать травм для машины. Небольшой отрезок по километрам едем со средней крейсерской скоростью 10-15 км/час. Что ж, дорога бежит дальше, и вскоре мы увидели белки Южно-Чуйского хребта. На одном из неизвестных нам перевалов навигатор показывает высоту 3 000 м.

Мы поднимаемся все выше и выше. Было место на небольшом перевале такое, что мы уже думали, они не проедут. Огромные камни торчат из дороги. Но профессионализм Володи не дал остаться второму экипажу на полпути от Ключей. Мы почти уже приехали, как вдруг, слева от дороги замечаем активное движение. Огромные рыжие толстячки важно переваливаются и, приподнимаясь на задних лапах, осматривают нашу машину. Как только я достала фотоаппарат, они, как по команде, все спрятались. Фотоохота неудалась. Предполагаем, что это сурки, и надеемся на обратном пути застать их врасплох.

Очень хотелось увидеть манулов, но, видимо, они не обитают вдоль дорог. Хотя именно эти места — их среда обитания.

Перед Джумалинскими ключами была встречена группировка верблюдов, важно прогуливающихся по полянкам.

Из литературы: «Источник расположен в 100 км к юго-западу от с. Кош-Агач Кош-Агачского района, на южном склоне Южно-Чуйского хребта, на высоте 2 405 м, в правом борту р. Джумалы. Географическое название источника происходит от алтайского слова «Уунмалу», что дословно означает «имеющий горных козлов». Это слово переводится как «имеющий самку каменного козла». Местные казахи называют источник «Джума», что означает «пятница» или выходной день по мусульманскому обычаю, сопровождающийся поклонением источнику. Русское название — «Теплые ключи». Термальные источники представляют собой выходы нескольких ключей с радоновой водой. Температура воды летом около 15-18 градусов. Один ключ выведен в душевую кабинку. На нескольких стоят бани с мини-бассейнами. С 1992 года исследование химического состава и гидрохимического режима воды источника ведет научно-исследовательская химико-экологическая лаборатория ГАГУ. Установлено, что вода источника пресная, слабоминерализованная, относится к гидрокарбонатно-сульфатно-натриево-кальциевой. В ее составе обнаружены: литий (0,5 мг/дм3), NH4 (0,2 мг/дм3), фтор (6,9 мг/дм3), кремниевая кислота (42,3 мг/дмЗ), борная кислота (6,3 мг/дм3), мышьяк (0,04 мг/дм3). Ландшафт района источника имеет большее сходство с соседней Монголией, чем с Южным и Центральным Алтаем. Здесь отсутствует лесной пояс. На горно-тундровых почвах преобладают группы высокогорных растительных формаций».

Ну и вот сами ключи, множество ключей и труб, несущих из них воду, бассейны с тёплой проточной водой, мальками щекотающими ноги. Купаться в воде можно ограниченное количество времени, из-за её особых свойств. Но нам хватает времени, чтобы насладиться водой и снежными вершинами гор. За удовольствие покупаться приходится заплатить по 50 руб. с человека.

Видимо, энергетический камень.

Осмотрев места, двигаем в обратном направлении.

В три часа дня снег лишь немного начинает таять.

Небольшой брод через речку.

На обратном пути сдаём пропуска в пограничном отряде, находящемся в Кош-Агаче, там же и узнаём, что можно здесь же и получить пропуск, для которого с собой необходимо иметь паспорт. Отдел в с. Кош-Агач, улица Мелиоративная, 41, войсковая часть 2080, тел. 8-38842 2-22-75. Заправляемся на АЗС «Расул», и в путь до Акташа. Качество заправочного топлива радует.

Пройдено 238 км.

18.08.2010, среда

После ночёвки в Акташе мы расстались с семьёй наших попутчиков. Обменялись номерами телефонов и электронной почты. Они отправились домой в Новокузнецк, у нас же запланирован один матрасный день на Катуни, катание на лошадках, поход на водопад.

Прощаться всегда тяжело, и очень жаль, что кончился отпуск и пора возвращаться к быту. Многое из достопримечательностей мы так и не посмотрели в этой великой республике. Но зато у нас есть, к чему стремиться, думаю, что Алтай нельзя изучить ни за год, ни за два. На это потребуются десятилетия.

19.08.2010, четверг

В 19:00 пересекли границу республики Алтай и Алтайского края. К 9 утра, уже 20 августа, благополучно доехали до Омска, а потом и до Тары — 300 км.

Пройдено 1 856 км. Итогом нашей поездки является 4 746 км. Бензин закуплен 504 л. на 11 600 рублей. Средний расход топлива составил 10,61 л. на сотню. Самый большой расход бензина был на участке Ко — ЮБТО.

Ниже привожу список того, что мы брали с собой. Когда мы первый раз собирались в путешествие, я выписывала попредметно из каждого отчёта вещи, которые так или иначе пригодились людям.

Кемпинговые предметы:

1.                   Полиэтилен 3*3

2.                   Полог тряпичный

3.                   Палатка

4.                   Матрац надувной

5.                   Подушка одна натуральная, одна надувная

6.                   2 одеяла (это при поездке с ребёнком)

7.                   2 спальника объединяющихся при желании в один

8.                   Верёвка моток + 10 шт прищепок

9.                   Стол + стулья

10.                Топор

11.                Лопата

12.                Фонарики маячки 2 шт.

Кухонная утварь:

1.                   Котелок

2.                   Чайник

3.                   Тренога

4.                   Мангал + жидкость

5.                   Уголь

6.                   Спички

7.                   Газ. Баллоны 8 шт.

8.                   Маленькая кастрюлька на плитку

9.                   Плитка газовая

10.                Набор чашек, ложек, кружек

11.                Фэри + губки + тряпочки

12.                Автохолодильник

13.                Вода 5л.

Запасной инвентарь:

1.                   Батарейки пальчиковые 9 шт.

2.                   Батарейки мизинч. 9 шт.

3.                   Средство от насекомых (нигде так и не пригодилось)

4.                   Ёмкость с бензином 10 л.

5.                   Предохранители в авто.

6.                   Изолента

19.                Видеокамера

20.                Инвертер

21.                Переноска

22.                Лампочка в патроне на проводе очень удобно, в тёмное время очень нужная вещь

Средства личной гигиены:

1.                   Зубная паста

2.                   Щётки

3.                   Вехотка

4.                   Шампунь

5.                   Мыло туалетное и обычное хозяйственное

6.                   Жидкое мыло

7.                   Жидкий порошок

8.                   Чашка типа тазик, но объём поменее. (пригодится как для стирки, так и для мытья посуды)

9.                   Зубочистки

5.                   Дождевик

6.                   Летние вещи, кепки, солнцезащитные очки

7.                   Сменная обувь

У ребёнка был свой список, в который входили:

1.          Любимые игрушки, книжки, карандаши и листы для рисования.

2.                   Горшок

3.                   Одежда стандартный набор на все сезоны

Лекарства , всё что может срочно понадобиться.

1.                   Парацетамол (противовоспалительное + жаропонижающее)

2.                   Анальгин (обезболивающее)

3.                   Цитрамон

4.                   Диазолин (антигистаминное, для снятия аллергической реакции)

5.                   Но-шпа (спазмолитик)

6.                   Левомицетин ( антибиотик при поносах и кишечных инфекциях)

7.                   Перекись водорода (кровоостанавливающее + обработка ран)

8.                   Йод

9.                   Зелёнка

10.                Найз мазь( на случай если спину секанёт)

11.                Детские свечи цефикон(для снижения температуры)

12.                Нурофен

13.                Смекта (понос рвота изжога)

14.                Мазь левомиколь (ранозаживляющая)

Питание:

7.                   Картошка

8.                   Немного гречки

9.                   Немного риса

10.                Быстрые завтраки 6 шт.

11.                Горилка 2б. и 3 литра коньяка

12.                Конфеты леденцы

13.                Сахар

14.                И прочее по потребностям…

Хочется верить, что мой рассказ принесёт кому-то пользу, или кого-то заинтересует поездка, ведь эти места стоят того, чтобы на них любоваться.

С уважением ко всем, кто дочитал до конца, Мари-55.

Ух тыыыы..!!!!!!!!! Молодцы!!! Красоты неописуемые, нет слов:)))
Всегда манили горы, пора собираться в поездку на Алтай. Новые эмоции и впечатления от поездки...-кажется это уже зависимость.
Респект и удачи.
Есть три вида безделья – не делать ничего, делать плохо и делать не то, что надо.

Класс!

Просто улёт как съездили, а на счет аварии это точно там ПДД никто не знает, а если и знали то давно забыли!!!))) 5+
Я не подкаблучник. Я мужчина, способный на разумные и обоснованные компромиссы ради секса и борща.))

Супер много фоток зачет
Саакян Яна
здорово получилось.фотографии супер,ощущение,что я сейчас побывала в сказке!!!!Спасибо,что подарили такую возможность!!!!

Молодцы! Тоже были там в этом году)))Фотки классные!+5
влад002
молодцы! очень хороший познавательный отчет. неприятно что в аварию попали. дочка куколка!
Как же я по-хорошему завидую мужикам у которых такие активные жены. Молодцы!!! Хочу, хочу, хочу доехать, но мещанское болото.......

ПРИКОЛЬНО ДВА ОТЧЕТА ПОДРЯД ПО ОДНИМ МЕСТАМ.ЖАЛЬ С ПОГОДОЙ ВАМ НЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО.Странно раньше на теплых ключах все бесплатно было.За отчет пять балов.
Бывают такие секунды, когда все решают минуты. И длится это часами.
Мой отзыв: Honda CR-V 1997

ремень ГРМ???
ремень ГРМ был переписан со списка который сохранился ещё из поездки на 14, на шниву же брали с собой ремень генератора.Сори за введение в заблуждение!

Классно...Молодцы

Аххфигеть !!! Возьмите меня кто-нибудь с собой в такое путешествие ???

Спасибо за рассказ!
Озеро называется - Тархатинское (река Тархата)
А заброшенное зимовьё было раньше клубом, построенным для окрестных пастухов.
...Русские люди склонны к оргиям с хороводами... Н.А. Бердяев РУССКАЯ ИДЕЯ
Суперконь
Ничего, я догадался )
ЦРВшник
Молодцы ! Хороший отчёт. Этим летом и мы на источнике купались и поехали дальше на перевал Тёплый ключ, а затем плато Укок. У вас подходящая машина, не планируете на Укок ?
Краснодарецц
Отличный отчет о путешествии, молодцы. ЗАвидую белой завистью. Такие виды, такая мощь...
Суперр

ЦРВшник:
Планируем! Очень хочется забраться поглубже! С погодой бы подгадать!

Молодцы.Классный отчет.Фоток много и они супер.Природа афигеть.Ставлю 5 с огромным +++.
al104
Печально. Уже на ключах какие-то визит-центры организовали. Скоро совсем некуда ехать будет- везде народ. :(
Mislik
А вот про машинку практически ни слова не сказали(. Вы же отзыв не на туристическом сайте оставили, а на автомобильном, так что верного коня зря обделили). А в целом поездка хорошо описана, интересно, места все знакомые.. Так держать!

Молодцы!!! Каждыц год когда едим на Алтай, первую остановку на катуни в этом-же кемпинге делаем.

Mislik:
А вот про машинку практически ни слова не сказали
Ну как же! Есть! Просто кроме хорошего и нечего сказать, прошли без поломок, нареканий на механику не было. Дорогу держит прекрасно. По комфорту с Харьком не сравнить, но если сравнивать с другим автовазом он более приемлем для дальних походов. И всё же это раздел автопутешествие, а не отзыв о авто!
игет игет
Супер!!!! Зависть белая.....сразу ностальгия....по дороге....по воздуху....по пейзажам...

Город Омск Сибирь
кстати фото с Юга Телецкого нет, т.к. сели батарейки.Вот сделала несколько снимков с видео!

Юг Западной Сибири
Презервативы - то забыл!

Павел-МПВ:
забыл!
] Я вообще-то женского рода!
хватит к нам ездить

Павел-МПВ:
Презервативы - то забыл!
Тебе надо на другой сайт.........

Отличная поездка... главное всё расписано до мелочей (случаем не бухгалтер?)..главное пойдет на пользу другим автопутешественникам... ОТЛИЧНО++++++++

Абориген 04:
хватит к нам ездить
Чё курил?

nbki:
Я воен. врач кинолог. А муж экономист, многому приходится учиться и приобретать полезные навыки!

класс, зачет.

Сообщений: 2099
Молодцы! Рисковые - не побоялись с такой крохой да по горам... И отчет хороший, и фотки - класс!.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru
Молодцы. Отлично. Огромное спасибо за позитив, фото и отчет в целом.

Да-а-а, многое изменилось с 2005, когда мы там были. Может, оно и к лучшему? Люди должны отдыхать и любоваться природой в более-менее цивилизованных условиях. Ведь, те же Альпы не стали менее интересными и красивыми, оттого, что там понастроено отелей.
Отчет хорош: и слог и фото, и о других позаботились - дали информацию. Так держать! Новых интересных поездок!

Привет МАША и ДИМА!!! Обалденно все написано. Прочитал и снова захотелось в те края.
Кстати у нас тоже есть красивые места и чистые реки. Надо было заехать на обратном пути, ведь звали. Удачи и до встречи!!!

На фото за городом 80км.
T.corona sf 1994 end T.estima acr-40 2001
Барсёнок
Сразу видно подготовленные ребята! Молодцы! Горилки 26-улыбнуло! Видимо ошиблись.

Барсёнок:
"Горилка 2б."- это 2 бутылки!

Столица Колчака
Спасибо за отчёт, Маша! На следующий год мы ещё раз на Алтай рванём, сразу после свадьбы. Планируем на начало августа, присоединяйтесь!! )))))
"Имей мужество жить в опасности! "

Коньяк был просто великолепный. Хотелось бы увидеть рецепт. А лучше сразу посылкой.
T.corona sf 1994 end T.estima acr-40 2001
рекламщик
манул крутой!

Молодцы! Этот маршрут тоже прошли -ннастальгия
ниссан Х-ТРЕЙЛ, 2002г.
Читающий
В целом интересный отчет и фото нормальные. Вот только некоторый категоризм в суждении вызывает желание ответить. " Не поспоришь с тем, что останавливаться на ночлег нужно в организованных для этого местах, кемпингах и базах. Там спокойно можно оставлять вещи и ночевать в палатках." - это почему же не поспоришь? Почему нельзя останавливаться в других местах? Опасаетесь дружелюбных алтайкишев? Ну Вас можно понять, ребенок требует комфорта, но есть категории людей которым в удовольствие ночевать в палатке в предгорьях и лощинах. Извините, но этим людям совершенно не понятно стремление заплатить по 500 р. и более за то что бы переночевать в домике и гостинице. "..трудно найти сломанное валяющееся дерево, вы идёте и рубите" - рубить что либо там сложно и не нужно. Топливо лежит вдоль речек, отличный сушняк, за две недели даже топор не доставали. Это не нападки. Отчет на 5, подробный и полезный.

Малацыы!!! хороший отзыв, есть желание в 2011 году съездить на ЮБТО.
Patrol Y60, rd28t(был), td42

"Продавец любезно рассказала и показала камень возле её магазина, встав на который можно выйти на связь с «МТС». Приходится возносить руки к небу, чтобы поймать деления антенны"
Очень хотелось бы посмотреть на этот шаманский танец.

Супер поездка. Держите и мой пятачек 5+

Уважаю подробников.))))) Красиво и здОрово! ))))

Читающий:
Мои слова являются не наставлением к путешествию, а всего лишь рекомендацией и носят общий характер. И написано не с целью навялить проживание в базах, я описываю свою поездку. А про деревья это не вымысел. Видела как туристы рубили молодые берёзки, вместо того что бы пройти по берегу и поискать валежник.

Майами
Отличные фотки. прекрасный отчет!
Спасибо, Мари..))

На хороший фотик было бы вот так например. Это катунь пару недель назад :)

Отличное авто для таких дорог, а на " правильном" везде ли ещё бы проехали?! Хорошо и подробно всё описали. А как там в сентябре? Собираюсь ехать на будущий год.
Такая природа и такой фотик.
Абидно.
Автор как будто оправдывается, что на Шниве поехала. Чем машина плохая?

Суперконь:
Автор как будто оправдывается, что на Шниве поехала. Чем машина плохая?
Хорошая машина, и не оправдываюсь а объясняю появление шевроле на дроме, сайте японских авто!

livada54:
Такая природа и такой фотик.
Абидно.
Фотик и вправду не очень, а качество фото менялась, т.к. все фото сжимала, чем значительно уменьшала качество

столица
отзыв супер! молодцы! народ, подскажите что такое ЮБТО?.... несколько отупевшему за годы столичной жизни бывшему дальневосточнику (здесь и далее покраснения от стыда и смущения на лице и др. частях тела...)
pajero'2002

спасибо большое!!!
pajero'2002

edelveis
Классно!! Не даром у Высоцкого - "Лучше гор могут быть только горы", ностальгия, были в ГА в 2008 году неподалеку от Белухи, тоже путешествовали семьей на авто - кайф полный! Молодцы.
Колосов
A.D.:
Ребята все классно отчет отменный! Только во тфотик менять надо... ну нельзя такие красоты на такую чачу фотать. Вам самим не обидно? :-) А так конечно молодцы вообще!!! На хороший фотик было бы вот так например. Это катунь пару недель назад :) ЗЫ: К слову не понимаю, че все орут "пять!"" четыре" ... оценки же здесь не ставятся...? :)
Я не понял............ Это что хорошее фото?
Какое отношение имеет красота к нашим финансовым возможностям?
А люди может осваивают азы фотодела и начали с цифромыльницы.........???

Автор молодец!!!!!
Завтра приведу ваш отчет в виде главного аргумента своей жене, для составления планов на будущее лето
Колосов
Мари-55:
Как выразился один мой знакомый фотограф,,,,,,,,,,, профи он и дешевенькой техникой сделает снимок суперский, а в руках дилетанта не важно какой цены будет "фотик". все равно снимок будет выброшен на помойку. самое важное то что все это осталось навсегда в вашей памяти!!!!!!!!!
и насчет качества снимков не переживайте. все равно никакая техника не передаст эмоции переполняющие нас при виде всего этого величия!!!!!!
Татьянка777
Суперотчет!! Спасибо, ребята!! Приятно общаться с такими позитивными людьми!! Сразу захотелось на Алтай. Несмотря на не всегда такую замечательную погоду, вы отлично держались! И дочурка молодец! Жаль маме не пришлось вместе со всеми пройти... И снег в августе, просто фантастика.)) Рада за вас. Спасибо за массу полученного удовольствия от вашего отчета. Мечтаю о такой поездке!!!!!!!!!
.....а на недалёких обращать внимания не стоит, каждому своё.
Еще раз огромное спасибо!!))

Классный отчёт ! Молодцы сами и дочурка особенно молодчина! Легчо представлялись образы мест которые вы посетили и весьма подробно изложены моменты которые понадобятся другим путешественникам. Всех вам благ. Будьде здоровы и новых, приятных путешествий.
PS "недовольным" нужно помнить, что здесь люди выкладывают описание СВОИХ путешествий, которое они организовали и осуществили! Излагают его так как считают нужным. Всем не угодишь (да и цели такой нет).
Цель-то как раз ПОКАЗАТЬ ЛЮДЯМ 1. Как прекрасна НАША Родина. 2. Нет ничего не возможного. 3. Людей ведущих активный образ жизни гораздо больше чем "Сергей Юрьевичей Беляковых".

Шамбала
У нас всё впереди.
Эта мысль тревожит.

Молодцы, просто поражаюсь, читая, сколько народу одновременно с нами были в тех краях!!! с 10 по 20 августа. Дожди мы просидели на Башкаусе, потом - телецкое, потом устье Чульчи. Всего 10 незабываемых дней в долине Чолушмана, Кстати, ездил на Диаманте! вот здесь мой отчёт в слайдшоу. кому интересно. https://www.youtube.com/watch?v... Кстати - Немироф- 26 , до того ржал!!!! Супер!
Диагностика. Ремонт автоэлектроники.

Михалыч_алтайск ий:
Если сбросите видео на Ютуб, пожалуйста выложите ссылки. Давно кошусь на Кату-Ярык и Чулышманскую долину, коплю ссылки и инфу. Молодцы!
Посмотри, может пригодиться, есть вопросы - пиши. https://www.youtube.com/watch?v... https://www.youtube.com/watch?v...
Диагностика. Ремонт автоэлектроники.

Спасибо за столь подробный список снаряжения, действительно может пригодиться. Не понимаю только, как вы умудрились ночевать в такой машине.
Subaru Lancaster '01 VDC

Шамбала
vadim164:
Посмотри, может пригодиться, есть вопросы - пиши.
Спасибо большое, все ясно и доходчиво... Пойду летом, а то последний раз в Горном был в 2008, верховья Чарыша, река Кумир.
Авторам отчета еще раз респект!
У нас всё впереди.
Эта мысль тревожит.

SU_38:
Почти все вещи запихали под машину, в промежуток между сиденьями уложили одеяло, уложили развернув один спальник, а укрылись вторым! Сняли подголовники, сиденья опустили до минимума. было по кайфу!

Михалыч_алтайск ий:
Авторам отчета еще раз респект!
Большое спасибо ВАМ и всем кто всё же прочитал! Эти места нами любимы, и очень хотелось всем рассказать об этом!

Просто великолепно!!! И рассказ и фото, спасибо!!!
Mazda 626 GF 1998 FP9A 1,9

молодцы земляки!!!
Сам 2 года в отпуск отправлялся в эти места - незабываемо!
Жизнь распорядилась так, что теперь живу в Сочи и до сих пор не могу понять зачем сюда едут люди и сам про себя думаю наверное они просто не были на Алтае.
Как я хочу опять вернуться в эти места!

Иркутская область,
Класс!!! 5+
Mitsubishi Pajero iO 1.8 ZR-S автомат 1999 H76W
Daihatsu Rocky 1.6 SX limited автомат 1993 LSD

Классный рассказ!!!!!!!!!!!!!!!!! 5+
TOYOTA CARINA ED 1997 AT-> MT 4Sfe->3SGE была
Марк 66
Хороший отчет, Но МИНУС за то, что заранее извиняетесь, что едете на ШНИВЕ!!! Что боитесь негативных отзывов владельцев "Правильных машин"????

Марк 66:
Я не извинялась, а просто дала пояснения. Отзывов не боюсь, тем более почему они по вашему мнению должны быть негативными?

ОТЧЕТ на 6+!! Молодцы! Я тоже как раз в это время по Алтаю колесил)) Правда более скромненький маршрут был Тюмень- Белокуриха - Чемал - Белокуриха - Иркутск.

Очень красивые места, действительно ощущаешь огромные просторы России. Спасибо. А насчет машины, тут без комплексов, для тех кто поездил на японцах вновь пересесть на отечесвенный автопром - это своеобразный стресс!!!! Молодцы, что после аварии продолжили путешествие, говорит о вашей закалке и оптимизме. Удачи.
М.ИНСК
Благовещенка
А КАК НИВА СЕБЯ ВЕДЁТ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ?

М.ИНСК:
А КАК НИВА СЕБЯ ВЕДЁТ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ?
Где мы ездили машина прошла без проблем, но там места в основном каменистые, и проходимость мест в большей степени зависит от клиренса машины.

03 регион
Не понял про погранцов. Вы пересекали границу РФ или там погранзона? Объясните несведующему пжлста.

bar11:
пограничники стоят и берутся пропуска в приграничную территорию.

Город Омск Сибирь
Границу мы не пересекали,а лишь в некоторых местах находились очень близко к ней!

Отчет на отлично. Привет землякам!

Молодцы Тарчане!!
Estima Hybrid 2007

Россия - Матушка
Классно покатались...
Одна маленькая поправка, АРХЕОЛОГИ - не грабят, а раскапывают... Грабят либо "черные копатели" либо туристы, либо местные... Археолог - это государственная профессия, он не грабит...
Люблю Россию, любовью безответной...
Volga3110-Renault Megane2

Czech:
Классно покатались...
вы правы! Не хотелось обидеть честных археологов!

Дочка просто фотозвезда.

Сыктывкар
Отлично съездили, молодцы, Шевик всяко лучше пузотёристого недопривода, для таких поездок. У вас дорогу только параовзом оплачивают, а бензином нет ? Я брал справку в Кош-Агаче в администрации мне оплатили бензин. Мы были в тех местах на Ниве в 2008 г. с погодой нам повезло :) наши фотки тут http://photofile.ru/users/alku...
Человек считающий, что живёт в стране дураков, в первую очередь сам таковым и является.

Alkus:
Я собрала справки 1. поезд Омск-Бийск-Омск. 2. автобус Бийск- Кош-Агач.- Бийск, 3. автобус Тара-Омск-Тара. В общем вышло около 4500.Что и является выплатой за бензин. По другому расчёт не происходит.Конечно было бы интереснее если бы чеки на бензин оплатили!

Сыктывкар
Мари-55:
Я собрала справки 1. поезд Омск-Бийск-Омск.
Почему не проходит ? В законе написано .. в том числе и на личном автомобиле из расчёта кратчайшим путём и норм расхода. Я беру справку о длине кратчайшего пути, нормы расхода есть в консультанте (в том числе и МАСЛО). Ну и на каждой заправке чеки, потом всё это прикладываю к отчёту и мне доплачивают или я доплачиваю (т.к. дорога по закону авансируется). Может у вас это просто нехотят, ленятся, боятся делать ? ... Более того если я езжу зигзагами, а так и ездим, хочется посмотреть максимум, мне оплачивают столько сколько я бы израсходовал следуя по кратчайшему маршруту. Т.е. если едите аккуратно, то на тыщонку км. сверху за 10 т.км. набегает :).
Вообщем попробуйте выяснить и может дальше будет проще и выгодней путешествовать. И ещё раз удачи !

Сообщений: 12025
Magadanec:
"Продаве ц любезно рассказала и показала камень возле её магазина, встав на который можно выйти на связь с «МТС». Приходится возносить руки к небу, чтобы поймать деления антенны" Очень хотелось бы посмотреть на этот шаманский танец. Супер поездка. Держите и мой пятачек 5+
Отзыв и поездка чудесные. Только вот как радист скажу вам, что связь таки в пасмурную погоду лучше чем в солнечную, а то что вам тогда не удалось поймать волну, скорее частный случай связанный не с погодой, а с чемнить другим))) Простите за занудство.
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...

03 регион
Прошу прощения, забыл поблагодарить за рассказ и ну конечно за ваш ответ на мой вопрос. Молодцы!!!)))))

Zelenogorsk
Если сотовая связь фиговая надо использовать СМС: набираем текст, отправить, и... со всей силы подкидываем трубу вверх! Пока летит - передаётся. Самое главное потом поймать!!!
сотовый оператор
""Только вот как радист скажу вам, что связь таки в пасмурную погоду лучше чем в солнечную, а то что вам тогда не удалось поймать волну, скорее частный случай связанный не с погодой, а с чемнить другим)))""

Радио и сотовая связь не связны друг с другом. А в плохую погоду и тем более в горной местности сотовая связь может и не брать.

Ребята молодцы. ДОЧКА в обще супер турист. Фотки отличные, теперь точно на Алтай поеду.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2007
Читающий.
Мари-55:
Возможно это были бы рекомендации но Вы сказали что "Не поспоришь с тем, что останавливаться на ночлег нужно в организованных для этого местах, кемпингах и базах." - а отвечаю, что не все так однозначно, некоторым НУЖНО обратное. Ваше отступление не было описанием Вашей поездки, а было описанием Вашего мнения, я счел нужным ответить на МНЕНИЕ, но не держал в мыслях придираться к рассказу. Забавные туристы которые рубят молодые березки. 1. Они плохо горят...можно сказать совсем не горят, молодые березки. 2. За время пока их срубишь можно набрать мнооого валежника.
Молодцы земляки завидую. Были в этом году в Белокурихе но из за дождей в горный не ездили. Вообще катались туда 4 раза но дальше семинского не были. авто потому как низковато.
ГалинаЯковлевна
Ваше путешествие мне очень понравилось!!!!
молодцы все грамотно ,хоть я живу дагестане, тоже очень много красивых мест , ну тоже собираюсь летом 2011 по вашему же маршруту путешествовать
Молодцы,а с малышкой - втройне! Судя по вашему отчету мы прошли тем-же маршрутом до УКОКа чуть ранее,но с погодой нам повезло больше. За отчет и упорство 5+, а неприятность с машинкой дело поправимое, главное что не подвела. Положительных эмоций я думаю больше. Хочется и в этом году попасть на Горный Алтай.

Саянский
Прочитал множество отчётов, собираемся семьёй в сентябре на Алтай, а хороших, добрых очень мало. Ваш один из них. Добрый стиль, положительные эмоции, уютно как-то с вами, ребята. Спасибо, Мари!

Город Омск Сибирь
Всем кто пил наш домашний коньяк, и хотел узнать рецепт читайте у меня в дневнике. Опишу как можно подробнее!!

Хороший отчет!Молодец Маша!
подпись...

исток
хороший отчёт!супер!!!!!вам надо было ехать через "золотые пески".там вы бы точно добрались бы до берега телецкого.и кемпинг не плохой.(правда им не много досталось от наводнения)там есть на что посмотреть.по последним данным они сейчас отстраиваются заново.короче выход на озеро там супер!!!!

Супер!
Юзаю Lexus LX470 и Suzuki Jimny...

Отличное путешествие.

Город Омск Сибирь
Здорово, что отчет спустя 3 года хоть кто-то читает!!! Фото спустя 3 года!

ещё немного фото спустя 3 года

Калтан
Мари-55, читаю ваш отчет спустя 4 года! Очень понравилось! С 2011 года каждое лето бываем в Горном Алтае, но дальше п. Б.Яломан по Чуйскому тракту не доезжали. Тем не менее каждый раз находим в этих местах что-то новое. В 2015 году планируем посетить ЮБТО, нашей дочке будет 2 года, как и Вашей на момент поездки. Одна проблема - убедить супругу в безопасности таких длительных путешествий с ребенком. Надеюсь когда она прочитает Ваш отзыв, ее мнение поменяется.
Nissan March 2007 e.4wd

Я читаю и через 5 лет)) Спасибо большое, за такое подробное описание. Сижу планирую маршрут, с учетом маленького пассажира 1,5 лет. Вся Ваша информация очень ценна.
Спасибо за отзыв!
Была Ford Fiesta 2007

Frey:
К путешествиям с детьми всего лишь надо готовиться чуточку посерьёзнее чем со взрослыми, раньше я думала, что тогда для малышей набираешь рюкзак безопасности просто огромный и вот детки растут и тот рюкзак только увеличился!Готовязь в поездку просто нужно взять список в руки!!!! и поехал собираться а потом в путь!

Тара
А я и через 7 лет читаю вот)

когдатогородсад
Не успело пройти восемь лет как прошло семь!, Читал ваш отчет и побывал вместе с вами там где не бывал.
Мы ездили, как планировали на рыбалку, но увы и ах, проводник из Кош Агача за двух килограммовыми хариусами захворал и был в больнице
Из Чемала с ночевкой в Акташе и далее в Кош Агач, На 105й Волге "пролетели" со средней скоростью 120 км/час.
Попытались проехать на Джумалинский источник, но после полутора часов подъема машина попросила не делать этого..
Спустились на дорогу до Джозатора, вечерело, пошел как в тропиках только холодный дождь и мы рванули в Джозатор.
А когда дорогу стало плохо видно видно я только прибавил газ до 120ти км....
Устроились там в усадьбе у Альберта, это как бы хозяин кемпинга "Кабарга"". Но рыбалки и там не было!
Посмотрел на ваших харюзов и понял, что мы были не там где надо!
На следующее лето будем там где были Вы!!!
Лучше не мечтайте... а то мечты сбываются

Город Омск Сибирь
Как приятно, что есть кто-то, кто будет жить своими будущими поездками, рыбалками, ночёвка и остановками и стоянками !!!! И в этом мы приняли хоть ООО дну сотую доли! Спасибо ребята, приятно

PSV55
за семинский можно еще столько же проехать на самой пузотеристой пузотерке, даже не спускаясь с Чуйского тракта места того стоят. ну хотя бы за Акташем база Мёны, виды прекрасны. Кстати на Кату Ярык пузотерок ходит больше чем полноприводных, спуститься может не каждый решиться но даже дойти и посмотреть того стоят. На 1 фото Кату - Ярык, 3-4 фото виды в Мёнах.

Город Омск Сибирь
Прошло 10 лет, а места еще остались!

Хочукрузер
Хорошо, что много камер, а то 150 на Шниве негуманно как-то... )) Кстати, как машина в Семинский шла?
У меня было две Шнивы и трехдверка.

Хочукрузер
У меня было две Шнивы и трехдверка.
С учетом того что она груженая начало перевала (со стороны ш****ино) сначала на 4, затем 3, а на последнем пролете на 2. Бензин в тот момент был 92 . По сравнению с другими машинами конечно тяжеловато. В последующие года и на другой ниве поднимались,и заправляли уже 95, полегче конечно.