|
Первое, с чего хочу начать, это сказать огромное спасибо этому сайту и всем тем, кто пишет здесь отзывы, за ту информацию, которую я почерпнул и на основании которой собрался в это путешествие.
До этого ездил в Горный достаточно регулярно, особенно в связи с покупкой весной этого года первого своего личного автомобиля Toyota Funcargo. Но все поездки были только до района Ая — Бирюзовая Катунь — Чемал. В последнее время все эти места уже порядком надоели. И вот, поначитавшись отчетов об автопутешествиях здесь, решил – надо ехать туда, чтобы увидеть наконец эти красотища, о которых так много пишут! Со мной, конечно же, жена. А вот кого бы еще взять за компанию. Предлагал буквально всем, кого знаю, но у кого дела, кто не хотел и т.д. И вдруг в последний момент, за день до поездки подбил своего коллегу по работе с его женой. Выделили время на всю поездку всего 4 дня, мало, конечно, но и у нас ребенок, его так просто не оставишь на столько дней, да и итак пришлось похлопотать, чтобы и на работе отпустили и меня, и коллегу, и бабушки смогли распределить общение с ребенком на 2 рабочих дня, они же тоже еще работают ))). В общем, это было в четверг, я все утрес, и в пятницу утром 29-го августа мы тронулись из Барнаула. Стоит заметить, что я для поездки взял не свою машину (что не удивительно), а отца – Nissan X-trail. А свою соответственно отдал своим родителям, чтобы они на ней поехали на дачу. Но не подумал про страховку, поэтому утром в пятницу пришлось задержаться, чтобы ее оформить, из-за чего мы выехали из Барнаула только примерно в 10:30, хотя планировали в 6:00.
Быстро долетели до знакомых мест Горного, проехали Усть-Сему, и началось для нас неизведанное, причем для всех четверых. Остановились, покушали первый раз.
Проехали Семинский перевал, вообще не впечатлил, хотя некоторые знакомые про него много рассказывали. Зато Чике-Таман (не знаю, правильно ли написал) – это фактически первые наши офигительные впечатления!! Знал, что есть старый проезд через этот перевал, но поехали по новой дороге. Когда ехали обратно, определили, где начинается старая дорога и где она заканчивается. В следующий раз попробую по ней проехать.
Доехали до заправки Акташа. Стоит заметить, что к этому времени я уже заправлялся второй раз. Толи я ехал не экономно в ту сторону, потому что еще не привык в автомобилю, то ли просто отец мне передал автомобиль с не совсем полным баком, но показалось, что мы потратили фактически два полных бака до Акташа. Обратно получилось раза в два меньше.
Так вот, дальше поехали, как водится, в сторону Улагана. Уже в принципе начинало потихоньку темнеть. Остановились покушали второй раз.
Изначально ввиду ограниченности времени я планировал, что уже в первый день мы долетим до юга Телецкого. Конечно же, это были не просто оптимистичные планы, а просто невыполнимые.
Проехали Красные ворота. Дальше озера. Красиво.
Обо всем этом я читал здесь, поэтому ехал, как будто не первый раз. Дорога фактически с Акташа уже без асфальта, иногда вообще убитая попадалась, приходилось сбавлять скорость. А уже начало совсем темнеть и мы подумали, что пора где-то останавливаться. Благо увидели домики и указатели, остановились на базе у озера Узен-Кёль. Расставили 2 палатки, заплатили по-моему по 50 руб. с каждой, дрова вообще нам дали бесплатно, отлично покушали, посидели, пива выпили, подружились с местными собаками, в общем, отдохнули. Ночью было холодно, даже в спальниках немного подмерзли. Решили в следующий раз снимать домики.
Утром встали рано, мы же сюда не спать приехали! Пока я готовил машину к отъезду, загружал багаж, народ сходил пофотал само озеро.
Двинулись. Опять начался асфальт. Почти сразу въехали на Улаганский перевал. Красиво, что скажешь. Погуляли, как водится, пофотали.
Двинулись дальше. Уж сегодня мы должны были доехать до юга Телецкого, все-таки в планах еще успеть до Актру, хотя уже начали рождаться сомнения, успеем ли.
Долго ли коротко, приехали в Улаган. Затем проехали Балыктуюль, свернули направо в сторону Балыкчи. Дорога сразу же испортилась. Поначалу вообще боялся, что если такая щебенка будет дальше на всем пути, то, млин, придется ехать не шибко быстро. Но как только взобрались на небольшой перевал, дальше вроде бы пошла в основном сносная грунтовка.
Проехали курганы.
Кое-где лесные дороги были достаточно круты, хотя, наверное, можно было выбрать нормальные. Мы ехали там, куда глаза глядят )). Да и для X-trail, хоть и паркетника, это были так – развлечения.
Ехали-ехали, уже начало, честно говоря, доставать, я все ждал, когда появится Кату-Ярык. Расстояния я особо не знал, поэтому за каждым поворотом ждал )). И вдруг выехали на открытое пространство, где вдалеке, внизу виднелось далекое озеро. Фотографии я видел на этом сайте, но, млин, в живую это не описать, как красиво!! Я даже не сразу понял, что это именно то озеро с фотографий. Мы буквально с отвалившейся челюстью вышли все срочно фотографировать ))).
Ну, и вот уже сам Кату-Ярык. Здесь у нас, конечно же, вторично отпала челюсть, хотя я все это видел на фотографиях )). Никогда мы такого не видели в живую! С таким офигенным видом мы решили устроить обед )).
Дальше спуск. Я всю дорогу пугал жену, что мы будем спускаться с этого перевала ночью )). Но она и днем боялась )). Хотя спуск ничего особенного не представляет, просто красиво. Конечно, все равно немного нервничаешь, когда едешь по нему впервые.
Кстати, наверху мы встретили новосибирцев на «шестерке». Они поначалу боялись спускаться вниз, но я их убедил, что можно. Потом мы их видели отдыхающими на берегу Чулышмана. А, забегая вперед, затем уже поздно вечером снова их встретили, когда возвращались обратно, а они ехали до ближайшей базы за пивом ))).
Так вот, поехали дальше по долине Чулышмана. Водопады, ущелья, мостки. Все очень инетерсно и красиво.
Затем выехали на равнинные места. Дорога стала совсем портиться. Гребенка, по которой просто невозможно ехать. Помаленьку настроение портится, возникают мысли, нафиг мы поехали дальше-то. Затем показался первый брод.
Было интересно его впервые преодолеть. Потом дорога уперлась в небольшой, но очень крутой подъем. В самом основании подъема стояло сломанной дерево. Воображение нарисовало, как машина кувыркнулась с этого подъема прямо на это дерево. Попробовал все-таки заехать, палево было еще то, но не включал полную блокировку, разгоняться тоже побоялся, в итоге на верху встал, а затем и вообще по камням стал валиться обратно. Жуть просто. Кое-как спустился обратно, подумал, вот идиот, нафиг так рисковать, я же по-хорошему совсем не опытный водитель.
Серега сверху увидел, что можно, оказывается, объехать это место, что я и сделал. Отлегло. Затем показалась деревня. Временами мы плутали, я пытался найти дорогу получше, в итоге мы не выехали сразу на мост через Башкаус. Потом по карте сообразили, где он. Видели на УАЗиках сборище алтайской молодежи. Так не очень добро нас провожали взглядами. Проехали Балыкчу.
Интересно, что все маленькие алтайцы до единого махали нам рукой, так прикольно. А в одной из деревень была огромная мутная лужа, мы вышли посмотреть, проедем ли, и Серега решил спросить у двух маленьких алтайцев, че каво. Они же с перепугу бросились на велосипед и рванули от него )). Вот такой народ.
В конечном итоге добрались мы до юга Телецкого. На развилке поначалу свернули налево, польстившись на указатели (баня, причал и т.д.). Выехали на берег, ничего подобного не обнаружили, только несколько дырявых лодок, кучу бревен и строящийся, видимо, сам причал.
Поехали на другой свороток, приехали на базу Курсай (или как она называется). В планах были поездки на катере по озеру, но оказалось, что штурмана в настоящее время нет. Мы было решили, ладно, что ж, остановимся здесь, завтра с утра обратно поедем. Но, млин, настроения вообще нет, разбалованные видами, мы посчитали юг Телецкого не стоящим внимания, да и я начал понимать, что не видать нам Актру, как своих ушей, осталось 2 дня, один из которых надо потратить на дорогу домой. Времени было только 5 часов вечера. Тупо сидеть на одном месте не хотелось, да и мы ж безшабашенные, решили ехать обратно ))).
Пока там ездили туда-сюда, видели несколько раз новосибирский экипаж на Mitsubishi Outlander XL (первый раз, кстати, мы налево-то как раз за ними увязались, думали, вывезут нас на нормальную базу, а они просто искали алкоголь и сами не знали, куда ехать). Когда уже поехали обратно, они над нами посмеялись, типа че до сих пор не нашли место )).
Понеслись, если это можно так назвать, по тем дорогам, обратно. Нас перегнал дождик, открылись радуги, красота )).
По всем показателям выходило, что придется нам карабкаться на Кату-Ярык ночью, что никому, кроме меня не хотелось. Я же понимал, что чем дальше мы сегодня проедем, тем больше шансов завтра попасть на Актру.
По дороге перекусили. Там где бы не остановился, везде глаз радуется и способствует хорошему аппетиту )).
По дороге вспоминаем, что видели базу у подножья Кату-Ярыка, все-таки решаем там остановиться. В итоге доехали до нее затемно, сняли два двухместных домика, по-моему, за 400 руб. за человека. Спали отлично, хотя наши друзья говорят, всю ночь боролись за купленные на этой же базе пирожки против местных мышей. Один отвоевать не удалось, остальные сохранили )).
С утра всех разбудил, нефиг, отоспимся дома. Собрались и в путь. К тому времени погода немного подпортилась, прошел дождик, что не помешало легко забраться на Кату-Ярык. Наверху снова покушали и дальше.
Пролетели все уже известные места и добрались к обеду в Акташ.
Здесь я снова заправился. Между прочим, полного бака ровно в притык хватило на всю поездку от Акташа до юга Телецкого и обратно. В Акташе покушали в местной кафешке, вкусно, прикупили пару перчаток на всякий случай и вперед.
Долетели до Курая. Дальше снова по воспоминаниям с этого сайта поехали искать сначала мост через Чую, затем нижний альп-лагерь Актру. Снова проехали пару бродов, уже даже не останавливаясь.
Долго мы там блуждали. Несмотря на то, что писали, что все дороги в итоге сходятся в одну, нефига, то мы приехали к каким-то хижинам, то уперлись в непроходимый брод, не стали рисковать, то в далеке увидели какие-то еще домики, поначалу подумали, что это и есть нижний альп-лагерь, но я решил ехать по другой дороге в лес, а затем в крутую горку. В итоге выехали еще к каким-то домам.
У алтайцев стали спрашивать, где нижний альп-лагерь, и не здесь ли. Те говорят, что здесь так называемая перевалка. Потом оказалось, что то, о чем писали на этом сайте ошибочно про нижний альп-лагерь, называется перевалкой. Нет тут такого понятия «нижний альп-лагерь». Точнее он есть, но находится совсем рядом с верхним альп-лагерем. Я не претендую на истину, но нам там так объяснили. Что на перевалке, что потом в верхнем альп-лагере.
На этой самой перевалке оказалось, что, во-первых, мы дальше не проедем, во-вторых, машин, которые, как писали на сайте, доставляют людей в верхний альп-лагерь, просто нет. А расстояние нас обрадовало – 12 км. Я также читал, как дромовцы пытались ходить тут пешком, и как они потом себя после этого чувствовали. Все понимал, всем все рассказал. Но мы же безбашенные! Сумарь на плечи, спальник и вперед.
Первые подъемы сразу показались очень крутые, начался дождь, грязь.
Я не понимал, как здесь машины вообще проезжают. Мы с женой, вроде бы не сказать, что совсем не ходоки, но вообще не поспевали за нашими друзьями. Приходилось постоянно отдыхать. Льет дождь, вроде бы холодно, а мы, млин, премся почти раздетые, до того жарко. Я отсчитываю в уме километры, что еще остается делать, понимаю, что идти еще очень далеко, но настроились изначально на серьезные трудности, поэтому пока не сказать, что сильно сложно. Но время-то поджимает, завтра уже домой надо ехать. Идем как можем. Вышли наконец на более-менее ровное место.
Я в уме отсчитал, наверное, километров 5, и вдруг видим какие-то то ли палатки, то ли еще что, в общем, места, где видимо летом народ жил. Как нам потом сказали, это и был нижний альп-лагерь. Никого. Затем увидели дома, это оказалась метеорологическая станция. Снова никого. Только одна собака лежит. Мы ее подкормили, и она потом ходила с нами )). Там увидели различные рисованные карты, по которым определили, что идем правильно. Наша цель – голубое озеро! То самое, о котором здесь писали дромовцы.
Здесь увидели те самые памятники, о которых я тоже читал и видел на фотографиях. Я как экскурсовод всем все рассказывал )).
И вот мы выходим к мосту через речку, а на встречу первый живой человек. Мы ему первым делом: а где тут голубое озеро? )) Он над нами поржал. Но потом сказал, что проведет нас до Бараньих лбов, он, оказывается, работает тут проводником, ему завтра людей вести по одному из маршрутов, и он решил сегодня потренироваться )). Но сначала мы сняли домик в верхнем альп-лагере. Оставили вещи, договорились о бане вечером и, не тратя времени, побегли на Голубое озеро. Надо сказать, что мужик взял темп дай боже, я думал, что без вещей будет легче, фиг! Мы снова с женой в отстающих. С нами бегут горные собаки, как мы их назвали. Одна из которых та самая, подкормленная нами. А горные, потому что по горам бегают как по равнинам. Они там зайца гнали в гору на наших глазах, а потом мы смеялись, как они на пузе по камням съезжали )).
Почти сразу увидели ледник Малый Актру – первый виденный нами ледник в жизни.
Добрались до Бараньих лбов. Здесь отличный вид на второй ледник Большой Актру. Мужик тут нас оставил и сказал, куда идти, и как потом выбираться, если вдруг не успеем затемно. Но настоятельно рекомендовал все-таки вернуться засветло.
На Бараньи лбы подниматься оказалось еще сложнее, но все перекрывало те виды, которые мы там видели! Красотища! Опять же фотки не передают даже немного из того, что мы там видели!
Забрались, здесь уже ледник вообще вблизи. Такая мощь лежит!
Как я понял, озеро уже было совсем недалеко, но уже начало темнеть. Дорога дальше была не очень, все в основном осыпающиеся камни. Поэтому как сознательные туристы решили от греха вернуться в лагерь.
Надо заметить, на верху меня еще начало мутить, видимо от разряженного воздуха, хотя я поначалу подумал, что просто заболел, т.к. всю дорогу в дождь и ветер шел вообще раздетый. Обратно мы с женой спукались уже буквально на автомате. Снова пошел дождь. Было такое ощущение, что собаки нас контролировали, чтобы мы дошли. Идем такие, одна идет впереди, другая позади. Сядем, отдохнем, они побегают, потом снова то же самое повторяется )).
Утром отлично позавтракали и поплелись вниз к перевалке, к машине. Нам предстоял последний день – поездка домой. Немного распогодилось, стали открываться еще более красивые виды, которые вчера мы не видели из-за облаков.
Дошли до машины, жена совсем стоплата свои кроссовки, кое-как дошли и выбросили их.
В принципе все. В Курайской долине еще пофотали пейзажи и полетели домой. Переезжая по мосту через Чую, встретили одинокого автопутешественника из Новосибирска, тоже на X-trailе, только красном. Так вышло, что он хотел найти попутчиков себе в путешествие, готов был поехать с нами на Кату-Ярык, но к сожалению, мы уже ехали домой, он очень огорчился.
Хочу заметить, кстати, что на дорогах в Горном такое ощущение, что разметку и знаки устанавливали разные люди, вообще друг другу не соответствуют. Иногда сплошная нарисована там, где знаками разрешен обгон, да и по логике дорога позволяет, иногда же на крутом повороте за скалу сплошная вдруг превращается в прерывистую, хотя идиоту понятно, что обгонять в этом месте – самоубийство. Гаишников на Чуйском тракте совсем не видели, поэтому привыкли на знаки и разметку просто плевать, ехали по обстоятельствам, чтобы самим было безопасно.
В итоге нормально доехали до Барнаула.
По деньгам мы на все про все ориентировочно потратили по 7 тыс. руб. с семьи – по-моему, очень неплохо за то, что мы получили. Конечно, 4 дня – это ооочень мало на такую поездку. По-хорошему в долине Чулишмана есть сотни отличных мест, о которых мы узнали на базе, и которые мы, конечно, не посетили. Туда бы на неделю! Также на Актру надо ехать на большее кол-во дней. У нас получилось галопом промчаться по тем местам, но все равно это того стоило!!! Конечно же, мы туда поедем еще!
Кстати, думал найти единомышленников на этом сайте. Ведь знаю, что очень многие хотят поехать в те места и не могут найти попутчиков, как и мы. Можно было бы на этом сайте состыковываться и ехать вместе. Мы на следующее лето обязательно поедем. Наметим маршрут и вперед. Еще, кстати, после прочтенных отзывов мы с женой всерьез думаем над поездкой на машине в Европу!
Спасибо, что дочитали до конца.