|
Путешествия по маршруту: Омск — Челябинск — Самара — Волгоград — Сальск — Тимашевск — Азовское и Черное моря
Ранее субботнее утро. 5:30 на часах. Закончены приготовления. Тяжелая ночь со сном всего 2 часа завершилась звуком будильника. Все сложено с вечера в багажник машины.
Вдох-выдох, вдох-выдох… Впереди 3500 км.
С одной стороны — огромная ответственность. Через половину страны провезти свою семью.
С другой стороны — всего 3 дня и две ночи и увидишь своих кубанских дядю и тетю, братика и сестренку, семерых племянников. Затем доберешься до морей: Азовского и Черного. УУУУУх, как отдохнем!
Кнопка старт, рывок стартера, машина завелась. Завелась буднично, словно ей, как обычно, надо доставить мою попу на работу, а потом обратно.
Понимаю, что поездка совсем не будничная, однако, стандартное поведение машины, все больше уверяет в ощущении, что все будет хорошо.
Крайняя рефлексия: утюг, плойка, телевизор… Все выключено. И даже не включалось сегодня. Но привычка при дальней поездке потроллить супругу никуда не денется.
Должен быть пустой город. А он не то чтобы полон машин, но их как-то много. У светофора на остановке Водники машин двадцать. И это в 6 утра в субботу. Я-то на море, а вы все куда?
Вот и граница города. До свидания на три недели Омск.
Примерно через 250 км граница с Тюменской областью. Сразу другой асфальт, менее зернистый, более гладкий, другие поля. Они все засажены сельхоз растениями, не припомню бесхозных участков.
Аббатское, Ишим. Перед Ишимом огромное количество бабочек или мотыльков сидит прямо на дорожном полотне, взлетают и забивают защитную сетку перед радиатором. Пахнет грибами.
Играет Vanotek, композиция «Back to Me». Как же здорово: скорость, хорошая дорога и саксофон. Так мощно это вошло в память, что прошло два года, а я, слушая эту песню, точно вспоминаю место дороги, запах грибов и тех мотыльков.
Не доезжая до Ялуторовска, первый пит-стоп. Как это выглядит? Папа раскладывает на траве одеяло и принимает горизонтальную позу, но предварительно достает газовую плитку, вставляет баллончик и зажигает конфорку. Мама готовит яичницу с сосисками и варит кофе, 2 кружки взрослым, остальное в термос. Дети скачут по полям и лугам, вытряхивая накопившуюся потенциальную энергию.
Подкрепились, мусор в отдельный пакет, осмотр авто, чистка защитной сетки радиатора. Продолжаем путь.
Заводоуковск, Шадринск, обед, Челябинск. Дорога в Челябинской области похуже, чем в Тюменской. С южной стороны на объездной Челябинска заправка «Роснефти». На ней останавливались в 2016 и в 2017 году. В те поездки ездили через Курган, поэтому это первая заправка, на которой заправлялся каждый раз из трех поездок.
Смотрю на часы. Выигрываю у своих прошлогодних результатов около полутора-двух часов, несмотря на то, что путь выбрал на 100 км длиннее.
Миасс, начинаются горы. А, помнится, в прошлые поездки первый день поездки заканчивал именно в нем. Едем дальше. Златоуст, Сатка.
Еще весной, когда планировали поездку, выбрали несколько хороших гостиниц.
Время 20:30 омского, но решено остановиться на ночлег. Заехали в Сатку, вбиваем адрес первой в навигатор, получаем расстояние 45 км. Как так? Сатка-то 10 км в диаметре…
Оказывается, весной мы не рассчитывали проехать дальше Миасса — Златоуста, а тут получилось проехать дальше запланированного.
Как говорится, язык до Киева доведет. Въезжаем в Сатку, спрашиваем встречных людей насчет приличной гостиницы. Доверяемся рекомендациям.
И не зря. Нас поселяют на третий этаж гостиницы, выстроенной в виде башни. Цена вопроса 2400 руб. за комнату с двумя кроватями и душем. Машина на парковке под видеонаблюдением. Принять душ — как символ окончания трудового дня. Девчонки на одной кровати, мальчишки на другой.
Вечером на Урале градусов 30, душно. Будет дождь. Окно открыто. На улице ветер. Он движет воздушные массы в окно, но спать от жары все равно невозможно. Забираю у девчонок и у сына одеяло, стелю на полу и только тогда засыпаю.
Будильник поставлен на 4 утра по омскому, а по местному на 3 ночи. Оперативный подъем. Взрослые первым рейсом вещи уносят в машину, вторым рейсом сопровождают сонных детей, сдают номер.
Отправление. Хлещет теплый ночной дождь. На дорогах несметное количество лягушек.
Навигатор вместо того, чтобы вывести на М-5, ведет на населенный пункт Бакал и только потом на федеральную трассу.
Трасса прекрасна. Прекрасна тем, что на ней нет фур, большегрузов, тихоходов и вообще нет никого, кроме меня и двух-трех джигитов, что в темноте и под проливным дождем меня обошли, как стоячего, хотя я шел на круиз-контроле, выставив максимально ненаказуемые 110 км/ч.
Ближе к Симу дорога оживляется. К Уфе уже подъезжает длиннющая вереница машин. Но, спасибо правительству Башкирии, начинается 3-полосная объездная дорога с максимально разрешенной 110 км/ч.
Иду в крайней левой полосе со скоростью 130 км/ч. Время от времени догоняют авто с регионом на номерах 02 и 102 и дружески моргают сзади. Конечно, уступаю полосу местным, торопящимся по воскресным утренним делам ребятам.
Делаем первую остановку второго дня движения на окраине живописного поля подсолнечника. Снова все четко: газовая горелка, сковорода с яичницей, кофе, термос, одеяло, поза «горизонталка». Дети кругами нарезают ногами километры, словно их завели ключиком, как игрушек.
Заканчивается объездная Уфы и тут же попадаем в первый затор. Стоим 5-10-15 минут. Смотрю парни из машин с местными номерами вышли, скучковались и, деловито помахивая руками, определенно решают, каким маршрутом воспользоваться, чтобы объехать затор.
Подхожу к ним со словами: «Парни, привет. Авангард — чемпион!» (В тот 2019 год, Авангард выбил в плей-офф уфимский Салават Юлаев, но в финале проиграл московскому ЦСКА).
Ребята недобро глянули на меня, но выручили зеленые шорты с футболкой (цвета уфимской хоккейной команды), и обезоруживающая улыбка. Ребята сообщили, что на «федералке» устанавливают навесные указатели и это может занять до часа. Оказалось, чтобы объехать затор по местным дорогам, необходимо преодолеть более 100 дополнительных километров. И вот, когда уже практически решился вопрос и местные ребята меж собой договорились о маршруте, затор двинулся.
Все дружно бросились по машинам. От Уфы до Самары так и ехали вместе с уфимскими ребятами.
У Самары уходим на трассу Р-229. Объехав город, устраиваемся на обед. На обеде варили пельмени, купленные в пригороде, чай, подъедали те запасы, которые могли не выдержать до вечера.
За Самарой стал искать АЗС: Татнефть, Башнефть или Сибнефть. Загорелась лампочка, сигнализирующая об опустевшем бензобаке, а нужной заправки нет. Вот и пригодилась 10-литровая канистра, наполненная еще в Омске.
Канистру на крышу авто, шланг, подсос, ловко в горловину, пошло топливо.
Вспоминаю, что в километрах 100 от Самары будет деревня Марьевка, в которой собраны все АЗС мира. Десяти литров на 100 км вполне хватит. Погнали.
Через 40-50 км внимательная супруга и по совместительству штурман заметила, что не закрыт люк бензобака. Останавливаюсь, замечаю на обочине встречающего по стойке смирно суслика. Закрываю люк, двигаемся дальше. Планово заправляю полный бак и канистру в Марьевке.
Далее идем через Пугачев, Маркс на Саратов. Дороги в Саратовской области похожи качеством на наши. Огибаем город по СКАДу. Направляемся к южному выходу со СКАД. Там присмотренная еще весной гостиница. Подъезжаем и… уезжаем. Толпы цыган, мало машин — верный признак беды.
Решено двигаться дальше и довериться чутью. Таким способом находим приличную гостиницу. Селят нас снова на 3-м этаже, цена вопроса 2000 руб. В номере 3 кровати, душ. Быстро разобрали все розетки для зарядки гаджетов и powerbank.
Подъем в 4:00 по омскому, местного 2:00 ночи. Без раскачки выходим на трассу. Путь на Волгоград открыт. 400 км преодолено за 4 часа. Все прошло без эксцессов, за исключением того, что буквально в притирку с бампером дорогу перебежала маленькая косуля. Аж проснулся от этого и чуть пиво из рук не выпало.
В Волгограде сразу заехали на Родину-Мать. Нельзя проехать мимо, когда 4 прадеда в нашей семье воевали на этой войне и двое не вернулись, и оба в Сталинграде воевали.
Пока были на Мамаевом кургане, в городе начался час-пик. Так как далее наш путь был устремлен через Сальск на Тимашевск, а оттуда в хутор Греки, то предстояло проехать весь Волгоград с севера на юг, а это почти 60 км городских незнакомых дорог.
Передачи: 2-3, редко 4, поминутно тормоз… Полтора часа и мы на свободе. Где-то налетел на штраф за превышение скорости (позже пришел в Госуслуги). Вот за нами Большие Чапурники, начинается загородная дорога. Да, это не федеральная трасса, зато нет фур: Деловых линий, ПЭК, Магнит. Нет огромного потока номеров с регионами 63, 64, 74, 59, которые от Волгограда уходят на Запад, на Ростов на Дону, на трассу М-4.
Сначала ландшафт представлен огромными степями, изредка прорытыми балками и с небольшой растительностью. Останавливаемся у Абганерово, в этих степях с уплотненной глиной, в которой и полметра в глубину вырыть — подвиг, в августе 1942 года наши войска тормозили удавку фашистов на Сталинград.
Расстелили одеяло, готовим завтрак, а я не могу не то что уснуть, даже вздремнуть, все кажется, что лежу в огромной братской могиле, а вокруг гильзы, воронки, дымящиеся предметы. Вот таким намоленным, отчаянным почувствовалось мне это место. Да как тут укрыться от танков и юнкерсов! Конечно, за 75 с лишним лет природа взяла свое: ни пепелищ, ни воронок. Все распахано, сглажено, растут лесополосы, но мы-то знаем, как наши предки вгрызались в каждый метр земли, останавливая бронированный каток фашистов.
Завтрак проведен штатно, двинулись дальше. Жара давит за 35 градусов. На улице марево. В машине же установлен климат-контроль в 23 градуса. И порой кажется, что то, что в машине, то и на улице. Облачность не дает понять, что на улице ветер несет духоту, словно из печки.
Въехали в Ростовскую область. ГАИшников на дороге, словно в этой области не знают, что времена СССР прошли. Проехали Сальск, где-то в районе Песчанокопское на перекрестке меня тормознули сотрудники ГИБДД. Один из инспекторов подошел и на своем планшете мне показал фото, как моя машина находится слева от сплошной. Вспоминаю, что такая ситуация была 20 км назад на Т-образном перекрестке около АЗС «Лукойл», что у поселка Развильное. Шел какой-то тихоход, а я его по главной обошел так, что начал обгон на пунктирной, а закончил на сплошной. Это ж надо так сдружиться веб-камере АЗС и планшету ДПС — чудеса коллаборации!
Долго ли коротко ли, но скажу так: если бы не было регистратора, то плакали бы мои права. Потратил 30 минут удали и молодости на: достать ноут из авто, вставить в него флешку из регика, найти соответствующий видос и проговорить с инспектором увиденное. Отпустил он меня, но сказал не хорошее напутствие: «Будете так нестись — не доедете до моря».
Далее навигатор вывел нас на М-4. Вышли на нее и внезапно уткнулись в платный участок. Вот же бизнес! Нынешнее правительство ее не строило, однако, это не мешает ему взять и ввести плату за проезд огромного количество «моряков» (так кубанцы называют всех приезжих на морской отдых).
Тимашевск. 40 километров до финиша. Но в нем огромная пробка! По навигатору, она в длину более 6 км и оцениваемое время проезда более часа. Что делать? Так хочется поскорее к дяде и тете, в бабушкин дом, в котором ты был двенадцатилетним и двадцатилетним. А теперь тебе сорок, но ты помнишь каждое из этих пребываний. И теперь между тобой и домом не 3500 км, а всего 40… И здоровенный затор.
Вижу накатанную колею через распаханное поле, наверняка эта дорога как-то хитро объезжает затор. Нырь туда… и точно. Прыг-скок по пашне и ты выныриваешь в трехстах метрах от переезда — одного из виновников пробки. Вот нагловато прошусь с обочины в ряд, находится добрый водитель и пускает. Подъезжаем к перекрестку — второму фактору затора. Это второстепенная дорога, по которой почти всем из затора надо встроиться в поток, повернув налево, а мне надо в бабушкин дом направо, а значит снова на обочину, бегом к перекрестку, дождался разрыва и бульк в поток машин.
И вот знакомый с самого детства поворот на хутор Греки, вот лесополоса из пирамидальных тополей.
Время 19:30 омского. Мы добрались!
Бабушкин дом. Это обычный небольшой домик с садом: виноград, яблони, груши, орех: грецкий и фундук, абрикос, слива… В 1991 году летом, когда собирались мои родители с сестрой и братом, нас тогда собралось семеро детей: 13, 12, 11 лет, двое 9-леток и двое 6-леток. Какая же это была счастливая пора! С утра война: луки из ветвей орешника и стрелы из камыша, растущего через дорогу. В роли наконечников стрел — колпачки от шариковых ручек. Но сначала была тренировка. Несколько метких выстрелов из лука в качан капусты.
Затем всю неуемную детскую энергию в мирное русло направлял дядя Толя. Он, весело подмигивая, спрашивал: «Кто сегодня желает искупаться в теплом лимане?». Естественно, электорат выражал 100% желание. Тогда дядя Толя ставил задачу: «Сегодня день колорадского жука. Всем старшим по два ряда картошки, а малышам по одному. Необходимо с растений собрать всех жуков. А кто первый соберет жуков со своего надела, тот будет ехать впереди на пассажирском сидении». Конечно, после такой подачи и в предвосхищении награды у жуков не было ни единого шанса остаться на картофеле.
И вот буквально за 30-40 минут жуки собраны. Дядя Толя обходит походкой заказчика обработанный участок, проверяет качество. И вот 8 человек в «Волге» движутся к реке.
На берегу лежат две плиты, уходящие в воду. По ним удобно заходить в воду. Между плитами небольшая щель, в которой живут раки. С другого берега — обрыв. С него здорово нырять и крутить сальто. Дядя придумывает различные соревнования, ныряния, играем в догонялки. Накупавшись, возвращаемся домой, где ждет бабушкин борщ. Это густое блюдо, заправленное поджаренным салом. Едят все, даже 6-летки.
Жара набирает обороты и вот после обеда, детский коллектив недвусмысленно намекает, что надо бы покупаться. Дядя Толя снова задает очевидный вопрос. И снова надел картофеля, жуков в банки, контроль качества…
Из всего детского коллектива только у меня сформирована потребность в рыбалке. Дедушка, измученный сахарным диабетом, не может отвезти, как это было в 80-х годах, да и мне уже не 7 лет. Поэтому копаю здоровенных червей, которые в Сибири не водятся, беру пару удочек и топаю по рекомендации деда на ближайший лиман. Это ходу примерно три километра.
Вот утро, будильник. Иду по дороге в высокой траве (или она мне такой тогда казалась), считаю раздавленных ранее проехавшими машинами лягушек. Меньше десяти никогда не получалось. Дохожу до изгиба реки. Там недалеко от берега в воду насыпана огромная куча зерна. Вот около нее и устраиваюсь рыбачить.
Клев зверский. Плотва клюет сразу, пока насадка не успевает опуститься ко дну. Изредка поклевывает сазанчик, но на его подсечку не хватает терпения. За 3 часа рыбалки ловится на две удочки по 60-100 рыбок. Весь этот улов геройски доносится домой в скромном ожидании похвалы от деда. Дед не спешит с комплиментами. Осмотрит всего, спросит целы ли удочки, надо ли чего отремонтировать. При бабушке и маме похвалит, скажет, что вот, правильно растет подмога — добытчик.
Сумерки на юге неотвратимы и внезапны. Резко, словно выключается свет. Падает темнота да такая, какой нет у нас в Сибири. Луна крупнее нашей. Звуки насекомых, птиц сливаются в сплошной звук.
Взрослые родственники, намаявшись в дневную жару, тяготеют спокойно поговорить за рюмашкой чая. А тем временем детская энергия еще не исчерпана. Догонялки в темноте — тревожно-приятное занятие, а прятки так вообще приобретают новые краски.
Все это пролетает в воспоминаниях по дороге, но чем ближе, тем ярче и четче образы.
И вот бабушкин дом. Встречают тетушка и дядя. Готов стол. Разговор обо всем. Нет никаких неловких пауз — это красочно свидетельствует о близком родстве и потребности друг в друге. Омское время 2:30, а мы наговориться не можем. Дети уже спят, и мы решаем все же разойтись по комнатам на отдых.
Утро. Противно орет горлица. Из сада тянутся непривычные сибирякам запахи. Тетушка уже хлопочет на кухне. Блины, мясо, сыры, идет подстройка под детские интересы: кому яичница, кому каша, суп, пюре — ассортимент тетушкиной любви огромен.
Кофе в турке с утра, да под сигаретку, да под разговор… С этим сравнится только после физически тяжелого трудового дня и душа холодный коньяк да с закуской, да с сигаретой, да в приятной компании.
Разговор идет так, словно снят с паузы. Не замечаю, как выпит кофе и скурено пару сигарет, хочется еще. Обычно, курить тянет, когда крепко расстроен, озадачен, ищешь решение сложной задачи, а вот, когда тебя переполняет радость вперемешку с восторгом, хочется курить еще больше. Почему так?
Вечером собирается вся огромная семья: брат и сестренка со своими половинками и семью племяшами. И вот ватага детей, как почти 30 лет назад мы, что-то химичит, творит, делит, штурмует, гоняет, ломает и чинит, лазает и падает…
Камыша через дорогу уже нет, болотце высохло и теперь это место распахали в огород, но ребятишки все равно находят, чем заняться.
Стол ломится от изобилия: домашняя утка поросячьих размеров, овощи, фрукты, разносолы, пироги… Настойки, компоты, вина магазинные, пиво, но мое особое внимание — домашнее красное вино. Это просто нечто волшебное. Оно густое и плотное, пьется как компот, но бьет по телу, словно кувалдой. И разговоры: «а помнишь, мы», «а ты такой вот так», «помню то-то, а кто это сделал?»
На следующий день, собираю отряд из 6 детей (самые младшие еще малы для похода) и отправляемся на лиман. По дороге уже не встречаются лягушки и ужи. Вода ушла и мы решили устроить пати в высохшем русле. Это догонялки, элементы соревнований, кто быстрее, кто дальше и выше. Набесились, сбросили пар, отправляемся обратно.
А я ведь помню, что 30 лет назад, вот тут у меня сорвался кто-то мощный, порвал леску, а там была куча зерна, а вот на этом изгибе ловил сотнями плотву. Грустно оттого, что человек так мощно меняет природу. Однако, на фоне радости от долгожданной встречи, от свершенного переезда, такая грусть не переходит предела уныния.
Так проходит несколько дней, затем переезд в гостиницу у моря и дней 12 проводим на побережье. Об этом писать подробно не буду, т. к. все стандартно: пляж, гостиница, пляж, гостиница. Хотя, когда ты на машине, можно сесть и самому доехать до тех мест, куда организуются экскурсии. Так были посещены лотосовая ферма в Приморско-Ахтарске, грязевой вулкан в Кучугурах, зоопарки, каналы и пруды с черепахами и просто морские берега, куда не доходят ноги отдыхающих, приехавших поездом или прилетевших на самолетах. А еще было порыбачено в двух не то каналах, не то лиманах. Оказалось, что в гостинице по соседству жил мужик из Архангельска и он привез с собой удочки. А у меня авто. Вот и скорефанились.
Физическую форму надо поддерживать даже на отдыхе.
Отдых на морях всегда делим на 2 части. Половина на Азовском, всегда разные места: Приморско-Ахтарск (гостиница «Марисоль») в 2016, Кучугуры (не вспомню название гостиницы, но была вполне приличной, с бассейном) в 2017, Голубицкая (снимали домик) в 2019. Другая половина на Черном: всегда Анапа (Витязево), в 2016 останавливались в гостинице «Пантелеймон», на месте на будущее присмотрели отель «Ясон» (очень хороший сервис и условия, рекомендую) и бронировали его на 2017 и в 2019 годах.
После отдыха на море, возвращаемся к дяде и тете в бабушкин дом. Уже залезли в голову мысли о том, что отпуск заканчивается, нет эффекта пьянящего чувства, что отдых только начинается и ууух, как сейчас отдохнется. От этого разговоры приобретают другой оттенок. Больше с дядей о политике и отсутствии стабильности в мире. С тетей переговоры о том, что надо с собой взять все варенья, соленья, чеснок, лук, яблоки, груши, орехи, уток… В день перед отправлением проводятся серьезные заготовительные работы: формируется 2-3 ящика чуть недозрелых груш, 1-2 ящика яблок, мешочек орехов грецких и фундука, домашнее вино. Все это с фантазией трамбуется в багажник авто и не только. Любая полость заполняется кульком, свертком.
Ночью нужно встать в 5 часов по омскому, то есть в 2:00 местного. Внутренние часы сибиряков давно уже перестроены на кубанское время. Ложимся спать в 22 местного, но уснуть не удается. Мысли вертятся вокруг предстоящего возвращения. Снова и снова прокручивается обратный маршрут. Методично и безжалостно выкидываются мысли о несчастьях на дорогах, а они все пытаются овладеть черепной коробкой. В попытке уснуть проходит полтора часа. Встаю, иду в душ с теплой водой. Вода успокаивает, скидывает напряжение. Ложусь и, хоть и не сразу, но все же засыпаю.
На фото только половина поклажи.
Будильник, трудный подъем. Кофе. Недолгое прощание. Присели на дорожку. Сонных детей бульк в машину.
Быстро добираемся до Тимашевска. Все же попали в небольшой затор. Это угадали в переезд, пропуская ж/д состав.
Завтракаем недалеко от Сальска. У поселка Дубовского сворачиваем на село Заветное. Там похоронен в братской могиле мой прадед, который с 1942 года считался пропавшим без вести. В 2015 году нашел его по архивам, связался с жителем Заветного, им оказался Колесников Владимир Иванович. Он очень сильно помог. Направил мне донесение из журнала 171 военно-полевого госпиталя, где записано, что старшина Михаил Васильевич умер 16 января 1943 года. А в 2016 году при первом посещении Заветного организовал встречу, показал мемориал.
Параллельно прочитал очень много из журнала боевых донесений 111 ОМД 19 гвардейской дивизии и по дням выяснил, как прадед пополнил в сентябре 1942 года оборону Сталинграда. Как их 111-й отдельный минометный дивизион был единственным отрядом легендарных «Катюш», оставленных на правом берегу Волги. Правда, это были не колесные машины, а переделанные из танков БТ ракетометы. Вот их водителем и был мой прадед. В октябре 1942 года во время третьего штурма Сталинграда, когда фашистам даже удалось расчленить армию Чуйкова и даже кратковременно выйти к берегу реки вплотную, наши войска придумали «лайфхак». Они вырыли в высоком правом берегу огромные норы, в которые загоняли «Катюши». В моменты наступлений вражин на тракторный завод, на прочие участки, наблюдатели командовали координаты. «Катюши» выкатывались задним ходом прямо в реку, стреляли по координатам, накрывая огнем технику и пехоту противника. В свою очередь наблюдатели с той стороны, считывали координаты наших «Катюш» и направляли авиацию. Юнкерсы утюжили бомбами указанные координаты, а наши уже в глубоких норках. Да, кого-то все же заваливало, кто-то не успевал сменить позицию… Вот так и пришла весточка в нашу семью, что в октябре 1942 пропал без вести…
Вот то место, где похоронен прадед, крайняя весточка от которого пришла в октябре 1942 г.
При каких обстоятельствах прадед появился в январе 1943 года в Заветном, а это 350 км от Волгограда? У меня пока нет ответа. Что с ним было в ноябре, декабре 1942?
В Больших Чапурниках покоится другой мой прадед — он по материнской линии. Там тоже история, поражающая своей чудовищной фатальностью. Шабалдас Тимофей Андреевич, 1905 г. р., призван 01 сентября 1941 в 69 кавалерийский полк, формировавшийся в Омской области.
01 октября 1941 года полк пополнил 49 конную дивизию и сразу в бой в Киевский котел. Киев уже был сдан врагу, однако амбиции военачальников были неуемны. В бой отправили два конных полка. Я читал выдержки дневника немецкого пулеметчика об этой ночной атаке. Столько лошадиного и людского мяса на этом поле в районе Бердичева этот немец ни до, ни после не видел. Прадед выжил.
Затем случился знаменитый Харьковский котел, когда в неудачной весенней атаке 1942 года на Харьков, немцы хитро сначала заманили, а затем окружили две наших армии. Убито около 171 тысячи человек, ранено примерно 100 тыс., взято в плен от 240 тыс. до 350 тыс. человек (а из плена очень немногие возвращались). Выжить удалось лишь каждому десятому. Прадед выжил.
И вот он оказывается в Сталинграде в августе 1942 года и тут же натиск немцев. Сначала бомбежка несколько дней, а затем одновременный удар с трех сторон танками. Один из них с юга, как раз со стороны Абганерово.
Неизвестно, что конкретно произошло. Дата смерти выглядит непостижимо: убит между __.08.1942 и __.11.1942.
И вот мы заехали в Заветное. Да, сделали +200 км крюк. Но кому, как не мне, названному в честь прадеда, заехать к нему на могилку.
У Абганерово страшная авария: развороченный Рено Дастер стоит на обочине, а на огромном радиусе раскиданы вещи, продукты, обломки. Второй машины нигде не видно. Пострадавших тоже нигде нет.
Переехали в Большие Чапурники. Останавливаться не стали, т. к. кладбищ на окраине Волгограда огромное количество и точного места в этой огромной братской могиле мы не смогли найти заранее.
Вспомнили обоих защитников, сложивших головы. Вспомнили дедушек по линии супруги, которые живыми вернулись.
Проехав Волгоград, выйдя на трассу, ведущую к Саратову, свернули в лесополосу, чтобы поужинать. Навстречу проехала вазовская семерка, груженная дынями. Вот она остановилась. Двинулась задним ходом к нам. Вышел мужичок. Говорит: «Вижу по номеру ты из Омска, ехать тебе далеко, на тебе вот эту дыню». И дает крупный плод. Как же здорово получать такие подарки. Осознавать, что есть внимательные, чуткие люди в наши неспокойные озлобленные времена. И как же становится сытно от того, что есть, есть нечто кармическое в том, как ты живешь, что ты делаешь, творишь.
Откушали четвертинку дыни, отправились дальше. Прошли Камышин, становится темно. Появилась тревога, что не успеем занять места в приличных гостиницах.
Не доезжая примерно 100 км до Саратова, останавливаемся на ночлег в гостинице «Рай». Цена вопроса за номер на четверых с душем и тремя кроватями 2000 руб. После душа сплю как младенец.
Подъем в 5 утра по омскому, это 2:00 по местному. Быстро пролетаем Саратов. Там снова видим аварию. На противоположной стороне дороги на боку лежит опрокинутый большегруз с бочкой. На нашей стороне сжатый кусок железа — это все, что осталось от Лады Гранты. Снова огромный радиус каких-то вещей, обломков и ужас… тела. На обочине кому-то делают искусственное дыхание. Не хочу, не могу остановиться, чтобы дети не насмотрелись этого, чтобы не въелось это горе им в память. Успеют еще насмотреться, но будут старше, а значит крепче духом.
Вот она специфика путешествий на автомобиле на дальние расстояния. Насмотришься всего: и красивых пейзажей, и людской доброты, но вместе с тем, обязательно наткнешься и на беспечность, на горе, на подлость.
Стремительно оставляем позади Маркс, Пугачев. Завтракаем. На плотное движение натыкаемся только около Самары. За Самарой обедаемся пельменями, сваренными в поле подсолнечника, доедаем дыню и движемся на Уфу.
Начинаем объезжать Уфу очень быстро. Круиз-контроль установлен на 130 км/ч. Но вдруг опять затор. Стоим, ползем около полутора часов. Стремительно теряем время. Становится понятно, что до Сатки или Златоуста засветло не успеваем.
С наступлением сумерек въезжаем в Сим. Останавливаемся у первой с виду приличной гостиницы. По факту она оказалась «клоповником», но есть душ в номере, что добавляет одну звезду. Цена ночлега 2000 руб.
Подъем в 4:00 по омскому, в 3:00 по местному.
Третий день обратного пути самый тяжелый. Уже не удается ехать строго по плану. А план всегда такой: 4 часа непрерывного движения, завтрак 20-30 минут; 4 часа движения, обед и отдых 40-60 минут; 3 часа движения, ужин 20-30 минут; 3 часа пути — поиск гостиницы, ночлег.
Без той мотивации, без того мощного целеполагания, которым ты заряжен по пути на юг, становится труднее: терпеть нарастающее плоскожопие за рулем, чаще хочется курить, да просто чаще хочется остановиться и походить ногами по земле, размяться.
Ночью уральские дороги пустые, поэтому Урал пролетаем часа за три. Быстро достигаем Челябинска, снова заправляемся на «Роснефти». Почему-то из всех многочисленных заправок в таком явном, четком виде запомнил именно эту АЗС.
Уходим на Шадринск. Участок курганских дорог в примерно 50-60 км самый плохой из всех 3500 км. У Ялуторовск выходим на трассу Тюмень — Омск. До дома остается всего 550 км.
Где-то на участке Ялуторовск — Ишим все же выхватил штраф за превышение скорости (позже пришел в Госуслуги). Наверное, слишком громко играла музыка, что не услышал пиликанье антирадара. А может треногу хитро установили умельцы, так, что антирадар и пикнуть не успел, когда камера выловила мое нарушение.
Останавливаемся у Ишима, через всего 200 км останавливаемся в Тюкалинске — очень трудно себя заставить выдерживать план.
В Омск въезжаем в 19 часов.
Вот и закончился трехнедельный насыщенный отпуск. Да, его безусловно необходимо занести в жизненный актив: семья в третий раз за четыре года увиделась с кубанскими родственникам; четвертый раз за пять лет побывали на море. СуперПапа трижды в одно лицо свозил всю семью через половину страны и каждый раз удачно!
Но насчет удачи все же есть небольшая ложечка дегтя. Именно по пути назад и, насмотревшись на различные аварии, вдруг осознал, что мой лимит заканчивается. Лимит удачи, везения, фарта. Вот прям сверлом в голову так залезла эта мысль. Сначала еще удавалось замещать приятными картинками моря, пляжа, рыбалки… В общем приятными образами на контрасте, чтобы выветрить негатив. Даже не могу подобрать слов, чтобы описать механику этого осознания и то, как с этим удавалось жить. Но, начиная с января точно знал и смирился, что неминуемо будет ДТП — вот тут моя ошибка, надо было продолжать сопротивляться.
Зато после ДТП вся эта дурь вылетела и не попадает в голову.
Но не будем о грустном, тем более все, что нас не убивает, делает сильнее — закон жизни.
Зачем я это взял и написал?
Да просто манит и тянет дорога. Наверное, такой вид путешествия для меня — наркотик. Как же здорово ехать на машине далеко-далеко и разглядывать красоты и щедроты нашей необъятной Родины. Встречаться с разными людьми, убеждаться, что при всех различиях в нас, все мы едины общими фундаментальными ценностями.
Это фото с первой поездки, тогда еще на Дастере (где-то в Волгоградской области).
Нравится культура дальнобойщиков воспитывать мажоров и помогать автолюбителям при обгонах, когда опытный фуровод, приметив, что обгоняющий имеет риск не успеть завершить маневр, притормаживает, давая поскорее себя обогнать.
Нравится, что при реверсивном движении, когда твоему потоку загорается зеленый, 99% водителей соблюдают очередь проезда, не толпясь, не обгоняя со старта впереди стоящие авто.
Нравится, что при ДТП сразу останавливается много машин и совершенно незнакомые люди помогают, хлопочут — не остаются равнодушными.
Нравится, что дорога дает понимание, что за эти 30 лет, когда распалась Советская страна и новое государство перестало культивировать духовное в человеке с детства, тем не менее очень многое человечное осталось в наших людях.
Лето 2021