|
Екатеринбург — Алтай — Екатеринбург, 6000 км
Окулик на Алтае. По дороге в сторону Монголии.
Введение и подготовка.
Давно мечтал съездить на красавец Алтай, и вот летом 2021 года поездка состоялась.
Маршрут был такой: Екатеринбург — Тюмень — Омск — Новосибирск — Барнаул— Горно-Алтайск — поездки по самому Алтаю — Ташанта (граница с Монголией) и обратный путь по тем же городам. Вышло в круг шесть тысяч километров.
Изначально планировал ехать на мотоцикле, но, посмотрев погоду (обещали много дождей), решил отправиться в путь на маленьком автомобиле ОКА.
Машина осталась от моего деда и с завода была в нашей семье, простояла последние 12 лет в гараже без выезда (пробег на момент постановки на ход был 13111 км). Была восстановлена в январе 2021 года — это другая большая история, тут же речь пойдет именно о путешествии на Окулике, хотя технические моменты буду затрагивать.
Такой была машина в декабре 2020 года. 12 лет в гараже.
Захотелось покорить Алтай не на современном авто с кондиционером, круиз-контролем, автоматом и другими прелестями, а именно на стоковой ОКЕ.
О машинке: 2004 год, модель 11113, карбюраторный мотор 33 л.с., полный сток, все как с завода, шины 12-е «Кама». Из доп. оборудования термометр в салоне, ветровики и багажник на крыше, поставленный еще моим дедом (покрашен в этом году), сейчас несет больше декоративную функцию.
Да, пусть номера 02 не смущают, «прописана» машина в Башкортостане, но сейчас живет в Екатеринбурге.
Перед поездкой проверил подвеску, все жидкости, заправил бак и загрузил багажник скарба — все для кемпинга, палатку, теплые вещи. Взял минимум необходимых запчастей, трос, набор инструментов, ремни и другие мелочи, вроде катушки зажигания и бензонасоса (владельцы ВАЗов поймут), все жидкости на доливку. Забегая вперед, скажу, что ничего из этого не понадобилось.
Старт. Первый день поездки. Екб — Омск
Итак, 19 июня, на одометре 16313 км, на часах 7 утра — стартуем. Настроение воодушевленное, погода хорошая и есть большой мандраж — доедет ли Окулик.
Доедет, куда он денется, успокаивал я себя, тем более в детстве мы с родителями (вчетвером) несколько раз ездили к морю на ОКЕ с Урала, а это тоже около 6 тыс. километров, и все было отлично. Поехали!
Первые километров 150 прислушиваюсь к каждому звуку, не спускаю глаз со стрелки температуры двигателя, лампы давления масла. При каждой остановке заглядываю под капот и под машину, переживаю, но все отлично, тьфу-тьфу, уровень антфриза, масел, тормозной жидкости в норме.
Традиционно постояли в небольшой пробке у Богдановича (утром в субботу она уже была), без проблем проехали с Окуликом через Камышлов — уютный городок, через него навигатор показывал более быстрый путь, на объездной дороге шел ремонт и был реверс. В самом Камышлове запаслись едой в только что открывшейся «Пятерочке» и поехали дальше в сторону Тюмени.
Тюмень — «столица деревень» по одной из версий так называли из-за большого количества слобод и деревень, составляющих город.
Дорога до «столицы деревень» отличная, широкая, с нормальными обочинами, много где отремонтировали, быстро и не напряжно, трафик утром был совсем небольшой. Минимум камер на дорогах и постов ГИБДД. Уже в 12:20 мы с Окуликом были у въезда в город, расстояние от Екатеринбурга до Тюмени 330 км. Начиналась жара, хотелось поскорее проехать нефтегазовую столицу и двигаться дальше.
Как уже писал, машина в полном стоке и без тонировки — от жары очень здорово помогли шторки на магнитах с известного китайского сайта, когда солнце печет, легко поставить и спрятаться от него за шторочками — рекомендую.
По самому городу с его круговыми движениями и широкими дорогами проехали достаточно быстро. В Тюмени бываю часто — город современный, с хорошими дорогами, строится и развивается, красивая небрежная и старый город, много крутых ТЦ и развязок, времени на осмотр города не закладывал, поэтому транзитом направились в сторону Омска, путь лежал через Заводоуковск, Ишим — в этих городках я ни разу не бывал.
Мост через Тобол.
Название реки происходит от тюркского слова «тубылгы» — таволга (такая трава).
Необычное название. В здешних краях протекает река Ук, что на языке тюркских народов означает «стрела». В 18-м веке здесь купцы Походяшин и Власьевский построили винокуренный завод. Деревня тогда получила статус волостного села с необычным названием — Заводоуковск.
Мчали почти не останавливаясь, только на заправки и перекусить, план в этот день был доехать до Омска. С заправками по пути все в порядке. Заранее на букинге забронировал несколько вариантов, где можно остановиться на ночлег. Коронные времена — отелей полно, все с бесплатной отменой и без предоплаты, удобно.
К Омску приехали уже затемно, в районе 11 часов вечера, на въезде в город глобально ремонтировали дорогу — ехать между конусов было уже тяжко, снятый асфальт, пыль и ничего не видно. Сфотографировал машину у знака Омск, а через пару минут уже была огромная и красивая стела — остановился и у нее.
Усталость уже накатывала, но настроение было боевое, появилось ощущение большого путешествия — так далеко Окулик еще не забирался. Пробег за день составил без малого 1000 километров.
Немного об ощущениях от езды на маленькой карбюраторной машине по трассе: крейсерская скорость 90-100 километров, с обгоном фур проблем нет, по трассе не сдувает. Спина не устала совсем, вентиляция работает нормально, гула мотора или других напрягающих моментов нет.
Совсем недавно ездил на тойоте из ЕКБ в Питер, усталость вечером после тысячи километров одинаковая, ощущения от езды, как на «взрослом» автомобиле, места тоже достаточно.
Вернемся к Омску: город был почти пустой, на дорогах минимум машин, сами дороги приличного качества. Приехав в отель, увидел, что там сауна и сомнительные личности (хотя в отзывах на букинге не было инфо), администратор вышла вся в коже и с губами, как у Сергея Зверева, с группой поддержки в виде подвыпивших товарищей, в таком отеле выспаться после напряженного дня за рулем было нереально.
Что же, сам не досмотрел отзывы и фото — решил я, и мы отправились в другой отель, поколесив минут 20-25 по ночному Омску. Второй отель оказался отличным (сутки 1950 рублей с завтраком, чистый и большой номер с душем, кондиционер, большой ТВ, холодильник), парковка под окнами, тишина, завтрак в номер в любое, даже самое ранее, время, недалеко был ж\д вокзал, но его слышно не было совсем.
Второй день. Омск — Новосибирск
Основательно выспавшись и плотно позавтракав, выдвинулись из отеля поздно, в 9:57 по омскому времени (разница с Екатеринбургом +1 час). День обещали жаркий, план на этот день был доехать до Новосибирска. Заложил меньший пробег, чтобы не сильно уставать, все путешественники знают, что лучше в следующие дни закладывать меньше пробега, да и цель была отдых, а не гонки со временем.
Утром снова заглянул под капот — все уровни жидкостей в порядке, масло нигде не давит, похлопал Окулика по крыше «не подведи» и поехал. Сам Омск оставил приятное впечатление (еще вернемся в него на обратном пути).
Когда заправлялся на выезде на Лукойле, оказалось, что мое приложение на телефоне не работает и карту лояльности с Урала не принимают, видимо, тут немного другой Лукойл в плане юрлица, но бензин отличный, «пришлось» оплатить в кассе, поболтав с заправщиком отправились в путь.
Машин на выезде из города практически не было, ранее утро «делало свое дело».
Новосибирская область. 1100 км от Екб.
Традиционно, дорога Омск — Новосибирск наискучнейшая равнина, огромный трафик фур (нигде не видел такого количества), которые собирались в эпичной длины «автопоезда» (из-за реверсов на дороге), но местами абсолютно пустая дорога (когда грузовики стоят на красный). Расход 92-го заметно подрос, т.к. «топил на все деньги» по прямой, скорость 105-110 км в час, видимость отличная. Привычных заправок Лукойл и Газпромнефть стало значительно меньше.
Сама дорога отличного качества, без кочек и ям — ехать одно удовольствие, ремонты местами — это нормальное явление для лета. По трассе едут на легковушках, в основном туристы с абсолютно разными номерами, много с московскими.
Касательно скорости на Окулике и темпа движения — в такой дальней дороге уже запоминаешь узнаваемые машины, которые тебя обгоняют, так и ехали с кайеном, камри и другими машинами, двигающимися на Алтай, периодически провожая взглядом обгоняющие иномарки.
Несколько раз останавливался перекусить, по дороге стало значительно меньше кафешек и населенных пунктов, все стоянки были с огромным количеством фур. Поэтому было проще приготовить кофе и горячую еду в пути — газовая горелка, кемпинговый стул и столик, и кафе там, где ты, благо запас продуктов и вкусняшек был с собой.
На привале где-то по дороге в Омск.
По пути несколько раз встречал байкеров — выглядели они уставшими и пыльными, порадовался, что еду на Окулике (слабак, подколют мотопутешественники). Ездил на мото по 2500 километров — это немного другая философия и другой кайф от дороги, поэтому знаю о чем говорю. Конечно, огромный плюс на мото, что не стоишь в пробках при ремонте дорог и в трафике у городов.
За километров 50-60 до Новосибирска у окулика немного пропала динамика разгона — видимо, попала грязь в карбюратор (хотя стоит топливный фильтр перед бензонасосом), вылечилось тапкой в пол, доставать из багажника очиститель карбюратора и останавливаться было лень.
В районе 21:30 был в центре Новосибирска (по местному времени). Порадовала дорога на подъезде к городу, почти 80 км. «автобана» без камер с отличным покрытием и без машин вообще. Заправил полный бак сибирского лукойла на въезде в Новосиб, чтобы утром не тратить время.
Почти «автобан» на подъезде со стороны Омска.
Уже в городе Окулик ощутил, что дороги в Новосибе, мягко говоря, не очень — ямы, колеи, минимум разметки. Отель так же бронировал заранее на букинге, он оказался в каком-то поселке на горе, но в целом соответствовал цена-качество. За второй день было пройдено в районе 670 километров. Погода начинала портиться, похолодало до +15 и заморосил дождь. По пути на Алтай решил здесь не останавливаться, впечатления о городе будут уже на обратном пути.
В Новосибирске бывал по работе несколько раз, город большой, но своеобразный.
Заказал ужин на яндекс-еда, чтобы не готовить, в итоге они протабанили с заказом почти час и не привезли ни пасту, ни греческий салат, ни сырники…, дав какой-то промокод… Основательно поворчав (голодный и уставший мужик — это сурово), достал банку тушенки, дошик и, запив все небольшой дозой виски, лег спать — завтра предстояло доехать до Алтая…
Мостов в Новосибирске достаточно много.
Третий день. Новосибирск — Горно-Алтайск
Ночью и утром в Новосибе лил дождь и было достаточно холодно 13-15 градусов. Позавтракав в отеле и собрав все вещи, погрузил их в Окулик под дождем — погодка основательно испортилась, за окном ливень — понедельник. План был доехать до Горно-Алтайска, это совсем немного — 450 километров. С учетом, что выезд был очень поздний и уже начнутся достопримечательности, норм.
Вытянул подсос, завел машину в 11:45 по-местному времени, прогрел до рабочей температуры мотор и собрался выезжать от отеля. Включаю печку, а она не работает, вентилятор не подает признаков жизни, на улице льет, все окна запотели, холодно. Неудобно получается — думаю я, но не критично.
Предохранители в порядке, все остальные цепи и реле работают, дождь усиливается — копаться под капотом или под панелью не вариант — с неба заливает.
Протираю окна тряпочкой и еду, попутно глядя по сторонам на предмет автосервиса с электриком и вижу магазин запчастей для автоваза и напротив большой приличного вида сервис со стоящей рядом волгой ГАЗ-21 — мне точно сюда.
Захожу — автоэлектрик есть, оформляем заказ, загоняю машинку в бокс, выходят три или четыре мастера, разговариваем про машинку, про магазин с запчастями напротив (думаю, сейчас сгоняю за моторчиком и быстро поменяем) открываю капот и, о чудо, — печка включается, видимо залипли щетки (обычно надо постучать по корпусу электродвигателя), ржем вместе с мастерами, что ока самопочинилась (это была единственная «поломка» за всю дорогу).
Парни пожелали счастливого пути, и я уже с печкой поехал на выезд из города. Уже обед, трафика на дорогах достаточно много, объезжая ямы и лужи, выдвигаюсь в сторону Горно-Алтайска. На выезде из Новосибирска заезжаю в Ленту купить продуктов.
В ожидании просвета между сильным ливнем и просто ливнем. Чтобы просто добежать до магазина.
Дорога из Новосибирска до Барнаула долгая, нудная, узкая, с большим трафиком под дождем, везде знаки обгон запрещен, камеры через каждые 500 метров, очень много машин и городов, поэтому скорость достаточно низкая. Зато заметно меняется пейзаж за окном, начинаются небольшие горки и спуски, рядом вода — становится заметно интереснее после скучнейшего перегона Омск — Новосибирск. Само дорожное покрытие на трассе отличное, разметка, благоустроенные съезды, ограждения — современно и красиво.
Долго ехал через Бердск с его светофорами и пробками. Проездом видел музей паровозов слева, надо будет туда заехать на обратном пути, подумал я. Печка работает — все отлично, за бортом прохладно — поэтому греюсь отопителем.
И вот в 12:40 по-местному времени мы с Окуликом добираемся до въезда в Алтайский край. Круть, эйфория, отличное настроение — мы почти у цели. Льет дождик, суровые тучи низко, но это все мелочи, по прогнозу погода впереди лучше и самое главное — Алтай совсем рядом.
Большой путь для маленького Окулика. Добрались до Алтайского края.
Трафика становится поменьше, машины растягиваются по дороге после медленных проездов городов. Мчим дальше. Заезжаю на заправку Газпромнефть, она временно не заправляет (приехал бензовоз). Болтаем с местными водителями в ожидании заправки, все интересуются, откуда мы и как так далеко забрались на ОКЕ — делюсь впечатлениями, расспрашиваю, как дорога впереди.
Заправка оживает, заливаю полный бак, подбегает солдатик с 5-литровой бутылью и просит не отъезжать, чтобы ему дали налить в пластиковую бутыль, поржали — заправили и его, выезжаем. По дороге еще встретим его с сослуживцами на армейском Урале, когда остановимся на привал.
Обед окавода в пути. Полочка даже на такой маленькой машине используется по назначению.
Барнаул остается в стороне — объезжаю его по объездной, дорога отличная в несколько полос. После поворота от Барнаула начинаются ремонты дорог, но в целом трафик движется и ехать не напряжно. Перекусываю в пути.
За окном все больше меняется пейзаж, вдалеке видны горы (тогда мне казалось, что это горы), местами туман, природа симпатичная. Машин все меньше, грузовиков очень мало.
Прохладно, дождь периодически льет и проходит, уже становится темнее, в районе 5 часов вечера добираемся c Окуликом до Бийска, городок показался уютным и симпатичным, есть даже трамвайное движение, кстати, трамваи с Урала из Усть-Катава Челябинской области, в этом городе вырос и пошел в первый класс, прям ностальгия при виде этих трамвайчиков со сдвижными дверями.
Фотографируюсь у музея Чуйского тракта, он уже был закрыт, но сам факт, что был рядом, надо зафиксировать.
Уже основательно запылившийся Окулик в Бийске.
Выдвигаюсь от музея в сторону моста через Бию, примерно на середине моста оказывается, что плохо захлопнул дверь машины, на ходу от души отрываю ее и захлопываю и слышу какой-то странный звук, смотрю в зеркало, а сзади на дороге валяется моя толстовка которая лежала между дверью и сиденьем.
Мост, большой трафик машин — не остановиться, гоню до конца моста — там разворачиваюсь и мчу, как на ралли обратно, торможу на мосту и спасаю толстовку, немного грязная, но целая — со стороны вся эта движуха выглядела забавно — окавод гонит, выскакивает, как ошпаренный посередине моста и мчит дальше.
Сам Чуйский тракт начинается как раз из Бийска, ощущение, что вот он настоящий отпуск на Алтае начинается накрывать. Класс, машин от Бийска почти нет, дорога отличного качества, идеально ровная, между деревьев, где-то рядом река, ощущение, что ты где-то в Италии, мчишь в сторону озера Комо (но нет, лучше!) Окулик добрался до Чуйского тракта, и Путешествие начинается.
Первой остановкой после музея Чуйского тракта у меня в навигаторе стоит памятник Василию Макаровичу Шукшину на горе Пикет в его родном селе — Сростки. Место очень атмосферное, вечером там не было почти никого. Нужно съехать около километра с трассы и по асфальтовой дороге с большим подъемом доехать по парковки и метров 100 пешком.
Место понравилось, отличный вид на шикарную природу, тишина, спокойствие — атмосферно, рядом паслись лошади — красота.
Встретил ребят из Москвы на красной мазде, разговорились, они уже 5 дней ехали из столицы и совсем не подготовились к путешествию по Алтаю — сфоткали мои точки из навигатора, рассказал им про основные достопримечательности (я-то готовился), и я поехал дальше.
Этот памятник, выполненный скульптором Клыковым на собственные средства, был открыт 25 июля 2004 года.
Вечереет, двигаюсь дальше в сторону Горно-Алтайска, там забронировал номер в домике. Дорога все интереснее, петляет между гор и реки, скалы слева, лес и где-то за деревьями Катунь справа. И вот почти неожиданно выезжаю из-за поворота к стеле Республика Алтай — класс.
Справа огромная Катунь — ее наконец-то видно, впереди горы — масштабно и красиво. Окулик уже официально на настоящем Алтае в том числе и по карте.
Народу у стелы немного, пара машин не больше. Все фотографируются, за стелой есть памятник путешественнику с рюкзаком и собакой.
Впереди республика Алтай и горы, горы.
Друзья, пишите на чем сделать акцент во второй части, что интереснее и чего поменьше нужно в тексте. Конец первой части.
Продолжение следует.