Семейный автопробег по Горному Алтаю: Марс 1, долина Актру

09.08.2021 | 10576 просмотров

Добрый день, уважаемые Дамы и Господа! С 28 по 30 июля этого года совпали желания и возможности двумя родственными семьями посетить Горный Алтай. Об этом и будет рассказ, подкрепленный фотографиями. Замысел был такой: посетить Марс 1 28-го числа, 29 июля подняться в долину Актру и посетить ледник Большой Актру и Голубое озеро, и, если удастся, по пути к Малому Актру зайти на озеро Сачки и водопад. Путь целиком описывать смысла не вижу: доехали до Шебалино — значит близко Семинский, заехали в Хабаровку — Чике-Таман рядом, подъехали к Чибиту — Акташ появится вот-вот.

Итак, проехали Акташ, немного терпения, и вот горы расступаются — впереди Курайская степь. Обязательная остановка у всем известного холма перед Кураем для фотосессии и краткого введения в местную географию и историю, так как из всех нас в этой стороне бывал только я.

Взгляд в сторону Чуйского тракта:

Смотрим в сторону Курая:

Ничего нового, Курайская степь прекрасна, как всегда!

Северо-Чуйский хребет прячется за облаками:

Непередаваемая словами игра света и тени! Жаль, что мой фотоаппарат не может это ухватить.

Дорога на Марс 1 лежит через село Чаган-Узун, расположенное в 40 км после Курая в сторону Кош-Агача. Время уже около 15 часов, надо успеть посетить Марс 1 и вернуться в Кызыл-Таш (почти то же самое, что Курай). Минуем Курай, петляем между гор, сворачиваем направо через мост в Чаган-Узун. Останавливаемся для минутной фотосессии:

Природа здесь очень своеобразная — проехали всего 40 км, а отличия уже есть.

Чаган-Узун получил свое название от одноименной реки. Здесь она сливается с Чуей.

Тот самый мост:

Чуя в этом месте еще не тот мощный поток, который вливается в Катунь возле села Инегень:

Сразу за мостом начинается гребенка — особо не разгонишься. Как добраться до Марса 1? Он примерно в 7 км от села. Мы там не были, поэтому проложили путь с помощью навигатора и, следуя его указаниям, благополучно прибыли к точке, откуда забрасывают на Марс.

Дорога так себе, трясет, но ехать можно. Путь к Марсу 1 лежит через небольшую речку. Возле неё можно оставить машину, нанять Уаз с местным водителем, и он отвезет до Марса. Цена вопроса 300 руб. с человека. Можно проехать на своей машине. Для этого выше основного брода есть мелкий брод для легковых машин. Дорога мерзкая, острые камни, можно пробить колесо, что и случилось с одной Камри. Но на легковухе однозначно проехать можно. Мы наняли Уаз, который домчал нас до Марса 1. На въезде берут по 100 рублей с человека. Есть туалеты, кафе, катают на верблюдах, стоят скульптуры из металла в стиле стимпанк.

Общий вид стоянки:

Дорога непосредственно к Марсу 1 идет через убогий мостик над оврагом, на дне которого бежит ручеек. Проще и безопасней пройти через овраг, чем по качающемуся мостику без перил.

Марс:

Это как ретранслятор в Акташе, один раз съездить можно.

Виды Марса:

Людей достаточно много. Ходят, смотрят, фотографируются. Благо повезло с погодой. В дождь там мало того, что делать нечего, но и опасно. Подъемы довольно крутые. Холмы изрезаны эрозией, что создает довольно необычный вид.

Мы тоже не отставали от остальных посетителей:

Из-за вершин холмов показалась туча, поднялся ветер. Уловив намек, мы довольно быстро спустились, и Уаз доставил нас к нашим машинам. Трясясь на кочках, мы покинули Чаган-Узун и, выехав на Чуйский тракт, поехали в сторону Кызыл-Таша. Ветер усиливался, нагоняя черные тучи.

Через некоторое время начался дождь. Одновременно с дождем пришли опасения, что погода помешает нам на следующий день подняться на Актру. В дождь в горах мало того что ничего толком не посмотришь, да еще и опасно. Но, как только мы вернулись в Курайскую степь, ливень прекратился. Вид на горы, затянутые облаками и освещенные солнцем сквозь разрывы в облаках, был настолько необычным, что большое количество автомобилей остановилось, и пассажиры фотографировали столь красивое природное явление. И мы в том числе. Остается только восскорбеть душой, что фотографии не передают того, что мы видели:

Да и фотограф я так себе… Надеюсь, что хоть часть красоты удалось захватить.

На мой взгляд, самое удачное фото:

Далее было вот что: проехав Курай насквозь, незаметно для себя попали в Кызыл-Таш. Навигатор привел нас на улицу Центральная 39. По этому адресу находится небольшая база, состоящая из трех жилых аилов, дома, бани, аила-кухни. Мы сняли два аила. Рассказал про эту базу мой давний знакомый Евгений, за что ему большое спасибо.

Фото усадьбы:

Наш аил:

Внутри аила:

За столом электрический обогреватель. Первую ночь на улице был заморозок, обогреватель включали. В аилах чисто, постельное простенькое, но не замызганное. Для любителей посидеть в интернете полноценный 4G.

Аил изнутри с другой точки:

Беседка на улице, за ней аил-кухня:

Дружелюбная собака, любительница угоститься чем-нибудь вкусным в качестве бесплатного дополнения.

Особенно хороша у Олега баня с сауной. Раздевалка, мойка и сауна по порядку:

Пахнет деревом, чисто. Из особенностей базы или недостатков, это кому как, можно упомянуть туалеты за оградой и отсутствие душа. Туалеты нас не напрягали, душ вроде как строится. Для мытья посуды и утренних процедур есть раковины под навесом на улице, к которым подведена горячая вода из бойлера.

Оставался один незаконченный вопрос — доставка нас утром 29 июля на Актру. Решили, что для нашей группы будет задействован Уаз-таблетка. Выезд на Актру должен был состояться 29 июля между 8 и 9 часами в зависимости от погоды. На этом мы легли спать

Утро встретило нас заморозком и ясной погодой:

Появился водитель, сказал, что выезд будет около 8:30. К назначенному времени мы собрались, взяв с собой рюкзаки с едой и водой.

Та самая огненная колесница, которая доставит нас на Актру:

Как только погрузились, подошел водитель и повез нас по правому берегу Чуи, вверх по течению, к мосту.

Миновав мост, попали в древнюю Курайскую степь, в воздухе над которой вздымались клубы пыли, поднятой машинами, везущими на Актру путешественников. Доехав до прозрачного ручейка вблизи холмов, остановились. Пока набирали воду, сделал несколько снимков:

По всему было видно, что погода обещает быть хорошей. После вчерашнего дождя это весьма радовало!

После петляния между холмов подъехали к лесу. От него начинается дорога на Перевалку — промежуточную стоянку перед Актру, расположенную до брода через реку с тем же названием. Потряслись немного по лесу и прибыли на Перевалку, где, взяв с собой ценные вещи из машины, по не до конца разобранному мосту перешли реку — Олег с людьми через реку не ездит.

Перевалка:

Дорога до Перевалки дрянная, но хорошие либо отчаянные водители на легковых машинах до нее вполне добираются. Во всяком случае, на стоянке я видел Рено Сандеро Степвэй и Ладу Весту.

Река Актру вытекает непосредственно из-под ледника Большой Актру, вбирая по пути к Чуе все речушки и ручейки. Уровень воды зависит от времени дня — утром ниже, так как ночью таяние замедляется, а к обеду повышается. Вот она с правого берега:

Перебираемся через реку и ждем Уаз, который подъехал довольно быстро.

После пары часов тряски по валунам разной величины выезжаем на каменистую равнину, по которой всюду текут потоки воды. Остановка для фотосессии и двинемся дальше:

Необыкновенно удачный снимок получился! Прямо — гора Кара-Таш, на ее вершине висячий ледник Троновы штаны, слева от Кара-Таш ледник Малый Актру, справа от Кара-Таш виднеется правый язык Большого Актру. Облака справа на фото закрывают перевал Учитель и гору Кызыл-Таш. Вскоре все это мы увидим гораздо ближе.

Водитель довез нас до памятников погибшим сноубордистам и альпинистке Галине Афанасьевой:

Вокруг нас лес из чахлых лиственниц, ближе к краям долины растут кедры. Среди лиственниц стоят палатки людей, прибывших на несколько дней. Да оно и правильно — много за один день в долине Актру обойти не получится.

Идем по долине к моренному валу — границе морены, каменистого вала, оставшегося после отступления ледника:

На фото между левым плечом парня и горой Кара-Таш начало вала морены.

Тропинка идет по краю русла, в котором среди камней беснуется мутный поток реки Актру:

Будьте осторожны, можно оступиться и скатиться вниз с непредсказуемыми последствиями! Подъем становится все круче и круче. Самое главное подняться на морену, наверху будет полегче. Солнце печет нещадно, куртки сняли, завязали их вокруг пояса и неутомимо лезем наверх.

Идти еще весьма прилично:

Бросим взгляд назад. Где-то там, за лесом, внизу Курайская степь:

М-да, мы еще в самом начале пути. Жарко, камни, редкая растительность.

Даже не знаю, как назвать этот снимок: «Все выше, выше и выше!» или «Когда же это все закончится?». )))) Я-то знаю когда, поэтому призываю набраться терпения.

Короткий привал и двинемся дальше.

В прошлом году мы поднимались, то и дело переходя через многочисленные ручейки. В этом они пересохли.

Впереди идут путешественники помоложе. Молодое поколение, надо сказать, оказалось очень легким на ногу, обходились без горных палок:

На начальном участке пути мы добрались до вала морены. Второй участок от вала морены до скал под названием Бараньи лбы. К Бараньим лбам ведут множество разбегающихся тропинок — выбирайте любую, все они ведут в одно место.

На левой части фото можно увидеть правый язык ледника Большой Актру:

Терпение, только терпение! Скоро будет еще веселее!)))

Не каждый день такое увидишь вблизи:

Бараньи лбы, прошу любить и жаловать! На фоне синего неба, во всей красе:

Мне кажется или кое-кто только сейчас понял во что ввязался?

Ледник долгие столетия переваливался через Бараньи лбы и спускался в долину, и поэтому вершины Бараньих лбов имеют округлую форму.

Красивые виды скрашивали трудности предстоящего восхождения:

Сиди, не сиди, а подниматься наверх надо. В путь, Дамы и Господа!

Если присмотреться, то по идущим внизу можно оценить крутизну подъема. Держаться лучше ближе к скале.

Время от времени требуется передышка.

Полчаса стараний и мы поднялись! Всего пара сотен метров и левый рукав Большого Актру открывается перед нами во всей красе и мощи:

Мутная лужа в самом низу ледника не что иное как начало реки Актру! Теперь нам к Голубому озеру, по тропинке вдоль ледника вверх. Будет нелегко, но мы готовы.

Вперед, только вперед:

Бросим взгляд назад и неутомимо карабкаемся по тропинке:

Для таких случаев хорошо иметь треккинговую обувь с усиленными носком и пятой, а также соответствующим рисунком протектора. Хотя в прошлом году я встречал людей, которые поднимались в каких-то чешках и шлепках на босу ногу. Смотрите сами:

Самая младшая путешественница, без жалоб и капризов поднимается все выше:

Есть люди, которые ходят по леднику. Кто они — опытные путешественники или отчаявшиеся в жизни любители острых ощущений?

Ледниковый щит прорезали русла многочисленных ручьев с кристально чистой водой:

Отдыхаем в стороне от тропы, чтобы не мешать спускающимся.

Куда ни кинь взор — горы, небо, ледники, редкие облака:

На фотоаппарате объектив с 60-кратным оптическим приближением позволяет увидеть вблизи недоступное ногам:

Отдохнули? Пора идти. До следующего привала.))) Видите радость на лицах? Осталось немного!

Пока все отдыхают, я поднялся повыше, чтобы озеро полностью вошло в кадр:

Возле озера народ так и кишит: стоят палатки, взрослые, дети, гламурные инстакисы позируют инстакотикам… Шипят газовые горелки, валяется мусор — цивилизация в общем! Над всем этим Содомом невозмутимо возвышается гора Кызыл-Таш.

Иду в сторону пика Актру. На фото ниже гора Кара-Таш с висячим ледником Троновы штаны или Дедушкины штаны. Слева от Кара-Таш снежная шапка Купола Трех Озер:

Царство снегов и гор:

Большой Актру во всей красе:

Если не ошибаюсь, то вершина с снежной шапкой это Актру.

Троновы штаны крупным планом:

Понятно почему штаны? Две «штанины» у ледника.

Пик Актру крупным планом:

Так называемая «зона трещин» на Большом Актру. Где-то внизу в зоне трещин бегают неутомимые путешественники. На фото их не разглядеть, но они есть:

Начало реки Актру, вид сверху:

Небо затягивает пелена, мы отдохнули, наполнились впечатлениями! Спускаемся совсем в другом настроении:

Спустились почти без приключений, внизу нас ждал на машине водитель, а в Кызыл-Таше натопленная баня!

Хочу сердечно поблагодарить всех участников похода за терпение! Всем, дочитавшим статью до конца, желаю таких же трудных, но содержательных путешествий!

Денис
Молодцы.

Денис
Молодцы.
red00s
получатся вы за один день доехали до базы, сходили на большой актру, на голубое озеро и вернулись в Кызыл таш?
сколько по времени занял пеший поход?

Красиво.Был там студентом в далеком 2003!
Мой отзыв: Toyota Corona Premio 1998

сколько по времени занял пеший поход?
В первый день мы посетили Марс и к вечеру остановились на базе. На следующий день прошлись по Актру. Пеший поход занял около 7 часов включая посиделки 1 час возле Голубого озера.

Круто. Очень круто!

Lttvjy
Красиво.Был там студентом в далеком 2003!
Не пора ли обновить впечатления?))))

filatich
Круто. Очень круто!
Спасибо, но вы преувеличиваете. Легкий семейный треккинг.)
Автор, о каком Аргуте вы пишете? Там Аргут не протекает.
Автор, о каком Аргуте вы пишете? Там Аргут не протекает.
Автор, прошу прощения, не верно прочёл. Про Аргут - речи не было-((. Удачных путешествий и новых отзывов!

Спасибо, но вы преувеличиваете. Легкий семейный треккинг.)
Не такой уж и лёгкий) Далеко не каждый осилит такую прогулку.
Ну и виды конечно потрясающие.

filatich
Не такой уж и лёгкий) Далеко не каждый осилит такую прогулку.
Ну и виды конечно потрясающие.
Если не ошибаюсь этот маршрут не имеет категории сложности. Виды действительно потрясающие! Столько всего и при этом в одном месте.

autos
Отличный рассказ и фото!
нынче побывали там же, жили так же у Олега, тот же маршрут:)
красивые места!

autos
Отличный рассказ и фото!
нынче побывали там же, жили так же у Олега, тот же маршрут:)
красивые места!
Молодцы! Олега знают везде!

Прекрасные места и фотографии, спасибо.
Хорошо бы понять весь маршрут, хоть гугл-карту включить в рассказ, что ли.
" Путь целиком описывать смысла не вижу: доехали до Ш****ино — значит близко Семинский, заехали в Хабаровку — Чике-Таман рядом.." (С) - для алтайцев тут наверняка все понятно, но я ,блин, из Питера и про Хабаровку, Чике-Таман и прочие суперовские места никогда не слыхал :-((.
Насчет "аила" сильно удивился и расстроился: я всю жизнь думал, что аил, кишлак, аул - это все = деревня. Упс..)).

Алтай
сколько по времени занял пеший поход?
Социапатам там делать уже нечего, как на базаре.
Лучше сходить на Купол трёх озёр, тоже за день можно обернуться. Там хотя бы не слышно криков - котик, я маникюр сломала).

Прекрасные места и фотографии, спасибо. Хорошо бы понять весь маршрут, хоть гугл-карту включить в рассказ, что ли. " Путь целиком описывать смысла не вижу: доехали до Ш****ино — значит...
Уважаемый Сергей, если принимать во внимание Ваше сообщение, то Дрому нужно будет создавать раздел статей для читателей категории "Я из Питера". То есть тех людей, которые видя незнакомое название, не смотрят в поисковике что это такое, а пеняют на то, что им подробно не расписали. Да еще и "Упс"... Такое чувство, что писал не взрослый человек, а школьник. Когда обычные россияне собираются посетить город на Неве, как они узнают что там посмотреть? Правильно-смотрят в интернете либо выкупают экскурсию. Здесь тоже самое: лень читать и прокладывать путь? Выкупаете экскурсию, везде провезут, проведут, покажут, расскажут. Мда, вот если сами соберетесь ехать, то лучше научиться отличать аул от аила, а теленгита от казаха.

Евгений Ник
Утром они уехали из Кызыл-таша, вечером вернулись. Подьём к Голубому озеру довольно крутой, поэтому все сильно по разному идут. Скайранеры за 4 часа оборачиваются, у кого то весь день уходит. Социапатам...
А вы шутник). Я про Купол трех озер: "можно за день обернуться." А можно и не обернуться.) Купол трех озер не прогулка к Голубому озеру.

Был много где. Акрту не посетил по причине шлепок на босу ногу)))

Поверьте, никак не хотел Вас обидеть.
Если бы Вы написали его по-теленгитски, я бы, наверное, все равно его прочитал с гугл -переводчиком. И названия неизвестных населенных пунктов нашел бы на карте.
Но зачем усложнять читателям задачу? Алтай прекрасен, но местная топонимика известна не всем :(.

Поверьте, никак не хотел Вас обидеть. Но, согласитесь, - сделать отчет понятным и легко читаемым для всех, - это нормально. Если бы Вы написали его по-теленгитски, я бы, наверное, все равно его прочитал...
Уважаемый Сергей, слово обида здесь лишнее. Есть непонимание вашего подхода к делу. Статья пишется о двух объектах. Дорогу к ним можно описать в двух словах:едем по Чуйскому тракту, никуда не сворачиваем до... Даны опорные точки, которые не заметить нельзя. Все остальное перегрузит и так объемную статью. Если у вас есть вопросы по делу, прошу вас, пишите. Отвечу или я или более опытные люди. Здесь не принято гнобить людей. Другое дело, что совсем уж наивные вещи вызывают недоумение. Не знать что такое Чике-Таман на Алтае это все равно, что не знать что такое Кронштадт в городе на Неве.

Петербург
Спасибо за очень интересный рассказ! А скажите пожалуйста (может я просто не заметил) - какова разница в высоте подъёма между начальной и верхней точной пешего маршрута?
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Петербург
Просто хочется сравнить - вот только две недели назад на вулкан Мутновский забирались, на Камчатке))))

Камень-на-Оби
Ну Марс вы можно сказать не видели.

Камень-на-Оби
В помощь Питерским. https://www.turistka.ru/altai/...

Камень-на-Оби
Если ногти на ногах не стричь долго.То можно и задень в сланцах обернуться. Даже трекинговой обуви не нужно.

PeterC
Судя по картам Озеро в районе 2850 высота. Там куда на машине можно доехать в районе 2200.

Серенький 13
Ну Марс вы можно сказать не видели.
На Марсе мы побывали, что называется, для галочки. Для меня больше, чем Марс интересны могильные курганы по дороге на него.

Серенький 13
Такое чувство, что текст Вашего комментария получен переводом с албанского на русский не самым лучшим переводчиком.

Камень-на-Оби
Тогда вы вообще не туда поехали. Есть место где их на 20 км больше чем на половину Чуйского.

Камень-на-Оби
это перевод с китайского на литовский.

Серенький 13
Специально для Вас-мой комментарий следует понять так: мы поехали куда хотели, чтобы посмотреть на то, что хотели, придерживаясь определенных временных рамок. Все удалось. Ваше мнение по нашей поездке мы очень ценим, но во внимание не принимаем.

Камень-на-Оби
Каждый имеет право ехать туда куда ему хочется.
JokerSL
Серенький 13
В помощь Питерским. https://www.turistka.ru/altai/...
Спасибо, отличная карта.
Мы ведь здесь, на Северо-Западе, действительно лучше знаем Прибалтику, Скандинавию, чем наш собственный ДВ, или Алтай.
Далеко, дорого, не всегда комфортно к сожалению. Хорошо, что ситуация меняется.

JokerSL
Спасибо, отличная карта.
Далеко, дорого, не всегда комфортно к сожалению. Хорошо, что ситуация меняется.
Ну насчет дорого не знаю.На прошлой неделе видел ваших земляков в районе Кош-Агача. приехали на машине.

AleksPAS
сколько по времени занял пеший поход?
с маленьким ребёнком (6 лет) в 8 утра выехали, а в 19 уже были на базе. опытные туристы могут к часам 16 уже вернуться :)

Красиво!

Подскажите пожалуйста координаты базы и контакты, где вы жиле в Аиле?
И какая цена была за один Аил?
Сколько стоила баня за час?

Дмитрий Васютин
Подскажите пожалуйста координаты базы и контакты, где вы жиле в Аиле?
И какая цена была за один Аил?
Сколько стоила баня за час?
Олег Курай
+7 983 583-96-28 . Все вопросы к нему.