|
Добрый день, уважаемые Дамы и Господа! Представляю Вашему вниманию описание нашей поездки на Софийский (Аккольский) ледник в Кош-Агачском районе республики Алтай в июле этого года. Предыстория поездки такая — еще зимой узнали о существовании и относительной доступности ледника, после чего решили включить его в программу посещений на лето.
Лето, как и предсказывали, настало. Сборы ускорил усиливающийся ковид и опасения того, что Кош-Агачский район закроют для посещений, как в прошлом году. Прогноз погоды благоприятствовал, срочных дел на работе не было, стало быть собираемся и едем!
Состав участников: 1) душа нашей компании — Макс на УАЗ Патриот (механика,бензин\газ) и я, 2) Дмитрий, его супруга и их сын на Паджеро 3 (автомат, бензин\газ).
Выехали 5 июля в разное время, встретились на газовой заправке в Онгудае. Решили двигаться, пока хватит терпения. Акташ миновали уже в темноте, терпение закончилось на подступах к Кураю. Есть там приметный холм, справа от дороги, но найти его в кромешной тьме та еще задача! На счастье, у Макса при себе имелся ручной фонарь мощности необыкновенной, и холм был найден! Забрались на холм, встали на довольно обширной площадке. Наскоро перекусили и отключились. Утро порадовало прекрасными видами Северо-Чуйского хребта:
Скорее всего, это гора Актру, возвышающаяся над одноименной долиной.
Курайская степь:
Наша стоянка:
Вместе с солнцем нас радостно приветствовала мошка… Подгоняемые ею, мы позавтракали, резво свернули стоянку и двинулись дальше в Кош-Агач на газовую заправку. Заправились и вернулись к селу Ортолык, проехали через него, набрали воды и двинулись в с. Бельтир.
Ортолык, за ним Чуйский тракт. Вид со стороны родника:
Родник:
Родник довольно скорбный. Вода, вытекающая из него, образует небольшое озерцо. Запах с озера не вызывает желания посетить это место повторно. Так как выбора особого не было, впереди нас ждала неопределенность, и лучше уж такая вода, чем совсем никакой.
Далее нас ждал отрезок пыльной, частично асфальтированной дороги. Неожиданно она закончилась, и мы въехали в Бельтир. В 2003 году неподалеку располагался эпицентр землетрясения, Бельтир изрядно пострадал. После построили село Новый Бельтир, неподалеку от Кош-Агача, и переселили туда жителей. Но люди потихоньку возвращаются в родные места.
Стадион в Бельтире:
Вообще, Бельтир довольно унылое, на первый взгляд, место. Хотя жизнь теплится, люди живут.
Дорога вьется змейкой через степь с редкой растительностью. Прошу обратить внимание вот на что: крайне не советую передвигаться здесь вне накатанных дорог. Дело вот в чем: что для нас степь, то для теленгитов — пастбище. Обратив внимание на то, насколько редкая и низкорослая здесь трава, вы поймете ярость теленгитов, когда они видят мчащихся по пастбищу туристов. Поскольку скотоводство в здешних местах издревле основной и часто единственный источник дохода, то к пастбищам в частности и к природе вообще местные относятся крайне бережно. Добавлю, что теленгиты это один из древних воинственных тюркских народов, проживающий в этих местах около двух тысяч лет. В общем, имейте в виду, что их мировосприятие отличается от вашего. Есть еще кое-какие моменты, но они перегрузят статью.
Едем через горные пастбища. Высота около 2500 метров, ветер довольно свежий:
Суровые места, не правда ли? А теленгиты живут здесь столетиями... И еще умудряются скот выращивать.
Едем прямо, с дорог не сворачиваем. Справа горы, камни и трава, слева то же самое.
Долина реки Аккол, вытекающей прямо из (из-под?) Софийского (Аккольского ледника):
Внизу можно разглядеть одинокую кошару.
Дорога ведет нас все выше и выше, вьется среди камней и травы. В логах лежит снег, дует очень свежий ветерок. Вдали одинокие всадники пасут свои стада. Остановились размяться, заодно переоделись — шорты заменили на штаны, а поверх футболок накинули теплые кофты.
Ехать осталось недолго, поэтому предлагаю несколько фото местной природы:
На переднем плане, скорее всего, жертвенник местным духам. Поскольку для местных это важное место, то лучше держаться от него на некотором расстоянии, чтобы не было причин для трений.
Трава здесь пахнет как-то совершенно по-особенному, не как у нас на равнине. Еле различимый, но необыкновенно приятный запах, растворенный в холодном воздухе плоскогорья.
Осталось совсем немного. Дорога идет к весьма крутому спуску в долину, более крутому и небезопасному, чем Кату-Ярык. На фото над моим левым плечом, озера Акколь(с белой водой) и прозрачное-Караколь. Дорога к леднику ведет как раз между ними.
Осторожно, не спеша, спускаемся в долину. Дорога в одну полосу, разъехаться негде. Видим перед собой небольшой домик пастухов. Можно проехать мимо домика, дорога накатана, но мы решили дать небольшой круг по долине и объехали домик по широкой дуге мимо могильных курганов. Обочину дороги местные выложили камнями разной величины, чтобы не было возможности у туристов съехать с дороги и кататься по пастбищам. На мой взгляд, вполне разумно.
В долине климат мягче, чем на плоскогорье, растительность уже другая, хотя деревья и кусты отсутствуют.
Пересекаем несколько ручьев и едем дальше. Справа и слева от дороги каменистые пастбища и горы. Скот весь наверху.
Местные в это время занимались какой-то странной беготней по ручью с лопатами. Загадка разрешилась на обратном пути: они отводили воду от ручьев на дорогу, чтобы ее размыло. Любое другое объяснение не подходит. Ехали к леднику по грунтовке, возвращались уже по воде, которая бодренько бежит на дорогу по довольно длинным каналам. М-да, времени и сил на это положено было немало. Более удобный путь проходит по берегу озера Акколь, берега которого состоят из чрезвычайно мелкого белого песка. Но мы ехали между озерами — там дорога так себе, но кататься по «пляжу» на автомобилях для нас неприемлемо.
Дальше цветовая палитра местности стала изобиловать новыми красками. Можно сказать, радовать глаз, уставший от кажущегося однообразия степей и горных пастбищ.
Впереди нас ждал подарок в виде закрытого шлагбаума с двумя взаимоисключающими табличками. Первая призывала передвигаться только по дорогам, не рвать траву и ягоды, не бросать мусор. Вторая предупреждала, что территория частная, проезд и проход запрещен. Таблички, конечно, фуфловые, но шлагбаум настоящий. Подумали встать на стоянку перед шлагбаумом, но место там так себе. Справа от шлагбаума некогда стоял забор из рабицы. К нашему приезду он лежал на земле и через него была накатана дорога. Поэтому мы решили принять во внимание первую табличку и начхать на вторую. Двигаясь по дороге, мы пересекли ручей. Скорее всего это река Верхний Тураоюк, по крайней мере по утверждению программы OsmAnd. Справа от брода расположена поляна для стоянок с бочкой для мусора. Там мы и встали.
Эта река или ручей имеет целый каскад водопадов. Нам стало интересно, откуда она берет начало, и мы, конечно, полезли в гору по левому берегу ручья. Правый положе, по нему и ходят разумные люди, но он зарос кустами, и мы двинули левому, попутно фотографируя и фотографируясь. В русле ручья, как в русле реки Аккол, лежит снег. Вода ледяная, очень чистая. Вокруг ручья заросли кустов и редкие деревья. Деревьев там вообще мало. Поэтому местные отапливаются кизяками, которые сушат возле домов, воздвигая из них кто стены, кто пирамиды. Скотский помет, из которого делают кизяки, на пастбищах в долине собирают в большие кучи и сушат на солнце. Добыча топлива, как и жизнь в этих местах, непростое дело. Все это, естественно, накладывает отпечаток на восприятие мира живущими здесь людьми. Поэтому уважаемым путешественникам крайне не советую рубить здесь деревья, кусты и вообще вести себя как гости, а не как завоеватели. Мы в такие места возим дрова с собой, благо объемный багажник Патриота это позволяет. А мусор собираем в большие пакеты и потом выкидываем в предназначенных для этого местах. Хорошо бы все так делали. Иначе выходит так: приедут обычные люди отдохнуть, а местное население относится к ним враждебно. Скорее всего, причина в том, что неистовая нечисть, вырвавшаяся из душных каменных склепов, устроила дикий шабаш, оставив после себя горы мусора и прочие отходы жизнедеятельности. И так много раз.
Вернемся к рассказу. На фото ниже — долина реки Аккол, трое наших спутников у ручья, а совсем внизу можно разглядеть машины на стоянке:
Гора справа, нам как раз на ее вершину.
Слева в теснине беснуется ручей.
Водопады:
Фотографии, конечно, не передают всей красоты!
Неутомимо лезем наверх.
На фото Макс. Смотрит вниз, оценивает насколько мы поднялись относительно стоянки.
На фото выше виден самый верхний каскад водопадов. Другого снимка, к сожалению, нет.
Здесь мы поняли, что по берегу не подняться без риска свернуть себе шею. И мы просто полезли в гору. Подъем был весьма крут, изобиловал огромными сурчиными норами и злобноколючими кустами. Горные палки остались внизу, думали, все будет проще — ан нет!
То , что мы приняли за вершину, оказалось вовсе не вершиной, подниматься еще порядочно, но хотя бы видно к чему стремимся. Внизу ручей, который ниже становится водопадом. В русле ручья порядочно снега. Вдали по руслу — небольшой ледничок, через который протекает ручей.
Река внизу — Аккол:
С этого места непонятно, где берет начало ручей. Решили пройти дальше и подняться выше.
Сзади Макса морена (каменная осыпь, которую оставляет, отступая, ледник), из-под которой вытекает ручей. Он остался запускать дрон, а я пошел выше, чтобы посмотреть, что за мореной:
Если кому-то придется бродить в этих местах — смотрите под ноги. Сурки роют широкие норы, ногу сломать секундное дело.
Шел я в гору не спеша, прогулочным шагом, благо склон был некрутой. От Макса отдалился настолько, что почти потерял его из вида… А вот морена, за которую я хотел заглянуть, приближалась неохотно. Дело было к вечеру, темнеет в горах быстро, и решил я оставить попытку найти исток водопада. Пока раздумывал, сделал фото представителя местной живности:
Сделать снимок было непросто. Какое-то время я притворялся то ли камнем, то ли древесным стволом. Наконец сурок потерял бдительность, и мне удалось поймать его в объектив. Слава 60-кратному оптическому зуму!
Река-ручей, как показал дрон, вытекает из весьма живописного озера, которое с помощью дрона запечатлел Макс, пока я снимал сурка. Вот оно:
Спустился я к Максу и двинули мы вниз. Не спеша, размеренно, глядя по сторонам и под ноги. Спустились к уже много раз упомянутому ручью, перешли по камням на другой берег и пошли вдоль ручья вниз.
Впереди небольшой ледничок, сквозь который протекает ручей:
Берег заболоченный, идти лучше ближе к ручью.
Ледничок крупным планом:
Мысль походить по леднику отвергли. Опасно.
Хотя вру, чуть-чуть походили:
Не делайте так, это опасно. Лететь вниз далеко и очень больно.
Лететь, если что, туда:
Прекрасный вид, не правда ли?
Тот же вид, но со стороны стоянки. Виднеется чей-то домик.
Спустившись правым берегом ручья, мы немало удивили наших спутников. Кратко рассказав свои приключения, стали готовить ужин. Следующий день обещал быть насыщенным. Повествование становится излишне затянутым, поэтому правильно будет прерваться и считать часть 1 законченной. Если уважаемый издатель сочтет ее достойной внимания, то часть 2 не замедлит появиться. Уважаемый читатели, пишите вопросы, выражайте мнения и суждения, буду отвечать по мере возможности.