|
Южная столица Казахстана, если что, защищена надёжно. С юга спину города прикрывают высокие горы, а все попытки подойти к Алма-Ате с запада и севера закончатся тем, что военная техника врага умрёт на дальних подступах к городу. Нам даже не надо будет ввязываться в боевые действия, за нас всё сделают ДОРОГИ. Точнее — их отсутствие…
В ожидании нового летнего сезона путешествий хочу поделиться с читателями Drom.ru впечатлениями от некоторых дорог Казахстана, которыми мне пришлось проехать в середине февраля 2021 года. Уровень карантинных ограничений постепенно снижается, несколько дней назад гражданам Казахстана разрешили раз в месяц пересекать границу страны без предъявления веских причин, т.е. просто по желанию. Надеюсь, что дальнейшее ослабление ограничений вскоре снова сделает возможным международный автотуризм, поэтому актуальная информация о состоянии дорог Казахстана может оказаться полезной.
Итак, что мы имеем? Дальше всего от Алма-Аты по нормальной человеческой дороге можно уехать на северо-восток, до областного центра — города Талды-Курган. Это двести пятьдесят километров прекрасной четырёхполосной дороги.
И даже шестиполосной на первых пятидесяти километрах. Дальше будет гораздо хуже, а после города Учарал и совсем печально. Проезжал там в самом конце лета 2020 года, новая дорога строится, но большая протяжённость пути не позволяет надеяться на полное завершение работ в ближайшие несколько лет. Все свои впечатления об этом направлении честно изложил в рассказе.
Теперь дорога на север, к сердцу страну, к столице — городу Нур-Султан. Здесь возможностей для манёвра уже поменьше, по асфальту (старому, но ещё живому) можно проехать без проблем около сотни километров, до посёлка Курты. Оставшиеся 900 километров, через Балхаш до Караганды, способны, на данный момент, нанести непоправимый урон любой технике.
Еще одно направление — на запад. Всего полсотни километров получится проехать относительно просто. Именно — относительно, потому как дорога эта старая и сейчас её пытаются несколько улучшить. Возникающие при этом пробки растягиваются на сотни метров. Ну а дальше начинается РЕМОНТ. На этом направлении предстоит полностью построить всего сто километров новой дороги, но этот процесс идёт уже два года, а не сделано ещё и половина пути.
Последнее направление. На Восток. В Китай. Об этом в конце повествования.
Небольшое пояснение к заголовку рассказа. Почему «по бездорожью»? Из восьми сотен километров маршрута, описанного в этом рассказе, настоящая дорога составила не более трети пути. Настоящая — это значит полностью готовая, соответствующая современным стандартам, без участков какого-либо ремонта и связанных с этим ограничений скорости. В остальном был ремонт разной степени выраженности, старый асфальт или полное отсутствие оного.
Так что наличие внедорожника MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model оказалось далеко не лишним. Не пригодились, правда, зимние качества резины Danlop Grandtrek SJ6, снега на дорогах не оказалось. Грязь — да, грязи было достаточно, но не менять же в середине февраля зимнюю резину на летнюю…
Почему «без документов»? Несколько дней назад, 13 февраля 2021 года, в Казахстане отменили обязанность водителей иметь при себе такие документы, как водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС), которое у нас называют «техпаспорт». Все это теперь заменяет удостоверение личности гражданина Республики Казахстан. Это уже проблемы дорожной полиции — в случае необходимости связаться с базой данных и получить подтверждение, что данный конкретный водитель имеет право управлять данным конкретным транспортным средством. Поэтому, чтобы где-нибудь в пути, случайно по пьянке, не потерять документы, я подумал — можно их с собой не брать. :-)
Ну, а приключения в дороге всегда есть, по крайней мере хоть одно произойдёт. Так и случилось, было весело, об этом чуть позже.
Итак, северное направление. Хотел было указать официальную информацию — реконструкция начата тогда-то, будет закончена тогда-то, в данный момент сделано столько-то, но на сайте Казавтожол ничего этого не нашёл. А посему — только личные впечатления.
Насколько я знаю, ремонт этой дороги длится уже около двух лет. Речь сейчас идёт об участке от посёлка Курты до города Караганда, длина которого 900 километров. Фото и видео этого участка начинаются в точке с координатами 44.318394, 75.552029, здесь находится кафе и гостиница «Каншенгель». От посёлка Курты до этого места восемьдесят километров, но только лишь пятьдесят из них могут похвастаться новым асфальтом, да и то — по одной стороне дороги. Но и это уже немало, по сравнению со старой дорогой. Остальные тридцать километров, от поворота на посёлок Айдарлы (44.175334, 75.811929) до Каншенгеля, выглядят гораздо хуже.
Повторять всё то, что сказано в видеороликах, я не буду, хочу поговорить о другом — об организации дорожного движения на участках ремонта, о дорожных знаках и ограничениях, о дорожной полиции.
Знаков стоит ну очень много. Отметил это ещё в июне прошлого года, когда проезжал этой дорогой. Но стоят они так нелепо, если не сказать — бестолково, что не столько помогают водителю, сколько норовят его запутать. Судите сами: еду по дороге, начинается серия знаков «Ограничения максимальной скорости» (3.24), 90-60-40. Все знаки временные, зона действия последнего знака указывается далеко не всегда. Еду я, как законопослушный гражданин, со скоростью 40 км/час, еду достаточно долго и вдруг — бац! Опять стоит знак ограничения скорости 90! Это так получается, что зря я «держал сороковник» всё это время? И подобное происходит очень часто.
Прошу понять правильно. Правила дорожного движения надо соблюдать, и я всеми конечностями за безопасный скоростной режим. Ну, так установите эти знаки правильно, исходя из принципа разумной достаточности. Или такая чехарда с ограничением скорости кому-то на руку?
Другой знак, постоянно присутствующий здесь — знак «Обгон запрещён». (3.20) Его особенно часто видно на участках объезда, как правило — в сочетании со знаком 3.24. И дорожная полиция, судя по рассказам, особенно рьяно патрулирует именно эти места, останавливая обгоняющих и обвиняя их во всех смертных грехах, вплоть до выезда на полосу встречного движения. А это, на минуточку, пахнет уже лишением водительского удостоверения. Но ведь если разобраться, то обгонять в зоне действия знака всё-таки можно, ведь согласно ПДД «Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме одиночных, движущихся со скоростью менее 30 км/ч», а гружённые огромные фуры едут на таких участках не более 10 км/час. И если я её обгоняю, не создавая помех другим участникам дорожного движения, то в чём моё нарушение?
Скажу честно — проверить эти рассуждения на практике мне не удалось. :-) На подобных участках полиция мне не встречалась, а патрульные экипажи, встреченные в других местах, мной не интересовались.
Особенно плохой участок дороги начинается неподалёку от границы Джамбульской области, примерно с этого места (44.559921, 74.595582).
По такому разбитому грейдеру придётся проехать километров сорок, пересечь границу областей, миновать посёлок Аксуек и только потом, уже ближе к Бурыбайталу, добраться до небольшого участка нового асфальта. Участки готового асфальта встречаются и раньше, но замерять точную продолжительность каждого просто невозможно.
Теперь посчитаем. На участке от Куртов до Бурыбайтала (а это 225 километров) уложено более ста километров нового прекрасного асфальта, может быть — даже сто пятьдесят. И это очень хорошо. Но асфальт уложен только на одной стороне дороги, ведь вся траса планируется четырёх-полосной. Получается, что всего нужно сделать 450 километров двух-полосного пути, из которого уложено сто пятьдесят. За два года — 150 км, оставшиеся 300 км за какое время? Но и это не всё. Надо отсыпать обочины, обустроить разделительную полосу, установить знаки, сделать разметку, оборудовать места для разворотов и примыканий прочих дорог, закончить сооружение мостов и мостиков. А это всё не пять минут времени и не пять тенге денег. Вот и считайте сами — когда будет готова эта дорога.
Небольшое приключение случилось незадолго до Бурыбайтала. Захотел открыть люк, а он взял да и сломался. Сначала не открывался, а потом, когда открылся, то перестал двигаться совсем. В крыше машины дыра, на улице минус шесть по Цельсию, до ближайшей цивилизации более трёхсот километров и яркое синее небо над головой. Ехать дальше в таком виде не хочется, от слова совсем. О том, как я «уговаривал» люк немного поработать, и что из этого вышло — отдельный рассказ.
Во время этой поездки мне пришлось пройти по самой страшной дороге Южного Казахстана. Именно так называют маршрут Бурыбайтал — Чу — Мерке. Сейчас я выезжаю в сторону Чу, впереди 180 километров неизвестной дороги, поэтому лучше залить полный бак бензина. Сделал это на АЗС «КазМунайГаз», что находится неподалёку от посёлка (44.940677, 74.020585) и, в дальнейшем, считал расстояние от этой точки.
Последнее упоминание в электронных СМИ о строительстве этой дороги, которое мне удалось обнаружить, датировано августом 2020 года. В заметке сказано, что аким Жамбылской области уделяет пристальное внимание этому проекту, завершение которого планировалось в 2022 году. Однако китайский подрядчик, ведущий работы, откликнулся на внимание и заботу акима повышенными трудовыми обязательствами и пообещал ударными темпами работ перевыполнить план реконструкции дороги, завершив всё на год раньше — в 2021 году.
Как следует из этого ролика, пока всё выглядит вполне достойно. На участке Бурыбайтал — Бирлик, а это 115 километров, примерно 90 километров прекрасного готового асфальта. Плохо первые 20 километров пути, есть несколько больших объездов в местах строительства мостов через железную дорогу. Первый мост — примерно 40 километров от Бурыбайтала (44.582138, 73.930709), второй ещё через 40 километров, около посёлка Хантау (44.242519, 73.789668).
Рядом с этим местом (44.075275, 73.583314) дорога прекрасная, но проехать мимо я не смог. Остановился и сфотографировал вот такое необычное строение.
Хорошее заканчивается внезапно, и в посёлок Бирлик (44.064583, 73.523828) я приезжаю вот по такой дороге.
От Бирлика до Чу шестьдесят километров. Первые минут сорок едва тащусь по отвратительной дороге, но рядом, на протяжении двадцати пяти километров, лежит полностью готовый асфальт, пока ещё закрытый для движения. Смотрю на него с завистью. Настроение повышается, когда выезжаешь на готовую дорогу и прибавляешь ходу. Радость, однако, длится недолго. Пятнадцать километров удовольствия и всё, дальнейший путь на Чу стар и разбит.
Из особенностей этой дороги хочу отметить большое количество дорожной полиции, оказавшихся у меня на пути. Начало было положено вскоре после Бурыбайтала — навстречу прошла группа из четырёх машин с включёнными мигалками. Затем периодически встречались одиночные патрульные машины, а уже ближе к городу Чу, перед мостом через одноимённую реку, несколько патрульных машин организовали этакий «временный стационарный пост» (43.668937, 73.792343), останавливая и проверяя машины в обоих направлениях.
На дорогу от Бурыбайтала до Чу у меня ушло три с половиной часа, за которые было пройдено 175 километров — примерно сто километров очень хорошей дороги и, остальное, очень плохой.
Кратчайший путь к южной столице Казахстана идёт от Чу на юго-восток и, через 57 километров, около села Благовещенка, выходит на трассу А-2 «Алма-Ата — Чимкент». Мне туда, собственно, и надо. Но дух авантюризма толкает на очередные приключения и требует проехать к трассе А-2 через Мерке — «поехали, посмотрим, раз уж здесь оказались…»
На выезде из города, на развилке (43.576821, 73.739355) поворачиваю направо. Всё равно бы сделал это, поскольку неподалёку от развилки находится АЗС «КазМунайГаз» и заправиться надо по любому. Этих шестисот метров вполне хватило для того, чтобы понять — какая дорога ждёт меня на пути в Мерке. Крайне печальное состояние дороги подтверждает и кассир на АЗС — на Благовещенку надо ехать, говорит, там до «бетонки» хороший асфальт, а на Мерке дорога очень плохая.
Решил не искать приключений, развернулся и поехал на юго-восток. Не скажу, что на этом пути хороший асфальт. Да, он есть, но достаточно старенький и паршивенький — колеи, волны, ямы. Но стало понятно, что творится на протяжении девяноста километров дороги к Мерке, если этот асфальт считается хорошим.
Уже вернувшись домой, прочитал на одном форуме сообщение о состоянии пути Чу — Мерке. Состояние, действительно, печальное — дорогу строят, сплошные объезды по грейдеру, грязь и ямы, средняя скорость движения получается около 20 км/час.
Ну, а сейчас, благополучно избежав «ремонтного ужаса» на дороге к Мерке и проехав по старенькому асфальту через посёлки Бельбасар и Коккайнар, я вышел на трассу А-2 неподалёку от посёлка Благовещенка (43.275186, 74.230538). До Алма-Аты оставалось 235 километров, бетонное полотно плавно стелилось под колёса машины со скоростью 110 км/час, и весь дальнейший путь казался простым и быстрым.
Ожидания эти полностью оправдались на протяжении следующих ста километров. Скажу честно — ехал и любовался дорогой! Как, оказывается, приятно ехать по нормальной современной трассе, особенно после предыдущих сотен километров «направлений». Единственным тёмным — в прямом смысле этого слова — пятном был смог над алма-атинским мегаполисом, который я увидел на спуске с Чу-Илийских гор.
Бетонная магистраль заканчивается вскоре после развязки (43.409045, 75.087750), от которой уходит дорога на Бишкек и Иссык-Куль через Курдайский перевал. Дальше, как я уже говорил в начале рассказа, дорогу делают уже два года. Делают её не спеша, основательно, на одних участках вплотную со старой дорогой, а на других — так далеко, что и не видно из машины. Но так, наверное, и надо, ведь старая дорога идёт довольно долго по холмам, петляет и абсолютно не годится в качестве магистрали. Новая же дорога будет, скорее всего, почти прямая, без опасных поворотов и слепых зон. И, конечно, она будет четырёхполосной, исчезнет необходимость плестись за грузовиками на подъёмах и поворотах.
Ну, а пока — по жёсткому грейдеру, да вдоль нового полотна… Оно пока закрыто для движения, но некоторые нетерпеливые водители находят лазейки и мчатся по гладкому. Одним везёт, другим — не очень. Интересно, в нарушении какого пункта ПДД их обвиняет дорожная полиция? Если они проехали под знак «Въезд запрещён» (3.1) — тогда понятно. А если заехать на новый асфальт через пару сотен метров, в таком месте, где нет знака, но есть возможность въезда? Тогда как? Как видите, по организации дорожного движения на ремонтируемым участках у меня больше вопросов, чем ответов.
Примерно в пятидесяти километрах от Алма-Аты реконструкция заканчивается и появляется старая четырёх-полосная дорога. Она здесь такая ещё со времён Советского Союза и её пока не трогают, так — ковыряются по мелочи в отдельных местах, не в этом участке сейчас главный вопрос.
Вот такой небольшой обзор трасс Южного Казахстана и трёх дорог, по которым можно, худо-бедно, выехать из Алма-Аты. Остаётся сказать пару слов о последнем, четвёртом, направлении — на восток. Или даже так — на Восток, потому как дорога эта идёт в Китай. Новая хорошая четырёхполосная магистраль к границе, на Хоргос.
Очень хорошо, что её построили, удобнее стало добираться до некоторых туристических мест (Чарынский каньон, Кульсайские озёра, горячие источники Чунджи), но основное предназначение этого направления всё же коммерческое, конечная точка — Хоргос, Международный Центр Приграничного Сотрудничества (МЦПС) для беспошлинной торговли между Китаем и Казахстаном. До упомянутых выше туристических объектов от трассы ещё надо доехать по дорогам разной степени качества.
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.