|
Поскольку мы с мужем не любители пассивного отдыха, было задумано съездить на родину мужа в Казахстан на машине и увидеть страну не из окна поезда или иллюминатора, получить максимум информации и навестить родителей мужа в Алматы. В прошлом году мы с мужем съездили на Алтай, в общем проехали 2 500 км: Кемерово — Артыбаш — Телецкое озеро — Горно-Алтайск — Ая — Чемал — Белокуриха — Барнаул — Бийск — Новосибирск — Кемерово. Это было наше первое автомобильное путешествие.
Машина: Тoyota Corolla Runx, 2002 год выпуска, куплена на аукционе в Японии в 2008 году с пробегом 18 000 км.
Экипаж: муж — водитель, я — штурман и по совмещению оператор, нам по 54 года.
Маршрут: Кемерово — Барнаул — Рубцовск — Семипалатинск — Аягоз — оз. Алаколь — Капчагай — Алмааты — Балхаш — Астана — Боровое — Кемерово. Так сказать, небольшое турне.
Раздел на Drom.ru «Автопутешествия и приключения» проштудирован от «корки до корки». Машина проверена, аптечки в двух вариантах подготовлены, карты Алтайского края и РК приобретены. Взяли с собой печку газовую, в прошлом году она очень нам пригодилась. Докуплен столик и еще одно кресло, чего нам для минимального комфорта не хватило в прошлогодней поездке. Запаска, канистра 10 л с бензином — все не пригодилось. Бензин в РК дешевле, чем у нас и на качество машина не жаловалась. Осталось принять решение о дне выезда.
Итак, 6 часов утра, воскресенье, 11.07. 2010 мы двинулись в сторону Барнаула
Погода не баловала, солнце, тучи, дождь, а местами проливной ливень
До Барнаула пройдено 406 км (пять часов в пути). Дальше едем на Рубцовск (всего 693 км — 9 часов в пути). 15:50 —веселоярская таможня. 18:35 выезд в Казахстан, обе границы — три часа + 400 руб. страховка на машину. Досмотр никакой, таможенных деклараций тоже, т.е. минимум писанины. Одно удручает — условия работы таможенников (наши во временном варианте, а казахи в благоустроенном), обидно за державу. Всего пройдено 740 км.
Деньги можно поменять на таможне — курс 4,8, дальше будет меньше.
Дальше двигаемся в сторону Семипалатинска, еще плюс 140 км. От границы до въезда в сам город дорога, можно сказать, очень хорошая.
Перед въездом в город по обеим сторонам дороги реликтовая хвойная роща — это последний лес, который мы увидим. Там же состоялась первая встреча с ЖП. Но все обошлось пожеланием счастливого пути. Въезжаем в город, частный сектор, и дорога, про которую пишут в отчетах — состояние после бомбежки.
Время 20:00, гостиница «Водник» (Достоевского, 285) до въезда на красивый мост — 3 000 тг/сутки с наличием всех прелестей цивилизации, рекомендую.
Первый день закончился — пройдено 880 км, 14 часов в пути. Я падаю спать, муж смотрит финал чемпионата мира по футболу.
День второй: 07:25 (время везде указывается кемеровское) — выезд из Семея на Аягоз, муж там родился и какое-то время они там жили. На границе казахский таможенник посоветовал ехать не через Георгиевку, а через Карауыл. Как бы короче и дорога лучше. Я никому не советую повторить наш подвиг. 200 км еще ничего, но следующие 100 км — это даже не после бомбежки и плюсом, или минусом — полное отсутствие движения: человеческого и автомобильного. Последнее жилье — это аул Карауыл. Даже представить страшно, как там люди живут зимой. 300 км степи, глазу зацепиться не за что. Та дорога, что на снимке — это практически автобан. 14:30, 340 км — Аягоз, дыра дырой. В Аягозе заехали на рынок, купили фруктов, овощей и совершили еще одну глупость — поели в местной кафешке. Хорошо аптечка (две) укомплектована.
От Аягоза до Ушарала около 230 км, на перекрестке до поворота на Ушарал дорожный контроль. Муж сходил отметился, зачем-то переписали даже наш адрес.
С поста уходим влево до Ушарала. Проходим мимо и вправо 60 км по отличной дороге на Достык (трасса на границу с Китаем) идем на оз. Алаколь. До самого озера дорога сворачивает с трассы влево и 2 км по таким колдобинам… Начинаются поиски жилья. Все, что более организовано и приемлемо по цене, занято и расписано до 25 августа в связи с событиями в Киргизии. Сняли номер за 14 000 т.г. с трехразовым питанием, ох уже это питание. Очередной развод на деньги, жена не выносит даже запаха баранины и такое количество перца во всем. Это было самое дорогое жилье из всех последующих. В номере был холодильник, спутниковое TV, все удобства и горячая вода все время. Можно было остановиться и в частном секторе (предложения были — 1 500 тг с человека), но после 12 часов дороги по жаре мыться из бочки-душа во дворе за занавеской не возникло желания. Видимо, сыграл свою роль стресс, который мы получили от дороги. Итого, 635 км — 12 часов в пути. Территория еще находится в процессе освоения, все что было при Советах, развалили до основания, а новое строить начали лет пять назад. Озеро, конечно, чудесное, чистая вода, соленая, черный песок, черно-белая галька. Можно отдыхать. Но все это к вечеру становится загаженным. Жители суверенного Казакстана, в основном это местные, приезжают большими семьями на джипах (других машин дети степей не признают) и все, что не съели и выпили, там и остается. Понастроены какие-то кафешки, которым все равно, где делать свалку, поэтому делают рядом со спусками к воде.
Плохо одно, что до такой красоты и от Семея и от А-аты более 600 км отвратительной дороги, а уж из России до нее ехать и ехать.
Осваивать и осваивать, правда, работает это все только летом.
13.07.10 в 12:20 — выезд с оз. Алаколь в сторону Капчагая. 13:45 заезжаем в Ушарал и покупаем связь Казахстана. Так как положенные на «Билайн» 500 рублей дома тупо сожрал роуминг, который автоматически включился на границе с Казахстаном и каждые 10 мин. сообщал нам наш баланс. Успели позвонить всего один раз, видимо, это наша недоработка. Выходим на трассу до Алма-аты — федералка, две полосы ВСЕГО.
Пейзажи начинают понемногу меняться, федеральная трасса узкая, не очень хорошего качества. Надо сказать, кемеровские дороги качеством покрытия намного лучше.
Много догоняющих, обгоняющих на скорости 140 и встречных на той же скорости. Складывается ощущение, что местные точно знают, где их могут ждать ЖП. Нас они ждали перед Талды-Курганом. Превышение скорости у них возможно только на один километр. Мы превысили на 2 км, штраф 21 000 тг. Разошлись мирно, поскольку товарищ уважает нашего Амана Гумировича и когда-то бывал в Кемерово. Одним словом, повезло.
Обедаем практически на ходу, поскольку по трассе абсолютно ничего нет, степь кругом.
В Капчагай прибыли в 9 часов вечера, уже стемнело. Город строится, много частных территорий, шлагбаумов и заборов.
С устройством на ночевку ничего не получилось, попетляв по городу, приняли решение двигаться на Алма-Ату.
В Алма-Ате, наверное, с час накручивали километры по развязкам, улицы все переименованы. Где они столько батыров только откопали, в каких курганах. В 24:00 часа мы уже звонили в дверь родительской квартиры. 645 км — 11,5 часов в пути. Скоренькая помывка и в кровать. Разговаривать уже не было сил.
Следующий день посвятили отдыху. Программа для Алма-Аты у нас была не слишком обширная, так как мы в ней бываем периодически и рассчитана на пятидневное пребывание. Шопинг в наши планы не входил, но Китай в два раза дешевле, чем у нас, европейские вещи примерно стоят как у нас.
Парк рядом с домом. Еще в парке есть минизоопарк, аквапарк, к которому не зарастает народная тропа в такую-то жару, много аттракционов. Одним словом, есть чем заняться.
Моя свекровь.
Отлежавшись, нагулявшись, 15.07. поехали делать регистрацию. По пути в официальные органы у нас состоялась третья встреча, и надо сказать, не последняя, с ЖП, при которой нас конкретно развели на 4 000 уже наших родных российских рублей. Регистрацию сделали на месяц, очень быстро, на удивление, так как в 2008 году мы провели в миграционной службе полдня. Все остальное время гуляли по городу. Съездили на Кок-Тобе.
На мой взгляд раньше Алмаата была какая-то более спокойная, домашняя. Сейчас это город-муравейник, причем весь перекопанный вдоль и поперек. Кругом заборы, они стояли там три года назад и завершения не видно. Что-то пытаются сделать к Азиатским зимним играм. Клумбы заменили развязками, арыки исчезли. Очень хорошо только в парках и скверах — оазисы одним словом. Много жилого долгостроя.
Панорама Алматы с горы Кок-Тобе.
Фонтан Алма.
«Битлз».
Свято-Вознесенский собор, очень красивое внутреннее убранство, но у нас только видео.
Съездили на Зеленый базар, все практически привозное.
В воскресенье готовимся к отъезду. Посещаем магазины кондитерской фабрики «Рахат» и «Бахус», где приобретаем замечательный коньяк. Но, надо сказать, с ассортиментом уже проблемы. В 2008 году в фирменных магазинах «Бахуса» молдавские вина из ароматизаторов и спирта не продавали. Минимум провианта и в путь.
19.07. подъем в пять часов утра, завтрак, прощание и в 06:00 трогаемся, Алмата — Балхаш. На спидометре 2 810 км.
На выезде на трассу Алмаата — Астана нас останавливает доблестный ЖП, интересуется, почему мало погостили и старательно принюхивается, желает счастливого пути и отпускает. И снова степь.
Местный абориген.
Приятно встретить соотечественника, а после границы все куда исчезают, как будто растворяются в степи.
Начало Балхаша, его узкая часть. Сделали остановку. Едем дальше, нам нужно попасть в д/о «Гольфстрим». Доезжаем до знака «Балкаш — 16 км» и начинается кошмар. Мы попадаем на российскую военную базу, но это в самом конце дороги. Дорога же состоит из бетонных плит, от которых осталась практически одна арматура, два раза чем-то цепляемся — тупик — база. Едем назад. Когда доезжаем до трассы, на том же указателе с другой стороны, где проезжая по трассе никто не сможет прочитать, видим — «д/о — 2 км».
Завершение еще одного этапа нашего путешествия. 16:00 — мы на месте, 636 км — 10 часов в пути вместе с плутанием по дорогам. Сняли номер 7 000 тг/сут. — это стандартный номер, все удобства в коридоре (туалет, раковины, душевая кабина), очереди никогда нет, есть стол, два стула и маленький холодильник.
Еще там было шесть люксов (13 000 тг/сутки) — все в номере, четыре эконом класса (10 000 тг/сутки + телевизор) — все в коридоре. Но главное, конечно, озеро. Дом отдыха в степи, до города Балхаш (Балкаш) — 44 км, куда народ гоняет за продуктами и мясом для шашлыков. Отдыхает в основном Караганда, была одна машина с Питера и одна с Курской области. И отдыхают в основном с детьми. Хороший пляж, чистая теплая вода, нет толкотни, всем хватает лежаков, есть террасы с качелями для деток, и взрослым есть где спрятаться от солнца. Есть кафе на открытом воздухе и в помещении для желающих покушать днем и развлечься вечером. Номеров немного — 28. В гостинице вечером и долго утром тишина. Полная расслабуха.
21.07.10 в 08:15 — выезд с Балхаша на Караганду — Астана. 13:30 ч Караганда. 4 часа 15 мин. в пути — 415 км (3220 км).
Обедаем в замечательном кафе, очень вкусно, много и все свежее и горячее, 2 500 тг за двоих. В Новосибирске в кафе напротив зоопарка с нас содрали в разы больше.
Заезжаем, по рекомендации, на карагандинскую кондитерскую фабрику — кто там будет, очень советую, московские фабрики отдыхают. Огромный ассортимент и очень вкусный шоколад, а не ужасная рецептура «Нестле».
17:30 — Астана. 1,5 часа плутали по городу в поисках гостиницы, с которой созвонились в Алма-ате — не нашли. Сняли на окраине в коттеджном поселке — 6 000 тг в сутки, с видом на соседние огороды. Утром подъем сыграл петух.
1 500 тг — прогулка на такси, с хорошими комментариями, по ночной Астане.
Концертный зал (Ханский шатер — построен к дню рождения Назарбаева).
Вечером очень холодно. Вообще ветер — это что-то неотъемлемое в Казахстане. Дует всегда и везде. Очень мало гуляющих людей. У нас вечерами, особенно в теплое время, везде толпы. Очень забавные прозвища народ придумал городским архитектурным проектам.
Подняться на смотровую площадку башни не получилось, поздно вечером все закрывается, а днем мы были ограничены во времени и выезжали со старой части города, которую очень сложно отличить от новой, только по этажности. Все «хрущовки» отделаны лепниной, ни одна не повторяется, везде подсветки. Никаких сараев, бараков не нашли, на улице ни одного киоска, даже газетного. Очень чисто.
Красивые клумбы из очень простых цветов — петуньи, национальные орнаменты.
Ступенчатые фонтаны, танцующие фонтаны. Город официоза. Очень ярко, стеклянно и смешение стилей.
22.07.10 — прогулка по Астане утром. Рекомендуют город смотреть ночью и днем, что мы и сделали.
Не дремлющее око желтого ЖП, они кругом и никому не спрятаться. Штрафы у них немаленькие, но как говорят ЖП «торг уместен», не нарушай.
Осетры.
Кошачья акула.
Посещение развлекательного центра «Думан» и океанариума. 1 000 тг входной билет на человека и можно целый день оттуда не выходить. Прохладно, много кафе, оформленных в разных стилях.
13:40 (3468 км) — выезд из Астаны в Боровое. 3 700 км в Боровом (232 км). Дорога с Астаны — это песня, которую можно слушать часами. Мы с мужем провели эксперимент — налили в емкость воды и поставили на приборную доску — 120 км скорость, она даже не дрогнула, снимали на видео. На выезде из Астаны нас остановил ЖП, но уже в последний раз, пригласил мужа пройти в здание на предмет проверки по компьютеру нарушений. Слава Богу, мы ничего не нарушили и нас благополучно отпустили.
Поиски жилья в самой курортной зоне не увенчались успехом. 14 000 тг — люксы, 11 000 тг — полулюксы и все с трехразовым питанием. Либо 5 000 тг с подселением и удобствами во дворе. Можно снять квартиру однокомнатную на задворках (100-летняя бабушка вчера умерла). Мы уехали назад в Щучинск и сняли там номер в гостинице за 6 000 тг в сутки (в конце концов не на автобусе же ездим), т.е. рекомендуем снимать в городе, так как дешевле и в курортную зону ездить. Я лично не вижу смысла переплачивать за близость к какому-либо конкретному месту, если до него спокойно можно добраться.
Что такое Боровое
Природа близкая к Горному Алтаю. В санаториях лечат опорно-двигательный аппарат и заболевания легких. Озер много, но вода довольно холодная — пляжей, т.е как такового берега практически очень мало и обязательно 500 тг — вход. Очень хорошая дорога в курортную зону. В районе озера Щучье развилки — выезды на Астану и Алмаату. Отдыхают в основном Астана и Омск. В самом Боровом есть базарчик, где можно купить копченую рыбку — пелядь, фрукты и овощи, цены соответственно курортные. Есть кафешки, магазинчики — сельпо. Много предлагается дополнительных экскурсий для отдыхающих, за ваши деньги господа любой ваш каприз.
Солнечные часы слегка разрушены, но время показывают довольно точно.
Музейный комплекс.
Дорога в Щучинск. Кругом лес и шлагбаумы. Перегорожены либо частные территории, либо просто въезд в лес, что, наверное, с последними пожарами правильно.
Оз. Щучье — большой пляж, кстати бесплатный. Песок, теплая вода, очень мелко. Купаются с мостков на середине озера.
Оз. Большое Чебачье. Есть еще малое Чебачье, где очень замечательный мелкий песок.
24.07.10 в 8 часов утра выезд из Щучинска. На спидометре 3 813 км. Дорога домой через таможню Бидайбек. 13:20 ч. — таможня Бидайбек, 4 181км (368 км — 5ч. 20 мин в пути), слегка заблудились на выезде из Щучинска. Мы десятые на въезд.
14:00 — казахская таможня пройдена. Досмотра нет, один вопрос «каким нас ветром занесло к ним, если заехали через Семипалатинск». Дальше оформление бумаг и сканирование машины на границе РФ, 15:40 — все таможни пройдены (4 181 км), выдвигаемся на Омск. По дороге останавливаемся пообедать в придорожном комплексе «Трактир». Советую. Есть гостиница, можно просто принять душ, а как кормят — просто нет слов (в том смысле — что понравилось, а может просто соскучились по горячему).
Все вокруг родное, зеленое.
22:50 — ищем ночлег, заправка, кафе и санитарный комплекс (действительно комплекс) и ночевка в машине. Если это можно назвать ночевкой, когда вокруг тебя постоянно подъезжают фуры. Стоянка бесплатно — п. Лебедевка, км 140 от Новосибирска.
05:10 утра — выезд на Новосибирск. Первый восход за две недели дома, наше путешествие подходит к концу.
25.07.10 — 10:50 — 5 177 км и дома у подъезда.
Итог нашего путешествия:
Впечатлений много, особенно сейчас по прошествии времени. Но дороги, то есть их протяженность и полное отсутствие какой-либо жизнедеятельности рядом, напрягают. Машина нас не подвела, нигде не застучало и не загремело, бензин заправляли на разных заправках, все кушала без жалоб.
В поездку взято 35 000 рублей.
Оплата проживания — 11 000 рублей.
Бензин — 6000 рублей.
Штраф — 4000 рублей.
Все остальное: экскурсии, питание, подарки, сувениры и другие излишества.