|
Привет. В этом рассказе я поведаю о поездке из Хакасии в Горный Алтай. Это уже мое второе путешествие в эти места. Первый раз я был тут на Renault Duster лет шесть назад. В этот же раз я был за рулем TLC Prado в 95 кузове. Поэтому для экономии времени, нервов и бензина решили попробовать проехать по более короткой дороге через Ортон. Я ехал с мечтой поснимать чистое звёздное небо в Курайской степи. Слава богам, мне это удалось. Отец же мечтал спуститься в долину Чулышмана и побывать на водопаде Учар. И ему это тоже удалось. А мама просто ехала за компанию. В машине ехали втроем. Я, мой отец — Сергей, и мать Зина. Путешествие планировалось автономное, но уже практически перед выездом наши друзья решили поехать параллельным курсом. Одна Volvo XC90 выехала из Абакана одновременно с нами рано утром. В ней ехали Игорь, Вика и Марина. Вторая Volvo XC90 выехала из Томска днем позже. В ней ехали Даша и Виталя. Точка встречи — турбаза Мажой.
Первый и второй дни нашего путешествия. Едем из солнечной Хакасии в дождливый день по короткой таёжной дороге через Вершина Теи — золотой рудник на реке Балыксу — Ортон — Майзас — Междуреченск.
Фото с первых двух дней пути совсем нет, ибо дорога-дорога-дорога. Только видео, поэтому сразу предлагаю пройти к его просмотру. Я постарался и сделал его максимально информативным. Скажу лишь, что уже возле Майзаса проколол колесо, починил жгутом, заночевали где-то в поле за Междуреченском. На второй день доехали до турбазы Мажой и там заночевали. Все вместе так и не смогли встретиться. Где-то в районе Онгудая вторая Volvo догнала первую в зад, и на этом для этой Volvo путешествие закончилось, ибо повреждения были таковы, что ехать она могла дальше только на эвакуаторе. Даша сломала руку. Мы об этом узнали уже только в Курае.
Оставив лагерь рано утром, я поехал встречать рассвет в Курайской степи. Условия, скажу я вам, были не из легких. Ночь выдалась очень влажная. Выпало много росы. Объективы запотевали буквально через 10-15 минут после их осушения. Но низкие облака были просто восхитительны!
Так же, пока ты, мой уважаемый читатель, не устал от чтения отчета и созерцания красот Алтая, спешу поделиться, пожалуй, самым красивым, что я смог привезти оттуда.
Ну а теперь, когда ты посмотрел самое ценное, я могу приступить к повествованию. Итак, первый рассвет в Курайской степи.
Так как у меня в телефоне была только симка оператора Теле2, сети которого после Горно-Алтайска нету, связи с лагерем, который мы разбили у Мажоя, не было. Хотелось еще поколесить по полям и поискать видовки, но подумал, что будут переживать, если я сильно задержусь, поэтому поехал обратно.
Пока мы готовили завтрак, папа прогулялся вверх по реке Чуя до Мажойского моста.
В Акташе у родителей появилась сотовая связь. Связавшись со второй группой узнали, что у них нужно забрать одного пассажира. Выезжаем обратно в сторону Онгудая и у монумента посвященным шоферам Чуйского тракта встречаемся с ними. Забираем у них часть вещей и Марину. Теперь нас четверо.
Вернувшись в Акташ и залив полный бак бензина, свернули на дорогу, которая ведет в Улаган.
Несколько слов про дорогу до перевала Кату-Ярык. До выезда на плато она была еще неплохая. Но стоило подняться на плато и доехать до озера Чейбеккель, как дорога превратилась в стиральную доску. Местами встречался асфальт, который, судя по всему, положили еще во времена СССР. Местами он неплохо сохранился, а местами яма на яме.
А вот когда ехали обратно, увидели, что дорожники ямки в асфальте залатали и грейдер прошелся по всей дороге от перевала до Акташа. Гребенка исчезла,-и ехать стало веселее. В итоге путь обратно занял раза в два меньше времени. Вот такая непредсказуемая дорога на Кату-Ярык.
Вообще, я, конечно, ожидал, что будет много отдыхающих на перевале, но не думал, что их будет настолько много. Хорошо, что мы приехали сюда довольно рано. У нас практически не возникло проблем с поиском места для ночевки. А вот те люди, которые приехали поздно вечером или после захода солнца, довольно долго искали место для ночевки.
Со смотровых площадок открываются шикарные виды на каньон реки Чулышман. Но все ощущение труднодоступности и грандиозности рассеивается, как только замечаешь обилие турбаз внизу и спускающиеся седаны по серпантину перевала. Хотя и понимаешь, что не все смогут вернуться своим ходом.
Немного поснимал ночных таймлапсов. Съемке мешали «светлячки». Да и технику без присмотра не оставишь.
Переночевав на перевале, собрав лагерь, мы двинулись дальше. По плану было доехать до турбазы, откуда хотят на Каменные Грибы и, если повезет, то в этот же день сходить на них.
Перед нашим приездом на Кату Ярык на перевале случился сход грунта на дорогу и перевал был перекрыт для движения. За ночь завал был расчищен.
Как и ожидалось — моноприводу сложно подниматься в перевал.
В целом на спуске не было никаких трудностей. Понижайка и тормозя двигателем, пропуская тех, кто движется вверх, не торопясь мы спустились. Один раз, правда, помешал трактору, который буксировал монопривод. Остановился пропускать его на петле в своей полосе. А ему не хватало радиуса разворота по своей полосе. И я, получается, ему помешал. Потыкался-помыкался, сдал немного назад и пропустил его.
По дороге до места ночевки останавливались только один раз — возле безымянного водопада, который видно с дороги.
Приехав на турбазу с одноименным названием «Каменные Грибы», решили там остановиться. Взяли билет на переправу (500 руб. в обе стороны) и пошли смотреть новую для нас достопримечательность.
И вот наступил пятый день нашего путешествия.
К счастью, к утру дождь, который шел всю ночь, прекратился. Сегодня мы решили разделиться. Мой отец, Сергей Иванович, пошел посмотреть на водопад Учар, а я с Мамой и Мариной, которая ехала в Вольве и которую мы взяли с собой днем ранее, поехали смотреть южный берег Телецкого озера.
Мой отец давно слышал про водопад Учар и давно мечтал попасть на него. Оценить его со своей точки зрения и просто побывать на нем. Чтобы попасть на этот водопад, надо переправиться через реку Чулышман. Только в одном месте у одного лодочника. Если переправишься, например, у грибов, то тебя с высокой долей вероятности не пропустят по своей арендованной земле жители алтайцы. Тропа на водопад не сложная, есть участки с натянутыми перилами и вбитыми в скалу скобами, что маленько придает адреналина людям, которые незнакомы со скалами. Идти до водопада часа три-четыре, тропа идет вдоль реки Чульча.
Бурная с многочисленными порогами разной категории сложности и очень интересна для сплава опытных водников. Ну вот и подошли к цели сегодняшнего похода, водопаду Учар.
Зрелище, конечно, грандиозное, и никакая фотография не может передать ощущений, которые испытываешь, находясь возле водопада. Тысячи тонн воды устремляются сверху через каменные завалы, разбиваясь на множество самостоятельных водопадов, все кипит, вспенивается, облака водяного тумана и пыли вокруг, и все это бесконечно изо дня в день из года в год.
Побыв час полтора у водопада, они пошли в обратный путь.
Дорога до южного берега Телецкого озера в целом не преподнесла никаких сюрпризов. Мы на одном дыхании доехали от места нашей ночёвки до места, где Чулышман впадает в Телецкое озеро.
Чтобы проехать на мыс Кырсай, необходимо преодолеть небольшой, но коварный брод через ручей, который впадает в Телецкое озеро. Я не хотел рисковать. Оставил машину неподалеку и пошел дальше пешком. Потому что песок бывает очень коварным. Этой весной я об этом узнал на своем опыте.
Пришел на помощь землякам из солнечной Хакасии. Водитель аутлэндэра неверно выбрал траекторию и закопался. Длинного троса у них с собой не было. Поэтому я им предложил свою динамическую стропу, с помощью которой они практически без проблем вытащили аута из песчаного плена.
В отличие от северного берега, который состоит из гальки, южный берег песчаный.
Но температура воды 14 гр. в середине августа, к сожалению, не располагала к купанию.
На косе Кырсай очень много отдыхающих, палатки стоят буквально в 2-3 метрах от дороги. Планов ночевать в этом месте у нас не было, а увидев все это, я подумал, что оно и к лучшему.
Утолив жажду познания видами южного берега Телецкого озера, а голод в ближайшем кафе, мы поехали обратно в лагерь.
По пути обратно купили свежего молока у местных в одной из деревень. Как оказалось, молоко было не совсем свежее. В итоге из него сварили творог и съели :)
Под горой нашел яму с мусором :)
Так прошел ещё один день в долине реки Чулышман.
Утром 20 августа мы собрали лагерь и двинулись в обратную сторону. Так как водопад Куркуре располагается неподалеку от подножия перевала Кату-Ярык, то мы решили посетить его.
Так как водопад находится на противоположном береге реки Чулышман, мы берем билеты на лодку за 500 руб. и переправляемся на тот берег.
Тропа хорошо натоптана, и пройти по ней сможет даже ребенок. Идти до водопада примерно 3-4 километра. С нашим темпом ходьбы мы дошли до него буквально за 30-40 минут.
Посетив водопад, мы двинулись дальше в путь.
Впереди предстояло еще одно испытание как для пассажиров, так и для автомобиля — подъем в перевал Кату-Ярык. Вновь включив пониженную, я начал подъем. Если при спуске с перевала можно перегреть тормоза, то при подъеме на него есть риск перегреть коробку передач либо двигатель. Особенно если система охлаждения в запущенном состоянии.
Подъем на перевал, как я и ожидал, не составил никаких проблем для моего прадо. По пути встречались стоящие автомобили. То ли перегрелись, то ли любовались видами. Помощь никто не просил, поэтому мы лишний раз не останавливались. Все-таки перевал Кату-Ярык место опасное. Возможны внезапные осыпи и прочие неожиданности, поэтому хотелось покинуть его поскорее. Лучше все же смотреть на него со стороны.
После подъема на перевал, остановились на обеденный перерыв на одной из видовок. К ней ведет вот такая трудно проходимая дорога. Наверное, поэтому там больше никого не было.
По пути назад, как только появилась связь, мы созвонились с нашими друзьями, попавшими в ДТП, которые остались в Онгудае. Из звонка мы узнали, что девушке Даше, которая сломала руку, стало легче и они тоже продолжили путешествие и эту ночь провели на одном из озер Улаганского нагорья и сейчас так же, как и мы, едут в сторону Курайской степи. Эта новость нас, конечно же, порадовала, и мы решили встретиться у турбазы Мажой.
И от нее колонной из двух авто поехали на видовку, которую я приглядел, еще когда ездил встречать рассвет в Курайской степи после первой ночевки у турбазы Мажой.
Вот мы и приехали на место нашей очередной ночевки. К счастью, место оказалось никем не занято. Про местное население ходят разные слухи, поэтому чтобы не провоцировать никого на конфликт, мы решили поставить палатки уже перед сумерками. Так было спокойнее. Нам повезло, в эту ночь к нам никто не пришел и не потревожил.
Северо-Чуйский хребет. Первый раз я его увидел 6 лет назад, когда впервые побывал в Горном Алтае. Я мечтал сюда вернуться, чтобы увидеть его при свете звезд. И вот я здесь. Спасибо духам Алтая, что с погодой этой ночью повезло и получилось осуществить задуманное.
А завтра мы поедем на потрясающее озеро Джангысколь, но перед этим заедем, посмотрим на Марс.
Утром мы собрали лагерь и, пополнив запасы воды в Курае, поехали дальше.
Сегодня у нас по плану было посетить место под названием Марс.
Находится оно неподалеку от села Чаган-Узун в Кош-Акачском районе. Некоторые робкие туристы не решаются переехать через ручей Талдудюргун. Этим пользуются предприимчивые алтайцы и продают им туры на УАЗиках. Хотя в принципе проблем доехать до видовки на Марс-2 никаких. Веста, стоящая на видовке, этому подтверждение.
Горы окрашены в разные оттенки красного, желтого и зеленого цвета. Цветовая гамма объясняется оксидами железа, которые придают скалам красный цвет. Примеси хрома желтый, а примести марганца розовые и сиреневые цвета.
Каждый слой формировался в отдельный период эволюции Земли, и условия того периода влияли на окраску глины. Ветер и талые воды прорезали бороздки и овраги, образовали причудливый рельеф.
Здесь мы немного разделились. Я с Дашей и Виталей поехали смотреть, как оказалось, на Марс 2 с высоты. А все остальные пошли пешком смотреть Марс 1.
Место безусловно красивое и заслуживает внимания. Но не более того. Меня как человека избалованного Монголией сложно чем-то удивить. Хотя в этом больше виноваты толпы туристов… эх куда же без них на Алтае…
Налюбовались Марсом, и наши пути разошлись. Экипажу Вольвы предстояло решить проблему с логистикой второй вольвы, которая находилась в Онгудае. Да и сломанная рука у Даши давала о себе знать. Поэтому экипаж вольвы поехал в Онгудай.
А мы к следующей цели нашего путешествия — озеру Джангысколь.
Путь наш лежит через Курайскую степь. Пересекаем реку Чую через мост и едем в сторону перевалки, откуда в свою очередь туристы добираются до Альплагеря Актру.
Мост через ручку Чую в плачевном состоянии. Видно, что особо за ним не следят.
По пути начинают попадаться внедорожные приключения. Речка Тюте разлилась, вода мутная, и дна не видно. Не зря я взял болотные сапоги. Одеваю их и иду щупать дно. Нахожу хорошую траекторию и преодолеваю первое препятствие, немного буксанув в травке, когда выезжал из реки. К сожалению, фотографий этого места, нет. Предлагаю лучше посмотреть видео.
По пути встретили компанию на микроавтобусе, которые ехали в ту же сторону. Предложили поехать вместе — так спокойнее преодолевать серьезные броды через реку Актру. Хоть они и не сильно глубокие для прадо, но из-за молочного цвета воды не видно дна и есть риск налететь на большой валун. А сильное течение усложняет разведку дна. Но, к счастью, все обошлось.
Доехав до озера, глядя на бегающие тучи, моросящий дождь, собачий холод, снова закрались сомнения. А не поехать ли обратно?
Чтобы обдумать, останавливаемся на обед, кипятим чай на газовой горелке. Я в это время успеваю снять несколько таймлапсов. Парни на микроавтобусе поехали дальше. Тут наши пути с ними разошлись.
Погода к моменту окончания перекуса так и не подала признаков надежды на ее улучшение. Поэтому решили ехать обратно.
Уже поднимаясь на перевал, я оглянулся назад в зеркало заднего вида и увидел белый люк в небе. Это был знак!
Мы поверили ему и все-таки решили вернуться к озеру и заночевать здесь.
На заре мой отец поснимал снежники Северо-Чуйского хребта на свой мегазум :)
Рядом с нами на видовке ночевала пара путешественников на Suzuki Jimny, которые так же утром собирались выезжать отсюда. Уже не помню, то ли мы предложили им поехать вместе, то ли они, в общем, решили выезжать отсюда вместе. Утром, пока бегали облака и собирался лагерь, я успел еще отснять несколько таймлапсов.
Позавтракав и собрал лагерь, мы выехали.
Доехали до деревянной юрты, которая стоит возле озера.
Обратно по уже известной дороге было ехать намного спокойнее и проще. Suzuki Jimny, конечно, пришлось потруднее, чем мне. Машина хоть и проходимая, но воздухозаборник все же находится ниже, чем на прадо. Но броды он преодолел достойно. Только в одном месте немного забуксовал. Предлагаю посмотреть это на видео.
Но без проблем выехал сам без посторонней помощи. Как и с предыдущими товарищами на микроавтобусе, наши пути снова разошлись. Путешественники на Jimny поехали на юг, в сторону плато Укок. А мы же поехали на север.
Вообще, по плану мы хотели на 5 минут заскочить на Акташский ретранслято, и потом доехать до перевала Ачик и там заночевать. Но нашим планам не суждено было сбыться.
По пути заехали на популярное Гейзеровое озеро. Я почему-то думал, что в нем вода такого цвета. А оказывается, вода в нем прозрачная, а такого цвета у него дно.
Доехав до Акташа и пополнив запасы бензина и продуктов, мы поехали на ретранслятор. Что можно сказать про дорогу. Она сложная. Реально сложная. Хотя и позже и увидел стоящий на вершине дастер, я бы на кроссовере не решился бы ехать по такой дороге.
Путешественника здесь ждет постоянный набор высоты вкупе с большими валунами, между которыми приходится лавировать. Дорожный просвет прадо позволяет относительно без проблем это делать. А вот более низким машинам придется несладко. Основная рабочая лошадка экскурсоводов — УАЗ буханка. Практически весь подъем иду на пониженной передаче. С перегревом трансмисии или двигателя проблем не возникало.
На самой вершине нас ждало большое разочарование. Погода испортилась, налетел ветер, дождь, и видимости не было. Делать было нечего, и мы начали спуск обратно.
Успел только заснять несколько таймлапсов по дороге на вершину, которые опять же можно поглядеть в видео ;)
Подъем и спуск на ретранслятор заняли больше времени, чем мы предполагали. Поэтому на ночевку в районе перевала Ачик мы уже не успевали. К тому же погода не давала поводов для оптимизма. Поэтому останавливаемся в первой попавшейся придорожной турбазе на ночлег. Завтра попробуем доехать до Ачика, но ночевать там уже не будем. Судя по прогнозу погоды, идет сильный дождевой фронт с Хакасии в сторону Алтая. А поскольку возвращаться собираемся через Ортон, то лучше поторопиться.
Последний день в Горном Алтае. Напоследок после ночевки на придорожной турбазе, мы решили все-таки заехать посмотреть на ретранслятор и одноименный перевал Ачик.
Доехав до Белого Бома, мы пересекли речку Чуя через мост и поехали к перевалу.
Виды становятся совершенно другие, не такие живописные, как в высокогорье в районе Кату-Ярыка или Курайской степи. Дорога идет вдоль линии электропередач почти все время. Сначала простая, потом начинаются довольно-таки крутые подъемы с извилистыми серпантинами. Но после подъема на Акташский ретранслятор это уже пустяки.
Как обычно, чтобы увидеть дорогу, предлагаю поглядеть видео, ибо фотографий с этого участка пути нет :(
А вот и сам ретранслятор.
И беседка на самом перевале.
Кстати, с его видовки открывается вид на гору Белуха. Погода не дала увидеть ее нам увидеть с Акташского ретранслятора.
Возможно, это она. Но это не точно :)
Наконец-то посмотрел на нее и, поставив еще одну галочку, спускаемся с перевала и двигаемся дальше в сторону Междуреченска. Дальше предстоял снова долгий и нудный перегон по трассе.
Поднимаясь на Семинский перевал чуть не попал в ДТП.
Один чудак на букву М выехал на встречную полосу там, где не было видимости и обгон был запрещен. Перестроиться ему было некуда. Я хотел машинально уйти на обочину. Но увидел, что встречная машина делает то же самое, и у меня хватило выдержки и силы воли вернуться в свою полосу. Все прошло молниеносно. К счастью, все обошлось.
Аварий за эту поездку насмотрелся на пару лет вперед.
К вечеру мы доехали до Маймы и заночевали в гостинице. Выехав в 7 утра из Маймы к двум часам после полудня добрались до моста через речку Томь. Впереди предстоял длинный участок таежной дороги через Ортон.
Прошли дожди, и дорога, которую можно назвать миллион и еще одна лужа, превратилась в миллион глубоких луж и еще одна глубокая лужища.
Скорость передвижения упала. Также, видимо, намок и еще сильнее начал завывать подшипник генератора. Но, к счастью, не подвел и дотянул до дома, где и был поменян.
Домой приехали уже далеко за полночь. Где-то часа в 3-4 ночи.
На этом наше путешествие в Горный Алтай закончено. Но воспоминания о нем, безусловно, будут долго жить в нас.
Напоследок несколько снимков наших треков