|
Друзья, спасибо за отзывы и комментарии к первой части путешествия, продолжим дальше повествование о поездке. Для тех, кто не читал первую часть: автопутешествие Екатеринбург — Алтай — Ташанта — Екатеринбург, в круг получилось 6000 км с заездом в города по маршруту и поездкам по самому Алтаю.
После стелы «Республика Алтай» начались горы и нереальные виды, и красоты — скорость передвижения стала намного медленнее, что было ожидаемо, времени на часах было уже 20:30, до темноты нужно было приехать в Горно-Алтайск — это всего 20 километров, но ехал их как все 50.
Самое яркое впечатление после въезда в Республику Алтай в этот день — заправка «Лукойл» в очень красивой долине — идеально ровная трасса Чуйского тракта, как с картинки, горы вдалеке, и я стою с открытым ртом заправляю Окулик и мысли: «Ух, как же здесь масштабно и мощно». Но все самое крутое было, конечно, впереди.
Погода была пасмурная, достаточно прохладно. Заранее был забронировал домик в Горно-Алтайске. Немного поплутав по частному сектору, заселился. Домик оказался со своей кухней, прачечной и очень уютный, хозяин и хозяйка на позитиве, поболтали про маршрут, погоду, про то, как далеко забрался Окулик.
Тут же встретил ребят на Киа Рио из Екатеринбурга с Уралмаша — они путешествовали с семьей уже больше недели, и возвращались обратно, разговорились про маршрут, что посмотреть, где переночевать и поесть. Спросил про Кату-Ярык, глава семейства поделился, что было жалко машинку и там нереальная стиральная доска. «Круто, — подумал я, — потрясемся с Окуликом».
Разгрузил вещи и прокатился по Горно-Алтайску. Забежал в местную кафешку, купил еды на вынос. Напротив, в пивном магазинчике разговорились с продавцом. Позитивный парень рассказал, как добраться до канатной дороги (можно на рейсовом автобусе). Еще он рассказал про цветение каких-то нереально красивых цветов, что чуть раньше оно закончилось, не помню, какие именно. Поделитесь в комментариях, кто знает. Купил пару сортов местного пива, поел и завалился спать.
Окулик всю ночь провел под ливнем, как из ведра.
Всю ночь был ливень, как из ведра, и утром тоже стеной. Хорошо, что у домика была крыша во дворе, загрузил вещи и прыгнул в Окулик — помчали.
Да, хорошо, что я на «мотоцикле» с 4 колесами и кофром сзади, обещанные дожди преследовали меня все дни, но на машине совершенно не напрягали. И, забегая вперед, скажу, что при посещении достопримечательностей под дождем не промок ни разу. На байке по серпантинам под ливнем было бы достаточно сыро, хотя может я плюшевый байкер. :)
Выехал рано, в 8:40, попал даже в небольшие утренние пробки в Горно-Алтайске.
Город небольшой, дороги, конечно, подубитые, но все уютно и по-домашнему. Ливень так и продолжался, одна щетка у машины прекрасно справляется, дискомфорта в дождь нет, окна тоже не потеют — чуть приоткрыты и спасают дефлекторы на окна.
Много писали (в постах дрома в инсте и тик-токе) про то, что автор приврал про комфорт Окулика и поездка на нем сплошной подвиг и выживание… Немного развею мифы, ездил на 20-м приусе по 2-3 тысячи километров, на мото (NC700X), на приус-альфа 2000 км. За два дня на рактисе и еще много на чем, по несколько тысяч км, в том числе в день 1200-1400 км и ОКА — это такой же автомобиль. Да, меньше, да, без кондиционера, но ехать в нем комфортно, если у вас не видавший виды авто, который требует замены всего. Впрочем, это справедливо для любого автомобиля, если за машиной не следить, то и королла не доедет до соседнего города. Машинку свою не рекламирую, а хочу этим сказать старую истину: лучший авто или мото тот, на котором ты едешь здесь и сейчас. Как говорят мотопутешественники: что толку от «гуся», стоящего в модном гараже, ведь и на «ёбрике» катают по Памиру и получают кайф.
Пробег на момент выезда из Горно-Алтайского домика 18498 км.
План был доехать до Чемальской ГЭС и попутно посмотреть другие достопримечательности. Да, в местной Мекке всех мотоциклистов Манжерке останавливаться не стал, проехал транзитом.
Первой остановкой был ресторан «Царская Охота» — у них там подвесной мост с дорожкой на Камышлинский водопад. Погода прояснилась, голубое небо, после дождя все было контрастно, как с открытки. Светило солнце, ветра не было, идеальная погода для первого дня на Алтае, прям почувствовал дух и мощь, стоя посередине широченной Катуни на подвесном мосту.
С утра никого не было, особенно классно было постоять посередине моста и послушать шум Реки.
Пешком до водопада минут 20 по лесной тропинке. Тишина, шелест воды рядом, птички поют — прямо медитация, маршрут по лесу, с утра никого не было совсем. Да, машину припарковал прямо у входа. Понравились указатели на входе, тематическое оформление с историями об Алтае. Точно стоит посетить — место для начала путешествия, атмосферное и легкодоступное, многие были с маленькими детьми и колясками. На входе стоит Аил — традиционный алтайский домик, было интересно посмотреть внутри и почитать про него.
Камышлинский водопад небольшой, с красивыми видами с верхней смотровой площадки. Внизу сидит парень и берет копеечку за порядок и поддержание в хорошем состоянии лестницы. Тут же небольшой рынок сувениров и скамейки с крышами, где можно перекусить и отдохнуть.
Водопад этот рукотворный. Чуть меньше столетия назад течение Камышлы специально изменили, прокопав новое русло и построив дамбу на старом. Сделано это было исключительно в утилитарных целях — воду направили к построенной на Камышле мельнице.
Вид на Камышлинский водопад снизу.
Обратно по тропинке навстречу был уже ощутимый трафик из туристов. Дамы в красивых спортивных костюмах с колясками, ворчали и падали на попы на скользких дорожках и весело смеялись друг над другом, обсуждая, кто больше испачкался (прошел небольшой дождь и тропинка была скользкая). Все навстречу идущие спрашивали: «А далеко ли еще до водопада?»
Вернулся обратно к мосту, спустился к Катуни, посидел прямо у воды, кайфанул, умылся, помедитировал — есть какая-то завораживающая энергетика у этой Реки. Сложно объяснить, но дух Алтая все больше захватывал меня.
Пора в путь. Вновь виды шикарные по обе стороны дороги, скорость 50-60 км в час, быстрее просто смысла ехать нет — хочется все посмотреть и кайфовать от дороги. Дальше по плану был остров Патмос. Свернул в деревню прямо с дороги, хотя проезда, судя по знакам, там нет. В итоге проехал по узким улочкам и выехал прямо на парковку на входе, далее несколько десятков метров пешком, народу много. Острова, мост — красиво, стоит посетить.
Вид с подвесного моста на острой Патмос.
Чуйский тракт шикарен, после сворота на Чемальский тракт дорога, конечно, похуже, но виды и Катунь рядом — это, конечно, классно.
Когда смотрел отчеты мото- и автопутешественников по Алтаю, восторгался видами дороги и реки вдоль нее, так вот на Чемальском тракте этого в достатке, Катунь рядом, есть дорожки, чтобы спуститься на машине поближе к реке.
С водительского места Окулика. Ехать с такими видами быстро не получится.
Дальше Чемальская ГЭС — проехал дальше. Конечно, своя атмосфера стихийного туризма и торговли, но интересно. Подвесной мост, горячая кукуруза, движуха, как на юге у моря. Не очень впечатлила ГЭС, но галочку, что побывал там, поставил.
На обратном пути в сторону Чуйского тракта набрал воды — прямо с горы труба с водой, так и не понял, откуда, но туристы набирали в полторашки, я тоже. Чуть позднее купил хариуса и пару домашних чебуреков у девочек прямо в домике у дороги. Солнце и тепло периодически сменялось дождем, за каждой горой новая погода — необычно, к концу путешествия уже привык.
Дорога с Чемальского тракта обратно к Чуйскому. Облака в горах часто витают над дорогой.
Дальше путь был в сторону Шебалино через Камлак (дорога там одна) — живописные спуски и подъемы, Катунские террасы. Ливни то начинались, то прекращались, дорога идеальная, как с картинки. На мото, конечно, в такую погоду было бы напряжно — повороты, скользко, скорость передвижения была бы совсем небольшая. Виды покруче, чем у Птушкина из его путешествий и его крутых съемок с дрона.
Фото в горах получаются в дождь особенно контрастные.
По навигатору (всю дорогу пользовался яндексом, карты скачал заранее, maps me для совсем далеких мест, удобно смотреть те же смотровые площадки в нем) скоро должен быть Семинский перевал. Немного переживал, как Окулик справится с подъемом, таки карбюратор и всего 33 лошадки под капотом. И да, ездил на 92-м бензине, чуть позже уже стал заправлять 50/50 смешивая с девяносто пятым.
Высота перевала над уровнем моря — около 1,7 километра. Перепад высоты от начала подъема — 510 метров… И вот знак, что начинается перевал. На часах у меня есть высотомер, засек на старте и следил за высотой каждые 2 минуты, ибо непонятно, как высоко уже поднялся, только по ощущениям, что машинке тяжелее.
Поехали, Окулик достаточно бодро едет, высота растет. Уже со второй половины перевала показалось, что мощности стало меньше, возможно, горка стала круче, сам перевал достаточно растянутый. Чувствуется, что Окулику тяжело, но пыхтит, едет, прям кайфанул, какой он молодец. В машине становится холоднее, открываю кран печки.
В общем, за бортом уже +5 градусов, при этом внизу было 18–20 выше ноля. На подъеме ни разу не включал первую скорость, иногда приходилось втыкать 2-ю и почти сразу третью. И вот неожиданно стела наверху перевала.
Утепляюсь, прям резкий перепад температуры. Достаточно аутентичный рынок, много монгольских товаров, изделий местных умельцев (свистульки и прочее). Конечно, как и везде, полно китайщины, но монгольские шапки вроде настоящие, хотя я не эксперт в монгольских головных уборах. Пообщался с 2-3 продавцами в возрасте, поболтали про местные обычаи, мастеров. Приятно, что люди от души, даже если у них ничего не покупаешь, делятся мыслями, историями, много туристов, а все как-то по-настоящему.
Погулял, замерз, поел плова в дальней справа кафешке. Огромная порция и очень вкусно, розовощекая алтайская девушка, на позитиве, рекомендую, ну и вид на спуск с перевала из окна.
Что ж, пора в путь, впереди спуск с Семинского перевала, и снова думаю, как справится машинка, передние тормозные диски совсем небольшие и без вентиляции, сзади барабаны. Начинаю спуск, все по феншую торможу двигателем, не перегреваю тормоза. Сзади иногда поджимают туристы, у которых коричневый код, но торопиться некуда. Благополучно спускаюсь с перевала, дождик снова сменяется солнцем и наоборот.
Природа стремительно меняется, вновь разнотравье и много лиственных деревьев, в горах Алтая с этим все в порядке, за 20 километров дороги можно побывать в 3 поясах.
Дальше должен быть перевал Чике-Таман, знал из подготовки, что он более крутой на подъем.
Немного инфо о перевале:
Высота горного перевала Чике-Таман, где Чуйский тракт проходит через северо-восточный отрог Теректинского хребта, 1295 метров над уровнем моря. С точки зрения высот, характерных для алтайского ландшафта, эту отметку нельзя назвать особо большой. Для сравнения: высота соседнего Семинского перевала составляет 1717 метров. Тем не менее, Чике-Таман значительно более крутой и экстремальный, чем сосед: дорога в этом месте превращается в серпантин, лихо закручиваясь вверх, а затем столь же стремительно раскручиваясь вниз. Старая тропа, которой пользовались местные жители вплоть до начала XX века, насчитывала более 100 поворотов, на современной трассе их «всего лишь» 37. С одной стороны — высокие, почти отвесные скалы, с другой — резкий обрыв.
Решил заправить половину бака 95-м бензином на местной заправке (бренд уже не помню). Подошел дядька спросил про оку, про наличие железа для нее и рассказал, что ему подарили окушку и он не знает, что с ней делать.
Дорога живописная, красивые лужайки, горы, горы. За окном уже начинает смеркаться, ползу в перевал. Конечно, очень отличается от Семинского, уже тяжелее наверху, уступаю более мощным авто, съезжая чуть правее на обочину. Стало страшно, что не смогу тронуться — зашлифую, но без проблем поднялся.
Фото совсем не передает, как масштабно и высоко в реале.
Чуть ниже основной площадки для обзора есть съезд, там широкая канавка при повороте с дороги, окулик без проблем переползает через нее. Рядом останавливались пара машин, но не решились съехать.
Остановка, чтобы пропустить более быстрые машины сзади и для фото, конечно.
Остановилась белая камри, парни оказались с 74 номерами из Челябинска. «Здорово, земляк, скока едете, как да что?» Поболтали, сказали, что видели раза 2-3 на трассе и что машинка прям узнаваемая. Погнали дальше.
На нижней смотровой площадке перевала Чике-Таман. Окулика за всю поездку не мыл.
На верхней благоустроенной площадке останавливаться не стал. После перевала вновь дождь, становится уже почти темно, пора бы искать ночлег. Дорога местами серпантины, становится опасно по темноте. Домики заняты, связь не особо есть. Еду до упора. Появляется связь — звоню, места есть. Домик простой, банька рядом, удобства на улице, хозяин дал обогреватель — ночью было прям прохладно. Само место просто бомбическое, в чем убедился с утра.
Катунь тут широченная и мощная.
Гейзерная кофеварка, фермерский кофе и кружка, купленная на Семинском перевале, хорошая, кстати, и не стирается.
Погода наладилась. Традиционно с утра проверяю уровень всех жидкостей и осматриваю машинку, все в порядке, долгая погрузка скарба и расположение, чтобы ничего не гремело и не помялось. Подходит сосед из домика неподалеку, разговорились, он оказался байкером. Минут 20 болтали про дорогу, про мото, кто откуда и куда. Такие встречи в путешествиях запоминаются.
Прямо на выходе из избушки течет Катунь, встает солнце, звук воды, ветра почти нет. Свежесваренный кофе — кайф. Достаю дрон, первый раз за поездку (второй раз на Кату-Ярыке). Вот он, красавец Алтай, хочется медитировать и никуда не спешить.
Люблю это ощущение в путешествиях на авто: когда просыпаешь утром, рассвет, летний воздух и осознание того, что впереди новый день, новые дороги и впечатления. Собираешься, заводишь машину и в путь — в этом особый дух автопутешествий для меня.
От видов и без дрона был в восторге, лень было доставать его, поэтому считай свозил зря.
Помчали с Окуликом дальше. Снова ливни сменяются солнцем и такие разные горы. Уже почти у Ини́нского моста первый раз встречаю парней на мото из Новосиба. По дороге будем часто с ними пересекаться. К самому мосту удобный съезд с Чуйского тракта. Красивая долина и новый и старый мост «в кадре».
Немного исторической инфо про мост: основной особенностью конструкции является оригинальная система висячего моста, основанная на теории многоцепных висячих ферм. Общая длина моста по настилу 142 м, пролёт над Катунью — 100 м.
В 1934 году студент Московского автодорожного института Сергей Афанасьевич Цаплин был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Цаплин со студенческой скамьи увлекался теорией висячих мостов. В своей работе «Многоцепные висячие фермы» он разработал ряд новых и оригинальных систем висячих мостов. 26-летний студент-пятикурсник, вдохновленный строительством дороги, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу — двухтроссовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через Катунь на данном участке дороги осуществлялось с помощью паромной переправы.
Вид на Ини́нский мост и Окулик. Напротив были видны байкеры.
Дальше было легендарное место слияние Чуи и Катуни. Две долины реки, Катунские террасы, солнце и горные пики, красиво и завораживает. Туристов с утра практически не было, может человек 5-6 за все время, проведенное на перевале, только уже на отъезде с нижней площадки приехал огромный автобус с туристами-пенсионерами, и я срочно ретировался. Тут же поболтали с ребятами на байках из Новосиба. Потом друзья скидывали случайно найденное видео на ютюбе про путешествие на байках и момент нашей встречи с байкерами (даже не заметил гоупро на шлеме у парней). В видео они тоже говорят про встречи с Окуликом по ходу своего путешествия на Алтай, тесен-таки мир. Уже после путешествия видел отчеты байкеров и автолюбителей на разных сайтах, с которыми встречались на Алтае — класс.
В солнечную погоду отлично видно разный цвет воды у Чуи и Катуни.
Потом перекусили в кафе недалеко от слияния рек — «Чуй Озы». За раз «пришлось» попробовать сразу несколько блюд алтайской кухни. Позитивные и классные тетушки работают в этом кафе, рассказали про местные травы, жизнь в этих прекрасных и суровых местах и, конечно, вкусно накормили. Многие скажут, что кафе для туристов, и есть другие классные места, возможно. Но в кафе было душевно и пусто, и мне понравилось.
Напротив кафе скульптуры и парк для детишек, место интересное.
Половину не осилил, пришлось взять с собой часть вкусняшек.
Двигаемся дальше, описывать виды покруче, чем в Швейцарии или Альпах, можно часами. Дорога отличная, разметка, идеальный асфальт — чай в стаканчике не проливается. Останавливаюсь у памятника Кольке Снегиреву и строителям Чуйского тракта.
Памятник Алтайцам — строителям Чуйского тракта, огромное уважение за такой тяжелый труд.
Багажник Окулика сейчас носит больше декоративную функцию, хотя иногда не нем ездит велик или какой-нибудь ковер.
Автомобилей ближе к обеду стало больше, но это заметно только у достопримечательностей, в дороге трафика минимум.
По живописным долинам домчали до очередного водопада, на улице было уже солнечно и в Окулике становилось жарко. Круто было подняться на водопад по тенистой роще внизу и освежиться, особенно когда поскользнулся на мостике и промочил кроссовки.
Освежившись у воды, помчали дальше в сторону Акташа. План был заселиться и сгонять до границы с Монголией. Акташ активно развивается и строятся все новые домики и базы, есть заправки, есть сетевые магазины (большая Мария Ра), автосервисы. Заселились, закинули вещи в домик и двинули в сторону Монголии и Курайской степи.
Место, где все фотографируются.
Сначала была мысль не ездить и отдохнуть вторую половину дня, но как только отъехали от Акташа стало понятно, что ехать сюда категорически необходимо. Дорога начала плавно подниматься, показались снежные пики, природа стала меняться на суровую горную. Очень красиво, останавливаться хочется через каждые 500 метров, машин было минимум. Традиционно каждые 10 минут погода менялась на ливень, солнце и так все время.
После подъема началась степь, совершенно другие виды за окном, очень отличается от того, что было в дороге от Горно-Алтайска до Акташа. Гор рядом с дорогой становится все меньше, растительность постепенно пропадает, и вот ты уже мчишь на высоте 1,5 километра над уровнем моря по идеальной дороге и видишь по сторонам только степь.
Тоже популярное место для фотосессий машин и людей.
Дальше был легендарный Кош-Агач, место приравненное к северным районам из-за суровых условий жизни зимой, да и летом тоже. Достаточно большой поселок, есть даже «ДНС» и, по-моему, «Лукойл».
Забавный момент — еду не спеша по селу, смотрю стоят сотрудники ДПС, увидели Окулика, к дороге направился инспектор и уже почти поднял жезл, чтобы остановить, потом увидел номера (туристы, 02 регион), поржал и махнул — езжайте. Кстати, за все время поездки инспекторы ни разу не останавливали на Окулике и не пришло ни одного штрафа после поездки (много где были ограничения 40-60, а машинка может ехать быстрее).
После Кош-Агача, степь и степь, глазу зацепиться не за что, но в этом своя фишка, пейзажи потрясающие. Дорога прямая, практически, как стрела, мчал на Окулике 100-120 км в час. Бензина за поездку от Акташа до Ташанты и обратно сожрал он в два раза больше, чем обычно, причем заправлял только 95-й, воздуха карбюратору не хватало.
Подъем до Ташанты прям чувствуется, плавно набрали больше 2 км над уровнем моря, даже в плане воздуха чувствовалось, дышать стало чуть сложнее — необычно, как в горах, а вокруг степь. И становилось все прохладней с каждой сотней метров подъема.
Иногда встречались машинки, стоящие вдоль обочины, и современные пастухи с биноклями рядом, контролирующие пасущихся в степи лошадей и коров — видно на много километров вдаль.
На подъезде к Ташанте высотомер на часах показывал 2020 метров, по навигатору не сверялся.
И вот показывается Ташанта, крайняя точка путешествия от дома. Восторг, эйфория — сделали это с такой маленькой машинкой. Если честно, не верилось, что доедет, но все получилось и это круто. Сама ТашантА (ударение на последнюю А), совсем маленькая деревушка, доехали до ворот на въезде в приграничную зону и развернулись. Хочется сгонять в Монголию, но пока все закрыто, дал себе слово, что вернусь сюда и попаду к соседям уже на мотоцикле — давно мечтаю, но границы пока закрыты, будем надеяться, что скоро все будет, как прежде.
Пора обратно в Акташ. Обратно путь уже вниз. Окулику заметно легче ехать, становится все теплее за бортом, и природа меняется от «голой» до лесов и гор рядом с дорогой. Река, петляющая между гор, дорога то подходит к ней, то удаляется, мосты, снежные шапки горных пиков вдалеке.
Так далеко от дома Окулик не забирался. Над границей сгустились тучи, но дождя так и не было до вечера.
Из-за таких видов стоит путешествовать.
На обратном пути от Ташанты в Акташ.
В этот день снова вернулись в Акташ, удобно-таки заселиться днем, чтобы вечером не плутать в поисках ночлега и не тащить в темноте вещи из машины. На вечер взял мяса в магазинчике напротив «Мария Ра» в центре Акташа, вкусняшек в супермаркете, разливного пива в магазинчике, заправил полный бак — утром предстояла поездка на Кату Ярык.
Пока жарил мясо разговорились с парнем из Москвы. Они путешествовали уже третью неделю на прокатной машине, объехали и побывали уже много где, и на Телецком, и на ретрансляторе и сходили в горные походы и на озера. «Это все на следующий раз, — подумал я, — Алтай посмотреть и месяца не хватит». Объевшись на ночь, завел будильник на 7 утра и заснул с мыслями о легендарном для меня Кату Ярыке.
Утро следующего дня выдалось прохладным, завел машинку, прогрел — пора в путь. Вот проехал Акташ по дороге в сторону Улагана и началось. :) Как и писал в начале, планировал протрястись на Окулике до перевала. Круто и сполна это получилось, машинка небольшая, колеса штатные 12-е, подвеска мягкая и отлично отрабатывает такую дорогу. Подъем от Акташа, конечно, классный, достаточно крутой, дорога в камнях и местами узкая, пыльно местами.
Первая остановка на маршруте. Найдите машину. )
Дальше дорога проходит через озера, деревеньки, местами даже есть асфальт, несколько заправок по пути, Улаган достаточно большой.
Самая высокая точка была больше 2 тысяч с лишним метров. По пути практически никого не было, таки ранее утро. Сам улаганский перевал очень необычный, повязанные ленточки, красивейшие виды и особая атмосфера, и людей не было совсем.
Немного инфо:
Улаганский перевал расположен на 26 км Улаганского тракта на Улаганском плато, на территории Улаганского района Республики Алтай, имеет высоту 2080 м. Это один из высочайших автомобильных перевалов на Алтае. Подъём и спуск затяжные. На вершине перевала находится беседка, а деревья вокруг повязаны ленточками.
И самое необычное, что на вершине перевала лежал снег, на траве, на цветах, на крыше беседки — в середине лета, конечно, необычно.
Альтиметр на часах показывает почти точно. Обратите внимание на график подъема высоты левее цифры 2096.
Дорога на перевал петляет, местами грунт, местами асфальт, ехать точно не соскучишься, закрытые повороты, перепады высот, гравий, камни. Понимаю владельцев городских «пузотерок», машину достаточно жалко по такой дороге, особенно, если будет трафик и летящие камни из-под колес.
По пути встречалась группа в полосатых купальниках большая компания велосипедистов, которые ехали на Кату-Ярык. Велосипедистов на Алтае (именно путешественников) достаточно много, все с кучей кофров, видно, что едут издалека — очень сильные люди. Так вот, ребята мчали на великах на перевал, на простых велосипедах, многие без шлемов и какой-либо защиты коленей, велики простые и тяжелые, сурово в общем.
Чем ближе к перевалу Кату Ярык, тем живописней дороги.
И вот, наконец-то, спуск к перевалу, достаточно крутой и каменистый. Ура — мы с Окуликом на месте. Это было, пожалуй, самое красивое место, где мне этим летом удалось выпить кофе.
Народу на перевале не было, пару человек. Чуть позже снизу поднялись парни на «гусях», 8-10 мотоциклов с наклейками какого-то клуба, организующего путешествия. В перевал ползли тракторы, камазы и легковые машины. Спускаться на Окулике не стал, пожалел его, все-таки дорога дальняя, но уверен, что он спокойно бы осилил спуск и подъем. Так что перевал оставил на следующий раз, если уж спускаться, то ехать на Телецкое и уже оттуда на пароме, как и водопады и каменные грибы — на следующий раз.
Да, лучше гор, могут быть только горы, в которых ты еще не бывал.
С высоты еще более масштабно. Вид на перевал с дрона.
В этот же день снова вернулись в Акташ, перед закатом удалось заскочить на озеро и смотровую площадку, чтобы сделать крутые фото перед выездом утром в сторону Урала.
Цвет воды необычный, вечером на озере были только комары и я. )
Маленький Окулик — покоритель Алтая.
Машинка, которая 12 лет простояла без движения и смогла.
На следующее утро путь лежал в сторону дома. Вперед на Урал. И снова красивейшие дороги горного Алтая, скучные степи от Омска до Тюмени и знакомые дороги Урала. Еще немного фото.
Как говорит Птушкин: «Путешествуйте, оно того стоит.» И еще Федор Конюхов: «А чо дома делать?»
Алтай, ты прекрасен, обязательно вернусь сюда снова.
Небольшие итоги:
Пройдено 6000 км, ни одной поломки, только заправлял бензином. 4 перевала, поездка до границы с Монголией на высоте 1800-2100 метров. Трассы, бездорожье. Кату-Ярык, Семинский и перевал Чике-Таман.
9 дней в поездке, 1000-400 км в день. Маршрут: Екб — Тюмень — Омск — Новосибирск — Бийск — Горно-Алтайск — Акташ — Ташанта, + по горному Алтаю (много, в т. ч. весь Чуйский тракт и Чемальский тракт) и обратно. Заезжал в сами города: Тюмень, Новосиб, Омск, Бийск, Горно-Алтайск.
Расход бензина за всю поездку в среднем 5,3 литра на 100 км. Крейсер по трассе 90-100 км/час. Бензонасос Пекар. Резина стоковая: Кама. Пробег на момент старта 16300, по приезду 22350 км.
В горах карб не подкручивал (смысл, если за день перепад высот 300-2100 метров), на большой высоте жрет в два раза больше бенза и «пропадает» процентов 20-25 тяги. В перевалы ехал норм, спускался тоже (торможение двигателем, чтобы не грелись колодки).
Ливни, жара, бездорожье и горные серпантины с гравием, камнями, 17% по знакам уклонами, в реале не знаю, какие были горки, вентилятор ни разу не включался.
С собой брал набор инструментов, штатный бензонасос ДААЗ, катушку, жижи на запас, ремень ГРМ, комплект патрубков, коммутатор — ничего не понадобилось, масло не доливал.
По трассе не сдувало, фуры обгонять норм, спина не устала совсем, салон полный сток (ездил такие расстояния на разных машинах и на мото, есть с чем сравнивать). Поездка полноценная, нельзя назвать ее выживанием или страданием за рулем маленькой машины — инженеры разработчики молодцы.
Спасибо всем, кто прочитал до конца.