|
Убедил меня таки знакомый оформить отчет и отправить сюда. Пришлось посидеть за компом. Надеюсь, вам понравится.
Небольшой отчет о моем первом путешествии по Горному Алтаю с 04.07.2010 по 10.07.2010 (семь дней, считая дорогу).
Так как человек с хорошим фотоаппаратом в последний момент отказался от поездки, за качество картинок прошу не пинать.
Состав группы:
Все машины приобретены недавно (не далее, чем полгода). Я и Горький опробовали свои авто в условиях, приближенных к боевым, на Горской. Там же освоили поддомкрачивание, порвали пару «тросов» и помесили грязь/снег.
Машины для бездорожья не готовились. Клиренс базовый. У меня — новая резина «Toyo OPAT A/T», да защита от «Шерифа» на всю ширину (минусы — без сливных отверстий, зато грязь не лезет). Горький — без защиты (как оказалось, даже без стропы и набора ключей). У меня в машине болталась полная 20-литровая канистра бензина на крайний случай.
Предварительная подготовка
Поездка фактически без подготовки. Мне было интересно съездить так, как ездят большинство людей — просто едут. Без назначения старшего, завхоза и пр. (как в серьезном походе). Учитывая то, что едем на машинах и через населенные пункты, то это не так критично.
Так как никто в принципе не занимался маршрутом, то я просто составил карту, нанеся на нее самые значимые достопримечательности. Маршрут обозначил условно, т.к. были вопросы в проходимости дорог и не было уверенности, что все люди из группы готовы активно отдыхать. В данном случае, не зная, проходимы ли все дороги, не стал расписывать маршрут по дням. Смотреть будем по месту.
Карта-схема поездки:
Задача: посетить как можно больше достопримечательностей Горного Алтая за неделю.
Маршрут:
Ключевые моменты:
Подготовка
Замена масла в двигателе. Накануне поездки сделал-таки ящик под инструменты/насос/стропу/домкрат/пр... Брат подарил канистру 20 л. в счет будущего ДР. Зимой, еще по снегу, а потом и по грязи «джиповали» на Горской. Приобрели начальные навыки борьбы с плохими дорожными условиями.
День N 1
Подъем в 5:00. Разминка, стакан чаю, закинул недостающие вещи в машину. Заправил полный бак и канистру. Заехал за братом.
В 6:00 встретились на ост. Гостиница «Обь» и выдинулись в путь.
По дороге испытал ФМ-трансмиттер. Работает. Ловит даже соседняя машина. Но качество похуже радио.
На подходе к Барнаулу потеряли Горького. Он шел последним, мы с Антоном оторвались (дорога была хорошая) и проскочили не в ту сторону. Как только поняли, что потеряли Горького, остановились. Оставил Антона на трассе и поехали искать Горького. Катался, как минимум, полчаса. Заглянул в Барнаул, постоянно вызывали по рации. Глухо. Зато поняли, что сами свернули не туда. Но делать нечего. Вернулись к своротке на Горноалтайск и поехали. Через некоторое время Горький вышел на связь по мобильному. Состыковались под Горноалтайском.
К 12 часам были в Манжерке. Попробовали шашлык из баранины (не очень), посмотрели на мост на о. Ая. Народу тьма. Двинулись дальше.
Перевал Семинский. Не запомнился. Считается высшей точкой Чуйского тракта, но не производит никаких впечатлений. Просто высокая горка, двигатель не тянет да уши постоянно закладывает.
В Онгудае я влетел на 300 рублей в пользу ГИБДД. Село длинное (села у них в силу особенностей местности растянуты водоль рек) и хорошая дорога. Разогнался ближе к выезду из села до 83 км/ч и спохватился, когда молодой и резвый гиббон уже застрелил меня из фена и довольно помахивал полосатой палочкой. Впрочем, я не один был такой дурак. На обратном пути в том же Онгудае дежурили гиббоны. Настоятельно рекомендую придерживаться скоростного режима во избежание нервотрепки и потери дензнаков. По крайней мере, в Онгудае обязательно.
Перевал Чике-Таман. Чуть получше, но тоже не о чем. Начался как затяжной подъем, окончился смотровой площадкой. Пошарились немного наверху, да двинули дальше.
Время ближе к 20:00, проехали пару хороших стоянок на впадающих в Катунь речках.
Решили с братом протянуть за деревню Иня вверх по прилегающей речке и встать там. Но, к сожалению, село вытянулось также вдоль этой речки. Пришлось возвращаться обратно. Проехали около 10 км. от с. Иня и остановились.
Тут же возникла первая проблема. Я ожидал технических поломок и морально был готов к ним. Аккумулятор у него был не закреплен нормально, выпал из креплений и прижался к выхлопному коллектору, вследствие чего потек и окончательно испортился. Машина не заводится. Направили Антона в с. Иня на разведку. Результат: нужно ехать в с. Онгудай, там есть продавец аккумов. Оставили на ночевку на берегу Ини (назвать берегом это сложно, т.к. до воды около 100 метров почти отвесно вниз) нашу команду и рванули с братом в Онгудай за аккумом. Катались с 21:00 до 00:00 (приехали в первом часу). Чике-Таман проехали в сумерках и ночью. Вообще никаких проблем, хотя пишут, что сложная дорога.
Единственное, что я вынес для себя — на Алтае знаки (капитальные) расставлены на удивление адекватно. Если не знаешь дорогу, то лучше придерживаться их, ну, плюс 9 км/ч (до 10 — не превышение). Дорога здорово виляет и разгоняться выше 80-90 км/ч желения и так никакого. Обратно по ночи ехал, ориентируясь исключительно по линиям разметки и знакам ограничения скорости. Что проехал перевал Чики-Таман, понял только наверху. Не видно ни черта.
В общем, в первом часу приехали, проверили аккум (все ОК), да легли спать.
Спал в палатке с братом. Но на туристическом коврике мой подушатанный позвоночник не давал особо выспаться.
Трасса. ЛЭП. 1150 кВ. Эти «канаты» издалека видно.
В Онгудай за аккумом. Поворот. Солнце. Обратно пилить уже в темноте.
День N 2
Подъем в 8:00. Проехали дальше (мы с братом накануне провели разведку). Там съезд к р. Катунь. Позватракали, умылись, подсушили вещи. Тут же Антон сообщил, что дальше не готов ехать по финансовым соображениям и мы расстались с ним.В составе моего РАВчика и Эскудика Горького двинули дальше. Остановились на водопаде Девичьи Слезы. Естественно, поднялись к водопаду. Красиво, не передать словами.
Через несколько км. еще водопад, без названия. Рванули вверх. Но не тут-то было. Тропы нет, и подъем на 150 м по вертикали дался непросто. Тем более, что мы с братом вышли в сланцах. Изодрались о кусты, обгорели на солнце (оно в зените было), да и водопад толком не увидели (он в лесной чаще прячется). Зато размялись. Спустились вниз. Спуск оказался тоже не из легких. Искупались в этой же речушке, идущей из водопада, перекусили да поехали.
Ближе к Акташу начали маячить снежные шапки по правую руку (фотографировали их). В Акташе залили баки, докупили продуктов и двинули на перевал Кату-Ярык. Остановились на Красных Воротах. Пофотографировались. Далее непростая дорога через Улаганский перевал (отм. 2 080 м, бедные мои уши, перепады давления их просто убили), затем грунтовка.
В селе Былктуюль поспрашивали местных дорогу дальше. Вдоль дороги от с. Балыктуюль посмотрели Пазырыкские Курганы. Говоря простым словом — просто куча камней. Мне напомнил армейский капонир под тяжелую технику. Поставили галочку и двинули дальше.
По пути постигали дорожный закон степи: дорог нет, есть только направления. По полю около 3-5 дорог и все постоянно пересекаются. Поскольку старая дорога довольно быстро приходит в негодность (вырождается в «стиральную доску» или изнашивается до камней), то прокладывают новую. Лучше придерживаться дороги посвежей, и то приходится ехать по краю травы, дабы не резонировать на «стиральной доске». Дорога требует много внимания. Долго-вялко, дорога пошла в гору. Начался Кату-Ярык. Со стороны Акташа почти непонятно, что выходишь на перевал, скорее это просто плоскогорье. Зато порой открывались замечательные пейзажи в виде крутого склона, озер, рек и лесов. К вечеру вышли на перевал Кату-Ярык.
Вот этот перевал запомнился. Кто не ездил по нему, тот не понял дорог Горного Алтая. Перепад 600 м, длина 3,5 км. Покрытие — камни да грунт. Дорога — классический серпантин по крутому склону. Вот это уже адреналин.
Пофотографировались наверху да поглазели вниз. Впечатляет! Словами, фотографиями и всякими видеозаписями этого не передать. Надо просто быть там, стоять на края обрыва и видеть внизу игрушечные домики, любоваться водопадом напротив перевала и заходящим солнцем. Красота! А на вершинах гор с той стороны — снежок лежит... Вот бы туда! Но тогда мы еще не знали, что впереди у нас все гораздо круче!
Пошли вниз. Ближе к середине спуска понял, что тормозные колодки уже воняют, и тормознули передохнуть. Про пойманные защитой камни говорить не буду. Зато про защиту от «Шерифа» на первый РАВик могу отозваться только положительно. Закрывает фактически весь двигатель, коробку и пр. (защита у меня без отверстий вообще). Клиренс, конечно, съедает хорошо (около 4 см), но зато есть рабочее пространство для защиты от прогиба и пр. ударов.
Не скажу, что адски сложный перевал, но требует много внимания. Постоянно прыгаешь на камнях по краю обрывистого (70%) склона. В принципе, при твердой руке и светлой голове можно без проблем разъехаться в две легковые машины.
В общем, с двумя остановками спустились к реке Чулышман. Темнело. Встали у реки на месте чьей-то прежней стоянки.
Ночевал в палатке на коврике. Неудобно. Не выспался нифига.
Естественно, всю ночь шум реки и пр. романтика.
Водопад Ширлак (Девичьи Слезы).
Вдпд. Ширлак. Табличка, беседка, сам водопад.
Водопад Безымянный. Вид сверху.
Водопад Безымянный. Купаюсь я.
Водопад Безымянный. Купается брат.
Слияние двух речек разного цвета.
Панорама. Слияние Чуи и Катуни.
Красные Ворота. Под мостом. Мост восстановлен после паводка месяц назад.
Дорога по Улаганскому перевалу.
Кату-Ярык. Собственной персоной.
Кату-Ярык. Водопад напротив смотровой площадки.
День N 3
Подъем в 7:00. Позавтракали, умылись, просушились, да двинули в путь.
Впереди дорога. Местами степная, разветвляющаяся на несколько веток, выбор лучшей из которых уже дело чутья и приходит с опытом (по некоторым из них можно было разгоняться до 50-60 км/ч без риска потерять управление), а порой идущая по краю реки Чулышман.
Так потихоньку, фотографируя попадающиеся по пути водопады (честно говоря, надоели они уже до чертиков, но фотографировали все равно), добрались до устья реки Чульча. В этом месте, естественно, стояла туристическая база.
Прибыли на базу к 12:00. Нашли главную по базе алтайку. Она сказала, что одна группа на водопад ушла раньше и сейчас будет уходить другая. Стоимость посещения водопада: 500 руб. — гиду, 100 руб. — за заповедник, 500 руб. с четырех человек за переправу на тот берег. Тетка сказала, что можно не платить за водопад, а втихую переправиться на тот берег (500 руб. за переправу), сделать вид, что идем на Каменные грибы, а самим направиться на Учар. Поставили машины в ограде (100 руб. за две машины), отдали 500 руб. за переправу на тот берег (оплатил на обратном пути), по-быстрому набили рюзачки, переобулись да побежали к лодке.
Переправа горной речки — тоже запоминающееся событие. Дюралевую лодку колбасит, течение в стремнине сильное (дохленький мотор не тянет на середине реки против течения). В общем, уже адреналин.
Переправились (нас высадили ближе к грибам, мы сделали небольшой крючок и двинули в сторону Учара.
Поскольку шли мы достаточно быстро, то оторвались от вышедшей чуть ранее группы туристов. Немного смущал факт, что никакому гиду и за посещение заповедника мы не платили, но решили тупо забить и включать дурака, если будет кто спрашивать.
Пока свежие сил, шлось неплохо. Тропа набитая, вела по крутому склону горной реки, местами через кусты. Вторая половина пути начала идти вверх, встречались водопады, дорога стала сложней. По пути нагнали вышедшую ранее группу. Они переходили водопад. Пока они застряли на нем, мы фотографировались да отдыхали. Переправились через водопадик со страховкой по оставленным этой группой веревкам. Поздоровались, да показушно прыгая по камням, обогнали их.
Тропа была нелегкая, но не проблемная. Расстояние до водопада в 8 км мы преодолели примерно за два часа с копейками.
Прошли на островок по бревну. Пользуясь тем, что пока никого не было, покупались в ледяной воде, пофотографировались, да сели отдыхать, сушиться и обедать сухпаем. За этим делом и застала нас группа туристов. Бревно, по которому мы прошлись легким шагом (я с камерой в руке), они преодолевали с подстраховкой гида минут 15. Это было нечто. Про то, что в горной речке можно купаться, им видно и вообще в голову не приходило.
Сам водопад — зрелище грандиозное! 160 метров падающей порогами (это скорее не водопад, а водоскат под средним углом 45 градусов) воды огромного объема. Шикарно. Ни фото, ни видео не передадут впечатлений от водопада и пути к нему.
В общем, передохнули мы, да двинули в обратный путь. Сказать, что он был легче не могу. Да, чуть под горку местами, но тропа все же горная и требует постоянного внимания. Встретили еще пару групп, идущих на Учар. На переходе через водопадик, естественно, не оказалось страховочных веревок. Пришлось проходить его ниже по камням и дальше лезть в крутую горку. Рисковое дело, конечно, это было. Хорошо хоть скалодром посещали год назад. Лезли вверх на тропу, держать за кустики, да порой попадающиеся зацепки. Опасно, но прошли. На водопадике до сих пор сидела тетенька в очках, которая побоялась переходить его, и группа оставила ее. Вот радости-то, туканить тут три часа кряду! Но это ее выбор...
Ближе к концу тропы повстречали двух «туристов» в шортах и футболках. Они шли на водопад. Наверняка не дошли, т.к. было уже шесть вечера, они были в шортах (по кустам в них особо не полазишь) и тропа тяжеловата была бы для них. Зато они поведали нам, что караулит уже нас товарищ, ответственный за заповедник. Н-да, неприятность, однако. А отдавать деньги фактически ни за что не хотелось. Заранее приготовили 300 руб. (по сотне с брата за посещение заповедника, про 500 рублей за гида, естественно, даже думать не хотели), типа, не успели заплатить за заповедник и заплатим при первом случае. Вышли к устью Чульчи и повернули по предполагаемому направлению к Каменным грибам. Тащились по степи километра 2-3 точно. Надоело. И увидели это чудо природы выше, в километре-полтора в гору. Не впечатлились, посмотрели, сфотографировали и решили к ним не идти. Ничего грандиозного особо нет. Поперлись обратно к переправе (еще около 2 км). Находились по самое нехочу. По-быстрому переправились, рассчитались с тетушкой (она тоже подтвердила, что искал нарушителей ответственный по заповеднику) за стоянку машин, да дернули, пока нас не поймал этот самый «заповедник». Хотя тетка сказала, что на наших авто дальше не проехать, решили попробовать.
Первый брод показался страшным. Промерили сапогами. Вроде ничего. Поехали потихоньку. Воды по оси. Нормально.
Второй брод подлинней. Я прошел, убрал крупные камни. Проходили его по радиусу. Воды также по оси колес.
Дальше уже броды пошли легче. Поняли, что ничего страшного в них нет, если на дне не лежат крупные камни. Преодолев сколько-то бродов да несколько десятков километров, вышли на разрушенный паводком мост. Тут дорога к югу Телецкого для нас кончилась. По иронии судьбы, именно завтра должен был приехать полпред президента по округу, и к его приезду мост был бы готов. Но ждать нам не было смысла. Зато убедились, что даже наши «паркетники» тут пройдут без проблем, развернулись и поехали назад. Остановились в сосновой рощице рядом с чистой горной речушкой. Подходили пара местных, спрашивали сигареты, потом долго сидели, смотрели, как мы готовим ужин, поинтересовались, не найдется ли у нас «лишнего» баллона для газовой горелки, да ушли ни с чем. У них в километре дом. Приятного мало. конечно, от такого соседства, но где наша не пропадала... Так и заночевали.
Спал в палатке с Горьким на надувном матрасе. Шикарная штука! Как дома на кровати.
Итог дня:
День однозначно удался!
Чулышман. Горький засадил своего паскудика. По ходу, чтобы скучно не было.
Чулышман. Впадающая речка. Фото.
Чулышман. У этой речки мы ночевали. С утра мылся в ней. Ощущения просто потрясающие!
Чулышман. В одном месте дорога отсыпана снизу от отвесных скал, раньше бывших ее берегами.
Чулышман. Пешеходный мостик какой-то.
Чулышман. Водопады на впадающей речке.
Чулышман. Водопады на впадающей речке.
По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Тригада.
По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Прохождение.
По дороге на Учар. Водопадик, впадающий в Чульчу. Страховка по пути туда еще была.
Водопад Учар. Горький купается.
Водопад Учар. Я. Поток сильный, еле удерживаюсь.
День N 4
Подъем в 8:00 (отдых после нагрузки).
Встал утром, полностью помылся в горной речушке. Красота! Солнышко светит, водичка прозрачнейшая журчит. Голову просто намыливаешь, да в потом суешь и ворошишь — моментально все смывает. Лучшие моменты жизни, словом!
Поели, просушились немного, да двинули в обратный путь.
Забрались в Кату-Ярык без особых проблем. Единственное, пришлось идти на первой передаче, иначе движок просто не тянул, да вилять между камнями туда-сюда. Сверху вид, конечно же, грандиозный... Еще бы, 600 метров перепада и ущелье под ногами, да на горизонте снежные шапки. Просторы непередаваемые.
Поехали дальше. На подходе к Пазырыкским курганам потеряли Горького (он чуть отставал и потерялся). Каким-то чудом он зацепил камень (хорошо, на низкой скорости), тот перевернулся и посадил его машину на себя. Полчаса он его ножом (с лопатой не подлезть было) под машиной выкапывал. К моменту, как я его нашел, Горький только закончил работу.
Далее забрались на Улаганский перевал, спустились с него, да встали среди поля у озерца обедать (дорога тяжелая, устали все). Управились за час. Дальше Красные Ворота и наконец Акташ. Залились бензином, посетили магазинчик по мелочи и двинули в сторону Курая, к альплагерю Актру.
В Курае уточнили дорогу, сверили по GPS и двинулись в путь. Проехали Кызыл-Таш, до моста через реку еще минут 20, затем еще около часа (по пути прошли простенький бродик) до Перевалки. Дороги здесь простые — выбирай любую из десятка, все ведут в одно место. На Перевалке осмотрели брод и решили не соваться. Брод сложнейший, проходят грузовики, УАЗы и подготовленные джипы. Длинной около 70-100 м, изобилует большими камнями (запросто мой «рафик» сядет), вода мутная, и под конец брода ожидает погружение с капотом под воду. По настоятельным советам местных (стоянка на территории Перевалки была платная) отъехали и встали в поле рядом с оросительным каналом (бетонный желоб, вода несется на огромной скорости). Дождик накрапывал, погода не очень. Зато вид отменный. Поели, да спать завалились. Вставать рано, идти далеко.
Спал в машине на разложенный сиденьях на пенке. Неудобно.
Кату-Ярык. Внизу — пропасть. Жутковасто.
Колхозный ХДР (тупо склеил в фотошопе из двух подобных фоток).
День N 5
Подъем в 6:00.
Завтрак, оставили машины на Перевалке (100 руб. за две машины до вечера) и двинули в путь с легкими рюкзачками с водой, сухпаем и одеждой. До альплагеря Актру 8 км в горочку. Поначалу надел резиновые сапоги, но, чуть пройдясь в них, передумал (дорога, на ней травы нет). Снял и припрятал в кустах. Зато через 3 км началась тропа через траву, промочил кроссовки насквозь (ночью дождь шел) и хлюпал в них до вечера, после чего похлюпывать начал уже носом. Думал, кроссовки придется выбросить (новые, жаль), но вроде выдержали.
Дорогу до лагеря преодолели без особых проблем за два часа. Не из легких, но с утра сил было еще много. В лагере разузнали вкратце, что к чему, когда начинается сезон, куда можно сходить, средние цены на то да се... В столовой местной взяли одну порцию каши на троих (повара первый раз такое видели), обошлось все это в 150 руб. Много есть нельзя, иначе двигаться не сможем. И вышли по тропе на озеро Голубое. Вкратце нам описали, как идти. По пути мы догоняли другие группы, один раз подзаплутали, но вышли на озеро первыми. Тропа не из легких. Перепад высот 1 000 метров, протяженность пути 6 км. Постоянно лезешь в гору. Воздух после новосибирских 150 метров над уровнем моря разреженный, легкие работают как-то не так. Яркое солнце (спасали поляризационные очки), сильный ветер.
Вторая половина пути шла по вечному льду — тут ветер стал очень сильным, плюс еще и холодным. Тяжеловато... Потихоньку, ближе к озеру надевали на себя все вещи, что взяли. Дошли за два часа. Про то, какая красотища в горах, даже не буду пытаться описать. Просторы неоценимые на глаз. Расстояния меряются километрами. Вокруг скалы, снег, лед, ручьи, осыпи под ногами. Вышли на озеро. Голубое оно, потому что на дне лед и вода мутноватая. Впрочем, там почти везде лед. То, что кажется под ногами твердой почвой, по сути ледник, покрытый толстой осыпью, потом снова льдом и опять осыпью и так далее. Озеро по GPS было на отметке 2 843 метра. Ветрище ужасный, изредка притихал. Перекусили, чуток согрелись, да искупнулись с братом. Я в ледяной воде купался пятый раз в жизни, брат — да он сам поди со счету сбился. В озере снег да лед плавает, красиво. Нам еще повезло, говорят, к августу он тает.
В общем, искупались, да двинули в обратный путь. Обратно легче, но ноги уже забитые и не так резво идешь, к тому же постоянно тормозить приходится. Всего на подъем от лагеря к озеру потратили пять часов без двух минут (нам завлагерем прямо так и сказал, что за пять часов управимся). Не ошибся!
Снова перекусили супчиком в столовой за 150 руб. Хорошо хоть порцию нам от души налили. Для поваров в диковинку было, как люди в три весла из одной тарелки хлебают. Обратный путь до Перевалки занял еще два часа. Вымотались порядком.
Упали в машины, да выдвинулись на Черный Ануй. У села Иня сфотографировались с каменными стелами.
Заночевали на Яломане (Большом или Малом, не помню), чуток проехав от турбаз выше по течению.
Спал в машине. На сиденья разложил вещи. Покомфортней, но еще не совсем.
Итог дня:
Горы. Утро перед походом на Актру.
Горы. Скалы «Бараньи Лбы». Между ними водопад.
Горы. Ледник Б. Актру. Для оценки масштаба — на оригинальном размере слева от ледника видны людишки.
Горы. Похоже на бурю в горах. Но это всего лишь облачко.
Горы, о. Голубое (отм. 2 843 м). Брат.
Горы, о. Голубое (отм. 2 843 м). Я (жаль, фотка неудачная вышла).
Горы, о. Голубое (отм. 2843 м). Я.
Панорама, о. Голубое (отм. 2 843)
Горы. Река. Кажется ручейком, но стоит присмотреться к деревьям по берегам. Там совсем другие масштабы.
Горы. Вечные (а может не очень) снега.
Горы. Цветы на отметке 2 850 м.
День N 6
Подъем в 7:00. Завтрак, сборы, и в дорогу. Проскочили до Туэкты, после нее началась гравийка вперемешку с асфальтом. Заправились и перекусили в Усть-Кане. Погода пасмурная, дождик накрапывал. В Черном Ануе посмотрели на Денисову пещеру. Да что на нее смотреть, не стоит она того. Огромный вход (видно, искусственно расширенный), большой зал и два маленьких коридорчика. Вся пещера. Водопады на реке Шинок отпали. Шли дождички. Нам еще рассказали, что ходит там только «шишига» (ГАЗ-66) на цепях, да и то когда в горку лезет, пассажиров высаживает. Да, в принципе, насмотрелись мы на эти водопады уже порядком.
Посмотрели по бумажной карте. Ага, с Тураты в Мариинск идет дорога. По карте прям грунтовка хорошая. Смотрим GPS — тонюсенькая линия. Антон накануне тоже хотел проехать этой дорогой к Черному Аную, но не стал даже пытаться. Чешем репу. Давать крюк обратно через Туэкту длинней в четыре раза по гравийке желания нет. Хоть местный и сказал, что в этом направлении ходит только трактор, решаем штурмовать. Ну, по крайней мере попытаться. Едем по «дороге». Колея в раскисшем от дождей поле — вот и вся дорога. По GPS вроде правильно идем. По мере того, как заканчивались загоны с животными и домики, дорога становится рисковой. Видим относительно свежий след предположительно от УАЗа. Дает надежду. Веревки пока не цепляю.
Едем потихоньку, периодически выходя и проверяя дорогу. Но вскоре на очередных говнах я сажусь. Машину не мучаю, крутим с братом веревки (капрон 12 мм по 10 метров на колесо) на задние колеса (метода, зарекомендовавшая себя зимой на Горской). Без труда выезжаю из ловушки. За мной туда же садится Горький. Вытаскиваю его. Идем дальше, придерживаясь свежего следа. На очередных говнах, проходя их по инерции, понимаю, что шел на грани. Только успеваю выпрыгнуть из машины, предупредить Горького, как он засаживается в них. Намертво. Сел на свои широкие подножки-пороги. Пытаюсь подъехать, чтобы дернуть. Бесполезно, меня стаскивает в грязь и сам еле выбираюсь. Зашибись... Горький сидит хорошо. Да что тут говорить... Сапоги-то в этом болоте по щиколотку засасывает — хрен вытащишь. Начинаем раскопки. Идет туго — дерн, грязь...
Вечереет, дождик накрапывает. Горький сидит прочно. Ни поддомкратить его — мешают эти хлипкие широкие низкие пороги, на который он и сидит. Копаем, пихаем палки под колеса. Глухо. О! Слышим трактор сверху. Четко узнается «Беларусь» (все детство на сенокосе на нем прокатались) по звуку. Ждем. Через десяток минут подходит МТЗ-82, за ним УАЗик-«козел». Выдергиваем «Паскудика». Алтайцы говорят, что сопроводят УАЗ до деревни и поедут обратно. Отлично. Самый сложный участок на этом склоне пройден. Вылажу наверх. На веревках идти тяжело — это ж классическая лесенка: вверх тянут отлично, но при этом жопу таскает во все стороны, так и норовит в колею запрыгнуть.
Начинаем движение вниз. Местами спуски почти как на санках проходишь — УАЗ здесь, по ходу, тупо тащили на веревке за трактором — не залезешь никак. Метров через пятьсот непростого спуска начинается ливень. Слышим знакомый звук трактора. Начинаю торопиться и, не проверив дорогу, влетаю то ли в ручей, то ли в колею. Подъезжает «Беларусь». Они сопровождали через перевал УАЗ за 3 000 руб. Предлагают за 1 000 руб. сопровождение на остатке пути, соглашаемся. Дергают меня, едем дальше. Иду за трактором, замыкает Горький. Тороплюсь (трактор-то быстрей идет), дорогу почти не выбираю и меня стаскивает в очередную колею. Трактор дергает назад, но недостаточно. Пытаюсь выйти — меня стаскивает снова. Цепляют спереди и метров 20-30 тупо тащат. Если бы не защита, на которой я скользил, как на лыже, не знаю, что бы было.
Больше не садился. «Рафик» уверенно проходил остальные трудные участки, благо, я стал внимательней изучать дорогу. У небольшого поселка рассчитались с местными и расстались. Сняли веревки. Проскочили до ближайшего съезда к реке. Прополоскал веревки, стропу, сполоснули машины. Уже темнело. Отъехали немного и встали на ночлег. Приятного мало — дождичек лил. Перекусили, что каждый нашел, да легли спать.
Ночевал в машине. Уже освоился, что и в какую щель укладывать для комфортного сна. Но ночью мне снилось, что еду в темноте по скользкой грязи по крутому обрыву. В полудреме сажусь на «кровати», кругом темно, спросонья ничерта понять не могу, твердо помню только, что ручник не дай бог отпустить, и нога тянется к тормозам. За окном чернота, дождь барабанит, ни черта не понятно. Пригляделся: вроде берег реки, вот палатки вроде. Мигнул дальним — сразу полегчало.
На вершине бездорожного перевала.
Веревки. Дешево, сердито и эффективно.
Помыл поросенка после грязевых процедур (вода в речке была мутная, т.к. прошел дождь, так что ничего страшного).
День N 7
Подъем в 7:00. В планах свозить Горького в «Экстрим-Парк» в Усть-Семе. И добраться до дома неплохо бы.
Перекусили. Погода вроде начала налаживаться. Без приключений доехали до Усть-Семы. Там расстались с Горьким (он решил идти в Новосиб сейчас и один). Прокатились с братом до Чемала.
Суббота. Машин тьма. Все берега выкуплены под базы отдыха и прочее. Базы эти на каждом километре, толпы «туристов», куча машин. Здорово все это напомнило Красную Поляну да Сочи, где был три года назад по военной путевке. Для поднятия настроения слетал в небо на «рогатке» за 300 руб. Понравилось. Дождик начал накрапывать. Туристов толпа, кругом сувенирные лавки со всякой фигней. Посмотрели Чемальскую ГЭС. Там тоже сплошные сувениры да ларьки.
В общем, категорически мне все это не понравилось.
Потихоньку покатили домой. С трудом нашли место на берегу Катуни. Отдохнули, супчика похлебали, да выдвинулись в путь. Зарядила гроза. Дождина хлещет — дворники не справляются. Поток машин идет навстречу — хрен кого обгонишь.
Дождь сопровождал нас еще часа три. Местами был очень сильный ливень. В такую погоду я еще не ездил. Да тут еще и гиббон на гиббоне сидит. Такое ощущение, что вся трасса ими просто кишит. Ни разогнаться, ни обогнать. Поменьше их стало только в ближе к Новосибирску.
В итоге в Новосиб пришли к 10 вечера (так и рассчитывал), за семь часов.
В целом, считаю поход удавшимся на 100%.
Посетили самые интересные места, о которых я раньше и мечтать не думал. Накатались по горам, помесили грязь.
С погодой нам тоже повезло. По крайней мере, за Чики-Таманом все было нормально (в это же время в Чемале шли дожди). Благодаря молодому подготовленному составу удалось в краткий срок посетить множество мест. Режим чередования активной физической нагрузки и сидения в машине вышел удачно. К сожалению, похоже, что такой небольшой активной группой навряд ли уже получится куда выбраться. Но будем стараться!
Всего сожжено 92-го бензина: 250 литров.
Суммарные расходы на топливо: 5 700 руб.
Пройдено расстояние: 2 560 км.
Лучший расход по трассе без кондиционера: 8.5 л/сотню.
Средний расход по трассе с кондиционером/открытыми окнами: 9,1-9,4 л/сотню.
Жесткий режим (немного асфальта/грунтовка/бездорожье/броды/перевалы, открытые окна/иногда кондиционер): 13,17 л/сотню
Горюнов Д. А., 05.01.2011 г.