Горный Алтай: без брони, дикарём на автомобиле

10.01.2017 | 87706 просмотров

Изучая в течение трёх-четырёх месяцев всё, что касается Алтая, думаю, мы стали специалистами по этому краю. Но Алтай так многообразен и загадочен, что уверенным в этом быть нельзя…

С каждым днём узнавая что-то новое, мы восхищались природой, традициями, легендами далёкой республики. Оказалось, что Алтай это не просто один регион Алтай, а Алтайский край и Республика Алтай, которая отделилась от края в 1992 г. Сотни просмотренных видеороликов, фильмов, фотографий, блогов, распечатанной на бумаге информации… Голова счастливо кружилась от мыслей предстоящего путешествия, душа радовалась от ожиданий увидеть то, что было настолько отдалённо от нас, что временами на местных марийских дорогах из окна своего автомобиля на горизонте «виднелись» горные хребты, вершины, ледники…

В то же время было страшненько: где Марий Эл и где Горный Алтай? От Нового Торъяла до Кош-Агача (куда я ОЧЕНЬ хотела попасть) Яндекс карта показывала 3 700 км. К тому же, далеко на своей француженке (Рено Меган), кроме как в Саранск (490 км), мы не ездили. Но мы сделали это!

В последний день перед дальней дорогой я готова была никуда не ехать. В голове крутились самые страшные мысли: а вдруг… Этих «вдруг» в течение дня появлялось столько, что теперь сама удивляюсь своей фантазии.

Сбор всего необходимого со списком в руке начался рано утром ещё накануне. Одежда, обувь, всё походное снаряжение (предполагалось спать и в палатке), продукты, личные вещи, фото и видео камеры заняли пол детской комнаты. Как всё это поместилось в машине?! Короче, француженка была набита так, как никогда.

31 июля 2016 г.

Дрожащее сердце и смелое лицо с выдававшими наш страх глазами — и в 05:30 мы трогаемся в путь.

Поехали мы не через столицу нашей республики Йошкар-Олу и Казань, а через пгт Сернур, пгт Мари-Турек, Мамадыш и Набережные Челны. Дорога была не так загружена, короче, но качеством хуже. Кстати, за 2 недели проехали 8000 км, но марийские и кировские дороги были самыми худшими.

Ближе к Набережным Челнам дорога стала оживлённой, качественной (кстати, в Татарстане дороги хорошие). Проехали через реку Вятка. До Уфы чуть больше 300 км.

Начиная с 11:30 около полутора часов стояли в «пробке». Длиннющая колонна автотранспорта из-за ремонта участков трассы М-7 «Волга» запечатлена на фотоаппарат (стоит отметить, такие заторы мы видели в первый раз, соответственно и стояли впервые) и вот — мы в Башкортостане. У д. Старо-Баскаково увидели подсолнуховое поле, остановились, сфотографировались. Сколько же мы этих полей видели потом — не счесть. На трассе М-7 ближе к Уфе автотранспорта стало ещё больше, особенно много разнообразных фур. Дорога в основном хорошая, но местами встречаются участки, где не разогнаться из-за ям. Если на территории Татарстана по радио звучала только татарская, нам непонятная речь, то в Башкирии слышали лишь башкирскую.

Около 16 часов проезжаем населённый пункт Авдон. Едем по федеральной автомобильной дороге М-5 «Урал». Заработало радио на русском языке. До Челябинска примерно 400 км. На отремонтированной дороге нет никаких разметок, но на территории Башкирии довольно часто встречаются ГАИ. Навигатор показывает прямую дорогу до Челябинска. За окном видны холмы, горы, местность меняется быстро. Примерно за 330 км до Челябинска мы увидели стелу «Челябинская область».

Проезжаем р. Сим, город Сим, Юрюзань. За 200 км до Челябинска горы становятся выше, растительности на горах меньше, появляются голые вершины. Дорога хорошая, но легковых автомобилей, фур очень много. Большегрузные машины, словно черепахи, поднимаются в горы, некоторые умудряются идти на обгон. Разница во времени 2 часа. Да, время против нас. Останавливаемся на ночлег в Саткинском районе в придорожной гостинице «Лесная жемчужина». За двухместный номер платим 1600 руб.

1 августа 2016 г.

Девочки запутались во времени, поэтому разбудили нас намного раньше запланированного. В путь тронулись в 6 утра по московскому времени, в сильный туман. К счастью, машин на трассе не так много… Стоим в «пробке»… Местность меняется снова: гор как будто и не было, связи нет. По объездной дороге в сторонке оставляем Челябинск, снова стоим в заторе и ждём. Заезжаем в д. Логоушки (2 км от трассы), покупаем продукты и едем дальше. Около 14:00 (мск) останавливаемся и обедаем (готовим только сами, выручает походная плита с газовыми баллонами). Сегодня навигатор отдыхает. Дорогая прямая, кругом болота, озёра (на мой взгляд, эти лужи среди болот озерами назвать никак нельзя, разумно применить какое-то другое слово — это и не пруд, и не озеро, в принципе, и не лужи… но какой-то водоём), берёзы жалкие на вид, словно больные, но в то же время красивые какие-то… Хвойных деревьев нет, леса не крупные. До села Бердюжье в Тюменской области дорога была довольно плохая, с большими ямами. Фотографировать и снимать на видеокамеру нечего, вид монотонный, скучно. Достаём детективы Донцовой и увлечённо читаем с племянницей, изредка поглядывая в окошко.

В 17 часов (мск) проезжаем г. Ишим. Наша цель сегодня — Омск, но до него ещё 330 км. Через полчаса «пробка», но стоим недолго.

Через 2 часа уже темно, в Омске 22:00. Температура воздуха 14°С, дорога замечательная, спереди и сзади — колонна фур. Через час уже на улице 12°С, до Омска ещё 100 км. Понятно, что не доедем, поэтому останавливаемся на трассе Р-402 в районе Малиновки в каком-то мотеле, снимаем 3-местный номер за 2200 рублей и погружаемся в объятия Морфея.

2 августа 2016 г.

Разница во времени даёт о себе знать, не высыпаемся. В 04:00 мск выезжаем, погода прекрасная, светит солнышко, ветра нет, дорога — одно удовольствие.

Проезжаем р. Иртыш. В 8:00 мск «напали» на помидоры и огурцы, припрятанные под пассажирским сиденьем (место для них в день отъезда нашлось только там). Благодаря холодному воздуху из кондиционера внизу они сохранились хорошо. Если бы вы только знали, как же вкусны они были в тот момент с солью и чёрным хлебом! Не побоюсь сказать — в 5 раз слаще, чем дома.

По дороге замечаем палатки путешественников, размещённые не так далеко от трассы. Хвойных деревьев нет, кругом болота, берёзки… Небо, кажется, ниже, чем у нас в Марий Эл. Иногда встречаются стада с пастухами на конях.

В четвёртом часу (разница уже 4 часа, значит, местное время — 20 часов вечера) проезжаем границу Новосибирской области и Алтайского края, делаем пару фотокадров и останавливаемся на ночь в «Грани Алтая» (с. Тальменка) в номере из двух комнат за 2000 рублей. Расчётный час — 12:00. Девочки в восторге, и все, приятно уставшие от дороги и счастливые от мысли, что завтра увидим то, ради чего ехали три дня, ложимся спать.

3 августа 2016 г.

В 04:15 (алтайское время 08:15), позавтракав в кафе на первом этаже (кофе — 20 руб., булочка с яблочной начинкой — 35 руб.), покидаем «Грань Алтая». Нужно отметить, на заправках Лукойл в Республике Алтай на специальную карточку Лукойл баллы не зачисляют, определить уровень/количество бензина в баке автомобиля не могут.

Дорога шикарная, я бы сказала, даже воздушная, шёлковая. На обочине не то, что мусора, даже сорняков нет. С утра ходили дорожники, собирая мусор, но их пакеты были практически пусты. Вокруг яркие краски, аккуратность, чистота и ощущение того, что ты на другой планете. Кстати, по сравнению с Марий Эл, 92-й бензин дешевле на 2 рубля. АЗС по дороге вполне достаточно, мотелей, стоянок также не счесть.

В 06:17 мск (08:17) проезжаем стелу Зональный район Алтайского края, глазами пока безнадёжно ищем надпись Республика Алтай. Рано ещё… На 318 км М52 — мемориал памяти М. Евдокимова. В с. Сростки идём до дома В. Шукшина, фотографируемся, едем дальше. На улице 22°С, впереди уже виднеются горы — настоящие, алтайские… И вот она — наша мечта — далёкая Республика Алтай. На границе между двумя регионами много легковых машин, проезжают фуры, мотоциклисты, велосипедисты, автобусы с туристами. Всем нужно запечатлеть долгожданные кадры, потрогать быструю Катунь, встать рядом с памятником, посвящённым туристам, посещающим Горный Алтай…

Позади Барнаул, Бийск, и вот он — Чуйский тракт — одна из 10 красивейших дорог мира. На 428 км пос. Долина Свободы. Здесь находится граница Алтайского края с Республикой Горный Алтай.

«Пролетаем» Майму (самое крупное село в России с населением более 16000 человек), Карлушку, Дубровку, Рыбалку, Соузгу, Черемшанку и в 11 часу заезжаем в воспетый Эдитой Пьехой Манжерок. Признаюсь, Манжерок не оправдал мои ожидания: сидя дома за монитором и изучая информацию, я надеялась увидеть что-то более красивое, приветливое.

Во-первых, мы хотели посмотреть на озеро Манжерок, но где-то свернули чуть неправильно и попали в само село. Во-вторых, слишком много путешествующих на машинах, проблема с парковкой машины. В-третьих, неприятный запах от скопления ужасных до безобразия бабочек на столбах, стенах зданий, подоконниках и просто на земле, в траве… Это был алтайский шелкопряд, которого мы видели ещё не раз до Онгудая, пока колесили по республике. Воспользовавшись кресельным подъёмником за 400 рублей на человека и увидев манжерокскую землю с высоты, о. Манжерок…, поехали дальше по Чуйскому тракту.

Аржан Суу, Известковый, Усть-Муны, Барангол, Усть-Сема и, проехав ещё 29 км, останавливаемся на ночлег на базе отдыха «Малиновый остров» (на берегу горной реки Сема в Шебалинском районе, прямо у трассы, 529 км Чуйского тракта). Предоставили нам недостроенный домик (без внутренних дверей, в наличии стол, кровати, санузел, горячая вода) за 1000 руб. Был поздний час, выбора не было: или домик за 1 000 рублей, или «люкс». Приготовив ужин и поев на веранде с видом на горные вершины и под шум горной речки, мы дружно пролистали снимки на фотоаппаратах и уснули крепким сном…

4 августа 2016 г Ночью был дождь, гроза. Выехали в 04:55 (мск). Заехали на заправку РОСНЕФТЬ в с. Шебалино (547 км М52), где были поражены следующей картиной: нашествие противных бабочек на АЗС произвело впечатление только на нас, гостей с далёкой марийской земли, а сами рабочие относились к этому крайне спокойно (видимо, сил у них уже не было бороться с шелкопрядом), потому как они убирали «нежеланных крылатых гостей» лопатами. А запах был ужасный… Кстати, на «Малиновом острове» они тоже гостили, но бесплатно…

Населённые пункты Кумалыр, Топучая и на 574 км Чуйского тракта начинается Семинский перевал. Девятикилометровый подъём ведёт нас на высшую точку этого прекрасного тракта, на высоту около 2 000 м над уровнем моря (где-то пишут 1984 м, а по другим источникам — 1717 м), где растут пышные кедры, пихты, голубые ели. Оказывается, голубые ели на Красной площади родом с Семинского перевала. В 1 км от трассы находится УТЦ «Семинский перевал» (спортивная база олимпийского резерва России), УТЦ «Динамо». Во время фотосессии на перевале по совету таких же путешественников, как и мы, решили подняться на гору Тияхта (1 899 м над уровнем моря).

Переодевшись и оставив свою «бойкую француженку» на стоянке УТЦ, по тропе начали подниматься вверх. На тренировочных заасфальтированных извилистых трассах под руководством своих тренеров работали юные спортсмены — смотреть приятно на мальчишек и девчонок на лыжероллерах, выделявшихся своими движениями как у А. Шипулина… А подниматься тяжело. Непривычно. Но прекрасный вид со всех сторон, ползущие в гору туристы, вековые кедры, диковинные цветы и свежайший горный воздух снимают всю усталость. Добравшись до бугельных подъёмников, до высшей точки вершины, где расположилась группа молодых спортсменов, мы идём дальше, спускаемся по тропке и снова фотографируемся. Здесь знакомимся с туристами из Екатеринбурга, делимся своими планами в Алтае. Они — в Тюнгур, далее к Белухе. Мы же собираемся доехать до Кош-Агача, а потом подняться на Актру.

Позади 11-километровый спуск с Семинского перевала вдоль р. Туэкта. Любуясь пейзажем, едем в Онгудай (860 м над уровнем моря). По дороге останавливаемся на берегу речки и обедаем.

Дождь, солнце, снова дождь… В Онгудае нас застал ливень с градом. Ничего не видно, льёт как из ведра. Некоторые водители прекратили своё движение и встали у дороги. Лишь коровы и лошади гуляют сами по себе: лошадки изящны и грациозны, а коровы так хороши, что и молока, наверно, в 2-3 раза больше марийских родственников дают.

Населённый пункт Хабаровка, р. Малая Ильгумен, и мы начинаем подъём в 7 км на перевал Чике-Таман (1460 м) в Теректинском хребте. Сидя дома за монитором компьютера, мне было страшновато при мысли об этом перевале. Но оказавшись на этом месте, осторожно поднимаясь по дороге, следуя дорожным указателям и восхищаясь поэтапно открывающейся картиной прилегающей местности, чувствую — страх испарился, вроде ещё в начале подъёма.

Дорога слишком красивая, чтобы о ней говорить: её надо увидеть и почувствовать каждой клеткой своего тела. Показалось, что спуск в 5 км мы преодолели быстро, хотя петляющую атласную дорогу с опасными поворотами я запомню надолго.

Примерно с 675 км Чуйского тракта картина меняется: кругом камни, на горах деревьев почти нет. Купчегень, р. Большая Ильгумен​, Малый Яломан, Иня, Иодро, Чибит. Где-то в пути нас сопровождает Катунь, уходит в сторонку, снова появляется, затем спутником становится Чуя.

В 14:00 (мск) (6 вечера) мы видим первые снежные вершины у с. Чибит. Узнав наличие мест и цены в нескольких придорожных базах отдыха, решаем ехать чуть дальше, в б/о «Мёны». Ставим палатки (место для палатки 200 руб., стоянка машины — бесплатно) прямо у дома, готовим ужин и идём к речке за питьевой водой. За той, которая бежит с ледников… Отдыхающих много, дома все заняты, палаток не сосчитать (кстати, место под 2 палатки нам сперва не хотели дать, говорили «некуда ставить», но потом согласились). Большинство отдыхающих были с Алтайского края, Свердловской области… Ночью мы немного замёрзли.

5 августа 2016 г.

С утра, подумав «спрошу, бить никто не будет», отправилась к администраторам с просьбой поставить на зарядку фотоаппарат и видеокамеру. Молодой человек приятно улыбнулся и ответил: «Конечно, без проблем». Взяв второй фотоаппарат, мы решили сходить к Гейзерному озеру.

Красиво, очень даже красиво… Чистая вода, цветное дно, журчащая горная речка, окружающий пейзаж — всю эту прелесть, естественные краски даже фотографии не могут передать …

С базы мы выехали в 05:20 (мск). Через 20 км местность снова меняется: горы со скудной растительностью, в некоторых местах лежит снег, начинается степь… Подумать только: дома в Марий Эл многие ещё спят, а мы в 6 утра путешествуем! В Курае договариваемся о заброске на Ак-Тру. Так как времени уже по алтайскому 10:00, решаем в альплагерь ехать после обеда, ближе к вечеру. Меняемся с местным парнем по имени Алан номерами мобильных телефонов и продолжаем путь по Чуйскому тракту.

Кругом степь, вдали горы, везде камни — ничего не посадишь, ягоды и грибы не соберёшь. Едешь и удивляешься этой красоте: ну, как же может быть так красиво?! Вроде, пустынно, каменисто, сурово, безлюдно, немного даже как-то монголоидно, но в то же время прелестно!

Друзья, надо ехать в те края. Как поётся в песне «Счастье — оно не в Париже, счастье — намного ближе».

Хочется яблок, но они закончились 2 дня назад. Хочется огурцов и помидоров, но мы их съели вчера. Купить негде. Кажется, что мы на другой планете: сколько едем, а природа всё меняется и меняется, столько приятных моментов, море эмоций, восхищений, прекрасных кадров. Просто радости и удовлетворения от путешествия на своём автомобиле! Останавливаемся на трассе. Не спеша доезжаем до Кош-Агача.

ерритория Кош-Агачского района, её самой южной окраины, приравнена к территориям Крайнего Севера. Зимой морозы здесь лютые, снега мало; в селе нет ни одного дерева, ни одного огорода, даже картофель на еду привозят с северных населенных пунктов Республики Алтай. Село довольно большое, раскинулось на огромной территории, есть новые постройки с красочными крышами, мы насчитали аж четыре АЗС, магазины, рынок, трёхэтажный, довольно впечатляющий отдел полиции… До монгольской границы всего-то 50 км! Совсем рядом Китай. Представить только!

Первая цель в Кош-Агаче — в отделе полиции поставить метку в отпускном удостоверении. Спросив у местных представителей мужского пола, как проехать к зданию полиции, мы, скорее всего, вызвали у них недоумение — это судя по выражению их лица. Поглядывая на нас, они что-то говорили на алтайском языке. Мы же, улыбаясь им, оценили их реакцию на вопрос о полиции на марийском.

Вторая цель — купить монгольские носки. Побродив по торговому центру в районе рынка, купили желанные носки на подарки (цены разные, продавцы даже чуть-чуть не уступают, пакеты для носков не дают).

На улице продавали овощи, ягоды. Кстати, ягодки у них дорогие, но есть всё: в начале августа продают голубику, луговую клубнику, бруснику… Говорят, у них даже земляничка растёт. Окинув прощальным взглядом Кош-Агач, с сожалением, что не поехали до Ташанты (в принципе, мы и не планировали доехать до крайней точки), отправляемся по Чуйскому тракту обратно в Курай.

По дороге снова останавливаемся для фотокадров, затем сворачиваем налево, проезжаем мост, въезжаем в Чаган-Узун и по распечатанной детальной инструкции следования к марсианским пейзажам Кызыл-Чин (Марс-1) продолжаем путь. У въезда на территорию Марсианских красот коротышка-алтаец с папкой бумаг подошёл к машине с просьбой заплатить ему 200 рублей. Может, я не права, но проехав 4000 км и побывав в разных местах (мы и до поездки в Алтай много где были), я такой наглости не встречала. Во-первых, изучая информацию про достопримечательности Горного Алтая, читая отчёты поездок других туристов, мы нигде не встречали запись о том, что на марсианских пейзажах нужно платить. Во-вторых, при въезде к тому месту нигде не отмечено, что въезд платный. Поверьте, 200 рублей не жалко, но на пустынном месте, где стоят 8-10 машин, расположена пара построек, ходит человечек и на каких-то основаниях (показывал бумаги на право собственности на эту землю, только для сельхозугодий, но не для туристического бизнеса) занимается поборами. Толком ничего объяснить не может, а в конце произносит: «Я-то причём, я выполняю только приказы… поймите меня». Отдав ему нужную сумму и попросив нас оставить в покое, мы направляемся в горы.

Что я могу сказать? Слова здесь не помогут — нужно посетить это инопланетное место.

Спускаясь, мы обратили внимание на горную речушку. Видимо, она текла издалека и в силу того, что она была не бурная и небольшая, вода в речке была теплая. Сбегав в машину за шампунем, полотенцем и тарой, мы решили помыть волосы (ночевали в палатке). Если бы вы только знали, какое наслаждение получили от данной процедуры!

На обратном пути денег за выезд никто не попросил. Туристы, несмотря на каменистую дорогу, посещают это место на разных автомобилях. Едут и едут…

Снова едем по шёлковому Чуйскому тракту, любуясь алтайской природой. Ближе к Кураю останавливаемся у р. Кызылташ на обед: речка с чистой ледяной водой, беседка, в метрах 100 — туалет.

Через час мы уже едем в альплагерь Ак-Тру на УАЗ. Оставив машину во дворе нашего водителя Алана (платных стоянок в Курае нет, до «перевалки» на своей француженке мы бы не доехали), мы смело сели на местный транспорт, не понимая того, что нас ждёт впереди на самом деле. Оставляя за собой столб пыли, мы выехали из Курая по наезженной дороге. Впереди деревянный мост через быструю Чую и кажется, что горы вот — рукой подать. И куда водитель нас собирается везти 2 часа? Вроде, недалеко. И берут дорого — заброска в альплагерь стоит 5000 рублей. Но только на месте, оказавшись в суровой реальности алтайских туристических вылазок, ты начинаешь понимать, во что ты «вляпался». Но уже поздно, назад дороги нет. Минут через 30 езды по Курайской степи нас начало трясти: дорога есть, но мы к таким просто не привыкли. К тому же крутые склоны, повороты, переезд горной реки вброд (водитель остановил УАЗ и сказал, что воду в этой реке можно пить), пыль в салоне УАЗ — для нас уже был экстрим.

Тем не менее, водитель Алан «успокоил» нас, сказав: «Считайте, что это пока асфальт, плохая дорога впереди». Едем, задаём кучу вопросов нашему алтайскому водителю (спрашиваем обо всём, о чём можно, а он приветливо отвечает и интересуется нашими делами), впереди видим подъём на лесной склон. Скопление машин на «перевалке», подходящий для заброски в альплагерь УАЗы и ЗИЛы, туристы, густая растительность…

Что я могу дальше сказать? Описать то, что мы пережили за вторую половину дороги? Вернее будет отметить, донести всему миру, что УАЗ — это самый крутой транспорт в мире. Я знала, что их активно используют в горах, но на таких бездорожьях, по таким камням, по ужасным лужам, по грязи, да просто по такому месту, где нереально проехать — это надо самим попробовать. В салоне меня и моих племянниц кидало туда-сюда, и мы были похожи на неваляшек. Муж, благодаря своей массе, сидел на переднем сиденье, вроде, нормально. Алан держался за баранку своего УАЗа, поэтому у них проблем не было. К тому же, разок я довольно сильно ударилась до звёздочек перед глазами и помутнения в голове. Во время движения фотографировать или снимать на видеокамеру было бесполезно…

Переезд у старого непригодного моста горной реки Актру (утром речка совсем безобидная, маловодная, но, когда ледники к обеду начинают активно таять, талая вода собирается в бурную, я бы даже сказала, в ужасно бурлящую и беспощадную реку) был для нас самым сложным и страшным. В середине реки машина заглохла, и показалось, что через несколько секунд бурный поток воды нас унесёт в Чую, а потом в Катунь. Наш упёртый, упорно двигающийся вперёд, танцующий на каменном дне и «плавающий» в горной ледниковой воде УАЗ стал объектом фото и видеосъёмки проходящих туристов. В шоковом состоянии, того не ожидая, читаешь про себя «Отче наш».

А потом сердце чуть не выскакивает у пропасти над рекой Актру. Страшно. Едешь, едешь…едешь и всё поднимаешься вверх. По времени остаётся минут 15 до лагеря, но УАЗ снова глохнет. Несмотря на все старания водителя, не заводится. Выходим из салона, собираем жимолость (как же много этой ягоды здесь!), в голове гудит, по привычке тело кидает «туда-сюда», на лице несколькомиллиметровый слой пыли, в бездорожной пыли все наши сумки, рюкзаки, аккуратно сложенные палатки… Оборачиваемся назад и думаем: «Как можно по такому бездорожью ездить? Как у них транспорт ещё цел? Нет, я бы на месте этих водителей с туристов денег брала больше…».

Минут 15 испытаний, и мы спускаемся по крутой дороге. Водитель Алан обращает наше внимание на лужище рядом с дорогой-бездорожьем, по которому мы едем, кряхтя и подпрыгивая на УАЗе. Говорит, что в прошлом году вытаскивали УАЗ местного парня с туристами, рискнувшего сунуться в это лужище. Естественно, он застрял, заглох и помог ему только ЗИЛ…

И вот мы едем уже по долине Актру. Боже, как же красиво! Нереально красиво! По долине бегут ледниковые воды, сметая на своём пути всё. Картина немного напоминает фильм «Выживший» с Лео Ди Каприо. Только в главных ролях мы, четверо туристов, и мир немного цивилизованней, чем там, на Аляске… Если бы вы только знали, как круто ехать по камням в долине на высоте 2000 м, передвигаясь наперекор безумному течению горной реки, чертовски уставшие, но слишком довольные. А брызги летят по обе стороны, река шумит и воздух такой свеженький, чистый, горный…

Палаток много, вездеходов (УАЗ, ЗИЛ) достаточно, туристов не счесть… Алан нас высаживает у дома администратора, знакомит с проводником Виталием и передаёт нас в его руки… Поставив палатки под деревьями, идём договариваться насчёт завтрашнего подъёма на Купол. Нас аккуратно пытаются отговорить, мол, приехали только, аклиматизационный период ещё не прошли, будет сложновато, всё зависит от погоды; мол, в прошлом году там погибли четверо… Но мы стояли на своём. Нам хотелось «убить сразу несколько зайцев» — поднявшись на Купол, увидеть все ледники и горы в этом районе. Взяв в аренду каски (200 рублей одна каска), договорившись с Виталием о времени, мы пошли на свою стоянку. Поужинав, с племянницей пошли в бар-кафе, но пароль для выхода в Интернет дают только в том случае, если что-то у них покупаешь. Пришлось взять газированную воду… Зато мы сообщили родным, что всё у нас в порядке. Признаюсь, спалось плохо. Уснула с трудом, борясь с мыслями «надо идти в горы — не надо туда нам, новичкам, нос совать», «всё будет хорошо — а ведь в прошлом году там же погибли четверо»… Бесконечно шумела Актру, словно надвигается что-то ужасное, шумное и ветреное…

6 августа 2016 г.

Тем не менее наступило утро. На моих часах 01:30, значит здесь, в долине Актру — 5 часов 30 минут утра. Боже, все наши родные, друзья и знакомые сладко спят, а мы попёрлись в горы… Собрав всё необходимое в рюкзаки, натянув шнурки на ботинках с надёжной подошвой, под руководством своего проводника тронулись в долгожданный путь. Разумеется, Виталий нас проинструктировал и в конце отметил «главное, чтоб горы нас впустили…».

Да, горы могут впустить и не впустить, выпустить и не выпустить… Тропа нас привела к подножию горы, где около огромного камня стояла женщина и медитировала, выполняя упражнения. Она была погружена в свой мир, нас не видела и продолжала активно странно двигаться. Высоко в горах заметили человечка в красной курточке, который упорно карабкался вверх. И тут словно кто-то стукнул по голове: «Разве мы сможем подняться в эту гору?».

В этот же момент показалось, что идти-то недалеко: да вот же вершина горы! Поднимаемся, поднимаемся, а посмотрев вниз, кажется, что стоим чуть ли не на месте. Вот за нами идёт ещё одна группа… Дошли до скоб и троса, геройски поднимаемся, где-то на четвереньках, садимся отдыхать. Какая красота! Вот пурпурный цветочек красуется среди камней; чуть подальше как-то вырос смородиновый куст; совсем рядом на ветру тусуются белые цветки… Долина кажется такой далёкой и такой маленькой! А ледники Актру — как на ладони.

Поднимаемся выше. Ну, где же ледник? Под ногами кругом горные цветочки, идёшь осторожно, лишь бы на них не наступить. Жалко их: растут в суровой действительности, испытывая на себе переменчивую погоду гор, морозную зиму и палящее солнце высокогорного лета. Отсюда открывается хороший обзор на прилегающие горные хребты, долины и Курайскую котловину. На плато стоит небольшая хижина гляциологов. Чувствуем прохладу и близость ледника, о котором мы думали, мечтали и ради чего мы приехали в Республику Алтай. Лично я, ну, о-очень хотела полежать, попрыгать, посидеть на леднике, попробовать на вкус.

И вот он — объект моей мечты! Такой далёкий и такой близкий!

С каменного плато (3000 м н. у. м.) подъём на вершину Купол трёх озер (3750 м) занимает около 2 часов. В целом восхождение требует около 9 часов. На вершину для нас маршрут был 1 категории сложности.

Спустились с горы мы легко, я даже не почувствовала усталость. Хотя… на обратном пути после «гостиницы» перед спуском было жутко: а как теперь спуститься? Но оказалось несложно, но долго… Останавливаемся у подножия, делимся впечатлениями, завершающий общий фотокадр и начинаем чувствовать усталость, спустившуюся со всего тела в ноги. О Боже, как мы приятно устали!

Дорога в альплагерь кажется мучительно долгой, от утреннего вида долины не осталось и следа: Актру, наполнившись талыми водами ледников, стремительно бежит вниз по долине, в некоторых местах речку не перейти — всё затопило. Прыгая с камня на камень и немного промочив ноги, тащимся вперёд… Говорить нет сил. Честно, состояние такое, что наплевать на всё: дойти бы до палатки и свалиться на матрац…

Но время нас не ждёт: через полтора часа должен подъехать наш УАЗ. В назначенное время встречаемся с нашим водителем, безразлично кидаем в УАЗ вещи и прощаемся с чудным местом в алтайских горах. Ну, ведь могли же приехать сюда на неделю! (Друзья, надо ехать на неделю!). Так красиво и так спокойно, что не хочется уезжать.

Смотрю не вперёд, а в заднее стекло УАЗа. Прощай, долина Акт-ру! До свидания, Купол! Из стороны в сторону кидает всё также, но уже безразлично. Говорить нет сил. Нет сил ни фотографировать, ни на видеокамеру снимать. Ни ужасно-отвратительное горное бездорожье, ни грязные лужища, ни пропасть над Актру не впечатляют. Мыслями в горах, среди камней и диковинных цветов, «паришь» над долиной с гордо поднятой головой. Через час после нашего отъезда становится понятно: погода в горах поменялась — над Актру тёмная туча, то ли дождик, то ли ливень…

В Курае вещи кидаем в свою француженку, тепло прощаемся с Аланом и бессильные выезжаем на Чуйский тракт. Слева завораживающая знакомая картина Северо-Чуйского хребта, ледники, степь … Незаметно для себя достаём фотоаппарат и начинаем щёлкать последние кадры. Когда мы ещё вернёмся в эти края? Думаю, скоро…

7 августа 2016 г.

Ночевали в «Мёнах». За место под 1 палатку заплатили 200 рублей. Девушка-администратор, увидев нас, улыбнулась и произнесла: «О, знакомые лица. Решили снова у нас остановиться?» — «Да, у вас слишком хорошо».

Действительно, девчонки и парень, которого мы видели в будке администратора, они какие-то свои, словно родные, приветливые, простые. Думаю, из-за этого туристы предпочитают останавливаться у них, хотя рядом с этой базой отдыха есть несколько других. Мы заезжали к соседям б/о «Мёны», узнавали цены, условия, но как-то душа не лежала к ним. А в «Мёнах» просторно, дружелюбно.

Ночью спали плохо, замёрзли. Причиной всему, думаю, была усталость после горного похода. Приехав в «Мёны», мы толком говорить не могли — настолько устали. Попросив поставить у администратора на зарядку фотоаппарат и видеокамеру — а они после насыщенного впечатлениями и эмоциями похода нуждались в питании больше, чем их хозяева — мы перекусили и плюхнулись в свои палатки. То ли от тяжести безумно уставших тел, то ли от износа — но ночью матрац сдулся, с моей стороны у головы — дырка. Её мы пытались заткнуть спичкой (а больше ничего не было под рукой), но безуспешно.

В 05:30 (мск) мы выезжаем на Чуйский тракт, окинув прощальным взглядом снежные вершины за «Мёнами» и саму базу отдыха. Решено посетить Кату-Ярык. Ну, сколько же можно любоваться чужими фотографиями, на которых запечатлен этот горный спуск — извилистая дорога? Думаю, с Кату-Ярыком связаны минимум три несправедливости: 1) В Интернете часто пишут «перевал Кату-Ярык». Согласитесь, это же не перевал. Это опасная, крутая горная дорога. И всё; 2) Дорогу строили Ухановы. Этот колоссальный труд, два года опасной работы, ежедневный кропотливый труд и риск должны быть признаны не так сухо. Почему спуск не назвали «Дорогой Ухановых»? Впрочем, это лично моё мнение… 3) Нигде не встречала запись, содержащую информацию о памятнике Ухановым. Разве они не достойны такой чести? Интересно, а Ухановы с этой дороги хоть какую-то прибыль имели? Как они живут: в бедности, в достатке…? Хоть бы на их фотографии посмотреть. Мужественные люди. Молодцы.

Автомобилей в сторону Кату-Ярыка столько, сколько на Чуйском тракте не встречается. Конечно же, мы проехали Красные ворота, Мёртвое озеро, но они нас как-то не впечатлили. Думаю, поездка в Актру, подъём на ледник Водопадный, дорога в сторону Кош-Агача затмили всю, ещё не увиденную, красоту Горного Алтая. Или мы просто очень уставшие были…

У села Улаган мы попадаем под дождь. Машина страшно грязная от пыли, её даже не узнать. Дорога — щебень, едешь, едешь — нет конца: то поднимаешься, то спускаешься, едешь, снова подъём и спуск… В то же время безумно красиво!

На какую ж высоту над уровнем моря мы поднимались по дороге на Кату-Ярык, если за 3-2 км до этого горного спуска мы всё спускаемся? Выезжаем из леса, а слева такая красотень! Ужасная! Потому что слева пропасти, бездонные долины, безграничные горы, суровая красота. Сидя, чуть ли не падаю в обморок от обалденного зрелища и непередаваемого счастья перед Кату-Ярыком…

Спускаться с Кату-Ярыка мы не стали, да и не планировали это. Француженку было жалко. Прекрасные фото и видеосъёмки, прогулка на площадке, посещение кафешки, и мы садимся в машину. Едем обратно. По дороге останавливаемся над пропастью снова фотографируемся и едем дальше. В Балыктуюле встречаем группу молодых людей на квадроциклах, путешествующих тоже по Горному Алтаю. Здорово, наверно…

Заправляемся в Акташе, проезжаем Белый Бом, Йодро, Иню.

В 15:30 (алтайcское время 19:30) начинаем подъём на перевал Чике-Таман. Оставляем позади Хабаровку, р. Улиту и мчимся к Онгудаю. В селе Онгудай дома все разбросаны, улиц вроде и нет. Или так кажется? В селе строятся, глаза радуют цветные крыши местных построек. Это довольно крупный райцентр Горного Алтая.

До Горно-Алтайска 190 км. Дорога прекрасная, погода хорошая. Вдогонку за солнцем, едем в сторону дома. Солнце игриво прячется за горами, но мы его всё-таки догоняем. Впереди нас ждёт Семинский перевал… Время вечернее, девятый час. Коровы, овцы, козы и лошадки не спеша тянутся по дороге домой, всё ещё что-то активно жуют.

Начинаем подъём на Семинский перевал. Минут через 20 проезжаем с. Топучая. Кстати, в районе села Топучая так закладывало уши, что немного даже испугалась. Едешь, на какой-то момент становишься глухой, а потом как начинает шуметь в ушах, что от окружающих звуков становится не по себе.

Через час прибываем на туристическую базу «Малиновый остров». В доме за 1000 рублей тепло… А что нам ещё надо? Пролистав фотографии, прячемся под одеялом и засыпаем моментально…

8 августа 2016 г.

В 04:13 (мск) выехали из т/б «Малиновый остров». Оказывается, совсем близко (метров 100-200) был т/к «Барсуган»… На улице моросит, пасмурно. По дороге в Усть-Сёме покупаем мёд (1 кг за 400 руб., 1 кг за 500 руб.), заворачиваем в сторону Чемала. Вот он, туристический центр Горного Алтая! Как оловянные солдатики, по всей дороге расположились гостевые дома, гостиницы; куда ни глянь — «Сдаю номер». На любой вкус, на любой кошелёк. Отдыхающих очень много: такое ощущение, что туристов больше, чем вместе взятые все дома и местные жители, плюс скотина… Посещаем остров Патмос

Поздно вечером, после долгих поисков места для ночлега, останавливаемся в Соузге в «Райском уголке». Наверно, это был единственный день, когда нам чуточку не везло. Паршивая погода, усталость… Куда только мы ни заезжали в поисках места: в гостиницы и частные дома, в центр и на окраину, у трассы и на берегу Катуни. Где-то не было свободных мест, где-то было почти пусто. Нам предлагали номера от 300 до 12000 рублей: кто-то хвалил свой «товар», кто-то отвечал сухо… Ну, не наше всё это было! (Вывод: в Соузге лучше не останавливаться). Покрутившись по узким улочкам Соузги, мы заехали вглубь и на Набережной, 24 наткнулись на «Райский уголок». Приветливая хозяйка-администратор по имени Ольга, напоминающая электровеник, быстро и умело показала номера, оформила, взяла денежки и «исчезла» в доме.

Выбрали мы 2 комнаты по 1 300 рублей с душем и туалетом на этаже, с общей кухней. Интерьер дома красивый, очень даже хороший. В доме довольно тепло, по-домашнему уютно. Отдыхающих много. Но на втором этаже скрипит пол, двери открываются и закрываются достаточно тяжело, шумно. Что творилось в соседних комнатах — всё слышно. Сварив суп в многолюдной кухне, где отдыхающие расположились на диванах, стульях (кто-то готовил, кто-то вязал, кто-то болтал, дети бегали, шумели) и проводили свой «тюлений» отдых, мы заняли один стол, вкусно поели и поднялись в свои номера, спеша в объятия Морфея. На улице дождь, мы уставшие. Завтра домой…

9 августа 2016 г.

Утром, собрав свои вещи, прощаемся с Ольгой. Милый, уютный деревянный двухэтажный дом с ухоженной территорией на берегу Катуни — наша последняя точка в Горном Алтае. Как-то грустно… До нас в этом доме останавливались туристы из Исландии. Они умудрились приехать в Алтай и путешествовать по этому чудному краю на своих мотоциклах.

В 6:00 мск проезжаем под дождём Горно-Алтайск — единственный город в далёком Горном Алтае. Через полчаса мы в Карасуке. Страшно хочется погрызть яблок, но в этих местах их просто не продают! Туристам предлагают лишь мёд. Но мы, словно Винни Пухи, уже запаслись главным пчелопродуктом на целый год… Позади остаётся Чоя, М. Бийск. Решено ехать к Телецкому озеру: приехали в Горный Алтай и не увидеть второе по величине озеро в нашей огромной стране — это непростительно. Пусть пасмурно и поливает дождь, пусть дорога к Телецкому похуже и путь кажется слишком долгим, но мы хоть одним глазком посмотрим на достопримечательность Алтая, приобретём магнитик на память и поедем домой…

Да, дорога хоть и заасфальтирована, но действительно плохая. Часто встречаются ямы, повороты: вообще, мне даже кажется, что сколько ям, столько и поворотов на этом пути. Из-за них извилистой дорогой по времени едем очень долго.

Останавливаемся у сувенирных лавок (поворот в сторону Верхне-Бийска) и закупаемся алтайскими товарами. Звонкоголосая девчонка лет 17 предлагает нам блины с начинкой (чуть позже всё-таки мы у неё купили блинчиков), «достаёт» других туристов, прося что-нибудь приобрести у неё. Покупаем алтайские бальзамы, подарки родным и друзьям. Племянницы (не знаю, что они сделали с продавщицей, каким взглядом на неё посмотрели) умудрились кедровый ковш в баню стоимостью 1200 рублей приобрести за 700 рублей.

В 9:00 мск мы в д. Кебезень. Деревня расположена на берегу р. Бия, в которую впадает слишком бурная горная река Кебезень с грязной водой. В местном магазине ничего не покупаем, но цены запоминаем: 1 кг бананов — 103 руб. (у нас в Марий Эл, в пгт Новый Торъял — 56 руб.) сахар 71 руб. (у нас — 52 руб.), туалетная бумага набережные Челны стоит 17 рублей (у нас — 12 руб.). Постройки советских времён переносят нас мысленно в наше детство, в 80-е года двадцатого столетия. Как будто время здесь замерло: работающий универмаг советского дизайна, колхозный транспорт 80-х годов, свинья, бродившая сама по себе в поисках вкусного деликатеса у мусорных контейнеров, заваленных отходами прямо у трассы…

… Вот оно — Телецкое озеро! О, Боже, какое оно красивое и большое! Чем-то напоминает норвежские фьорды… Не успеваем выйти из машины, к нам подходят местные и предлагают жилье, экскурсии. Да подождите вы, дайте налюбоваться непередаваемой красотой одной из жемчужин Горного Алтая! Так вот ты какое, Телецкое озеро! Прекрасное даже в дождливую погоду. Ну как же мы поедем домой, не остановившись на его берегу хотя бы на ночь?! Мини-совет из четырёх безбашенных туристов из Марий Эл решает переночевать и вдоволь надышаться телецким воздухом.

Покрутившись на правом берегу в Артыбаше, сделав памятные фотографии, подробнее узнав о предлагаемых экскурсиях и жилье, садимся в машину и едем на противоположный берег в Иогач. На правом берегу толпа туристов ждёт своего часа на рафтинге, на левом — мелькают рыбаки. Завернув в их сторону, оставляем нашу француженку в метрах 100 от берега и направляемся к рыбаку… Узнаем о клёве, снасти… просто общаемся с местным мужиком…

Надо где-то остановиться. Прохладно, всё незнакомо, но чертовски интересно. Едем по асфальту в противоположную сторону: с обеих сторон сдают дома, комнаты, предлагают экскурсии. Какая разница, где остановиться — всё равно все в сговоре, цена у всех одинаковая, вряд ли кто-то уступит… Напрашиваемся в «гости» до утра, но хозяйка принять нас особо желанием не горит. Невыгодно ей предлагать место на ночь — бельё нужно постирать, сохнет долго, так как неделю уже поливает дождь… Тем не менее наша взяла: договорившись насчёт экскурсии по Телецкому озеру (местная банда работает сообща — и жильё, и услуга катера взаимосвязаны, хотя предлагают разные люди), со своим нужным барахлом идём к домику, по крутым ступенькам поднимаемся на второй этаж и располагаемся… За продуктами бежим в магазин за углом, возвращаемся, переодеваемся и снова бежим, но уже к катеру. Какого красавца нам пригнали! Впрямь как в заокеанских фильмах. Не обращая внимания на моросящий дождь, прыгаем в белоснежный катер на семерых (а нас четверо), занимаем места и счастливые до умопомрачения дарим друг другу улыбки, фотографируем, снимаем на видеокамеру, слушаем своего «трёхчасового алтайского гида» (рассказывает про озеро, но 70 % мы не слышим из-за гула мотора), задаём кучу вопросов — всё равно больше половины пропускаем мимо ушей…

Слева остаётся рукав длиной примерно в 8 км — зона покоя рыб, где их тишину и безопасность охраняет водная полиция. Со слов нашего «капитана катера» ни одно судно не может заплыть в тот рукав, рыбу запрещается ловить, соответственно, вся живность тусуется в том районе озера, жиреет, размножается и смеётся над неудачливыми рыбаками… Катеров с туристами, несмотря на непогоду, довольно много. Эх, если бы нам ещё и с погодой повезло!

Честно скажу, сама экскурсия меня не впечатлила. Погода, в принципе, тут не помешала: у природы нет плохой погоды… Вместо заявленных трёх часов нас покатали только два. Из пяти включённых в экскурсию местных достопримечательностей мы увидели только три. Спасательные жилеты воняли сыростью до отвращения. При этом смуглый паренёк-паренише лет 25-30 взял все 5000 рублей, не подумав уступить за невыполненную до конца работу. Водопад Корбу (для меня самый обычный водопад, потому что в Норвегии мы этих водопадов насмотрелись всяких разных), водопад Соболиная тропа (к которому даже подойти нельзя), островок Любви (посмотришь тоже только со стороны) — всё это красиво, но на фоне неполноценной экскурсии кажутся обычным местом… Проход к Корбу платный, в домике сидит дяденька и собирает с туристов сотенные купюры на благо заповедника, на территории которого находится он. Миниатюрные домики с сувенирами и вкусно пахнущей выпечкой, горячим чаем и местными блюдами предлагают свой товар, заманивая к себе звуками варгана… У водопада стоять немного даже опасно. О возможном камнепаде предупреждает специальный знак, установленный для любопытных туристов.

Немного разочарованные (экскурсия не оправдала наши ожидания, и дождливая погода, видимость почти нулевая), мы вернулись на второй этаж своего домика за 1500 рублей, приготовили ужин и легли спать…

10 августа 2016 г.

Проснувшись, мы замечаем, что погода налаживается, улучшилась видимость, солнечно, дождя нет. Собрав свои вещи, садимся в машину. Окинув прощальным взглядом Телецкое озеро, медленно проезжаем мост, содиняющий Артыбаш и Иогач… Машем рукой миниатюрному на фоне гор селу Иогач на красивом берегу прекраснейшего озера в Горном Алтае.

Сегодня мы точно покидаем Республику Алтай. Грустно. Домой немного даже не хочется… В 6 утра по мск времени мы безрезультатно рыбачим на Бие. Ух, какая же красивая река! Широкая, стремительная, бурлящая, окружённая алтайскими лесами и местами сопровождаемая Чуйским трактом. По дороге у мальчиков-торгашей покупаем кедровые орешки. Тут супруг включает торгово-коммуникативные умения и, поторговавшись с пацанами, алтайский товар приобретает по заниженной цене — 5 стаканов орешков по 50 рублей вместо 70 (в местах скопления туристов стакан орешков стоит 100 рублей).

В 9:30 по мск проезжаем контрольно-пропускной пункт на границе и покидаем территорию Горного Алтая. Впереди уже не горы, а холмы. Мы снова в Алтайском крае. Через 7 минут минуем стелу Алтайского края. Мы на трассе Р-256.

13:20 (мск). До Барнаула 100 км. Нас встречают и провожают в долгий путь поля с подсолнухами, с гречихой, овсом. Впереди нас ждёт атласная дорога алтайского края, родной дом В. Шукшина в Сростках, памятник великому мастеру литературного слова. По пути в Горный Алтай мы пропустили поворот на г. Пикет, поэтому нашей целью был именно памятник Шукшину. На горе и машин, и людей много: одни уезжают, другие приезжают… На Пикете действительно очень красиво, вид удивительный: слева — Катунь, спереди — с. Сростки, рядом — огромный памятник Шукшину.

Останавливаемся на ночь в «Грани Алтая». Ужинаем и завтракаем тут же, на I этаже среди гостей придорожной гостиницы. Кстати, иностранцев довольно много. Каша рисовая — просто обалденная, булочки — огромные и вкусные. Вообще, еда вся была отличная.

Что касается «Грани Алтая» — это прекрасное место для ночлега с удобной системой 12-часового расчёта. К услугам туристов есть платная стоянка, довольно много мест перед самой гостиницей. На первом этаже — кафе, столовая, которые предлагают огромный выбор первых, вторых блюд, салатов, десертов и напитков. Можно с собой взять булочки и кофе. У центральной двери находится банкомат, рядом — брошюрки и газеты для туристов. В гостинице чисто, просторно, на втором этаже тихо. В целях бережного отношения к имуществу гостиницы, администрация перед заселением просит оставить залог в 1 000 руб. Соответственно, перед освобождением номера администратор или охранник проверяют наличие пультов, целостность мебели. В номерах курить ЗАПРЕЩЕНО. Проверяют даже на запах… После этого залог возвращают. Темп жизни и работы в «Грани Алтая» просто бешеный! Огромный поток туристов, быстрое и качественное обслуживание, предоставление номеров на 12 часов, отчего и цена кажется приемлемой (мы снимали оба раза четырёхместный двухкомнатный номер с удобствами за 2 000 рублей). Честно скажу, мне девчонок за прилавком у кассы было жалко: ни минуты покоя, одному это надо, другому — то, принеси, унеси, улыбнись, выслушай некоторых вечно-недовольных людей. Лично нам там очень всё понравилось…

11 августа 2016 г.

Из «Грани Алтая» выезжаем в 4:00 (мск). Пасмурно. Покапывает дождь. Едем по Новосибирской области. Внутри — где-то там, за сердцем — пока безнадёжно спряталось желание снова увидеть величественные горы Горного Алтая. На душе тоска по недавно проезженным и прохоженным местам, в голове крутятся события прошедших дней.

За 20-30 км до Бердска чувствуем ужасно грязный, пропахший углём воздух. На моих часах 5:24. Едем по Бердскому шоссе в Новосибирске. По краям дороги понаставлены знаки 40 и 60, но правила дорожного движения никто не соблюдает, мчатся на бешеной скорости: если соблюдать указанную на знаках скорость, на дороге тебя просто затюкают и начнут сигналить. Соответственно, нам тоже пришлось нарушить скоростной режим и «потеряться» в потоке очень быстро едущих машин на полчаса. На этот раз из Новосибирска выезжаем быстро (примерно полчаса). В г. Обь замечаем местную базу — логово фур ведущей розничной сети по торговле продуктами питания в России «Магнит». О-о, как же их много собралось на базе!

Едем по М-51. Стоит отметить, что на обочине трассы много мусора — пластиковых бутылок, пачек от сигарет, пакетов и т.п. Такая уж культура N-ной части нашего русского народа… Печально. Дорога от Новосибирска до Омска не загружена, но тяжела в том плане, что у трассы нет населённых пунктов, магазинов так же нет, даже семечек и воду негде купить. Дорога всё время прямая, хоть бы повороты были. Берёзки стоят кучкой, больших лесов нет. Было бы замечательно, если для большегрузов проложить другую трассу. В горной местности фуры встанут караваном, в гору быстро подняться не могут, к тому же лезут на обгон… Примерно та же картина на ровной трассе. Результаты — ДТП, аварий видели достаточно…

Доезжаем до Омска. То ли мы навигатор свели с ума, то ли он сам устал, но на окраине Омска вместо того, чтобы нас направить на Челябинск, «подшутил» и отправил в Екатеринбург. Из-за этого мы покрутились в Омске, 2 раза заехали в город, соответственно 2 раза выехали.

Останавливаемся на ночлег в Крутинке в гостинице «УЮТ». Нам предоставили трёхместный номер за 2500 рублей с электронным ключом (2-сп кровать, кожаный диван, удобства в номере, чайник, телевизор). За стоянку машины (под окнами у гостиницы) заплатили 70 рублей.

12 августа 2016 г

Проснулись в 03:35 (мск). В Омске 06.35. Вкусно и сытно позавтракали в кафе «Уют». Цены вполне нормальные: вареники 8 штук со сметанкой — 35 руб., пшенная кашка — 30 руб. Вообще, территория гостиницы «Уют» — это отличное место для отдыха по дороге. Наверно, у туристов и водителей пользуется спросом, так как свободных мест почти не было и очень много фур, легковых автомобилей стояло рядом с кафе и гостиницей.

До дома 1 610 км. Уже второй раз за три с лишним часа стоим на дороге и ждём свой цвет на светофоре на участке ремонтных работ дорожников. В течение трёх часов то едем, то стоим, теряем время. Ближе к Рождественке дорога снова плохая, антирадар всё время пикает… На 13.10 мск пробег показывает 6 782 км. Много…

В 16:00 мы на трассе М-5 Урал, едем в Уральских горах в сторону Уфы. Снова стоим в пробке, у г. Миасс, ещё дольше — почти 2 часа. О-о, за эти 2 часа мы проехали бы столько километров и были бы поближе к дому! Вечер. Стоишь в незнакомом месте, среди сотен фур и всё это кажется вечностью — всё, застряли, даже до «Лесной жемчужины» не доедем… Вот где нужно продавать яблоки, семечки, чай, кофе, пирожки. Отличное место! Водители и их пассажиры раскупили бы всё, что продавалось у трассы. Поверьте, в такие моменты ты готов потратить все деньги и лишь бы что-то купить…чтобы успокоить себя...

Около 19:00 вечера садится солнышко, впереди затяжной спуск. После проезда нами злополучного моста на встречной полосе автомобилей, фур, автобусов на спуске снимаю на видеокамеру в течение 5 минут. Поднимаемся, спускаемся, поднимаемся и в очередной раз спускаемся вниз по южноуральской горной дороге.

Около 21:30 по местному времени останавливаемся у «Лесной Жемчужины» (около г. Сатка в Челябинской области). Уже темно, устали. Узнаём цены и условия в мотелях, гостиницах рядом, но ничего не устраивает. Снова платим за 2 комнаты в «Жемчужине» 3250 рублей, быстренько с племянницей направляемся к магазину сувениров, приобретаем магнитики и бежим в номер. Ужинаем. В новостях передают новости с Олимпийских игр в Рио. Боже, мы столько ней не смотрели телевизор! И прекрасно жили без него…

13 августа 2016 г.

Выезжаем в 5 утра. Солнышко, тепло, даже жарко. У г. Сим покупаем последние подарки. В 08:00 въезжаем на территорию Республики Башкортостан. Заканчиваются Уральские горы. Вот Уфа. По дороге в Горный Алтай товарищ — навигатор в Уфу нас не заводил, а сейчас мы въехали в крупный город и едем по городским дорогам, где местами на перекрёстках нет светофора. Представить только, если бы не навигатор, то ночевать остались бы в Уфе. Как же выехать из города, если ты чужой здесь, движение страшно пугающее, а сам город — огромный! У Лаяшты покупаем башкирский мёд. Пол-литровую банку мёда продали за 400 рублей (в Горном Алтае кг мёда стоит 400). Видать, цену загнули хорошо, так как даже в Республике Марий Эл литровая банка мёда стоит 400 руб.

Едем по трассе М-7 Волга. Дорога шикарная. Друзья, вот какими должны быть все дороги! Температура воздуха 35°С. Ужас! Мы от такой жары реально отвыкли.

От посёлка Новый Торъял до Кош-Агача расстояние — 3519 км. За эти дни намотали почти 8 000 км, проехали по территории 9 регионов, чуть-чуть не доехали до Китая, Монголии, Казахстана — ни один сотрудник ГИБДД нас не остановил. Хоть бы сказали: «Предъявите документы», или спросили бы: «Куда следуете?». Немного обидно даже…

Временами появляется желание развернуться и снова помчаться в Горный Алтай. Поближе к дому жара, дорога просто ужасная! В Маритурекском районе главная дорога напоминает стиральную доску, которой пользовалась моя бабушка. То ли от плохой дороги, то ли от усталости обслуживать нас в музыкальном плане — магнитола каждую песню крутит дважды. Путешествуя в бешеном темпе, имея насыщенную программу и работая в среднем по 16 часов, даже у флешки с магнитолой могут быть «глюки».

Как же я счастлива была две недели, не имея при себе (в кармане, в сумочке) мобильный телефон! Свой оставила дома, сим карту вставила в мобильник племянницы. При необходимости она передавала телефон, я разговаривала с детьми… Ближе к дому он звонит, не переставая: то мама, то сестра, то дети, то свекровь…

Родные просторы, знакомые места и знакомые ямы на дороге. Совсем скоро (через час - полтора) мы будем дома.

Подведём итоги:

Бензин: 593 л 20608,38 рублей. Средняя цена — 34,75 рублей.
На 1 человека — бензин на сумму 5152,095 рублей.

Ночлег: Всего — 22770 руб.
На 1 человека — 5692,50 рублей.

Продукты: Всего — 6528,47 руб.
На 1 человека — 1632,12 рублей.

Экскурсии: Всего — 21000 руб.
На 1 человека — 5250 рублей.

Доброго времени суток. Уважаемые "специалисты" Простите, но я уже пять лет два раза в год езжу туда и не могу назвать себя даже знакомым с ним. Наверное чтоб это понять надо там родится ))) Вы проехали мимо кучи ОЧЕНЬ интересных мест не были ни где, машина для поездок туда совсем не пригодная Посмотрите на досуге http://welcometoaltai.ru/maps.php
Дядя Саня Оренбург
Люблю Алтай! В этом году снова поеду.

Бердск
молодцы, хороший маршрут! На альплагерь еще сутки бы запланировать...Купол - не самая простая гора, молодцы что зашли! В долину Чулышмана (вниз с Кату-Ярыка) еще спустились бы - о впечатлениях не пожалели!
Raumovod
Что над людьми ст*****ся и их учить? У них же это первая поездка на такое расстояние. Люди съездили - им понравилось. А про машину не ту и места не те, так это мне напоминает пузанов 40 уровня. Едут на своих джипах, спустятся в Кату-Ярык, Сходят на Учар, а потом рассказывают, какие они матерые путешественники и как они за сотни тысяч бабок круто подготовили свой автомобиль и сделали сложнейший трек пешком... Есть обзорные поездки - люди едут смотрят из окна всем им в диковину, есть походы - куда идут на несколько дней, в те места куда ни одна машина не доедет. А есть пузаны, но реальные, а не то, что гундят, которым нравится свои трактора лебедить по пояс в грязи. Каждые делает, то что хочет, и отдыхает как умеет.

Красноярский острог
Молодцы! Во всем - и что решились, и что съездили! Не попав в Ташанту вы абсолютно ничего не потеряли - если это не связано с поездкой в Монголию, то Ташанта существует исключительно для того, чтобы сказать "я в ней был", не более - 50 км солончаковой степи от Кош-Агача до Ташанты - далеко не самое лучшее, что может Горный Алтай предложить любопытным и путешествующим! На высшей точке Улаганского перевала мой навигатор показал 2095 метра, возможно с какими-то погрешностями. Ну, и Корбу действительно не самый впечатляющий водопад на Горном - с него надо начинать свое знакомство с Горным Алтаем, поскольку "на десерт" он откровенно слабоват - например тот водопад, который вы могли видеть на верху Кату-Ярыка превышает Корбу почти в 20 раз! Удалось его посмотреть в начале июня - не Ниагара, но внушает! Успехов в дальнейших начинаниях и путешествиях - если судьба опять занесет на Горный, то есть смысл прокатиться по направлению на Тюнгур через Усть-Коксу-Усть-Кан (ваш авто там пройдет) - при ясной погоде можно увидеть Белуху. Ну, и раз уже побывали на северном берегу Телецкого озера - сам бог велел вам прокатиться на ЮБТО, вдоль шикарного Чулышмана - летом дорога вполне проходима на легковушках, а в подъеме на Кату-Ярык поможет тягач, чтобы не издеваться над автомобилем - ему вас еще домой везти!
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Dima
Дядя миша на фото - прелесть.... Правильно понимаю что пеший маршрут? Где фото делал?

Отличный маршрут, интересное изложение и ПРЕКРАСНАЯ подготовка перед поездкой. Все интересные места на Алтае и за все лето не обкатаешь, который год пытаюсь несколько раз в год - и все никак не заканчиваются они...
Вы выбрали очень хорошие путевые точки.
Побольше бы таких отчетов.

Из мелочей - "УТЦ Семинский перевал" и "т/б Динамо" - это разные базы. Вы были на УТЦ, а на Динамо - дорога влево уходит как только сворачиваешь с трассы.

И удивлен насчет базы "Мены". Раньше Останавливался там регулярно, но из-за тропы на озеро там куча туристов мимо ходят сплошным потоком. О каком спокойствии речь? Ну и субьективно - там в палатка всегда холоднее чем на соседних т/б...

Покупайте полноприводное авто и езжайте еще раз по тому же маршруту (а кое-где и в сторону), но по другим местам! Долина Чулышмана (Учар, Куркуре и ЮБТО), дорога в сторону Укока (хотябы до жумалинских) и другое - впечатлят Вас не меньше чем Актру!
Raumovod
Да это пешочком в Ергаках, чуть в стороне от обсиженных мест - на Араданском хребту. С воды - это сплав по Нижней Тунгуске в Эвенкии, панорама горы - Кавказ... Путешествуйте как, нравится вашей душе.

Dima
Пузан прям мемом дромовским становится :)
Про поездку - пока картинки просто посмотрел, ну уже могу сказать. МОЛОДЦЫ. В такую даль съездить - это надо решиться. У нас народ готов такие расстояния покрывать только если на море, а тут совсем в другую сторону :)

Очень интересно написано, простым добрым стилем. Сквозь строки сразу видна волна позитивных впечатлений, которые путешественники получили. Молодцы, что сказать.

Молодцы, да очень красиво рассказали!

Кировск на Неве
Про строителей дороги на Кату-Ярык. Их наградили правительственными наградами, один купил машину, второй квартиру получил. По тем временам - достойно. У местных пользуются уважением. (может где-то не точно информирован).
За поездку вы молодцы. А для первого раза так совсем не плохо. Приезжайте ещё.

Хороший отчет, написано интересно, хотя фото средние. На счет меда, по моему есть смысл заезжать на пасеку в "Бирюзовой Катуни" очень хорошее место и экскурсия, меда различные и качественные дают пробовать. Также реализуют прочие продукты пчеловодства, брал там неоднократно масляно-восковой крем с живицей.

Были в Горном в это же время. Только дорогу туда-сюда разнообразили. По дороге туда заглянули в Казахстан, а на обратном пути для ознакомления переночевали в крупных городах на трассе: Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург. Получилось всё замечательно.

Гурьевск
Прокатились и отдохнули отлично, молодцы ребята. Я живу рядом, каждый год более 10 лет катаюсь на Алтай, многое там проехал, прошёл, увидел, книг прочитал разных, неделями, иногда и по месяцу жил в его горах где до ближайшей населёнки 4-5 дней ходьбы. Но я не специалист) так любитель, максимум узнал и увидел половину Алтая, Алтай можно всю жизнь узнавать)) Но всё равно поздравляю 1сотую часть Алтая вы увидели)
Мой отзыв: Лада Калина 2006
EvgenijZ
Спасибо за полезную информацию. Мы рады за них.
Raumovod
Уважаемый `друг`. Если бы мы жили в Новосибирске, то Горный Алтай посещали не 2 раза в год, как Вы, а чаще. Мы ездили с экскурсионной программой, которую составили сами, в первый раз, с одним водителем. К тому же это была первая наша далёкая поездка. А с какой целью Вы туда ездите два раза в год? В отчёте написано "думаю, что мы стали специалистами...", а не просто "стали специалистами". Это я к тому, что перед поездкой мы очень хорошо расширили свой кругозор, изучая информацию, просмотрев фото и видеоматериалы таких же путешественников. Автомобилем своим дорожим, поэтому мы не лезли туда, куда не стоит. Про кучу ОЧЕНЬ интересных мест довольно много знаем, но мы их обязательно посетим в следующий раз. Здоровья Вам.

Хорошо съездили. И рассказ годный! Навигатор-то вас обратно правильно повел - так зачем вы опять в пробки под Симом-Златоустом полезли? Как будто от Екатеринбурга до Йошкар-Олы дорог нет. Яблоки вполне успешно продаются в сетевых супермаркетах МарияРа, что есть в Улагане и Акташе, например. Были там в те же сроки, и тоже гвоздем программы выбран Актру, только ходили на Голубое озеро. Брод через р.Актру на Перевалке https://youtu.be/Alsdhsbi0IA Видяшка дороги на Актру https://youtu.be/OhXZ0BwNc5s
Scout66
Маршрут наш был: Н-Торъял-Кукмор-Мамадыш- Набережные Челны-Уфа-Челябинск-Курган-Иши м-Омск-Новосибирск-Барнаул-Бий ск - Горно-Алтайск - Кош-Агач. Поэтому Екатеринбург остался в сторонке. Про пробки на трассах Вам лучше знать, Вы живёте в крупном городе, их у нас просто НЕТ. А в магазинах яблоки не вкусные.

Большая благодарность за рассказ! Отлично.
г. Киселевск (Кемеровская область)
Круто , а мы рядом живём и там не были ни разу .....
Так же в начале августа был на Алтае, заезжали на марсианские пейзажи, но до них так и не доехали, т.к. мелкий*****юк с папкой типа документов испортил все настроение своим побором и чисто из-за принципа не стали ему платить, а поехали в другую сторону по накатанным дорогам и нашли очень неплохие виды, м.б. созрею чтоб написать о своей поездке по Алтаю. Посещали и Актру, только пошли своим ходом, но по не знанию дошли до малого ледника, а планировали до озера дойти

Нормальный позитивный отчет. Молодцы: раньше только до Саранска доезжали, а сейчас вон куда добрались. Удачи в будущих путешествиях.

Raumovod
Что вы придираетесь к людям,они впервые приехали,тем более из далека.довольно таки насыщенное путешествие получилось.Кош-Агач,Актру,Кату Ярык,Чемал, Телецкое озеро,да этого набора для одной поездки да же много считаю.Но учитывая то что приехали из далека, можно и понять что хотелось увидеть как можно больше.
Фотографий хотелось побольше увидеть
Subaru Outback BR9.2012
Мой отзыв: Hyundai i30 2008

Молодцы, Актру поражает, Телецкое на один раз. Тут половина Новосибирска дальше Чемала не ездили и считают Алтай видели.

Raumovod
Уважаемый Raumovod, с удовольствием прочитал бы Ваш отчет о Ваших увлекательных поездках в ГА!

scandic
Для первого, обзорного знакомства с теми местами - маршрут более чем оптимальный, и может кому-то служить примером планирования, подготовки и бюджета. Горный Алтай затягивает, возможно, и Вас затянет)) В таком случае и посмотрите еще много чего интересного и удивительного. Удачи и спасибо за отчет!

eston
ничегосебе, Телецкое на один раз....

Йошкар-Ола
Наш хороший знакомый Алексей с друзьями на двух машинах до плато Укок и до Кату-Ярыка съездили под влиянием настоятельной агитации года три назад, а вот сами мы никак не вырвемся, смотрим на мир глазами DROM,а. Надо бы с Вами в Н.Торъяле встретиться - фотки покажете?

Из Омска выезд в Ёбург и Челябинск(если не через Кз) один,зря крутились. Про специалистов вы маханули конечно.) Зря с Ярыка не спустились и до ЮБТО не доехали,гораздо интереснее Иогача и водопадов там несчесть. Дерзайте ещё!)

Камень-на-Оби
Вот самое главное что бронировать не нужно и без визы можно посетить. Улыбнуло про регистрацию в полиции Кош-Агача. Интересно что вам сказали полицейские.

Серенький 13
Не нашли они полицию,как я понял.
Ромика
Всё, что хотели, мы нашли. В полиции были. Въезды и выезды в своём городе мы также прекрасно знаем, как вы в своём Омске. Но технику не обманешь. Южный берег Телецкого мы не планировали. Про Кату-Ярык уже писала: свою француженку пожалели. Нашей целью был ледник и Кош-Агач. Ну, а если вас задело слово "специалисты", дерзайте - путешествуйте и сочиняйте интересные и полезные отчёты на радость туристам.

Молодцы! Интересный отчёт и путешествие!

scandic
И что же вы такие нервные? Хотел всего-лишь дать полезную инфу. Зачем что-то писать,если адекватно мнения и советы не воспринимаете? Мы на филдере Ярык проходим,чего там жалеть? Кстати,на перевалку тоже сами доехали,дальше пешком,как раз на след день после нас четверо томичей на леднике погибли. За марс я не стал платить,они с конца июня 16-го там борзеют. Ну и зачем вам полиция нужна была?

Игорь Зайцев
Круто , а мы рядом живём и там не были ни разу .....
Что мешает поехать?

Молодцы. Единственная ремарка - башкирский и татарский языки на 99,9 % идентичны))
Молодцы конечно, но мне почему-то Кавказ кажется более живописным. Приезжайте: Эльбрус, Домбай, Архыз, Лаго-наки и т.д.

бердск
нормальная такая поездка молодцы хочу добавить про цены летом 2014 года в долине чулышмана булка хлеба 100 руб сникерс 100 руб бутылка водки поллитра 600 руб и раз были на чемале надо было подняться на гору верблюд оттуда хороший вид открывается

синтез
Башкирский . Татарский ..... А Горный Алтай тут при каких ? В Горном Алтае на татарском не разговаривают
У нас нет середины
У нас либо в рыло
Либо ручку пожалуйте ©

Отличная обзорная экскурсия.
В поездках ИМХО "градус" повышать надо. Может быть именно поэтому Телецкое не так впечатлило как могло бы. На северном берегу, думаю, вам бы больше понравилось, если бы заехали перед Актру, а не после. Хотя конечно "настоящее" Телецкое - это не северный берег :)
У меня, кстати, на Алтае карта Лукойла работает без проблем.

Молодцы! Приехали издалека... Кстати, для первого посещения Алтая, маршрут довольно насыщенный и правильный, кроме Северного берега Озера (ИМХО). Про Ухановых: знаком с одним из братьев - Виктором Романовичем Ухановым. Ему отдали в аренду одно из озер на Улаганском нагорье - оз.Узункель. Виктор выстроил на берегу первую (из ныне многочисленных баз) на озерах, а озер там целая россыпь, и все в аренде у местных жителей. Живет в Улагане. На фото Виктор и озеро Узункель

БАРНАУЛьск
карты Лукойла Кемер.обл, Новосиб, Алтай отличаются от карт Центр. Росиии, не взаимозаменяемые.
заказ МикроАВТОБУСов 16-20 мест

shik1971
В Сочи кемеровская карта тоже действовала :)

200 рублей зажать на въезде на Марс.... и не увидеть его....
Это верх жадности)))))))

норильск
костет1975
Тюркская группа языков
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Серенький 13
Они в курсе подобных заморочек, но мы предпочитаем ставить отметку в администрации, но один раз тоже в полиции ставили :)
Человек считающий, что живёт в стране дураков, в первую очередь сам таковым и является.

А мне понравилось, пару моментов взял на заметки. Спасибо. Путешествуйте!

Зачем отметка? Может чего не понимаю,но ни разу не ставили. Погранцы по паспорту РФ без проблем пропускают.

Ромика
все просто - в их случае возможно служивые, в моём север т.е. оплата дороги к месту отдыха и обратно по РФ, подтверждением, что ты там был и служит отметка :). Кош-Агач это тоже МКС (местность приравненная к крайнему северу) у них тоже дорогу оплачивают поэтому они в курсе :)
Молодцы!из Коша-Гача можно было доехать до поселка беляши .Вот там красата
Зря не поехали в сторону Мультинских озер, там очень красиво !

Хорошо написано, легко читается. Свежие взгляды и углы зрения... Неожиданные акценты...
Здорово!

Ясно,я не в курсе этих льгот,афтор мог бы просто ответить,а не психовать.
Виктор
Отзыв понравился, с перевала Кату-Ярык раз уж доехали, спуститься нужно было обязательно. Там есть на что посмотреть.

Ромика
Ясно,я не в курсе этих льгот,афтор мог бы просто ответить,а не психовать.
угу, но все мы люди ... бывает, отчёт от этого хуже не стал, мне понравился :)

Зря не поехали в сторону Мультинских озер, там очень красиво !
Может и так. Но Мультинские в другой "ветке" Алтая. 500км не самой лучшей дороги чтобы можно было сказать "я там был"? Время-то не резиновое, отпуск короток, за вычетом дороги туда и обратно.
Так же и с Кату-Ярыком. Какой смысл спускаться в долину Чулышмана, если не ехать по ней куда-то? Снизу вид не лучше. А обратно на мегане с 4 людьми будет сложновато подняться.

Думаю,
бензин и продукты не стоит делить на нетрудоспособных детей.
Изменил подпись на подпись "Изменил подпись"
Йошкар-Ола
Спасибо всем, кто прочитал, посчитал отчёт полезным, дал советы.
С нами ездили племянницы, поэтому у них был свой кошелёк.
Спуск с Кату-Ярыка, посещение Учара, поездку в Тюнгур и поход к Белухе мы оставили на следующий раз.
Беляши, Мультинские озёра, Укок - знаем про эти места, но за одну поездку всё не посетить.
Полиция в Кош-Агаче нам нужна была, чтобы поставить печать в отпускном удостоверении ( в отчёте выше указано).
Спасибо тем, кто написал про Ухановых и даже поместил фотографию. Передайте Виктору Романовичу (мужественному и скромному человеку) от нас слова благодарности и восхищения.
В "Мёнах" к озеру мы ходили рано утром, поэтому там никого не было.
Думаю те, кто ездили далеко от дома, согласятся, что сидеть за компьютером и изучать информацию, составлять примерные маршруты, знакомиться с интересными местами через отчёты, фотографии и видеролики - это одно, а когда ты оказываешься там и видишь всё своими глазами - это совсем другое.
Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были. И помните, что мир скучен для скучных людей.

Доброго, Вас "жестоко" обманули:) эти фото тому подтверждение, это лада приора на "Перевалке" та которая по дороге на Актру, и следующее фото, это нормальная дорога на "Перевалку"
Доброго, Вас "жестоко" обманули:) это лада приора на "Перевалке" и второе фото,
это нормальная дорога на неё:)

Слог приятный, но фотографий откровенно мало!
Бермудский треугольник....

аа
Бермудский треугольник....

за 200р с машины там есть туалет, парковка, чистенько. Не так уж и дорого.

Хорошая поездка получилась,молодцы.

Пожелание,Катайтесь пока молодые.Был горный Алтай очень красиво,Гусилетово,Яровое,тоск а,казахстан напоминает.

г. Слюдянка (Слюдянский район)
Так держать

Туапсе
Как будто дома побывал,Алтай супер!!!Переехали летом на побережье черного моря из Барнаула,естественно на авто)))Люди добрые кто знает мишка-косолапый еще живет на царской охоте???)))большое спасибо за ваш очерк,удачи на дорогах!!!)

Гурьевск
Летом медведем даже не пахло, убрали куда то наверное что бы воздух не портил), а может спал и я не заметил его, мост новый не очень, жалко старый был хорош, но его паводком подмыло, и вывеска новая тоже не очень. Два бассейна сделали, в одном купаются в другом карпы живут, на улице что то типа спортзала со штангами и гантелями, народ блин качает мышцу, шум, гам и всё как то не душевно, не как раньше, к тому же домики в лесу далековато от реки стоят. В общем осмотрелся я там и не остался, переехал отдыхать на тб. Тихий Берег там же в Баранголе.

Интересная поездка!

Живет в июне 2016 его видел!!!)))

Отчет легкий, понравился, но хотелось бы больше фото)

chmel02
Тюркская группа языков
Группа может и тюркская , но языки сильно отличаются . Даже в Горном Алтае представители разных сеоков не всегда друг-друга хорошо понимают
У нас нет середины
У нас либо в рыло
Либо ручку пожалуйте ©

Иван
ЧАСТЬ ПОЛНАЯ ЧУШЬ. ЧАСТЬ ПРАВДА ХОТЬ БЫ НЕ ВРАЛИ , А ПИСАЛИ БЫ ПРАВДУ ВЕДЬ НАРОД ВСЕ РАВНО УЗНАЕТ. чТО ВАМСДЕЛАЛ ШЕЛКОПРЯД? В ТУАЛЕТЕ ПАХНЕТ ХУЖЕ. ПРОБЛЕМ С ПАРКОВКОЙ НЕТ ВООБЩЕ---ЕСЛИ ТЫ НЕ ЛОДЫРЬ. ЗАПАХА ОТ БАБОЧЕК НЕТ ---- ТАК ЧТО АВТОР НЕ СТОИТ ВРАТЬ ЗА ЗРЯ ПИШИ ЛУЧШЕ ПО ПРАВДУ.

Иван
ИА «Банкфакс»: Коренные жители предгорий быстро идентифицировали шелкопряда и рассказали о том, что с ними также связан сильный неприятный запах тухлой рыбы, появившийся во многих населенных пунктах. Местным жителям нужно всего лишь механически собрать их трупы и сжечь, чтобы избавиться от неприятного запаха... (от 29.08.16). В турместах во время сезона проблем с парковкой не бывает, видимо, только у вас. Ну да, остальные же лодыри...

Хотим повторить вашу поездку в Альплагерь. Можете ли дать контакт водителя буханки Алана?

shik1971
А за что вы не уважаете Новосибирск ???
двойная зеркалка, с двумя топориками )