Моё первое велопутешествие по Алтаю. Часть 2. Перевал Кату-Ярык

24.12.2020 | 9284 просмотра

Утро. Проснулся, но будильник еще не звонил. Внутри уже слишком душно, хоть и стою я в тени.

Я высунул голову из палатки и тут же понял — это всё было не зря. Долгая подготовка, дорога, увольнение с работы и прочее — всё не зря.

Вид из палатки.

За дверью моего брезентового дома стояла волшебная погода и открывался не менее волшебный вид. Утреннее ленивое солнце, спокойная речка, горы и море зелени. Ночь прошла без происшествий, да и чувствовал я себя неплохо.

Моё утро. Река Чулышман.

Заряжаю powerbank через солнечную панель.

За последние дни это было мое первое утро, когда я никуда не торопился. И я наконец смог спокойно сварить себе кофе и открыть печенье. Съев ещё и добрую порцию каши, что должна будет помочь мне на перевале, я хорошенько размялся и двинулся в путь.

Завтрак. Каша с курагой и орехами, а также кофе!

Долина была все так же живописна, и я жалел, что не еду по этой дороге совсем один; то и дело проезжали машины.

Долина Чулышман.

До перевала предстояло проехать еще около 30-40 километров тяжелой каменистой дороги, а солнце поднималось все выше. Начало ныть левое колено. Ту часть подготовки, что отвечала за изотоники, витамины, соли и прочие полезные и необходимые в пути добавки я проработал чертовски плохо. Так что оставалось только подмотать колено эластичным бинтом и поехать дальше.

Вынужденная остановка. Чиню колено.

Следующая моя остановка также была вынужденной. Объектив своей камеры я закрывал специальной крышечкой. Я постоянно что-то снимал, особенно на ходу, и в какой-то момент обнаружил, что крышечки уже нет. Вернулся на 200-300 метров пешком, но ничего не нашел. Потом попробовал проехать ещё дальше на велосипеде, но также впустую. Ничего не оставалось, как двинуться дальше (спустя 10 дней камера упадет и сильно поцарапается, чего можно было избежать, не потеряй я крышку).

Но мне тут же вернулось с лихвой. Меня догнал Уаз Патриот, и его водитель устроил мне небольшой тест на тему, не терял ли я вчера флягу. Я чертовски обрадовался, ведь неожиданные приятные события радуют гораздо больше, чем ожидаемые. Вот так Дорога разменяла мне крышку камеры на флягу, и я был рад.

Запомните его в лицо! Тот самый герой, что вернул мне флягу!

Любуясь огромными водопадами, я пробирался по 30-градусной жаре. Вода заканчивалась, а я всё никак мог найти чистый источник воды. Пара попутных речушек оказались грязными, поэтому воду экономил.

Всё ещё долина.

Дорога выматывала. Рюкзак на руле сидел паршиво, терся о колесо на кочках, и я останавливался раз 10, чтобы его поправить. Жара не спадала, пил я мало. Психологически было не легче, чем физически, но каким-то магическим образом в этом и был весь смысл. Ведь «ты» забрался далеко, где дорога бросает вызов. И если ты принимаешь этот вызов, то в награду получаешь этот миг, этот вид вокруг и эту дикую природу, до которой можешь дотронуться.

Оглядываясь назад, мне кажется, что будь эта дорога легкой, я бы получил гораздо меньше. А теперь эти эмоции — мой трофей на всю жизнь.

Большой водопад с большого расстояния.

Приближался перевал, а у меня осталось около 0,4 литра воды. Основную реку я долгое время избегал, потому что опасался пить из неё воду и к ней не было удобного спуска. Однако до перевала оставалось менее 5 км и дорога как раз пошла вдоль берега, так что я отбросил опасения и набрал несколько литров Чулышмана, что оказался вполне чистым на вид.

Когда я уже начал беспокоиться, ничего ли я не напутал с километражем до перевала, появился первый подъем. У меня был четкий план что-то скушать перед стартом. Во-первых, чтобы набраться сил, потому что я уже ехал много часов, не обедал и мало пил, а во-вторых, чтобы повысить сахар в крови.

Достаю орехи, нужно подкрепиться перед Перевалом.

У меня сахарный диабет 1-го типа. Если кратко — физическая нагрузка снижает уровень глюкозы в крови (далее УГвК). При диабете, если УГвК упал, то нужно срочно его поднять, скушав что-то сладкое, иначе ты просто упадешь в обморок через 30 минут, а ещё через 30 впадешь в кому. Поэтому я постоянно ел конфеты на протяжении всего маршрута, и особенно много собирался (скорее вынужден был) есть перед перевалом, ведь нагрузка ожидалась нешуточная.

Опасности диабета при постоянной физической нагрузке.

Взглянув на первый уклон, я понял, что залезу на велик и попробую заехать — чисто символически. Опыт предыдущих дней подсказывал, что подниматься мне придется пешком. Так как я весь день только и думал, когда же начнется моё испытание Перевалом, то психологически пошел достаточно устойчиво (хоть и ворчал и пыхтел).

Туалет перед подъемом стоит не просто так.

Первый серпантин был чертовски длинным и крутым. Я помнил, что будет 9 «ступеней» (ада?) подъема. Если впереди ещё восемь таких серпантинов, то кажется поднимусь я только к ночи. Но, обогнув гору, я увидел, что оставшиеся восемь «ступенек» как минимум в два раза короче. Заметно приободрившись, двинулся дальше.

«Включи аудиокнигу!» — советуют ребята.

Отдыхал, как правило, на поворотах. И еще один раз пришлось отдохнуть, когда я упал и меня накрыло велосипедом. Проблема была даже не в большом весе (60+), а в том, что этот вес очень неудобный. Вот и я потерял на миг концентрацию и тут же был наказан. Каждый поворот я радовался, что успел набрать воды. Потому что не будь у меня воды, я бы просто начал просить её у проезжающих по перевалу машин, настолько хотелось пить. Благо в таких местах и условиях большинство людей отзывчивы.  А ещё я чертовски радовался, что поднимаюсь в тени.

Остатки разбитой машины на перевале Кату-Ярык.

Отдыхаю на повороте.

Спустя два часа я был наверху (из них минут 20 съемка — бросить вел, поставить камеру, вернуться к велу и снять «проезд», опять бросить вел и обратно за камерой). И стоя там, наверху, мне показалось, что поднялся я довольно быстро. Ведь два часа — не три и не четыре, как я думал вначале. Посмотрев, какое крошечное всё внизу и каким, наверное, крошечным был я два часа назад, я двинулся дальше, с пройденным перевалом за плечами. Необходимо было решить две задачи: найти воду и найти место для ночлега.

Поднялся. Справа от меня тот самый серпантин. Слева дорога, откуда я начал восхождение.

Когда ты ожидаешь, что впереди тяжелый перевал и затем заступаешь на него, ты готов ментально и нагрузка воспринимается легче. Когда ты пропекся 6-7 часов на жаре, вытряс из себя все ругательства на каменистой дороге и прошел перевал, то ожидаешь спокойную дорогу, ведь самое сложное позади. Но впереди оказались очередные подъемы, и я пошел тяжелее. Не только потому, что устал, а потому, что не ожидал и не настраивался на очередные горки.

Хуже 15 градусов я встречал только 18 за весь маршрут. Вот так награда за пройденный перевал!

Еще раз выпала фляга, но в этот раз я хотя бы заметил. А потом я встретил двух собратьев по дороге — велосипедистов. При других обстоятельствах мы могли бы проговорить и час и два, потому что это были первые за долгое время люди, которые понимали всю суть дороги так же, как её понимал я последние пять дней. Но время поджимало, и мы, пожелав друг другу удачи, продолжили путь, каждый в свою сторону.

Ребята! Едут на заслуженный спуск, ведь последние дни они карабкались только вверх.

Я судорожно поедал конфеты, потому что сахар (глюкоза) в крови постоянно падал. Это в очередной раз меня задерживало, потому что глюкоза из конфет всасывается в кровь и дает свой результат минимум через 10 минут. Ехать в таком состоянии дальше — самоубийство. Поэтому, как правило, я ждал минут 5, а потом начинал потихоньку идти.

Конфет всё меньше. Вынужденный перерыв. Снизился уровень сахара в крови, не могу продолжать путь.

Минут через 30 добрался до источника с водой. В это же время там проезжали местные алтайцы и порекомендовали мне заночевать прямо за источником, потому что там ровная, уединенная полянка. Шел 10-ый час вечера, так что я последовал совету, и, черт возьми, это была самая шикарная полянка за последние 5 дней. Укрытое от дороги, с источником воды и даже туалетом (!) — это было идеальное место для ночлега. И хоть я экономил газ, желания делать костер во мне не нашлось.

Стремительно приближалась ночь, загорались звёзды. День забрал много сил, и я рад был их отдать, потому что это был один из лучших дней в моей жизни.

Моя личная полянка. Хотя бы на одну ночь.

А вот и полноценный ролик об этом дне:

Продолжение следует.

Автор ты красвчеГ!! Давай пиши дальше . Читаю с удовольствием.
Автооптика DEPO.В том числе на японские и европейские грузовики. SkladFar.ru

Кату-Ярык ништяк
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

Камень-на-Оби
Вы проехали мимо нескольких баз. И на всех есть питьевая вода.Если вы боялись пить из реки.

Серенький 13
То же подумал об этом. Странная проблема...
Но восхождение на веле на Кату Ярык, это зачёт!
Ждём дальнейшее повествование.

Автор, красавчик! Главное знать, что тот, кто помрет в 90 лет на Эльбрусе, никогда не помрет до этого возраста от диабета! Новых дорог, бродяга!
---------------
Быть бобру!
Руслан
Геленджик
жду продолжения
Молодец! Я когда мог так бегать и на великие гонять, в горы не ехал и не интересовался даже, а теперь, когда уже не могу, то стало интересно, захотелось испытать себя. Спасибо за отчёт!

Жуковский
Гипогликемию (или бонк) может и здоровый человек хватить при долгих физических нагрузках. Раз в 30 минут надо съесть сладкое и не доводить до голода.
Пить надо обязательно каждые 15 минут, чтобы колени не убить. Если с рюкзаком едешь, то гидратор спасает. В такую поездку хорошо порошковый изотоник брать - соли, углеводы, витамины + вода.
С диабетом такое приключение вдвойне зачет, ждем продолжение! Автору удачи и новых поездок!

filatich
То же подумал об этом. Странная проблема...
Но восхождение на веле на Кату Ярык, это зачёт!
Ждём дальнейшее повествование.
Ну так то он пешком поднимался. а вел рядом катил. Я читал отчеты где велики на себе несли в подъем по тропинкам. Вот там действительно экстрим.

Сообщений: 2089
Автор молодец, огромное уважение, в одного, на велике, да ещё и диабетик. Если будешь так же продолжать жить, точно в старости, оглянувшись на прожитые годы не будет обидно и мучительно больно, жму руку.
Happiness loves silence.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999

Novosibirsk
alex-712
Спасибо! Наверное всё равно от чего-то да будет больно, но пережитые впечатления скрасят дни.

молодец )
Ilia Vorotovov
В дорогу не помешает с собой брать йод. Весит мало, место занимает мало, но всегда пригодится. И ранку обработать и воду из непроверенных источников продезинфицировать, правда ждать долго, рекомендуется не мение 6 часов. Пропорций можно найти в интернете.Буквально капля на 1.5 бутылку.
nsa2305
Парень, ты молодец ! Благодаря таким людям как ты в очередной раз убеждаюсь что почти все ограничения у нас в голове. Кому-то мешает работа, отсутствие денег, временеми и т. д. и т. п., а кому-то ничего не машает, даже проблемы со здоровьем. Пиши дальше, интересно следить за твоим путешествием !
а это Кавказ

7199075
Офигенно! Автор - очень крутой чувак! Я вот 100 км по жигулям проезжаю когда на велосипеде, то у меня чувство что я молоток. А оказывается что нет - 100 км это фуфло. К сожалению сделать так, как автор (бросить всё и уехать в аналогичную поездку) я бы никогда не смог, а жаль! Ну и кстати, corratec у меня тоже был когда-то - хорошая накатистая рама.

Усохни!

Урал
Сообщений: 2011

Ilia Vorotovov
Марганцовка тоже стоит недорого и дезинфицирует быстро. А можно просто на базе воды набрать. Мы в родниках во время поезди набираем.

nsa2305
Вот в основном все ссылаются на нехватку денег. Спрашиваю а что так много нужно. говорят да даже не считали. Начинаем считать и они с удивлением узнают что нужно то не так и много.

7199075
На мосту возле Мульты остановились смотрим на Катунь. Такой же велосипедист просит его сфотографировать. Накчали задавать вопросы. он оказывается с Красноярска. Приехал на машине .оставил ее у знакомых и на велосипеде так же в одного поехал по Горному Алтаю. У него на велосипеде даже спидометр есть .показывает что проехал 520 км. Так ему еще и назад к машине столько же ехать.

Усохни!
Приведи доводы в чем я не прав?

Сорбифер Дурулес
В том числе благодаря таким отзывам
Подожди сейчас автор до Улагана доедет расскажет. Как тут Алтайцы дикие .по ночам с карамультуками на конях скачут во все стороны шмаляют.

а это Кавказ
. Это летом так высоко забрались или зима.А колеса шипованные .

Серенький 13
Я согласен, но лучше воду из непроверенных источников (кроме родников) дезинфицировать.

Одежду другую, для таких пробегов по жаре прикупите, будет полегче
House music in my bones

Михаил Шестаков
Серенький 13
Никто не "шмалял", но один конфликт, не получивший развития был в тех местах.

Всем спасибо за позитивные отзывы и дельные советы!

Михаил Шестаков
Никто не "шмалял", но один конфликт, не получивший развития был в тех местах.

Всем спасибо за позитивные отзывы и дельные советы!
Вам повезло.

Ilia Vorotovov
Если вода в реке чистая можно пить смело .В городе из крана после очистки грязнее течет.
Серенький 13
. Это летом так высоко забрались или зима.А колеса шипованные .
сентябрь. колёса - обычные. через ледники велики тащили на себе.

Камень-на-Оби
сентябрь. колёса - обычные. через ледники велики тащили на себе.
В следующий раз санки берите. По льду велик на санках то лучше чем на себе.
Серенький 13
Многие мыслят стереотипами, вот например у меня напарник на работе говорит что редко видится с сыном потому, чтобы провести выходные нужна куча денег : сходить в кино, зайти в кафе, купить игрушку и т.д. А просто погулять на природе он почему-то не додумывается. Так же и с путешествиями, не обязательно заказывать пятизвездочный номер, брать бизнес класс и все такое, главное передвигаться из одного места в другое, все остальное зависит от того, к какому уровню комфорта и к какой скорости передвижения вы привыкли.

nsa2305
Собираемся 2 семьи. Берем палатки. Получается расходы только на бензин. Да еще и делятся на 2. Еду считать не стоит. Какая разница дома в походе .Едим то мы все равно каждый жень. Ну вот как то так.

7199075
Да это не сложно. 2 недельный отпуск и пол-алтая можно проехать. Кстати каждый год собирается в сибири первомайский велопробег. Как раз на выходные дни. Толпа человек 300 едет по новому маршруту.

Серенький 13
Ну такой с бухты барахты по снаряги выходит минимум в примерно в 20-30 тыс. Если уже ходил в походы, то 10-15тыс. (одежка подходящая, камеры, велорюкзак, багажник, инструмент и т.п.) без которых поход будет в игру на выживание.
Велосипед, который не подведет в походе сейчас стоит от 40 на распродаже (цены на снаряжение стали последние 10 лет просто неадекватны)
Ну еще проезд и т.п. С велосипедом надо подморачиваться.

Короче вообще не бюджетно...Может быть 3-4 й велопоход и будет стоит как билеты + еда. Но первые два прямо в расход.

PS. Неоднократно ходил в походы в молодости. Который год пытаюсь вернуться на колёса...

Серенький 13
В следующий раз санки берите. По льду велик на санках то лучше чем на себе.
лучше вертолёт

Серенький 13
Нет, всякие бикорасики там могут быть. Или капельку йода в 1.5 литровую бутылочку. И выждать часиков 6 или пару кристаликов марганцовки и столько же ждать. Тогда вода безопасная будет.
В походе даж вкуснее та же тушенка

Сорбифер Дурулес
В том числе благодаря таким отзывам
Может не стоит .Пусть это останется мечтой.

lordleto
Велопоход не считал. Хотя вот так с бухты барахты не имея велосипеда .Я бы не рискнул. За такие деньги ка вы тут насчитали можно купить автомобиль ВАЗ в неплохом состоянии. И ехать в путешествие по Горному. Практически все что тут описал автор можно посмотреть на авто. При желании даже больше.

лучше вертолёт
А кто его до ледника понесет.

В походе даж вкуснее та же тушенка
А дома все вегетарианцы . А в походе тушенка. Я и дома мясо ем. поэтому если посчитать стоимость еды дома и в походе примерно одинаковая получается. Ну в обед мы в кафешке едим чтобы время не терять. За счет этого немного больше расходы на еду получатся. Но выигрываем время. Больше недели не получается уделить на поездку. Поэтому 2 дня на дорогу до Горного и обратно. И 3 дня в горах. Зато за эти 3 дня успеваем посмотреть кучу всего. Вид на Белуху с перевала Карагем.

Ilia Vorotovov
Медики говорят в человеке пара кило всяких бикорасиков живет. Поэтому не стоит воду стерилизовать. Я думаю что в кране который у меня и у вас дома примесей намного больше чем в горном ручье. По крайней мере химикатов там точно нету. А вот в кране их предостаточно.
В кране вода хлорированая, по этому безопасная

Серенький 13
Велик стоит минимум 60+ аксессуары + рюкзаки и снаряжение. С учетом билетов из ЦФО и прочих расходов это уже на 150 поездка на человека
lordleto
Велик уже к 60, который не развалится И рама не лопнет. 40 это стингер на распродаже

В кране вода хлорированая, по этому безопасная
Хлор может убить только бактерии . На химикаты он не действует. У меня соседка у нее 4 детей мужика нет .они могут с земли чего нибудь поднять и съесть.Яблоки прямо с дерева еще зеленые едят и никто их не моет. Когда она четвертого родила дома.К ней пришла участковая медсестра. После того как она вышла из ее дома у нее волосы дыбом стояли. От удивления какая в доме грязь. И я ни разу не слышал чтобы она жаловалась что у нее дети болеют.

где белуха-то? и какой смысл ее разглядывать в бинокль за 150 км?
Предлагаешь до Белухе на машине.

Камень-на-Оби
Перед поездкой на Мультинские ночевали рядом с базой. Познакомились с семейной парой. С Гусь Хрустального. Они билеты по 5 тысяч из Москвы до Горного купили. И что то типа этого же обратно .Из Новосибирска до Москвы.
В велопоходы едут те у кого велосипеды уже есть. Или я что то в этом не понимаю.

где белуха-то? и какой смысл ее разглядывать в бинокль за 150 км?
Там красот от асфальта то Карагема предостаточно. Поэтому Белуха не основная цель поездки.

Бердск
С перевала Кату-ярык в долину ведёт пешеходная тропинка, по которой спуститься/подняться- пара пустяков. Интересно, с велосипедом стоит ли туда соваться? Идти пешком по дороге на перевал как-то не по фэншую, да и дальше.
Мой отзыв: Ford Freestyle 2005

Курчатов
шикарно описано и снято! читаю с большим удовольствием. особенно радует видео, просто дорога в красивейших местах.

Мой отзыв: УАЗ Буханка 1999

sani10
кату ярык с той точки с которой его никто не видит
С дрона сделано или сам залезал

Серенький 13
Предлагаешь до Белухе на машине.
зачем на машине? инвалид штоль? пешком пройдись - отдохни от железного ящика.

вот отсюда

А откуда можно ещё посмотреть Белуху ближе?
ну там не каждый пойдет, хотя и не бог весть какая сложность.
вот тут беременные женщины и коровы ходят:

вот так лучше :)

или отсюда

А откуда можно ещё посмотреть Белуху ближе?
но лучше отсюда. только она в объектив не влезает :)

вот отсюда
Это пешком или на конях. Это же перевал, который между Аккемом и Кучерлой?

filatich
Это пешком или на конях. Это же перевал, который между Аккемом и Кучерлой?
там несколько перевалов так-то. на первой, по тому перевалу кони не ходят - посылают коневодов матом :).
а на второй и третьей перевал каратюрек. там да, и кони и коровы, даже велосипеды видел :)))))))). но ноги лучше. кони - дело ненадежное.

Да любой нормальный велосипед не развалиться, что ему будет то, рамы лопались в велосипедах из 2000-х сейчас почти такое не встречаю. Что не так со Стингером? Отличный велосипед сам на таком катаюсь - Stinger Reload Pro как раз за 41500 брал.

vb2002
Да, Каратюрек я имел в виду. Сколько ногами на него идти?

vb2002
но лучше отсюда. только она в объектив не влезает :)
Это уже для профи.
Я туда не дойду)

или отсюда
А здесь не опасно?

vb2002
зачем на машине? инвалид штоль? пешком пройдись - отдохни от железного ящика.
С удовольствием бы прошел. Но увы.

sani10
Круто

Ilia Vorotovov
Кипятить воду не пробовали))?

filatich
Да, Каратюрек я имел в виду. Сколько ногами на него идти?
Дня два от Тюнгура, наверное. Зависит от подготовки и загрузки.
Ну скажем мы средне подготовленные и со стартовым весом 32кг у мужчин и 25 у женщин дошли за 2,5 дня. Но мы крюк делали почти до Кучерлинского озера. Если крюк не делать и нести 10-15 кг, то хз, я бы за день дошел. А скайраннеры какие-нибудь за день туда-обратно бегают.

А здесь не опасно?
Летом ледник открытый. Если специально не лезть в опасные места, то можно нормально идти. Под ноги смотреть только. Вообще там слева по морене можно идти, но по морене медленнее и сложнее.

Автор-Молодец!!!! Что такое педалить в 12% и выше- знаю на собственной заднице- в Крестовый перевал ( из Владика- в Грузию) с 20кг рюкзаком ев багажнике- нормально так заехали. Осваивай контактные педали- колени скажут тебе спасибо!!!!

Как то так

Ilia Vorotovov
Кипятить воду не пробовали))?
Кипячение это самое надежное, но не всегда есть возможность

Серенький 13
Да, но в лесных ручьях самое опасное это бактерии, тем более на Алтае, какие там химикаты?

Ilia Vorotovov
поэтому они добавляют йод и марганцовку :)))))))))))))). без химикатов не прет :)))))))))))))

Ilia Vorotovov
Так в родниках бактерий меньше чем вы их в городе из хлорированной воды получите.. Да и излишняя чистота отучает организм с ними бороться. А это не есть хорошо.
Костя
Ретранслятор на перевале Ачик. До Белухи примерно 50км

Усть-Каменогорск
Автор, задумайся насчет коктейлей компании НЛ. Сам только на них катаюсь (2 порции в день). Плюс обычный ужин. Экономия по весу бешеная получается

19384535
Белуха красива с любой точки

Очень здорово. Автору спасибо! И здоровья!

Нет

Нет
Пейте что хотите.

Классная поездка, сил и терпения.