|
Здравствуйте.
Сегодня я хочу рассказать о своём путешествии на Алтай. Началось всё с того, что в 2015 году я совершил роковую поездку в Киргизию, в результате которой приобрел непреодолимую тягу к горам. Время идёт, но ничего не меняется — тянет, как магнитом. Слова Владимира Семёновича тут как никогда кстати: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал».
Летом 2016 года у меня родилась дочка, я порывался поехать и тогда, но здравый смысл всё-таки взял верх, и было принято решение пропустить сезон. Очередной год пролетел еще быстрее предыдущего. Снова лето, думаю о маршруте для отпуска. Алтай выглядит наиболее привлекательным: близко, в пределах страны и есть цивилизация. Беспокоился о том, что после Тянь-Шаня могу не получить сильных впечатлений. К счастью, беспокойства эти были напрасны.
Отправляюсь в путь, как и прежде, на стареньком, но уже родном Toyota Land Cruiser Prado (отзыв об автомобиле на Дроме). Таким составом далеко едем впервые: я, моя жена Инна и дочка Алиса. Для столь короткой поездки вещей получилось очень много, ума не приложу, что бы делал без коробки на крыше. Из полезного:
Не без труда загрузил всё это и ещё 3 или 4 сумки одежды и обуви. Утром следующего дня выдвигаемся.
29/07
Поутру спокойно собрались и примерно в 10 утра выехали из города. Маршрут построили через Кемеровскую автомагистраль. Несколько раз останавливались в полях на пикник.
Дорога почти вся хорошая, за исключением небольшого участка недалеко от Бийска. Возможно, я свернул куда-то не туда, трафик здесь был слабенький.
В город заезжаем уже в темноте, сразу же направляемся в ближайшую придорожную гостиницу «Русь». Говоря откровенно, капризничать уже возможности не было: шел сильный дождь, устали, Алиске пора спать. Ознакомился с ценой, посмотрел номер. Нормально. Постель расправляем — из-под подушки бежит таракан. Рядовым взмахом тапки давлю его и укладываемся спать.
30/07
Продрали глаза, прикинули примерный план действий. Мы ведь едем на Алтай, путь будет проходить преимущественно по Чуйскому тракту, верно? Нельзя не посетить музей, посвященный именно ему. Есть довольно-таки интересные экспонаты. Не скажу, что я большой любитель истории, но посмотреть нашел чего. Большая часть представленных к просмотру экземпляров была так или иначе связана с кочевниками. Различная их утварь, транспорт и сопутствующее. Размеренно завершить осмотр не удалось, дочери надоело, и она потребовала незамедлительного прекращения экскурсии. Жена с ней ушли на улицу, я скоропостижно досмотрел оставшееся и вышел тоже.
Заглянули в магазин, купили мороженое.
Двинули дальше. По пути, в селе Сростки, повстречали задумчивого Шукшина.
С того пригорка, где он расположился, весьма достойный вид на Катунь, на близлежащий посёлок. Прошелся, осмотрелся, отбился от предложений купить мёд, поехал дальше. Вскоре настало время очередного привала. Свернули на случайную тропку в сторону реки. На нашем пути встал довольно крутой уклон. Преодолел, подобрался к берегу. Отдыхаем.
Перекусили, отдохнули, пора ехать дальше. Спускаться в яму было просто, но как подняться? Легко, оказывается.
https://www.youtube.com/watch?v=Emq6VFBtaww
https://www.youtube.com/watch?v=eWgxFwboTUc
Знаю, на видео та горка выглядит абсолютно безобидно. В действительности она кажется несколько круче и сложнее, хоть и всё равно не критично.
Время я выбрал удачное. Мне навстречу шел ужасно плотный поток туристов, а в попутном направлении почти никого. Уже во второй половине дня добираемся до Чёртова пальца. Дорогу, кстати, удалось найти не сразу. Пару раз уезжал не туда, но в итоге добрался до заветного КПП. С меня взяли оплату, 300₽, кажется.
Направляемся в сторону вершины. Доехать можно туда на чём угодно, пугают, как мне кажется, зазря. Оттуда открывается хороший вид.
На сам «палец» или «коготь» желающих забраться предостаточно. Ловкостью я никогда не славился, потому лезть туда не стал — семья, думаю, в случае чего, будет горевать. :-)
Покатались в окрестностях, нашли место. Расположились.
Вскоре небо затянулось тучами, стал намечаться дождь. Времени у нас остаётся немного. Пора двигаться дальше и искать ночлег. Было принято решение ехать до Чемала. Думал, найти ночлег там будет проще простого, как же я тогда ошибался..
Итак, едем на Чемал. По пути встретился памятник Шишкову. Он был одним из тех, кто приложил ум к исследованиям и последующему проектированию Чуйского тракта.
Вечереет, все устали, пора искать приют. Приезжаем в Чемал уже после захода солнца. Начинаю звонить по имеющимся контактам — везде отказ. Где-то места заняты, кому-то заселять нас банально неудобно, другие же вообще выключили телефон. Решено искать по старинке. Качусь по ночному посёлку и ищу рекламные щиты с предложением ночлега. Тут внимание привлекает что-то вроде «ВАН. Кафе. Гостиница». Останавливаюсь, смотрю номер, узнаю детали. Заселяемся, отключаюсь, едва коснувшись головой подушки.
31/07
Пробудился рано. Сгонял за плиткой, детской водой. Приготовили Алисе кашу, о себе не забыли тоже — перекусили в кафе шашлыком. Шашлык на завтрак — это сильно, более не практикую. :-)
Итак, зачем мы здесь? Правильно — посмотреть ГЭС. Как всегда, осматриваю машину, и внимание привлекает переднее левое колесо. Проверяю давление — мало. Достаю компрессор, прокачиваю все колёса, дефлятором стравливаю излишки. Начинает капать дождь. С колёсами закончил, убираю приспособления. Едва мне это удается сделать, как начинается дождь. Успели. Катимся в сторону ГЭС, замечаем указатель о близлежащей достопримечательности — остров Патмос. Там же женский монастырь. Долго думать не стал, маршрут перестроил, ведь рядом. По прибытии обнаружили, что дойти на остров можно лишь по подвесному мосту.
Очередь сумасшедшая, регулировщик запускает по 6 человек за раз. Даже пёс ждать утомился.
Немного постояли, дело это бросили и спустились вниз, к реке. Тут интереснее.
«Тут же речка!» — подумала Алиса и сиганула скорее к воде. Оторвать её оттуда было уже не так-то просто. Мокрые ноги, крик.
Снова начался дождь.
Девчата убегают в машину, я делаю ещё несколько снимков, монтирую водозащитный чехол на рюкзак с техникой и вялым шагом возвращаюсь к месту стоянки.
Забираемся в машину, запускаем мотор, печку на полную катушку, термос к бою. Отогреваемся, сушимся и далее. Вскоре прибываем к ГЭС. Дождя, к счастью, уже нет. Топаем к самой станции. Покупаем билет, нам назначают гида. Некоторое время ждём других туристов, начинаем экскурсию.
Электростанция эта изначально была построена с целью освещать близлежащий посёлок. Сейчас бездействует, но вплоть до 2011 работала. Мощность по нынешним меркам смешная — 500 нестабильных киловатт.
В 2011 вышел закон о том, что подобного рода объекты должны быть снабжены вооруженной охраной. Станция старая, маломощная, а денег требует ого-го! Кем-то там, наверху, было принято разумное решение — приостановить её деятельность. Пусть лучше туристы шныряют и смотрят.
А вон уже в кадре и слияние двух рек — Чемала и Катуни. Даже по цвету воды разница ощутима.
Во время прогулки купили немного мёда. Дочь устала.
Пора ехать дальше, нам нужно на другой берег Катуни. Выдвигаемся. По пути вновь случайно встречаем указатель — «Зубровый питомник». Сворачиваю, доехали до парковки. Говоря честно, чуть было не передумал идти, казалось, что зря потеряем время. Мысль эту вскоре отогнал и узнал, что да как: 250₽ с человека, 250₽ отдельно за поездку на УАЗике. Соглашаемся. Садимся в легендарный автомобиль, и нас везут непосредственно к зоне обитания животных.
Звери агрессивные, близко к ним нельзя. Издалека фотографирую. Место обитания, кстати, они выбрали отличное. Очень красиво, простор, еду заготавливает человек.
Заповедник этот, со слов экскурсовода, считается крупнейшим за Уралом. Зубров вообще осталось мало, раньше на них активно охотились, потому как делать это легко — зверь плохо видит, можно подобраться действительно близко. У них матриархат. Мужиков из стаи выгоняют. :-)
Дочке очень понравился УАЗ. Даже расположилась она там по-хозяйски.
Экскурсия закончилась, поблагодарили гида. Погуляли. Отыскали родник.
Пора ехать дальше. Мы и без того прилично задержались. Начинается сильный дождь. Вообще, Алтай радует пейзажами. Истинную красоту тех мест через фотографию не передать.
Из-за дождя падает скорость, время в пути растягивается. К вечеру прибываем в Онгудай. Ищем ночлег — все подходящие варианты заняты. Рекомендуют «Барскую усадьбу», туда и едем, всё равно иных вариантов нет. По прибытии выясняется, что номеров со всеми удобствами нет. Двуспальная кровать тоже отсутствует. В итоге имеем номер с тремя односпальными кроватями и двумя санузлами на этаж. Душ в одном из них неисправен. Одна душевая на 8 трёхместных номеров. Так себе, но устали и располагаемся. Сам виноват, нужно было планировать и бронировать нужные номера заранее.
01/08
Утро следующего дня началось с предсказуемой борьбы за помыться. Народу туча, душ один, водонагреватель иссяк быстро. Ждешь разогрева после каждого посетителя. Нельзя сказать, что это не подпортило настроение. Всяко старался игнорировать подобного рода бытовые проблемы. Пошли за завтраком. Один был оплачен с вечера. Съели порцию пополам. Завтрак оказался очень хорош, взяли ещё по порции каждый. Собрались и в путь. Вот где-то здесь, за Онгудаем, начинается настоящий Алтай. Тот, каким я его себе представлял. Тот, который я и хотел увидеть.
Обнаруживаем удачный съезд к реке. Отрываемся, пока малыш спит — босоногие скачем по камням.
Я всё порывался спуститься к старому мосту в посёлке Иня, но меня остановили.
Красиво кругом. В этом месте, кстати, были предупредительные таблички о клещах. Странно, не ожидал я их там встретить. Полюбовались «подковой». Едем дальше. Спустя время пришла пора устроить очередной пикник. Съезжаю с трассы, разбиваем лагерь возле двухцветной скалы.
Трапеза завершилась.
Продолжаем путь. Проехать мимо Белого Бома не удалось. Там нам приглянулась одна кафешка. Доча сытая, а родители чем хуже? Остановились, вкусили отличного плова, свежих мантов. Цены очень гуманные для тех мест, еда вкусная. Рекомендую. Вскоре после посёлка попался на глаза памятник Кольке Снегирёву.
Обратил внимание на ветхий мост, решил сделать остановку. Тут и ГАЗ 66 подоспел, ребята ходили и осматривали мост. Высадили пассажиров и успешно перегнали грузовик через него.
День подходит к концу, мы заезжаем в Акташ. Обращаем внимание на крупную базу отдыха на въезде, но почему-то едем дальше. Доезжаем до очередной гостиницы. Заходим, спрашиваем о требуемых условиях и получаем отказ. За душем и туалетом в номере отправляют в «Расул», ту базу, что мы проехали. Пулей мчусь туда и сразу к администратору. Номер нужный нам есть, буквально только что отменили бронь. Сходил, посмотрел, всё отлично, расположились. На тот момент я не придал значения замечанию о том, что нам повезло, ибо обычно мест в столь поздний час тут не сыскать.
Расположились, пошли с Алиской на детскую площадку. Горки, качели — даже это всё тут есть. Захотелось кружку пива, но на месте такой роскоши нет, отправились в поселковый магазин. Тем вечером я отдохнул как следует, комфорта было хоть отбавляй. Сидел на балконе, любовался погружающимися во тьму горами.
02/08
Это было моё первое утро на Алтае, когда я действительно отдохнул и имел конкретный план.
Кату-Ярык и долина Чулышман интересовали меня. Проснулись, собрались. На этот раз довольно рано. Шел дождь, было холодно, лежал туман. Мы устремились в путь. Сам того не ведая, я проехал Красные ворота, толком и не обратив на них внимания.
Зато дальше мой взор притянуло «мёртвое озеро» Чейбеккель. Узнал я о таком его статусе лишь потом, по приезде домой. Выглядело оно действительно жутковато.
Дорога, скажем прямо, не фонтан. От Акташа до перевала около сотни километров. Ехали мы их достаточно долго, часа три. Местами скорость падала вплоть до 30 километров в час. Для комфортного контроля над автомобилем, ехал чаще на второй или третьей передаче. Только отпустив газ, Прадо тормозил двигателем, а при незначительном нажатии оперативно разгонялся. Минус у такой езды один — расход. Это не страшно, едем дальше.
На АЗС в Улагане решил заполнить бак. Заплатил, вставил пистолет и ушел. Залил сколько влезло, поставил пистолет на колонку и ушел за сдачей. Пока шел, ту самую сдачу местный залил в свой мотоцикл. :-)
Было там немного, около 50₽. На моё замечание он с недоумением посмотрел на меня. Я махнул рукой и помчал дальше за приключениями. Дорога — дрянь опять, но через время мы добираемся до перевала. Он оказался именно таким, каким я его себе представлял.
Погуляли, заморосил дождь, и мы на спуск. (https://www.youtube.com/watch?v=i8377W2XaFA). Страшного и сложного ничего не увидел в нем. Внизу посетили кафе на базе отдыха «Кату-Ярык». Вкусно, сытно и дешёво по меркам тех мест.
Спросил у местных о «каменных грибах», меня отправили в сторону озера Телецкого, сказали что ехать нужно примерно сорок километров. Хорошая цель. Буквально через несколько минут езды по той дороге я начинаю понимать, что к такому жизнь меня не готовила. Отвратная дорога, просто кошмарная. Медленно ехать я не могу, еду быстро — жутко трясёт, всё стучит и гремит. Дорога сделана грубо, множество неровностей из-за крупных камней. Неоднократно хотел преждевременно развернуться и уехать восвояси. В долине красиво, безусловно. Наверное, именно это и заставило продолжить путь.
Преодолев 37 километров, я подобрался к грибам как никогда близко. Вот что я увидел в свой телеобъектив. Идти пешком не решились. Уже вечер, Алиса устала, пешком топать к природному памятнику не рискнул. Делаю пару снимков и на разворот.
Скажу честно. Я ожидал большего, а потому был разочарован. Это уникальный природный памятник, посмотреть поближе хотелось бы, но утомительный путь, помноженный на несоответствие действительности ожиданиям оставили негативный след. Вина тут не грибов, а моя лично. Недостаточно я оказался вооружен информацией.
Но не будем о грустном. Таки доехали, посмотрели. Пора назад. Долина Чулышман, как и одноименная река — прекрасны. В другой раз я приеду сюда снова и задержусь на день-другой.
Поднялись по перевалу. (https://www.youtube.com/watch?v=diLAzEdk4nA)
В лучах падающего солнца эти места красивы, как и днём.
Обратная дорога показалась ещё хуже и ещё сложнее. Утомление ощущалось сильнее. Добравшись до Улагана, мы обнаружили приличную с виду гостиницу. Зашел, поинтересовался, что да как. Мне сообщили о наличии номера с душем и туалетом, сказали, что нужен паспорт для заселения. Сходил за документом и деньгами. И лишь когда оформился, меня оповестили, что с 7 или 8 утра и вплоть до вечера воды не будет. Увы, без воды нам никак. Забираю деньги назад и едем дальше. Вновь пропускаю «Красные ворота». Заезжаем в Акташ и пулей в «Расул». Там нам сообщают об отсутствии свободных мест. Начинается дождь. Едем в другую гостиницу — так же. Ещё в другую — так же. Мест нигде нет. Речи об удобствах уже нет, но сути дела это не меняет. Мы, похоже, приюта сегодня не найдём. Хоть и всё нужное для сна в машине было, вариант этот я оставил самым крайним.
Смотрю — стоит Нива с объявлением «Копчёная рыба. Ночлег». Подхожу, уточняю детали у мужчины в машине. Есть благоустроенная квартира. Душ и туалет — всё там, по 650₽ с человека. Соглашаюсь. Он говорит, куда мне ехать, там меня встретит его сын. ОК. Кругом тьма. Алиса уже то засыпает, то просыпается и люто кричит. Еду, получается, на окраину. Освещение пропадает почти полностью. Стою у обозначенного места. Подъезжает Нива, парень за рулём жестами показывает, что ехать нужно за ним. Приезжаем к одноэтажному дому. Бросаю машину, хватаем вещи и в квартиру. Заходим и, скажу откровенно, мне становится немного не по себе. Квартира, домашнее теплое и тусклое освещение. На кухне сидят трое мужиков. Пельмени, водка. Квартира-то трёхкомнатная. В каждой из них есть жильцы. Мы располагаемся в своём «номере». Укладываемся спать. Долгое время смотрю в потолок, слушаю обстановку. Порицаю себя за легкомыслие. На этой ноте засыпаю.
03/08
Утром просыпаюсь бодрый. Всё выглядит совсем иначе. Той атмосферы, тяжести мрака и давления от усталости уже нет. Вполне себе неплохое место. Собираем вещи, завтракаем и выдвигаемся к Гейзеровому озеру. Это совсем рядом, километров семь. Приехали, оплатили символические 30₽ за проход и к озеру.
Водоём весьма интересный. Узор его меняется регулярно. Красиво. Не успеваю я сделать необходимого количества кадров, как тут же появляется целая толпа людей. Многие из них в косухах и шлемах — мотоциклисты. Один из них подходит к жене и, глядя на Алису, отмечает нашу храбрость, спрашивает, на чём мы приехали («Неужели тоже на мотоцикле?»). Отвечаем как есть, он улыбается, спрашивает разрешения нас сфотографировать. Мы соглашаемся, позируем и топаем назад.
При возвращении на базу, где платили за вход, вижу знакомое лицо — тот парень, что показывал нам дорогу к «Дому у рыбака». Подхожу, здороваемся, я начинаю расспрашивать об иных красивых местах в окрестностях. Вдруг я чего не знаю. Поговорили об этом, о другом. Выяснил, что он из Томска тоже. Я посетовал на туман, мол, ехал за видами, а видов-то и не видно. Тем временем, ветром ко мне приносит запах копчёного хариуса, того, что продаёт мой собеседник. Аромат не даёт покоя, пробую и покупаю пару рыбок. Кладу их в машину и возвращаюсь к беседе на время, пока жена с дочкой располагаются на местах. Спустя пару минут открываю дверь машины. Опять этот запах! Иду за ещё одной рыбкой. Забегая вперёд, резюмирую — хариус был потрясающим, невероятно вкусно!
Рыба-рыбой, а нам пришла пора ехать, держим путь в сторону Монголии. Хочется хоть издалека, хоть как-нибудь, но увидеть заснеженные вершины. По пути нашли заброшенную ГЭС.
Спустя ещё несколько километров заехали на пригорок, покушали, передохнули и приняли решение возвращаться. Туман рассеивался, но очень медленно. Нужно было либо ехать на ретранслятор сейчас, либо не ехать вообще, время уже поджимало. Дорога живописная, не самого высокого качества. (https://www.youtube.com/watch?v=dzd-4O8oWe0)
По пути встречаю ребят на таком же автомобиле. Поздоровались, передал привет Прадо-клубу. Катим дальше. Поднявшись на вершину, становится грустно. Туман так и не спал. Более того, на вершине видимости не было вообще никакой.
Спустя, наверное, час охоты, я смог увидеть кусочек Актру.
Потоптались на вершине, устроили привал, замерзли, отогрелись и назад. Дальше ждать смысла нет. Пора ехать домой.
Ещё час спуска (https://www.youtube.com/watch?v=H7AF8Y1GURs) и вот мы в Акташе. Приехали в «Расул». Снова мест нет. Ищем различные ночлеги по пути домой. Обнаружили неприметную, без каких-либо отзывов придорожную гостиницу М52. Позвонил, расспросил. Всё устроило. Попросил забронировать номер за мной. Тень сомнения не покидала на протяжении всего пути. 1500₽ за номер, по рассказам — всё идеально. Должен быть подвох, но выбора нет — выехали. Дорога домой красива уже по-другому.
Спустя часа три пути добрались до заветной гостиницы. Обещанное оказалось правдой. Чистый номер с отдельным входом с улицы и свежим ремонтом. Все удобства, горячая вода без перебоев. Цена та же. Бывает ведь всё хорошо и без подвоха.
04/08
Отдохнули отлично. Стремимся в Барнаул, в гости к сестре. Заехали в Сростки. Купил гигантский чебурек, доесть смогли только совместно с женой. В Черге, в магазине при местном молокозаводе, купили сыр. Несколько часов пути по лютой жаре и вот мы уже в Барнауле. Утром следующего дня посещаем смотровую площадку, но долго не задерживаемся — невыносимое пекло. На солнце находиться просто невозможно. Покупаем мороженое, напитки и в лёгкий путь — домой.
Спустя часов шесть пути мы дома. Поездка была не самой простой, после такого отдыха хочется полежать и делать ровным счётом ничего. Наверное, именно сейчас нужно написать какое-то заключение, подвести итог. Вот моё мнение: было интересно, у нас, в России, начал появляться цивилизованный сервис. Не везде: где-то дорого, где-то с иными перебоями, но он уже есть. На Алтае очень красиво, я прекрасно понимаю, что много чего мы не успели увидеть, да и погода подкачала. Я обязательно сюда вернусь. Настоятельно рекомендую жителям соседних регионов посетить эти места. Один-два дня пути и невероятные красоты. Езжайте, не пожалеете!
Что касается цифр. На этот раз бухгалтерию вёл слабенько, цифры неточные. Пробег — 2706 километров, 8 дней скитаний. Общие траты составили примерно 30-35 тысяч:
С малышом в дороге сложнее. Есть повышенные требования к комфорту да и всему остальному вообще. Будь я один — жил бы всё это путешествие в машине в тех местах, где ночь застанет. Возможно, я когда-нибудь так и прокачусь, но это будет уже совсем другая история.
Спасибо за предоставленное внимание. Жалобы, критику и предложения охотно принимаю.
Фотографии в большем количестве и лучшем качестве можно посмотреть по ссылке https://fotki.yandex.ru/users/arkash1k/album/551604/.