|
Последние несколько лет я жил в ожидании: когда же наступят теплые времена и можно будет сесть в автомобиль и отправиться в какое-то дальнее путешествие.
В таких поездках мы с моим штурманом, и одновременно женой, прошли на нашем «Крузаке» уже более 300 тысяч километров и объехали всё, что нам казалось интересным от Владивостока до Лиссабона. О некоторых из этих путешествий я тут рассказывал.
Но нынешний год оказался для нас переломным. Мы даже ничего не планировали с того момента, когда стало понятно, что мир погрузился в пучину пандемии.
Но где-то к началу августа стало понятно, что железный занавес понемногу приподымается и можно все-таки на что-то рассчитывать. Стали смотреть на маршруты, которые можно было бы пройти в короткое время и с ограниченным бюджетом. Из прежних нереализованных мечтаний всплыли два главных варианта: Якутия и Алтай.
На периферии сознания еще где-то маячил Енисейск, куда мы не раз собирались, но крюк там всегда был от основного маршрута более 700 километров.
Посидели со штурманом над картами и решили, что лучше закрыть для себя два белых пятна из трех, а уж Якутск оставить на потом. К тому же стоит дать фору дорожникам: может быть, успеют проложить нормальную дорогу и построить мост через Лену к столице Якутии к нашему следующему путешествию.
Итак, решено: едем в Енисейск, а оттуда, если получится, прорваться через Новосибирск, на Алтай.
По сути, получаем два самодостаточных путешествия: один в первоначальную столицу Сибири, а другой в алтайские горы.
Сейчас же речь пойдет только о Енисейске и его окрестностях.
Для затравки даю ссылку на переписку енисейского воеводы с братским.
Понятно, что фейк. Но, что называется, любо, хотя и длинно.
Сам, я, кстати, родом из Братска.
Но поехали!
От Иркутска до Енисейска дорогу осиливаю в два прыжка (где-то около 1500 км).
День до Канска иду просто в потоке дождя.
По обычаю начинают отклеиваться со стуком декоративные рамки лобового стекла. Это не впервой — просто закатываю молотящую строну скотчем, до ремонта в Иркутске. Там уже ко мне привыкли, хотя зачем они так сделали?
Под дождем что-то в автомобиле стало подозрительно бренчать и постукивать, лишая покоя. Грешу на тормозные колодки, но перед поездкой поставил новые. Уже вернувшись домой, разобрался с подозрительными звуками: оказывается, из-под запаски, которая крепится у нашего «Прадо» сзади под днищем, выглянул кусок страховочной цепочки и начал биться по ободу запасного колеса. Эти новые знания стоили мне 300 рублей.
Вот так, немного нервно и очень влажно началось наше путешествие.
Но у нас уже есть примета: если поездка начинается с каких-то проблем, то значит она будет удачной.
Итак, мы идем знакомым маршрутом, который не раз описывал, потому повторяться не стану. Единственно, что остается до конца неизвестным: будут ли блок-посты на границах областей, не развернут ли нас назад или, паче того, не посадят ли в изолятор. Между Иркутской областью и Красноярским краем таких проблем нет. А вот в Кемеровской области ввели карантин. Но стараемся заранее излишне не напрягаться на эту тему. После Енисейска решили позвонить в кемеровский МЧС и узнать: разрешен ли транзит через область.
Меж тем все идет обычным порядком. Вот только цены на топливо подросли. Зато на гостиницы держатся на прежнем уровне, чего не скажешь о придорожном общепите. В Канске пришлось употреблять завтрак из окна столовой. И это еще выглядело достойно, в сравнении с дальнейшим питанием. На подъезде к Енисейску в придорожной забегаловке пришлось ожидать обед как в ресторане, поскольку ничто заранее не готовится, и это сказывается на окончательной цене. Понятно, что в пандемию особо пострадал общепит, но маржа с редких посетителей снимается по максимуму.
Но вот мы прибыли туда, куда стремились. Город просто потрясающий.
Я в Енисейске много снимал. Дальше будет больше.
А это наш отель в Енисейске.
Рубленая изба, в свое время доработанная в детский садик, а затем перепрофилированная в гостиницу. В городе есть варианты и поскромней. Но мы останавливаемся здесь. В том числе, и хайпа ради.
После этой поездки для меня стало очевидно: для того, чтобы понять и полюбить Сибирь, нужно обязательно побывать в трех городах — Тобольске, Иркутске и Енисейске. А может в другом порядке, но это уже несущественно.
Недавно Енисейску исполнилось 400 лет. И город включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, как мне кажется, заслуживает большего.
К концу 17-го века под управлением Енисейска оказывается практически вся Восточная Сибирь до Нерчинска, о котором я уже несколько раз рассказывал, но вот здесь подробнее всего.
Огромное пространство подчинялось городу, в котором в те времена от силы проживало всего-то около 3 тысяч человек. Я сейчас даже не понимаю, как это возможно было.
Но и сегодня видно, что Енисейск закладывался со столичным размахом. Многое здесь сделано с огромным запасом и расчетом на серьезное будущее. Некоторые вещи просто несоизмеримы с нынешним статусом провинциальной окраины.
Вот вам аптека.
Вот галантерея.
А вот гимназия, в которой, к слову, выступал перед учащимися знаменитый путешественник Нансен.
А как вам такой амбарчик? Самое монументальное здание на здешней улице. Легко могу представить его забитым пушниной, стекающейся сюда со всей Сибири, а затем растекающейся по всему миру.
Я уж не говорю о здешних храмах и монастырях, потрясающей красоты и, казалось бы, избыточных для ныне небольшого города.
Но история сыграла с Енисейском плохую шутку, превратив сибирскую столицу в заштатный городок. А все от того, что основные транспортные пути легли вдалеке от него.
Но в этом есть и свой плюс. Енисейск оказался просто законсервирован во времени. И когда появилось немного свободных денег и понимания, что мы имеем, то здесь легко восстановили дух старого сибирского города.
Понятно, что не до всего еще дошли руки, но, похоже, в Енисейске у власти неплохие люди, видно, что стараются сделать город красивым и запоминающимся.
И еще одно наблюдение.
На бывшем погосте одной из церквей наткнулся на памятник расстрелянным колчаковцами жителям города. Больше сотни их тут лежит.
А в городе, где я сейчас живу, стоит памятник Колчаку. Недалеко от него расстреляли и самого адмирала.
Где-то читал, что в сибирских деревнях после Гражданской войны самых злобных собак звали Колчаками.
Но не будем завершать воспоминания о Енисейске на тяжелой ноте: город хороший, гостиница уютная и здесь был единственный нормальный завтрак за все наше путешествие.
Мы покидаем очень понравившийся нам Енисейск, но путешествие в эту сторону ещё не закончено. Есть идея посмотреть на слияние Ангары и Енисея. Готовясь к этому событию, почитал немного Интернет. Впечатлила история одной девчушки, которая добралась до этого места и от красоты и избытка чувств там немного поплакала.
Мне, увы, всплакнуть не довелось.
Паром, который ходит тут к стрелке ежечасно, отправился в путь у нас на виду.
Ждать следующего не захотелось, потому что к этому моменту решили, что двигаемся на Алтай и лучше не отвлекаться от основной цели.
Но сама идея засела в мозгу и когда-нибудь я постараюсь ее реализовать. Тем более что меня так же мучает вопрос: почему Ангара, которая в месте слияния с Енисеем вдвое больше его, считается притоком.
Посмотрел немного, что говорят умные на эту тему. Некоторые утверждают, что русло Енисея старее ангарского. Но реки текут уже миллионы лет по этой земле и вряд ли здесь вообще были люди, которые отследили, что появилось первым.
Мне же кажется, что все дело в русских первопроходцах. Они осваивали Сибирь с севера на юг и начинали свое движение по Енисею, а затем уж была Ангара и Байкал. То есть первенство Енисея сложилось исторически, а не объективно.
Но, как бы там ни было, побродим немного по берегам этой великой сибирской реки.
От Енисейска до Лесосибирска расположилось несколько симпатичных деревушек с забавными названиями. В одну из них, Усть-Тунгуску, заглянули и выяснили, что крестьян здесь осталась немного. В основном же стоят шикарные рыбацкие базы и загородные дома. И все из красивой ангарской сосны. И это не случайно, поскольку мы оказались в самом центре лесопромышленной Сибири и его столицы — Лесосибирска.
Сюда стекается весь лес от Ледовитого океана до Усть-Илимска.
Вероятно, здесь находится крупнейшая в мире биржа леса. Такого количества судов я не видел даже в проливе Босфор. И все они груженые древесиной.
Похоже, что Енисей и люди, которые здесь живут, на многие километры в обе стороны от Лесосибирска, занимаются только лесом.
Сам город впечатлил не особо: понятно, что весь деревянный и рабочий.
За единственным исключением.
Богатые лесопромышленники построили здесь каменный храм. Он новодельный — его строительство началось в 1995 году и продолжалось 7 лет. Называется Крестовоздвиженский собор. Его 13 куполов символизируют Спасителя и 12 апостолов. И он самый крупный в Сибири.
А в Лесосибирске, для справки, всего-то живет менее 70 тысяч человек.
Ну, вот, собственно, и всё о нашем путешествии в сторону Енисейска. Надеюсь, что мы сюда еще вернемся, чтобы увидеть то, что не рассмотрели.
А пока продолжаем свой путь. Нас ждет Алтай.
Об этом путешествии расскажу чуть позже.
Август 2020 г.