|
В конце августа 2019 мы решили немного прокатиться по Поволжью, посетить Самару с окрестностями и на обратном пути заглянуть в Тарханы к Лермонтову. Экипаж: я, жена и Сорик.
25.08 в 6:10 выехали из Железнодорожного и по М5 приехали в Самару (гостиница «Бест Сити Отель»,1530 руб./сут). По дороге ничего примечательного не было, даже больших пробок из-за ремонтов в Рязанской области, наверно, потому, что было воскресение. По приезду улеглись спать. Пробег за день 1054 км, время в пути 15 часов 20 минут.
26.08. С утра отправились на другой берег Волги в Ширяево, в дом-музей Репина и любоваться волжскими видами.
Сначала мы пошли к Репину — дом, в котором великий художник жил в 1870 г. и написал знаменитую картину «Бурлаки на Волге». Домик небольшой, в 3 окна, выходящих на Волгу.
На этой же территории находятся еще 2 дома-музея: купца Вдовина и поэта Ширяевца. В экспозициях представлены исторические фотографии, воссоздана скромная обстановка тех времен.
Далее мы поехали на смотровую площадку на Поповой горе, откуда открываются великолепные виды на матушку-Волгу.
Памятник Волжской Булгарии, государству, некогда располагавшемуся на этих землях.
Полюбовавшись видами, мы немного полазили по известковым штольням, находящимся буквально в километре от памятника каменотесу. Сейчас они заброшены, но вход охраняет гадюка (если ошибаюсь, поправьте).
Штольни не очень большие, но все равно интересно, смотреть и гулять — это не работать.
Затем мы поехали в урочище «Каменная чаша» — красивый темный овраг в 10 км от Ширяево. Проезд платный — территория Жигулевского заповедника. В овраге бьют несколько источников, 1 из них считается чудотворным (сейчас это в тренде), и около него построена часовня Николая Чудотворца. Дорога до него — лесная грунтовка, в дождливую погоду могут быть проблемы.
Вернувшись в Ширяево, мы поехали на еще одну обзорную площадку на горе «Верблюд», (ехать от Ширяево ~ 4 км по грейдеру с крупными камнями по берегу Волги, далее надо оставить авто и по тропинке вдоль штолен карабкаться наверх).
Вид на Волгу с высоты просто завораживает. Можно просто любоваться, а можно заниматься скалолазанием, как делала группа товарищей.
Небольшое видео:
Пока созерцали красоты, незаметно наступил вечер, мы спустились и вернулись в гостиницу. Пробег за день составил 314 км.
27.08. В 10:30 утра мы пошли на 3-часовую пешеходную прогулку «Времена и эпохи Самары» (заказывали заранее через Tripster). Мы прошлись по центру купеческого города, посетили некоторые достопримечательности: костел:
памятник режиссеру Рязанову:
пивной завод фон Вакано, основанный в 1881 году:
памятник Чапаеву:
академический театр:
Вместе с экскурсоводом мы ходили не только по фасадно-парадным центральным улицам, прилизанным к прошлогоднему ЧМ,
но и входили во дворы, увы, разруха полная.
Это в самом центре.
После экскурсии мы пошли в особняк А.П. Курлиной — одно из первых зданий в стиле модерн в Самаре, внутри он полностью отреставрирован, очень хорошо восстановлена обстановка начала 20 века.
Особняк был построен в 1903 году купцом Курлиным для своей жены, после 1917 г. в нем размещались разные учреждения, а в годы ВОВ посольство Швеции. Сейчас здесь музей модерна.
Затем мы отправились в дом-музей А. Н Толстого, деревянная усадьба, принадлежавшая родителям писателя и в которой Толстой провел свое детство. Интерьеры неплохо сохранились, да и с экскурсией было интересно.
После музея мы до вечера гуляли по Самаре, прошлись по набережной.
28.08. После завтрака мы поехали в музей авиации и космонавтики в Самарском аэрокосмическом университете. Если без экскурсии, то вход бесплатный, но нам двоим провел очень интересную экскурсию местный гид, хотя он иногда путал обозначения моделей самолетов ))). В музее много экспонатов, есть что посмотреть. Вот кто бы мог подумать (из непосвященных), что это маленькая фитюлька, немного похожая на краскопульт без колбы, — двигатель!
В общем, есть что посмотреть. Далее мы поехали на окраину Самары, в военный санаторий «Волга», в котором находился бункер ПриВО или бункер Жукова, как его прозвали. (Сам Жуков там ни разу не был, вроде приезжал Ворошилов). Находится он на глубине 27 м, строился во время ВОВ и эксплуатировался до 1974 года, потом был заброшен и, соответственно, разграблялся, многие помещения затопило.
Сейчас он потихоньку музеефицируется, откачана вода, проведен свет. Но внутри все равно сыро и прохладно, много сильно ржавых железяк.
В «центральном зале» сохранился паркет.
Входили мы (с группой, договариваться надо заранее) через неприметное здание на территории санатория, а вышли на берег Волги. А еще, в самой Самаре, почти под центральной площадью Куйбышева, есть бункер Сталина, но мы туда не попали.
Налазившись под землей, мы вернулись к наземной архитектуре — поехали смотреть дом со слонами. Это бывшая дача купца Головкина со статуями слонов в натуральную величину. Сейчас принадлежит водоканалу, осмотр возможен только снаружи. Чтобы увидеть слонов, пришлось обходить территорию по склону оврага вдоль забора, временами держась за него. А в самом «узком» месте забор был вымазан отработкой с солидолом, хорошо хоть вовремя заметили и не стали черно-полосатыми. Поэтому фото только такое, дальше не прошли.
Затем мы вернулись в центр, посмотрели мукомольную мельницу Стройкова и Якимова. Здание 1903 г., построено по проекту архитектора А. А. Щербачева. Оно продолжает эксплуатироваться по прямому назначению и по сей день, поэтому осмотр только снаружи.
После мельницы мы еще погуляли по городу,
потом поставили Сорика на стоянку у гостиницы, прокатились на метро и поехали пить пиво в кабачок «На Дне» — фирменный бар от Вакано.
Ну, что сказать, и пиво вкусное, и закуски хороши, а на входе встречает очень мудрая мысль:
Удивило, что несмотря на будний день (среда) народу было полно и ждать заказ пришлось долго. На этом день и наше пребывание в Самаре заканчивалось. Хотя, в принципе, в городе было еще что посмотреть: музеи авиамоторов, «Самара космическая», Художественный и др.
29.08 в 9:05 выехали в Тольятти, по дороге остановились у обзорной площадки в районе Управленческого городка. Виды оттуда с высокого берега просто восхитительные, блестящая на солнце лента Волги, дали, небо с пушистыми облаками.
Вид на Волгу на о. Зелененький:
Полюбовавшись видами, мы поехали в парковый комплекс истории техники имени К. Г. Сахарова: огромный музей техники под открытым небом, в котором есть практически все от автомобиля до самолета и подводной лодки.
Ну и, конечно, есть 1 павильон с ВАЗовскими экспериментальными автомобилями, как правило, не пошедшими в серию.
Стенд с РПД, ВАЗ - 1 из 3 фирм, занимавшихся двигателями Ванкеля.
Забегая вперед, могу сказать, что музей ОАО ГАЗа (были в январе 2020) гораздо больше и интереснее, не какой-то павильон, а капитальное здание. Но все равно интересно. Больше в Тольятти ничего не смотрели, кроме памятника Преданности, монумент собаке, единственной выжившей в ДТП и ждавшей своего погибшего хозяина до собственной смерти 7 лет.
Пообедав в столовой технического музея мы в 15:45 стартовали в Лермонтово, куда и приехали в гостиницу музейного комплекса в 20:55. Пробег за день составил 470 км.
30.08. Утром выселились из гостиницы и в 9:00 пошли на экскурсию в Тарханы, усадьбу Лермонтова. Она в отличном состоянии, дом, хозяйственные постройки, большой парк с чистыми прудами.
Погулять, послушать экскурсию было приятно и познавательно. Да и, вообще, место очень душевное. Затем мы проехали к церкви Архангела Михаила, рядом с которой находится родовая усыпальница Лермонтовых
и поехали в Белинский (20 км), до 1948 года называвшийся Чембар, в одноименную усадьбу известного литературного критика.
В Белинском все гораздо проще, скромнее и, я бы сказал, беднее. Дом и музей поддерживаются не в лучшем состоянии, но все равно интересно.
Больше в Белинском делать было нечего и в 15:15 мы стартовали домой.
Так как это был обычный рабочий день, то пробки на М5 в Рязанской области из-за ремонтов-реконструкций были дай боже какими, пару раз пришлось объезжать грунтовками через прилегающие деревни, в некоторых из них местными жителями были созданы баррикады. Что ж, мы им сочувствовали, но были не одиноки, через них шел поток. В Николаевке (Шиловский р-он), например, самими автомобилистами регулировалось движение через такую баррикаду, так как встречные тоже объезжали эту пробку. Так с грехом пополам в 23:00 были дома.
Пробег за день составил 586 км.
Общий пробег составил 2618 км. Все очень понравилось, никаких незапланированных приключений не случилось. Жаль только, что все время было прохладно и в Волге так ни разу и не искупались, но хоть дождей не было и на этом, как говорится, спасибо.