|
Этот отзыв мы с женой написали для тех, кто хочет отправиться в отпуск, в Крым на своей машине. Естественно, при этом возникает много вопросов и опасений по поводу сложностей и опасностей будущего пути. Так было и с нами, и хотели поехать и многого опасались. Вообще, было много вопросов, на которые пробовали искать ответы в Интернете, на что-то нашли, на что-то нет, и уже в пути выяснили, как оно на самом деле.
В путь мы отправились вдвоем с женой на нашем авто — Renault Logan (1,6 л, 86 л. с.), 2007 года выпуска, пробег на начало пути составлял 39 900 км. Сразу скажу, что в машине есть кондиционер и это значительно облегчило нам жизнь. Перед поездкой заехал на сервис в «Рено», объяснил им, что еду в Крым и попросил проверить техническое состояние машины. Ну, они мне масло новое в двигатель залили да тормозные колодки поменяли. Интересно, что сразу после замены масла у меня расход на 1 литр сократился на сотню.
Кроме этого купил в дорогу навигатор «Explay 375». Проложил по нему маршрут: Тюмень—Феодосия, через Курган—Челябинск—Уфу—Самару—Саратов—Волгоград—Ростов—Таганрог—Мариуполь—Мелитополь—Джанкой. Конечно, в Тюмени навигатор мне на фиг не нужен, я и без него дорогу до супермаркета найду, но в незнакомых городах он здорово выручал.
Долго думал, брать ли канистру с бензином, решил, не стоит, и точно, заправок по трассе полно и бензин вполне себе нормальный, если, конечно, пользоваться заправками известных брэндов и не экстремальничать. Мы заправлялись на «Лукойле», хотя в Тюмени я пользовался услугами исключительно «Газпромнефти». Но на трассе у них мало заправок, а вот у «Лукойла» фирменных очень много, ну и удобно — они расстояние до следующей своей заправки вывешивают, всегда можно рассчитать на сколько еще тебе бензина хватит. Брали сумку-холодильник с собой и термос с горячим чаем, ну чай я худо-бедно выпил, а вот еду мы почти всю выкинули — по дороге ели во вполне приличных кафе.
Долго сомневались, брать ли с собой ребенка, у нас дочери как раз годик исполнился, читали противоречивые отзывы о поездках с маленькими детьми, и все же не решились. Оставили дитё с бабушкой. В общем, как оказалось, и правильно сделали.
Кстати, пока собирались в дорогу, обнаружил для себя первые плюсы путешествия на машине. Во-первых, устав отвечать на вопросы жены: а это платье можно взять, а это? — сказал ей просто: Наташа, бери всё что хочешь, лишь бы в багажник влезло. Не на себе переть ведь всё это, ха-ха, так чего жену не порадовать?! Во-вторых, нет этого мандража перед поездкой: как бы не опоздать или билеты не забыть — захотели, буквально, сели и поехали. Поверьте — это окрыляет!
День первый.
Из Тюмени выехали 17 июля 2010 года в 7:30 утра.
Залили бензина под пробку и покатили в сторону Кургана. Почему через Курган? За месяц до этого совершили разведывательную поездку до Шадринска — через него дорога короче получается, но от Исетска до Шадринска дорога просто тихий ужас. Такое чувство, что ее бомбили, причем прицельно, иначе как объяснить возникающие неожиданно воронки во всю ширину полосы с необходимостью выезжать на встречную? И вот летишь ты за сотню, и попадаешь в такую воронку, надо по встречке объезжать, а там тоже народ летит… неприятно. В общем, решили ехать через Курган, не намного дальше, но дорога значительно лучше. В 13 часов (время везде Тюменское) были в Челябинске. У местных водителей нехорошая привычка парковать машины прямо на проезжей части у обочины и прямо перед тобой, потому крайней правой полосой ездить там решительно невозможно. Кстати, одной из причин поездки на машине было желание посмотреть как можно больше городов, мы вообще никуда не торопились, вот и в Челябинске добрались по знакам до центра города, бросили машину и пошли гулять.
Побродили по Челябинску и где-то в 15:00 поехали дальше. Из города выбирались с помощью навигатора, просто задал следующую точку маршрута «Уфа», и он быстро вывел нас на трассу. Практически сразу за городом начинается Урал. В горах очень красиво. Всё время тянет остановиться и устроить фотосессию. Здесь впервые начинают напрягать фуры. Иногда кажется, что Челябинск их родина — до чего их здесь много! Зато пообедать можно в сети придорожных кафе явно европейского уровня. Так что беспокойство по поводу того, что в дороге негде будет перекусить качественной едой без риска стать собакоедом :), развеялось довольно быстро. За 400 рублей на двоих мы получили и первое, и второе и горячий чай с кофе. Сказал жене, что дома так вкусно не ем, получил под дых от нее за это :).
Дорога, в принципе, неплохого качества, лишь под Юрюзанью простояли час на каком-то мосту, где движение возможно только в одну сторону, потому ждать своей очереди пришлось довольно долго, а вот на обратном пути проскочили тот же мост почти без остановки.
На ночлег остановились в гостинице под Уфой. Гостиниц вдоль трассы довольно много. В принципе, можно и в машине ночевать или получить койко-место за 250 рэ. Но мы ехали отдыхать и в путешествии на себе не экономили. Там, где мы остановились, номер с душем, телевизором и кондеем стоил 2 500 рублей (за номер). Правда, оказалось, что душ с туалетом для номеров попроще находится почему-то рядом с нашим номером, так что полночи пришлось слушать хождения соседей-постояльцев. В дальнейшем к выбору номеров мы подходили более осмотрительно. Приняли душ, поужинали, посмотрели телевизор и утром, отдохнувшие, тронулись дальше. И через пять минут повернули обратно — жена в номере телефон свой забыла.
День второй
Уфа — Самара — Чапаевск — Пугачев — Балаково — Саратов. В Башкирии очень красиво, много холмов, необычное освещение. Средняя скорость 100—110 км в час. В 14:30 были в Самаре.
Поскольку города не знаем, пообедать решили в каком-нибудь крупном торговом центре, там всегда ресторанов на любой вкус полно. Сразу при въезде в город увидели огромное синее здание на холме — «ИКЕЯ»! Но, к нашему разочарованию, она еще не открылась. Тем не менее, рядом много других ТЦ, так что поели вкусно и недорого. Потом экскурсия по городу и дальше в путь, на Саратов. Под Чапаевском, на наших глазах произошла страшная авария. Дорога шла под крутой уклон, нас обогнал серебристый «Сузуки SХ4» и ушел вперед. И уже под горкой, там, где дорога распрямлялась, его вдруг стало вращать, машина вылетела на обочину, свалилась в кювет и перевернулась. Мы остановились, я кинулся вниз к сузуке этой, руки трясутся — в машине-то труп наверняка! А оттуда мужик через окно вылез, матерится. Повезло ему, ни одна подушка не сработала, машина, похоже, восстановлению не подлежит, а у него только локоть рассечен и губа разбита. Тут из других машин народ набежал, даже врач нашелся, мужику перевязку стал делать, машину мы на колеса перевернули. Наблюдая за всей этой суетой, пришел к мысли, что всё не так уж и плохо в этом мире — случись беде, и мне, наверно, помогут.
Но дальше долго еще ехал с мандражом, картина переворачивающегося прямо на глазах авто не давала покоя. К тому же много вопросов к самой сузуке — по словам других очевидцев аварии, у машины подклинило переднее правое колесо, оттого ее и занесло, а еще и ни одна подушка не сработала! Вот и думай — у меня то в планах на будущее как раз покупка «Сузуки» намечалась…
Дальше, весь день держал 90, больше не мог себя заставить, да и жена, знай, охала — тормози! Не гони! Тем не менее, ближе к вечеру где-то за Пугачевым остановил нас ДПС. Показали запись, на которой видно, как я фуру обгоняю, говорят — был где-то знак «Обгон запрещен». Ни жена моя, ни люди из других машин рядом же остановленных, знака такого не видели. Дальше все, как обычно — он мне маааленькую такую пятерочку в тетрадке рисует, я ему объясняю, что хоть северный у меня на номере регион, но на богача явно не тяну, а потому могу только вот — и мааааленкую двоечку ему рисую. И рассказываю, как только что помогал человека спасать, впрочем, их это не сильно заинтересовало, но скидку все-таки сделали.
В Балаково с нами маленький казус произошел — я его на навигаторе как промежуточную точку указал и забыл об этом. Ну вот навигатор нас и повел в это самое Балаково, и понял я, что где-то трасса в стороне осталась, только когда в сам городок въезжать начали. В общем, прокатились немного.
До Саратова добрались поздно вечером, и сил на осмотр города уже не осталось. Номер со всеми удобствами обошелся в гостинице в 1 200 рублей.
День третий
Саратов — Камышин — Волгоград — Калач-на-Дону — Ростов. До Волгограда добрались без приключений, а вот в самом городе застряли надолго, уж больно на Родину-Мать взглянуть хотелось. Монумент действительно впечатляет, несмотря на 40-градусную жару, потратили на весь комплекс часа три. Очень много фотографий там сделали. Правда, если бы не кондиционер, не знаю, как бы дальше ехали.
В Волгограде и окрестностях очень много военных, снуют целыми автоколоннами туда-сюда, на всех переездах и перекрестках посты. На одном таком наблюдали смешную картину — кучка солдат стоит вразвалочку — шапки набекрень, гимнастерки небрежно расстегнуты, руки в карманах и сигаретки в зубах — курят, дембеля. А рядом один стоит, в шлеме, бронежилете, застегнутый наглухо и с автоматом на караул! Салага, наверно. И всё это на федеральной трассе — ну, умора!
Еще дома, готовясь к поездке и изучая Интернет, много читал про город Калач-на-Дону и тамошние посты ДПС — мол, мимо них «за так» не проедешь. Планировал даже в объезд пуститься через Котельниково и Волгодонск, но проселочные дороги отпугнули своей пустотой и невысоким качеством, к тому же захотелось самому убедиться, правду ли пишут про эти самые посты. Что ж, убедился, правду. Первый пост где-то за Морозовском. Останавливают всех ПОГОЛОВНО, якобы за то, что не останавливаются перед знаком «СТОП» при въезде на территорию поста. Знака на самом деле нет или он установлен так, что заметить его практически невозможно, к тому же срабатывает психологический эффект — при въезде на пост скорость километров 10, и слева, прогуливаясь, идет навстречу здоровый детина-ДПСник, глядя на тебя и поигрывая жезлом. Следишь за ним неотрывно: махнет — не махнет, и глазеть по сторонам просто нет возможности.
В общем, остановил он меня, направил в здание — там разберутся. Там небольшая очередь таких же как я, все с кошельками в руках. Когда дошла моя очередь, зашел, поздоровался, объяснил, что знака «СТОП» не заметил по очевидной причине. Сидит там офицер мрачноватый, спрашивает кто я, откуда, куда, зачем — я отвечаю, но он, как мне кажется, и не слушает, думает о чем-то своем. Я по инерции начинаю жаловаться на то, что не виноват в том, что северянин, что не богач, что зная про суровость местных блюстителей порядка ехал осторожно, все знаки соблюдая. Тут он впервые оживился, спросил, откуда я про их «суровость» знаю? Так, говорю, в Интернете пишут, что мимо Калача-на-Дону без штрафа не проедешь, вот и меня уже останавливали недавно. Он теперь уже действительно сильно удивился, когда услышал про Интернет. Стал подробно расспрашивать, что пишут, на каких сайтах. Я ему в общих чертах рассказал, самому стало интересно за его реакцией последить. Впечатление произвел, в общем, заметно. Видимо, под впечатлением от рассказа он меня штрафовать не стал, сказал только: еще раз нарушите — оштрафуем, до свидания!
В общем, отделался легким испугом. Ладно, едем дальше. Через 20 км снова пост, я уж материться сквозь зубы начинаю. Опять останавливают всех подряд, снова очередь в домик. Жду свою очередь, захожу. Сидят два мордоворота. Так, говорят, а это что у нас? «Логан»?! Что у нас на него есть? А, да вот же — знак «40», ремонт дороги, а у вас скорость 120! (Показывают фото моего «Логана», на котором, кроме самой машины, ничего и не видно, на въезде на пост и сфотографировали наверно). Ну что, права в Тюмень отправлять или найдешь два рублика? — вот так, прямо в лоб, и никаких гвоздей. Меня затрясло от злости, так, мужики, я хоть и с северов, но, сколько можно-то уже?! Ведь третий раз же останавливаете подряд! Подивились они, один вскочил, повел меня в другую комнату, успокаиваться якобы. Там выписал мне штраф за переход улицы в неположенном месте, без штрафа все-же никак нельзя. Напутствовал — придет штраф в Тюмень — оплатишь, а не придет — значит, не оплатишь, хохотнул и отпустил.
Через 20 км еще один пост был, но там так много машин стояло, что меня им уже некуда было останавливать. В общем, вот таким обманом я те посты преодолел. Ехал и думал, за каким чертом на ничего не значащем участке трассы, между двумя мелкими городками, на расстоянии всего 20 км друг от друга, ТРИ стационарных поста ДПС? Хотя я тогда не знал, сколько их на самом деле, так что еще долго ехал в мрачном настроении. Так вот — их три.
До Ростова добрались под вечер. Перекусили по старой привычке в «ИКЕЯ» на окраине. Когда из нее вышли, уже стемнело. Затем ливень зарядил и гроза началась. В городе много лесопарков и совсем плохо с фонарями, потому складывалось ощущение, что едем в кромешной тьме. Один раз фары выхватили из темноты бредущую вдоль дороги девушку в короткой белой юбочке, не боится ведь ночами разгуливать. Подумалось мельком, не зря Ростов славится количеством маньяков — да им тут полное раздолье! В общем, в кромешной тьме, в незнакомом огромном городе надеяться оставалось только на навигатор. Он и не подвел, немного понервничали, но из города выбрались без проблем, а там и повезло, наткнулись на гостиницу. «Усадьба» оказалось лучшим, что нам попадалось за весь путь! За две тысячи за номер мы получили роскошные апартаменты, в стиле русской избы, но с европейским комфортом. Право слово, утром не хотелось уезжать! Я так дома не живу.
День четвертый
Ростов—Таганрог—Новоалексеевская—Мариуполь—Бердянск—Мелитополь—Джанкой—Феодосия.
Странно, но у навигатора утром пропал голос. На остальном это не сказалось, но к голосу Аленки мы уже как-то привыкли.
До Таганрога добрались без проблем, правда, нам надо было в сам город, наличные закончились, решили найти банкомат «Сбербанка». С банкоматами оказывается в Таганроге проблема, местные предпочитают, видно, деньги в матрасах хранить. В общем, изрядно по городу поплутали, но всё же нашли. А сам городок, ничего так, симпатичный.
Дальше была таможня. Кстати, перед таможней в последний раз заправлялись на родной земле и заодно прикупили страховку международную за 500 рублей — «Грин-кард» какой-то. Ее можно и в Тюмени купить, стоит она везде одинаково.
Таможня
Таможня встретила нас небольшой очередью в шесть машин. Наши российские таможенники к своим не придираются, пропускают довольно быстро, хотите на Украину — ну и езжайте с Богом! У украинцев же, всё и сложнее, и смешнее, да и грустнее наверно. На въезде у них шлагбаум, солдатик какие-то бумажки протягивает для заполнения, проверяет наши документы, а сам в полголоса предлагает за тысячу рублей избежать ВСЕХ формальностей и прямо ехать на Украину, но мы отнекиваемся. Въезжаем в сам терминал, там опять проверка документов и предложение уладить все формальности уже за… 500 рублей. Мы опять отказались и в итоге получили к заполнению внушительную такую простыню — таможенную декларацию. Но, видимо, та декларация им и самим не нужна абсолютно, так как таможенник украинский, чтоб время не затягивать и очереди не создавать буквально под диктовку нам ее помог заполнить. Вот и вся таможня — ну кому она нужна, скажите? Народу русскому али украинскому? Нет. Политикам в Москве и Киеве, а да пропади они… Один ведь мы народ, один…
Перед поездкой, пытались выяснить в Интернете, какие документы нужны для поездки на машине на Украину? Что ж, вот ответ. Нужны паспорт, права и свидетельство о собственности на авто. Оплаченные или неоплаченные штрафы таможенников не интересуют. ПТС и талон техосмотра также не нужны. Страховку международную можно оформить прямо на таможне, дело это быстрое, а стояние в очереди отнимает времени гораздо больше. Вот и все.
Украина
Очень боялись местных ДАИшников, но нас за две недели не остановили ни разу! Мы правила не нарушали, а вымогательством они не занимаются. Хотя, возможно, дело в том, что Украину мы проскочили «бочком» и быстренько ушли в Крым, а там всё же к туристам подход более лояльный. Не исключаю, что «москалей» со стороны Москвы ждет более «теплый» прием. Да и «Логан», тем более не тонированный, наверно, не та машина, которую хочется лишний раз остановить для проверки документов.
Местные законы разрешают ездить по трассе без включенных фар, и, хотя с точки зрения безопасности лучше их включать, мы решили из потока местных автомобилистов не выделяться. Ведь, если видишь встречную машину с включенными фарами, значит, не местный едет. А это для ДАИшников лишний повод бдительность проявить, ну зачем уважаемых людей беспокоить?!
Вечер
Вот мы и дома. То есть, на месте, у родственников. Позади 3 400 километров. Йес, мы сделали это!
Про обратную дорогу писать особо нечего, разве что, решили не искушать судьбу и через Калач-на-Дону не ездить. Ехали верхней дорогой через Пензу. Получилось дольше немного, зато спокойней.