Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Перевал Кетмень — реванш. Озеро Тузколь и рысь как бонус. 2020 год

Перевал Кетмень — реванш. Озеро Тузколь и рысь как бонус. 2020 год

23.07.2020 | 14120 просмотров

«…днём выезжаем из Алма-Аты и ночуем на озере Тузколь, наслаждаясь видами вечернего Хан-Тенгри. Рано-рано утром стартуем к горам Кетмень, по хорошей дороге доезжаем до брода, где останавливаемся для рыбалки. За пару часов вылавливаем всю рыбу и перемахиваем через перевал. Далее короткий отдых в горячих источниках — и домой».

Так закончился рассказ о неудачной попытке покорить перевал Кетмень в конце октября 2019 года. Тогда нам помешал снег, выпавший в горах за неделю до поездки, и мы застряли в нём, не дотянув до перевала совсем чуть-чуть. Но прошлогодняя поездка пошла на пользу — был составлен план, который вы прочитали только что, в первом абзаце.

В течение прошедшей зимы и весеннего «коронавирусного карантина» мечта постепенно стала целью, а этот общий план, постепенно обрастая деталями и пополняясь расчётами, превратился в конкретный маршрут. К счастью, карантинные ограничения к началу лета уже ослабли, так что можно ехать и постараться взять реванш за прошлогоднюю неудачу.

В этом рассказе, как и в некоторых других, нет возможности полностью отразить маршрут путешествия на карте Google — о многих дорогах, по которым я проехал, интернет-гигант даже не догадывается. Поэтому пустое место между отметками «А» и «С» будет заполнено в рассказе координатами точек интереса.

Итак, цели поездки: озеро Тузколь, которое находится на расстоянии 245 километров от Алма-Аты. Это если считать по прямой, сколько километров получится фактически, по дорогам, узнаем сами. Затем — перевал Кетмень. Его надо проехать обязательно, а то совсем стыдно будет. И последнее — горячие источники Чунджи.

Небольшое отступление. Поездка имела строго локальный характер, встречающиеся в тексте названия малоизвестны, описания крушений, поломок и других экстремальных ситуаций (за исключением встречи с рысью) не будет. Чтобы не утомлять тех, кто читать не очень любит, сразу предлагаю ролик с основными этапами поездки — посмотрел и закончил на этом. :-)

Для тех, кто всё же решился на прочтение рассказа, продолжаю.

Немного подробнее о первой цели. Солёное, даже горько-солёное, озеро Тузколь может составить конкуренцию Большому Солёному озеру США и Мёртвому Морю Израиля. Естественно, не по размерам или туристической популярности, здесь сравнения неуместны. Речь идёт только лишь о солёности — во всех трёх водоёмах она составляет примерно 300 грамм соли на литр.

Озеро небольшое, можно даже сказать — маленькое, не более семи квадратных километров, да и глубина его всего метра два-три, но смотрится очень даже симпатично. Кстати, насчёт глубины. Это весной она достигает 2-3 метров, а к концу августа там и метра не будет. Высыхает, бедняга, за лето…

С целями поездки разобрались, теперь средства. Основное — это автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model с полным баком бензина (88 литров) и обутый в резину Yokohama Geolandar A/T-S G012, навигатор, видеорегистратор и прочее фото- и видео. Лопата, топор и трос (не пригодились). Канистру с бензином в этот раз с собой не брали, расстояние между АЗС небольшое.

Экипаж — три человека, перечисляю по степени значимости. Номер один — главный специалист по снабжению с задачей постоянно кормить экипаж как на стоянках, так и во время движения. Номер два — штурман, следящий за навигатором и указывающий, куда надо ехать и, главное, куда ехать не надо. Параллельно ведёт, по возможности, фото- и видеосъёмку. И номер три — водитель. Рулит, выполняет указания номера Два и кормится с рук номера Один. В свободное от этих занятий время сочиняет рассказ о поездке.

Ну, вроде всё. Цели ясны, задачи понятны, маршрут определён, экипаж готов. Едем!

2 июля 2020 года.

Мы выехали из города примерно в час дня. Смысла ехать раньше нет, на озеро нам надо приехать к вечеру, часам к семи, за шесть часов всяко разно успеем. Тем более что основная часть пути — от Алма-Аты до посёлка Кегень — изъезжена нами настолько, что в колеях, встречающихся на асфальте, есть и доля нашей вины.

В Кегене (250 километров от города) долили бак до полного, теперь до Чунджи заправляться не будем. Дорога пока неплохая, можно сказать — хорошая, а по трассе «Алма-Ата — Хоргос» даже отличная. Ближе к месту назначения асфальт становится похуже, местами ямки заделали, а местами оставили «на потом». Дорога, по которой мы сейчас едем, идёт к китайской границе, к селу Нарынкол. Но нам туда не надо, и у посёлка Текес поворачиваем налево. Проехав ещё десять километров, мы снова уходим налево и прощаемся с асфальтом.

Ехать нам остаётся километров пятнадцать по грунтовой дороге. Но Тузколь мы увидели гораздо раньше, где-то в середине пути. Поднявшись на очередную горку, мы остановились полюбоваться огромной долиной, на краю которой синело озеро.

Мы добирались до озера несколько кружным путём. Такой маршрут был выбран специально для того, чтобы посмотреть на Тузколь со всех сторон. Даже когда мы уже подъехали по дороге гораздо ближе к озеру, мы свернули с неё и поехали напрямую, по целине, уже без всякой колеи.

Конечно, некоторые участки вызывали у нас беспокойство — уж сильно разителен был контраст между высохшей травой под колёсами машины и ярко-зелёным лугом, по которому мы собирались проехать. В озеро не впадает ни одна река, даже речка, и существует оно за счёт выхода подземных вод. А ну как эти «воды» выходят как раз на нашем пути, и мы приедем прямиком в небольшое болотце! Заниматься физическими упражнениями с лопатой не хотелось ни разу…

Вперёд, для начала, был пущен штурман с задачей — оценить плотность грунта и возможность движения для колёсного транспорта. Прошёл, оценил, проехали. Вышли снова на дорогу, завернули за холмик и поняли, что лучшего места для стоянки не найти.

Полная версия маршрута до озера с комментариями и обозначением основных точек представлена ниже. Этакая видеоинструкция для водителя — как проехать на озеро Тузколь из Алма-Аты.

Время — шесть часов вечера. Получается, что до озера мы доехали за пять часов, проехав 365 километров. Если помните, в начале рассказа было отмечено расстояние по прямой — 245 километров, вот такая получилась разница. Но место, где мы остановились, того стоило.

Небольшой родник со слабосолёной водой, стекающей ручейком к озеру, ковёр плотной ярко-зелёной травы, лёгкий ветерок и чистое небо — что ещё нужно человеку, чтобы любоваться природой? Для тех, кто хочет посмотреть на всё это своими глазами, есть точные координаты лужайки: 43.007778, 79.971664.

Пока пассажиры разбирали вещи и устанавливали палатку, я решил прогуляться к озеру. Мы остановились недалеко от берега, не более двухсот метров, так что прогулка до воды вдоль ручья много времени не заняла.

Газон из разноцветных трав покрывает землю плотным ковром почти до воды, и только потом начинается «пляжик» из лечебной грязи, настолько лечебной, что её даже вроде использовали в некоторых санаториях Алма-Аты.

А ещё на озере есть два небольших острова и много-много птиц. Это утки, журавли и даже можно встретить лебедя и чёрного аиста — всего около сотни видов «пернатого зверья». Во время миграции их количество на озере достигает пяти тысяч, и это только перелётные птицы. Представляете, какой гвалт они устраивают? Его было слышно всю ночь. Правда, весь это «птичий базар» был на островах, достаточно далеко, и спать нам это не мешало.

Ещё одна причина, по которой мы приехали на это место именно к вечеру, она заключалась в следующем — отсюда очень хорошо видны горы Тянь-Шаня. Само озеро Тузколь (раньше оно носило монгольское название Бурадо-Босун) расположено почти на двухкилометровой высоте над уровнем моря. На юг от озера, на расстоянии около сотни километров, находятся величественные вершины Тянь-Шаня — пик Хан-Тенгри (7010 м) и пик Победы (7439 м). Вечером, в лучах заходящего солнца, они окрашиваются в розовый цвет и видны очень хорошо.

Но есть одно условие — должна быть хорошая погода, а это происходит далеко не всегда. Вот и в этот раз, пока мы ехали от Алма-Аты, на Кегенском перевале был дождь и тучи шли на восток вдоль горной цепи Тянь-Шаня. На самом озере погода была прекрасная, но горная цепь была затянута облаками.

Облачность постоянно менялась, горы становились видны всё лучше и лучше, и нам казалось — ещё немного и «Повелитель Небес» (так переводится слово Хан-Тенгри) обратит свой взор на недостойных туристов. Но тщетно… Даже прогулка к озеру и произнесение тайных заклинаний духам погоды не помогли — самые могучие вершины остались скрыты тучами.

Стало понятно, как нам повезло с погодой в прошлом году. Тогда, проезжая на машине недалеко от озера, мы случайно увидели и сфотографировали эти вершины.

Вечерняя прогулка была последним действием первого дня поездки, ведь лагерь уже разбит, спальные места приготовлены, ужин съеден. Так что осталось только лечь спать, ибо завтра подъём в пять утра — к броду через Шалкудысу надо приехать пораньше, покуда уровень воды в реке невелик.

3 июля 2020 года.

Надежда хотя бы утром хорошо разглядеть Хан-Тенгри растаяла вместе с утренними сумерками — тучи цепляются за горные вершины, облачность усиливается и «Повелитель Неба» выглянул лишь на несколько секунд через небольшой просвет, пожелал нам удачного дня и снова скрылся. Этот фрагмент есть на первом видео. Опять же, видны неприятные тучки, подползающие к нам с запада и ничего хорошего не обещающие.

К тому же, ещё свежи в памяти воспоминания о прошлогоднем преодолении брода: волна на уровне капота — зрелище малоприятное. Горные реки лучше всего переходить/переезжать рано утром, когда воды в них меньше всего. Поэтому, быстро свернув лагерь, мы выезжаем. На часах без нескольких минут шесть.

Сначала от места стоянки мы доехали до перекрёстка дорог (43.032971, 79.976580) и выбрали ту, которая идёт сначала строго на север, пересекая долину реки Шалкудысу. Примерно в середине долины нам надо повернуть направо (43.105016, 79.998395), но мы заболтались и проскочили поворот. Упёрлись в незнакомый брод, поняли свою ошибку, уже молча вернулись немного назад и пошли по маршруту.

Промежуточная цель — это брод в точке с координатами 43.229451, 80.329705. Дорога туда прямая и ясная, но срабатывает закон парности случаев, и мы снова проскакиваем мимо этой точки. Вот ведь что происходит, когда в машине больше одного человека — почти постоянно кто-то что-то говорит и уже не до того, чтоб следить за дорогой. Опять же, требуют внимания стада домашних животных разной степени крупности и рогатости, пасущиеся почему-то именно на дороге и уходящие с нашего пути весьма неохотно.

В общем, получилось несколько километров заблуждения. Проехав ещё пару бродов, мы поняли свою ошибку, развернулись, подключили другую навигационную систему (вместо зависшей) и искомая контрольная точка маршрута была вскоре достигнута.

Этим утром река включила расход воды на уровне «Оптимальный» — броды легко проходимы, воды для рыбалки достаточно. Достаём удочки и «идём на османа». Ну а пока готовятся снасти — несколько цифр: от стоянки на озере Тузколь до места рыбалки (43.230656, 80.331123) мы проехали пятьдесят три километра за два часа.

Рыба эта — голый осман — водится практически во всех горных реках вдоль южной границы Казахстана. Любит холодную воду, поэтому вниз спускается крайне неохотно, предпочитая верховья горных рек. Рыбка небольшая, почти без чешуи, но с ядовитой икрой и чёрной плёнкой (брюшиной), так что будьте внимательны, если пробуете её впервые.

Наш небольшой рыбацкий опыт подсказывал, что такая рыбка хорошо ловится в течение лишь пары-тройки часов до полудня, но и этого времени нам хватило, чтобы удовлетворить «рыболовную страсть».

На другом берегу, напротив нас, таскали рыбу мальчишки из ближайших юрт, совсем рядом бродили задумчивые коровы и одна из них долго наблюдала за нами из «траншеи неполного профиля».

Полдень. Досыта наигравшись с удочками, мы начинаем движение к перевалу. Дорога, поначалу прямая, втягивается в горы и идёт по дну ущелья, вдоль ручья, повторяя все его изгибы. Эта часть пути нам знакома по прошлогодней поездке, в рассказе о которой подробно описан подъём на перевал. Тогда основными цветами поездки были жёлтый — цвет высохшей травы в долине и белый — снег на склонах гор. Сейчас же вокруг нас царство зелёного цвета, разной глубины и оттенка.

Высота постепенно растёт, дорога переходит на склоны ущелья и начинает виться серпантинами. Заблудиться здесь невозможно, другого пути нет, на единственной развилке дорог (43.289066, 80.332205) берём левее. Если в этом месте по ошибке взять вправо, то большой беды не случится — дорога вскоре закончится, так что много времени вы на этом не потеряете.

На этом видео, снятом в октябре 2019 года, можно подробно посмотреть весь наш путь от долины реки Шалкудысу и почти до перевала. Как выяснилось, мы не доехали совсем чуть-чуть…

Но может быть, что ничего страшного тогда и не случилось. Ну, допустим, достигли бы мы перевала, и что? Всё равно, спуститься по северным склонам хребта Кетмень у нас бы не получилось — там снег лежал ещё плотнее.

Даже сейчас, в июле, на перевале идёт дождь вперемешку со снегом и ледяной крупой, поэтому мои пассажиры не испытывают никакого желания выйти из машины и запечатлеть себя, любимых, в этом месте (43.328840, 80.319493). Абсолютно никакого желания, от слова «совсем». Но я всё-таки вышел, сделал пару фото и снял эпизод видео, как доказательство посещения.

Перевал отмечен скульптурой «Медведь лезет на дерево». Оставим это произведение на совести художника, поскольку ни медведей, ни деревьев на такой высоте нет. От места рыбалки на реке Шалкудысу мы поднялись на шестьсот метров, потратив на это всего полчаса времени.

Полдела сделано, подняться мы поднялись, теперь неплохо бы спуститься. Примерно такие мысли лезут в голову при взгляде на дорогу, по которой нам предстоит проехать.

Накануне вечером, проверяя маршрут предстоящего дня, я пробежал глазами заметки путешественников — тех, кто уже «сделал это», проехал через перевал. Особенно впечатлили сайты туристических компаний, зазывающих в поездку по этим местам: «очень сложная и опасная дорога», «только на специально подготовленных джипах», «для тех, кто уже объездил весь Казахстан и жаждет острых ощущений». Меня сфотографировали как раз в тот момент, когда я читал всё это с выпученными от страха глазами.

В горах, когда смотришь вниз, всегда ощущения сильнее. Проехав несколько витков серпантина и оглянувшись назад, мы поняли, что ничего страшного тут нет и правы были те, кто говорил о проходимости перевала летом, в хорошую погоду, практически на любой машине.

При взгляде на перевал снизу, с середины пути, горы уже не кажутся такими крутыми. Да и сама дорога оказалась вполне приличной, у нас кое-где между городами хуже бывает. Так что ехать было одно удовольствие, за каждым поворотом открывался новый вид на ущелье, по склонам которого мы спускались.

Дождь к тому же кончился, дорога была сухая, и машина шла вниз сама по себе — полный привод и включённая первая передача хорошо держали наш автомобиль, притормаживать приходилось изредка, а полностью останавливаться лишь тогда, когда возникало желание сфотографировать понравившуюся панораму.

Останавливаться, конечно, надо. Если пассажирам можно смотреть в любую сторону в любое время, то водителю приходится ещё и приглядывать за дорогой — она узкая и кое-где имеются промоины по краю, в них попадать опасно. Поэтому так и ехали — прошли кусочек, остановились, насладились видом, сделали пару фото — и дальше.

Для тех, кто не хочет тратить время на остановки и любит скорость — «Спуститься за 5 минут. Полная версия».

Домашние животные, разбегающиеся во все стороны от машины, остались живы и здоровы. Так что ответственно заявляю — во время съёмок ни одна корова не пострадала.

Перевал уже не виден, он скрылся за горой. Ещё несколько поворотов, и горы закрывают от нас почти весь пройденный серпантин. Он заканчивается, и дальнейшая дорога будет идти по дну ущелья. Спуск на пятьсот метров и полтора десятка крутых поворотов остаются позади.

С этого места (43.343449, 80.334378) мы едем по ущелью, вдоль ручья. Ельник достаточно близко, трава ярко-зелёная, земля сырая, а значит — здесь должны быть грибы. Так подумали мы и стали подыскивать подходящее местечко, чтобы выйти и проверить это предположение. В поисках «грибного месторождения» я внимательно разглядывал ближайший лесок, слева от дороги, когда в салоне машины раздался возглас — Рысь! Смотрите, рысь!

Она лежала себе на травке и никого не трогала, расположившись совсем рядом с дорогой, метрах в пяти. Внезапно появившись из-за поворота, мы её спугнули. Большая, совершенно дикая кошка, рванула от дороги к ближайшему лесу, сделала десяток прыжков и … Остановилась! Или любопытство взяло вверх над осторожностью, или она сообразила, что у нас в руках нет ничего, кроме фотоаппаратов. Короче говоря, убегать и прятаться она передумала. Села, осмотрелась своим острым взглядом, лениво зевнула и стала позировать. Анфас, профиль, кисточки на ушах, бородка — полный рысий набор для фотосессии.

Вылезли из люка машины, сфотографировали — сидит. Чуть вперёд-назад сдали для лучшего ракурса — сидит, только головой вертит, своими жёлтыми глазищами нас рассматривает, прикидывает пищевую ценность. И только когда я открыл дверь — хотел выйти и снять в движении — неторопливо побежала от дороги к ближайшим ёлкам. Видать, консервы «Завтрак туристами» её не вдохновили.

Сами понимаете, что углубляться в ельник ради сомнительного удовольствия — поиска грибов, нам после этого почти не хотелось. Но мы со штурманом, для поддержания мужского авторитета, из машины всё-таки вышли и даже дошли до ближайших ёлок. Постояли, посмотрели — да откуда здесь грибы! И пошли к машине по-скоренькому. Участница номер Один из машины не вышла и наблюдала за нашей безумно-храброй прогулкой через стекло машины.

Ну вот, собственно, и закончилось всё интересное. Мы спускались по дороге всё ниже и ниже, лес редел и отступал от дороги, зелёные горы уступили место пожелтевшим холмам, грунтовая дорога перешла, за посёлком Кетмень (Кетпен), в новенький асфальт.

Оставался последний пункт программы — купание в горячих источниках. Их очень много в этом месте, как только мы вышли на трассу за восемьдесят километров не доезжая Чунджи, так они и начались, практически сразу. Но оказалось, что особого желания нырнуть в горячий бассейн в жаркий день — а за окном машины + 32 градуса — ни у кого из членов экипажа нет. К тому же добавлялись опасения коронавирусной инфекции, которая стала набирать обороты в Казахстане после отмены чрезвычайного положения. Хотя у некоторых баз отдыха и стояло по несколько машин, кто-то отдыхать и приехал, но большинство пансионатов выглядели пустующими. Было решено этот пункт программы отложить и проехать район горячих источников не останавливаясь.

Несколько слов о дальнейшей дороге. От выезда на трассу и до Чунджи (вдоль горячих источников) лежит очень хороший асфальт. Он, может быть, несколько жестковат, но очень ровный, никаких ям, кочек или волн нет. Такая дорога идёт до кольца (43.535181, 79.419366), рядом с которым находится АЗС «Sinooil». Сюда мы приехали в три часа дня, долили бензина и спросили, как нам лучше поехать. Можно было пойти на север до платной трассы «Алма-Ата — Хоргос» и по ней к дому, но это получится на 50 километров больше. Так нам объяснил заправщик на АЗС и посоветовал ехать через Сюготинскую долину на Кокпек и, дальше, на Чилик. Так мы и сделали. Дорога здесь уже похуже, откровенных ям мало, но кочки и заплатки на асфальте присутствуют в большом количестве. Однако держать скорость под сотню получается достаточно легко, потом дорога улучшается, ну а по платной трассе уже совсем хорошо.

Заправлялись за поездку трижды: перед выездом (АЗС «Helios» — 150 тг./литр), в Кегене (АЗС «КазМунайГаз» — 150 тг./литр) и в Чундже (АЗС «Sinooil» — 154 тг./литр). Это три ведущих оператора на топливном рынке Казахстана, но «Sinooil» оказался дороже. Хотя, может быть, Чунджа — курортный город, курортные цены…

За второй день путешествия мы проехали 424 километра, таким образом, общий пробег составил 789 км. Бензина сожгли литров сто, с точностью до грамма не считал. Трудностей с перевалом не было никаких, так что могу заявить со всей ответственностью — езжайте по этому маршруту и ничего не бойтесь, это очень красивые места и проехать там можно и нужно. Конечно, машина должна быть исправна и за дорогой, как и везде, надо следить.

Удачного путешествия!

Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.


Дром

Комментарии

     
ALMATY
Сообщений: 65
На повороте с Шалкоде в сторону Кетменя (вверх по ущелью Алтынкен к медведю с отстреленной мордой:)) есть вот такие каменные захоронения, не знаю какого периода. Также там очень много классических сакских курганов и небольших могил с каменными насыпями, возможно более поздние исходя из размеров. В Карасазе стоит посетить музей поэта Мукагали Макатаева, хотя сейчас наверно он недоступен из-за карантина. Ниже села Кетмен можно было заехать посмотреть пещеру Назугум. Рысь - очень круто, обычно там только сурки шастают.
4
2
Ответить
9985995
Кызыл
150 тенге бензин - это здорово!
Песня!
4
 
Ответить
Prefer Nottosay
Еще один отдых, после которого надо в отпуск.
5
11
Ответить
Тимур Гайсин
Супер! Спасибо за отчёт.
7
1
Ответить
    
Сообщений: 62
Prefer Nottosay
Еще один отдых, после которого надо в отпуск.
Культурные люди, вообще-то, оправляются в туалете, а не в интернете
3
13
Ответить
    
Алматы
Сообщений: 1886
хорошее путешествие, и около дома почти
2
1
Ответить
Алма-Ата
Интересное Озерцо, нужно скататься, За рассказ 10 баллов
3
1
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 656
Прокатились только что ещё в одно интересное местечко, рассказ уже на днях можно будет начинать читать у меня в блоге.
Мой блог автопутешествий http://roadstravel.ru/
4
1
Ответить
Тимур Гайсин
Бурхан-булак узнаю ))
1
 
Ответить
    
Алматы
Сообщений: 1886
OWNER.
Прокатились только что ещё в одно интересное местечко, рассказ уже на днях можно будет начинать читать у меня в блоге.
Здравствуйте, собираюсь завтра проехать по вашему маршруту. Скажите до перевала Кетмень связь Beeline или Kcell есть? А то боюсь заблудится
 
 
Ответить
   
автор
Алма-Ата
Сообщений: 656
x555wpm
Здравствуйте, собираюсь завтра проехать по вашему маршруту. Скажите до перевала Кетмень связь Beeline или Kcell есть? А то боюсь заблудится
Здравствуйте, связи по реке Шалкудысу не наблюдали, но боятся заблудится не стоит. Используйте Мапс.ми, там есть эта дорога. Координаты основных точек маршрута в рассказе указаны.
Мой блог автопутешествий http://roadstravel.ru/
2
 
Ответить
    
Алматы
Сообщений: 1886
OWNER.
Здравствуйте, связи по реке Шалкудысу не наблюдали, но боятся заблудится не стоит. Используйте Мапс.ми, там есть эта дорога. Координаты основных точек маршрута в рассказе указаны.
спасибо большое
 
 
Ответить
Schliemann
Спасибо большое за подсказку с координатами,
В выходные проехали. Всё было супер!
Так бы не собрался.
"Шемящее" чувство было при подъезде к Текесу - был там 38 лет назад последний раз)
Ещё раз спасибо!
Удачных путешествий!
1
 
Ответить
    
Алматы
Сообщений: 1886
Schliemann
Спасибо большое за подсказку с координатами,
В выходные проехали. Всё было супер!
Так бы не собрался.
"Шемящее" чувство было при подъезде к Текесу - был там 38 лет назад последний раз)
Ещё раз спасибо!
Удачных путешествий!
Я около вас ночевал, на Toyota Town Ace Noah. А потом почти всю дорогу до Алматы еще вместе ехали)))
PS Автору огромное спасибо за маршрут!
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие