|
17 августа 2012 года состоялась наша свадьба, а уже 19-го рано утром мы выехали из Новосибирска в сторону Барнаула, начав свое свадебное автопутешествие.
Выезжаем из города с сопровождением. На улице всего 4 градуса.
По первоначальному плану маршрут был такой: Новосибирск—Барнаул—Змеиногорск—Шемонаиха—Усть-Каменогорск—Георгиевка—Аягоз—озеро Алаколь—Талдыкорган—Алматы—Кордай—Бишкек—озеро Иссык-куль—Бишкек—Балхаш—Караганда—Астана—Павлодар—Карасук—Новосибирск.
Но, забегая вперед, скажу, что от Киргизии пришлось отказаться, ограничившись Казахстаном.
Перед поездкой сделал наклейку, изображающую наш маршрут.
О машине. Honda Accord Wagon (97 г, 2.3 л, 4ВД, ГБО) — можно сказать, полноправный член нашей молодой семьи, который присутствовал в ней с самого начала и участвовал во всех важных событиях, в том числе перевозил нас в день свадьбы, поэтому выглядел он так:
Вместо банальных ленточек, бантиков и колец мы решили украсить свой свадебный лимузин такими разноцветными наклейками. Получилось, вроде, неплохо :).
Особой подготовки машины к поездке не было, так как я ее постоянно поддерживаю в исправном состоянии. Поменял только лобовое стекло и прошел техосмотр, так как ожидал всевозможных разводов от злых казахстанских гаишников, которыми так пугают на форумах и в рассказах о путешествиях. Кроме того, загрузил в навигатор карты Казахстана и Киргизии и забил газовые заправки, указанные на сайте http://gazmap.ru/maps/lpgmap.php, которые должны были попасться нам по маршруту (по возвращении добавил на карту новые заправки). Видеорегистратор всегда с собой, также взял у друга радар-детектор.
Данная поездка стала для нас первым длительным путешествием. До этого были многочисленные поездки на Алтай и по ближайшим городам — не более 2 000 км и 3-4 дней. Естественно, первый раз не все прошло гладко, но отрицательный опыт — тоже опыт, главное делать правильные выводы…
1 день (19.08.12). Новосибирск—Шемонаиха—Усть-Каменогорск—Георгиевка
От Новосибирска до Барнаула долетели быстро и незаметно — М-52 рано утром свободна. Далее с помощью навигатора легко выехали на рубцовскую трассу — дорога отличная и не загруженная транспортом.
Подсолнуховые поля Алтайского края.
Перед Алейском получаю первый и единственный штраф: недостаточно сбросил скорость перед постом — 100 руб. за превышение. Там же заправляемся газом и чуть позже сворачиваем с рубцовской трассы по указателю на Поспелиху и Курью. Здесь дорога чуть хуже, но тоже вполне нормальная.
В Змеиногорске пообедали в какой-то столовке за 150 руб. на двоих (вроде съедобно) и заправили полбака бензина на всякий случай.
Необычные каменные глыбы в районе Змеиногорска.
Перед границей асфальт заканчивается, и идет километров 5-10 ровной грунтовки. Прохождение границы заняло у нас два часа, так как попался автобус, а их пускают без очереди. Процесс прохождения границы довольно простой. На российской стороне: дожидаешься очереди, проезжаешь через шлагбаум, подаешь документы (паспорта и регистрационное удостоверение на машину) в окошко, отвечаешь на стандартные вопросы (куда, откуда, зачем, запрещенные предметы…) там же быстро досматривают машину. На казахской стороне: пока стоишь в очереди, берешь в будке пропуск и миграционные карточки, заполняешь их (кто, куда, откуда, зачем), дождавшись очереди, проезжаешь через шлагбаум, заходишь в здание, подаешь документы в окошко, затем осмотр машины и все — Қош келдіңіз Казакстан!
Сразу за шлагбаумом оформляю местную страховку на машину за 700 или 800 рублей.
Заграница, встречай российских туристов! :)
Сразу после границы мы, на удивление, не попадаем на разбитую дорогу с воронками в человеческий рост, которыми так пугали на форумах. От пропускного пункта до Шемонаихи вполне приличный асфальт.
Не автобан, конечно, но нормальная дорога.
В Шемонаихе первый раз на пути попадаются великие и ужасные Жол Полициясы! Плетясь, как черепаха и соблюдая все необходимые и теоретически возможные ограничения, проезжаю пост и выезжаю из населенного пункта. Странно: никто не погнался, не остановил и не развел — что я не так сделал?..
От Шемонаихи до Усть-Каменогорска, как и советовали на форуме, проехал по указателям, хотя навигатор предлагал другой путь. Дорога везде асфальтовая, но не лучшего качества — волны, заплатки, ямки, хотя я ожидал худшего. Комфортно едется со скоростью 90 км/ч.
В Усть-Каменогорск заехали около 19 часов, городок произвел неплохое впечатление — чистый, уютный, среди местного населения много русских.
Тем времени у нас закончился газ, а на карте были две газовые заправки в Усть-Каменогорске. Попытки их отыскать закончились неудачей: на месте одной оказались кусты и поле, другой — огороженная закрытая территория (не исключено, что заправка там есть и днем на нее можно попасть). Пришлось продолжить путь на бензине.
Покатавшись по городу, наткнулись на торговый центр, типа, нашей «Ленты». Решили заехать, чтобы поменять деньги и купить что-нибудь из еды. Обменный пункт оказался закрыт. В одном из магазинчиков разговорились с русской продавщицей, которая рассказала нам, что в воскресенье вечером все обменники закрыты, и поменяла нам 1 000 рублей на 4 300 тенге.
Пошли изучать ассортимент ТЦ и ничего необычного не обнаружили — те же продукты по тем же ценам, что и в Новосибирске, только в пять раз больше и в тенге. Поразили своей мукомольностью кассиры — ожидание в очереди из 2-3 человек длится целую вечность. При этом на обеих кассах (внутри ТЦ на выпечке и основная на выходе) нам остались должны несколько тенге — типа, мелочи нет. Напоминаю, это крупный ТЦ, а не ларек на остановке.
Немного перекусив, решили ехать дальше, пока не стемнело.
От Усть-Каменогорска до Георгиевки хорошая дорога, поначалу загруженная, но ближе к Георгиевке пустая. Ехали около часа, за это время успело стемнеть. Вообще нам показалось, что в Казахстане темнеет как-то рано и очень резко — как будто рубильник выключили.
Георгиевка (Жалгызтобе) оказалась большой деревней с 1-2 этажными зданиями, в которой нам необходимо было найти гостиницу. Навигатор, знающий карты крупных городов, показывал только точку с названием населенного пункта и направление на выезд.
Понарезали круги по темным жутковатым улочками, но встретили только магазины и кафе. Местные жители производили впечатление типичных представителей наших окраин — желания спрашивать дорогу не вызывали. Наконец, встретив двух безобидных девушек, спросили у них о гостинице и получили указания как ее найти.
Гостиница «Рахат» оказалась жутким местом. На первом этаже бар и бильярд с бухающими представителями местной молодежи, на втором — унылые номера с сомнительными постояльцами. Туалет общий, вода еле течет, смыв не работает. Душ тоже общий, но на него смотреть мы не решились. За ночевку отдали 2 000 тенге (~ 450 руб.).
Отель «Рахат» категории «минус 5 звезд».
Настроение упало ниже нуля, особенно у жены — не так она представляла себе романтическое путешествие. Я пытался подбодрить ее словами о том, что дальше будет лучше, хотя сам не был в этом уверен. Выбрав менее дырявые простыни, разместились на одной кровати и попытались уснуть.
Первый день на этом закончился. Пройдено около 900 км.
Вывод №1: необходимо заранее планировать все места ночевок, находить конкретные гостиницы и по возможности бронировать, чтобы не искать в незнакомой местности неизвестно что.
2 день (20.08.12). Георгиевка—Аягоз—Таскескен—Алаколь
Радостные от того, что проснулись живыми, около 6 часов утра собираем вещи и уматываем из этого унылого места в направлении Аягоза. На выезде из Георгиевки на кольце встречаем гостиницу, которая выглядит поприличнее «Рахата» — хотя бы с пластиковыми окнами. Вчера совсем чуть-чуть до нее не доехали.
Дорога от Георгиевки до Аягоза — асфальт с волнами, заплатками и редкими ямами, в такой ранний час почти пустая. Ехал 100-130 км/ч — вполне комфортно, гаишников не встретили. Пейзаж — степь и небольшие горы, по пути попадаются редкие мелкие деревни, кафешек и заправок очень мало и их вид не вызывает желания останавливаться.
Небольшое озеро в степи между Георгиевкой и Аягозом.
Около 8 утра заехали в Аягоз. Что сказать об этом городке? Кажется, теперь я знаю, как выглядит «*опа мира». Никакой зелени, песок, пыль, разбитые дороги, невзрачные постройки, и мы тут такие расписные — в пейзаж явно не вписываемся…
На заправке узнали, где можно перекусить и поменять деньги. Банк открывается в 9 часов, пока можно позавтракать.
Цены в тенге — делим на 5, получается недорого.
Когда зашли в банк, там уже была очередь — пришлось подождать, зато разговорились с местным жителем. Молодой приятный парень поздравил нас со свадьбой, рассказал, что сам недавно женился и ездил на Алаколь и Иссык-куль, показал, где можно купить местную симку и просто поднял настроение.
Наконец-то поменяли деньги на теньги: 10 000 руб. = 46 100 т. На местном рынке за 4 000 т. купили usb-модем «Билайн» с 10 Гб трафика, которых нам хватило на всю поездку. Кстати, и работал он на протяжении всей поездки во всех населенных пунктах и местами на трассе.
На выезде из Аягоза расположен бывший военный городок — несколько панельных пятиэтажек, в которых уже давно никто не живет. А когда-то в начале 80-х еще до моего рождения здесь служил мой отец.
Бывший военный городок в Аягозе (окна заложены кирпичами).
Около военного городка дорога заканчивается, ведется масштабный ремонт. Объезд никак не обозначен, едем за местными и скоро выезжаем на трассу.
Дорога после Аягоза — ничего страшного.
Типичная постройка в деревне по пути.
Как правило, самое ухоженное здание в деревне — мечеть.
Первым пунктом нашего путешествия было озеро Алаколь. По плану мы должны были свернуть с трассы в районе Таскескена по указателю на «Маканшы», доехать до озера и потом через Учарал вернуться на трассу. На деле же получилось по-другому.
Зеленая линия — планируемый маршрут, оранжевая — фактический.
Добравшись до нужного указателя, сворачиваем с основной трассы налево в направлении Маканшы. Качество дороги здесь меняется участками:
Большая часть — старый потрепанный асфальт.
…который упирается в капитальную стройку с объездом по пыльной щебенке.
Потом внезапно новая идеальная дорога.
Часа через два, немного не доехав до Маканшы, видим сверток направо на грунтовку, по расположению совпадающий с нашей картой. Проехав километров 10 по грунтовке, встречаем первую встречную машину — трактор с сеном. Тракторист объясняет нам, что по этой дороге мы доедем только до дикого берега озера, на котором нет никакой цивилизации, и нам надо возвращаться на нормальную дорогу, проезжать Маканшы, сворачивать по указателю и потом километров через 80 будет нужное место.
Так все и получилось. Через час-полтора мы добрались до деревни Кабанбай, а за ней уже населенный пункт с названием Алаколь. Дорога от свертка с основной трассы до Алаколя заняла часа три с половиной.
На Алаколе множество баз отдыха в виде одноэтажных серых построек и даже юрт. Нам сразу попадается на глаза приличная база — наверное, самая дорогая в этом районе, но после Георгиевки я просто не мог отказать жене в комфорте.
Чистый комфортный номер с двуспальной кроватью, спутниковым ТВ, кондиционером, туалетом, душевой кабиной — 10 000 тенге в сутки (~2 200 руб).
Закинув вещи в номер, пошли пообедать в ресторан при базе. Кормят вкусно, но и цены вполне российские: второе, салат и кружка пива каждому = почти 4 000 т.
После обеда отправились на берег. Пешком идти минут 10-15, от базы ходит бесплатный микроавтобус.
На берегу был сильный ветер и высокие волны. Вода соленая, теплая, однако, искупавшись один раз, больше желание заходить в воду не возникло. Дно твердое и очень неровное — большими ступеньками и ямами, которые не видно сквозь мутную воду. С такими волнами устоять на ногах очень сложно. Вдоль берега узкая полоса песка (крупный, серый, похожий на землю), а за ней заросли камыша и лужи с грязью, возможно лечебной — народ обмазывался и набирал с собой в бутылки.
Проверять целебные свойства грязи на себе не стали.
У берега вода мутно-серая, а вдалеке бирюзовая. На противоположном берегу видны горы — наверно там поинтереснее.
Погуляли по берегу и пошли пешком до базы, по пути заглянув в кафешку и магазин.
Спросил несколько человек из отдыхающих, местных и работников базы о дороге через Учарал — все однозначно не советовали туда соваться, если не хотим угробить машину — дорога только для внедорожников и грузовиков.
Остаток вечера провели в номере. За второй день пройдено около 600 км.
3 день (21.08.12). Алаколь—Таскескен—Талдыкорган
Встали часов в 7-8 утра и, позавтракав дошираком, двинули дальше. План на день — добраться до Алматы.
Проверять на себе качество дороги через Учарал не рискнули, поэтому пришлось возвращаться обратно до Таскескена, снова преодолевая пыльные щебеночные участки.
Вывод №2: необходимо максимально точно прорабатывать маршрут, проверяя его в разных источниках.
В Маканшы залил полный бак бензина и посчитал расход с прошлой заправки — получилось чуть больше 8 литров на сотню. В России у меня никогда не выходило меньше 10.
По пути часто попадались такие «речки»: мост, табличка с названием реки и… сухие камни под мостом.
Тем временем солнце быстро прогрело воздух и стало очень жарко. На небе не было и намека на облака, которые могли бы спасти от жары. Пока ехали с включенным кондиционером, было вполне комфортно, но потом на одном из объездов двигатель начал нагреваться и пришлось продолжить путь с открытыми окнами.
Ближе к часам 12 наконец-то выбрались на трассу и остановились у чуть ли не единственной кафешки. Ничего готового и съедобного, на наш взгляд, там не оказалось, поэтому купили холодной минералки и продолжить путь на юг.
Среди степи попалось на пути небольшое озеро с солеными берегами.
По середине озера плавали большие белые птицы — мне показалось, что они были похожи на пеликанов.
Через пару часов пути добрались до свертка на Учарал. Уже очень хотелось есть, и мы остановились у невзрачного вагончика-кафе. Посмотрев на меню, окружающую обстановку и посетителей кафе, бухающих водку на такой жаре, отказались от заказа и поехали дальше. Буквально через километр встретилась площадка с заправкой и сразу несколькими приличными кафе и магазинами — здесь и пообедали.
Дальше по пути стали уже попадаться деревья, небольшие горы и дорога стала разнообразней — спуски, подъемы. А еще через некоторое время вдали показались высокие горы со снежными вершинами — до самого Талдыкоргана они виднелись на горизонте то слева, то впереди, но ближе к ним мы так и не подъехали.
Где-то здесь состоялась первая встреча с казахскими гаишниками. Остановили на выезде с кольца недалеко от населенного пункта. Проверили документы, спросили, откуда и куда едем, поздравили со свадьбой и отпустили.
Ближе к Талдыкоргану в одной из деревень наконец-то появились нормальные деревья, торговцы фруктами вдоль дороги, да и вообще стало как-то поживее — почувствовали, что приехали на юг.
В половину восьмого по местному времени (-1 час от новосибирского) въехали в Талдыкорган. После двух дней пути по степям и полуразрушенным деревням наконец-то попали в нормальный цивилизованный город! Сразу стало как-то спокойнее на душе.
Очень устали от дороги по такой жаре и решили заночевать здесь. По навигатору нашли нормальную гостиницу, в которой нам предложили номер по цене около 7000 тенге, но без горячей воды. После такой дороги помыться было просто необходимо, поэтому продолжили поиски. Вскоре нашли еще одну гостиницу, в которой поначалу сказали, что свободных мест нет, но затем предложили нам «служебный» номер: чистый одноместный номер с телевизором, возможностью помыться в сауне с горячей водой и бесплатным завтраком на двоих за 2 500 тенге — отказаться невозможно.
Выгрузили сумки, помылись, поужинали в ресторане гостиницы и пошли прогуляться по городу. Уже стемнело и на улице стало не так жарко — можно было спокойно вздохнуть.
За день пройдено около 700 км.
4 день (22.08.12). Талдыкорган — Алматы
Позавтракали на этот раз в ресторане — по талонам, которые полагались нам в комплекте с номером. Выехав из гостиницы, нашли ближайший банк, в котором поменяли еще 10 тыр на тенге, а также купили местную билайновскую симку с дешевыми звонками по Казахстану и не сильно дорогими в Россию.
Несколько фотографий дневного Талдыкоргана:
На выезде из города заехали на большую сетевую заправку и неожиданно обнаружили там газовую колонку (на карте не было ни одной заправки в Талдыкоргане). Правда, там мне сказали, что заправщик занят сливом бензовоза, кроме него заправить никто не может, и больше газовых заправок в городе нет — пришлось подождать минут 20-30. Потом уже, буквально через километр, обнаружили еще одну заправку. :)
От Талдыкоргана до Алматы всего 260 км, но не стоит рассчитывать, что удастся пройти их быстро. Дорога хорошая, но достаточно загруженная, постоянно идет вверх, много населенных пунктов, участков с ограничениями, и гаишники тут встречаются частенько, в отличие от безжизненных восточных районов.
Проезжая Капчагайское водохранилище, увидели указатель «Зона отдыха, 2 км» — решили заехать искупаться. Не понравилось: пляж грязный, вода воняет, водорослей много, но зато горы вдалеке.
Пляж на Капчагайском водохранилище.
Дальше дорога проходит по плотине Капчагайской ГЭС. Везде таблички с надписями на русском о том, что нельзя останавливаться, фотографировать и т.п., но просто нельзя проехать мимо! :) Остановились в сторонке и пошли посмотреть. Буквально через две минуты выбежал охранник с криками о «запретной зоне» и «стратегическом объекте». Пришлось быстренько уезжать, сказав, что больше так не будем, но несколько кадров сделать все-таки успели.
После плотины вдоль дороги одно за другим стоят шикарные здания казино.
Странный указатель. Вроде уже 2 дня в Казахстане, а оказывается еще не доехали :).
В районе обеда мы наконец-то доехали до Алматы, где планировали остаться на пару дней. К тому времени уже стало невыносимо жарко, на одной из заправок увидели термометр, показывающий +45 градусов.
Первым делом требовалось найти жилье. Алматы — первый город Казахстана, карта которого появилась в ДубльГИС, а это значительно облегчает поиски. В рубрике «квартирное бюро» (в других городах такой рубрики не видел) представлено несколько организаций, обзвон которых мы начали еще по пути. Предварительно по телефону была найдена подходящая квартира, правда, пока мы доехали до «офиса» (окошко в торце жилого дома) оказалось, что свободных квартир уже нет. Пришлось заново обзванивать и ехать в другое бюро, в котором мы и сняли себе однокомнатную квартиру за 5 000 т в сутки (старый дом, второй этаж, машина под окном). Не люкс, но жить можно, да и нам надо было только поспать и помыться.
Кровать большая, но неудобная.
Ванна грязная и душ течет изо всех щелей.
Пока искали квартиру, пока поели, время уже подошло к вечеру. Поехали покататься по городу. Город очень большой, чистый, зеленый, много современных зданий, повсюду рестораны, магазины, дорогие бутики, на дорогах много новых дорогих машин и, конечно же, пробки. Дороги, кстати, отличные, встречаются двухуровневые развязки, которых нам так не хватает.
Есть и старые советские здания
Потом поехали на Кок-тюбе — парк на горе с отличным видом на город. В парке есть кафешки, аттракционы, небольшой зоопарк и главное — смотровые площадки. Подняться наверх можно на фуникулере за 2 000 т. с человека (туда-обратно) или по дороге. Про дорогу мы узнали только потом, поэтому поднялись на фуникулере.
Южная столица вся в огнях и не видно, где они заканчиваются — город огромен.
5 день (23.08.12). Алматы и окрестности
На следующий день поехали на Чарынский каньон. Находится он в 200 км от Алматы на востоке по дороге к китайской границе. Координаты были заранее найдены в Интернете и забиты в навигатор.
На выезде из города удачно попалась газовая заправка — пополнили баллон по пути и потом повторили при возвращении.
Первую половина пути один за другим идут населенные пункты, и почти в каждом стоят гаишники с радарами — проезжается этот участок долго. В деревнях вдоль дороги продают фрукты и овощи, мы купили на пробу виноград — оказался довольно вкусным, не таким, как продают у нас в магазинах. Цена — 350 тенге за килограмм, торговались очень неохотно.
Позже деревни кончаются, начинается голая степь с небольшим сопками. Один короткий участок можно назвать горным.
Горы по пути на Чарынский каньон.
Вдруг посреди степи указатель «Чарын 22» (цифру точно не помню) и едва заметная дорожка уходит направо перпендикулярно трассе. И навигатор показывает, что каньон в той стороне.
Минут 15-20 пылили по этой дорожке пока, наконец, не доехали до вагончика с шлагбаумом, в котором сидят охранники. Причем мы подъехали к шлагбауму с внутренней стороны. Оказалось, что надо было еще раньше свернуть с трассы, но навигатор нам об этом не сказал.
Охранники собрали с нас плату за посещение каньона (не помню сумму, но не много), записали в журнале и провели небольшой инструктаж по технике безопасности.
Каньон производит сильное впечатление своим масштабом. Можно было бы там подольше погулять и спустить вниз к реке, если б не было так жарко. Достаточно было сделать несколько шагов наверх, после короткого спуска, как голова распухала, лицо краснело и дышать становилось очень тяжело.
По низу проходит дорога, но спуститься туда можно только на подготовленном джипе (со слов охранников).
Походив по каньону и набрав достаточное количество кадров, направились обратно в Алматы — планировалось в этот день еще успеть посетить Медео.
В город вернулись около 18 часов — в самые пробки. К счастью, до Медео можно было доехать по новой широкой объездной дороге, не заезжая в центр города. Навигатор этой дороги не знал и постоянно пытался увести нас в сторону, но мы еще вчера ее приметили, когда пролетали над ней на фуникулере.
Позже дорога сужается до 2 полос и поднимается в гору.
На КПП стояли гаишники и разворачивали все подъезжающие машины. Оказалось, что в горах уже не первый день пожар и нам туда не попасть. Ничего не поделаешь, пришлось разворачиваться и уезжать.
Спустившись немного от КПП, остановились на небольшой площадке и пошли прогуляться к горной реке, протекающей вдоль дороги. После изнуряющей жары умыться чистой холодной водой было по-настоящему в кайф.
Река спускается с гор и протекает через весь город.
Вдоль дороги, ведущей с горы в город, располагаются шикарные гостиницы, дома отдыха и особняки.
Оставшуюся часть дня провели катаясь по городу.
Южная столица произвела очень хорошее впечатление своей природой, архитектурой и главное людьми — гостеприимные, открытые, доброжелательные, улыбающиеся. Пока мы ездили по городу, местные нас чуть ли не на каждом светофоре приветствовали, поздравляли, расспрашивали о поездке или просто показывали одобряющие жесты. Представить такое отношение к незнакомым людям в нашем городе очень сложно — солнца нам не хватает наверно…
В Алмате состоялась вторая встреча с казахстанскими гаишниками. Проезжая кольцо, я повернул по не совсем правильной траектории. Через несколько метров увидел в зеркале включенную люстру и услышал «прижмитесь вправо» из матюгальника.
На форуме читал, что в Казахстане принято здороваться с гаишниками за руку, но на деле ни один гаишник мне руки не протягивал и я, на всякий случай, делал это первым. Те удивленно реагировали на мой жест, но пожимали руку в ответ, как будто стараясь, чтобы этого никто не увидел…
Гаишник начал мне рассказывать, что я нарушил, но я в ответ в корректной форме объяснил ему, что не заметил правильный поворот и повернул хоть и не логично, но ничего при этом не нарушив. Немного поспорив, перевели тему на свадьбу, отпуск, впечатления от Казахстана и т.д. Гаишник посоветовал нам заехать еще на какие-то озера и, пожелав счастливого пути, отдал документы.
Вывод №3: Если хочешь нормального отношения к себе со стороны гаишника, прояви такое же отношение к нему. Касается не только Казахстана и не только гаишников.
Вечером, прикинув оставшееся время и план поездки, пришлось принять непростое решение — отказаться от поездки в Киргизию. Если бы мы все-таки поехали, то смогли бы провести на Иссык-Куле максимум два дня и при этом домой бы приехали в субботу-воскресенье, а хотелось еще пару-тройку дней отпуска провести в Новосибирске.
6 день (24.08.12). Аматы — Балхаш (Шубартюбек)
Рано утром собрали вещи, сдали ключи от квартиры хозяйке, поменяли еще денег в круглосуточном обменнике и выехали в сторону Балхаша.
Первые километров 200 после Алматы дорога в целом нормальная, но порой попадаются очень неприятные бугры. Если не успеть увернуться, то можно днищем стукнуться — я шеркнул пару раз.
Дорога между Алматы и Берубайталом.
Пара часов в пути и от красоты и шика южной столицы не остается и следа — снова голая степь и невзрачные деревни, хотя все же не так уныло как по дороге через Аягоз, хотя бы кафешки и заправки встречаются почаще.
Впервые за нашу поездку небо затянули облака и стало прохладно.
Заехали в кафе по дороге — привлекло своим названием. Кормят неплохо, правда за соседним столиком прямо в кафе хозяйка разделывала сырое мясо.
После Берубайтала дорога становится лучше — спокойно ехал 130 км/ч.
Вскоре дорога подходит к озеру Балхаш и долго идет вдоль него. По пути часто попадаются торговцы рыбой.
Несколько раз на ровной дороге посреди степи попадались участки с шумовыми полосами — видимо, они сделаны, чтобы водители не засыпали.
В одной из деревень повстречали верблюдов.
В районе обеда мы доехали до места — поселок Шубартюбек, расположенный на берегу озера, в нескольких километрах не доезжая города Балхаш. В поселке есть несколько домов отдыха с разбросом цен от 3 до 50 тысяч тенге за номер, кроме того местные жители сдают комнаты.
Мы остановились на небольшой базе во второй линии. Маленький двухместный номер с туалетом и душем за 6000 тенге в сутки. Правда, душ и туалет совмещенные, то есть нет ни ванной, ни кабинки для душа — моешься прямо на полу рядом с унитазом.
Заметно, что база совсем новая.
Сбросив вещи, сразу же направились на пляж. По прямой от нашей базы до озера метров 30, но берег весь закрыт базами отдыха и до открыто пляжа надо было пройти минут 5.
Пляжный сезон на Балхаше в это время уже заканчивается — народу на пляже немного. Вода прохладная, да и на улице было не жарко — градусов 25, прохладный ветер и солнце то и дело пряталось за облака.
Вода чистая, но не прозрачная, бирюзового цвета.
Ветер поднимал небольшие волны.
На пляже провели часа два-три и уже надоело. Казалось бы, уже почти неделю мы все время куда-то едем и вот наконец-то выпала возможность пассивно отдохнуть, но, как назло, погода не пляжная.
Уже позже, когда мы вернулись на базу, погода испортилась еще больше — поднялся очень сильный ветер с озера — деревья в поселке буквально загибались.
Вывод №4: при выборе направления поездки неплохо бы узнать, какая погода свойственна этому месту в это время года.
В местном магазине попытались купить мяса, чтобы самим приготовить шашлык, но ничего подходящего там не оказалось и нам посоветовали зайти в кафе. Неожиданным для нас оказалось то, что в этом кафе нам предложили шашлык из свинины — ранее нигде в Казахстане она нам не встречалась. Объяснялось это тем, что здесь работали русские, а шашлык оказался дорогим (1 000 тенге за порцию) и невкусным.
Остаток дня провели на базе, наслаждаясь ощущением того, что сегодня никуда не надо торопиться.
Главное отрицательное впечатление от Балхаша — это мухи! Их здесь огромное количество. Купленные в магазине специальные липкие ленты уже через полчаса были полностью облеплены мелкими жужжащими гадами, но даже после этого на потолке мы насчитали несколько десятков их собратьев. Спать можно было, только накрывшись с головой, иначе мухи не давали покоя.
7 день (25.08.12). Шубартюбек — Караганда — Астана
Первый раз за поездку нормально отоспались без будильников. Прогулялись до кафе на соседней базе, позавтракали и поняли, что оставаться здесь еще на день нет никакого смысла. Погода по сравнению со вчерашним днем лучше не стала — прохладно и сильный ветер. На пляж не пойдешь, а в номере сидеть целый день не интересно. Решили уже сегодня ехать в Астану.
Перед отъездом купили в поселке копченой рыбки.
На въезде в город Балхаш есть место, где легко попасться гаишникам. Прямо идет дорога в город, а налево — продолжение трассы. Поворот под углом 90 градусов и сплошная линия нарисована так, что ее легко зацепить, а сразу за поворотом пост. Необходимо быть внимательным и поворачивать аккуратно. Перед этим поворотом заехали на газовую заправку.
На всех АГЗС в Казахстане заставляли открывать капот — техника безопасности. У нас такого ни разу не встречал.
Цены на бензин на всех заправках по пути примерно одинаковые: 92 бензин — 106 т. (22,5 руб.), ДТ — 90т (19 руб.), газ — 60-75 т. (13-16 руб.).
Дорога от Балхаша до Караганды ни чем особо не примечательна: асфальт хороший, пейзаж унылый. Качество дороги позволяет спокойно ехать со скорость 130 км/ч. Пару раз по пути встретили гаишников, но они были без радаров и ловили любителей обогнать через сплошную, а такой маневр у местных в порядке вещей.
Вообще, местные водители оставили двоякое впечатление. В городах все ездят по правилам, но при этом не любят никого пропускать, редко показывают поворотники и часто сигналят. На трассе мало кто соблюдает ограничение скорости и обгона, но при этом я не припомню опасных ситуаций, чтобы мне кто-то вылетел в лоб, обгонял третьим рядом или еще что-то вроде того, что часто бывает на нашей М-52 в разгар сезона.
Сплошная линия, обзор закрыт фурой — чОткому, чОрному бумеру не помеха.
Встретили колонну новых «Нив «с логотипами какой-то турецкой компании и желтыми номерами.
Статуя солдата у поворота на Спасск.
Православная церковь в Караганде.
На въезде в город находим обозначенную на карте газовую заправку. Сразу за ней висят указатели «Астана ->» (видимо, на объездную дорогу), но навигатор предлагает нам ехать прямо через город. Прямо и поехали, чтобы посмотреть город и поесть.
Караганда запомнилась широкими свободными улицами и очень малым количеством людей на них, а ведь мы проезжали там днем в субботу.
В поисках обеда остановились у здания с вывеской «Пиццерия ШИК». Недорого и очень вкусно — рекомендуем! Из нескольких супов в меню в наличии был только один — с непонятным названием «Кукси», и он оказался очень вкусным. Бульон с лапшой и кусочками мяса, в который порезаны свежие овощи — огурец, помидор и капуста. Думали, что это национальное казахское блюдо, оказалось корейское.
На выезде из города уперлись в мост, закрытый на ремонт, но объехали его по знакам без проблем. После моста идет широкая четырехполосная дорога с разделительной полосой, затем она переходит в обычную двухполосную. Качество асфальта до самой Астаны отличное.
Тем временем погода совсем испортилась и впервые за время поездки пошел дождь.
Наклейка на автобусе. «Рахмет» — «спасибо», остальное в переводе не нуждается.
В Астану приехали ближе к вечеру. Первым делом занялись поиском жилья — это оказалось совсем не сложно. Первый же запрос в поисковике вывел нас на сайт krysha.kz , содержащий частные объявления о сдаваемых квартирах. Примерно с пятого звонка мы нашли подходящую свободную квартиру. Однокомнатная в новом доме в центре города, большая, чистая, со всей необходимой мебелью и техникой — 7 000 т. в сутки (1 500 руб.).
8-10 дни (25-27.08.12). Астана
Три полных дня провели мы в столице. Большая часть впечатлений и воспоминаний о поездке связаны именно с Астаной. Город поразил своей современной богатой архитектурой, чистотой, удобством и достопримечательностями.
Не буду восстанавливать всю хронологию событий, а просто выложу фотографии с подробными комментариями.
В Астане нас встретил Ануар (The_Victim) — мой «коллега» по аккордовскому форуму Drom.ru. Он нам здорово помог: покатал по городу, рассказал о местах, которые обязательно надо посмотреть, где поесть, где купить сувениров и т.д. За что ему еще раз большое спасибо! )
«Алжир» — мемориал памяти жен изменников родины, которых ссылали в Казахстан.
Мега. В этом и других торговых центрах примерно те же магазины, что и у нас, да и цены такие же.
Казахстанские вкусности
Если Вы будет в Астане, настоятельно рекомендуем посетить ресторан «Саламалейкум». В ресторане имеется большой выбор национальных блюд, огромные порции, все вкусно и недорого.
Нарын — блюдо из конины. Подается со стаканом кефира.
Копченая рыба, купленная на Балхаше, и алматинское пиво.
Современная архитектура Астаны
Цирк в форме летающей тарелки.
Три бизнес-центра слева направо: китайский дом (не знаю правильное название), Москва и Санкт-Петербург.
Очень необычное здание — расширяется кверху.
Здание велотрека в форме велосипедного шлема.
Дворец современного искусства и Дворец независимости.
Парк с фонтанами за Дворцом мира и согласия. Впереди президентский дворец.
Комплекс зданий «Водно-зеленый бульвар».
В Астане несколько мостов. Выполнены они в похожем стиле и на каждом стоят статуи разных животных: на одном олени, на другом бараны…
Торгово-развлекательный центр «Ханшатыр» в форме шатра.
Байтерек — символ независимости Казахстана, пожалуй, самая известная достопримечательность Астаны. Высокая башня, называемая туристами «Чупа Чупс».
На самый верх в шарик можно подняться на лифте. Оттуда открывается отличный вид на город. Жаль только стекло искажает цвета на фотографиях.
Отпечаток руки президента Казахстана Нурсултана Назарбаева собирает очередь из желающих приложиться.
Развлекательный комплекс «Думан» — еще одна известная достопримечательность Астаны. Главная его «фишка» — это океанариум.
В аквариумах представлены всевозможные водные существа.
Крокодил. Сначала подумали, что он искусственный — лежал без движения. Но потом разглядели, что он дышит.
На самый большой аквариум можно посмотреть изнутри — через стеклянный туннель. Здесь уже и «рыбки» посерьезней. Главные обитатели аквариума — акулы.
Шоу «кормление акул» происходит строго по расписанию (можно посмотреть на сайте Думана). Аквалангист спускается в аквариум с ящиком, наполненным кусками рыбы, и выдает по одному куску прямо из рук, создавая вокруг себя карусель из обитателей аквариума.
Кроме океанариума в «Думане» находится комплекс сооружений, представляющих разные мировые цивилизации:
и, конечно же, казахстанскую :).
В парке за «Думаном» находится еще одно интересное место — карта Казахстана «Атамекен». Здесь можно за несколько минут обойти буквально весь Казахстан, только в миниатюре. На карте представлены все основные города с макетами известных зданий и памятников, крупные промышленные объекты — рудники, ГЭС, карьеры; различные ландшафты — горы, водоемы…
Столице посвящен отдельный крытый павильон.
Ночная Астана
Подсветка Байтерека плавно меняет свои цвета.
Танцующие фонтаны — потрясающе красивое зрелище! Струи воды изображают самые разнообразные формы, подсвечиваясь всеми цветами радуги, и все это происходит под красивую музыку, звучащую из больших колонок, создающий объемный эффект. В интернете можно легко найти видео с этих фонтанов, но никакая съемка не передаст всю красоту — это надо увидеть и услышать вживую.
11 день (28.08.12). Астана—Павлодар—Новосибирск
Проснувшись в пять утра, позавтракали, рассчитались с хозяйкой квартиры (за неполные четвертые сутки сама скинула нам 3 000 т.) и поехали в сторону Павлодара.
На выезде из Астаны на посту нас третий и последний раз за поездку остановили казахстанские гаишники — снова проверка документов, расспросы про маршрут, поздравление со свадьбой и «счастливого пути».
Дорога от Астаны до Павлодара достаточно хорошего качества — спокойно ехал 130 км/ч, местами — 150. На фото — не самый лучший участок.
В Павлодаре сделали остановку на газовой заправке и поехали дальше. В навигаторе конечной точкой был забит Новосибирск, промежуточной — Карасук, но из Павлодара он почему-то вывел нас на трассу, ведущую в Омск (после моста через Иртыш налево). Не знаю, почему я ему поверил и не уточнил ни у кого дорогу, но когда стал сомневаться, уже проехали довольно много, и не хотелось разворачиваться — продолжили ехать по навигатору.
По пути остановились у торговцев арбузами. Начальная цена была 40 тенге за килограмм, но торги остановились на 7 арбузах по 28 тенге (6 руб.) за килограмм и дыньку в подарок.
Километров через 80 после Павлодара доехали до места, где навигатор показывал поворот направо. Дорога за поворотом выглядела вот так:
По такой дороге мы ехали километров 40, не встретив по пути ни одной машины, трактора, лошади или человека. А затем внезапно выехали на идеальный асфальт.
Здесь нам даже попалась пара встречных машин. Затем идеальный асфальт закончился и сменился раздолбанным, который безопасней было объезжать по обочине. Доехали до деревни Трофимовка. Тем временем от Павлодара мы отъехали уже около 200 км, что означало, что газа осталось километров на 150, и бензина в баке почти не было, а последняя заправка была неподалеку от Павлодара. При этом навигатор показывал, что до границы остается совсем чуть-чуть. Делать нечего, едем дальше. Проехав еще несколько мелких пустынных деревень, выехали наконец-то к пограничному посту. Вот только пост этот был закрыт: в здании никого, на шлагбауме замок, признаков жизни нет.
Вернувшись до ближайшей деревни, нашел пару мужиков, ковыряющихся в стареньких «жигулях». Спросил у них про дорогу до открытой границы и заправки. Ответ был простым: заправок нет, дороги нет, надо возвращаться до Павлодара. Потом, правда, сказали, что можно проехать по полям, но сами мы дорогу не найдем.
Вернулись еще немного назад, и в одной из деревень увидел у ворот «десятку» с новосибирскими номерами. Пошел поговорить с хозяином. Тот на пальцах рассказал мне, как через поля выехать к границе, нарисовал условную карту на листке бумаги и сказал, что его гости часа через полтора поедут домой. Поехали искать дорогу по «карте». Спросили дорогу еще у нескольких человек, встречавшихся по пути — каждый объяснял по-разному. Поплутав по полям, ничего не нашли, да еще и тучи на небе стали собираться — в голове рисовалась перспектива застрять посреди поля в грязи, без топлива и телефонной связи.
В очередной раз вернувшись в деревню, увидели на дороге ту самую «десятку». Догнали их и договорились, что будем следовать за ними. Однако, они тоже дорогу точно не знали, так как приехали туда другой дорогой. Но других вариантов у нас не было — поехали за ними. В полях «десятка» начала кипеть и, видимо, чтобы хоть как-то охлаждать двигатель встречным потоком воздуха, водитель гнал как мог, не жалея подвеску, а мне приходилось за ним успевать, на скорости обруливая ямы и ловя колею…
Наконец, мы выехали на какую-то щебеночную дорогу, а потом и на асфальт, за несколько километров до пограничного поста. На фотографии, сделанной при съезде с омской трассы, стоит время 12:30, а границу мы проходили около 18-19 часов.
Вывод №5: навигатор, конечно, удобная штука, но доверять ему на 100% нельзя ни в коем случае. Необходимо заранее подробно прописывать маршрут и забивать в навигатор правильные промежуточные точки.
Прохождение границы заняло у нас около часа. А если бы народ не лез без очереди, выстраиваясь в три ряда, то может прошли бы и быстрее. На казахстанской стороне машины, следующие транзитом через Казахстан из Киргизии, Узбекистана и других бывших республик, отправляли на досмотр «с пристрастием». Нас досмотрели поверхностно. Затем на российской стороне проверили документы, обрызгали колеса какой-то жидкостью и взяли 70 рублей «за дезинфекцию».
В Карасуке наконец-то заправились, там же у таксиста поменяли оставшиеся тенге на рубли, поели второй раз за день и поехали в сторону дома. От Карасука до Новосибирска дорога отличная, но загруженная, да и стемнело уже — ехал не быстро. Около полуночи приехали домой.
Итоги
За 11 дней проехали 5 500 км, из них больше 4000 по Казахстану. Проверили на себе и развеяли несколько популярных мифов:
Нет ничего страшного в казахских гаишниках, если нормально себя вести, не провоцировать их и не забивать на ПДД.
В Казахстане вполне нормальные дороги, если не заезжать куда попало.
Казахи — гостеприимные, открытые, приветливые люди. Никто не пытался нас развести, обмануть или подсунуть какую-нибудь дрянь, не считая шашлыка на Балхаше — так и его русские готовили :).
Наибольшее впечатление на нас произвели крупные города — Алматы и Астана. Природа не впечатлила, хотя допускаю, что мы были не в лучших местах.
Газовых заправок в Казахстане не много, но они есть. Часть пути проехали на бензине. Заправлялся на разных заправках, избегая лишь откровенно колхозных. Машина воспринимала местный бензин без проблем и даже порадовала низким расходом, правда свечки после поездки покрылись красным налетом — без присадок и казахи не обходятся.
За 5 500 км сожгли 390 литров газа и 205 литров бензина на общую сумму 10 400 руб. (10,66 л/100 км или 1,9 руб./км).
«Вагон» не доставил ни каких проблем, в очередной раз подтвердив свою надежность и универсальность.
До поездки свечи были чистыми, хотя прошли 20 тык на газе. После поездки появился красный налет.
Денег потратили около 40 тыр, в том числе:
Посоветую ли я ехать в Казахстан? Да, хотя бы один раз стоит съездить, особенно в Астану — всего один день пути.
Поеду ли еще? Да, обязательно поеду! Хочется все-таки попасть на Иссык-куль, а также на Бухтарминское водохранилище — посмотреть на Алтай с обратной стороны.