|
На форумах, ютуб канале и в жизни много вопросов по поводу подготовки к автопутешествиям, особенно на дальняк, да в одну машину, да в неизведанные, труднодоступные и незаселённые места. Задавая эти вопросы, люди в основном имеют в виду: что взять с собой, как обустроить и подготовить машину, маршрут и т.д. Все эти вопросы правильные, но сейчас мне они кажутся вторичными. Главное в подготовке, на мой взгляд, это понимание целей и задач, внутреннее состояние, уверенность в своих силах и понимание возможностей.
Сейчас я понимаю, как я готовился к предстоящим путешествиям, хотя ещё не знал, что они у меня впереди. Опыт внедорожных соревнований, включающий подготовку и понимание машины, проработку маршрута, слаженность действий, понимание своей ответственности и своих возможностей, помощь других и помощь другим.
Возможно, именно из-за приобретённого «боевого» опыта, пока все наши путешествия и поездки (с 2007 по 2017 год), происходили без происшествий, поломок, и всяких других неприятностей. Так что основная подготовка закладывалась тогда, заранее, хотя и не специально.
А кроме того, интересно вспомнить молодость, возможно и ещё кому-то описанные события будут интересны. В наши вынужденно изолированные времена позволю себе этот старый (2007 года), возможно несколько эмоциональный материал об одном из зимних внедорожных соревнований отправить на публикацию в исходном виде, снабдив лишь несколькими необходимыми пояснительными примечаниями по тексту (прим. автора 2020).
Повесть о настоящем… даже не знаю, как это назвать… крещении
Прошу прощения за технические подробности, я их скрупулезно перечислю и опишу, поскольку за эти три дня мы с УАЗкой стали чуть ли не единым организмом и все проблемы и удачи у нас с ним были общие…
1. Туда
«Мы сыграли с Талем десять партий
в преферанс, в очко и на бильярде,
Таль сказал: «Такой не подведёт…»
В. Высоцкий
Начнём с того, что машина была подготовлена на редкость хорошо. В момент выезда она была полностью исправна, такого до сих пор ещё не было ни разу.
На самом деле, УАЗик никогда не бывает исправным, зато почти всегда на ходу…
Залезть внутрь — отдельный квест…
Настроение, как водится, было приподнятое, его не мог испортить даже нудный дождь, который после длительного перерыва решил пойти именно в день нашей поездки. Однако слегка озадачило, что на ул. Курчатова около ЦИПК (это пока ещё в Обнинске. Прим автора 2020) перед нами у ГАЗ-53 отвинтились задние колёса, одно чуть не переехало Кириллов капот. Внутри что-то неприятно похолодело… Однако прочь сомнения! Нас ждут великие дела!
До места соревнования около 300 км, идём бодро, скорость под 80, машина на 36 катках шарахается по дороге, приходится её постоянно ловить, подруливать. GPS говорит, что к 14 часам должны прибыть… Оптимист он, этот GPS! Однако мы тоже.
Кирилл идёт после нас, прикрывая нам задницу, где перестали работать стопы. Интересно, где окислилось? Стопы вроде до сих пор всегда работали…
По дороге встретили «Белую Девочку» — хороший, должно быть, знак.
Километров через 60 изменился звук движка и, как вы догадываетесь, не в лучшую сторону. Начал троить, через пару км и вовсе перестал тянуть… Это не страшно, мы бодры и веселы. Сворачиваем на обочину, пытаюсь включить нейтралку — и вот здесь фиаско — педаль сцепления безвольно проваливается в пол…
Ничего, у нас всё с собой или, по крайней мере, почти всё. Под машиной можно легко перемещаться и ползком и на карачках, а придорожная жижа на обочине ещё не примерзает к телогрейке и голове… Беглый осмотр сцепления, на удивление, не выявил явной поломки, однако слегка отпотевший рабочий цилиндр наводит на мысль о необходимости прокачки. К счастью, штуцер для прокачки с пятой попытки стронулся, Лёня (двоюродный брат, по совместительству штурман. Прим автора 2020) начал качать педалью, и тормозная жижа со свистом начала бодро орошать пространство. Успев завернуть штуцер и утеревшись рукавом телогрейки, я с удовлетворением обнаружил, что сцепление восстановлено. Завелись, работает ровно, троить почему-то перестала.
Километров через тридцать затроила вновь, остановились в каком-то селе, причину найти не удалось. Зато купили в запас рабочий цилиндр сцепления. Селяне широко открытыми глазами смотрели на наше чудо техники.
Дальнейший путь ничем особенно не запомнился, за исключением того, что скорость упала до 50-60 км/ч, движок периодически подтраивал и абсолютно отказывался держать холостые обороты, даже на «подсосе»...
На железнодорожном переезде остановили менты, Кирюха каким-то чудом успел проехать дальше, за переезд, и там встал. Мент подошёл к нам, проверил мои документы, дал куда-то дыхнуть и, показывая на мицубиши с квадриком в кузове (машина Кирилла. Прим автора 2020), спросил, есть ли у того документы на квадрик. Конечно! Хором ответили мы чистую правду. Есть ли у него права, мент спросить не догадался… (В той поездке у нашего друга, в будущем мастера спорта по ралли-рейдам, Кирилла Е. почему-то не было с собой прав… Прим автора 2020)
Как-то быстро стемнело…
Прибыли часам к шести.
2. Там
«Только прилетели, сразу сели.
Фишки все заранее стоят…»
В. Высоцкий
Дом отдыха «Лисицкий бор», (Тверская обл., прим автора 2020) панельная пятиэтажка посреди соснового леса прямо на берегу Волги, встретила нас теплом батарей и весёлым цветом стен: снаружи ядовито-розовым, внутри — кислотно-салатовым. Орги были на месте, и мы быстро оформились. В номере на пятом этаже был весь минимальный набор удобств, включая телевизор.
Прибывающих участников ждал ужин в столовке, однако неисправности машины не позволяли расслабиться. Идти в бой без холостых оборотов — безумство.
Разборка карбюратора под одиноким ночным фонарём на сон грядущий серьёзных неисправностей не выявила, крупные капли воды со дна поплавковой камеры были высосаны через трубочку… После этого машина завелась и работала нормально, и мы, довольные проделанной процедурой, отправились спать.
3. Чача
«Не тот лох, кто на старте заглох,
а тот дятел, кто назад попятил».
Джиперская народная мудрость.
Едва забрезживший рассвет порадовал густым снежным покровом и температурой минус пять. Завтрак, брифинг и жеребьёвка пролетели незаметно, десятый порядковый номер обязывал нас стартовать в 11 часов.
Ещё удивило требование оргов — снять задние стёкла: «ночь длинная, как бы вы не задохнулись в болоте с заведённым движком». До точки старта — 20 км, осталось сорок минут, поехали бодро, настрой боевой. Но через 5 км затроило вновь, опять пропала тяга и холостые. Положение усугублялось ещё и тем, что GPS никак не хотел показывать залитые в него точки и все отчаянные попытки что-то предпринять ни к чему не приводили. Затем, в результате некой хитрой процедуры, маршрут волшебным образом появился на экране. А вот машина не шла. Остальные проносились мимо нас, а мы не могли добраться до старта, не говоря уж о том, чтобы стартовать вовремя! Лихорадочная замена свечей, проводов, крышки трамблёра, бегунка дала наконец какой-то результат: УАЗик заурчал ровно, и мы понеслись на старт, насколько вообще можно понестись на УАЗе на 36 колёсах с неподключенным передним мостом в снегопад по раздолбанному просёлку и постоянно путающимися под «ногами» «гражданскими» машинами местных.
Опоздав на старт на полчаса, мы выяснили, что наш зачёт ТР3 уже уехал, а нам предстояло ещё сдуваться, подключать мост, лебёдку, в общем, приводить машину в боевое состояние. Отдельная песня — снять рамки задних дверей, которые, похоже, вообще никогда не снимались.
Наконец старт. Всё как обычно, машина прёт, адреналин бурлит, только непривычно давит новый шлем и гуляет ветер внутри машины. Краем глаза отмечаю стоящие с поднятыми капотами УАЗы, похоже, не только у нас проблемы… Пока трасса обычная, почти как в Призывах (название серии прошлых соревнований. Прим автора 2020). А вот что это за просвет открывается за лесом? Кусты, а за ними озерко, метров 50-70 длиной и картина маслом — в ряд стоящие посреди озера машины, «не доплывшие» до противоположного берега. Между машинами — тесновато, соваться нечего. Пешая разведка показывает: справа глубина, «телепузики» (резиновые сапоги-штаны по грудь. Прим автора 2020) заливает, слева поменьше, но выезд на противоположный берег крутой, на нём кусты в руку толщиной. Залебедиться за них нельзя, выбраться через них будет сложно, и до них надо ещё добраться, но это хотя бы вариант. УАЗик резво нырнул в озерко и, поднимая волну по капот, бодро пошёл к противоположному берегу. Похоже, пилот стоявшей рядом в воде «восьмидесятки» (ТЛК 80, Прим автора 2020) пожалел, что не внял совету закрыть окно… На берег сразу выпрыгнуть не получается — кусты держат. Пять минут работы топором, остальное само ложится под бампер, и мы на суше. Славненько. Гусеничный вездеход, заранее приглашённый сюда оргами, начинает тащить остальных — сегодня ему будет навар.
Однако опять затроило, стоим сушим трамблёр.
Вид на этой фотке — короткая характеристика этой гонки.
Дальше — длинные грязевые ванны по капот, тошнящий всю дорогу перед нами тверской УАЗик. Постоянно останавливаются, но нас не пропускают, обогнать негде: «трамвайная гонка», и так пару километров. До финиша СУ1 добрались за 1 час 15 минут.
Нас ждёт доезд по просёлку до старта второго и последнего СУ2 — около 20 км, на которые отводится 20 мин. Дорогу перегородила «семидесятка» — не могут завести. Сначала мы её толкали, потом тащили… Ребята нам сказали спасибо, но на старт СУ2 мы из-за этого опоздали.
На прохождение СУ2 нам отводилось около двух часов, протяжённость — около трёх-четырёх км. Первая половина — просто лесная дорожка среди сосен. Грешным делом подумалось: может, орги пошутили и через 5 минут будем на финише? Нет. Не пошутили.
Последние несколько километров — заброшенная ЛЭП с чахлыми деревцами. Под колёсами — чёрное торфяное болото, которое хочется назвать «чача». Может, из-за того, что чавкает… Поваленные вкривь и вкось деревья, пни, корни. Машина, лёжа в этой чаче на брюхе, совершенно беспомощно вертит колёсьями. Глубина разная, в среднем — «вам по пояс будет», хотя это не важно. Всё равно — «гонка на лебёдках».
Фотографии делать было некогда, да и забыли про это.
Слева нас обходит Караев (В то время, не знаю, как сейчас, широко известный в узких кругах спортсмен-трофист. Прим автора 2020) на своей «семидесятке» с механической лебедой. Мы ползём не быстро, но уверенно. Между делом стащили УАЗ на небольших колёсах со здоровенного бревна.
В какой-то момент впереди нарисовалось тело чужого штурмана, бродящее средь кустов, и произнесло речь типа: «Дальше не надо, не советую…». Но, как известно, слушать чужого штурмана — самое последнее дело. А слушать надо только своего. Он ошибается редко, потому как знает, что если ошибётся — его оставят в лесу… Только вперёд! Проползаем мимо нескольких неподвижных машин. Народ суетится, пытается что-то предпринять. Перед нами ещё «восьмидесятка» со сгоревшей лебёдкой. Человек из неё просит дотащить его до «дороги» и показывает вперёд, где метров через 50 начинается та самая ЛЭП. Интересно, как получится одной лебёдкой тащить две машины на связке, если сами едва движемся? Получилось. Метров 30. И сел первый аккумулятор. Он и так сделал больше, чем мог. Когда мы на втором аккумуляторе подтянулись к ЛЭП, поняли, что, видимо, зря мы его сюда тащили, проще было ему спасаться в обратную сторону…
Дальше помню смутно: лебёдка не тащит, стали цепляться через блок, обледеневший трос режет мёрзлые руки, кончается второй аккумулятор, упало давление масла (хоть лампа ещё не горит), движок перегревается, приходится выключать, уже не хватает электричества запустить его вновь… А это что за масляные разводы в болоте вокруг машины? Я их видел уже час назад, но в том месте надеялся, что это чужое масло… Как-то не к месту вспомнилось, что затонувшие подлодки искали по масляным пятнам, всплывавшим на поверхность… Уровень масла меньше нормы, значит, где-то резво уходит. Доливаем и тянемся дальше, делать нечего. Нас обползают на лебёдках ещё несколько УАЗов. Да, сороковые боггеры («Злые» внедорожные колёса диаметром метр… Прим автора 2020) рулят…
Однако пустое это, лимит времени уже истёк. Теперь можно не спешить. А до финиша всего 300 метров. Или целых 300 метров. Окончательно сдох второй аккумулятор, зато слегка ожил первый. Темнеет. Холодает. Нарисовалась реальная перспектива не вернуться… Лёня борется с обледенелыми тросами, шаклами, блоком, я с лебёдкой и электричеством. Каким-то чудом мотор всё время работает ровно, не глохнет. Стало почти темно, фары не включаем, все силы генератора — на подзарядку. В рации голос Лёни — под машиной искры и огонь!!! Откуда огонь зимой в болоте? Может уже глюки? А ведь и вправду сыплются какие-то искорки…
Безразличие...
Ещё через некоторое время выползаем на сухое. До финиша метров 200. Тапку в пол, вдруг орги время прибавили, ведь мало кто мог здесь пройти в отведённые два часа! Темно. Удар. Приборы гаснут. Чудом в мгновенье успеваю сообразить и мгновенно переключиться на другой, чуть живой аккумулятор, движок не успел заглохнуть. К счастью, осталось просто доехать до финиша по сухому.
Финиш. Во время мы не уложились. Но отметку о прохождении СУ2 нам поставили. После нас финиш закрыли. В лесу ещё слышался надрывный рёв моторов.
4. Всё ещё там
«…и голове своей
руками помогал»
В.Высоцкий
Да, ты прав, утомлённый мой читатель! Дома, да на диване, да перед телевизором, да с кружкой пива — вот истинное счастье!!! Никогда полностью не понимал: зачем нам всё это надо? Вроде уже не дети, да и игрушки дороговаты. Однако поди ж ты, через неделю снова тянет туда же…
Пара фоток грязных, усталых, но счастливых физиономий на фоне едва живой машины, тёплый душ прямо в телепузиках, «фронтовые» сто грамм…
Ужин в столовке, разговоры, «фронтовые» сто грамм… Прогулка в ночи к Волге, опять фоты, «фронтовые» сто грамм… Фейерверк, фуршет, посвящённый окончанию, «фронтовые» сто грамм… Завтра домой, уж по асфальту всяко доедем! А снег всё падал… Спалось хорошо.
Утром вывешенные результаты скорее огорчили. Понятно, что средний уровень соперников повыше, чем, скажем, на Призывах, и мы, конечно, лажанулись несколько раз, но как-то уже привыкли к более высоким местам…
Надо собираться в обратный путь: оживлять чуть живую после вчерашнего машину…
Завелась с пол-оборота, как обычно, аккумуляторы успели слегка подзарядиться, пока вчера добирались от финиша. Однако удалось открыть только пилотскую дверь, и то с большим трудом, отогревая замок руками, дыханием и зажигалками. Задние двери вместе с кабиной превратились в один сплошной кусок льда. С громким щелчком, больше похожим на удар, стронулась с места. Крутятся три колеса, четвёртое намертво заблокировала замёрзшая в барабане чача. На трёх колёсах, боком, едва не цепляя остальные машины, выползаю за ворота дома отдыха. Колесо «отлипает» минут через десять ёрзания туда-сюда. Тормозов, однако, нет вообще. И подозрительно туго вращается руль, похоже на гидроусилитель. И этот свист, от которого уши закладывает — ремень? В общем, надо всё смотреть.
Подмораживает, снег не перестаёт второй день.
Тут опять повезло — удалось найти горячую воду из шланга в поселковой котельной. Мужики за недорого протянули нам на улицу шланг.
Вскрытие показало: тормозов быть и не могло, всё намертво смёрзлось. Часа два-три ушло на промывку тормозов. Результат неплохой — тормозит переднее левое и заднее правое. Хуже с гидроусилителем — сломало пополам кронштейн, срезало верхний болт, часть осталась внутри. Опять к местным котельщикам, те куда-то позвонили, тут же примчался мужичок, назвался сварщиком. Он действительно довольно быстро и грамотно сварил куски кронштейна, предварительно даже разделав кромки. Мы тем временем кумекали, как вытащить остатки срезанного болта М10 из тела головки блока. Кто понимает — знает, занятие, неприятное даже в гараже. Точнее сказать — страшный сон даже хорошего слесаря. Решили засверлить, нарезать резьбу М6 и временно затянуть кронштейн «детским» болтом М6. С собой был весь инструмент, включая дрель, болгарку и преобразователь на 220 вольт. Однако участливый сварщик принёс волшебный самодельный инструмент, названный им гордо «экстрактор». Несмотря на образование и определённый опыт, я такого слова не слышал и инструмента такого не видел. Это небольшой трёхгранный заострённый керн с квадратом под ключ на хвостовике. Сварщик посоветовал его забить в засверлённое отверстие в обломке застрявшего болта и попробовать провернуть, может, обломок и выкрутится. То ли экстрактор действительно оказался волшебным, то ли в очередной раз повезло, но обломок стронулся, и его удалось выкрутить.
Пока мы так ковырялись на свежем воздухе, мимо нас, сотрясая землю, в лес, в сторону вчерашних баталий проследовал гусеничный ДТ-75 с гордо поднятым ковшом и интеллигентного вида человеком в очках и кепке за рычагами. Через день мы узнаем, что трактор утоплен там, где мы рубились вчера, в попытке спасти вмёрзшую в болото за ночь машину.
Часа в три дня Кирюха принёс нам к машине еду, горячий ролтон пошёл на «ура». Впервые за последние два года награждение прошло без нас. Снег не прекращался, начало темнеть. Почему-то казалось, что путь домой не будет сложным, по сравнению с тем, что мы уже пережили…
5. Оттуда
«…как будто ночь, кругом пятьсот,
ищу я выход из ворот,
но нет его, есть только вход,
и то не тот…»
В.Высоцкий
За два дня дороги замело. Нам, конечно, оно бы ничего, но тормозить передним левым и задним правым на скользкой дороге сложно. Лучше вообще не тормозить. На том и порешили.
Километров за двадцать до Твери послышался запах горелого. Осмотр показал — воняет оттаявшая чача на глушителе. А заодно и обнаружили вчерашнюю течь масла — из заднего сальника коленвала — капало. Долили немного.
В Твери заправились и подкачали колёса. Давно стемнело, для начала нам предстояло пройти отрезок безлюдной дороги в 120 км до Шаховской.
Идём на третьей передаче и полном приводе — скользко, скорость около 40-50 км/ч. Почти сразу снова начало троить. Переходим на вторую, затем и вовсе глохнем. Через минуту заводимся, всё нормально, едем ещё 5-10 км, и всё повторяется сначала: перестаёт тянуть, остановка, пауза, заводим и — дальше. Примерно через час, проехав таким образом километров тридцать и остановившись в очередной раз, увидели, что масло стало капать очень быстро…
В какой-то деревне остановили менты. У Кирюхи всё-таки спросили права…
Ехать было жарко, и не из-за печки. Даже на небольшой скорости и полном приводе машину надо было «ловить» на заснеженной дороге, особенно после разъезда со встречными фурами, идущими иногда почти по центру, поскольку приходилось прижиматься максимально вправо к кювету. К счастью, встречные проходили редко.
Вроде понял, почему периодически троит. Похоже на обмерзание карбюратора. Отсоединил шноркель — не помогло. Однако масло уже не капает, а течёт струйкой. Долили последнее. До Шаховской ещё 50 км.
Пока плетёмся, вспоминаем детскую задачу про бассейн, в котором из одной трубы втекает, в другую вытекает… Главное, чтоб вытекало медленнее, чем втекает. Жаль, что втекать уже нечему. На четвёртой не тянет, чем ниже передача, тем выше обороты. Но на высоких оборотах выше давление масла — быстрей уходит. Замкнутый круг.
До Шаховской ещё 30 км. «Тошним» потихоньку, ждём, когда кончится масло… Если что, Кирюха сгоняет. Хотя перспектива ждать пару часов в холодной машине не радует. Однако деревья в лесу растут, пила, топор есть — не зажжем, так пока попилим, согреемся…
В таких мыслях часам к 10 вечера добрались до Шаховской. Масло — на минимуме. Оказывается, почти 6 литров масла в УАЗовском моторе — это не недостаток, а скорее достоинство!
В придорожном кафе грязные угрюмые фигуры с фонариками во лбах вызывали удивлённые взгляды даже у видавших виды дальнобойщиков. Чему я больше был рад — не знаю, тёплому супчику или купленным 10 литрам масла…
Выйдя из тепла к машине, с удивлением обнаружили, что спущено заднее колесо.
Хорошо! Что это случилось не вчера в болоте. Уже не спеша, под восторженные вопросы дальнобойщиков: «Вы что, охотники?» поставили запаску. Утеплили радиатор. Долили масло.
Однако немного потеплело, дорога — мокрый асфальт, ближе к дому снега почти нет. Да и на сытый желудок веселее как-то… До дома ещё 160 км.
Пошли повеселее. Скорость 50-60 км/ч, пока не обмерзает. Опять менты. Долго говорят с Кирюхой, наверно, спрашивают про права…
Дворники… Им-то чего не хватает? Только недавно новый мотор им поставил…
Что-то подозрительно долго не останавливаемся, минут тридцать. Нет, сглазил. Впереди менты посреди пустой дороги включили мигалки. Поравнялись, Лёня им в сердцах: «Ну чё вам надо!!! Вы задолбали!!!» Видно сказано было искренне и менты молча, испуганно хлопая глазками, показывают своими «волшебными» палками куда-то вниз, в кювет. (В те стародавние времена ещё за переделки внедорожников не наказывали. Прим автора 2020).
В пологом кювете метра три глубиной враскорячку стоит шеви-нива, вокруг которой беспомощно бродит мужик. Женщина стоит поодаль. Понятное дело, в ниве нет ни лопаты, ни троса, ни шаклов, вообще ничего для самоспасения. И правда, зачем это всё в ниве? Она же и так «прёт везде…»!
Да кроме этого буксирные проушины наполовину закрыты понтовым пластиковым обвесом. Тюнинг! Случайно нашли в нашем хозяйстве маленький, «детский» шакл. Размяли лебёдку, ей, похоже, было в удовольствие тащить этот «детский сад».
Пара была просто счастлива, даже отблагодарила бутылкой водки, сказали, что им нас послал Бог… Похоже на правду, за эти полчаса мимо никто не проехал.
Менты молча и с удивлением на всё это смотрели. Похоже, они вообще не поняли, кто мы и как мы вытащили ниву… Даже не спросили права у Кирюхи…
Наконец выбрались на Минское шоссе. Чисто, широко и комфортно. «Лошадка, дом почуяв», понеслась… Скорость под 80. Красота…
Вдруг в рацию нечленораздельное бульканье, понятны только слова «стой» и «огнетушитель»… Выскакиваем, сзади в районе глушителя огонь! Открытое пламя! Всё просто: чача, подсохнув на глушителе, оказалась обычным торфом и, естественно, загорелась! В темноте на обочине осталась зловеще светиться горсть горящих углей.
В Обнинск приехали часа в три ночи. Наши менты на въезде в город спросили права у Кирюхи…
Эпилог
Стало понятно, почему орги назвали соревнование «Крещение». Наше 8 место скорее огорчает, чем радует, однако могло быть хуже…
Всего из 43 машин в разных зачётных категориях, запущенных по нашей трассе, смогли финишировать только 14.
Всё описанное здесь действительно произошло. Однако ничего серьезного или тем более экстремального в этих происшествиях нет. Во многом это простая глупость и наши недоработки, есть элемент везения и удачи, однако есть и небольшая толика наших заслуг….
И уж, конечно, ничего серьёзно не угрожало нашему здоровью и, тем более, жизни…
Хочется поблагодарить Кирилла Ершова за поддержку и помощь, Александра и Татьяну Моториных, Сергея Матвеева, Сергея Паршина и Игоря Антонова, Антона Пучкова и всех, кто готов был сорваться на помощь и просто звонил, переживал.
Миха 4WD
Обнинск — Тверская обл. — Обнинск
19-21 января 2007 г.
Апрель 2020.