Новосибирск — Байкал или 5000 км без опыта

16.03.2020 | 11563 просмотра

Всем доброго дня! Спустя 5 лет решил написать о путешествии к Байкалу. Во времена своего лихого студенчества, когда люди уже привыкли, что нет доллара по 30 рублей и новой Камри за 1 миллион:)

Небольшая предыстория.

Родился я в Иркутске, и с полутора лет каждый год ездил с семьей на Байкал. Всегда собиралась большая компания, много машин, интересная дорога и очень классные люди. Каждый день был наполнен рыбалкой и купанием в чистейшей воде, а вечера проходили с шумным веселым застольем под Modern Talking, Михаила Круга и Ивана Кучина.

В 6 лет мы с семьей переехали в Новосибирск, поездки стали реже, да и компания собиралась уже куда меньше. И тем не менее, поездки на Байкал для меня остались чем-то родным, трудно описать, возможно переехавшие иркутяне меня поймут.

Живя в НСК, мы с семьей ездили пару раз на Алтай, но байкальские эмоции и впечатления он перебороть не смог. Да простят меня любители Алтая:)

После переезда в другой город я твёрдо (в шесть-то лет!) решил, что как только у меня будет машина — еду в родные края, несмотря на расстояние в 2500 км в одну сторону! На удивление, решимость сохранялась и росла, и в 2014 году мечта свершилась (прошёл год после покупки машины, купил в начале осени, подумал, холодно — отложу). За сезон 2013-2014 ездил только в городе, устройство авто знал на 2 из 10, но ехать-то нужно!

Первой машиной стал двухлитровый Марк 1994 года, в более-менее живом состоянии, с ультрамодной Tourer губой и резиной как на Рав4 (параметров шин я не изучал, купил по принципу — чтоб 17-ые были).

В путешествие со мной отправились моя девушка и трое друзей (парочка + одинокий холостяк). Ещё один наш товарищ очень переживал, что у него не получилось с нами поехать.

Впереди были более 5000 км. Никто из нас не ездил так далеко, тем более на древних машинах с правым рулем (второй машиной был Аккорд 2000 года). Оставшиеся в НСК друзья назвали нас камикадзе:)

Сборы были нехитрыми:

1. в машинах поменяли масла, проверили ходовку и наличие всех жидкостей;
  2. с собой взяли пару литров масла на доливку и по домкрату с запаской (вот она вера в японский автопром!);
  3. Собрали вещи, непортящиеся продукты (консервы, крупы, пиво). Навигатором с рациями заморачиваться не стали, и не особо пожалели. На трассе полно указателей, а в городах пользовались телефонами.
  4. Забронировали на неделю турбазу, именно ту, на которую я всегда ездил с семьей.

План был такой: рано утром выезжаем из НСК, к ночи приезжаем в Красноярск (800 км) и ночуем там, затем к ночи добираемся до Иркутска (1100 км), ночуем у деда на даче, утром закупаемся недостающими продуктами и мчим на Малое море (400 км).

Можно доехать за сутки, если меняться, но у нас было 3 водителя на 2 машины, да и хотелось ехать спокойно, наблюдая Русь матушку:)

Тёплым июльским утром наша компания из 5 человек делает фото на фоне 2 верных японских коней и двигается в путь! Все радостные, глаза горят — первое большое путешествие!

Спустя 2 км Аккорд встаёт. Беглый осмотр трёх крайне малоопытных механиков не находит повреждений (ещё бы!). Спас Гугл, перегорел какой-то предохранитель, раннее утро — магазины не работают, но энтузиазм не пропадает. Спустя час поисков предохранитель найден и поменян — едем!

Далее проще описывать в пройденных км:

100 км — музыка орёт, мы, счастливые, подпеваем.

200 км — музыка орёт, мы счастливые.

300 км — громкость музыки убавилась, на Аккорде отвалился кусок подкрылка, друг Паша со словами «да и х*р с ним» едет дальше.

400 км — из-за неопытности езды колонной обе машины матерят друг друга в духе «ты меня не подождал, зачем так быстро, ты почему такой тормоз» и т.д.

500 км — не ругаемся, смирились, мой товарищ пересел в Хонду, мы с девушкой едем вдвоём.

600 км — все устали, энтузиазма всё меньше. В придорожном кафе я съел тарелку бесплатных сухариков, и после фразы моей девушки «что ты ведёшь себя как бомж» мы около часа едем молча.

700 км — темно, женский состав спит, мы с парнями, собрав волю, едем.

800 км — мы в Красноярске. Уставшие от руля, еле нашли квартиру (все-таки надо было бронировать заранее), выпили по бутылке пива и легли спать.

Утро следующего дня — вчерашней усталости как и не было, первой мыслью было скорее сесть за руль! Немного погуляли по Красноярску, «оценили» его односторонний центр, реально оценили местную набережную и медуниверситет (почему именно их — не знаю). Позавтракали и в районе 10 утра двинулись в путь.

И это было зря, ведь до Иркутска ехать 1100 км, на 300 км больше чем из Новосибирска до Красноярска.

Первые 500 км прошли относительно быстро, следующие 400 км монотонно (вылез-посмотрел-обгон и снова), а за следующие 200 км мы поняли, что дорога до Красноярска была прогулкой. На многих участках тогда делали дорогу, поэтому ехали мы довольно долго. Спустя какое-то время Паше это надоело, и он стал объезжать заторы перед ремонтом дорог. Я по неопытности (и с меньшим порогом наглости) так почти не делал, поэтому наша колонна из двух машин разделилась на 70 км. Ребята были вынуждены ждать меня на заправке около 40 минут.

После до Иркутска как раз осталось примерно 200 км. Время около 00:00, темно, машин мало. По дороге встречаем неожиданно брошенный кирпич и не менее неожиданный КАМАЗ с неработающими фарами (как он ехал — загадка). Поэтому несмотря на острое желание спать и добраться до места — скорость пришлось сбавить.

Я уже наездил около 50000 км, но те 200 км для меня до сих пор остаются самыми сложными.

Трасса пустая, ориентир — только твои фары (когда едешь за кем-то, видишь все изгибы дороги). Глаза устали, дорожная разметка плывет, очень хочется спать. Музыка не помогает, разговаривать не с кем — спутники дремлют, глаза все чаще начинают смыкаться. Заснуть не давала только ответственность за близких, находящихся в салоне. Сразу скажу, я не подаю это как подвиг, просто ощущения от первой дальней поездки.

В итоге к 3 часам ночи под рэдбул и кофе (которые, кстати, не помогали, реально спасала только разминка в виде остановки и похода в магазин АЗС) мы добрались до дачи.

Там нас тепло встретил мой дедушка, разместил, и уехал в город. В ответ на мою фразу «Дед, мы не поедем раньше 11, хотим выспаться» он ответил: «Само собой» и приехал на следующий день в 8 утра. До Байкала осталось чуть-чуть, поэтому, несмотря на сонность, мы таки встали и поехали закупаться на рынок.

Купив всё, что было нужно, выехали.

Эта дорога в 400 км была просто нереальной — на смену равнинам приходили нарастающие горы, каждая деревня воспринималась мной с ностальгическим восторгом. Самое приятное, что мое настроение разделяли все!

И вот мы, спустя несколько часов, повернув налево на развилке перед МРС, в радости от открывающихся видов Байкала подъезжаем к шлагбауму турбазы. Эмоции, которые я испытал, выйдя из машины, не передать словами! В нос бьет свежий воздух гор, неповторимый запах горных трав, вокруг суровая хвойная и скалистая байкальская природа, впереди мой любимый Байкал и та самая база, где я отдыхал, будучи совсем мелким. Это было счастье, которое потом каждый день меня сопровождало. Друзья, безусловно, тоже оценили природу и антураж, но без моей ностальгии:)

Турбаза простая: домики без удобств и общая кухня. Из главных её преимуществ (кроме моих детских воспоминаний) — расположение. Она занимает целую бухту, с эдаким полукругом невысоких гор вокруг и с выходом на озеро. Отдыхают там в основном люди 40+, поэтому местный персонал, наполовину состоящий из молодежи, был рад нашему приезду.

Расположились мы в двух домиках, между ними поставили кухню-палатку. В ней и проходили большинство вечеров. Один раз нас чуть не сдуло вместе с палаткой, резко налетел местный ветер — Сарма (как-то связанный с Сарминским ущельем, говорят, прям оттуда он и дует)). Девочки забежали в дом, а мы с парнями ловили нашу улетающую кухню. Ветер закончился так же резко, как и начался. Кстати, вечерами бывает довольно холодно даже летом, поэтому рекомендую брать с собой теплые вещи.

Вечером первого дня нам позвонил тот самый товарищ, который тоже хотел поехать, и сказал, что поменял свою Мазду на Карину с доплатой и на эту доплату купил билеты на поезд себе и своей девушке. В тот момент он уже ехал в купе. На следующий день мы встретили их в Иркутске и вернулись на базу. После этого нас стало семеро, повезло, что в домиках были доп. кровати.

Ни дня не проходило без рыбалки. В Новосибирске я не рыбак вообще, т.к. Обь река довольно грязная, со всеми вытекающими последствиями.
На Байкале же — другое дело! Вода чистейшая, куда бы ни заплыли — дно и плавающих рыб было видно всегда. Улов порой был скромный, но сколько кайфа от процесса!

Купались тоже каждый день. Девочки в основном загорали, а мы ныряли с местной плавучей дискотеки. Вода вполне сносная, около 17-19 градусов. Местами на песчаном дне росли длинные водоросли, задевать их было не очень приятно)

Ездили везде, где позволяли наши седаны. К сожалению, не получилось съездить на Ольхон. Несколько раз доезжали до парома и всегда видели огромные очереди. Зато будет повод съездить ещё раз.

Расстроило и то, что вокруг полно баз и туристов. И просто огромное количество китайцев! С каждого сантиметра земли на Малом море пытаются заработать — всё застроено.

Вокруг Байкала ходит много мифов и легенд, связанных с распространенным в местных районах шаманством. Что-то нам рассказывали местные ребята, что-то нашли сами в интернете. Мы ничего мифического не видели, но после подобных рассказов идти 50 метров глухой ночью от домика до туалета было не по себе))

Каждый вечер мы жарили шашлыки или коптили рыбу. Отчего продукты, а особенно пиво, удивительно быстро заканчивались)

В очередную поездку до магазина мы в какой-то момент заметили, что обе левые шины на Марке стёрлись до корда, и по возвращении в Иркутск пришлось купить 2 новых баллона.

В целом байкальский отдых прошел на ура. Вспоминаем до сих пор.

На обратном пути мы снова приехали в Иркутск на дачу деда, я оставил ребят и поехал в город купить колеса. Как же круто было кататься по городу, в котором жил так давно и в котором прошло всё детство! Съездил в родной район (Юбилейный, привет!), погулял по двору, зашел в подъезд с давно проданной квартирой… Неописуемая ностальгия, чего уж тут)

До Новосиба доехали без особых приключений. Двое суток прошли веселее, ведь обратно мы ехали всемером. Из неприятного — Аккорд подбил поддон коробки, пришлось ехать на холодной сварке. В целом дорога обратно далась легче, не зря говорят — в сторону дома всегда едешь быстрее.

Общие выводы такие:

• Праворульки вполне подходят для дальних поездок:)
  • Мечты должны сбываться, дерзайте!
  • Из поломок: потерянный подкрылок и пробитый поддон на Аккорде, 2 шины на Марка.
  • Длинная дорога выматывает, но если будет возможность — мы с радостью поедем снова.
  • Расход двухлитровых Марка и Аккорда укладывался в 10 литров на 100 км.
  • По деньгам вышло около 15-20 тысяч на человека, в 2020 году точно нужно больше.
  • Проблема федеральных трасс не столько в качестве покрытия, сколько в отсутствии освещения и однополосности. Ну и халатности рабочих, оставляющих за собой кирпичи.
  • Если собрались ехать на Байкал, не откладывайте. Очень грустно, но с каждым годом там всё больше мусора и китайцев.

Ирония, но спустя пару лет любимый Марк нашел свой столб, но это уже совсем другая история.

Спасибо всем, кто прочитал, запоминающихся вам путешествий!

Никита Ремезов

март 2020 года

"Очень грустно, но с каждым годом там всё больше мусора и китайцев."- нынче коронавирус поубавит народу и китайцев.

Тоже ездили на Байкал, из Братска, с родителями всё детство. Особенно тоже нравился район Малого моря. Какие там места были... (были, потому что сейчас там всё тупо застроено базами и всякой дрянью для туристов).

И каждый раз когда теперь в редкие моменты снова приезжаешь в эти места, приятно вспомнить.
nbt

Поэтому вот такой дурной молодняк на трассе и не любят, воспринимают поездку, как развлекаловку, музыка орет, тёлки визжат...Заторы перед ремонтом дорог объезжаем. В некоторых местах за это можно по морде схлопотать. Школота.
Василич
Не поверишь их и сейчас полно.

Край земли
Михаил424
Ностальгический отчёт, - такие интересно читать, особенно когда у самого нечто похожее было. https://travel.drom.ru/25884/ Тоже ездили на Байкал, из Братска, с родителями всё детство. Особенно тоже...
Ну с братска не далеко ехать,сам два раза туда с друзьями ездил спонтано просто сидя в машине,принималось решение.час на сборы и мы уже в пути. А сейчас семья,уже так не получится.
Дикий Прапор
Светлогорск
Очень хорошо написано! Но ехать на старых путём неподготовленных машинах - все же опасно!

Я не нацист! Но как же бесят вездесущие китаёзы! Не спасает ни коронавирус, ни травматовирус, ни битавирус!!! Чем их травить?
---------------
Быть бобру!
Отличный рассказ!
Ребята хорошие, карма на месте)
славик
у нас вообще 13000 без опыта на юга получилось)
славик
у нас вообще 13000 без опыта на юга получилось)
Где Ваш рассказ можно почитать?)

Зачем царапать свои имена на доске?
Мой отзыв: Mercedes-Benz M-Class 2009
славик
Где Ваш рассказ можно почитать?)
Пока только у меня в голове)

Полста четыре
Прикольно! Мы тоже в молодости так же безбашенно путешествовали. Только под ...опой у нас в те времена были такие же старые Жигули разных моделей))))

Сейчас вам выскажут за "Новосиб" :D
По поводу "объезжали заторы" - лучи негодования.

Пруль отлично приспособлен к дальним поездкам,если движение левостороннее.

5 лет назад еще норм было на Байкале. Сейчас вас туда китайцы уже вряд ли пропустят. Их территория.
Мой отзыв: Toyota Aqua 2012
славик
Пока только у меня в голове)
Надо будет его вытащить из головы на бумагу :) и на Дром. Заинтриговали.) Надо бы поделиться впечатлениями.

nbt
Очень грустно, что все ваши поездки проходят в серьезной тишине и окружении мужчин (они то наверняка не визжат). Да и называть "телками" девушек как-то неприлично, в других местах за это можно и по морде схлопотать))

Заторы несколько раз объехали, каемся. Не нужны быть ханжой, все так делали, а мы об этом написали)

Rem96
Оправдания ищите. Ну-ну, лучше про столб для Марка расскажи.

mode1
Оправдания ищите. Ну-ну, лучше про столб для Марка расскажи.
А за что оправдываться?;)
Да как у многих - полный свап на турбо, потом летом резко поймал зацеп и улетел
Миха
Ты на Улирбе был? Места классные!!! Я уж 20 лет в Ирк живу, красота неописуемая....
Особенно весело было, когда не женат был, девок возил в студенчестве... визжали от восторга красоты и от... сами понимаете)))

Я в этом году тоже туда поеду... оторвусь по полной, Малое море, Улирба
Молодцы, но арифметика у вас между Иркутском и Красноярском много не сошлась.) Самый первый раз был в Энхалуке, остальные разы Выдрино, Байкальск и т.д.

Я в этом году тоже туда поеду... оторвусь по полной, Малое море, Улирба
Да, на ней) В связи с текущими событиями граница закрыта, тоже видимо поедем по России куда-нибудь)

Нафиг таких друзей - ты их везешь на своей машине, весь день рулишь, а к вечеру они первые вырубаются и плевать на водителя хотели, как он после целого дня за рулём в ночь глаза таращит.

Друзья норм, я бы на их месте сам наверное вырубился) Водитель ведь в движении, и мозг работает-анализирует, а пассажирам делать толком нечего)

Зря потратил время на чтение. Автор, автопутешествия это не твоё, а написание отчетов о них, тем более.

Qx24
Ещё и на комментарий время потратил, не жалко?)

Видно вам понравилось, а это главное. Опытных у нас около процента, процентов семьдесят всего лишь хотят быть похожими на опытных. А мы отдыхаем как умеем, и правильно не хуже опытных. Удачи
Мой отзыв: Лада Х-рей 2017

Rem96
Не скажи. При поездке на дальняк всегда должен быть друг-штурман, который будет бодрствовать. Иначе есть риск ни кому не доехать.

Qx24
А мне поноавилось. Вспомнились наши первые вылазки в Яровое, Шерегеш и горный, в пору постстуденчества.

Одного непонял. Автор пишет, что все детство прошло в Иркутске и то что переехал в 6 лет. А возраст с 6 до 12 - это тогда какой период?

Nachtwandler
Бесспорно, сейчас уже мы этот момент учитываем)

Nachtwandler
Утрирую, конечно, просто воспоминания очень яркие) Дошкольное детство, так вернее!

нп около Новосиба
Sovenoc
Сейчас вам выскажут за "Новосиб" :D
По поводу "объезжали заторы" - лучи негодования.
Дмитрий Н-ский по весне в стационаре должен пребывать. Хотя могёт меж процедур
В дороге и веревочка пригодится...

Rem96
Ну песец, прям, а сам ни разу не называл? Среди друзей? Ога, простите, я не знал, что в британское посольство попал.
А я езжу в тишине с семьей. Это ваше поколение толерантно к окружению мужчин, мы про такое и не знали.
А мне понравилось! Сам ездил на юг Байкала в 2010 году из НСК. По неопытности(тогда ещё не знал, что ночевать в дороге можно в придорожных гостиницах:)) ехал до Слюдянки 32 часа без сна... Самая тяжелая моя поездка получилась. Хотя не самая дальняя... Обратно таким же путем, но уже 26 часов. это уже после стали путешествовать "по науке": с ночевками и отдыхом...

Павел
Молодцы. Мы в 2012г в четвером на марке до Сочи ездили... После этой поездки, так и хочется еще раз куда-нибудь съездить. А на Байкал мы ездим иногда просто на выходные, а каждым летом дней на 10 в Усть-Баргузин... Вот там отдых так отдых...

nbt
Начнём с того, что ты мне не друг, чтобы так выражаться в отношении девушек в компании моей поездки.
На этом предлагаю закончить)

Усть-Ордынский
Rem96
А я наоборот хочу на Алтай сездить, в нске постоянно бываю, а на Алтай ни разу не сездил надо восполнить пробел, по работе не получается нет заказов

Павел
До Сочи - сильно!
Здорово когда такие места так доступны в плане расстояния. У нас до Алтая подальше ехать)

Аккорду не везло, не любил он Байкал!!!
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2012

Борис Карлоич
Надо, там тоже много чего посмотреть можно! И чуйский тракт великолепен)

Гонял в одного из Новосибирска на Байкал, выехал в пятницу вечером, в воскресенье с утра уже на месте был (2000 с копейками км?). Шибко вроде не торопился, но перло двигаться. В машине матрас надувной в полный рост, в пути раза 2-3 спал в ней часа по 4. Тогда еще трассу до конца не построили, Нижнеудинск еще был адский трэш и жировал на шиномонтаже. Фото на мысе Хобой.

PEBEPC
Мощно) Не скучно одному было ехать?

Rem96
Мощно) Не скучно одному было ехать?
Да нет, не первая поездка. Удобно что ни под кого не приходится подстраиваться. Поехал на Байкал без конкретных планов/мест и намотал там еще под 2000 км - прокатился по южному берегу, заехал в Аршан, на Ольхон.

PEBEPC
Есть на Дроме почитать Ваш рассказ?

Rem96
На этом предлагаю закончить)
пользователь
почаще приезжай на малую родину земеля
Мне рассказ понравился 5!

Полста четыре
Я тебе в отцы гожусь. Действительно, не друг.
Ты здесь никому не друг. Это уже все поняли и запомнили.
VQ40
Великий Новгород
Хороший рассказ. Да первые путешествия в молодости запоминаются надолго. Сейчас назад оглядываешься и думаешь: "Какие были отчаянные, ни навигаторов ни смартфонов. Карта бумажная и указатели. Денег в притирочку, кредиток тогда и не было".
Эх. Повторить бы те времена.

Круто!
У нас вообще все очень спонтанно вышло. Вроде собирались,а вроде и нет. Буквально утром решили,что все таки поедем ( благо работа позволяла так решать)). И мне так же очень запомнился участок от Красного до Ирки. Еще из Красного около 3 дня выехали, плюс на трассе после 1 ночи туман лег,плюс ремонты дороги. В общем, в Иркутск мы к 7 утра приехали. Устать не устал(я больной до руля)),но туман делал нервы.
А Ольхон - это отдельная тема. Круче места, для меня, просто нету нигде(много где был и в РФ и за границей). Энергетика нереальная. Алтай отдыхает. Очень рекомендую вам побывать на Ольхоне! Наверно,поймете меня)
Классный рассказ! Вы молодцы! Именно так и надо путешествовать: просто брать и ехать, и не слушать никого)
P.S. а японский автопром самый лучший спутник в таких поездках))

красноярск
а мне очень понравился отчет. молодцы ребята . сам хочу давно посетить Байкал . но читая отчеты смущает толпы туристов из поднебесной, я сейчас предпочитаю тихий спокойный отдых подальше от людей. )

Rem96
А за что оправдываться?;)
Да как у многих - полный свап на турбо, потом летом резко поймал зацеп и улетел
И поделом.
Круто! Читал и прям ностальгией накрывало. Лето 2018 вдвоем с женой так же решили прокатиться. Только конечным пунктом был Ольхон. У нас вообще все очень спонтанно вышло. Вроде собирались,а вроде и нет....
Ездили на Ольхон, да места там живописные, Сарма и Баргузин делают вещи ))) но Алтай нравится больше (не туристический).

Я тебе в отцы гожусь. Действительно, не друг.
Уважаемый, потратьте время на что-то полезное, вместо того чтоб строчить желчные комментарии) В отцы годишься раз - будь мудрее!

Спасибо, приятно! О вашем путешествии тоже с удовольствием бы почитал!
На Ольхон дай бог тоже съездим)

андрей 34
Спасибо! С каждым годом их все больше, поэтому тут уместна фраза: "Моложе чем сейчас ты уже никогда не будешь". Надо ехать)

Rem96
А я в своем первом комменте в теме мудрую вещь и сказал. Куча народу проплюсовали.

андрей 34
Был и на Ольхоне, и на Бурятском берегу - толп китайцев и просто толп не видел. По сравнению с туристическим Алтаем там вполне себе немноголюдно.
проминант, бифор, зинка, цэлка, чайник, линолеум, пасат, импреза, хомяк, аудиурод
Тлкп - есть

nbt
Сделать выводы по субъективным суждениям - не мудрость, а мнение.
Если вам так важна погоня за плюсиками, то у вас явно комплексы)
Не вижу смысла отвечать вам в дальнейшем, всего доброго!
ANDREW Ch
на байкале мало туристов из Китая. Может с бурятами перепутал?)
Само по себе направление классное (Байкал), а в компании так вообще здорово!! Ездили тоже на машине из Новосибирска на Ольхон в 2016 году, тоже море впечатлений, но тогда уже был опыт. Без опыта получилась поездка в Европу в 2014 г. https://travel.drom.ru/29838/
А после еще ряд направлений в т.ч. Алтай. Тоже была гора критиков, но это ничего, они всегда есть. В поездках жизнь воспринимается иначе, поэтому автор не останавливайся на достигнутом, путешествуй и желаю добраться до Ольхона.

ANDREW Ch
на байкале мало туристов из Китая. Может с бурятами перепутал?)
Туристов из Китая мало, потому что там много хозяев из Китая. По крайней мере, чувствуют они там себя именно хозяевами. При паромной переправе на Ольхон сначала едут китайцы, потом русские.

Спасибо, про Европу обязательно почитаю! Доберусь, куда денусь)

Привет из параллельной вселенной :)
Toyota Hilux Surf RZN185'99

Почему-то не получается добавить фотографии. Пробую так: https://prntscr.com/rllbcu
Toyota Hilux Surf RZN185'99

burjui
Привет из параллельной вселенной :)
О, привет!))

АвантЮра
Алейск
Rem96
Если вы объезжали заторы, значит НЕ ВСЕ так делали.Кто-то стоял и ждал.

Вадим-22RUS
Молодцы ребята)))Классно прокатились!!!Бываю иногда в НСК)))Привет из Рубцовска!!!

Хотя бы один раз, но на Байкале нужно побывать.

Не понятно в каком году, месяце поехали. Хоть бы дату написал.
Toyota Ipsum - SXM10G-ARSGK 1999г., Toyota Prius 2010.