|
Всем доброго дня! Спустя 5 лет решил написать о путешествии к Байкалу. Во времена своего лихого студенчества, когда люди уже привыкли, что нет доллара по 30 рублей и новой Камри за 1 миллион:)
Небольшая предыстория.
Родился я в Иркутске, и с полутора лет каждый год ездил с семьей на Байкал. Всегда собиралась большая компания, много машин, интересная дорога и очень классные люди. Каждый день был наполнен рыбалкой и купанием в чистейшей воде, а вечера проходили с шумным веселым застольем под Modern Talking, Михаила Круга и Ивана Кучина.
В 6 лет мы с семьей переехали в Новосибирск, поездки стали реже, да и компания собиралась уже куда меньше. И тем не менее, поездки на Байкал для меня остались чем-то родным, трудно описать, возможно переехавшие иркутяне меня поймут.
Живя в НСК, мы с семьей ездили пару раз на Алтай, но байкальские эмоции и впечатления он перебороть не смог. Да простят меня любители Алтая:)
После переезда в другой город я твёрдо (в шесть-то лет!) решил, что как только у меня будет машина — еду в родные края, несмотря на расстояние в 2500 км в одну сторону! На удивление, решимость сохранялась и росла, и в 2014 году мечта свершилась (прошёл год после покупки машины, купил в начале осени, подумал, холодно — отложу). За сезон 2013-2014 ездил только в городе, устройство авто знал на 2 из 10, но ехать-то нужно!
Первой машиной стал двухлитровый Марк 1994 года, в более-менее живом состоянии, с ультрамодной Tourer губой и резиной как на Рав4 (параметров шин я не изучал, купил по принципу — чтоб 17-ые были).
В путешествие со мной отправились моя девушка и трое друзей (парочка + одинокий холостяк). Ещё один наш товарищ очень переживал, что у него не получилось с нами поехать.
Впереди были более 5000 км. Никто из нас не ездил так далеко, тем более на древних машинах с правым рулем (второй машиной был Аккорд 2000 года). Оставшиеся в НСК друзья назвали нас камикадзе:)
Сборы были нехитрыми:
План был такой: рано утром выезжаем из НСК, к ночи приезжаем в Красноярск (800 км) и ночуем там, затем к ночи добираемся до Иркутска (1100 км), ночуем у деда на даче, утром закупаемся недостающими продуктами и мчим на Малое море (400 км).
Можно доехать за сутки, если меняться, но у нас было 3 водителя на 2 машины, да и хотелось ехать спокойно, наблюдая Русь матушку:)
Тёплым июльским утром наша компания из 5 человек делает фото на фоне 2 верных японских коней и двигается в путь! Все радостные, глаза горят — первое большое путешествие!
Спустя 2 км Аккорд встаёт. Беглый осмотр трёх крайне малоопытных механиков не находит повреждений (ещё бы!). Спас Гугл, перегорел какой-то предохранитель, раннее утро — магазины не работают, но энтузиазм не пропадает. Спустя час поисков предохранитель найден и поменян — едем!
Далее проще описывать в пройденных км:
100 км — музыка орёт, мы, счастливые, подпеваем.
200 км — музыка орёт, мы счастливые.
300 км — громкость музыки убавилась, на Аккорде отвалился кусок подкрылка, друг Паша со словами «да и х*р с ним» едет дальше.
400 км — из-за неопытности езды колонной обе машины матерят друг друга в духе «ты меня не подождал, зачем так быстро, ты почему такой тормоз» и т.д.
500 км — не ругаемся, смирились, мой товарищ пересел в Хонду, мы с девушкой едем вдвоём.
600 км — все устали, энтузиазма всё меньше. В придорожном кафе я съел тарелку бесплатных сухариков, и после фразы моей девушки «что ты ведёшь себя как бомж» мы около часа едем молча.
700 км — темно, женский состав спит, мы с парнями, собрав волю, едем.
800 км — мы в Красноярске. Уставшие от руля, еле нашли квартиру (все-таки надо было бронировать заранее), выпили по бутылке пива и легли спать.
Утро следующего дня — вчерашней усталости как и не было, первой мыслью было скорее сесть за руль! Немного погуляли по Красноярску, «оценили» его односторонний центр, реально оценили местную набережную и медуниверситет (почему именно их — не знаю). Позавтракали и в районе 10 утра двинулись в путь.
И это было зря, ведь до Иркутска ехать 1100 км, на 300 км больше чем из Новосибирска до Красноярска.
Первые 500 км прошли относительно быстро, следующие 400 км монотонно (вылез-посмотрел-обгон и снова), а за следующие 200 км мы поняли, что дорога до Красноярска была прогулкой. На многих участках тогда делали дорогу, поэтому ехали мы довольно долго. Спустя какое-то время Паше это надоело, и он стал объезжать заторы перед ремонтом дорог. Я по неопытности (и с меньшим порогом наглости) так почти не делал, поэтому наша колонна из двух машин разделилась на 70 км. Ребята были вынуждены ждать меня на заправке около 40 минут.
После до Иркутска как раз осталось примерно 200 км. Время около 00:00, темно, машин мало. По дороге встречаем неожиданно брошенный кирпич и не менее неожиданный КАМАЗ с неработающими фарами (как он ехал — загадка). Поэтому несмотря на острое желание спать и добраться до места — скорость пришлось сбавить.
Я уже наездил около 50000 км, но те 200 км для меня до сих пор остаются самыми сложными.
Трасса пустая, ориентир — только твои фары (когда едешь за кем-то, видишь все изгибы дороги). Глаза устали, дорожная разметка плывет, очень хочется спать. Музыка не помогает, разговаривать не с кем — спутники дремлют, глаза все чаще начинают смыкаться. Заснуть не давала только ответственность за близких, находящихся в салоне. Сразу скажу, я не подаю это как подвиг, просто ощущения от первой дальней поездки.
В итоге к 3 часам ночи под рэдбул и кофе (которые, кстати, не помогали, реально спасала только разминка в виде остановки и похода в магазин АЗС) мы добрались до дачи.
Там нас тепло встретил мой дедушка, разместил, и уехал в город. В ответ на мою фразу «Дед, мы не поедем раньше 11, хотим выспаться» он ответил: «Само собой» и приехал на следующий день в 8 утра. До Байкала осталось чуть-чуть, поэтому, несмотря на сонность, мы таки встали и поехали закупаться на рынок.
Купив всё, что было нужно, выехали.
Эта дорога в 400 км была просто нереальной — на смену равнинам приходили нарастающие горы, каждая деревня воспринималась мной с ностальгическим восторгом. Самое приятное, что мое настроение разделяли все!
И вот мы, спустя несколько часов, повернув налево на развилке перед МРС, в радости от открывающихся видов Байкала подъезжаем к шлагбауму турбазы. Эмоции, которые я испытал, выйдя из машины, не передать словами! В нос бьет свежий воздух гор, неповторимый запах горных трав, вокруг суровая хвойная и скалистая байкальская природа, впереди мой любимый Байкал и та самая база, где я отдыхал, будучи совсем мелким. Это было счастье, которое потом каждый день меня сопровождало. Друзья, безусловно, тоже оценили природу и антураж, но без моей ностальгии:)
Турбаза простая: домики без удобств и общая кухня. Из главных её преимуществ (кроме моих детских воспоминаний) — расположение. Она занимает целую бухту, с эдаким полукругом невысоких гор вокруг и с выходом на озеро. Отдыхают там в основном люди 40+, поэтому местный персонал, наполовину состоящий из молодежи, был рад нашему приезду.
Расположились мы в двух домиках, между ними поставили кухню-палатку. В ней и проходили большинство вечеров. Один раз нас чуть не сдуло вместе с палаткой, резко налетел местный ветер — Сарма (как-то связанный с Сарминским ущельем, говорят, прям оттуда он и дует)). Девочки забежали в дом, а мы с парнями ловили нашу улетающую кухню. Ветер закончился так же резко, как и начался. Кстати, вечерами бывает довольно холодно даже летом, поэтому рекомендую брать с собой теплые вещи.
Вечером первого дня нам позвонил тот самый товарищ, который тоже хотел поехать, и сказал, что поменял свою Мазду на Карину с доплатой и на эту доплату купил билеты на поезд себе и своей девушке. В тот момент он уже ехал в купе. На следующий день мы встретили их в Иркутске и вернулись на базу. После этого нас стало семеро, повезло, что в домиках были доп. кровати.
Ни дня не проходило без рыбалки. В Новосибирске я не рыбак вообще, т.к. Обь река довольно грязная, со всеми вытекающими последствиями.
На Байкале же — другое дело! Вода чистейшая, куда бы ни заплыли — дно и плавающих рыб было видно всегда. Улов порой был скромный, но сколько кайфа от процесса!
Купались тоже каждый день. Девочки в основном загорали, а мы ныряли с местной плавучей дискотеки. Вода вполне сносная, около 17-19 градусов. Местами на песчаном дне росли длинные водоросли, задевать их было не очень приятно)
Ездили везде, где позволяли наши седаны. К сожалению, не получилось съездить на Ольхон. Несколько раз доезжали до парома и всегда видели огромные очереди. Зато будет повод съездить ещё раз.
Расстроило и то, что вокруг полно баз и туристов. И просто огромное количество китайцев! С каждого сантиметра земли на Малом море пытаются заработать — всё застроено.
Вокруг Байкала ходит много мифов и легенд, связанных с распространенным в местных районах шаманством. Что-то нам рассказывали местные ребята, что-то нашли сами в интернете. Мы ничего мифического не видели, но после подобных рассказов идти 50 метров глухой ночью от домика до туалета было не по себе))
Каждый вечер мы жарили шашлыки или коптили рыбу. Отчего продукты, а особенно пиво, удивительно быстро заканчивались)
В очередную поездку до магазина мы в какой-то момент заметили, что обе левые шины на Марке стёрлись до корда, и по возвращении в Иркутск пришлось купить 2 новых баллона.
В целом байкальский отдых прошел на ура. Вспоминаем до сих пор.
На обратном пути мы снова приехали в Иркутск на дачу деда, я оставил ребят и поехал в город купить колеса. Как же круто было кататься по городу, в котором жил так давно и в котором прошло всё детство! Съездил в родной район (Юбилейный, привет!), погулял по двору, зашел в подъезд с давно проданной квартирой… Неописуемая ностальгия, чего уж тут)
До Новосиба доехали без особых приключений. Двое суток прошли веселее, ведь обратно мы ехали всемером. Из неприятного — Аккорд подбил поддон коробки, пришлось ехать на холодной сварке. В целом дорога обратно далась легче, не зря говорят — в сторону дома всегда едешь быстрее.
Общие выводы такие:
Ирония, но спустя пару лет любимый Марк нашел свой столб, но это уже совсем другая история.
Спасибо всем, кто прочитал, запоминающихся вам путешествий!
Никита Ремезов
март 2020 года