На Кавказ через 30 лет

27.02.2020 | 12629 просмотров

После выхода на пенсию захотелось посетить места на Северном Кавказе, где ходил пешком в 80-90-х годах прошлого века. Решил начать с Северной Осетии (Дигория) и, если получится, потом заехать в Баксанское ущелье Кабардино-Балкарии. Участник — я один. Автомашина — Сузуки Витара. В длительном автопутешествии первый раз, пишу тоже первый раз.

18 сентября

Выезд из Москвы в 7:00. В 10:00 увидел поворот на Куликово поле. Правда, оказалось, это крюк километров 120.

Музеев на Куликовом поле три-один в месте слияния Днепра и Непрядвы, где переправлялось русское войско (с. Монастырщино), второй — дальше в нескольких километрах на самом месте битвы (музейный комплекс «Куликово поле»). В первом почти нет посетителей, провели для меня экскурсию за 500 руб. Понравилось. Второй музей гораздо больше. Несколько экскурсионных автобусов из Москвы привезли человек 200. Есть историко-экологическая тропа по полю сражения — 6 км, беседки, пруд, река, смотровая площадка с музеем. Чтобы все осмотреть, нужно часа 3, отложил до следующего раза. Есть еще мемориал на Красном холме.

Первая ночевка в небольшом отеле в 650 км от Москвы. Номер на одного — 1200 руб. Все удобства, рядом кафе. Проехал, с заездом на Куликово поле, 770 км.

19 сентября

Выезд в 6:30. Солнечно, Т+10. Дорога — поля, холмы, реки. Идет сбор и перевозка подсолнечника, сахарной свеклы, яблок. Дыни и арбузы почти все убрали. Движение интенсивное, но многие фуры пропускают, перестраиваясь на резервную полосу.

Не доехав до Нальчика 40 км остановился на ночлег. Всего проехал 850 км.

20 сентября

Выезд в 6:30. Солнечно, Т+12. В Нальчике надо было получить в ФСБ пропуск на посещение 5-километровой зоны госграницы, который я заказал почтой за месяц. Выдают пропуска с 10: 00, но перед этим надо созвониться по телефону, номер которого есть в проходной. Через 10 минут офицер выдал мне пропуск, но при этом предупредил, что в Баксанском ущелье вчера были столкновения между кабардинцами и балкарцами, поэтому решил сначала поехать в Северную Осетию, в район, который назывется Дигория.

Созвонился с турбазой «Дзинага» (координаты есть на сайте), сказали, что меня ждут, и стартовал. По навигатору — 130 км. Примерно через 30 км заправился и свернул с трассы в сторону гор. Солнечно, Т+26. Дорога красивая и неутомительная, везде асфальт, кроме последних 10 км. Машин не много.

Через 2, 5 часа приехал на турбазу. На воротах охранник, пропустил машину внутрь. Через 200 м на поляне стоит новенький 3-этажный кирпичный отель. Вокруг лес и горы.

Сначала накормили обедом, потом показали номер и оформили (пока на 4 дня, а дальше как пойдет). Номер на первом этаже, все удобства, телевизор, балкон. Цена — 1500 руб./день, включая 3-разовое питание. На территории турбазы есть открытый бассейн, но температура воды +12-14 град.

Директор Перисаев Александр Зелимханович, лет 50, приятный в общении и гостеприимный человек. Его стараниями построен современный 3-этажный отель со всеми удобствами.

Народу на турбазе немного, человека 4-5, сезон уже заканчивается, но в выходные приехали еще человек 10-12, даже встретились рыбаки.

Снаружи есть пара магазинчиков и кафе, до с. Дзинага примерно 1км. За селом находится КПП ФСБ, куда я поехал за пропуском в 5-км зону границы. Ниже — фото дороги в Дзинагу.

Оформление пропуска заняло меньше часа. Дежурный разрешил оставить на время выхода к границе машину у КПП и дал свой телефон на всякий случай. В отличие от ФСБ Кабардино-Балкарии, в ФСБ Северной Осетии пропуск не надо заказывать заранее, его оформляют сразу на срок до года. Видно, туристов здесь много меньше.

На сегодня все. Завтра — акклиматизация.

Всего проехал 200 км.

21 сентября.

Подьем в 5:15. Выезд в 6:20. Для акклиматизации выбран выход в сторону перевала Гулар (высота 2950 м). По совету отдыхавших на базе егерей, доехал за 30 минут до заброшенного селения Гулар на машине, оставил ее у шлагбаума и дальше пошел по грунтовой дороге пешком. Селение Гулар оказалось не совсем заброшенным, есть 3 новых дома, на огородах работают люди. В советское время на перевале работали геологи, туда вела дорога, но лет 40 она заброшена.

Через 30 минут развилка. Налево дорога превращается в тропу и ведет наверх по склону с редкими соснами. Направо свежая дорога спускается к ручью и уходит дальше в лес. Пошел направо. Как оказалось, зря. Через 1, 5 часа дорога заканчивается у охотничьих платформ. Позднее выяснилось, что ее проложили, чтобы в этом году выпустить в заповедник 2 леопардов. К началу дороги их завезли вертолетом. Говорят, что самец сразу ушел в другое ущелье (Цей), а самка осталась и потихоньку ест яков.

Пошел назад. Солнечно, градусов 16, небольшой ветерок. У развилки пошел вверх по тропе. Подъем некрутой, серпантином, хорошо пахнет смолой. До перевала не дошел и в 12:00 повернул назад. Спуск на машине занял час (подъём полчаса). В следующий раз пойду пешком — жалко машину.

Обед, обследование территории (есть поляна для пикников с беседками на берегу реки), ужин.

Завтра день отдыха.

22 сентября.

Решил съездить в селение Галиат (ущелье р. Сонгутидон). Когда-то мимо него проходил Шелковый путь.

Выезд в 9:30. По навигатору до Галиата 24км: 10км вниз по долине р. Урух (так называется река ниже турбазы, выше турбазы —Караугом) и 14км вверх по боковому ущелью. Дорога грунтовая. По дороге несколько селений. Первым после поворота в ущелье Сонгутидон проезжаем Махческ, где встречаются примечательные цырты (памятники умершим), дальше Фаснал, где есть памятники истории и культуры-склепы, а также развалины бельгийской горно-обогатительной фабрики. работавшей в конце 19 - начале 20 вв. В жилых 2-этажных домах фабрики до сих пор живут люди.

У селения Дунта дорога уходит влево и приводит в небольшое селение Комунта, где находится администрация района Галиат и, говорят, есть краеведческий музей. Дальше по дороге вниз, через мост и 1,5 км — селение Галиат.
На въезде много хорошо сохранившихся и не очень каменных башен и жилых строений. И — ни одного человека. Но дальше, через 1 км, появляются новые дома и люди. Оживление видно примерно в 8-10 домах, но большинство, скорее, комфортабельные дачи. Говорят, что постоянно живут 2 семьи. Встретил отставного военного 77 лет родом из этого селения, который осваивает участок и собирается строить дом.

В 12:30 собрался назад, в 14:00 был на турбазе. В столовой оживление — приехали 10-12 человек на выходные, в основном рыбаки.

За ужином взял сухой паек, так как завтракать и обедать на турбазе на следующий день я не буду.

Новый корпус т/б Дзинага.

На площадке у корпуса.

Возвращение к развилке дорог.

Галиат.

23 сентября

Подъем в 5:15. Выезд в 6:25. Сегодня нужно дойти до бывшей «Райской поляны» и вернуться обратно. Раньше «Райская поляна»  это был живописный уголок соснового леса за левобережной мореной ледника Караугом, который часто использовали туристы для отдыха перед перевалами Главного Кавказского хребта. В 1989 г. сошел мощный сель и уничтожил почти всю поляну. Я ее не видел с 1987 года.

В 7: 00 оставил машину у КПП ФСБ. Сначала грунтовка, потом хорошая тропа вдоль правого (орографически, т. е. вниз по течению) берега р. Караугом. Солнечно. Встречаются маслята, подберезовики, сыроежки, моховики. Через 3часа подъема переход по мосту из 3 мощных елей на другой берег Караугома. Недалеко поляна со следами стоянок. За ней начинается 5-километровая зона до границы, нужен пропуск.

Еще 3 часа неспешного крутого подъема по лесу, один переход речки по камням, мостик через речку из-под перевала Гурдзи-вцек, еще один через ручей и выхожу на остатки «Райской поляны». Время подъема от КПП — 6 часов. От «Поляны» осталось процентов 15. За больше чем 30 лет изменилась не только «Райская поляна». Отступил ледник «Караугом» примерно на 1 км. Из-за этого изменилась тропа, которая раньше шла по правому (орографически) берегу до ледника. Мало следов туристических стоянок. К сожалению, почти все интересные перевалы в этом районе находятся в Главном Кавказском хребте, т. е. на границе с Грузией, и недоступны.

За лесом наблюдают не только пограничники. Встретил несколько соляных кормушек и фотоловушку. Пограничников я так и не увидел, но уверен, что обо мне их предупредили.

На «Райской поляне» есть стол, скамейки и навес. Вскипятил чай и в 14:00 отправился вниз.

Если на подъеме был график 40+15 минут, то на спуске 1,5 часа + 15 минут. В 18:00 подошел к машине, потратив 4 часа от «Райской поляны».

Бивуак на подходе к «Райской поляне».

Мост на левый берег Караугома.

Бивуак на левом берегу Караугома.

Тропа.

Вид на бывшую «Райскую поляну».

На бывшей «Райской поляне».

24 сентября.

Отдых и поездка в верховья р. Урух (эту часть называют р. Харес). Солнечно, +13 град. Грунтовка приличная, за час встретил 6 машин. Проехал с. Одола, Стур-Дигора, Куссу. В каждом селе ухоженные памятники погибшим в Великую Отечественную войну.

За большой действующей турбазой «Ростсельмаш» базы Тана-дон, Комы-Арт и Таймази. Первая — для всех, цена от 3,5 тыс. руб. в сутки, вторая — детская, третья — от Таганрогского радиотехнического университета.

На обратном пути поднялся к водопаду на р. Ахсу и заброшенной штольне. В1990 году она была видна с дороги. Сейчас все заросло лесом.

25 сентября.

Поездка в Терскол Кабардино-Балкарии, чтобы постоять на памятном мне месте в долине ледника М. Азау, у «Черных скал». Там меня впервые остановили пограничники.

26, 27 сентября

Дорога в Москву.

Резюме: За 10 дней я проехал 3950 км, прошел пешком по предгорьям 21 час (2,5 дня), поднялся на максимальную высоту 2800 м, потратил 31 тыс. руб., из них на бензин — 11 тыс. руб., на оплату проезда по М-4 — 2 тыс. руб., остальное — еда и проживание.

Впечатления — замечательные, особенно от встреч с людьми.

Отдельная благодарность Перисаеву Александру Зелимхановичу, построившему современный отель «Дзинага» в горах Дигории.

На будущий год — снова на Кавказ.

Несколько слов об обуви. Кроссовки Montura — выше всяких похвал, ботинки Meindl Burma —в сухую погоду хороши, в дождь вибрам сильно скользит. Буду искать другие.