Лето длиною 24 000 километров. От Курильских островов и до Кубани

04.02.2020 | 26485 просмотров

Курилы. Здесь начинается утро России. Край вулканов, ветров и медведей. По календарю лето на Итурупе длится три месяца, по факту — пару недель в лучшем случае, поэтому поездка в лето для нас была очень важной. Мы с женой до сих пор не можем сойтись во мнениях, кто же из нас сказал: «А давай поедем на машине!», но сама идея путешествия через всю Россию на автомобиле понравилась обоим, сразу и без вариантов. Если есть возможность, хоть одним глазком посмотреть на страну, в которой живёшь — почему должны быть моменты, из-за которых Ты должен отказываться от задуманного?

А задуманного было много, вопросов ещё больше. Как лучше переправить машину на материк, как строить маршрут, где есть, где спать, как перенесёт дорогу ребёнок, не задеревенеет ли спина, а как же знаменитый рэкет российских дорог и не менее знаменитая солярка, что брать в дорогу и не полететь бы лучше на самолёте? На всё было год. За это время успели решить все вышеперечисленные вопросы, купить новое авто и хорошенько так помучиться от чувства скорого приключения.

Немаловажный факт: это наше первое большое путешествие на автомобиле. До этого никто из «экипажа» не ездил в столь дальние путешествия автомобилем, не считая давних поездок на море максимум за 1000 километров, исключительно в качестве пассажиров. Цель отзыва: поделиться впечатлениями, может, поможет кому-то решиться на подобное путешествие. За качество фото прошу прощения, фотографировали на разные устройства, что-то пришлось вырезать из видео.

***

Маршрут: Сахалинская область, г. Курильск — Краснодарский край, г. Ейск. По пути заезды к родственникам в г. Пермь и п. Озинки Саратовской области. И обратно, конечно же.

Неофициальный старт был объявлен на 15 июня. В этот день автомобиль был отправлен теплоходом на Сахалин в г. Корсаков, где и благополучно дождался хозяев, которые, в свою очередь, 3 июля авиарейсом Курильск — Южно-Сахалинск прибыли на большой остров.

На такси до аэропорта.

Регистрация пройдена.

Отрыв!

В Южно-Сахалинске нас уже встречал мой друг, лучший на всём свете, встречал сразу на нашей машине, так что с Фортом мы надолго не расставались. Два дня пролетели как одно мгновенье. Успели докупить необходимые в дорогу вещи, сходить в спа, посетить пару экскурсий, посидеть в приятной компании с друзьями, выспаться и, наконец-таки, 5 июля отправиться в путь.

Южно-Сахалинск, комплекс «Победа».

Кафедральный собор Рождества Христова.

Наша команда 4 человека: папа — основной водитель и он же автор рассказа; мама — основной штурман и запасной водитель; дочь — основной спящий, смотрящий мультики и поедающий фрукты, сладости; бабушка — запасной штурман и основной переживающий за всех волнение при обгонах. Пятый полноценный член команды Toyota Fortuner 2018 года выпуска, дизель, с пробегом 5 000 километров на момент старта.

Экипаж.

С собой брали самое необходимое (на наш взгляд): палатка (не пригодилась, была торжественно подарена родственникам в Перми), котелок (не пригодился), портативная газовая печка и набор газовых баллончиков (не пригодились), тушенка, макароны (не пригодились), чемодан с одеждой и обувью и две ручные сумки с рыльно-мыльным и сменной одеждой на случаи ночёвки в гостиницах (очень удобно), летняя омывайка, ремкомлект для шин (не пригодился), масло на доливку и различные фильтры (не пригодились), компрессор и набор автомобилиста, газовый баллончик от «бешеных собак» (не пригодился), еда-напитки по желанию. Весь хабар был сложен в багажник таким образом, чтобы не превышать высоты пассажирских сидений. Автомобиль особо не готовил, прошёл ТО-0 с заменой фильтров и масла, поставил сетку в решётку радиатора и прилепил наклейку на заднее стекло.

На старт!

Вещи сложены, кофе-чай разлит по термокружкам, бутерброды в холодильнике (верхнем охлаждающем бардачке), навигатор настроен, все по местам, в путь!

1. Южно-Сахалинск — Холмск, 96 км.

Первый пробег разминочный/пристрелочный, ночная трасса Южно-Сахалинск — Холмск, моросящий дождь, местами туман, местами дорожные работы, сплошная темень и блики мокрого асфальта без разметки сводят видимость практически до 0, дорога занимает примерно часа полтора.

Несмотря на 01:00 по местному времени, настроение приподнятое, выезжаем так рано для того, чтобы к 03:00 быть в порту Холмска, потратить 40 минут на оформление документов и 4 часа мучиться в машине в ожидании погрузки. Но, увы, здесь от простого пассажира ничего не зависит, такие правила. В целом переправу Холмск — Ванино можно описать одним словом — позор. И на этом я остановлюсь, не хочется описывать теплоход и всё, что связано с переправой, через это должен самостоятельно пройти каждый курильчанин, сахалинец или гость Дальнего Востока, дабы ощутить всю прелесть путешествия.

2. Холмск — Ванино, 270 км.

До скорого, Сахалин!

Где-то в море.

Приятного аппетита)))

3. Ванино — Биробиджан, 735 км.

На часах было 03:00, когда мы коснулись большой земли. Жителям материка не понять этого ощущения, когда чувствуешь под ногами большую землю, не знаю даже, как это словами описать, чувство радости, наверное, будет ближе всего. Поблуждав по закоулкам огромного порта Ванино и, по традиции первопроходцев, пару раз свернув не туда, куда нужно, проходим пропускной контроль и выезжаем в город. Ванино — ничем не примечательный городок, серый, скучный, бедный. Готовясь к путешествию и читая рассказы на Drom, не понимал людей, кто пишет, что после парома заселялись в гостиницу, спали и ехали днём. Мы же сделали по-другому: 19 часов на пароме потратили с делом — выспались, и сразу по прибытии двинули в путь. Да, ночь, да, туман и дождь, да, первые 15 километров после Ванино ужасный асфальт, но путешествие оно на то и путешествие, ехать надо, а не спать. Короче, решили ехать в ночь, я себя чувствовал комфортно, проблем особых никто не видел, да и азарт большого путешествия только подстёгивал на движение.

Первые километры действительно ужасны, скорость не превышала 20 км/ч, яма на яме, диаметром в половину дорожного полотна и глубиной до 30 сантиметров, ехать было скучно, муторно. Постоянно слепили глаза сзади идущие авто, то догоняя нас, то отставая, пришлось на какое-то время даже сложить боковые зеркала. Спустя час дорога пришла в сносное состояние, дав возможность катить быстрее, время от времени оттормаживаясь — посреди идеально гладкого асфальта, могла внезапно появиться огромная яма, провал на всю ширину дороги, или метров двадцать снятого дорожными работниками асфальта, при этом отсутствие предупреждающих знаков не давало возможности расслабиться ни водителю, ни штурману. Сама дорога, в плане красот — космос. Даже мы, жители Курил, ехали с открытыми ртами, горы, перевалы, нетронутые леса, горные реки, переплетение всего этого даёт незабываемый эффект. Хотелось буквально каждые 5 километров останавливаться и любоваться красотами.

Дорога Ванино — Лидога, дорожное полотно местами шикарное, виды суперские!

До Лидоги останавливались пару раз, попить чай, съесть бутерброд, размяться. Кусачая мошка не даёт нормально подышать воздухом, минутку поприседал и дальше. У Лидоги была первая АЗС и первая на нашем счету дорожная кафешка «Экспресс», кажется, в ней мы кушали и на обратном пути, хорошее заведение, рекомендуем, километров 10 от Лидоги в сторону Хабаровска, по правой стороне.

Затем была дорога до Хабаровска, по большому счёту ничем не примечательная, кругом топи, болота, если не считать участка выполняющего функцию и дороги и запасной посадочной полосы для самолётов с разметкой, всё как положено. Хабаровск пролетели не глядя, естественно, сняв видео на Амурском мосту, тот самый, с пятитысячной купюры.

Хабаровск — город яркой мечты… особенно зимой.

Мост через Амур, его знает каждый.

Еврейская автономная область.

На ночлег остановились в кафе «У Коляна», за Биробиджаном, заведение по меркам автопутешественника — высший класс, по нашим оценкам, цена/качество/еда, этот комплекс оказался лучшим на всём протяжении нашего маршрута. Пробег в этот день составил 735 километров, вымотала дорога Ванино — Лидога, спать все свалились без сил.

4. Биробиджан — Ерофей Павлович, 1100 км.

Утром встали рано, около 06:00, позавтракали, приняли душ, и двинули дальше. Когда отправились на завтрак, порадовались всем экипажем ласточкам, гнёзда которых расположились прямо под козырьком кафе. Ценовая политика «У Коляна» самая демократичная по всей России, проверено.

А у Коляна ласточки под крышей.

Это мы одобряем!

В целом, хочу сказать, что нами было решено выдвигаться в путь пораньше, чтобы захватить в дороге весь световой день. Раннее утро, за окнами мелькают берёзы, наливные луга, лучи восходящего солнца пробиваются сквозь утреннею дымку, команда мирно дремлет, в подстаканнике парит свежий капучино, трасса почти пустая, ровная, катишь на круизе, попиваешь кофе, что может быть лучше в дороге? Кайф.

Там за туманами…

Красота, да и только.

Стелу «Москва — Владивосток» пропустить невозможно. Эдакая Мекка для дальнобойщиков и простых путешественников. Быть там и не сделать фото — грех.

Стела Москва — Владивосток.

Плюс в копилочку интересных мест.

Читая отзывы в интернете тех, кто уже ехал примерно таким же маршрутом, думал всё: потеряем колёса, убьём подвеску, двигатель оставим в яме. Но нет. В целом трасса нормальная, мнение моё, конечно, субъективно, учитывая характеристики рамного внедорожника, но были моменты, когда пришлось поволноваться. «Амурские волны» встречаются практически на всём протяжении дороги Хабаровск — Чита, провалы асфальта, вызванные движением грунта под ним. После того как чемодан в багажнике подбросило, а некоторые члены команды приложились головой о потолок — движение вперёд стало более спокойным и размеренным. На самом деле вещь страшная: гладкая, ровная дорога неожиданно резко становится волнистая, в прямом смысле этого слова, с перепадами высот, как мне показалось от 20 до 40 сантиметров в некоторых местах. А теперь представьте, что происходит с авто, когда оно на скорости за 100 км/ч влетает в такую бяку, колбасить начинает здорово, и не перед каждым таким участком есть знаки, вычислять их приходится по кривым отбойникам, искривлённой разметке и по обильным чёрным полосам на асфальте от шин.

Но зато красота-то какая!

Ливень страшный, ещё и дымка от пожаров.

Чем ближе к Чите, тем красивее горы, перевалы, реки. Попали под ливень, отмыли остатки мошкары с лобового стекла, снаружи тянет гарью, леса горят. Останавливались в мотеле «777», пообедали в кафе, порции огромные, хорошее заведение.

Кафе «777».

В среднем цены на еду везде одинаковые, отличается лишь качество пищи. Ориентировались, как принято, по большому скоплению фур, есть фуры — вкусно, нет фур — едем дальше. Но, кстати говоря, правило есть фуры — вкусно, пару раз не сработало. Бывает так, что стоянка забита фурами, по причине того, что водители в них отдыхают, а не обедают в близлежащем кафе. Как раз возле кафе «777» было сделано фото иллюстрирующее, всю красоту мира Чешуекрылых. Большего количества живности не было встречено нигде. По этому поводу советую запастись хорошим средством для чистки стёкол, не омывайкой, она не работает, а именно средством, бытовым, очищает очень хорошо. Конечно же, без решетки, прикрывающей радиатор, никак.

Страшный сон лепидоптеролога.

После Сковородино наступили сумерки. Правило такое: начало темнеть — ищем ночлег. По глупости проскочили мотель «Уют», решив, что скоро будет что-то ещё, но прогадали. Участок Сковородино — Чита самый безжизненный, пара АЗС и полтора мотеля. Кое-как (сказывалась усталость) добрались до мотеля «Ерофей», что возле знаменитого Ерофея Павловича. Мотель на троечку из пяти. Пользуются тем, что на большом протяжении дороги они монополисты. Койко-место 1000 рублей, итого за ночь 4000 тысячи, с удобствами в коридоре и душем в отдельном корпусе. Но после 1100 километров даже койка «Ерофея» кажется барским местом. В сон проваливаемся быстро.

5. Ерофей Павлович — Улан-Удэ, 1350 км.

Что заметил: вставать в автопутешествии в 06:00 проще простого, даже делаешь это с удовольствием. Будильник звенит, а ты уже бодрячком, в осознании того, что тебя ждёт дорога, новые эмоции, новые красоты, места. Не завтракаем. Подумав, решили не завтракать вообще. Вот не хочется и всё тут. В дороге не хочется сильно есть или пить. Делали так: до 10:00 на АЗС покупаем кофе, пирожки — это «завтрак». Часов в 14:00 обедаем в кафе, полноценное первое, второе, десерт. Ужин по желанию, в основном легкий, в кафе при мотеле. В дороге печеньки, фрукты, орешки, скорее всего, они и перебивали чувство голода. Открыл для себя кока-колу с новой стороны, дело вот в чём: промежуток времени с 15:00 до 18:00 — это самое сонное время. Сказывается усталость и недавний вкусный борщ с котлетой. Рубить начинает прилично. Спасался обычной колой, энергетики не переношу, а вот состав колы действует лично на меня очень даже бодрячком. Но и второго водителя никто не отменял, штурман всегда старался поспать, чтобы в случае чего подменить. Мне хватало 1,5 часа на заднем сидении и всё в норме.

Дорога Ерофей Павлович — Улан-Удэ была в нашей копилке самой длинной, в тот день мы махнули 1350 километров, без длительных остановок.

Ехать было одно удовольствие, до Читы самое безлюдное место, ни АЗС, ни мотелей, идеальная трасса, свободная от фур, скорость от 12 ноль до 14 ноль. Километры летят махом. Читу проскочили по объездной, и вот она прекрасная Республика Бурятия. Холмы, пасущиеся стада на бескрайних лугах, буузы, жара, семья под боком, звук мотора, чувство свободы — чего ещё нужно автопутешественнику? Новые и необычные нашему слуху песни по местному радио, я даже пытался пару раз подпевать, не зная языка, чем от души повеселил экипаж))).

Бурятия.

Прекрасная Бурятия.

Обедали в кафе «Уряал», по словам экипажа — рекомендовать это заведение однозначно стоит. Я же в силу определённых обстоятельств обошелся в этот день просто чаем. Но буузы были капец какие аппетитные.

Здесь начинает чувствоваться приближение к центральной части России. Если в Забайкальском крае можно ехать и за 20 минут не встретить ни попутного ни встречного транспорта, то здесь трафик нарастает. Появляется больше фур, безбашенные местные, гоняющие так, будто у них семь жизней в кармане. Нарастает количество участков, где ведутся дорожные работы, на одном из которых второй водитель зарулил в самую гущу битума, тем самым забрызгав все диски и кузов Форта. По вечер остановились в самом Улан-Удэ, заранее забронировав отель, почти в центре города. Столица Бурятии была той точкой, где мы планировали отдохнуть немного дольше, чем обычно, да и после дорог, обильно политых битумом, были кое-какие дела.

На полировке. Кузов полностью закидало битумом.

6. Улан-Удэ — с. Новогромово, 590 км.

Из Улан-Удэ выехали поздно, полировка и мойка Форта отняло очень много времени.

Выезжаем из Улан-Удэ.

Практически сразу за Улан-Удэ нас первый и последний раз шмякнуло ГАИ, экипаж стоял в Еловке сразу за затяжным поворотом, там, где их сразу не заметишь. Радар показал 86 км/ч, претензий к инспекторам никаких не было. Выписали штраф и покатили дальше.

За Улан-Удэ начинаются серпантины, затяжные подъёмы и спуски. На обочинах начинают часто встречаться сломанные тягачи в подавляющем большинстве отечественного производства, техника не выдерживает.

Как-то незаметно добрались до Байкала, дорога плавно поворачивает влево и вот оно — знаменитое озеро.

Байкал за переездом.

Чтобы добраться до берега, приходится в городе Бабушкин съезжать с трассы. Немного поплутав грунтовками, останавливаемся и дальше пешком.

Впервые видим Байкал.

Байкалом как водоёмом особо никто из нас не был впечатлён, наверное, потому что живём у самого берега Охотского моря, приелся пейзаж бесконечной водной глади нашему глазу. Однако ощущение величия озера никуда не исчезло. Есть в нём что-то мощное, вроде бы просто стоишь, любуешься, а энергией заряжаешься. Взяли парочку красивых белоснежных камней, умылись, помочили ноги и двинули дальше. С Байкалом мы не прощаемся, у нас будет длинная остановка на пять дней на обратной дороге. Ну, омуль копчёный, погоди!

Байкал.

Виды на Байкал шикарные. Мне во время движения пейзажами насладиться не особо получилось: серпантин, узкое дорожное полотно, плотный трафик, фуры, сделали своё дело, но даже то, что удалось увидеть краешком глаза, запомнилось навсегда. На обед остановились за Слюдянкой в посёлке Култук. Автодорожный комплекс «Тракстоп38» понравился, потом жалели, что не остались там на ночлег. Кушали в кафе «ШашлычОК», очень вкусно, рекомендуем. На территории есть всё, что необходимо, даже небольшой маркет.

Территория комплекса «Тракстоп38».

Скоро стемнеет — пора искать мотель.

На ночёвку остановились в кафе-гостинице «Очаг», по левую сторону от трассы, недалеко от села Новогромово, это был худший мотель за всё время нашего путешествия.

7. Новогромово — Красноярск, 910 км.

Утро после Байкала было паршивым. Настроение испортила гостиница, в которой ночевали, точнее её хозяева, которые превратили придорожный комплекс в непонятно что. Отвращение там вызывало всё, начиная от кроватей и заканчивая туалетом и неработающим душем. Так что мы оттуда смылись быстро и рано. Как говорится: на ошибках учатся. Проезжайте это гостиницу смело, по пути, недалеко, будут ещё. Именно после «Очага», я стал сначала осматривать то, что нам предлагают, и только потом заселятся. И всем того же советую.

Следующая наша контрольная точка находилась в Красноярске. Забронировали квартиру через букинг у самой набережной и покатили навстречу приключениям. Практически весь день погода была пасмурной, моросил дождь.

Тулун проезжали молча, изредка охая от окружающей обстановки. Нижняя часть города смыта подчистую. На обочине федералки избы, дом не просто построен рядом с трассой, его туда принесло потоком воды, целую избу! Горы мусора, подмытые мосты, дороги, размытые берега. Много строительной техники, военных, МЧС. Вид города жуткий, и чувство там какое-то страшное, горе в воздухе висит. Соболезнования родственникам погибших и пострадавших. Стоит отметить, что на обратном пути федералка была в отличном состоянии, новое полотно, мусор у дороги убрали, территорию подтопления расчистили.

Пасмурно, и настроение такое же.

До самого Красноярска не было желания ни снимать видео, ни фотографировать, ехали практически молча. Запомнился только Канск, с его продавленной фурами колеёй в асфальте сантиметров на 15-20, такого я не видел больше нигде за всю дорогу.

Красноярск встретил солнцем и хорошей погодой.

Думали, приедем в Красноярск, заселимся и на набережную, по городу погуляем. Как же. После дороги хочется просто спать, отдыхать, так что в городах мы были, можно считать, только проездом. Заселились в квартиру, сходили в супермаркет, поужинали, постирались и спать, завтра ждёт дальняя дорога.

8. Красноярск — станция Дупленская, 880 км.

Первым по пути следования в этот день был Ачинск. Город удивил архитектурой, а точнее временем постройки зданий, которые выглядели далеко не новостроем. Один из первых городов, который заставил нас зайти в википедию и немного почитать о нём. Оказалось, что город основан в далёком 1683 году, и это действительно чувствуется — в городе довольно много старинных зданий.

Город Ачинск.

Допускаю, что мы проезжали этот город каким-то особым маршрутом (старым городом), может, центр выглядит более современно? Нам Ачинск запомнился именно таким, старинные здания, кругом чистота, супер! При выезде из города нас встречает обильное количество зелени, высоких деревьев, для нас, жителей Курил — это необычно. Соскучились.

Здесь же нас ждал ещё один сюрприз — понтонный мост через реку Чулым. Женская часть экипажа по обыкновению слегка встрепенулась, но всё обошлось. Мост выдержал!

Понтонный мост через реку Чулым.

Полёт нормальный!

На обгон!

И тут же следующий, трафик нарастает.

Вольво тоже механизм…

Было замечено, что по трассе «Байкал» и «Сибирь» очень много ошмётков резины по обочинам, не выдерживают грузовые шины нагрузок и взрываются. Интересно, отчего в большей степени: нагрузки, плохое покрытие дорожное, несвоевременное обслуживание шин, или всё вместе взятое? А ещё мы игру придумали в дороге, чтобы не скучать))) Делимся на команды, и каждая считает марки грузовиков встречных. Жена выбрала Scania, я Volvo, победа была за мной))) Правда, с небольшим отрывом.

А вот и Кемерово! Город по традиции берём проездом.

Кемерово.

Трамвай обыкновенный.

Ребёнок, впервые увидевший трамвай.

Кемерово проехали быстро, без пробок, без проблем.

Трафик не тот, что в Забайкалье.

Сибирские красоты.

Рапс.

У каждого свой личный транспорт.

Ночевали за Новосибирском. Возле станции Дупленская по левую сторону от трассы стоит гостиничный комплекс «Актин», проехать его и не заметить невозможно. На территории гостиница, кафе, АЗС, прачечная, охраняемая стоянка и, что самое главное, — волшебная баня-бочка.

Баня-бочка.

Действительно волшебство: после дальней дороги попариться в баньке и без ног свалиться спать.

9. станция Дупленская — село Омутинское, 1000 км.

Подъём в 06:00, настроение отличное, погода шикарная, тепло, безветренно. До свидания, «Актин», мы к тебе вернёмся на обратном пути, а пока на Тюмень, а там ещё немного и первый большой чекпоинт в нашем путешествии.

Начиная от Новосибирска, на дороге появляется большое количество стационарных и портативных камер слежения за скоростным режимом. Пришли к выводу, что некоторые личности зарабатывают этим на жизнь: стоит камера на треноге, а рядом в кустах, старые Жигули, или Ока, в ней спит мужик, выставив ноги в окно и оголив на всю округу круглый пресс. Заработок 21 века. Кстати говоря, за всё путешествие нахватали штрафов по камерам 6 штук и один штраф от инспектора.

А кроме камер и довольно хорошего дорожного полотна дорога ничем и не запомнилась. В Омске сняли небольшое видео в нашу группу WatsApp, с приветом болельщикам Омского Газмяса))).

На ночёвку остановились возле села Омутинское, есть там по трассе мотель «Вега плюс», неплохой комплекс, цена/качество на троечку с плюсом, еда подкачала.

10. село Омутинское — село Дмитриевское, 980 км.

Начало этого дня было волнительным. Во-первых, мы ехали на родину жены, которая не видела своих родственников шесть лет. Во-вторых, мне предстояло знакомство с тёщей))) и многочисленными родственниками. Да, так бывает. У людей складывается по-разному, у нас получилось вот так. Курилы нас свели вместе, и за шесть лет совместной жизни мы не были в родных краях, и познакомиться с родственниками жены у меня не было возможности. А я не видел своих уже ровно десять лет, но до Кубани мы ещё доберёмся, а пока берём курс на Пермь.

Трёхполоска с широкой разделительной. Считаю, что такая дорога должна быть на всём протяжении от Байкала и до Кубани. Мечты…

Екатеринбург проехали по объездной.

Постояли в пробке.

Ещё чуть-чуть.

В городе Пермь.

Камская ГЭС.

В самой Перми пробыли около пары часов. Из родственников здесь только тётя жены, её муж и дочка. Познакомились с ними и двинули дальше, нам ещё 100 км и мы на месте.

Посёлок Ильинский.

Выше на фото Ильинский районный краеведческий музей. В этом посёлке жена провела своё детство, пока проезжали, не умолкала ни на минуту, родные места. Заехали к бабушке с дедом, познакомились. Дед оказался тот ещё путешественник, тоже много колесил в своё время на старом запорожце. Подарил нам атлас дорог, к сожалению, уже давно не актуальный. Уже на обратной дороге узнали, что дед, вдохновлённый нашим путешествием, засобирался в дорогу, даже билеты купил. Чудом удалось отговорить его от затеи.

Через реку Обву к селу Дмитриевское.

Слёзы, улыбки, смех, объятия и всё то, чем сопровождаются встречи родных после долгой разлуки. Дочка наконец-таки увидела ещё одну бабушку, а я тещу)))

В Дмитриевском пробыли неделю. Отдыхали, ходили в лес, на речку, помогали по хозяйству, катались пару раз в Пермь, поразвлекаться, сделать кое-какие покупки. Вечерами сидели за рюмкой чая, закусывая всё это дело молодой картошечкой с грибами. Выезжали большой компанией на шашлыки к берегу Обвы. Парились в бане. К слову сказать, я к своим 30 годам до этого момента ни разу по-человечески не парился в бане, с хорошим паром, веником и, попробовав раз, меня понесло. Последние три дня я каждый вечер ходил в баню, это шикарно. В деревне всем понравилось, остались только хорошие и тёплые воспоминания.

Выезд на природу.

Уральские красоты.

Вода прохладная, но нашлись те, кто не испугался.

Форт в деревне.

Выйду на улицу, гляну на село…

По дороге на речку.

Река Обва.

В местном лесу.

Звуки в лесу потрясающие!

Шлёпки на носки и топор, неотъемлемая часть деревенской жизни. Шучу.

Пермь, парк Горького.

Оно рядом с Вами.

11. село Дмитриевское — посёлок Озинки, 1200 км.

Посёлок Озинки Саратовской области находится у самой границы с Казахстаном, туда следовал наш путь в этот день. Расстояние большое, дороги узкие, местами дорожное полотно оставляет желать лучшего, а дороги Озинского муниципального образования так это вообще отдельная история, ничего подобного мы больше не встречали на всём протяжении нашего маршрута. Поэтому выехали по обыкновению рано, со слезами на глазах, как долго мы ещё не увидимся?

До свидания, Пермский край!

город Воткинск.

Набережная Воткинска понравилась. Красивая, широкая, чистая.

Пройдена почти половина пути.

Смена пейзажей. Появляются поля с кукурузой, пшеницей, подсолнухами. Именно это мне близко по духу. Десять лет я не любовался вот такими пейзажами.

Час-полтора и стемнеет, но мы сегодня не спим, едем до Озинок.

Читал, да и слышал, что некоторые любят ехать ночью. Днём спят, а с наступлением сумерек выдвигаются в путь. Плюсом такого передвижения является отсутствие жары и слабый дорожный трафик, на этом плюсы заканчиваются и остаются только минусы. Лично мне ехать ночью не нравится совсем: слабое ориентирование на незнакомой местности (можно пропустить поворот, не увидеть знак и т.п.), из-за плохой видимости можно запросто влететь в яму, наскочить на камень, на дорогу может выбежать животное. Да и вообще, я человек, а не сова, я привык ночью спать. Того же мнения были и все остальные члены экипажа, за исключением дочки разве что. Ребёнок уютно помещался на заднем сидении и мог спать в любое удобное время.

Проехали город Пугачёв, неподалёку от которого располагается военный аэродром, мельком глянули на стелу, составленную из военных вертолётов, и полетели дальше. Вот тут началось самое интересное.

Где-то в степях Саратовской области.

Поздняя ночь. Кругом степи. Ни единой души. Ни единого дорожного знака, ничего. Только экипаж в автомобиле и дорога. То разбитый асфальт, то гравийка, то подобие лунной поверхности, где скорость не превышает 10 км/ч. Не спал никто. Зная, что в этих краях водятся кабаны, всё ждал, когда какая-нибудь испугавшаяся живность кинется под колёса, обошлось. По мере движения на горизонте изредка появляются огни небольших населённых пунктов, но практически все их мы обходим стороной. Проехали по окраине Клинцовки, гугл-навигатор предлагает нам свернуть с «асфальта» на гравийку, сворачиваем. Это был первый из двух раз, когда мы доверились гугл-навигатору и прогадали, ведь сразу за Клинцовкой дорога делает небольшой крюк по асфальту и выводит нас на дорогу, которая нам нужна, навигатор предложил этот крюк срезать. По степи. Ну, мы и срезали. Некомфортно себя чувствуешь, когда едешь ночью и вдруг резко упираешься в овраг, возвращаешься и утыкаешься в тупик. Вот этим движение ночью и напрягает больше всего — ты не понимаешь, где ты. Днём можно выйти, осмотреться, а тут дальше пяти метров темнота непроглядная. Это уже стало какой-то традицией в нашей семье — блуждать ночью по этим степям. Помню в году 96 мы поехали с Кубани на Саратовщину на дедовской копейке в эти края, так тоже блуждали степями. Как тогда люди ездили без навигаторов, ума не приложу. В итоге немного вернулись, встали у какой-то речки: два поворота, правый, откуда мы приехали, левый вообще не внушает доверия (мостик через реку, в виде узкой насыпи грунта, шириной аккурат под наши колёса). И тут явление: из оврага, что за тем самым мостиком, появляются два огонька, резво приближаются, и свет наших фар озаряет старую жигули, плотно набитую подвыпившей компанией. Компания глянула на нас, как на дураков, окатила пылью и под звуки шансона покатила дальше. Значит, там направление имеется. Хорошо, мостик так мостик. Аккуратно перевалил насыпь, в конце почувствовав, как немного съехало правое заднее колесо, да и ладно, мы уже на другой стороне. Оврагами, оврагами, полями, ручьями. Выехали на лунную поверхность, выдохнули и немного придавили педальку газа.

Рассвет, как бальзам на душу.

При везении в этих степях можно встретить верблюдов. А мы не встретили, мы вообще здесь никого не встретили.

Степь. По левую сторону Казахстан.

Ииихххуу!

Саратовщина не меняется, всё такая же, как и двадцать лет назад. Добрые люди, застолья под гармонь, каждый вечер что-то вкусненькое, арбузы, дыни. Раки вот только намного меньше, чем тогда. Здесь мы отдыхали, наслаждались жарой, сухим климатом. Объездили всех родственников. Кого-то уже нет с нами, кого я знал ещё пацаном. Как-то в один миг не стало многих. Жаль.

Раки здесь по-прежнему деликатес.

Кстати о хорошем. Гостили мы у моей бабули по маминой линии. Так вот, живёт она в уникальном посёлке «Ветеран». По словам бабули: есть такой господин В, чуть ли не правая рука господина П, и с его подачи данный посёлок и появился. Посёлок, действительно, уникальный. Построен на окраине Озинок, около 30 домов, каждый на два хозяина. В нём живут ветераны, и просто люди в возрасте, но с условием, что надо быть «местным», как я понял. Бабуля родилась в этих краях, в посёлке Маяк, которого уже давно нет, вот и получилось так, что удалось устроиться в посёлке «Ветеранов». Каждая квартира полностью меблирована. Подведено электричество, вода, газ. Облагороженная территория. Клуб. Вечера песен и танцев для стариков. Социальные работники, помогающие по хозяйству. Одно из лучших мест, что я знаю, чтобы провести старость. Гуляя вечерами по Озинкам, мы с женой всё думали, действительно ли человек бескорыстно делает подобные поступки, и как бы было хорошо, чтобы каждый чиновник в нашей стране тратил хоть какую-то часть денег (не важно своих или бюджетных), на подобные проекты. Ведь пожилому человеку иметь квартиру — это простое счастье.

Жаль, что хорошие моменты быстро заканчиваются. Пора сказать «до свидания» Саратовщине, мы ещё увидимся!

Приезжаем — плачем, уезжаем — плачем. Слёзы грусти и радости одновременно.

12. посёлок Озинки — город Ейск, 1400 км.

Эта часть нашего путешествия была в числе лучших. Нас ждала Кубань. Моя родина и конечная точка нашего запланированного автопробега.

Ближе к Саратову дорога резко стала приятной, закончились дорожные работы, закончилась тряска, и мы на всех парах погнали нашего железного коня к Волгограду. Автомобиль в городе славы уже ждало плановое ТО, а нас экскурсия на Мамаев курган.

Чем ближе к Саратову — тем лучше дорога. Полотно идеальное.

Миллион, миллион, миллион подсолнухов.

Через Волгу к Саратову.

Саратов миновали по объездной, без каких-либо приключений. Дорожный трафик очень плотный. Бывало, выстраивалось по десять фур друг за другом. Обгоны давались не просто. Много участков, где обгон запрещён.

Креативщики придорожных кафе в деле.

Надпись хороша — любят себя.

Город воинской славы.

Въезжаем в Волгоград. Обратил внимание, что Волгоград по всему своему периметру окружён довольно глубокими оврагами. Наверное, это играло на руку обороняющимся войскам.

Сразу же едем в дилерский центр для прохождения ТО. Оплачиваем плановое обслуживание и чип-тюнинг. Менеджер рассказал, что у них можно сделать официальную прошивку компьютера, вернуть стандартные показатели двигателя (ведь когда Fortuner ввозят в РФ, его двигатель «душат»), поэтому, посовещавшись, решили — чип-тюнингу быть. Форт после этого прибавил 55 л.с. и поехал, как заново родившись, ну или так, как должен ехать по задумке. Пока авто было на ТО, мы погрузились в такси (жаль, у дилера не было авто на подмену) и поехали на Мамаев курган.

Вид со ступеней центрального входа в мемориальный комплекс.

Родина-мать в тот момент была на реставрации.

Зал Воинской Славы.

Храм Всех Святых.

На этом наша экскурсия подходила к концу, ТО уже было выполнено, нас ждала дорога. На выходе из комплекса купили сувениры и отправились кушать в «Блиндаж». Заведение на тройку, еда не очень, обслуживающий персонал какой-то «кислый», кафе — это ведь в первую очередь качество еды. Единственное, что вытягивает заведение и заслуживает внимания — это антураж. После посещения комплекса отметил для себя неуважительное отношение многих людей к этому месту. Неуважение, по моему мнению, проявляется вот в чём: люди делают фотографии в этих местах с откровенным счастьем на лице, заставляют идти детей чуть ли не в цветы, возложенные к памятникам, чтобы сделать фото. Конечно же, каждый сам решает, что для него правильно. Лично делал только фото и видео мемориала, сам не позировал, а своих девчонок (настойчиво попросивших сфотографировать их в зале славы) заставил сделать серьёзные лица. Не то это место, чтобы улыбаться.

В целом Волгоград оставил только положительные эмоции. Работу Тойота Центр Восток можно оценить на 5 баллов из 5. Забрали Форта и двинули дальше, впереди ещё 660 километров.

Пробки в этой части России уже дело привычное.

Пробки по большей части из-за дорожных работ и как следствие реверсивного движения. Добрались до М-4 «Дон», ехать стало веселее, скорость возросла, а вместе с ней и опасность передвижения по этой трассе. Пошел дождь, много фур, большая скорость, слепящий глаза встречный транспорт, некомфортно.

М-4 «Дон».

Ближе к Ростову-на-Дону случилась история: есть там место, где стоит целая рота ДПС, перед местом их стоянки знаки, ограничивающие скорость до 60 км/ч, весь поток дружно сбавляет до 55-60 км/ч, а я решаю ехать 70 км/ч, что, впрочем, не является нарушением. Получается, что я двигаюсь по крайней левой быстрее потока, и наше авто становится словно красной тряпкой для инспекторов ГАИ. С обочины к нам ринулось человека четыре, но плотный трафик не дал им даже взмахнуть палочкой, я только заметил, как все они дружно заорали в рации, через метров 40-50 был пешеходный переход, откуда с противоположной стороны нам наперерез бежало два инспектора, судорожным взглядом выискивая нашу машину в потоке. Но то ли неслаженность их действий, то ли недостаточная видимость, то ли несвоевременная, или неточная информация о транспортном средстве «злостного» нарушителя, не дали им нас остановить. Проезжая пешеходный переход, я буквально в паре метров от себя видел растерянное лицо молодого инспектора, выискивающего нас в потоке. Только встретившись со мной взглядом, он осознал команду «Фас!», но было поздно, его рука с жезлом дёрнулась уже после того, как мы его проехали, обдав моросью из-под колёс. Мне осталось только улыбнуться и придавить гашетку.

Ростов Арена, стадион УЕФА.

В Ростове на объездной зацепились с туарегом, то мы его обгоним, то он нас, то мы, то он. Соперник был впереди, когда на развилке, что ведёт на Азов, Фольксваген свернул направо в Ростов и резко дал по тормозам. Повернул не туда. Мы вырвали победу, больше он нас не пытался догнать. Удивила дорога сразу за Азовом, вроде бы город не маленький, Ростов рядом, недавно ЧМ был, а дорога будто из XVI века, узкая, раздолбанная, продавленная. Начиная от Староминской и до самого Ейска дорога шик. Есть большой участок новенького асфальта, даже ещё без разметки. В этот день мы махнули 1400 километров, с четырёхчасовым перерывом в Волгограде, но усталость чувствовалась сильно. Почти все члены экипажа спали, у одного меня будто открылось второе дыхание, родная земля придавала сил, я не был здесь уже 10 лет и вернулся своим ходом, на своем автомобиле, через всю страну.

В Ейске нас встречала моя сестра Рита. Снова слёзы радости. Делать фотки просто не было сил. Ритуха ещё и стол накрыла к нашему приезду в 05:00! А мы просто свалились спать.

13. Ты Кубань, ты наша Родина.

Что делают на Кубани туристы? Купаются в море, загорают, шопятся, кушают фрукты, овощи, шашлыки, пьют винишко и отдыхают. Этим мы с успехом занимались почти три недели.

Верный конь на заслуженном отдыхе, но не надолго.

Местные яблочки.

Центр Ейска.

Как настоящие туристы, закупились шляпами.

Шашлык, люляшечка от главного шашлычника — моего отца.

Океанариум в Ейске.

В дельфинарии.

Вино у Гиви гуд. Успешно прошло все возможные тесты в домашних условиях.

Не сфотографировался с Ноной Мордюковой — не был в Ейске.

Вот такой виноград у родственников в саду.

Притаился зверь.

Как же классно пахнет поле.

Дно пересохшего Ханского озера.

Танцы по вечерам на «Каменке».

Закат на берегу Азовского моря.

За десять лет Ейск безусловно изменился, в лучшую сторону. За «Каменку», набережную на берегу Таганрогского залива отдельное спасибо, красивая, чистая, уютная, часто гуляли там вечерами. Есть развлечения для детей, куча кафе и дискотек. Из общепита рекомендуем бар «Белуга», лучшего места, чтобы покушать, не нашли. Пару дней пожили в отеле «Вип Плаза», ожидали большего, ценник не гуманный, а на завтрак яйцо и геркулес за 300 рублей. Это Ейск, детка! В отеле за пять тысяч в сутки не включен завтрак. Вытягивает этот отель только месторасположение и наличие бассейна с игровой зоной для детей.

Пять дней жили в станице Должанская, на берегу Азовского моря, из которого не вылезали. Снимали номер в отеле «Севилья парк». Всем рекомендуем это место, большая зелёная территория, несколько беседок с мангалами, игровая зона для детей, сауна, кафе, магазин. У нас был семейный номер, со своей полноценной кухней, готовили любимую домашнюю еду. До моря пять минут прогулочным шагом. Есть велосипеды напрокат, обещали, что в скором времени ещё и скутеры будут.

станица Должанская, Азовское море.

В Должанской ездили купаться только в комплекс «Казачий берег», море классное, инфраструктура хорошая.

Сёмга на углях.

Скромный ужин.

В Должанской хорошо, но скучно. Мы были здесь пять дней, море намного лучше, чем в Ейске, но на этом всё и заканчивается, развлечения только для детей. По большому счёту, Ейский район — это место отдыха для семей с детьми. Вдоволь накупавшись и успев за это время соскучиться по дороге, мы двинули дальше — в сторону Геленджика. Стоить сказать, что на этом этапе начинался тур гастрономический. В планах было посещение Абрау-Дюрсо, несколько дней в самом Геленджике и какой-нибудь тур в горы, например, на квадроциклах.

Снова М-4, но уже без ГАИ.

В дороге случилось лёгкое приключение. Ехали на двух авто. Мы заняли место впереди, я выставил в гугл-навигаторе маршрут на Геленджик, и мы поехали. Хотели ехать через Славянск-на-Кубани, но гугл повёл нас через Краснодар, есть у него такая функция, периодически предлагать более короткий маршрут, и если ты вовремя не нажмёшь «да» или «нет», то он автоматически перестраивается, но я ведь не могу постоянно пялиться в телефон и ждать, когда он там предложит, да мне и не надо вовсе. Не заметил, он перестроился. Ладно, едем дальше. Тут по навигатору сворачиваем на какую-то второстепенную дорогу, вроде направление то, что нам нужно, доверимся гуглу. Через 10 минут упираемся в разбитую грунтовку, которая круто уходит в горы. Приехали. Спросили у местных, те только у виска покрутили, мол, по этой дороге только подготовленные Уазики катаются. Это был второй случай, когда гугл завел нас непонятно куда. Я так понял, что гугл-навигатор ведёт самой короткой дорогой, и ему плевать, что там: степи, козьи тропы, болота, пустыни, леса, не важно, он строит самый короткий маршрут. На этом моменте мы с ним распрощались. Перешли на навигатор и не знали больше бед с навигацией до самого Сахалина.

Места в районе Новороссийска и Геленджика, в плане пейзажей, — потрясающие! Но участки на выезде из Новороссийска и въезде в Геленджик — это сплошная пробка.

Флаг при въезде в Краснодар, он огромный.

Дорога Новороссийск — Геленджик очень живописная

Цемесская Бухта, Новороссийск.

Памятник Морякам Революции.

Пробка на въезде в Геленджик.

Пробки здесь по нескольку километров. Местные нарушают правила, лезут по обочине, по попутной правой полосе, предназначенной для поворота направо, затем нагло вклиниваются через сплошную.

Геленджик мне очень понравился, до этого я здесь не был. Город мне показался очень уютным, красивым, чистым. Он произвёл на меня хорошее впечатление, особенно его огромная набережная, которую мы с женой исколесили ночью вдоль и поперёк на электросамокатах. Настоящий курортный город. Людей много, к вечеру вся набережная битком.

Невеста.

Девчонки оторваться не могут, настолько красивы фонтаны с подсветкой.

Электротяга — вещь!

Набережная Геленджика.

Выступление местной группы.

Конечно же, были в аквапарке «Золотая бухта». Безусловно, место классное. Огромная территория со всей необходимой инфраструктурой, горки на любой вкус, цена за вход более чем приемлемая, а вот в столовой цены кусаются. Семья осталась довольна.

Дочка сперва боялась, потом её с горок со слезами снимали, не хотела уходить.

Ребёнок счастлив. Что ещё нужно?

Камикадзе.

Я люблю поэкстремальнее. Катился с синей горки. После первого трамплина все мысли только о том: «Когда это закончится?». Но, по правде сказать, ни разу не пожалел, очень круто. Адреналин зашкаливает.

Из Геленджика отправились в Абрау-Дюрсо, оставив дочку с бабушкой и тётей в Геленджике. Останавливались в «Империале», по отелю, думаю, комментарии излишни, 4 звезды они и в Африке 4 звезды. Бокал шампанского на ресепшене при заезде, огромный номер с лоджией, бассейн с подогревом. Завтрак так королевский, с шампанским.

Дорога к озеру Абрау.

На заднем фоне фонтан, по вечерам проходит представление с его участием, с музыкой и подсветкой. Абрау-Дюрсо, как маленький кусочек Европы в России. Когда катались на самокатах по Геленджику, три раза видели драки, прямо на набережной, с кровью, с разорванными футболками и т.п., здесь же тихо, мирно, уютно. Ни тебе пьяного хохота, ни матов, очень цивильно вокруг. Думаю, сама атмосфера Абрау благотворно влияет на человека, либо, скорее всего, того контингента, что любить побухать и поорать, здесь просто нет.

Абрау-Дюрсо выложено бутылками от шампанского, нормальный ракурс найти не удалось.

Фонтан тоже из бутылок, периодически бьёт водой, создавая эффект откупоренной бутылки. Освежает до мурашек.

Главное здание винного завода. Здесь начинаются экскурсии.

Винный завод «Абрау-Дюрсо».

Парк через дорогу от завода.

Вид на озеро.

Прокатились на катамаране.

Можно взять напрокат катамаран, как педальный, так и с электромоторчиком. Вода теплая, и цвет необычный, зеленоватый, красота.

Хорошие места для вечернего шоу надо занимать заранее.

На дегустации сыров.

Сыры местного производства, делают в Абрау-Дюрсо, из своих продуктов, очень хорошего качества, жаль, не доедут до Сахалина, натуральные.

Фонтанчик в виде обезьянки на бутылке.

Была у Льва Голицына обезьянка, которую он научил открывать бутылки, чем очень веселила его многочисленных гостей и друзей.

Погреба.

Шампанское ждёт своего часа.

Много ли надо женщине для счастья?

Мужику чуть-чуть.

Посетили производство.

Конвейер.

Бутылкопереворачивательные машины, раньше это делали женщины вручную.

Подземелья Абрау-Дюрсо.

В заключение экскурсии была дегустация игристых вин, линейка не очень большая, но очень достойная, есть даже детское шампанское и минеральная вода со вкусом винограда. С женой открыли для себя шампанское Абрау-Дюрсо Каберне Совиньон, из красного сорта винограда. Влюбились в него, привезли целый ящик с собой. До посещения Абрау-Дюрсо всегда смотрел на полки с шампанским и думал: неужели один завод справляется с обеспечением всей страны и ещё на экспорт работает? Увидев подземелья и объёмы производства, понял, что вполне себе может, да ещё и секрет есть. Секрет вот в чём — существует шампанское, и существует напиток. Шампанское выдерживается в подвалах в бутылках, на этикетке в районе горлышка должна быть надпись «Victor Dravigny», его цена начинается от 700 рублей в розничной торговле (она примерно одинакова по всей России). Напиток же делается методом быстрого брожения в цистернах, его цена примерно 350 рублей. Что пить, каждый выбирает сам. Мой выбор очевиден.

Абрау-Дюрсо Каберне Совиньон, лимитированная версия.

Взяли одну такую бутылочку с собой. Откроем по важному поводу.

А Вам корона не жмёт?

Интересно сделана инфраструктура Абрау-Дюрсо. Всё выдержано в едином стиле. Всё находится в шаговой доступности.

Здание завода ночью — как отдельное произведение искусства.

Сразу же после Абрау-Дюрсо мы отправились в горы на трёхчасовую экскурсию на квадроциклах, которую заказывали ещё в Геленджике. Туристы в большинстве своём катаются максимум 30 минут - 1 час, что за это время можно увидеть, неясно, поэтому на большой экскурсии мы были в гордом одиночестве, не считая гида. В компании, которая организует туры, можно взять экшен-камеру напрокат, чем мы и воспользовались. Гид впереди, мы за ним. Поехали!

Жара за 35 градусов, а нам, жителям Курил, в кайф! Пожалел, что не взял свои перчатки, руки потеют, пыль оседает, и это становится опасным, рука может соскользнуть. Пришлось просить у гида, нашлись только потрёпанные ХБ, обрезал на них пальцы и в путь.

Поднимаемся в горы.

Лёгкое бездорожье. Квадроцикл его даже не замечает.

Поднялись на одну из вершин, а сколько ещё впереди…

Виды потрясающие.

Так и добрались до первой знаковой точки — дольменов. Дольмены стали для нас приятным сюрпризом, не думали, что они будут по пути нашей экскурсии. Всегда мечтал посмотреть на эти мегалиты. Версий, для чего эти сооружения и кто их построил, много. Версия нашего гида, который в этих краях местный житель, следующая: раньше жили великаны, и были у них за «домашних животных» карлики (человек обыкновенный), дольмены служили жилищем для этих самых домашних животных. Версию я воспринял с иронией, а с другой стороны, почему бы и нет? В целом от дольменов ожидал большего. Эти мегалиты всегда были окутаны загадкой и тайной, на деле оказались заливными плитами (исключительно моё мнение).

Справа видна современная восстановленная часть плиты.

Что ты такое?

Почему я решил, что они заливные? Потому что в округе подобных материалов, из чего они сделаны, нет. Ближайшее место, по словам гида, где-то внизу ближе к морю. Затащить такие глыбы на гору, конечно, возможно, но очень сложно. Заливка куда проще. Материал довольно хрупкий, не камень, царапается просто, крошится. И ещё один момент, немаловажный — это идеальная подгонка частей, добиться которых подручными средствами, тем более тысячи лет назад, ну не реально. И ещё нет прямых углов, даже соприкосновение верхней плиты с вертикальными нижними волнистое, не прямое, а в виде волны и идеально подогнанное, не то что лезвие, волос младенца не протиснется. Внутри на стенках присутствуют рисунки в виде идеально симметричных волн. Поэтому для себя решил, что дольмены, по крайней мере те, что видели мы, — заливные. Все они обращены круглым отверстием к морю. Для чего служили? Скорее всего, для каких-то ритуальных целей.

После заезжали на водопад. Умылись мёртвой водой, смыли её живой. Фишка для туристов, естественно, всё с одного ручейка.

Вода холодная, но люди не боятся.

Были в месте, где снимали фильм «Грозовые ворота». Я так понял, что мест таких несколько, то есть фильм снимали в разных местах, и это одно из них. В развалинах (были построены для съёмок фильма) сидит мужик, такой деловой до ужаса, предлагает реквизиты для фото, автоматы, пулемёты, армейскую форму. Можно нарядиться и сфотографироваться на память.

А мы фотографируемся по-простому, по старинке.

Мне показалось это место знакомым. «Кадры, когда опьянённые наркотиками боевики шли в атаку колонной».

Горы вблизи Геленджика.

Обратная дорога.

Фото не передаёт крутизны спуска, запах разогретых колодок и обрывы по бокам пощекотали нервишки.

Обратно добрались без происшествий, уставшие и счастливые. Отмылись, дождались, пока перекинут наши видео на USB-накопитель. Пока ждали, всех желающих приглашали на дегустацию чачи местного производства, при желании можно было приобрести и себе, но за время, проведённое на Кубани, ничего такого уже не хотелось.

Обратно в Ейск ехали через Джубгу, наученные опытом пробок Геленджика и Новороссийска, и не прогадали, добрались в разы быстрее, не встретив на пути ни одного дорожного затора.

14. Дорога домой!

Несколько дней на простой отдых, валяния на пляже, купания в море, люляшечка и хороший сон. Снова слёзы и старт в обратный путь. Уезжать было тяжко, особенно когда видишь в зеркало заднего вида сестру, заливающуюся слезами. Домой ехали немного другим маршрутом, через Уфу и Челябинск.

Днём по М-4 ехать одно удовольствие.

Любование закатом.

Тоннель из деревьев.

Ремонт. Гравийные участки есть на всём протяжении пути.

И это хорошо. Хорошо, когда дороги ремонтируются. Участки небольшие, по протяжённости до трёх километров. Сделают один, переходят на следующий.

Фото с видом на Волгу.

Груши купили на дороге, нереально вкусные и душистые.

Фото сделал специально для поклонников фильма «Пункт назначения».

Лес под Челябинском.

Примерно 40% пути ехали на круизе.

В большинстве своём дорога в хорошем состоянии.

Получалось так, что и по темноте ехали.

Встретили мамонта.

Порадовали фигурки из дерева в кафе за Кемерово, не сразу заметили прикол фонтанчика.

Мост через Енисей.

Деревушки России.

И снова нескончаемая трасса.

С улыбкой читаю на дроме автопутешествия по Европе, некоторые люди за сутки проезжают страну. В России за сутки можно только одну область проехать. Только в дороге реально осознаешь насколько огромна наша страна.

Не вспомню, где было это озеро, остановились передохнуть.

Красота сказочная.

Человек может всё, вот только увезти за собой мусор не в состоянии.

Никогда не понимал и не пойму, почему люди гадят там, где отдыхают. Ведь ты привёз с собой кучу пакетов с едой и выпивкой, в чём проблема увезти их обратно, тем более лёгкие, и выкинуть в мусорку? Свинство, не иначе. И гадят не проезжающие мимо, а местные, кругом огромные кучи одинаковых бутылок и банок. И так по всей стране. Человек как главное достояние нашей страны, так и враг.

Туманы. На обочине можно заметить куски от разорвавшихся шин.

Церковь Казанской Иконы Божией Матери в Тельме.

И в России есть своя Мальта. Подбираемся к Байкалу.

Ближе к Байкалу скорость движения падает, фурам нелегко даются подъёмы.

Вид на Байкал. Единственный в своём роде.

На Байкале мы отдыхали пять дней. Останавливались в Байкальске. Маленький городок, по своему уютный. Снимали домик со всеми удобствами, даже со своей сауной. Ходили на озеро, поднимались по канатной дороге на гору Соболиная. Ездили на тёплые озёра, что вблизи Выдрино. Коптили омуля и просто наслаждались Байкалом.

Такую красоту купили у мужика на дороге, вблизи Слюдянки, тушили с картошкой.

Запускали змея.

Канатная дорога на гору Соболиная.

Обязательно к посещению, вид с горы потрясающий.

Сами коптили знаменитого омуля.

Несмотря на запреты, омуля вам продадут в каждом третьем дворе. Я договаривался с продавщицей в одном из магазинов. На следующий день забрал 3 кило омуля, купил щепу, в мангальной зоне была коптилка, оставалось дело за малым. От одного только дыма слюни ручьём.

Прокатились на тёплые озёра. Обо всех этих местах прочитали на рекламном киоске. Хочется — заказывай экскурсию, но мы на своём транспорте, для нас 50 километров сущий пустяк. Не доезжая Выдрино сворачиваем с трассы и вдоль реки Снежная километров десять убитой грунтовки, и мы упираемся в турбазу «Новая Снежная». Господа директора базы, с дорогой надо что-то делать!

Дорога на курорт.

Территория облагороженная, есть вся необходимая инфраструктура.

На территории отель, кафе, зоны отдыха, банька, везде мангальчики понатыканы. Лошади кругом гуляют. Полным-полно бурундуков. Деревья огромные, вчетвером не обхватишь. В центре три озера: Изумрудное, Тёплое и Сказка. Изумрудное самое большое. Здесь мы покормили лебедей (траву надо рвать заранее, в лесу, пока идёте к озеру). Между озёрами можно передвигаться пешком, а можно взять катамаран и на другой берег Изумрудного отправиться на нём. Есть Красивая часовня. Сказочный лес, где нет ни единого комара. На озере Сказка стоит банька с видом на пирамидальную гору. Если поедем отдыхать на Байкал, то обязательно здесь остановимся на пару деньков.

Бурундук семечки точит.

Ослик Иа.

Озеро Изумрудное.

Лебедей можно кормить с рук.

Красавец.

Кря-кря-кря! Мы тоже хотим травки!

Часовня Святого пророка царя Соломона.

Озеро Сказка.

Здесь я не выдержал и нырнул рыбкой в воду в десяти метрах от проплывающего лебедя. Моему примеру последовала любимая жена. Вода освежающая, чистая. На озере Сказка случилась сказка: дочка начала капризничать (нечем было покормить белого лебедя), начала плакать, и вдруг, откуда ни возьмись, появляется бабочка, кружит над дочуркой и садится ей на ногу. Счастью не было предела, она очень долго мечтала, чтобы бабочка села к ней на руку, а тут вот оно счастье, само прилетело.

Волшебство существует, для детей точно!

Озеро Тёплое, по сравнению с остальными двумя ничем не примечательное.

Я Люблю Снежку.

Красиво и не съедобно.

Пень от дерева, в который я с легкостью поместился, и место осталось ещё на троих как я.

Размеры деревьев впечатляют.

река Снежная.

Дорога ждёт, через четыре дня паром. Надо успеть в Ванино. Насобирали камней на берегу Байкала в районе Бабушкин, только там нашли такие белые, в Байкальске не было.

Насобирали камней, надо было много, при досмотре на теплоходе пошутили, не тротил ли везёте. Шутник, что досматривал, от презента в виде двух камушков не отказался.

Вид на Селенгу всегда прекрасен.

Смотровая за Улан-Удэ.

Забайкалье по обыкновению встретило дождём.

Дорога прямая, как ленточка, но про волны не забываем.

Эх, дороги…

Подтопленные районы Хабаровского края.

Амур разлился.

В Хабаровске сняли гостиницу. Переночевали. Рано не вставали, паром на следующее утро. Особо не торопимся, день начался с посещения центральной площади Хабаровска.

Голубей покормили.

Возле фонтана освежились.

Закупились продуктами на паром и двинули. Впереди последний рывок. Экипажу слегка грустно.

Та самая дорога — посадочная полоса.

Дорога Лидога — Ванино.

На заправке у Лидоги меня чуть не съела мошкара. Заправились, отзвонились оператору, что живы-здоровы, едем на паром.

В Ванино были поздно вечером. Огромные ямы перед Ванино к нашему приезду залатали, спасибо! Начался муторный процесс регистрации и получения всяких разрешений. 21-й век на дворе, а заявления три штуки напиши от руки, кучу подписей поставь, экипаж из машины позови, чтобы глянули, не верблюда ли везем с собой. Снова огромный порт Ванино, по традиции свернули на угольный терминал, повозмущались отсутствию освещения и указателей, но нашли с горем пополам место, куда надо было, поспали в машине 4 часа и на погрузку.

Жена пыталась заснять, как на теплоход грузимся, так криков поднялось, будто база НЛО секретная.

Грузимся на паром. Скоро будем дома.

Вот таким было наше путешествие в лето. Простым и одновременно сложным. Прекрасным и удивительным. Большая часть знакомых крутила у виска, когда слышали, что мы собрались в отпуск через всю страну на автомобиле, а мы хотим ещё! И обязательно поедем. Как сказано: цепи они не на руках людей, а в головах. Если хотите — то обязательно путешествуйте.

А у нас на Курилах свои красоты.

И клюёт хорошо.

Так что милости просим!

Выводы и то, о чём не сказал в основном тексте:

• Дороги в целом хорошие, есть плохие участки, или ремонты, но они незначительны.
  • АЗС каждые 50-100 километров. Если не лезть в глушь, то канистра только для параноиков.
  • Топливо нормального качества.
  • Бандитов и жуликов на дороге не встречали.
  • Мобильная связь на протяжении всего маршрута, мегафон ловит плохо, мтс хорошо, другими не пользуемся.
  • GPS-навигатор как отдельное устройство — пустая трата денег, мобильного приложения вполне достаточно, мы выбрали яндекс.
  • Автомобиль показал себя более чем достойно, ни единой поломки, ни одного спущенного колеса.
  • На трассе голодными не останетесь. Много придорожных кафе, много гостиниц.
  • Водители в большинстве своём уважительные. Я сам стараюсь относиться с уважением к другим участникам дорожного движения, может, оно мне и вернулось так же. Могу вспомнить только Улан-Удэ, где каждый считает своим долгом посигналить по поводу и без него.
  • Много вещей с собой не берите, если только не собираетесь ночевать в палатке.
  • ГАИ есть везде, у меня кроме превышения скорости штрафов нет. Камер много начиная от Новосибирска и до самого Краснодара, там это бизнес.
  • Денег много не бывает, берите больше чем необходимо, лучше пусть останутся лишние.
  • Ночью спите. Ложитесь как можно раньше и вставайте с рассветом. Захватывайте в пути весь световой день.
  • Обычного прикуривателя на три розетки вполне хватает для работы всех гаджетов (видеорегистратор, камера, планшет, телефоны).
  • Купите в дорогу термокружки, очень удобно, да и потом пригодятся.
  • На дороге будьте предельно внимательны.

Вроде бы ничего не забыл. Буду рад ответить на любые вопросы. Не лихачьте на дорогах, ведь от вас может зависеть не только ваша жизнь, но жизнь ближнего.

2519856
Молодцы.5 баллов✊🏻
Марк
Кавалерово
Слов нет - МОЛОДЦЫ !!! И путешествие отменное и написано прекрасно !!! Удачи в новых путешествиях !

Люблю читать именно такие длинные путешествия, чтобы через всю страну и масштаб её почувстовать и разные климатические зоны и даже отличающийся менталитет местных.

Отличный рассказ, много интересного видел автор и нам передал.

И как я помню, это первые путешественники с Курил через всю страну туда и обратно.

Курильск
Только перечитав на сайте дошло, что об авто ничего практически не рассказал. Если кому интересно вот мой отзыв об Fortuner? Отзыв о Toyota Fortuner
Моё путешествие через всю Россию, от Курильских островов и до Кубани: https://travel.drom.ru/73921/
Мой отзыв: Toyota Fortuner 2018

2519856
Молодцы.5 баллов✊🏻
Благодарю

Марк
Спасибо))

Member

Отличный рассказ, много интересного видел автор и нам передал.
Спасибо за приятный отзыв))

Member
Есть на дроме парочка путешествий, но только в одну сторону.

"Не лихачьте на дорогах, ведь от вас может зависеть не только ваша жизнь, но жизнь ближнего" ай яй яй, а сам с туарегом зацепился...А вообще вы огроменные молодцы, впрочем как и любой, отважившийся оторвать свою пятую точку дальше чем 500 км от дома.

Молодцы какие! В голове давно сидит такая поездка, но пока никак не получается...
Лучше Тойоты может быть только новая Тойота
Toyota Estima Hybrid AHR20

Qx24
))) да ну как зацепились, по пустой объездной, ночью, не больше 110 км/ч

kolyan2000
Могу только пожелать, чтобы у Вас всё получилось

Отличное путешествие! Автор и его семья большие молодцы! Успехов вам ребята!

класс!

Отлично написано! И путешествие потрясающее!!!! Молодцы!

Просто супер путешествие! Сам с о.Сахалин и мысли о таком путешествии на "юг" посещали, но казалось оно не реальным. Теперь вот опять сомнения. Интересно, если не секрет, во сколько обошлось такое мероприятие? Интерес не праздный, а практический. У самого форчунер, но бензиновый.

Отличный, образцовый отчёт!

Автор - молодец. Маршрут мечты)) Красивая семья, умницы что решились и выдержали непростую дорогу.

У меня вопрос (из отзыва про авто тоже не понял): откуда на Курилах левый руль? Неужели в Японии собирают и можно оттуда заказать?

Не, не смог по пятибальной поставить 5, поставил 6!!!
---------------
Быть бобру!
Astronom19
DrStuffing
Есть на дроме парочка путешествий, но только в одну сторону.
с Курил нет, с Сахалина (Южный, Шахтерск) пара человек ездила, отписали свои рассказы.
Жалко что в такие моменты даже долгий отпуск оказывается таким коротким )))

Курильск
Всё зависит, от того, как тратите. Дорога туда обратно у нас заняла 24 дня, считаю по минимуму: переправа 80 тысяч, самолёт 30 тысяч, топливо дизель 80 тысяч, гостиницы 40 тысяч, еда 25 тысяч. Всё остальное по желанию и кошельку.

DrStuffing
Но у Вас эта сумма будет меньше, минус самолёт, минус переправа авто Сахалин-Курилы. По деньгам на бензин думаю особо разницы не будет.

Курильск
А на счёт ехать или не ехать даже не думайте, езжайте однозначно.

DrStuffing
Понял. Спасибо! Буду думать и копить)

AE196
Отличный, образцовый отчёт! Без лишней "воды", фото аккуратно подобраны, не чрезмерно много и информативные. Текст грамотный, чёткий и отлично структурирован. Вот бы все так хорошо отчёты писали!...
Спасибо, что уделили время на наш отчёт))) И за комплименты спасибо! Авто покупалось у дилера в Южно-Сахалинске, сборка для России с левым рулём.

Astronom19
Жалко что в такие моменты даже долгий отпуск оказывается таким коротким )))
Это точно! В хорошие моменты время летит махом.

Настоящее путешествие на 5 баллов. Хороший слог и фото. Молодцы, что взяли детишек, так они приобретут реальные знания. Паром конечно печаль, тоже проходили.

Борис Сметанников
Отличное путешествие, приятно читать!

Шикарно! Потрясающе!
Мечта....

Молодцы. Путешествие - супер. Отчет отличный. Удачи Вам в дальнейшем и хороших путешествий
Мои отзывы: Nissan Murano 2018, Honda CR-V 2011

Молодцы.
Отличный отпуск
Повествование -огонь
ИВАН
Отличное путешествие и рассказ о нем тоже хорош

Молодцы, браво!!!!. Тоже летом планирую из Хабаровска до Новороссийска на Приусе. Правда, немного страшновато на легковушке, но попробую!
игорь иванов
молодцы!!!!отзыв получился отличный!!!!

"И гадят на природе не проезжающие мимо, а местные, кругом огромные кучи одинаковых бутылок и банок. И так по всей стране. Человек как главное достояние нашей страны, так и враг."

Главное достояние нашей страны - гадящий повсюду человек-враг.

славик
мы с красноярска до барабинска доезжали, 1180 км., а вообще максимальный суточный был 1400 Омск-Красноярск, но задница была квадратная)))

Город Красных Фонарей
Очень хороший отчёт об очень хорошем путешествии! Спасибо, прочёл с удовольствием, тем более проезжал от Новосиба до Абхазии, да и не только до Абхазии, а ещё много куда;) Молодцы, хорошо съездили. Удачи вам.
В действительности всё иначе, чем на самом деле...

Чеж вы до крымского моста не доехали от Геленджика там рукой подать. Такую достопримечательность пропустили.

Это просто 5++++, без вариантов!!!!
Мой отзыв: BMW X5 2004
жалко, в Абрау на "марс" не зашли... там взрослым интересно, а детям так вообще...)))

Ничего страшного,надо ехать!Я,в 18 году ездил на филдере гибридном,2015 года,Хабаровск-Армавир-Крым и обратно.В прошлом году,на карибе ездил,через Байкал на Горном Алтае ещё пять дней,доехал до Монголии по Чуйскому тракту,"покорил"перевал Кату Ярык и дальше в Крым.В Крыму,купил короллу и на ней вернулся обратно,в общей сложности накатал 26000 км...

Отличный рассказ !
И вправду, жаль что до Крыма не прокатились)
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

автор ради любопытства супруга с перми сам скубани как на курилах то оказались
Судьба))) сначала меня занесло, потом жену. Она по работе, я срочную служил на острове, после остался.

Курильск
Много на легковых путешествуют, не переживайте.

Артем Плотников
Было в планах, думали про Крым, но потом передумали, решили, что делать там пока нечего.

М.Ю.
А что такое " новосиб " ?
двойная зеркалка, с двумя топориками )

А на паром с Ванино на Сахалин нужно заранее место бронировать? Так просто не перевезут? А с Сахалина на Курилы только авиасообщение?

Дочка впервые увидевшая трамвай - прикольно получилось!)))

DrStuffing
Служившим на Итурупе и Кунашире завидовали все военнослужащие других островов). Я был на Симушире, хотя по сравнению с тем же постом на острове Кетой у нас тоже было неплохо. Развивается смотрю остров, сейчас машину кораблем можно отправить, а раньше и причала не было на Итурупе, лихтерами грузы возили.

Niko
Офигительное путешествие!
Сам мечтаю повторить, только с юго-запад на восток. Только отпуск все никак на сезон не выпадает, чтобы в океане пркупаться. Весь Юг и Кавказ уже исколесил, теперь хочется чего-то нового.
aleksandr25027
Какие детишки - одна дочка была.
Калины2Вод
А что такое " новосиб " ?
автор ради любопытства супруга с перми сам скубани как на курилах то оказались
Поддерживаю вас! Как оказались на краю географии? Автора к ответу!!!!!
Куйбышев
Я один загуглил кто такой "лепидоптеролог"?))))

Куйбышев
Завидую белой завистью!

Кувай
Отличный отчет, и путешествие и описание судеб человеческих, приятно почитать зимним вечером.

Крутое путешествие!!!👍👍👍

Улыбнуло про деда, который вдохновленный вашим путешествием и сам засобирался в путь🤣🤣🤣

Кажется мне, что на Дроме это первое такое путешствие с курил на запад.
ОТЛИЧНО.
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."
dmitri
Как вас с Кубани занесло на Курилы?)
Юра
МОЛОДЦЫ 5!!!!!!!!!!!!!!

filatich
Паром до Ванино бронировать заранее, минимум за 3 недели, лучше за месяц, у них на сайте можно заявку оставить. С Курилами сообщение авиа и паромное.

VALERY 70
Ещё в 2010 с теплохода на плашкоутах выгружались/загружались с висящими над головами контейнерами. Сейчас причал новый, ножками люди на берег сходят, красота.

Митяй
Я один загуглил кто такой "лепидоптеролог"?))))
😁

dmitri
Как вас с Кубани занесло на Курилы?)
Выше ответил

Про Курилы рассказ напишите, и побольше фотографий. Я думаю всем будет интересно почитать

Очень интересно. Только УРЯАЛ зто Забайкальский край, я не Бур
ятия

Счастливые лица детей и родителей говорят о том, что поездка удалась. Молодцы, дальнейших подвигов на колёсах. Пишите чаще, у вас и природа и машина интересные.

Есть такой, пока что один, про Вулкан Баранского

Горные Ключи
Я почти каждый год езжу по стране и в Сочи и в Питере бывал именно на легковых - Цивик, Фит, никаких проблем в пути.

TITAN 89
Очень интересно. Только УРЯАЛ зто Забайкальский край, я не Бур
ятия
Точно, перед Читой это

Хорошая поездка получилась через всю страну. Отчет теплый, ламповый. Новых вам путешествий и приключений)

Молодцы, да и только!!! А я завидую вашей дочери))) Меня родители на море возили на поезде, и я живу этими воспоминаниями. А вы своей дочери целое автопутешествие организовали, да, похоже, и ещё будут! Супер! Ей будет, что вспоминать, когда вырастет. И вам будет, что вспомнить, когда дочь вырастет))) Это большое счастье - семейное путешествие! Навряд ли может быть что-то круче этого! Удачи вам и новых длинных путешествий в лето))

Я, извиняюсь, не втор комментируемого отчета и вопрос не ко мне, но, если вдруг интересно, то - пожалуйста

Ну ВЫ КРАСАВЦЫ! Респект и уважуха!!! Наша семья уже 5 раз проехала через всю страну, правда из Хабаровска (Сочи, Донецк, Ессентуки, Евпатория, Ялта), на 5-ти разных машинах, это незабываемые ощущения и эмоции, крайний раз февраль-март 2019 на Ниссан Серене в Ессентуки-Евпаторию с двумя йорками в экипаже, первый раз в 2003 году на Тойота Хайс. Еще хотим. И поедем, хотим испытать или Хонду Степвагон Спада 2,0 или Делику Д5, были уже Паджеро, СР-В, Тойота Ист... Но чтобы с Курильских островов!!! Удачи ВАМ и новых приключений!!!

Sergey Trubin
Зацепился он с туарегом. Статистику смертельных ДТП хотел пополнить?

Sergey Trubin
Зацепился он с туарегом. Статистику смертельных ДТП хотел пополнить?
Тебе этого не понять.
Ruslan Bektemirov
Самое интересное про переправу если , сколько сейчас стоит Фортунера переправить на линии Ванино-Холмск?(скорее всего 18-20 тысяч),тогда Корсаков-Курильск такая же сумма за более длинный путь?я перегонял Тойота Саксид на линии Ванино-Холмск в 2013году за 14 тысяч

Ванино-Холмск 25 тысяч, Корсаков - Курильск 15 тысяч

Кирилл
Молодцы!!!!
Ванино-Холмск 25 тысяч, Корсаков - Курильск 15 тысяч
Ванино-Холмск за 25 это с местами в каюте на семью,а тариф за авто должен быть в пределах 20 тысяч

Ну да, слышал и такое. А как про Бердск говорят ?
Про Бердск никак не говорят. Его быстро проезжают и забывают.

Автор, что за рыба на последней фотке?
Прям в таком прибое ловится?

Всегда было интересно, а чем люди на самом краешке России живут, особенно сейчас. При том живут не вахтой, а семьями как Вы))) И могут себе позволить не ПРуль - конструктор, для передвижения по острову, а достаточно дорогой авто.
Сергей З.
Молодец!

Некоторые колхозаны говорят сиб! Вообще непонятно что это!
Да ладно, Бердск! Вам ли не знакомо слово сиб? Новосиб, Нск, Сиб - это всё Новосибирск, так вся Сибирь называет, а Калинывод во всех отчетах цепляется к этому названию.
Ну да, слышал и такое. А как про Бердск говорят ?
У них не хватает ума извратить это название!
ТаняМ
У них не хватает ума извратить это название!
"некоторые КОЛХОЗАНЫ", у которых не хватает ума извратить это название- это вы про Бердск (надеюсь) говорите?

Вот только Волгоград не является городом воинской славы, он - ГОРОД-ГЕРОЙ.

Ruslan Bektemirov
Ванино-Холмск за авто 25, за авто и каюты 28, не верите звоните в компанию перевозчик

filatich
Автор, что за рыба на последней фотке?
Прям в таком прибое ловится?
Это Кета, ловится прям в прибое, где стою там и поймал, на тасмана.

poul7878
Рассказ на 6+ из пяти! Больше спасибо, за путешествие, как будто сам проехал опять))) Из незнакомого только Ваш Итуруп и Сахалин))) Всегда было интересно, а чем люди на самом краешке России живут, особенно...
Спасибо за комментарий! Нормально живется, многие населённые пункты в центральной части России живут куда хуже чем на Курилах. Все что нужно для жизни есть. 90е далеко позади

ТаняМ
Вот нашли к чему придраться. 100% всем понятно о чем речь, только бы 5 копеек вставить)))

DrStuffing
Это Кета, ловится прям в прибое, где стою там и поймал, на тасмана.
Круто! Вот бы попробовать такую рыбалку...)))

DrStuffing
Вопрос был - чем живёте, а не как)
Нет, про тебя!

ТаняМ
А каким словом глумятся про Томск ?
Калины2Вод
А каким словом глумятся про Томск ?
Если рассуждать логически, наверно это То?