|
15 июня — 29 июня 2006 г.
Правда оригинала сохранена с незначительной редактурой.
16.06.2006
Гостиница «Даурия» — 2 980 р. за двухместный
номер с доп.местом. Очень куртуазно.
... Опуская веселые подробности сдачи багажа и выброшенный торжественно швейцарский складной ножик в угоду доблестной таможне, констатируем перелет по расписанию (почти) и прибытие в аэропорт города Читы.
Машина так еще вся не приехала, поэтому экипаж без колес пользовался услугами Андрея Артамонова (кажется, он все-таки Сахно, но об этом мы узнали позже) и протопал по городу (по словам командира) не менее 15 км. Температура за бортом — очень жарко. Город милый, сумбурный, глаз радовали многочисленные чужие «Тойоты».
В автовладельцах Читы обнаружена изрядная склонность к тюнингу и белому цвету. Очень много за рулем (и правым тоже) лиц женского пола — реверанс штурману. Машины удивительно чистые, возможно, именно поэтому.
Ночной жизни — зачет, и особая благодарность повару кафе «Устрица» на Профсоюзной. Предложили ему проследовать с нами и дальше. Вежливо отказал :)
Интерьеры гостиницы «Даурия», наличие нижнего света и душа с гидромассажем укротили наши порывы дать кому-нибудь в зубы за страдания. Засыпаем в томительном ожидании завтрашней встречи с прекрасным.
Кстати, официантка «Устрицы» восхитительно похожа на Татьяну Згурскую. Приятно...
17.06.2006
Чита — Улан-Удэ
Пробег до Улан-Удэ — 684,7 км
Расход топлива (2 заправки) — 50 л (20,5 руб.)
+ 47,81 (-«-) = 97,81 л
Средний расход по трассе ? (спросить завтра у Кольки :) )
Из Читы выехали около 13 ч. Прибытие в Улан-Удэ
по местному времени в 21 ч.
(- один час, т.е. приблизительно в 8 часов вечера).
Гостиница «Гэсэр» — 3 100 руб. за двухместный номер.
* Заметка на полях. Кто же все-таки этот самый Богомягков, в честь которого названа улица в Чите, которую мы исходили-изъездили вдоль и поперек? Ведь не случайно же...
Теперь по делу. В девять утра по местному (читинскому) времени началась у нас новая жизнь. По звонку. На станции «Чита-1» мы увидели, наконец, ЕЕ. Узнали сразу. По носу. И нам ее сразу отдали. Даже не спросили зачем :) И мы уехали. И наступило время открытий: начинка оказалась неожиданно богатой. Обнаружили под сиденьем водителя CD-чейнджер. Под пассажирским спереди — DVD. Набор инструментов. Откидной столик. Открывающиеся окна на боковых дверях... «Стой, счастье, стой!» Если честно, ждали подвоха. Но ничего, кроме того, что Чита нас никак не хотела отпускать — дважды проскочили мимо выезда из города :) — так и не произошло.
Штурман отважно сел за руль и проехал 100 или даже 120 км (в эйфории не засекли точно) на скорости 60-80 км/ч, вызвав удивление у самого себя. Возможно, он отрулил бы и больше, если бы не отвлекался на принятие и ответы на поздравления с днем рождения :) И на съемки совершенно фантастических видов из окна на ходу.
Первый помощник штурмана поставил зачет пассажирским сиденьям, проспав без малого часа полтора. Боже мой, как же мы забыли еще об одном открытии — выдвижная подножка (!) у второго ряда сидений с подушечкой (!). Регулируется по наклону и дальности выдвижения (то есть по длине ног)... А вы говорите — коврик для-а мы-ы-ыши :)
Качество дорог порадовало совершенно искренне — число ям на единицу площади значительно ниже, чем, скажем, по пути в Сухиничи Калужской области. Машин очень мало. А виды из окна... В общем, спросите у штурмана :) (фотоотчет прилагается). Немыслимое количество речек и населенных пунктов с поэтичными бурятскими названиями вроде Мухоршибир. И село со скромным, но емким именем Сибирь. И другое, еще более емкое — Бар. Ждали, что за ним последуют Ресторан и Казино. Но, видимо, просто они были вдалеке от дороги.
У первого помощника неожиданно проснулась тяга к поэтическому творчеству (еще бы, при такой-то красотище вокруг!) — сыпал заклинаниями в стихах.
В Улан-Удэ попали не сразу, пришлось поплутать, гостиницу с заворожившим нас названием «Гэсер» тоже отыскали не без труда. Правда, больше (кроме собственно названия) ассоциаций с Ночным дозором не обнаружилось: гостиница сама себе поставила три звезды, но, думаем, что погорячилась :) Типичный такой «хотел» для секретарей райкомов с ужасающей люстрой в холле и чудесной надписью в душе: «Просим при мытье стараться не лить воду на пол!» Гм... может, не стоило тогда полы-то в ванной крыть паркетом? (Шутка, конечно, там кафель, но «под дерево»)
Деньрожденный ужин (ах, не поехал с нами повар из «Устрицы», а ведь его так не хватало! :) ) — без особой фантазии, но зато с настоящей свечой в апельсине, который заменял торт. Тихое счастье.
Дождь за окном, вид из которого, честно говоря, уныл. Видимо, секретарям райкомов некогда было смотреть на ландшафт (в рекламе названный скромно «центром города»). Но зато ведь завтра — Байкал!
18.06.2006
Улан-Удэ — Листвянка
Пробег — 562,5 км
Расход топлива — 40х19 (760 руб.) + 36х20,50.
54 л из них израсходовано (получается примерно 10 л на 100 км)
Температура за бортом — упала до безобразия (градусов 10-12)
Гостиница «Байкал» («Интурист») — 7 600 руб.
за двое суток в двухместном с доп. местом
Штурман печален — ему удалось порулить ровно 6 км. Но на то были веские основания: дорога оказалась не на шутку сложной. Оказывается, серпантины-то не только в Крыму есть — на пути в Иркутск от Улан-Удэ почти все время кружили по Саянам (тут ведь они самые? Вот ведь, надо карту посмотреть, совсем плохо с географией стало :) ). Временами было даже страшновато. Высота-то нешуточная оказалась! Зато виды вокруг просто чумовые. Командир, слыша полувсхлипы-полувскрики экипажа, мужественно парковался в опасных местах и разрешал сделать пару снимков.
Выехали из Улан-Удэ в 11:30. В Листвянку прибыли около восьми вечера. Солнце покинуло нас километрах в 20 от столицы Бурятии, а дождь с тех пор даже и не думал прекращаться. Колдуем (самый активный маг и заклинатель погоды — первый помощник штурмана — рифмует без остановки), чтобы завтра если уж не солнце, то хотя бы сухо :). Правда, вид на озеро примиряет нас даже и с сыростью.
Вечерний выход был, правда, быстротечен — спуска к озеру не нашли, быстро замерзли, промокли и вернулись пожирать копченого омуля. Вкус... неземной, даже командиру нравится запах. Штурман тихо постанывает от удовольствия. Все по-честному.
Командир просит еще про дорогу, а летописец пытается заползти под одеяло — даже дополнительная порция пива его уже не зовет к перу. Про дорогу... (Ну, хорошо, хорошо, только не отбирайте подушку!) Дорога сказочная, это истинная правда: горы, облака. Да, мы же месили колесами самые настоящие облака! Сквозь туман удалось разглядеть даже заснеженные вершины. Справа — Байкал. И повороты, повороты, повороты. Проехали даже через следы совсем свежего оползня — такие каменюки лежат прямо на кромке дороги (вернее, их сдвинули с одной полосы, чтобы освободить проезд), что мы почти готовы поверить в каменных великанов.
Особое слово — гаишники. Тормозили нас три раза (за предыдущий день, между прочим, ни одного!). Каждую остановку мы готовились к битве, но люди в фуражках (нет, в кепках...) оказались миролюбивы и вменяемы (может, и их прихватить с собой? :) ). Вошли в положение, не хамили ни разу. На радостях всем мы раздали журналов — просто так. Вот только не сфотографировали, как-то не склалось. Исправимся...
Гостиница — твердая четверка (баллов, не звезд), чисто, уютно, немноголюдно. Дух советскости еще не совсем выветрился, и портреты российских императоров, сурово взирающие со стен ресторана, слегка пугают, ну да ничего — можно отвернуться и созерцать в окна настоящий Байкал. Правда, он весь в тумане. Зато какова кровать! (Невнятное бормотание штурмана весьма игривого характера :) )
(Ведь это логичный конец, а? Братья-филологи... Ура... Вот и пиво, кстати, закончилось...)
19.06.2006
Байкал
Местный пробег — 73,8 км по Листвянке
Топливом не заправлялись
Температура за бортом — елки-палки,
да кончится ли когда-нибудь дождь?
Находки — в машине обнаружили встроенный (базовый?) мобильный телефон... Полные сомнений, решили все-таки сверить номера VIN (вчера договорились до того, что, может, нам по ошибке досталась эта машина? Может, чудовищное совпадение, и эта путаница вскоре вскроется?) Сверили — хм... все совпадает. Ступор :)
На Байкале очень холодно (влезли в свитера и куртки — не до лета), и дождь без перерыва. Решили отнестись к этому стоически, взяли зонтик. Туман то наползает на самый берег, то отсиживается в ущельях между сопками, но озеро не открывает, дразнит только.
Посетили местный музей (много чучел и красивых ученых :), дядька, рассказывающий про рыб и нерпу, тоже, между прочим, весьма симпатичен). Нерпы — это что-то необыкновенное! Еще одно космическое чудо, детский восторг. После музея рванули в нерпентарий, еще раз посмотреть на них. Здание убогое, долго не решались постучать — боялись разочароваться, что все здесь закрыто навсегда. Но когда нам все-таки открыли (тоже симпатичный мужик :) ), мамочки мои, что с нами было! Капитана даже не смутил стойкий запах рыбы. Крошечный бассейн, ни трибун, ни скамеек — просто стоишь и смотришь, можно руку протянуть (но хозяева не советуют — могут и тяпнуть). Но это такое... Две сопящие маслянистые тушки — Капелька и Пух — но столько обаяния, кокетства и какой-то особой природной грации. Дельфины отдыхают — они ТАК не смотрят. В общем, помощника штурмана буквально вынесли на руках, поскольку он от впечатлений был невменяем, пытался хрюкать как нерпа и разговаривал сам с собой :). Ребята, ну ей-богу, они СТОЯТ на ластах на дне бассейна как на ногах, они кивают вам в ответ, они... Так, штурману тоже надо перевести дух...
Он, кстати, по уши в копченом омуле и... Ну да, тот симпатичный дяденька в музее во избежание неприятностей от употребления копченой рыбы строго-настрого велел пить водку. Или пиво... Или все-таки водку? Или все сразу? Или друг за другом?..
Под все тем же дождем заехали в музей деревянного зодчества в Тальцах. Очень уютно, много дерева, и штурман, наконец, заснял свой «аленький цветочек» — какая-то тутошняя разновидность купальницы, но восхитительно оранжевого цвета. Грустно только от однообразия «сувенирки» — ну блин, при таком богатстве дерева, камней, зверья, легенд всяких: и такое убожество... Реально не на что смотреть :(
Кульминация дня — решительно разулись и зашли в ледяную воду (командир был при исполнении — снимал исторический момент на камеру, посему ловко избежал полукупания). Дольше шести секунд стоять невозможно (а ведь помощник штурмана еще позавчера рвался натурально купаться!), но зато ощущения фантастические! Помощник штурмана набрал полный карман камней и обточенных стекол. Относительно явно осколков фаянсовых изделий принято решение официально заявлять их в декларациях как остатки чашки самого Ермака, выпавшей из рук мифического казака при виде байкальских красот :)
Народу, кстати, на набережной немного, и вообще непонятно, откуда миф о том, что тут на полгода вперед все забито? С другой стороны, это такое счастье, когда туристов можно пересчитать по пальцам. Правда, местные жители не менее успешно уже загадили побережье... Ноу комент...
Прогулку по озеру на водном средстве пришлось из-за погоды отложить до лучших времен. До канатной дороги тоже не дошли.
Но ведь это все неважно, правда? Завтра — курс на Тайшет с заездом в Иркутск.
20-21.06.2006
Листвянка — Иркутск — Тайшет — Красноярск
Пробег от Листвянки до Красноярска — 1 220 км
Расход топлива — (забыла чеки в машине, потом допишу...)
закуплено бензина: 30 л 92-го и 95/96-го 96,5 л.
В Красноярске осталось полбака, так что «съели» около 120 л
Температура за бортом — на Байкале по-прежнему дождь,
в Красноярске опять пекло
Гостиница «Красноярск» — 3 300 руб. за полулюкс
Два дня слились в один, потому как поспать удалось только в Красноярске пару часов уже утром. А дело было так — выехав с утра из Листвянки (с непионерскими причитаниями по поводу тумана и дождя), взяли курс на Тайшет с прицелом на ночевку в нем.
Вокруг — тайга, настоящая, звонкая, кедровая. Трепетному африканскому попугаю и грызуну были куплены кедровые шишки из первых рук. И, понятно, кедровые орехи для экипажа. Когда вылезаешь из машины, то воздух, пропитанный запахом смолы и хвои, хочется набрать в ведро и пить, до того он ощутимый, терпкий и солнечный.
Видели последствия недавних паводков — оценили, насколько нам все-таки повезло, что все уже основательно подсохло. В одном месте аккурат к нашему приезду закончили налаживать временный мост вместо снесенного водой — на противоположном берегу скучал печальный «Жигуленок» в ожидании, пока укатают восстановленную трассу, поскольку пройти по ней можно было только на полном приводе или на больших колесах.
В славный город Тайшет прибыли в сущности строго по расписанию — в десять вечера по местному. Но покружив по нему, сильно призадумались, а правда ли нам так хочется в нем остановиться? Может, это сумерки на нас так повлияли, но показалось, что тут нам совсем-совсем не рады. Плюс предшествующая дорога... Как бы это выразиться? В общем, она была, конечно. До Тулуна еще более или менее, а вот потом началось что-то совсем невыразимое, такого не было даже в Сухиничах. Ямы, грязь и робкая надежда, что все это вот-вот закончится. (Кстати, по хорошей дороге у штурмана личный рекорд. Он обогнал два автобуса и один УАЗик! Разумеется, под чутким руководством командира. И вышел на скорость 100 км/ч, но посмотрел на спидометр и сам испугался :) ) В общей сложности «накрутил» 150 км, что тоже можно считать ну почти подвигом...
В общем, Тайшет проехали практически транзитом. Приятное — единственный за два дня гаишник был устал и мил. Даже не посмотрел страховку: «Да на фиг она мне нужна...» И посоветовал поесть в кафе «У верблюдА» (которое на поверку оказалось вовсе даже «На верблюдЕ»). Он был прав — скорость обслуживания и качество готовки (для придорожной едальни) выше всяких похвал. Даже смогли лицезреть, как Польша выигрывала у Коста-Рики (кажется).
Решение командира (после двойного-то кофе, понятное дело) — рвануть без остановок до Красноярска — было принято без возражений. Кто ж ему возразит — командир все-таки :)
Помощник штурмана отправился спать за всех на задние сиденья, а штурман занял подобающее место слева от водителя.
Самый «чудесный» участок дороги — от Тайшета до Канска. То, что было в Тулуне, показалось лишь репетицией. Вздыбленная и засохшая грязь в свете фар выглядела по-настоящему зверски, а в ямах вполне можно было устраивать бассейны для детей до трех лет. Качало так, что штурман, отправлявший SMS-ки, с трудом попадал в клавиши мобильного. Да еще славный город Канск все нас не хотел выпускать. Крутились в нем почти час, чтобы выехать согласно указателям, налюбовались видами по самое, да еще в результате уехали не в ту сторону (купились на хорошую дорогу, которая ловко увела нас в некое село Филимоново — крепкий, видать, там хозяйственник-председатель).
После Канска до Красноярска до самого дороги чудесны — просто летели. Пейзажи за окном заставляли штурмана сидеть, не выпуская из рук камеры, а когда туман вокруг делался невыносимо живописным, он начинал тихо постанывать. Апогея стоны достигли на рассвете, и тогда командир, милостиво нажал на тормоз и выпустил страдальца на пленер, поснимать.
В семь уже по красноярскому времени прибыли в город. Долго не желал нас пускать (вероятно, за дерзость), укатили куда-то в промзону, долго искали мост на ту сторону Енисея. Потом искали гостиницу — заранее-то заказать не удалось, ночь ведь была :) В одной не оказалось мест, в другой заломили какую-то немыслимую цену (что-то около 4,5 тысяч рублей за одноместный номер — это некий «дом для гостей» под названием «Метелица»). А когда мы возмущенно и громко хлопнули дверью и сели в машину, «девочка» наша сказала упс — умер аккумулятор. Командир со стеклянными глазами, но с мужеством во взгляде, умчался искать новый. Сон как благословение — в чудесном совершенно номере гостиницы «Красноярск» с феном. За деньги, существенно меньшие, чем в «Метелице».
Красноярск... А нет, сначала Иркутск — подсказывает командир.
Иркутск почтили после Листвянки. Город чудесный, добротный. В самом центре целые улицы деревянных домов со старой еще резьбой и огромными окнами. Жалко, что времени было мало... Вообще, думаю, пора начинать составлять список того, что посмотреть не успели — на следующий раз :)
Красноярск. Когда пришли в себя, выбрались шататься по центру. Отобедали в кафе «Креп» на улице Маркса (или Мира?). Кстати, что в Иркутске, что здесь замечена особая любовь к истинно революционному наследию: одна улица Диктатуры Пролетариата чего стоит. А поселок с угрожающим названием Власть Труда? Это не какой-нибудь, прости господи, Худоеланск или речка Похабка на Байкале.
Красноярск потряс размахом — огромный город, широченные проспекты, сопки на горизонте и, конечно, Енисей-батюшка. Иркутск по сравнению с ним тесноват показался и суетен. А здесь вдруг захотелось остаться пожить.
Помыли машину, пытались даже наклеить, наконец, ой, на нос, приготовленную надпись Mediasign, но не нашли достойного мастера, да и чистая «Эстима» была так прекрасна в своей первозданности...
Искупались-таки в Енисее — на городском пляже. Не очень романтичная обстановка, да и река у берега оказалась чрезвычайно мутной, но ведь дело принципа! Помощник штурмана счастлив без прикрас. А катание на колесе обозрения, батут и порция мороженого сделали его просто душкой :) Заснул, любя абсолютно весь мир.
Командир от купания был освобожден по состоянию, мы поворчали, конечно, но 15 часов за рулем его оправдывают полностью.
Посмотреть весь город и съездить в «Столбы» не успеваем, равно как и обломалась экскурсия по Енисею. Список нужен, список на следующий приезд! :)
Почти под гостиницей обнаружили неожиданно площадку, видимо, для дрифта — но спросить было не у кого...
Под бой часов на городской башне и рев рейсерских прямотоков засыпаем — завтра в Новосибирске нас ждет незабвенная Даша.
Они приближаются! Наши уже три тысячи километров!
22-23.06.2006
Красноярск — Новосибирск
Пробег — 895 км
Расход топлива — 18.2х30 л (546 руб.)
+ 18.50х40 (733 руб.), за 23.06 — 18.20х20 л (780 руб.)
Температура за бортом — как в печке
Проживание — безусловно пять звезд в двухкомнатной
квартире на Чукотке совершенно бесплатно :)
С утра по холодку — на Караульную гору к часовне, откуда начинается город. (Кстати, только в Москве обнаружили, что видели ее до этого бесчисленное количество раз — на десятирублевых купюрах :) ). Вид сверху (а штурман все рвался пешочком подняться...) совершенно фантастический, у казаков был вкус, что ни говори. Лишний раз убедились, что город огромный.
Бросание монеток и забор воды из Енисея — все как полагается.
Красноярск отпустил сразу — не кружил, не путал. И гаишник на выезде оказался вполне милым и вменяемым.
Дорога в целом неплохая. Штурман (по-прежнему в эйфории) отрулил 260 км. Более того, совершил три обгона (два грузовика и один трактор), стараясь не глядеть на спидометр.
Самые яркие впечатления — город Ачинск, который ну никак не хотел, чтобы мы проследовали его транзитом, не полюбовавшись его грязе... нет, извините, глиноземным заводом. Сделали полный круг, завод могуч и прекрасен, рождает истинно патриотические чувства.
И еще были бабочки. Тысячи бабочек с черными прожилками на белых крыльях. Об машину бились только так, возникало смутное ощущение, что они нас сознательно атакуют. И обочины шевелились буквально как живые. Дорогой пришлось помыть стекло — вид спереди угрожающ. Впрочем, навстречу шли еще жертвы нападения нежных чешуйчатокрылых: «морды» покрыты слоем, похожим на застывшую яичницу. (Между прочим, спустя почти три месяца мы еще выковыривали этот сибирский привет из радиатора :) )
И кусок дороги в полуремонте — из-под колес камни и асфальтовая крошка. Грохот. И командир, побледневший от мысли, что с машиной может сделаться. (Или это он все-таки от вчерашнего недосыпа?)
Уже не могу вспомнить, до или после — еще один гаишник посреди жаркой степи, жужжащей огромными слепнями. Был настолько любезен, что пробил нас по базе и успокоил, сказав, что за езду без номеров максимум, что возьмут с нас, — 50 рублей штрафа. Сам не взял :)
«Порадовало» Кемерово. Почет и уважение шахтерам глядят с каждого рекламного щита, а вот с дорогой у них там не всего хватает. Честно следуя указателям, выехали буквально в чисто поле — где же, где же ты, славный Новосибирск?! Реалити-шоу «Угадай направление»... Искали его долго и мучительно (вспахали сомнительную грунтовку). Когда-таки нашли, оказалось, что со стороны выезда таблички с нужным поворотом просто нет. На въезд — пожалста, а выбираться — сами, сами, сами... Полные праведного гнева, сочинили свежее ругательство: Елбаньская Талда — по названиям на карте (город натурально Елбань и Большая Талда). Можно и Талдинская Елбань, кому как больше нравится :)
Вырвались на трассу уже в Журавлево (оказалось, что ехали-то мы не по простой дороге, а по той, которая только-только появилась на карте — К19р). Командир утверждает, что военная она, засекреченная была.
В Журавлево, наконец, удалось слопать шашлыка (совершенно чудесного). Система питания оригинальная: шашлык покупаешь отдельно, а обедаешь в кафе напротив. Расчувствовались и подарили продавцам по «Тюнингу» (возможно, качество шашлыка сыграло-таки свою роль).
В Новосибирск буквально влетели что-то около девяти вечера по местному уже.
(Остальное штурман допишет завтра, поскольку он уже два раза падал со стула, а в строчки вообще перестал попадать :) )
23.06.2006
Новосибирск
Местный пробег — 154,8 км
Температура за бортом — плюс много градусов
Встреча в Н-ске — выше всяких похвал! Все-таки родственные души — они и за тысячи километров родственные. Долго и неудержимо веселились по поводу Дахиного адреса (она все никак не могла понять, что же мы так закатывались?) — ну боже мой, где еще может проживать Даша Артамонова, как не в 1-м (не в каком-нибудь там 9-м) Чукотском переулке? Даха, солнце, не сердись, голубчик! Но это такое... (Ее реплика на въезде по телефону: «Ой, вы только не спрашивайте никого про Чукотский переулок — меня даже таксисты отказываются сюда везти...») При подъезде к этому волшебному месту как по взмаху палочки вдруг закончился город, и принял нас в объятия пригород деревенского типа — ямы, мелкоэтажные дома, петухи и почти домашний скот :) Но приняты в двухкомнатной квартире мы были по высшему разряду: накормлены, напоены и обласканы со всех сторон. Очень душно, но душевноооо...
С утра двинулись в город, прогулялись по центру, изнемогая от жары. Город очень большой, столичный (Иркутск показался совсем съеженным теперь), широченные проспекты, бутики и море машин. Потом под чутким руководством Даши уехали за 40 км — к Асе в лагерь на берегу Обского моря. Ну, то есть официальное его название Новосибирское водохранилище, но на море очень похоже. Не сразу нашли спуск к воде, но когда нашли, началась пара часов абсолютного счастья: берег хоть и грязноват, но вода — парное молоко, дети плещутся, захлебываясь от восторга. Правда, стремительно надвигалась туча, и пришлось в срочном порядке уматывать. Асю вернули в лагерь через забор (думали, что замки на воротах означают «Закрыто», ан нет — люди знающие просто толкают створки ногой :) ).
На следующее утро — рывок в местный зоопарк (в эйфории даже забыли бросить монетки в Обь). А, извините, реверс — накануне ночью мы же еще осуществили вылазку в центр и на набережную. Перед этим прошел совершенно чумовой ливень, но нас как-то минуло. В центре штурману не дался памятник Высоцкому (в смысле сфотографировать), зато на набережной он оттянулся вволю. Фонтаны, правда, уже не работали, но вид ночной Оби — выше всякого...
На обратном неспешном пути был засечен «Запорожец»-кабриолет (просто срезали крышу, но что потом началось :) ). Неужели он все-таки ездит?! (С утра обнаружили, что правда ездит — на месте его уже не было)
Прогулка по Н-скому зоопарку — еще одно откровение: чисто, сосны, огромные вольеры, каменные динозавры. Сюда нужно забираться на целый день. Особенно в жару — зоопарк фактически в лесу, прохладно, кучность посетителей совсем не ощущается, хотя народу немало. Видно, что это место все-таки не для людей, а для зверей. Московский собрат, если честно, отдыхает. Видели лигра — уникального зверя, помесь льва и тигра. Мил и сонен, но больше лев, чем тигр :) (Тут мнения разошлись, посему смотрите фотоотчет. Миня, накопитель точно все сохраняет?! — панический крик фотографа :) )
Одной ногой были уже на дороге, в половине четвертого из Новосибирска выехали.
P.S. Как же я забыла про смешного таксера, который вез нас ночью в чудесный 1-й Чукотский переулок! Балагур и весельчак, пойманный нами в преддверии моста через Обь. С командиром общался неохотно, все больше адресовался к «девчонкам» на заднем сиденье. Спрашивал, все ли удобно и не жмет ли где. На красный свет затормозил только на третьем светофоре. Торможение было голливудское — с визгом тормозов и надеждой, что тебя хотя бы катапультируют. После милый пассаж водилы: «Не, вы видели, как затормозил, а? Видели? Главное, рулем не дергал и тормоза как раз вчера только поменял...» Лидер. Рейсер хренов :)
24.06.2006
Новосибирск — Омск
Пробег — 672,3 км
Расход топлива — 18.10х40 л (724 руб.)
+ 19.50х30 л (585 руб.)
Гостинца «Иртыш» — 2 340 руб.
за шестиместный двухкомнатный номер (на троих)
Погода за бортом — см. ниже
Дороги — на твердую пятерку. Почти все время шли под 100-140 км/ч. Штурман отрулил свои 230 км (вышел на среднюю скорость 90-100!), совершил обгонов... командир утверждает, что не меньше десятка («можешь уже не считать») — был не в себе, не помню, но глаза уже не зажмуривал :)
Самое памятное — ураган, конечно. Без шуток. Дело было так: штурман ахнул, увидев фигурную тучу, бросил руль, полез за камерой. Когда вылез из машины, заметил, как через дорогу понеслись какие-то белые хлопья с реактивной буквально скоростью. И командир рявкнул вдруг нечеловеческим голосом: «Пересаживаемся, быстро!» Дальше началось такое... Мы поняли, что черные тучи — это еще цветочки, самые страшные — белые, почти молочные. Скорость как у самолета. Накрыло в полминуты — вокруг все стало белым, грохот града такой, что ждали — вот-вот вылетят стекла. Видимость метр-полтора от силы. Если бы штурман не держал помощника за руку для храбрости, то конечно бы сделал пару кадров :) Но было страшно не по-детски. Командир сказал, что останавливаться нельзя (мы высказали робкую мысль, может, укрыться на бензоколонке :) ), потому как молния охотнее бьет по неподвижным объектам. А молнии шарахали буквально в десяти метрах со всех сторон. Руки он от руля не отрывал — даже сигарету ему тушил штурман. Потом туча нас пыталась все взять в кольцо, но мы от нее доблестно удрали. Она махала еще мохнатыми крыльями и пугала завинчивающимися облаками, но мы уже не боялись. Правда, помощник штурмана весь оставшийся путь до Москвы педантично решительно начинал пристегиваться при начале любого дождя. И правильно :)
Положительное — один из постов ДПС прошли в самом эпицентре бури, так что никто-никто не вышел нас встречать... Еще пару постов потом тоже проследовали играючи — все нас игнорировали. Обнаружили, кстати, интересную закономерность: если на подъезде к посту ГАИ приготовить журналы «Тюнинг автомобилей» или «Форсаж», а лучше и то и другое, то не тормозят. Штурман уже морально готов к встрече с ГИБДД, даже расстроился, что ему так и не удалось пообщаться с ментами. А он даже шорты надел специально :)
В Омск въехали в 22:30, сориентировались без проблем.
Гостиница «Иртыш» на редкость мила — в лесу, без распальцовки. Горячей воды, правда, так и не дождались, но номер светел и прекрасен — в одной комнате пять кроватей, в другой — одна, свобода, как говорится, выбора! Тем более что, как утверждает командир, (он подглядел на стойке у администратора) тут живут исключительно бригады по борьбе с наркотиками. Малина, одним словом. Стоянка обошлась в 50 рублей за ночь. В очередной раз убедились, что созерцание нашей машины доставляет особое эстетическое удовольствие охранникам гостиниц — ведь неспроста же они все как один просят поставить ее у них на виду под окном :)
Допили бутылку байкальской водки — все-таки полпути уже за спиной.
Омск на вечерний взгляд «глянулся» — достойно. Завтра обязательно прогулка хотя бы по центру. Потрясло здание театра кукол — в Москве даже Сбербанк такого себе не позволяет :)
25.06.2006
Омск — Тюмень
Пробег — 647 км
Расход топлива — 19х37 л (699 руб.) + 18х30 л (540 руб.)
Погода, ой, температура за бортом — резко континентальная:
то дождь, то жгучее солнце
Гостинца «Нефтяник» — 2 500 за двухместный полулюкс
Завтрак с видом на Иртыш. Ну, почти с видом (кстати, из окон номера опять видна только крыша (везет нам :) ) — за окном что-то голубело, и командир даже различил очертания какого-то плавучего средства. С гостиницей «Иртыш» расстались нежно, несмотря на отсутствие горячей воды. За завтраком (в гордом, между прочим, одиночестве посреди огромной столовой) персонал пытался накормить нас как родных и настойчиво предлагал взять с собой что-нибудь в дорогу.
Прогулка по утреннему Омску — к большому нашему сожалению, недолгая (еще десяток пунктов в список непросмотренного). Путеводителем не успели обзавестись, поэтому блуждали наугад: по набережной, улицам Ленина и Таубе. Надеемся, что это тоже центр :) Зато выполнен обязательный забор воды из Иртыша в коллекцию на стрелке Оми и семейная спартакиада «Кто дальше закинет монетку и не попадет по макушке мирному рыбаку». Иртыш, честно говоря, у берегов мутноват и... э-э-э... несколько замусорен. Но все равно бесконечно велик. Была даже мысль устроить прогулку по реке на теплоходе, но командир выразительно сощурился на солнце и посмотрел на часы. Ладно, ладно, и так все поняли :) Отметились у чудесного совершенно памятника сантехнику — очень, очень НАШ образ. Живой, народный и смешной.
Город по-воскресному утренне тих и почти безлюден. Не минули, правда, гаишника, но и он был воскресен и мил. Так и подмывало сказать ему что-нибудь приятное, ну, что-то вроде: «Как вам идет эта зелененькая жилетка!» Взяв с благосклонностью журналы, изрек: «О, у нас таких не видел!» Так ведь гонщики, говорим, и у вас поди есть? «А, это да... Этого добра у нас хватает...»
Очень понравилась улочка Таубе — место, с которого, собственно, город и начинался. Там еще стоят дома всяких председателей горисполкомов, очень и очень милые. В этих милых, кстати, дворах и была замечена розовая «Селика» — такая встреча двух эпох. Очень символично. Прошли мимо картографической конторы (ах, как жаль, что нынче воскресенье!) — ведь неспроста же тоже. Мы с этими картами за последнюю неделю не расстаемся, откладываем их разве что перед отходом ко сну. Про них же можем многое сказать и вообще готовы сами уже нарисовать что-нибудь. Более близкое к действительности :)
Чудесные, кстати, нашли три речки в Омской области: Уй, Туй и Шиш. Правда, только на карте. Есть ли они в действительности — это на совести картографов и тех, кто такие названия сочинил :) Страсть сибиряков к революционным названиям отмечена и в Омске — гостиница наша стояла аккурат на улице Красный путь. Рекламная вывеска: «Сауны на Красном пути» заставляет задуматься :)
Потрясающий еще памятник тоже в районе Таубе. Пронзительный в своей честности. Посвящен матери семерых сыновей, которые погибли на фронте. Все семеро. Ни грамма пафоса, а душу заворачивает так, что и в самом деле хочется встать на колени.
В общем, Омск, по коллективному резюме, — город, в котором хочется жить, несмотря даже на несколько пугающую монументальность театров (кукольный, как уже говорилось, ввел штурмана в состояние десятиминутного шока). Очень теплый, уютный, дружелюбный. Уже выезжая, не удержались и сфотографировали областную библиотеку им. Пушкина — Белый дом отдыхает (рядом с ней он просто будка вахтера на проходной :) ).
Примерно в 12:30 взяли курс на Тюмень. Штурман отрулил в общей сложности 223 км, заработав, правда, нынче штрафные баллы, в том числе за пререкания со старшим командным составом и непочтительность во взгляде :) Был «крещен» первым в своей водительской карьере ливнем (освоил на троечку с плюсом работу с дворниками) и первым же постом ГАИ на въезде в Тюмень. Был пробит по базе нарушений и отпущен с миром и некоторым разочарованием.
Дорога до Тюмени — достойно. Видно, что над ней продолжают работать. Особенно порадовало количество указателей и наличие всех указанных на карте населенных пунктов.
Особая тема — облака. Тюменские облака — это просто поэма, праздник. Они какие-то особенные, фактурные, живые, с каким-то своим цветом каждое. В общем, штурман обснимался даже не выходя из машины :)
А еще по дороге на Тюмень продают землянику. У каждого «поста» дымится костерок. Не сразу сообразили, что это они от мошки так спасаются. Когда вылезли купить банку ягод, поняли, что москитов тут и правда немало. Но зрелище как в фантастическом фильме: люди в капюшонах и с закрытыми по глаза лицами, сиреневый дым и терпкий запах земляники.
Фишка с журналами работает — с журналами наготове нас не тормозят! Для чистоты эксперимента при проезде очередного ГАИ решили журналы не трогать. И... так и проехали мимо незамеченными. Вот тебе и приметы :)
В Тюмень прибыли в 21:00 по Омску. Гостиницу нашли без проволочек. В очередной раз убедились, что форма и содержание просто не могут не конфликтовать: за страшненьким, если честно, фасадом «Нефтяника» притаился уютный сумрак и приятный запах в коридорах. И наш двухкомнатный полулюкс. С феном. Горячей воды, правда, и тут нет. Ну, это все детали.
По приезде — короткая вылазка в магазин и отключка в обнимку с телевизором.
Завтра — курс на Екатеринбург!
26.06.2006
Тюмень-Екатеринбург
Пробег — 341,5 км (прям даже как-то неловко :) )
Расход топлива — 18х37 л (666 руб.)
Температура за бортом — в Тюмени было почти жарко,
в Е-бурге встретил дождь, но тепло, почти что тропики
Гостиница «Евроотель» — 5 000 руб.
за двухместный с дополнительным местом
Штурман уже начинает путаться в городах и гостиницах — приступая к очередному заполнению бортжурнала, он уточняет, откуда выезжали нынче утром :) Вспомнил! Из Тюмени...
Утренняя Тюмень потрясла без шуток. Почему-то по ассоциациям с нефтяными темами нам казалось, что город среди болот не может быть прекрасен. Берем все-все свои «нефтяные» (в смысле черные) мысли обратно! Тюмень удивительно милая, дружелюбная, домашняя. Много воздуха, старинные дома, просторные улицы и даже речка Тура (которая, кажется, даже чище Енисея и Иртыша). А мост! Не знаем пока (уточним) его названия, но между собой прозвали его Мостом влюбленных. Сначала не могли понять, что за амбарные замки висят на перилах по всей его длине. Присмотрелись — на них что-то накорябано. Прочитали... Батюшки! Это же мальчики с девочками (или как вариант — женихи с невестами) закрывают замок на мосту, а, видимо, ключ от него бросают в Туру (это, правда, наше предположение — насчет ключа), чтобы, значит, любовь была на века. Очень трогательно и оригинально (штурман пока ни о чем подобном не слышал). Знать бы, кто придумал такую традицию — пожали бы руку, честное слово. Вид с моста, кстати, лирическому настроению способствует — эх, нет у нас с командиром замка, а то бы, не задумываясь, тоже что-нибудь защелкнули. Для крепости чувств :)
Очень понравился Троицкий собор — там такие смешные ульи для пчел! Приятно еще и то, что никто не стоял над душой, не требовал одевать юбки и платки: ходи себе, смотри, фотографируй... Забавно, что в храм вела нас улица Коммунистическая...
Жалко, что не купили в Тюмени традиционный колокольчик — заторопились чего-то с выездом. Об этом городе особенно захотелось оставить что-нибудь на память (даже помощник штурмана вдруг грустно спросил: «А что, мы тут больше не погуляем?») Ну, значит, добавляем в список того, что НЕ...
Дороги до Екатеринбурга неоднозначны. Местами практически хайвей, а местами... В общем, есть над чем работать. Зато вся машина пропахла земляникой.
Часть пути ехали в ливне с молниями — такими нешуточными, что помощник штурмана, еще свежий воспоминаниями о буре с градом, честно пристегивался :) Выехав из Тюмени в 12:30, были в Е-бурге уже в районе шести вечера. Даже как-то не романтично. Привыкли, понимаешь, к 700-800 км в день.
Гостиницы в бывшем Свердловске по ценам равняются на столичные. Покряхтев и поохав, остановились на «Евроотеле». Пять тыщ не шутка, однако! Правда, с завтраком, горячей водой, феном и бесплатной парковкой. Даже сауну бесплатно предлагали. Каемся, не осилили. Номер на пять с плюсом. Штурман, наконец, вымыл голову, а помощник даже принял ванну.
А ехать-то нам осталось 1 600 км... И даже грустно, что Сибирь закончилась:( Разменяли, кстати, сегодня 5 000 км. Штурман рулил 135 км. Штрафных баллов вроде не начислено.
Екатеринбург, по которому погуляли (район улиц Ленина-Вайнера-Радищева-Малышева) вызвал ощущения спутанные. Командиру город не нравится. Да и нам, пожалуй, тоже. Вроде и большой, и строек много, и жизнь кипит. А вот на душу не лег. Суетно, очень интенсивное движение (хаотического, надо сказать, характера) и... грязно. Не прибрано. После ливня пройти, минуя лужи, оказалось практически невозможно. И в воздухе буквально растворен какой-то столичный снобизм.
Удивительно — в центре еще полным-полно старых домиков с потрясающей резьбой на наличниках. Даже без табличек ясно — памятники, душа города. Но половина из них явно подожжены и понятно, с каким умыслом — новостройки а-ля Дон-строй нависают над «стариками» совершенно откровенно и даже как-то нагло. Грустно...
Зато революционно-советская тема называния улиц крепка и здесь: Комсомольская, Начдива Онуфриева, Белинского, Либкнехта, Красных командиров, Краснофлотцев, Блюхера, Восстания и даже улица 22-го Партсъезда. Хорошо поработали здесь и профсоюзы: улицы Смазчиков, Фрезеровщиков, Летчиков, Пехотинцев, Машиностроителей. Не город, а список, одним словом.
А, про гаишников — экипаж отметился первым задержанием за обгон в неположенном месте (ну очень достал грузовик!). Командиру с его харизмой удалось «отбрехаться» и откупиться журналами (мы пытались один зажать, поскольку дорога еще впереди нешуточная, а их все меньше, но командир сурово сказал: «Их там много».) Еще один пост на выезде из Тюмени тормознул нас, как оказалось, по одному лишь мотиву — увидели надпись «Пресса» и решили разжиться газетками, потому что ску-учно. Вот, не к деньгам единым тянется душа с палочкой полосатой! Они знаний алкают... А потом уже денех :)
27.06.2006
Екатеринбург — Пермь
Пробег — 400 км
Расход топлива — 17.80х35 л (623 руб.)
Температура за бортом — близка к кипению
Гостиница «Динамо» — 1 500 руб. за трехместный номер
Из Екатеринбурга буквально «выстрелили» — отзавтракав модно в номере. Город определенно «не наш» — то ли мы ему не глянулись, то ли он просто не открылся нам (бывает ведь и такое), то ли так все сложилось само собой. Не совпали. Ну не может же все нравится? В путеводителе с удивлением обнаружили, что и тут свой сантехник. Осталось только гадать, кто у кого «слизал» — Омск у Е-бурга или наоборот. Выяснили наконец, что Ипатьевский дом здесь, но искать его не поехали... Все-таки город очень сумбурный, с утра уже пробки, совершенно тут не ожидаемые. Монетки и воду не стали кидать/набирать — ну кто знает речку Исеть? Не фетишная она. А может, просто потому, что не очень хотим сюда возвращаться...
Дорога (она же федеральная трасса) не порадовала особо — местами просто отвратна. Особенно между Шахаровым и Кунгуром. На спусках и подъемах, весьма, надо сказать, крутых — ямы рекордной величины и пыль до небес. Как по этим мини-гималаям карабкаются грузовики, штурман искренне не понимает :) В общем, разогнаться не удалось. И штурман, ввиду краткости пути, смог подержаться за руль всего-то 130 км. Испытал впервые неприкрытое «мужское» отношение на дороге — была пара очень неприятных моментов. Но командир говорит — справился :)
Из разочарований: на этой трассе не нашли ни знака, ни даже таблички о том, что тут вот Европа и встречается с Азией. Пришлось границу сооружать из подручных средств — нарисовали ее прямо на обочине палкой — чтобы хоть сфотографироваться...
Из открытий: Уральские горы какие-то и не горы вовсе. Ну, то есть перепады высот ощущаются (уши закладывает), но они настолько плавные, что понять, вверху ты или еще внизу, практически невозможно. Зато воздух терпок и пахнет травами. Цветовая гамма явно богаче всех предыдущих — белое, зеленое всех оттенков, синее, желтое, фиолетовое, голубое, красное. К сожалению, по снимкам из окна этого совсем не скажешь. Фотограф обещает учиться. Ну или это... Фотошопом подтянем :)
Из потрясений: ни разу не тормознули гаишники (правда, журналы мы все-таки готовили заранее — помощник штурмана уже и сам знал, что нужно делать).
И Кунгурская ледяная пещера... Ради нее одной стоило ехать за столько километров! Недоверчиво, но все же влезли в куртки-свитера. На улице-то — под тридцать пять! Но оказались мудры — под землей (а эмоциональная дама-экскурсовод, по наблюдениям, слегка принявшая на грудь, все стращала нас толщей над головой в 80 метров) очень холодно. За один час и двадцать минут экскурсии замерзли как цуцики. Командир хоть держал руки в карманах, а вот штурман при исполнении едва не отморозил пальцы на камере. Но оно того стоило — внутри горы творится что-то совершенно фантастическое. Наслушались страшных историй про пещерного духа, посмотрели искрящийся лед и камни, своды и «органные» трубы. И озеро «девичьих слез» с невероятно прозрачной водой. Говорят, что собственно ледяные сосульки-сталактиты надо приезжать смотреть по весне в пору таяния снега — интересно, какая же тогда температура внутри? Если теперь +/-3?
У Камня Грешника (по легенде, если в группе есть хоть один, отмеченный всеми семью грехами, то камень рухнет и загородит проход) экскурсовод любезно предложила этому несчастному занять место в аръегарде, чтобы хоть вся остальная группа успела выскочить :) Все только прибавили шагу, и как-то незаметно последним идущим оказался штурман — вот ведь когда люди показывают истинное лицо, а утверждают, что пытались найти оптимальную экспозицию для съемок, да со вспышкой, да без... Ага. Впрочем, камень остался на месте.
Постучали кулаками по Поющему камню (это чтобы желания сбывались, правда, гарантируют только лицам мужеского полу) и спустились по скользким ступеням, где шлепнулась будущая королева Швеции, которая, согласно легенде, именно поэтому и обрела семейное и материальное счастье. (Нет, как вам нравится — мужикам, значит, только по камушку кулаком долбануть, а теткам — непременно ноги ломать? Впрочем, кто ж ее знает, ЗАЧЕМ принцесса в пещеру пошла в обуви НА КАБЛУКАХ? История об этом умалчивает...) Штурман, опять же, пытался поскользнуться раньше времени, на что ему строго было указано командованием.
Помощник штурмана тем временем собрал целый карман настоящих пещерных камней для коллекции.
А еще веселый экскурсовод, осведомившись, нет ли среди нас сердечников и истеричек, на пять минут погасила свет, чтобы, значит, мы почувствовали, как тут все на самом деле. Я, конечно, не сердечник и не истеричка, но почему-то в эти пять минут очень сильно захотелось наверх, к солнышку... Как Незнайке внутри Луны :)
И еще была в конце пути новогодняя елка, которую здесь меняют раз в пять-шесть лет и которая почему-то не показалась нелепой в июне-то месяце.
Не знаем, как вышла фотосессия. Штурман щелкал так, что аж вспотел (это при нуле-то градусов!). Но снимать очень сложно: экскурсовод строго велел не отставать от группы и рассказал страшную байку про пещерного призрака и заблудившуюся девушку. Ведь большая часть пещеры для посещений так и закрыта. Неспроста. Так что приходилось перенастраивать камеру на ходу и снимать почти в спортивном режиме. Да еще свет — то темно, то яркие лампы. В общем, простите, люди добрые, если что не так :)
Вышли (точнее, выбежали — гид наш, едва сказав слова прощания, привычным движением прижалась спиной к стене, потому как знала, что сейчас мимо протопочет обмерзший табун) закоченевшие, словно в другую жизнь, но потрясенные — неужели там все настоящее? Или тут? В самом деле, место, где сочиняются сами собой сказки. Дух дедушки Бажова явно прятался где-то за каменюками рядом и тихо посмеивался в бородищу...
В Пермь прибыли в 17:30. Гостиница «Динамо» (Игорек, извини, «Спартака» не предлагали!) встретила просто, но радушно. Конечно разница между утренним сибаритством в Е-бурге ощутима всеми закрытыми органами чувств. Зато есть горячая вода!
В Перми невыносимо душно, но прогулку по городу совершили — опять без путеводителя, почти наобум. Как и обещали бабушке, нашли дом, в котором она жила в эвакуации — он оказался буквально в двух кварталах от гостиницы. «Обсняли» его со всех сторон. Постояли на мосте через Каму — впечатляет!
Отужинали в кафе при Промстрое — чудесно. А вот в номере душно, так что помощник штурмана, взявшийся было творить свою настольную игру, быстро свернул ее и плюхнулся спать. За окном, наконец, дождь. А завтра брезжит уже почти родная Казань.
* Из топонимики: речки Ут и Пут и городок Бым. Видимо, местные жители немногословны — чем реже открываешь рот, тем меньше вероятность зимой схватить ангину, а летом наглотаться мошкары :)
28.06.2006
Пермь — Казань
Пробег — 728 км
Расход топлива — 18х40 л (720 руб.)
+ 18,30х35 л (640, 50 руб.) + 17,50х30 л (525 руб.)
Температура за бортом — из Перми уезжали в пасмурнень,
зато в середине пути высунулось солнце
и давай припекать. Так что у командира даже глаза заболели.
Гостиница «Регина» — 2 200 руб. за двухкомнатный номер. Смешно
* Из забытого: Купленный в Улан-Удэ омыватель для стекол обладает запахом совершенно необыкновенным. Едким, сивушным и неотвязным. Но заслуга его в одном безусловна — только благодаря ему мы теперь точно знаем, что объем нашего бачка для омывателя нам неизвестен. Прошли уже 6,5 тысяч километров, а он, зараза, все не кончается! Когда пахнуть перестанет, тогда и замеряем емкость.
** Наш предыдущий автобус все не отпускает нас — мы его так и прозвали: призрак. В Чите встречался почти на каждом углу (видимо, глянулся он забайкальцам). По мере приближения к Москве, стал попадаться реже, но все равно с завидной регулярностью. И каждый раз мы чувствуем себя немножко виноватыми...
Пермь проводила туманом, веселым стуком теннисных мячей на стадионе «Динамо» и совершенно чудесными блинами в кафешке напротив. Машину на выезде из города отмыли (очень удобно, кстати, получилось — заезжаешь на мойку и автоматически объезжаешь пост ГАИ совсем рядом. И всего-то за 170 рублей! Для сравнения: в Красноярске мытье обошлось в 260 и никаких дополнительных льгот :) ).
Пока купали «коня», штурман с помощником прорывались к Каме с мелочью в кармане и пустой бутылкой для забора воды. Прорыв был непрост — зашли сначала почти в болото, потом вылезли на мост, а уже с него спустились на берег. Кама сама по себе — красавица, настоящая, сибирская, с размахом. Но, елки-палки, до чего же соотечественники наши пышут свинством! Шли мы и причитали — ну как же можно так, извините, засрать набережную. Уродцы...
Выезд из Перми долог, но логичен — чтобы еще раз полюбовались на пригород :)
Дорога в целом — на четверку. Как и на всем протяжении пути идут работы, но попадаются места весьма и весьма сомнительные. Плюс загруженность — это вам, конечно, не сибирское безлюдье и 120-140 км/ч.
Трижды тормозили менты: один раз на въезде в Ижевск с проверкой (рулил штурман) — пытались выполнить план, но не нашли, к чему придраться. Мальчик в погонах даже звонил начальству с вопросом: «Ну хоть за что-нибудь мы можем их оформить?» Начальство, видимо, ответило, чтоб не докапывался, и он печально вернул нам документы. Журналов мы ему не дали :) До этого где-то в пути на Ижевск — без придирок, буднично. Штурман наконец заснял гаишника с журналом «Тюнинг автомобилей». Модель стеснялся в меру, но подставился под камеру охотно и не без кокетства. Третий раз — на мосту (на посте) через Вятку. В том самом месте, где командира и Алексей Борисыча по дороге из Омска тормозили шесть или семь лет назад. На этот раз пришлось дать патрульным сотню за обгон в неположенном месте — признаем, виноваты. Командир обнаружил, что гаишники смотрят за спуском в стереотрубу, а думали, что кто-то настучал. Судя по всему, уже много лет. Братья-водители, и вам извинения за клевету :) Законники еще осмотрели багаж — первый раз тщательно и придирчиво. Но разочаровались — ну что с нас взять? Им тоже журналов не дали. Фиг. Стольника хватит.
Ижевск проехали, вертя головой, но останавливаться не стали — боялись, что по времени не уложимся. Город оружейников не изобилует оружейными лавками — а мы-то так хотели что-нибудь в нем прикупить. Хотя бы помощнику штурмана. Который, правда, от подношений мужественно отказался :)
Удмуртия удивила неожиданной чистотой, горизонтами и разнотравьем по пояс. Стоило выйти из машины, как попадали в мир душистый, разноцветный, терпкий от солнца и ветра (и от гудящих слепней недетских размеров).
Татария верна себе — как и два года назад с километрами у них что-то происходит. По указателю из Перми до Казани должно было выйти 618 верст, а на самом деле получилось на 118 больше. Это как? Татарские версты! В атласе, кстати, на карте нет и половины населенных пунктов. А еще они там по-русски написаны, на натуре же — большинство по-татарски. Не разберешь без словаря-то...
Зато топонимика нынче перла! Особенно порадовали удмуртские Какси: сначала нашли Какси Замостные, потом Муки Какси (ну, сложные то есть...), потом Новые Какси (видимо, уже после Замостных). Вообще удмуртские перлы — это особый разговор. Удмурты — народ нежный, поэтичный и непосредственный. Малая Пурга, Лудзи-Шудзи, Юськи, Пужмось-Тукля (решили, что это помесь ежа и тушканчика). Кстати, рядом с Каксями Замостными обнаружили Санниково. С одной «с» почему-то — вроде как нелогично. А речка Постолка? («Посколка воды-то нынче, сосед?» — «Да постолка вот...») Поняли, что удмурты классифицируют женскую красоту очень сурово, но четко — Ляли и Крынды. Тут все логично. Еще были чудесные Усали (аккурат после поста ГАИ)... А на границе областей татарских и удмуртских замечено четкое деление по этническому признаку: Русский Куюк, Удмуртский Сарамак и Татарские Челны. Все по-честному :)
Про любимую дорожку штурмана: теперь, правда, он уже не может вспомнить точно, где она пролегала. Кажется, от Ижевска до границы с Татарстаном... Или наоборот, от Перми до Ижевска. Надо будет спросить у командира... В общем, в Удмуртии — это точно. А любимая, потому что красивая необыкновенно и восхитительно «петлявая» (в смысле, много поворотов, но не серпантин, а спокойная такая). Прямо для ралли. Нет, штурман о лаврах гонщика даже и не помышляет, но ему очень нравится рулем крутить Единственная грусть — удмурты народ очень все-таки осторожный и неторопливый: на протяжении всей дорожки изобилие знаков с ограничением скорости до 40 км/ч наводило на мысли. В том числе, что тихим туземцам при разборе знаков других просто не досталось :), лучшее себе отхватили активные татары.
Казань приняла нас в свои жарки объятья уже где-то в районе 19:30. С гостиницей «Регина» (успешно опробованной два года назад) вышла небольшая накладка — у них теперь уже три филиала. Вариант прямо на въезде в город (очень, надо сказать, европейский) на улице Краснова, нас не ждал, как оказалось. Мы обрели пристанище там же, где и в прошлый раз — на улице Кирпичникова. Ремонт, сделанный в наше отсутствие, обновил облик. Просто сказка за такие деньги — две комнаты, два ТВ, два холодильника. Охраняемой стоянки, правда, так и нет, но машину поставили прямо под окном — и то счастье. И телефон в ванной — ну что тут скажешь? Висит. В «Регине» грамотно решили, что уж если ремонт, то ремонт — окна пластиковые, мебель модная, полы, правда, везде кафельные, но, как ни странно, теплые. И вот... Телефон. Гм... Мы, если честно, глубинного смысла его наличия в ванной не поняли — сидя на унитазе (извините) дотянуться невозможно, а хватает ли длины провода, проверить... э-э-э... постеснялись. Неудобно как-то... Возможно, срочный вызов рабочего в случае, если заклинило замок? Это очень, очень гуманно :)
По городу не гуляли — командир уже рвется в Москву, да и экипаж проявляет явные признаки усталости. В Нижний (Новгород) решено не заезжать — едем напрямую. Домой!
29.06.2006
Казань — Москва
Общий пробег (до Арбата) — 7 266 км
и еще до дома (на Кутузовском) — 7 271 км
Пробег от Казани до Москвы — 835 км
Расход топлива — 18.20х30 л (546 руб.) + 17.50х30 л (525 руб.)
Температура за бортом — солнце всю дорогу,
зато во Владимирской области лупанул дождь,
который не отпускал нас до подъезда
Из Казани «выстрелили» около восьми, нет, девяти утра — в глазах уже мерцают кремлевские звезды на горизонте. Завтрак в «Регине» — на пять с плюсом (молока только к кофе забыли принести) — в ресторанном интерьере, быстро, сытно, вкусно. Чуть не расцеловали от растроганности администратора, но побоялись девушку смутить. Просто признались ей в любви, закинули в машину вещи и начали финишный отсчет километров.
В очередной раз поставили Казани сочный плюс за чистоту на улицах, ненавязчивость и дисциплину на дорогах. Правда, последняя — заслуга татарских гаишников, самых, надо сказать, въедливых из встреченных ранее. На выезде из города нас все-таки тормознули (даже журналы не помогли) и проверили по всем пунктам, командир даже в трубочку дул. Им тоже «Тюнингов» не дали... Или все-таки дали? Уже не помню :)
В потоке обратили внимание на смешную машину: сначала штурман заметил (в «девятке», кажется) под задним стеклом золотой футбольный мяч — ну, из какой-то позолоченной кожи. Заинтересованно бросил взгляд на водителя и очень развеселился — в «Жигуленке» сидели три девицы (в том числе и за рулем), одна пышнее другой.
До границы с Татарстаном продолжали радоваться татарским верстам — они верны себе и явно длиннее общепринятых. Предположили, что таким образом потомки Чингисхана пытаются хоть немно-о-о-ожечко увеличить свои границы. Ну, вот таким вот безобидным способом :)
Дорога — напряженная, очень загруженная фурами. Постояли в пробке, достойной столичной, на бесплатном мосту через Куйбышевское водохранилище (спасали ожидание только виды из окна). Из Казанского пригорода выбирались в общей сложности почти два часа. Немного приуныли, прикидывая высоту солнца над горизонтом и расстояние, которое осталось. Но дальше дело пошло лучше и резвее. Штурмана за руль не пустили — пришлось бы все время обгонять, а он так часто это делать еще морально не готов, отнесся с пониманием, снимал пейзажи и облака и поил командира квасом.
Помощник углубился в книжку (!) и просил его по пустякам не беспокоить (неужели свершился великий перелом?) :)
Переезжая речку Суру в Чувашии, сделали открытие — так Ясен Николаевич наш Засурский вот откуда корнями-то растет! :) Из наших он, вопреки слухам, из чувашей, значит...
Просторы чувашские без шуток потрясли — столько красок, ветра, солнца. Штурмана пришлось привязать дополнительными ремнями, а то бы он просто выпрыгнул из машины! (Шутка, конечно, но близка к правде)
Ну а после Суры пошли уже названия не такие смешные, как Какси, но зато до боли родные. Особенно запомнились Ленинская слобода и поселок Память Парижской коммуны :)
Проезжая нижегородскими дорогами, осознали, КУДА занесло Александра Сергеича Пушкина в Болдино. Бе-едненький... Почему-то раньше казалось, что это к столице ближе. А так оно, конечно, и не такого еще насочиняешь :)
Сам Нижний проследовали без остановок, но с трепетным чувством узнавания. В прошлый-то раз эту часть города мы и не увидели.
Во Владимире не сразу сообразили, какой дорогой едем, немного посмущались, но оказалось, что все сделали правильно.
А, забыла — дорога от Нижнего (которая обещает 4 часа комфорта до Москвы) действительно хороша, но нам показалось, что при подсчете рядов на ней два раза посчитали разделительную и обе обочины — тогда действительно получается по четыре в каждом направлении :) Начинается она, правда, не сразу, и с остановками в лесочках явная напряженка, поскольку забежать в кустики можно только в сопровождении предупредительных автоматчиков с танкодрома :)
Гаишники всю дорогу до Москвы нас явно игнорировали, и это было даже обидно — так хотелось броситься кому-нибудь на шею с криком: «Эх, братишка, да у нас же шесть тыщ километров за спиной!» Так что журналов еще даже осталось — и что нам теперь с ними делать?
Ура! Определили, наконец, емкость бачка для омывателя — 7 110 км и 3,5 литра. Залили новый с запахом не менее ядовитым, но командир с помощником уверяют, что он лучше прежнего...
Не сразу сообразили, что уже реально конец пути близок — все удивлялись, сколько же машин с московскими номерами тут :)
Под крики «ура» разменяли седьмую тысячу километров (во Владимирской губернии где-то между Симонцевым и Павловским).
Последний обед в полевых условиях под Владимиром — кафе «Аладдин» зачет и благодарности. Штурману придется вспоминать, что обеды и завтраки теперь нужно готовить :)
Подмосковье встретило нас дождем и подзабытым дорожным хамством (хамят, кстати, в основном, не свои, а соседи). Проследовали Балашиху с равнением направо — на ГАИ, где штурман получал права (особый привет Васе-Штирлицу), еще не веря в собственные силы. Теперь же, имея в путевом листе... км (более тысячи) смотрел на мучителей тепло и снисходительно. Почти благодарно.
В начале восьмого подмяли под колеса наконец московскую землю. Состояние ошалелое и победительское. Вот мы — и вот дом. Без четверти девять, распугивая голубей, без фанфар въехали в арбатский двор — поклониться родителям. А в 12 ночи, поставив «лошадку» в стойло, которое ей чуть тесновато — оказалось, пора наводить в гараже порядок! — вошли домой и переглянулись: а правда ли это все было с нами?
По причине принятого на две души коньяка штурман дал честное слово заполнить последние страницы бортжурнала утром. Слово, как видите, сдержал.
Спасибо всем, кто поддерживал морально и материально, кто вел пальцем по карте и ждал SMS-ок. Спасибо всем, кто подбил на эту авантюру и всем, кто не мешал.
Музыка за кадром — отдельное спасибо коллективу певцов, композиторов и музыкантов, которые были с нами эти две недели!
По просьбе помощника штурмана последнюю запись в журнале оформляю так:
С вами были — командир экипажа Иванов Николай Валентинович, штурман Мягкова Лада Александровна и помощник штурмана Иванов Олег Николаевич (по кличке Рыжий Ёж).
До новых встреч! :)