Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Дром
Владивосток — Монголия 2019

Владивосток — Монголия 2019

13.01.2020 | 8247 просмотров

(записки мотопутешественника)

Доброго дня, мотоциклетные други и им сочувствующие! Вот и я решил попробовать силы в эпистолярном жанре, с надеждой описать свои серьезные мотопрохваты. Мысль об этом возникла еще после первой моей экспедиции в 2017 г. Однако, как это всегда бывает, суета, работа и т.д. И всё же желание поделиться впечатлениями победило! Свой первый рассказ решил посвятить последнему путешествию, т.к. все события еще свежи в памяти и поэтому повествовать, полагаю, будет легче.

Итак, речь пойдет об экспедиции из Владивостока в Монголию и обратно.

Мысль о таком путешествии, как это водится, возникла почти случайно. Поводом послужило общение с друзьями-мотоциклистами из Ангарска, которые своим ходом приехали в Приморье летом 2018 г. Вот так, на мотофесте «Навстречу ветрам» в Шкотово, на берегу моря, за рюмкой чая завели разговор о том, что в 2019 г. 8-9 июня в Монголии пройдет V, юбилейный, мотофестиваль «Степной ветер». Мои ангарские друзья там уже были ранее и достаточно тепло отозвались об организации этого мероприятия. Решили — поедем. Желание усилилось последующим зимне-весенним мототоксикозом и жаждой новых ярких впечатлений. С весны началась подготовка. Прежде всего, это касается подготовки мотоциклов и проработки маршрута. Последнее не было трудным, т.к. я неоднократно (а точнее 7 раз на автомобиле и один раз на мотоцикле) уже проезжал по маршруту Владивосток — Иркутск и обратно. Поэтому детально уже был прописан маршрут с мотелями и заправками с учетом расстояний и координат. Важно было определиться с расстояниями посуточного пробега, заправками и ночевками в мотелях. Принципиально — днем едем, ночью спим. Дело в том, что автопутешествие позволяет свободно пройти в сутки 1000 км и ночевать в машине, когда на мотоцикле проехать такое расстояние можно, но гораздо тяжелее, а ночевать в палатке на трассе — то еще удовольствие. Тем не менее, палатки и прочие принадлежности для ночевки все же решили с собой взять.

Немного о составе экспедиции.
Автор этих строк, Анатолий (Док), на Honda VT 1300cs Sabre,
Миша (Валькирия) на Honda Valkyrie 1500,
Игорь (Алекс) на Honda Gold Wing 1500,
Вова (Прапор) на BMW
и еще один Миша (впоследствии — Пуля) на Harley-Davidson Electra Glide.

Если первые четверо хоть и немного, но были знакомы ранее, то Миша-Пуля попал в нашу компанию в последний момент, просто подошел на открытии мотосезона во Владивостоке и высказал свое желание путешествовать. Взяли.

Теперь о выборе мотоциклов. Если первые четверо поехали на том, что было, тем более уже на проверенной в прошлых путешествиях и подготовленной технике, то Миша-Пуля приобрел свой мот непосредственно перед поездкой. Трудно сказать, на чем основывался его выбор, однако он так решил. Забегая вперед, скажу, что его беспечность в плане подготовки мотоцикла все же сказалась в последующем.

Итак, наконец, наступил «самый лучший день»! Решили выехать в 9:00 утра 2 июня в воскресенье. Как и договорились, собрались на АЗС ТНК на трассе «Уссури» под Владивостоком.

На фото слева направо: Миша (впоследствии названный «Пуля»), Вова-Прапор, Миша-Валькирия с сыном Артемом, Игорь-Алекс с женой Ольгой и я.

День выдался мотоциклетный, нежаркий, без яркого солнца. Однако, как обещал портал «Яндекс-погода» впереди, в Хабаровске обещался быть дождь. Несмотря на то, что с собой был некоторый запас бензина в экспедиционных канистрах по 5 л, решили заправляться в среднем через 200 км, как и прописали в легенде. Понимая из опыта естественные трудности передвижения в колонне «следом друг за другом», решили ехать в индивидуальном режиме с остановками в контрольных точках, где встречаются все вместе. Наличие полноценной связи по трассе и мотогарнитур у всех членов экспедиции позволили считать такой вариант передвижения комфортным и безопасным. Предполагалось в первый день проехать 900 км, уйти за Хабаровск (780 км) и заночевать в мотеле «Pit-Stop» на трассе «Амур».

Поехали! Настроение прекрасное, впереди невероятные впечатления! Ура! Однако, не проехали и 100 км, как всеобщая радость была омрачена: Мишу-Пулю разболтало на дороге и он чуть было не убрался под попутный грузовик. Чудом уцелел сам и мотоцикл! С его слов, резко завилял груженый зад его «Электрички», и он почти потерял управление. Возникшая ситуация более чем серьезная! Решили вернуть его во Владивосток на эвакуаторе, благо не далеко отъехали, а самим продолжить движение. Оставаясь на связи, дальнейший план относительно поломки Мишиного мота и его дальнейшего участия в экспедиции решили обсудить после осмотра квалифицированным механиком и оценки сложности предстоящего ремонта. А мы поехали дальше.

Хочется отметить, что каждый участок трассы до Иркутска имеет свои особенности. В частности, трасса «Уссури» Владивосток — Хабаровск (780 км) самая оживленная. С одной стороны, нескучно ехать, с другой она часто проходит через населенные пункты, богатые камерами, достреливающими «в спину» мотоциклистов, превышающих неизвестно кем установленную скорость в 40 км/час. Это минус, а плюсов все же больше. Во-первых, хорошее качество дороги, есть даже участки, претендующие на уровень highway. Во-вторых, радует глаз живописный приморский пейзаж с жирными красками, густой лиственной растительностью, сопками, речками и ручейками. И, в-третьих, это все наше, знакомое, многократно проезженное, родное! Вот с таким настроением мы благополучно доехали до Хабаровска.

К этому времени получили информацию, что Миша на «электричке» добрался до механика в Артеме и решил проблему со своим мотоциклом, причиной которой оказались… разболтавшиеся крепления задних кофр. Они, болтаясь, будучи изрядно нагружены, и создали неустойчивость задка мотоцикла при маневре на трассе. Вот и расплата за беспечность в подготовке техники! Хорошо хоть, что так закончилось! Воодушевленный решением проблемы, Миша решил догонять нас по ходу дальнейшего передвижения по маршруту.

А мы, чуть передохнув у стелы Хабаровска, продолжили движение дальше. Решили пройти Хабаровск кратчайшим путем без остановок. Учитывая вечер воскресенья, не хотели попасть в пробки, созданные возвращающимися с дач горожанами. Полноценной объездной дороги в Хабаровске нет, поэтому двигались по навигатору, который при грамотном обращении может даже и не подвести. Все получилось неплохо. В течение получаса мы уже переехали мост через Амур. Все бы ничего, но начался прогнозируемый дождь и существенно похолодало.

Что может мотивировать уставшего мотоциклиста, преодолевшего более 800 км пути, изрядно намокшего и замерзшего, несмотря на дождевик? Конечно, близкий отдых, ужин и теплая постель! Вот с этими мыслями мы и закончили первый день путешествия, добравшись до запланированного мотеля «Pit Stop» в 120 км от моста через Амур на одноименной трассе в сторону Читы. Хочется передать немного теплых слов об этом небольшом и уютном заведении, где нашлось место не только нам, мужчинам в 5-местном номере, но и даже нашей семейной паре в номере «люкс». Цены обычные, по 1800 рублей номер. Путешествующие на мотоциклах знают, насколько важно наличие в мотеле места для охраняемой парковки мотоциклов. Вот и здесь есть закрытая воротами охраняемая парковка, бесплатно любезно предоставленная администратором. Священное правило — сначала обеспечь сохранность техники, затем позаботься о себе — было соблюдено полностью. Далее душ с горячей водой и тепло сделали свое дело: уменьшилась усталость, появилось минорное настроение, которое позволило нам полноценно поужинать, отведать совершенно замечательный «фирменный» для этого заведения свиной стейк и по 50 грамм крепкого алкоголя (исключая Артема, конечно), затем спокойно уснуть в теплой постели. Плакат над обеденным столом говорит сам за себя!

Дождливое утро не было неожиданностью. Облачившись в дождевики, душевно позавтракав, в 9:00 утра начали движение. Предстояло преодолеть следующие 840 км по трассе «Амур» до мотеля «777» в Амурской области.

Из опыта предыдущих поездок, этот участок пути следует расценивать как самый скучный. Объясняется это хорошей дорогой, предполагающей достаточно скоростное, но монотонное передвижение по равнинной местности с однообразным пейзажем, представляющем собой блеклую болотисто-степную местность с редкими лиственными перелесками.

Традиционное фото перед рекой Бурея. Погода наладилась, появилось солнце, прогрев асфальт до появления легкого марева над дорогой. В середине запланированного на этот день пути общую унылость передвижения мы решили скрасить полноценным обедом. С этой целью остановились у приглянувшегося мотеля «Максим». Хороший ресторан, разнообразное меню, включающее первое, второе блюдо, салат и компот. Чего еще надо путешественнику? Ан, нет! Все эти блага цивилизации в итоге сыграли с нами довольно злую шутку. Так, после сытного обеда и короткого отдыха мы смогли проехать не более 50 километров. Все без исключения стали «засыпать» за рулем. Это обстоятельство заставило нас остановиться и еще в течение минут 40 приводить себя в функциональное состояние. Благо, с собой был в термосе крепкий чай и кофе. Вот так, нарушив один из принципов путешественника о двухразовом питании (завтрак и ужин), мы, с одной стороны, подвергли риску себя и пассажиров, с другой — отстали от графика передвижения не менее чем на полтора часа.

Тем не менее, благополучно доехали до конечного пункта запланированного в этот день маршрута — мотеля «777» в Амурской области. Путешествующим по трассе «Амур» это место знакомо уже много лет, заслужило устойчивую хорошую репутацию, благодаря наличию парковки, гостиницы с удобствами, кафе и всевозможных бытовых удовольствий.

И мы благополучно отужинали, полноценно отдохнули. А к завтраку нас ждал сюрприз: экспедицию догнал отставший Миша-Пуля!

Воссоединившись, мы продолжили свой путь дальше. Предстояло преодолеть 760 км до Чернышевска. Этот участок пути самый «глухой». Глушь объясняется почти полным отсутствием признаков цивилизации. До недавнего времени здесь было всего две заправки с расстоянием между ними 550 км, не более пяти придорожных кафе, а гостиниц вообще не было. В последние пять лет положение улучшилось, появилось еще несколько заправок и пара приличных мотелей. А сама дорога, хоть и достаточно приличного качества, так же и проходит мимо населенных пунктов. Украсил этот участок трассы где-то в 500 км до Чернышевска очень приличный мотель «Ерофей Павлович».

Программным событием третьего дня нашего путешествия была остановка у памятного знака погибшим в пути мотоциклистам. Он находится в 30 метрах от трассы, на краю гравийной площадки для стоянки фур, справа по пути в Читу, не доезжая около 100 км до поворота на Могочи. На плите написаны очень важные слова: «Бог решает, какой длины будет твоя жизнь. А ты решаешь, какой она будет ширины». Постояли, помолчали, каждый примерил эти слова к себе. Оказывается, вот так просто можно выразить одну из основ жизненной философии.

Оставили свои наклейки в беседке рядом и двинулись дальше. Дорога была приятной: существенно потеплело, солнечно, холмистый пейзаж, красивая тайга вдоль обочины. Место предстоящей ночевки на подъезде к Чернышевску было для всех нас новым. Никто еще здесь не останавливался. Тем не менее, доехав, были приятно удивлены. В цокольном этаже прекрасная закрытая парковка для мотоциклов, в номерах горячая вода, душ. И все это по умеренным ценам. А нашей семейной паре даже удалось заполучить отдельный номер! Красота!

 

Не могу не упомянуть об одном смешном эпизоде во время нашего здесь пребывания. После ужина мы все вышли на веранду мотеля, где находились и еще несколько других постояльцев. А на площадку перед мотелем на велосипеде с толстыми колесами красиво подъехал местный ярко-вычурно одетый паренек с яркими признаками нетрадиционной ориентации. Наш Вова-Прапор не преминул спросить у этого персонажа:
— Что же это за чудо с такими толстыми колесами?
Велосипедист гордо откинул голову и через плечо демонстративно-поучительно поведал всем:
— Это фэтбайк! На нем легко можно ездить везде, не только по песку и снегу, но даже через бордюры!
Вова невозмутимо парировал:
— Да, байки у нас тоже есть, только вот по всякой херне мы на них не ездим!
В итоге чернышевский «павлин» под общий хохот был вынужден немедленно удалиться. Жаль парня, не оценили...

Следующий (четвертый) день путешествия подготовил нам серьезное испытание. Все началось утром. Заведомо ничего плохого не подозревая, через интернет мы получили предупреждение о том, что в Забайкальском крае, в районе Читы отмечено резкое снижение температуры окружающего воздуха до +3 градусов. Сопровождается это сильным северным ветром, моросью и туманом. Полученная информация оказалась для нас крайне неприятной, учитывая то, что предыдущий день мы ехали весь день при температуре +20 градусов!

Немного покручинившись и посетовав на нелегкую мотоциклетную жизнь, мы надели на себя все возможное и двинулись в путь! Предстояло проехать около 750 км по трассе Амур — Байкал до мотеля «Охотный двор» на границе Бурятии и Забайкальского края.

Прогноз полностью оправдался. Если еще при подъезде к Чите на равнине мы страдали от холода и ветра, то на перевале присоединился еще и густой туман. Мало того, что видимость сократилась до нескольких метров, предельно насыщенный холодной влагой воздух проникал везде: под шлем, в перчатки, под дождевик. Скорость упала до 50 км/час и меньше. Замерзли сильно, очень сильно. Но, несмотря на жуткие условия, продолжали движение. А когда всё же преодолели перевал и стали подъезжать к городу, на КПП ГИБДД из будки, зевая, вышел молодой лейтенант полиции и вяло махнул своей полосатой палкой. Так как я ехал в колонне первый, вынужден был остановиться. Сытый мордатый инспектор попросил показать документы!

На вопрос:
— Зачем?
Простой ответ:
— Просто посмотреть, все ли у вас в порядке!

И тут меня понесло: пришлось ему, непутевому, объяснять, что для того, чтобы «просто показать» документы, мне надо негнущимися пальцами расстегивать дождевик, куртку, когда и так замерз до чертиков. И еще призвать к разуму, что с седой головой, на большом мотоцикле с номерами, из Владивостока в Монголию, разве нормальный человек может поехать без правильных документов? В итоге, видимо, мой тон и жесткие доводы были убедительны, после чего вышедший из той же будки более старший инспектор велел отпустить меня без проверки документов. Двигавшихся за мной тоже не остановили.

Читу проехали по объездной дороге без проблем. Закончился дождь, просветлело и потеплело. Приободренные изменениями, остановились немного отдохнуть, выпить горячего чая и кофе, снять дождевики. Дальнейшая дорога была просто приятной. Я люблю проезжать этот участок трассы. Во-первых, самое плохое качество асфальта в этих местах компенсирует невысокая скорость движения ввиду особенностей дороги, изобилующей подъемами, спусками и множеством поворотов. Во-вторых, проезжаешь по красивейшим местам, где чередуются густые еловые и сосновые перелески, небольшие деревеньки и слева — красавица Селенга несет свои воды в Байкал. Красотища! Завораживает! Так, на эмоциональном подъеме, доехали до намеченного на этот день конечного пункта — мотеля «Замок охотника». Здесь, однако, нас ждало разочарование. Оказывается, в «Замке охотника» было только кафе и не было гостиницы. Пришлось мне признать свою явную оплошность на этапе подготовки экспедиции. Решили ехать дальше до первой придорожной гостиницы. А где получить информацию об их наличии? Конечно же, на заправке. Что мы и сделали. Нам рекомендовали переночевать в городе Петровск-Забайкальский, располагающемся в 7 км от трассы как раз напротив АЗС.

В этот городок вела единственная узкая и извилистая гравийно-асфальтовая дорога. Данное обстоятельство не позволяло надеяться на то, что в итоге мы попадем в какой-нибудь более или менее приличный городской оазис. Так и вышло. За очередным поворотом перед нами открылся сам собственно город Петровск-Забайкальский. Представлял он собой довольно унылое зрелище: деревянные дома, сливающиеся в общий серый цвет с единичными вкраплениями кучкующихся совковых пятиэтажек. Всего две улицы. Одна гостиница. Общую неблагоприятную картину еще и усугубили начинающиеся сумерки.

Несмотря на первое безрадостное впечатление, как оказалось, этот город имеет довольно богатую историю. Статус города он приобрел в 1926 году, когда станция Транссибирской железнодорожной магистрали Петровский завод, основанная еще Екатериной II в 1789 году, была переименована в город Петровск-Забайкальский. Петровский завод был знаменит своим сталеплавильным производством и еще тем, что в остроге на этой станции в свое время находились в ссылке около 70 декабристов. В истории современной России Петровск-Забайкальский уже не играет никакой индустриальной роли. Заводы закрыты, население составляет около 15 тысяч человек. Градообразующим объектом осталась лишь железнодорожная станция с прежним названием.

На удивление, единственная в городе гостиница оказалась достаточно приличной. Неплохие номера, горячая вода.

Только не было кафе. Зато в наличии приличная кухня с рабочей плитой, микроволновкой и прочей необходимой утварью. За продуктами пришлось съездить в магазин на станцию. Общими заботами через 1,5 часа после прибытия в гостиницу мы прилично поужинали.

Хочется так же поведать еще об одном забавном персонаже, которого мы повстречали в холле нашей гостиницы. Им оказался пьяненький якут, который плакал и сетовал на жизнь за то, что уже вторую неделю он вынужден торчать здесь по причине отсутствия какой-то запчасти для его Мерседеса, который сломался в этих краях на трассе по пути в Улан-Удэ. Мы склонны были в это поверить и искренне посочувствовали горемыке.

Утром следующего дня опять пошел дождик, и мы, облачившись в дождевики, продолжили путь.

Пятый день экспедиции. Расстояние — 400 км до приграничного города Кяхта.

Этот участок дороги рассматривался как самый короткий и легкий. При этом мне был известен не весь путь, а только 180 км дороги до моста через Селенгу, не доезжая Улан-Удэ. Далее следовало повернуть налево и проехать 220 км до Кяхты. Тут мы положились на мнение ангарчан, которые уверили нас в сносном качестве этой дороги. Наши ожидания полностью оправдались.

В Кяхту приехали около 17:00. Немного поплутали, прежде чем добрались до рекомендованной теми же ангарчанами гостиницы с заранее забронированными номерами.

Учитывая канун мотофестиваля в Монголии, большое количество российских мотоциклистов туда стремящихся, мест в немногочисленных гостиницах Кяхты без брони уже не было. Гостиница представляла собой большую избу с двориком. Внутри 4 комнаты и небольшая кухня. С другой стороны, уютно, по-домашнему. Администратор гостиницы любезно предупредила нас о том, что Кяхта — место криминальное и желательно в вечернее и ночное время не передвигаться поодиночке. К слову, у нас в Приморье уже почти забыли о беспределе 90-х, а здесь все-же пришлось прислушаться.

Сама Кяхта представляет собой достаточно древний небольшой, преимущественно деревянный, городок. Основан он в первой половине XVIII века и назывался тогда Троицкосавск. В XIX веке через Кяхту в Китай вывозились сукно, мануфактура, пушные товары, а из Китая — чай. Длительное время (около века) именно Кяхта снабжала чаем всю Россию и почти монопольно — Западную Европу. Причем в России этот китайский чай называли кяхтинским, a в других европейских странах — русским. Тогда Троицкосавск, богатый купеческий город, назывался современниками Песчаной Венецией и Забалуй-городком. С последней четверти XIX века, после постройки Суэцкого канала, когда бо́льшая часть импорта в Китай стала отправляться морским путём, значение кяхтинской торговли начало падать. Ещё более оно уменьшилось со строительством Китайско-Восточной железной дороги. Вот тогда Кяхта и потеряла окончательно значение главного пункта торговли с Китаем.

Современная Кяхта является всего лишь одним из немногих погранпереходов из России в Монголию, и основная часть ее населения так или иначе имеет к этому отношение.

Итак, расселившись в гостинице, мы дождались байкеров из Ангарска, приехавших уже почти затемно в составе десятка мотоциклетных экипажей и пары легковых авто из группы поддержки.

Случилось так, что мест в гостинице в итоге хватило не всем, поэтому две пары после небольшого отдыха решили ехать дальше и заночевать уже в Монголии.

Остальные отправились на границу рано утром после легкого завтрака.

Будучи жителями Приморья, мы достаточно часто бываем в Китае. Для этого существуют несколько автомобильных переходов. К сожалению, каждое такое путешествие сильно омрачается убогим (мягко сказано!) обустройством этих переходов именно с нашей стороны. Тогда как на китайской части перехода — чистота, порядок, теплые просторные помещения и соответствующий сервис. Стыдно и «за Державу» обидно. Такое ощущение, что наши руководители «водят руками» где-то далеко от нашей границы. В Приморье, по крайней мере.

Будучи готовыми к неприятным сюрпризам, мы все же были приятно удивлены границей в Кяхте: современные здания, несколько потоков обслуживаются одновременно, теплые чистые туалеты, вежливый персонал. И, главное — быстро! Даже монгольскую часть границы проходили медленнее.

После нескольких формальностей, непонятных копеечных платежей, граница позади! Монголия встретила нас безоблачным небом и суетой у пограничных ворот. Почти все монголы тут говорят по-русски. Не отходя от своих мотоциклов, поменяли наши деньги на монгольские тугрики по курсу где-то 20:1. Подошли к нам несколько монгольских женщин с детьми и мужчин среднего возраста. Этими людьми оказались монгольские туристы, отъезжающие в Россию. Все очень радушны, рассказывали о том, что в свое время учились в России, чему очень рады. И еще все предупредили о плохом качестве автодороги до Улан-Батора, просили быть внимательными и не разгоняться! Спасибо за заботу, чуткие монголы!

Не позднее часа после перехода границы мы начали свой путь по Монголии. Предстояло проехать 350 км до Улан-Батора. Сначала качество дороги было довольно сносное. Скорость — около 100 км/час.

 

Окружающий пейзаж достаточно однообразен. Степь, единичные юрты с небольшими стадами баранов или лошадей. Дорога проходила через несколько населенных пунктов, представляющих собой небольшие придорожные безликие поселки. Бросилось в глаза — юрты были везде, даже во дворах с обычными строениями! Иногда вдоль дороги встречались довольно футуристические изваяния.

Приблизительно через 70 км начались дорожные проблемы. На фоне относительно ровного асфальта внезапно стали появляться достаточно глубокие ямы. Дальше — больше. Скорость движения снизилась до 40-50 км/час. Однако, несмотря на отвратительную дорогу, с завидной регулярностью через 70-80 км с нас брали оплату проезда! Оказалось, дорога платная! Плата хоть и невелика, около 100 руб. с мотоцикла, однако сам факт оплаты «такой» дороги удивил. И еще удивило полное отсутствие даже видимости какого-нибудь ремонта! Видимо, для монголов и такая дорога — большая редкость.

Особенно хочу упомянуть монгольских водителей. Они бесстрашны! Во-первых, указатели поворотов — не для них. Просто едет прямо и, не глядя в зеркало, не включая сигнал поворота, просто поворачивает налево! Пару раз мне пришлось достаточно жестко оттормаживаться. После этого стал внимательнее и обгонял только в том случае, когда не было и намека на возможность съезда впереди едущего автомобиля с дороги влево. Во-вторых, поразила лихость, с которой монголы вели свои авто! Вообще, мы решили, что Монголия — страна Тойоты Приус! Где бы мы ни проезжали, в городе или по трассе, из 10 встреченных авто 9 — автомобили этой марки! Причем большинство — с правым рулем. Кажется, что в самой Японии столько не наберется, сколько их оказалось здесь!

Первое впечатление о Монголии было бы неполным без знакомства с местной кухней. Голод напомнил о себе уже где-то на середине пути до Улан-Батора. Так как провожатых у нас не было, то остановились у более-менее приличной придорожной кафешки. Как и предполагали, никто ни слова по-русски, соответственно, и меню тоже только по-монгольски. Языком жестов и на ломанном русском объяснились. Решили не выделываться и заказать то, о чем поняли. Этой едой оказались небольшие беляши с бараниной — хушуры по 100 тугриков, т.е. 5 наших рублей! Не прогадали, они оказались очень вкусными! С интернациональным чаем уплели по нескольку штук! Респект!

Во время нашей трапезы в это же кафе заехал еще один русский байкер. Увидел нас, справился откуда-куда и с видом знатока предостерег о том, что нам надо здесь в Монголии «беречь поджелудку», потому что очень много баранины. Он почему-то посчитал, что к ней мы не должны были оказаться достаточно привычными. Совет вызвал улыбку (в составе нашей экспедиции два медика!). Поблагодарили «бывалого» и продолжили путь дальше.

К окраине Улан-Батора подъехали уже к вечеру. По рекомендации ангарских коллег далее направились в рекомендованную гостиницу «TOTO», находящуюся через 15 км в сторону центра по проспекту.

По городу ехали достаточно долго. По всему проспекту глухая пробка во всех трех доступных для движения рядах. Даже междурядье не спасало: узко, да и монголы как-то не привыкли к возможности такого движения мотоциклистов. Пытались всячески воспрепятствовать более скорому нашему проезду между ними. Тем не менее, добрались!

Гостиница, находившаяся недалеко от центра города, не удивила ни своей обстановкой, ни ценами. Все оказалось приемлемо. Единственный минус — парковка для моциков оказалась платной и находилась за пару кварталов, куда нас любезно и препроводил администратор.

После нескольких часов пребывания в столице Монголии у нас уже сформировалось первое впечатление об Улан-Баторе. Все оказалось как-то ожидаемо. Как я уже отмечал ранее, из нас, взрослых приморцев, вряд ли найдется человек, который ни разу не был в приграничном китайском Суйфуньхэ. Более того, многие наблюдали и эволюцию этого города, когда он из небольшого приграничного поселка за пару десятилетий преобразился, благодаря стараниям русских туристов, в достаточно современный город с высотными зданиями, широкими проспектами и площадями, множеством дорогих бутиков и огней реклам. Так вот, увиденная часть Улан-Батора, вернула нас в Суньку (так мы ласково называем Суйфуньхэ) минимум десятилетней давности. Такая же убого-промышленная архитектура, обилие небольших придорожных мастерских, лавок и лавочек, простые немногоэтажные дома вдоль проспекта, заборы, стройки. И все это, независимо от цвета зданий, покрыто серым налетом пыли.

Впоследствии мы все же поняли причину такой городской картины. Объяснением всему — монгольский менталитет, выражающийся в ленивости, граничащей с пофигизмом. Оказалось, они никуда не торопятся, живут в своей комфортной среде и довольствуются тем, что имеют. Подтверждения своим догадкам мы получили достаточно быстро. Например, решили поужинать в находящейся поблизости с гостиницей кафешке. Заказали еду опять же наугад, так как меню по-монгольски и без фото. Все нормально, оказалось достаточно вкусно. И вот, когда наша трапеза уже заканчивалась, а было всего-то около 20:00, в кафе завалилась еще одна группа мотоциклистов с желанием поужинать. А в ответ хозяйка заведения заявила, что еда у них закончилась и готовить дальше они не намерены! Мы, честно говоря, были несколько ошарашены таким гостеприимством. Опять же, сравнивая с китайцами, даже не могли и представить себе такого поворота событий. Те бы усадили, принесли пиво, метнулись куда-нибудь, приготовили или принесли уже готовое, но накормили! И именно в своем кафе! Лишь бы заплатили.

А несколько позже, в день нашего отъезда, выяснилось, что в гостинице, где мы тогда проживали, были проблемы с завтраком. Точнее, он начинался достаточно поздно, около 10:00. Поэтому мы решили не терять времени и позавтракать где-нибудь в городе, чтобы не терять время. Однако в 9:00 утра, в центре Улан-Батора, еще не работало ни одно кафе! А чтобы найти какую-нибудь работающую в это «раннее» время едальню, пришлось достаточно далеко отойти от гостиницы. И этим заведением оказалось KFC с явно не местными хозяевами.

Тем не менее, полученные впечатления и сформированные наши личные мнения не смогли омрачить то, ради чего мы преодолели более 5000 км! Наступил главный день! День юбилейного V интернационального мотофестиваля «Степной ветер»!

Утром мы в общей колонне с несколькими десятками русских мотоциклистов, возглавляемой местными байкерами, около 10:00 прибыли на площадь имени Сухэ-Батора в самом центре столицы Монголии.

Начала формироваться общая колонна для следования к месту праздника в Национальный парк, находящийся в 40 км от города. Старт запланирован на 12:00. Предоставленное время мы с удовольствием использовали для дальнейшего знакомства с центром города и традиционного интернационального байкерского общения.


Площадь Сухэ-Батора.


Монгольский клуб байкеров, видимо, не из столицы.

 

Как и планировалось, в 12:00 прозвучала команда, завели мотоциклы, выстроились в трехрядную колонну и двинулись на фестиваль. Следует заметить, что местом проведения фестиваля выбран национальный парк у известной статуи Чингиз-Хана, которая находится в 40 км от Улан-Батора. Однако эта короткая дорога, ведущая туда, была на ремонте, и нам предстояло колонной преодолеть около 120 км по объездной. Кто ездил в мотоциклетной колонне представляет, что это такое! К чести организаторов фестиваля, следование колонны было организовано безупречно: за все время движения, а это заняло около 3 часов, мы не встретили ни одного ни встречного, ни попутного автомобиля. Все было перекрыто. А некоторые смельчаки, решившие обогнать колонну, были немедленно остановлены неизвестно откуда появляющимися полицейскими на мотоциклах. Респект!

Так, организованно и прибыли на место проведения фестиваля. Площадка поразила своим размером: среди холмов на равнине диаметром в несколько километров, в центре величественно возвышается 55-метровый Чингиз-Хан, от которого во все стороны спускались широкие лестницы, а справа большая асфальтированная площадка с установленной сценой.

Вокруг площади установили множество шатров с сувенирами, едой и всевозможными мотоциклетными добряками. В целом, богато, нарядно и красиво!

Ночлег предложен нам в гостевых юртах, с электричеством, но без воды и удобств.

Устроившись с ночлегом, перешли к следующему «протокольному» этапу праздника — трапезе. Об этом тоже хочется рассказать отдельно. Аутентичная еда была представлена только в одном шатре, где находилось устройство, похожее на знакомый нам тандыр.

Там на углях готовилась баранина. Покупатель пальцем показывал одетому в национальную одежду повару на приглянувшийся кусок мяса, тот доставал его, взвешивал, затем клал на лист бумаги, посыпал овощами и передавал клиенту. При этом прилагался нож для разделки мяса. И цена этой красоты всего около 200 рублей! Напитки в ассортименте отдельно.


Трапезничали все группами! Вот милые сердцу ангарчане!

Общая панорама фестиваля.

А дальше все продолжилось в лучших традициях мотофестивалей: конкурсы, выступления рок-групп на сцене, знакомства, братания, рассказы о мотопутешествиях, мотоциклах, корешах, о том, что было и даже не было!

Разошлись, как водится, за полночь. Утром завтрак «своими силами», затем экскурсия в музей и на монумент Чингиз-Хану.

Так как фестиваль был однодневным, то после обеда, вернувшись в состояние, позволяющее передвигаться на мотоцикле, мы двинулись в обратный путь. Ехали уже своим составом, поэтому относительно быстро, насколько могла позволить дорога. Часа через 3 вернулись в Улан-Батор. Поужинали в ближайшем кафе. Там попробовали еще одно монгольское блюдо — Цуйван. Это лапша с мясом, приготовленная на пару и обжаренная. Порции достаточно большие и очень вкусно! Цена такого блюда — 120 рублей!

На следующий день решено возвращаться в Россию. Однако, учитывая то, что мы находимся в «кожаной столице» мира, решили до отъезда посетить местный рынок в надежде присмотреть и приобрести что-нибудь из настоящей монгольской кожи. Яндекс-навигатор без труда указал место на карте города, а таксист на Приусе за полчаса доставил нас в Наран тул, так называется центральный вещевой рынок Монголии.

Пройдя практически весь базар вдоль и поперек в течение часа, мы действительно нашли достаточно много кожи, только была она не в изделиях, а кусками различных размеров. Причем различной толщины, всевозможных цветов и вариантов выделки. Кожаная продукция — несколько лавок с упряжью для лошадей, седлами различных конструкций и размеров, хомутами. А для людей — только несколько лавчонок с поясными ремнями, одна с куртками и пара с мелкой кожаной бижутерией. Да, еще среди целого ряда лавок с кирзовыми сапогами (наверное, еще из совдепии) нашли достаточно много монгольской обуви, кожаной, грубой и очень неудобной. Вызвали интерес развалы старьевщиков, изобилующие всякой всячиной, где можно было увидеть ржавые, но настоящие штыки от трехлинейки, кухонную утварь различных времен, обилие старых местных металлических и стеклянных сувениров. Глаза разбегались, однако о покупках речь не шла, ведь в мотоцикле свободного места для покупок практически нет. Немного погрустив по этому поводу, «под занавес» экскурсии мы все же порадовались «русским» квасом на монгольском рынке. По вкусу — квас как в детстве из бочки!

 

Вообще, этот рынок вернул нас назад в СССР, кто еще помнит, причем где-то в глубинке и годов 70-х! Интересно и необычно!

В таком минорном настроении вернулись в гостиницу, собрались и двинули к границе, на Родину!

Обратная дорога, тем более домой, всегда короче. Границу прошли достаточно быстро. Несмотря на это, неминуемо наступил вечер, стало темнеть. Позвонили ангарчане и предупредили о том, что в Кяхте в гостиницах свободных мест нет. Наскоро перекусив на заправке, приняли решение ехать ночевать в Гусиноозерск, городок в 120 км на обратном пути в Улан-Удэ. Адрес местной гостиницы решили узнать на АЗС, которую еще ранее приметили на въезде в этот городок.

Стемнело, похолодало. Дорога так себе. Ехали небыстро, сказалась усталость, ночь и незнакомая дорога. И вот, наконец, через пару часов мы достигли цели!

 

Не ведали мы, что ночевку придется отложить в силу сложившихся тогда у нас обстоятельств. Дело в том, что пока мы угощались на заправке кофе и чаем, Миша-Пуля успел познакомиться с местным населением. Загадочно улыбаясь, гордо объявил нам, что договорился о ночевке на находящейся «ну прям рядом» турбазе. Там, мол, готова баня и есть возможность отужинать. Что ни говори, а есть и спать хотелось чертовски. Видимо, поэтому мы переглянулись и недолго думая согласились на это предложение. Дело за немногим: нужно было чуть переждать, пока местный паренек съездит к себе домой, предупредит родных о своем отсутствии и проводит нас на эту базу. На самом деле, подождали его не больше нескольких минут. Поехали. Через несколько сот метров закончились дома, затем асфальт, потом исчезли и огни городка. Проехали какую-то промзону, а обещанной турбазы все не было. Дорога из гравийки превратилась в разбитую, виляющую в кромешной тьме плохую проселочную. А провожатые так и ехали дальше, пропадая в темноте и вновь изредка появляясь светом фар вдалеке. Следом за ними Вова-Прапор на своей БЭХе, а мы метрах в пятистах за ними. Когда дорога стала практически непроезжей для тяжелых мотоциклов, остановились. Жутковато. По навигатору, отъехали около 5 км от Гусиноозерска. Совещались недолго, решили возвращаться обратно. Слава Богу, удалось дозвониться до уехавшего вперед Вовы-Прапора и так же вернуть его обратно. С трудом развернулись и, практически наощупь (т.к. в навигаторе этой дороги не было), приехали обратно в Гусиноозерск. А было уже 3:30 ночи. Вот так, благодаря своей беспечности, по меньшей мере, лишили себя пары часов сна, уж не говоря о том, что могло бы произойти в худшем случае! А могло бы и не произойти? Может быть, пригласившие нас люди на самом деле желали нам добра? Тем не менее, мы к такому варианту развития событий готовы не были. Оценивая случившееся, все же правильно было бы делать то, что известно и проверено. А ночные экстримы в незнакомом городе с неизвестными людьми все же ни к чему.

Найти гостиницу не представляло труда. Она представляла собой типичную совдеповскую общагу. Благо, что нашлись свободные места, а моцики удалось припарковать «под замок» на заднем дворе.

Проснувшись утром, немного отдохнув за остаток ночи и оправившись от ночных потрясений, благополучно доехали до окраины Улан-Удэ.

Дальше наши дороги разошлись. Мы с Вовой-Прапором и Мишей-Пулей поехали налево в сторону Иркутска: далее я в Ангарск, Вова-Прапор в Братск, Миша-Пуля к родным в Кузбасс. Алекс с Ольгой и Миша-Валькирия направо, решив пару дней отдохнуть на Байкале в районе Улан-Удэ, потом своим ходом домой во Владивосток.

Забегая вперед, скажу, что у всех все намеченное получилось, все вернулись домой без потерь. Задержался только Вова-Прапор. Причина — известное наводнение в Тулуне Иркутской области, где он гостил у родственников.

Итак, подводя итоги нашей экспедиции, согласовав свое мнение с остальными ее членами, констатирую, что это было прекрасное путешествие. Во-первых, просто само по себе — мотопутешествие! Две недели на мотоциклах! Две недели в дороге! Во-вторых, познакомились с новой для нас страной! Масса впечатлений! На лобовом стекле появился очередной флажок государства, которое удалось проехать на своем мотоцикле!

В-третьих, мы стали опытнее и мудрее, приобрели много новых друзей!

Если вы спросите, хочу ли я еще съездить в Монголию, отвечу — наверное, да, но потом, через несколько лет, после других, уже запланированных, экспедиций.

Тем, кто дочитал мой опус до конца, спасибо за терпение! Повторюсь, это первый авторский опыт.

Всем удачи! Колеса вниз!

Анатолий Сорока (Док). Декабрь 2019 г. Владивосток.


Дром

Комментарии

  
Иркутск
Сообщений: 437
В 1990 году на ИЖах ездили по приглашению Улан-баторского мотоклуба ездили в Монголию из Братска. Вероятно мы были одними из первых. Отчет есть здесь -
https://travel.drom.ru/26583
Порадовался, что многое изменилось с тех пор в лучшую сторону. Но есть вопрос: а почему заходили выходили через Кяхту? Ведь на Дальнем Востоке есть сейчас два погранперехода... Лишили себя настоящей, дикой Монголии.
9
1
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 10817
Ваше путешествие отличное! Молодцы! И хоть сам не вхожу в состав вашего мотобратства, читать было приятно))
15
3
Ответить
Марк
Кавалерово
Давно не читал здесь такого складного повествования !!!
Респект и уважение землякам !
Сам проехал этой дорогой на машине до Братска и обратно годом раньше и было приятно увидеть знакомые места !
10
3
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2273
ваще не читал))) Но одному мне интересно как Игорь стал Алексом?))))) че не Васей...
D15B, AT -> EJ15, MT -> WRX 2006 EJ255 TURBO, MT СЕЙЧАС -> ..... -> ЭВОлюция 9
8
17
Ответить
10008909
Скучно. Одна из *цати подобных поездок. Ели в кафе, ночевали в кровати...путешественники, блин! Современная техника совсем развратила мозги)
11
27
Ответить
10008909
Oleg_Avgust
В 1990 году на ИЖах ездили по приглашению Улан-баторского мотоклуба ездили в Монголию из Братска. Вероятно мы были одними из первых. Отчет есть здесь - https://travel.drom.ru/26583 Порадовался, что...
Потому что дикая Монголия предполагает дикие дороги. На VT 1300 ехать - позвоночник в трусы ссыпется.
6
5
Ответить
dimon87085
Мытищи
Трайк монгольский огонь !
7
 
Ответить
16641728
В хозяйстве Монголия мне пригодится!
2
 
Ответить
   
Владивосток
Сообщений: 927
Отлично прокатились! Землякам респект и уважуха!
какой есть таким и останусь
Мой отзыв: Chevrolet Captiva 2010
4
2
Ответить
PunkBuster
Черский
На вишневом мотоцикле передняя покрышка стоит не по направлению, опасно в дождь на таком ехать - протектор не работает.
6
1
Ответить
     
Усть-Ордынский
Сообщений: 2434
Мне кажется, что бедность монголов в основном не от отношения к делу, а от цен и наверняка, это просто персонал, у нас такое же отношение в стране, " до стольки-то работаем, а дальше закрываемся"
6
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1319
Написано сочно, да и места для жителей Запада России - малознакомые.
Я только не понял, почему Миша - именно Валькирия, это вгоняет в некоторые непонятки :-).
Опять же "свиной стейк" - это примерно как "куриный ростбиф", извините за придирки.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
8
1
Ответить
Владивосток
Вот молодцы ! Так держать!
Мишу на Валькирии знаю лично .
2
3
Ответить
     
Сообщений: 3769
Не знаю,какой кризис среднего возраста нужно преодолеть,чтобы такое путешествие совершить!
Мой отзыв: Toyota Harrier 2003
6
4
Ответить
Сергей
Санкт-Петербург
Все.. понял! Сам не байкер, не знал, что Валькирия - это моцык такой. Потому и удивился, почему Миша - и вдруг валькирия? )). Представил себе грудастую деву-блондинку из скандинавской мифологии, гыгыгыг...
10
 
Ответить
    
Иркутск
Сообщений: 55
а с большим крестом - служитель культа?
9
 
Ответить
     
Тюмень
Сообщений: 88
Пацана на велике оскорбили. ДПСника можно сказать на☆ер послал. Сколько чванства.
37
2
Ответить
Алексей
Хабаровск
Butch781
Пацана на велике оскорбили. ДПСника можно сказать на☆ер послал. Сколько чванства.
в диалоге с велосипедистом сами себя унизили)
20
1
Ответить
  
Сообщений: 9054
Был по этому же маршруту и этому же поводу в 18 году. Какой то маршрут у вас мудреный.
Одиссей 02 -Н23. Yamaha FJR1300
2
 
Ответить
  
Сообщений: 9054
У меня было так-, 1 Бирик-Могочи, 2 Могочи-Улеты, 3 Улеты-Улан Удэ до байклуба. 4 день мы прошли от Улан Удэ до Улан Батора. Назад точно так же.
Одиссей 02 -Н23. Yamaha FJR1300
1
 
Ответить
16587780
С самого начала, не читал, а только просматривал, и то, только до того момента, когда молодого человека на велосипеде обидели, можно сказать своего двухколесного брата, только более продвинутого... Дальше и просматривать не стал...
Еще и не знаете, что такое фэтбайк… И как, после такой веселой шутки, вы все смеялись?..
11
 
Ответить
1
Ноябрьск
Это как так???
6
 
Ответить
  
Сообщений: 367
@многие наблюдали и эволюцию этого города, когда он из небольшого приграничного поселка за пару десятилетий преобразился, благодаря стараниям русских туристов, в достаточно современный город с высотными зданиями, широкими проспектами и площадями, множеством дорогих бутиков и огней реклам@

Благодаря стараниям русских туристов? А ты смешон...
3
 
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 12789
1
Это как так???
кто то ноги забыл всего навсего)))
Все действия выполняет сознание
А вот направление этим действиям задает подсознание
2
 
Ответить
1
Ноябрьск
вес 85 кг
кто то ноги забыл всего навсего)))
Или ноги монгола для сувенира везут
 
 
Ответить
     
Могоча
Сообщений: 69838
У Прапора продолжение приключений еще на книгу было, у нас больше 10 дней в клубе жил
мордой в гору и погазовать
 
 
Ответить
17546329
В Адлере на сто познакомился с веселым дядькой с Владивостока, чинил ему кондиционер на Шевроле экспрессе. Показывал он мне фото возле кафе 777 где он стоял с другом и тремя детьми на фоне автобуса и валькерии. Говорит друг в Монголию ,а он на юга.Показал нам как правильно водку крабом закусывать)))) Александр его зовут. Привет ему передайте если знаете его и в следующий раз при его посещении Адлера поляна с нас!
1
 
Ответить
17546329
Сергей
Все.. понял! Сам не байкер, не знал, что Валькирия - это моцык такой. Потому и удивился, почему Миша - и вдруг валькирия? )). Представил себе грудастую деву-блондинку из скандинавской мифологии, гыгыгыг...
Слева это валькирия 😉
1
 
Ответить
17546329
PunkBuster
На вишневом мотоцикле передняя покрышка стоит не по направлению, опасно в дождь на таком ехать - протектор не работает.
Елочка на переднем колесе мота стоит наоборот так по мокрой трассе комфортнее и безопасней.
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 24911
Отличный отчет, прочитан с удовольствием. Юность прошла на мотоцикле, это как первая любовь. Жаль так и не увидел приличных фото железных коней.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие