|
Всем привет!
Поездка состоялась с 16 по 27 июля 2023 г.
Целью было совершить восхождение на самую высокую точку Монголии — вершина Найрамдал (Куйтен), 4374 м.
Маршрут: Бийск — Ташанта — Улгий — Национальный парк Алтай-Таван-Богд — Улгий — Талбо-Нуур — Бийск.
В первый день, в воскресенье, задача была доехать из Бийск до Ташанты, чтобы с вечера занять очередь, т.к. граница не работала 6 дней из-за монгольских праздников. Мы с женой ночевали в машине, вся остальная группа расположилась в хостеле.
Вид в Ташанте в сторону России, так заканчивается Чуйский тракт, за спиной граница.
Российский погранпереход. Очередь из грузовиков тянулась через всю Ташанту.
В Ташанте увидели необычных птиц — клушиц (красноклювые альпийские вороны или красноносые альпийские галки). Потом еще встретили этих птиц в Алтай-Таван-Богде.
Прошли границу на следующий день только после пяти часов в понедельник. Толком ничего не проверяли, просветили несколько сумок (которые взяли с собой), а те, которые остались в машине, даже не открывали. На выезде из монгольского погранперехода оформили ОСАГО, обошлась в 2000 рублей (и еще на монгольской границе с нас взяли по 50 рублей с экипажа за какую-то санобработку). По слухам, если не оформляешь на границе страховку, то «страховщики» стучат гаишникам, которые стоят в Цагааннууре.
Доехали до Улгия, административного центра аймака Баян-Улгий. Ночевать остановились на базе «Golden Eagle», с хозяином которым заранее договорились о ночевке, автомобильной заброске, а также оформлении пропусков в национальный парк и погранзону.
Утром на буханках (группа была 13 человек, забрасывались на двух машинах) выехали в национальный парк «Алтай-Таван-Богд». До парка идет грунтовая дорога, протяженностью около 200 км, на ней «набита» гребенка.
Остановились купить мороженое.
Чтобы доехать до смотровой площадки, нужно оформлять пропуски в парк и погранзону. Смотровая площадка находится выше 3000 м. Перед смотровой площадкой много турбаз из аилов. Есть аилы с надписями «Шиномонтаж» и «Бензин». До самой смотровой площадки достаточно крутой подъем, УАЗик пару раз глох. Поэтому был удивлен, когда наверху увидел Toyota Probox. В Монголии парк популярен, в год его посещает более 20000 туристов. Со слов местных казахов, монголам там нужно совершить какое-то жертвоприношение.
Перед въездом в парк. Снежные горы на горизонте — конечная цель путешествия.
Пропускной пункт на въезде в парк «Алтай-Таван-Богд».
Вид со смотровой площадки на массив Таван-Богд. Найрамдал по центру справа (полностью покрыт снегом). Слева граница с Китаем, справа — с Россией. Со стороны России находится плато Укок.
Реквизит для фотографий, любой желающий может почувствовать себя монголом.
В парке провели семь ночей в палатках, из них четыре — на леднике. Поднялись на вершины Мальчин, Табон-Богдо-Олы, Русский шатер и Найрамдал.
Базовый лагерь. Домик — это метеостанция, наши палатки на заднем плане.
Когда находились на леднике в штурмовом лагере, поднялась большая группа туристов из Европы. Снаряжение и продовольствие им забрасывали сначала на лошадях по леднику, дальше портеры несли на себе. Также встретили группу спортивных туристов из Тулы. У них пеший маршрут по горам Монголии протяженностью 250 км за 21 день.
Штурмовой лагерь. Одинаковые палатки — это для размещения группы из Европы. Ночью была метель и палатки замело. Гиды их откапывали.
Верблюды тоже используются для забросок.
По возвращению в Улгий сходили в местных краеведческий музей, где узнал, что в аймаке Баян-Улгий, где мы находимся, почти нет монголов, более 90% населения — казахи, которые заселили эту местность еще во второй половине XIX века. Наверное, поэтому не было проблем с языком — по-русски нас почти везде понимали. Даже в музее нашли для нас русскоговорящего гида.
Национальная казахская одежда.
Монгольскую кухню тоже не удалось попробовать, только казахскую. Пообедали в ресторане «Arvin». Заказали первое и второе. Порции были такие большие, что второе забрали с собой в контейнере. Обед обошелся около 600 рублей с человека.
Последнюю ночевку в Монголии запланировали на озере Толбо-нуур. Озеро находится примерно в 40 км от Улгия в сторону Ховда. Дорога Улгий — Ховд платная, заплатили 1000 тугриков (меньше 30 рублей, у нас в городе проезд через понтонный мост стоит 40 рублей). Вода в озере теплая, можно купаться. В группе был только один рыбак, у него получилось поймать на ужин несколько рыб. Остановились на озере в палатках в бухте. Рядом было еще две бухты, в одной стояли туристы из Кемерово, в другой — из Екатеринбурга.
На следующий день отправились домой. Границу прошли быстрее, чем по пути в Монголию. В десять вечера уже были в Бийске.
На границе встретили группу французов на старых ситроенах. Они 8 июня выехали из Барселоны (не знаю, почему из Испании, но были точно французы). Ехали через страны Европы, Турцию, Грузию, Россию, Казахстан, потом опять Россия и в Монголию. Конечная точка — пустыня Гоби, а планируют вернуться домой 9 сентября.
Французские туристы на русско-монгольской границе.
Французские туристы на русско-монгольской границе.
P.S.: Ташанта находится на высоте около 2100 метров, граница проходит по перевалу Дурбэт-даба высотой 2481 м, что является самой высокой точкой Чуйского тракта. Следующий перевал в Монголии уже выше 2600 м, Улгий находится на высоте около 1700 м, озеро Толбо-нуур — чуть меньше 2100. От Ташанты до Улгия 120 км (97 от границы). По пути есть перевал, он не заасфальтирован, при проезде поднимается много пыли, также местами на асфальте есть «волны». Ограничение в Монголии вне города 80 км. Траффик низкий. Дальше от Улгия в сторону Ховда дорога улучшается.
По бензину — в Улгии не на всех заправка есть 95. Бензин дорогой, 95 стоит больше 100 рублей, 92 около 70. В некоторых магазинах принимают рубли, много обменников.
Для себя сделал вывод, что если путешествуешь по Чуйскому тракту до Кош-Агача, то можно заложить 3-4 дня съездить в Монголию: другие пейзажи, можно покупаться на озере и попробовать местной казахской кухни.