|
Озеро на вершине горы. Боровое и горы Каркаралы. 2019 год
Пройти к озеру по короткой дороге через дом отдыха мне не разрешили — частная собственность, однако. Следуя невнятным указаниям охранника и неопределённому жесту его руки, я пошёл в обход и немного заблудился. Помог навигатор — на последнем вздохе батарейки он вывел меня к озеру кружным путем…
Часть первая. Боровое
Ну, а если по порядку, то дело было так. Посетив во время большого путешествия по Казахстану «ворота в космос» — Байконур, посмотрев «неземные пейзажи» Мангистау и Устюрта, я доехал до «Казахстанской Швейцарии», так называют курортную зону Боровое. Рассказы о двух первых местах сложились быстро, как бы сами собой, а вот дальше — стоп. Не получался рассказ о Боровом, как-то не глянулось оно мне в этом году.
Возможно, помешали воспоминания. Побывав на озере Щучьем первый раз в начале 70-х годов, запомнил это место именно как природный заповедник — чистейшая прозрачная вода и плавающая косяками рыба, практически нетронутая природа и минимальная инфраструктура.
Такое же впечатление было и от первой поездки в те края на машине (MMC Pajero 3.0L GLX 1998 Model), немного людей ездили туда отдыхать в 2001 году — в забронированном из Алма-Аты доме отдыха мы с женой были в конце сентября единственными посетителями. Так что на следующий день мы перебрались в другой санаторий, где жизнь буквально кипела — постояльцев было десятка полтора.
Но природа… После дождей пришло тепло, и короткое осеннее «бабье лето» дало нам возможность вдоволь надышаться хвойным ароматом соснового леса. Пламенеющие кусты облепихи, гордо торчащие повсюду рыжики и тихонько выглядывающие из-под хвойного одеяла грузди лишь подчёркивали тишину и нетронутость этих мест.
Почти всё вокруг было ещё из прошлого века, время туристических и строительных бумов ещё не наступило. Открытие первого казахстанского автобана «Астана — Боровое», строительство супер-отелей и многочисленных казино в курортной зоне — всё это было ещё впереди.
Архивные видео нашего первого автопутешествия в Боровое — 2001 год. Скала Окжетпес и «Ракушка», церковь и исчезнувший базарчик — многое изменилось за эти годы. Озеро Боровое осталось таким же прекрасным, хотя не всё, что построено вокруг, украшает природу.
Даже через шесть лет, осенью 2007 года, когда мы последний раз были в этих местах, дом отдыха «Зелёный бор» продолжал сохранять вид и традиции прошлого века. Но отдыхающих стало чуть больше…
И вот весна 2019 года, тёплый месяц май. Моё большое путешествие по Казахстану на излёте, от Кокчетава путь лежит на юг, решаю заехать в Боровое и глянуть, хотя бы мельком — как там сейчас?
Озеро Боровое — самое известное, но далеко не единственное в этой местности. Здесь есть ещё Щучье (самое глубокое — до 40 метров), озеро Большое Чебачье (самое большое, площадью 23 кв. километра) и Малое Чебачье, не считая всяких разных мелких. Заехать на каждое у меня не получится, время поджимает, поэтому решаю ограничиться «официальным» круговым маршрутом по национальному парку «Бурабай» — заеду со стороны Щучинска и затем, снова через этот городок, уйду на столицу, город Нур-Султан.
Планирую проехать этот кусочек пути быстро, здесь всегда была неплохая дорога, и её начало подтверждает ожидания. Однако стоило мне чуть расслабиться, отвлечься на природу, как хорошая дорога ушла налево, а я покатил прямо, к посёлку Сарыбулак. Большой беды не случилось, сделав небольшой крюк, дорога вышла снова к озеру Боровое, но стало ясно — хорошее состояние пути поддерживается строго в пределах «официального кольца».
Как видно на ролике, жизнь кипит строго на дороге и вдоль неё, да и то там, где она проходит рядом с отелями и ресторанами. Стоит свернуть и немного отъехать от асфальта, как вся эта суета сразу пропадает.
И тишина. Во время этого объезда никого не было видно, хотя природа вокруг дороги радовала, цветущие крокусы буквально устилали всё вокруг сплошным ковром. Тёплый и сухой весенний день, суббота — и ни одного отдыхающего.
Создаётся впечатление, что Боровое стало этаким местом столичной «тусовки», где главное — приехать, отметиться в ресторане или отеле, показать себя, посмотреть других. Ну, а природа не главное, пусть она будет, не мешает.
Экологически чистые велосипедисты также старались не удаляться от «культовых мест», сделанные для них шикарные деревянные дорожки пустовали и даже одинокий спортсмен, который виден на следующем ролике, старался бежать по дороге.
Несколько оживлённее было на лодочной станции, да и само это место понравилось, не видел его раньше. Мне, конечно, было интересно наблюдать изменения, которые случились за эти годы, и я специально подобрал видео начала века, где видны те же места, что и на роликах из моего последнего путешествия.
Здесь, в северо-западной части озера находится скала Жумбактас или «Сфинкс» — этот островок двадцатиметровой высоты виден на фото.
Этот «Сфинкс», а также другое известное место — гора Окжетпес, куда «не долетит стрела», высотой около 300 метров — хорошо видны на втором архивном ролике.
Следующая, и последняя, достопримечательность этих мест — «Ракушка», смотровая площадка рядом с дорогой. Поднявшись по ступенькам на десяток метров, получаешь в награду неплохую панораму окрестных гор. Но для этого достаточно одного раза и, побывав там в 2001 году, второй раз подниматься на площадку я не стал, поехал дальше.
Ну вот, собственно, и все достопримечательности этого озера…
Часть вторая. Каркаралинские горы.
Много раз ездил из Алма-Аты в Караганду и Усть-Каменогорск и даже не думал, что севернее Балхаша в этих местах есть что-то, кроме ровной сухой степи. Нет, конечно встречаются и холмы, иногда видны чахлые деревца, но чтобы такой оазис — горы, да ещё какие — и в мыслях не было. Узнал об этом случайно, несколько лет назад, стал интересоваться, искать фотографии и рассказы. Оказалось, что и того и другого в интернете совсем немного, как-то нет паломничества туристов к здешним местам. Особенно заметна разница по сравнению с окрестностями озеро Боровое, где я был ещё вчера.
Что же это такое — горы Каркаралы? И где они?
Даже Википедия, которая обычно многословно болтлива, ограничивается в этом случае сухой справкой. Цитирую дословно:
«Каркарали́нские го́ры (каз. Қарқаралы таулары) — горный массив в Карагандинской области Казахстана, восточная часть Казахского мелкосопочника. Горы сложены гранитами, порфиритами, кварцитами и другими породами. Высшая отметка массива — 1403 м. Склоны расчленены долинами и лощинами. Многочисленны озёра. На склонах господствует ковыльная и ковыльно-разнотравная степная растительность, встречаются участки сосновых лесов. Имеются месторождения полиметаллических руд».
По поводу рудных месторождений спорить не буду — не знаю, а вот с тем, что сосновые леса встречаются лишь участками — не соглашусь. За те полдня, что бродил по горам, меня всё время окружал сосновый лес — сухой, тёплый и упоительно-ароматный.
От Щучинска до столицы и далее, до Темиртау, идёт прекрасная дорога, и проехать этот участок можно очень быстро и приятно. Перед Темиртау уходим с магистрали налево, несколько раз поворачиваем, и теперь, до самого Каркаралинска, прямо, прямо, прямо…
Это «прямо» уже не означает ровно и быстро. Ехать километров двести, но после магистрали все неровности этой дороги ощущаешь особенно остро. Постепенно привыкаю, перед Каркаралинском чувствую себя почти прекрасно. Всё познаётся в сравнении — поехав затем на Аягуз, вспоминал этот старенький асфальт с восторгом. Да, добраться в Каркаралинск с востока гораздо труднее, в чём я убедился уже в этот же день.
Пока же, доехав до ворот дома отдыха и оставив там машину, иду искать озеро.
Как уже было упомянуто в начале рассказа, я немного заблудился и теперь шёл без всякой тропы, ориентируясь по навигатору. Слоистые скалы смотрелись прекрасно, под ногами лежал толстый ковёр опавшей хвои, но это сочетание таило в себе опасность. Пару раз нога глубоко уходила через этот «ковёр» в щель между камнями. Так и шёл, внимательно глядя под ноги и с восхищением — по сторонам, поднимаясь по скалам, как по ступенькам и глубоко обходя отвесные стены.
От того места, где оставил машину, я шёл уже часа два и поднялся вверх метров на двести пятьдесят. Искомое озеро по-прежнему оставалось лишь точкой на экране, но расстояние постепенно сокращалось.
Кроны сосен редеют — значит вершина горы где-то рядом. Именно туда навигатор и продолжает вести меня, разрушая все шаблоны, ломая стереотипы. Хожу по горам ровно столько, сколько помню себя и всегда знал, что горное озеро должно быть в долине, в ущелье, внизу.
Сейчас же вершина горы от меня в нескольких шагах, но никакого озера ещё не вижу. Навигатор уже ничем помочь не в состоянии — я нахожусь в той точке, что была отмечена заранее. Наугад прохожу несколько метров. Есть! Нашёл!
«Государственный памятник природы озеро «Бассейн». Государственный памятник природы местного значения. Уникальное геологическое образование, расположенное на высоте 1200 метров над уровнем моря. Имеет научное и культурно-эстетическое значение. Объект находится под государственной охраной», — гласит плакат, стоящий около озера.
Низко над головой, обдавая ветром разгорячённое лицо, проходят две утки, плюхаются в воду и уходят к дальнему берегу озера. Действительно — бассейн, по-другому и не скажешь… Южная стенка почти идеально ровная, северная более исчерчена, солнце, мороз и вода постепенно разрушают даже камень.
Вода в озере мутная, с восточной стороны из «Бассейна» вытекает тоненький ручеёк. Плавающие куски деревьев наводят на мысль, что зимой здесь ветерок дует не слабый. Но откуда же здесь, на вершине горы, взялось столько воды? Метров 50-60 длиной, да ширина не меньше тридцати метров, вряд ли всё это может наполниться после дождя. Да и климат здесь не субтропический, вокруг сухая степь на сотни километров. Скорее всего, маленький родничок пробил себе дорогу в эту каменную чашу.
Подобных озёр в этих горах много, но это самое большое, и мне оно очень понравилось своей необычной формой. Обошёл его с северной стороны, вдоль стены, за которой лежали тысячи тонн воды, и вышел к истоку из озера.
Сразу вернулась цивилизация — появилась тропа, отмеченная турами из камней и указателями.
Согласно легенде, злой Дух Озера, закованный зимой льдом между скал, летом ищет себе жертву из числа доверчивых и неосторожных туристов, поэтому купаться в озере запрещено.
Но даже без купания эти места запомнятся надолго своими причудливыми скалами, гротами и пещерами. Ведь я прошёл только один, самый короткий маршрут. А ещё есть Чёртово озеро (Шайтанколь), озёра Большое и Пашино, пещеры в урочище Маликсай и каменный навес «Большая Палата».
Сами горы невысоки, с максимальной отметкой 1403 метра (пик Комсомольский, согласно старым-престарым картам Генштаба). От пика до озера «Бассейн» километров пятнадцать. По прекрасной тропе, которой я возвращался к машине, до озера идти часа полтора от асфальта. За это время, как уже было сказано, поднимаешься примерно метров на двести пятьдесят.
Это озеро было последней «точкой интереса» в путешествии по Казахстану. Оставался пустячок — добраться до дома. Впереди 1300 километров и только двести пятьдесят из них являются настоящей дорогой — от Талды-Кургана до Алма-Аты.
Остальная тысяча вёрст почти что вся может быть отнесена к категории «Казахстан внедорожный» и подробно описана в этом рассказе. Здесь же покажу один ролик, для того чтобы стало понятнее — какая степь окружает Каркаралинский оазис.
Всего лишь через сутки после выезда из Каркаралинска я был дома. С удовольствием вспоминаю это Озеро на вершине горы.
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий roadstravel.ru.