|
Пока до следующего отпуска далеко (в мае съездили в очередной европейский автотрип), захотелось еще раз вспомнить и вдохновиться на новые поездки, как мы (я и жена) в июне 2018 года сгоняли в Норвегию на машине. А еще по пути заехали в Хельсинки и Стокгольм.
Маршрут был такой: Казань — Хельсинки — паром — Стокгольм — Осло — фьорды и природа Норвегии (самая лучшая часть путешествия) — путь домой.
*на карте неточность — паром у нас был из Хельсинки, а не из Турку.
У нас все отпуски на автомобиле начинаются с двухдневной дороги до границы. Скука и монотонность, в день проезжаешь около 1000 км. Перекусы в придорожных забегаловках, ночевка в машине на заправках) Так повелось, что в дороге мы ночуем в машине, чтобы ни от чего не зависеть, не привязываться к месту и времени. Как засыпаешь, так сразу тормозишь и спишь, а не геройствуешь, чтобы доехать до забронированного отеля. Первая ночевка была где-то между Москвой и Питером, помню в этом месте было дикое нашествие комаров, пришлось спать с закрытыми окнами, а воздух в салон гнать через кондиционер автомобиля.
На следующий день была финская граница. А перед этим очень красивая дорога вокруг Санкт-Петербурга (КАД?), очень впечатлила она тогда меня.
Перед границей было решено напоследок нормально и по человеческим ценам поесть. А также помыть автомобиль. Выбор пал на Выборг. Через Трипадвизор (по ходу рассказа буду упоминать приложения и сервисы, которыми мы пользовались) нашли нормальное кафе, где очень вкусно поели. Пока завтракали, нашел шарагу-автомойку, где кузов и передние коврики мне встали в 500 руб. (местным 100% дешевле)), спорить не стал, надо было скорее помыться и гнать дальше.
Граница
Что для нее нужно: загранники, визы (у нас были итальянские от прошлого евротура 2017), права, свидетельство о регистрации и зеленая карта (автомобильная страховка на зону шенгена). Граница проходила хорошо, пока внимательный финн не нашел у меня в бардачке УДАР — механический распылитель российского производства или вкратце — перцовый пистик. Купил я его несколько лет назад для самообороны, к счастью, ни разу не пригодился. Я знал, что его провозить нельзя, знал, что если провозишь, то надо прятать очень глубоко. Но после вкусного и сытного завтрака в Выборге это было делать так лениво, и я его просто кинул в бардачок поглубже. В итоге эта лень мне обошлась примерно в 70 евро штрафа, который оплатить тот еще квест (оплатил со второго раза позже из России через swift-перевод). Пока ждал штраф, рядом стоял еще один лентяй, у которого в бардачке нашли радар-детектор. Добро пожаловать в Европу, называется)
Хельсинки
После границы меняем навигатор на оффлайновые карты с навигацией Maps.me (мобильного интернета у нас не было). От границы до Хельсинки мы долетели достаточно быстро, была хорошая магистраль. Заселяемся в отель, тачку ставим на подземный паркинг при отеле (естественно, платно). Идем гулять по городу по заранее расставленным меткам в Maps.me.
Памятник финского композитора Яна Сибелиуса.
Прикольная Volvo.
Такой пешеходный и велосипедный тоннель. Кстати, если не ошибаюсь, знак P справа говорит о том, что тут платная парковка с 9 до 21 в будни и с 9 до 18 в выходные и можно стоять максимум 4 часа. Т.е. даже за деньги автомобиль на сутки там не оставишь, надо как минимум переставлять. Со временем подобное будет и у нас)
Церковь тишины.
Не знаю, что это, просто интересное здание)
Затарились едой на 2 приема пищи, экономим как можем)
На второй день отправились на соседний остров-крепость Суоменлинна.
Гордо развевается флаг.
Начинается скандинавская особенность с травой на крыше.
Враг не пройдет.
Возвращаемся в город.
Если пушка на острове не поможет, на берегу припасено вот это.
Ладно, хрен войне. Да милоте.
Но врагов надо знать в лицо.
В общем, Хельсинки обычный город на разок. Едем дальше на пароме в Стокгольм. А для начала заправимся с воооот такими ценами (1,6 евро ~ 120 руб.)
Прямо с причала тебе говорят, что ты перешел границу. Кстати, я тоже за то, чтобы в городе было ограничение 50 км/ч и сократили +20 км/ч до +5-10 км/ч. (кроме широких магистралей, если такие есть).
Вот на этом красавце мы сегодня ночуем. Билеты покупали заранее на сайте Viking Line.
Мы и машина впервые плывем на пароме)
Немного шиканули на каюте.
Но по-прежнему экономим на еде. Кашку заварили с помощью своего чайника и своей воды, которую везем из России аж 10 пятилитровок (что в итоге было верным решением). Кстати, чайник использовать в каюте нельзя и надо следить, чтобы пар не шел на пожарную сигнализацию, иначе будет а-та-та. Но мы быстро…)
Вообще, паром — это средних размеров торговый центр с кафешками, ресторанами, клубом, игровыми автоматами и супермаркетом. А наверху вертолетная площадка.
Стокгольм
Утром прибываем в Стокгольм. Едем в забронированный через Букинг отель с подземным паркингом. Удобная схема, но дорого. Заселившись, идем гулять, метки на карте, как обычно, все есть.
Идем сразу в старый город.
Узкими тропами.
Красивые улочки.
На фоне знаменитых домиков.
Еще улочки.
Еще красивые здания, вах!
Тоже против оружия, похоже.
Интересно выглядит старое кладбище.
А на следующий день мы спускаемся в знаменитое, одно из самых красивых в мире стокгольмское метро. Тут минимум пропадаешь на полдня.
Кайф.
Еще немного милоты в рассказ.
Одна станция лучше другой.
На любой вкус.
Часа 3 мы провели в метро.
Надо знать, что не все станции супер-красивые, но их много. И надо заранее выяснить, что где находится, чтобы знать, где выходить и куда ехать. А нам на выход.
Стокгольм
Внезапно на одной площади увидел какую-то фанатскую движуху. А ездили мы в июне 2018 года. Вот-вот начнется Чемпионат мира по футболу в России! Это, оказывается, болельщики великого и славного Перу снимали видео в поддержку своей сборной. Видимо, как за Перу болеют во всех уголках мира. Спросил у них, где они играют. Они сказали — в Саранске, Сочи и еще где-то, забыл. Посочувствовал.
За Перу всех порву. Ха!)
Стокгольм мне очень понравился. Офигенный старый город и самое красивое метро.
Вспомнил один момент, мы пару раз ели в Макдональдсе (ну, там дешевле)), так это что-то. На подходах к маку почему-то появляются негры вокруг. Чем ближе, тем больше. Ощущение, что ты в ГТА заходишь не в тот райончик, «снежок») Заходишь в Мак, а внутри 90% негры. Шумные, капец) Половина разодеты как гангста-рэперы) С одной стороны, прикольно, атмосферно, агрессии никакой нет. А с другой стороны, просто непонятно, почему это происходит не в США, а в Швеции? Где сами шведы едят, только в Ikea-кафе? Или, может, для них Макдак еда бомжей (таких, как мы) и негров)
Ну а теперь наконец-то путь в Норвегию! Страна-мечта, с высоким качеством жизни, с офигенной природой и все такое) Но надо помнить, что ты нищеброд и макарошки стоят везде одинаково только в России, поэтому их с собой везешь и готовишь)
Осло
Еще при подготовке маршрута Осло показался так себе городом, в итоге так и вышло, и тут мы будем всего один день.
По проверенной схеме заселяемся в отель с подземным паркингом. Про этот отель (Anker apartments) узнали из передачи «Орел и Решка», он на самом деле оказался одним из бюджетных вариантов. Но главное, он запомнился тем, что тут платная постель, полотенца и т.п. Но мы на тачке, и у нас все свое все с собой. Шах и мат!
Идем гулять в центр. Сначала проходим через небольшой мусульманский район, переходим жд пути и попадаем в современный район.
Оригинальная велопарковка:
Оперный театр:
Дамам — цветы:
Вообще, Норвегия очень повернута на электро автомобилях. «Половина» автомобилей — Тесла. Я тоже люблю электротему. Езжу на работу на метро или на электросамокате.
Прикольные электро «окушки» (Buddy electric car).
Гуляем.
Привет, норвежский Тролль.
Старый водозабор.
В Осло крыши зданий часто используются как площадки для отдыха, например, вид с крыши отеля.
Ай-яй-яй-яй, да в самом центре то, да в самой Норвегии! По приказу Трампа?
Перед природной частью нашего путешествия решаем нормально поесть, по Трипадвизору находим относительно бюджетный ресторанчик.
Также в целом в Скандинавии понравилась следующая схема в супермаркетах: делают небольшую раздачу (овощи, соленья, сосиски, фрикадельки и т.п.). Ты в тарелку кладешь сколько хочешь, и на кассе ее взвешивают. Выходит примерно на 1000 руб. большая тарелка со всякой всячиной. Этой тарелки хватает поесть на двоих. Это очень бюджетно.
Если Хельсинки на разок, то Осло — на полраза. Если так складывается, что вы сюда не заезжаете, то не расстраивайтесь, лучше больше времени уделить природе Норвегии, в путь!
Погода начинает портиться, а дорога сужаться.
Природа Норвегии
Первая наша точка, это маяк Линдеснес. Это самая южная точка Норвегии.
Впервые на маяке.
На маяк можно подняться, а внутри небольшая фотовыставка.
Едем дальше. Maps.me повел через короткий путь.
Вторая точка после маяка, это Прекестулен. Это один из знаменитых утесов Норвегии с несложным треккинговым восхождением. Это должен был быть единственным треккингом в нашей поездке. Приехали мы к нему ночью и заночевали в машине. Наутро погода внесла коррективы, все еще лил сильный дождь, небо было в густых тучах. Треккинг пришлось оставить на следующий раз (надеюсь, он когда-нибудь будет). Поэтому только фотка с интернета. Еще тут снималась финальная битва из «Миссия невыполнима 6».
Значит, едем дальше. А дальше нас ждал Саебо кемпинг. Но до него еще надо доехать. А в пути пейзажи становились все лучше и лучше.
Ждем паром. Паромы в этой части Норвегии — один из основных видов транспорта. Их у нас было штук 8.
Постоянно останавливаешься, чтобы сфоткаться.
Живописное место для обеда. И дождь не испортит настроение. Справа мелкая черная табличка, где написано, что здесь источник питьевой воды.
Тоннелей в Норвегии очень много.
И вот мы приехали, Sæbø Camping. Как дома увидел подобные фоточки, так очень сильно захотелось тут заночевать.
Вид на миллион.
Переночевав, едем дальше. Вот тут можно включать противотуманки. В других случаях нельзя — штраф.
Наконец-то тучи уходят, не верю своим глазам.
Снежооок)
Пейзажи меняются очень быстро. Нормальную кофточку прикупил? До сих пор ношу)
Очередной паром. Вы бы знали, сколько фотографий я пропускаю, чтобы рассказ был поменьше.
Кстати, ехали-то мы на ледник Нигардсбреен, вон там справа вдалеке. Полчаса идти.
Что за цветочки, интересно.
Опасно тут.
Грязненький что-то.
Ну, ледник в первый раз увидел, потрогали, погнали дальше. А дальше мы должны успеть на ночевку в кемпинг его величества Гейрангер-фьорда. А пока по дороге еще миллион крутых пейзажей. По таким дорогам 100 км проезжается примерно за 3-4 часа. Час из них это остановиться пофоткаться.
Люблю фоткать зеркало автомобиля)
У-ла-ла…
Что-то в горах похоладало, в июне-то.
А дорога серою лентою вьется…
Вот он, Гейрангер-фьорд. Время примерно 22 часа, но еще светло, потому что белые ночи. Где-то там внизу наш кемпинг, где мы должны переночевать в палатке. Двигаем туда.
На месте оказывается, что ресепшены у кемпингов уже закрыты. Это означает, что сегодня ночуем в машине, а завтра утром заселяемся. Тогда возвращаемся назад на смотровую, где фоткались ранее, и начинаем готовить себе макарошки. Тут подъезжает тачка на норвежских номерах, из нее выходит парень. Внезапно подходит и спрашивает:
— Ребят, а вы из Татарстана?
О_о Чтооо? (удивлению нет предела).
— Да, — говорим. — А вы откуда?
— А мы из Казани.
— И мы из Казани.
Удивление становится еще больше.
А время уже ближе к 12 часам ночи, мы посреди Норвегии, на дороге, на смотровой, варим себе еду) Оказывается, парень с женой уже целый день едут из Осло на прокатной тачке в Гейрангер-фьорд, у них там забронирован домик на пару суток, куда они нас и позвали переночевать. Норвежские тролли нас пожалели и прислали нам их. Мы, помявшись, неудобно все-таки, согласились. И последующие 2 ночи мы ночевали в лухари-вип-премиум-спа-резорт-инн* доме. Спасибо вам большое за приют!)
*в сравнении с палаткой)
Панорама Гейрангера.
С Гейрангера по плану у нас Лестница троллей (большая серпантинистая дорога) и Атлантическая дорога (дорога, которая идет вдоль моря или уже почти океана?). Дороги Норвегии это как отдельная достопримечательность.
Вот и Лестница Троллей, нам по ней спускаться и ехать дальше к Атлантической дороге. А потом назад в Гейрангер ночевать.
Вид снизу. Дорога очень красивая, но за весь путь по Норвегии уже встречалось столько серпантинов, что немного привычно.
Дратути.
Atlantic road — немного разочаровала. Когда смотришь фотки с интернета с воздуха — «вау», но с земли — красиво, но «нет вау». Еще учитывая, сколько временных и финансовых затрат, чтобы до нее доехать с Гейрангера и вернуться назад (4 парома + весь день в пути).
Когда заезжаешь на основной мост, должен быть эффект, будто ты взлетаешь в небо. Легкий эффект есть)
В салоне всю дорогу валялся спиннинг ради этой фоточки) Теперь можно говорить, что я рыбачил в Норвегии. Естественно, ничего не поймал.
«Взлетаем»:
Атлантическая дорога — это конечная точка нашей поездки. Теперь просто дорога домой. Но для начала надо заправиться. В Европе, и в Скандинавии в частности, часто попадаются автоматические заправки самообслуживания, где оплата картой. И у них есть такая «фишка». Суешь карту, у тебя сразу блокируют примерно 7000 руб. (цена полного бака), заправляешься, и еще списывают сумму, на которую заправился. В итоге одна заправка выходит тысяч на 13. А что заблокировали, возвращается до одного месяца. Это дикая подстава, когда у тебя очень ограниченный бюджет. Я так попался 3-4 раза. И теперь стараюсь заправляться, где есть физическая касса с человеком. Но так выходит не всегда. Литр примерно 130 руб.
Забыл сказать про оплату дорог в Норвегии. Я читал, что есть платные отрезки дорог и что можно зарегистрироваться на каком-то сайте и их оплачивать оттуда. Но на это я забил и думал платить по факту на месте в будках со шлагбаумами, если они будут. Но на месте таких будок не было, но было много знаков, что дорога платная и далее будут камеры, которые считывают оплату. Я эти камеры много раз проезжал и боялся, что или при выезде из Норвегии или при пересечении границы мне все эти камеры припомнят + влепят штраф. Но в итоге я нормально выехал и ничего не платил. Так и не понял, обязательно ли эти дороги оплачивать.
Напоследок наслаждаемся пейзажами:
По дороге назад ночуем в домике недалеко от Осло. Это был день открытия ЧМ 2018. Нам очень повезло, что тут был телевизор и что мы успели приехать до начала матча Россия — Саудовская Аравия, где Россия внезапно победила 5:0 и начала свой славный путь к четвертьфиналу! Плюс жена приготовила прекрасный ужин)
На следующий день по плану доехать до Стокгольма, где-нибудь переночевать в машине и днем сесть на паром в Хельсинки.
Забыл добавить, что в Скандинавии готовить посреди дороги — одно удовольствие, потому что часто встречаются оборудованные места для стоянки, с лавками, столиками, беседками, мусоркой, нормальным туалетом с холодной и иногда горячей(!) водой. А еще бывает и с детской площадкой! И зачастую это еще в живописном месте. Просто посреди трассы! А теперь вспомним наши трассы, где в поле остановиться намного приятнее, чем в «оборудованных» парковочных местах (если найдешь вообще) с засранными туалетами в виде дырки в полу, эх...
Теперь моя очередь готовить. Вкусняшечка))
Под Стокгольмом мы заночевали на парковке около Ikea. У нас была идея-фикс сходить в «настоящую» шведскую Икею и пожрать в кафе) Сам магазин оказался такой же, как и у нас, все то же самое, только планировка здания была другая и Икея была в 2-3 этажа. Но особое отличие это оказалось «пожрать» — целый час после открытия в Икее-кафе действует шведский стол. За сумму примерно 800-1000 на двоих можно брать всё, что угодно, в любых количествах. Это очень дешево и очень крутой лайфхак на будущее, как бюджетно и много поесть, если рядом есть Ikea.
Еще в Ikea был установлен экран, который транслировал ЧМ 2018. Весь мир следил за событиями в России. А я следил за родным стадионом Казань Ареной)
А далее паром Viking Line до Хельсинок. И я довольный, что сегодня нормально посплю и никуда не надо ехать. И еще можно пригубить 0,5 пенного)
Ну, а далее скучная дорога до Казани с одной ночевкой в тачке около Москвы.
Кстати, проезд по платному участку дороги Питер — Москва круто, но дорого.
Итоги поездки
Расстояние: 8 тыс. км.
Деньги: ~130 тыс. руб. на двоих. Из них на автомобиль ушло ~50 тыс. руб. (бензин, парковки, паромы).
Визы были.
Количество дней: 17 (обычный двухнедельный отпуск + первые сб, вс + день на всякий случай).
Общие впечатления. Хельсинки — на денек, Стокгольм — круто. Осло — мимо. Природа и дороги Норвегии, где находятся горы и фьорды, а они начинаются в нескольких часах езды от Осло — просто охеренно! Каждую секунду едешь и кайфуешь от видов вокруг, и пофиг, что целыми днями льет дождь. Большое сожаление, что не сходили ни в какой треккинг. Но это повод как-нибудь вернуться =)
Сам тип такого путешествия — тут уж на любителя. Были моменты от которых кайфовал, были и напрягучие, недосыпы, недоедание нормальной еды, усталость и т.п. Но в целом, для меня очень круто, впечатления на всю жизнь!
Ну а для тех, кому понравился рассказ и кто хочет увидеть красоты Норвегии подробнее, я с поездки снимал хоум-видео на память:
Самое интересное это 4 и 5 серии, другие можно не смотреть)
Хельсинки (Финляндия) и паром Viking Line. В Норвегию на машине #1
Стокгольм (Швеция). В Норвегию на машине #2
Осло и маяк Линдеснес. В Норвегию на машине #3
Природа Норвегии, Саебо кемпинг, ледник Нигардсбреен. В Норвегию на машине #4
55 дорога, Гейрангер-фьорд, Лестница Троллей, Атлантическая дорога. В Норвегию на машине #5
Дороги Норвегии на видеорегистратор
P.S. Еще сейчас в процессе монтирования видеоотчет о поездке в Европу в мае этого года, уже выложено несколько серий, дальше будут самые интересные. Вскоре и текстовый отчет сюда запилю :)