|
Знакомые и друзья, приехав из Норвегии, восторженно рассказывали о красоте фьордов. Но из их рассказов мы понимали, что видели они это великолепие мало, так как все организовано и рассчитано экскурсоводом и турфирмой. Мы решили ехать самостоятельно и насладиться суровой скандинавской красотой столько, сколько захотим. Вынашивали эту идею два года, но по мере приближения назначенного времени отъезда наши аппетиты возрастали: читали отчеты, справочники, информацию о скандинавских странах и поняли, что только одной Норвегией нам не обойтись. В итоге сформировался такой маршрут:
Россия (Екатеринбург—Москва—Санкт-Петербург)—Финляндия—Швеция—Норвегия—Дания—Нидерланды—Бельгия—Люксембург—Германия—Чехия—Польша—Беларусь—Россия (центральная часть—Башкирия—Екатеринбург).
Это эмблема нашего путешествия, она зафиксирована на футболках и магнитах.
Для нетерпеливых скажу: путешествие продолжалось 35 дней, ехали мы на нашей любимой машине Ford S-Мax (2006 года выпуска), механика, с двухлитровым двигателем.
Позади 15 000 км (из них 6 000 км по России). Средний расход бензина — 6,8 л/100 км по России, 7,2 л/100 км за рубежом.
Цены на бензин высокие, в разных странах своя дороговизна: август 2011 год (цена за 1 л). В Финляндии ехали на своем российском бензине, благо, заправились на границе в Торфяновке — 25 руб. Норвегия — 77 руб., Швеция, Дания, Нидерланды — 64 руб., Бельгия — 60 руб., Люксембург — 50 руб., Германия — 61 руб., Чехия — 57 руб, Польша — 52 руб, Беларусь — 25 руб. За 35 дней нашего путешествия на бензин ушло 49 тыс. руб, автомобиль проглотил 1 054 л бензина.
Несмотря на итоговую сумму поездки (около 200 тыс. руб.), это стоит того: приобретен огромный опыт вождения по дорогам разных стран, испытана машина (просто супер!), а самое главное те впечатления, которые мы получили, не забудутся никогда!
Все началось с оформления визы. Сначала попытались оформить визу через турфирму. Но нам там предложили очень высокую цену (20 тыс. руб. за две визы). Решили попробовать оформить визы самостоятельно. Получить Шенгенскую визу можно в разных консульствах, но очень важно именно, в какую страну ты въезжаешь, Шенген той страны и надо получать. Мы въезжали через Финляндию, визы этой страны оформляют в венгерском посольстве нашего города. На сайте не нашли перечень документов, которые необходимы для туристов самостоятельно путешествующих, пришлось ехать и узнавать непосредственно в консульстве.
Самое трудоемкое из документов — это предоставление брони на номера в отелях, где вы собираетесь останавливаться. А если вы собираетесь останавливаться в кемпингах в палатках? Тоже можно, конечно, но как это все рассчитать? Помогли советы бывалых с Drom.ru и спасибо Диме О. из Самары, который посоветовал через сайт Booking.com провести бронь предполагаемых мотелей. Что мы и сделали, просидев неделю за компом. Но с первого раза у нас не приняли документы, так как мы не предоставили бронь парома, на котором будем возвращаться домой того числа, которое заявили на выезд (14 августа). А мы и не планировали на пароме возвращаться. Мы, вообще, не знали из какой страны будем возвращаться. Пришлось бронировать паром, а потом отказываться от этой брони.
Очень сложно рассчитать в каких мотелях-отелях мы будем проживать в той или иной стране, да и привязываться к ним не хочется, хотелось полной свободы. Поэтому, как только мы получили визы, сразу отказались от всякой брони. И правильно сделали, потому что жили мы и в кемпингах (в своей палатке), и в домиках, и в мотелях, и в отелях. На проживание ушло 26 тыс. руб. за 35 ночей. За оформление визы заплатили 3 000 руб. за двоих, медицинскую страховку оплатили в консульстве 2 227 руб. за двоих. Гринкарта обошлась нам — 2 700 руб. Оформлением занимались за три месяца до начала поездки.
Перед поездкой приобрели: навигатор (экран 7 дюймов) с программой «IGO8», закачали в ноутбук программу «АutoRoute», инвертор для зарядки техники в машине, географические карты, справочники, столик, стулья, газовую плитку, дождевики, закупили продукты (консервы, чай, кофе, молоко, сахар, печенье, мюсли, орехи, быстрорастворимые каши и пр.). Провели полную диагностику авто, привели машину в полный порядок и в назначенный день отправились в путь.
16 июля 2011 год, 724 км
Обычно путешественники выезжают очень рано. Но у нас отпуск или гонки? Будем всё делать в своё удовольствие. Как здорово, что не надо ехать с чемоданами на вокзал или аэропорт. Всё загрузили в ОЧЕНЬ большой багажник Ford–S Мax. Забегая вперед, скажу, когда мы выбирали следующую машину для себя, мы не видели такого багажника ни в какой другой машине! Не зря в «фордах» пол-Европы ездят. Выехали в 9 часов утра. Лето. Тепло. Отпуск. Настроение отличное. Первая остановка перед Первоуральском. Нас ждет наш друг Алексей Т. на своей новой «Ниве-Шевроле» и вручает нам автохолодильник (очень нужная штука в таком путешествии).
Пожелания: ни гвоздя, ни жезла, — и мы мчимся дальше. До границы с Пермским краем дорога отличная. Ну, а пермякам еще приходится по ямам и ухабам ездить. В Лобаново (пригород Перми) нас встречал и провожал Алексей Р., с которым мы познакомились на сайте Drom.ru и путешествовали по Америке по схожему маршруту, только с разницей в один год. Напутствия в дорогу, фото на память.
Да, я не представилась. Меня зовут Алла. Я в путешествии — штурман, бухгалтер, летописец, повар и пр. Мой муж Игорь — драйвер, кассир и «парламентер» по поводу договориться на английском языке (с местным населением). Собираясь в путешествие, лучше все-таки знать английский язык, хотя бы в пределах школьной программы. Это гораздо приятней, чем разговаривать жестами. Да и цивилизованней как-то. Я в школе и институте учила французский. Перед поездкой полгода учила в языковом центре английский. Разговаривать свободно пока не могу, но основные фразы знаю и понимаю, о чем говорят. Нет предела совершенству. Будем учиться!
Едем в сторону Ижевска. Что-то «заглючил» наш навигатор и почему-то показал дорогу на Кудымкар. Пришлось разворачиваться. Участок дороги перед границей с Удмуртией отвратительный — ямы с полметра, фуры перед нами мотаются из стороны в стороны, как огромные слоны!
Уже в самой Удмуртии дорога отличная, местами просто хайвей. Дорога извилистая, с резкими поворотами. Проехали очень красивый поселок Якшур-бодья. Скульптуры, цветники кругом. Просто «финский» поселок. Порадовались за удмуртов. Не доехав до Казани 350 км., остановились на ночлег в мотеле дальнобойщиков (пос. Совхозный — Удмуртия). За «советский» номер-люкс — 1 500 руб. и стоянка 110 руб. Обдираловка. Да, было бы за что: воды горячей хватило только на одного, чайника нет (хорошо у нас свой), не говоря уже о кофеварке, да что говорить, все кондово и прокурено! Не будем ворчать! Впереди Европа! Проехали сегодня 724 км.
17 июля, 983 км
Направляемся на юг. Пересекаем границу Удмуртия—Татария. Бензин подорожал на 1 руб. Дорога хорошая до моста через реку Вятка, после моста идет строительство дороги, поэтому дорога узкая, ухабистая. В районе Мамадыша уже уложен новый асфальт, хорошая ровненькая дорога. Температура — плюс 30 градусов. На Куйбышевском водохранилище народ купается, загорает. Пересекаем реки Свияга, Сура. С удовольствием можно было бы остановиться искупаться, но нет подъездов к реке. Проезжаем мимо. Перед Кстово постояли в пробке. Народ, видимо, из садов едет. Дорога узкая, неровная, много фур. Перед Нижним Новгородом навигатор повел в объезд короткой дорогой, мы так и не поняли, где этот город. Покрутились между дорогами и вышли на М-7, на участок со знаком «Автомагистраль» ограничение — 130 км/час. Пошел очень сильный ливень. Гроза, молния. Ничего не видно. Пришлось остановиться, переждать. Сегодня получился длинный день, так как мы проснулись по уральскому времени, а в течение дня перешли на московское время, ехали 14 часов. Переночевали в очень скромном кемпинге дальнобойщиков за 600 руб. плюс 100 руб. душ за 15 минут. Комары мешали спать. В общем, все по-русски.
18 июля 960 км
Утренний душ взбодрил. Хорошо, что взяли свой чайник. В наших кемпингах ничего не ждите. Все свое вожу с собой. На улице туман. Но пора в дорогу. У дальнобойщиков узнали, что на МКАД лучше не заезжать, а ехать на Дмитров. Свернуть у поста ГАИ. Послушались. Дорога отличная. Но не увидели пост ГАИ, уже проехали поворот на Сергиев Посад, свернули в Ногинск и думали выйти на А-107, которая ведет на Дмитров, а там по А-108 на Клин. Но не получилось. Покрутились в Ногинске и опять оказались на М-7. Как не крути, а МКАД не миновать. Дорога отличная, но заполненная. Впервые увидели вдоль дорог звукоотражающие щиты в районе Новой Купавы. Это радует, приближаемся к Европе. Дорога с разделительной полосой, что тоже приятно. Правда, вдоль дорог девочки свои услуги предлагают, красивые такие, но по-матерински жалко их. Постояли в пробке в Балашихе. И, вот он, пятиполосный МКАД!
Миновали сегодня: Солнечногорск—Клин—Тверь—Торжок—В. Волочек—Валдай—В. Новгород—Чудово—Любань. В районе В. Волочка супер дорога. Ну, вот могут же укладывать асфальт. Не все же воруют! На обочине дороги самовар с дымом! Что такое? Это символ Руси? Валдайский национальный парк! Показано направление на него. Здесь на Валдайской возвышенности берет начало великая русская река Волга. Да на этом месте можно было бы такое придумать и показать, и прибыль заработать. Так ведь не хотят же! Сидит у самовара мальчик и чай предлагает, и все? Когда мы научимся любить свою Родину?
Поэтому драйвер № 2 на территории России преодолевал километраж в основном так.
Ладно, не будем отвлекаться. Солнце еще высоко. Глаза слепит. Времени 22 часа 30 минут. Белые ночи. Мы на КАДе в Питере. Мост просто американский! Поразил! Попали в пробку, в такое время? В Питере нас ждет братишка Антон. Удивительно заезжать в Питер на машине. Не верится.
Часто приезжала сюда на поезде, прилетала на самолете. И вот впервые, на машине. Удивительные ощущения. Люблю этот город. Он мой. Какой-то родной. И хочется здесь задержаться подольше. Но нет, так набегом нельзя. Сюда надо ехать отдельно. Гулять, наслаждаться, жить этим городом. Прибыли в 23 часа. Взяли Антона и поехали смотреть, как разводят мосты
Много раз бывала в этом городе, но летом впервые, и как разводят мосты, тоже впервые наблюдала. Красота неописуемая! Атмосфера праздничная. Народу много. И такое ощущение, что это не глубокая ночь, а просто поздний вечер. Тепло, красиво, шумно! Прогулялись по Дворцовой площади, по Невскому проспекту, дошли до Исакиевского Собора, но надо возвращаться домой, а то разведут мосты и останемся до утра на другой стороне Невы. До четырех часов утра общались с братом за рюмкой чая, а через несколько часов подъем. Пора в дорогу!
19 июля 371 км
Покидаем этот удивительный, динамичный, европейский город. Движение на дороге насыщенное, но мой драйвер отлично справляется. На КАДе четырехполосное движение, не такое интенсивное, как на МКАДе. Навигатор ведет нас на Выборг. Спали всего четыре часа. Но состояние организма отличное. Не знаю, что повлияло: либо питерские энергии, либо желание поскорее пересечь границу. На Выборгском шоссе встали в пробку, похоже, идут ремонтные работы, так как организовано реверсивное движение. Полчаса в пробке и мы на новом шикарном полотне дороги. Что-то у нашей машинки заднее левое колесо чуть спустило. Понаблюдали за ним. В Выборге придется заехать на шиномонтаж. Выборг напомнил южный городок. Жара, народ ходит не торопясь, в шлепках. Как будто сейчас пойдут на пляж купаться и загорать. Красоту города смотрели, мотаясь из одной шиномонтажки в другую. В нашей машине не предусмотрено запасное колесо. Только ремкомплект. Пришлось купить два колеса, так как в наше колесо врезался болт (где и когда это произошло, неизвестно), поэтому оно и спускало. Пока меняли колеса, покупали продукты, прошло четыре часа. В 15:30 выехали из Выборга в Торфяновку. Заправились бензином до полного и с собой еще 10 л канистру взяли. В 16:30 были на таможне.
Два ряда машин: фуры и легковушки. Мы пристроились за легковушкой. Прошли все процедуры за 1 час 45 минут вместе с магазином DUTI FREE. Ну, вот мы в Финляндии! Я села за руль. Лес вдоль дороги такой же, как у нас. Все напоминает Россию, и только по дороге видно, что мы уже не в России. Просто отличное полотно и приятно ехать! Проехали 120 км. Вдруг резко запахло резиной. Остановились. Наше левое переднее колесо разорвалось в хлам. Напомню, мы поменяли два задних колеса в Выборге. У нас легкий шок. Звоним 112. Я на английском языке объясняю финской служащей, что мы находимся на хайвее в 65 км от Хельсинки. Она долго и терпеливо нам что-то говорит, но мы ни слова не понимаем. Надеясь, что она нас поняла, ждем 30 минут помощи в виде эвакуатора. Наивные… Мы и понятия не имели, что после 17 часов в Финляндии никто не работает.
Параллельно автомагистрали расположен съезд и выезд с зоны отдыха, оттуда выезжает на «Аккорде» молодой человек, русский, причем. Советует найти в навигаторе ближайшие шиномонтажки, но ехать туда только завтра с утра, так как сейчас все закрыто. И тут мы замечаем, что нам повезло, мы остановились не далеко от парковки. Идем туда и находим там наших русских дальнобойщиков, которые уже встали на ночевку и сидели тихонько, пили пиво с орешками. Олег и Алексей спасибо вам огромное, что вы оказались в это время и в этом месте! Они осмотрели наше колесо, настоятельно рекомендовали заезжать на парковку, дабы не иметь проблем с полицией, что мы и сделали. Разбили палатку. Вскипятили воду для чая, перекусили и, разработав план дальнейших действий, уснули на финской земле.
20 июля 390 км
Не думала, что первая ночевка за границей будет без туалета и без душа. Эта парковка не оборудована, но рядом лес и запас воды всегда с собой. Утром все по плану. Игорь в 10 часов вышел на трассу с колесом, которое вчера нас подвело, к этому времени уже возвращался из Хельсинки Алексей (дальнобойщик). Игорь быстренько заскочил к нему (на трассе нельзя останавливаться) в машину. Алексей привез Игоря на знакомый и проверенный им шиномотаж.
С семейной парой (они говорят только на финском языке) состоялся такой разговор. Игорь по-английски составил фразу, что ему нужны шины, которые уже не новые. Она долго его не понимала, а потом мило улыбается и на чисто русском языке говорит: «Б/У!». Это единственное слово, которое она знает на русском языке. И они быстро находят нужные шины. Причем, финские б/у шины почти как новые русские шины. Стоимость двух колес «Мишлен» — 100 евро вместе с балансировкой и установкой. Тот же Алексей дождался Игоря, договорился с другим дальнобойщиком, который ехал в нашу сторону, помог Игорю сесть к нему, и на этом его миссия закончилась. Алексей, большое тебе человеческое спасибо! Я про дальнобойщиков практически ничего не знала, теперь я уверена, среди них есть настоящие русские парни.
Я только успела приготовить завтрак, как Игорь с колесом подкатил к палатке, установив колесо, быстренько собрались и снова поехали уже в знакомый шиномонаж, установить и второе колесо. Как же я была удивлена, что эта уже немолодая женщина Eva все делает сама: с помощью кронштейнов поднимает и ставит колеса, закручивает их.
Её муж с помощью компьютера делает балансировку. После выборгской шиномонтажки, финская меня привела в полный восторг: чистота, порядок, прекрасное оборудование.
Мы так мило пообщались с этой парой, несмотря на то, что они ни по-русски, ни по-английски ничего не понимают, а мы несколько фраз по-фински выучили предварительно. Мы насмеялись, наговорились. В результате обменялись подарками, у нас теперь фирменные кепки, автошампунь, а у них уральские магнитики. Фотографируемся на память, и мы довольные едем в Хельсинки, очень надеясь на то, что теперь уж колеса нас не подведут. Больше проблем с колесами не было ни в Европе, ни в России.
Погода, дорога, настроение отличные. 65 км до Хельсинки пролетели незаметно. В этом городе мы не впервые, но на машине парковаться будем в первый раз в столице Финляндии. С трудом нашли место для парковки (в центре), стоит 4 евро в час. Сразу заплатить за два часа нельзя, поэтому далеко не уйдешь. Сходили в обменный пункт. Приветливый русский паренек рассказал нам, где и как выгодно поменять евро. Оказывается, поменять деньги в банке может только тот, кто имеет счет. Зашли еще в пару обменных пунктов, сравнили курс и поменяли евро на шведские, норвежские, датские кроны. Переставили машину на другую парковку, но не нашли там автомат. Ушли не заплатив. Прошли к Кафедральному Собору,
…прогулялись по набережной, побродили по рынку, поели свежей клубнички, послушали уличных музыкантов, а когда пришли к машинке, то обнаружили в мешочке на лобовом стекле под дворниками штрафную квитанцию в 50 евро. Поехали к «Церкви в скале». Не поняли, где можно припарковаться. Пока Игорь кружил вокруг церкви, я уже туда сходила. Там играла спокойная органная музыка, несколько человек просто слушали музыку.
Свечу ставишь, как везде в Европе: зажигаешь от одной общей, ставишь, кладешь 1 евро. Ставим навигатор на г. Vaasа, а он заглючил и не хочет нам подсказать дорогу. Спросили прохожего финна, он очень удивился, но все-таки подсказал, как выехать на 3 ринг (выезд из Хельсинки). Вечерело. Решили ехать до Тампере (174 км) и по дороге искать ночлег.
Тампере (204 тыс. жителей), красивый современный город текстильной промышленности. Но пока нас интересовал вопрос ночлега. Увидели знак мотеля в районе Хармала. Но нас ждало разочарование, там не было никакого мотеля. На остановке подхватили голосующего парня, который обещал показать, где в городе можно остановиться. Мы вышли у отеля Omenahotels.com (на крыше там так и написано) и еще яблоко изображено. Но мы то люди в этом плане «деревенские» не сразу поняли, что к чему. Зашли туда вместе с людьми, так как вход только по карточкам. Не нашли ресепшен, вышли и у курящего постояльца спросили, как устроиться в этот отель. С трудом поняли, что только через интернет. Зашли в ближайшее кафе (там Wi-Fi), открыли ноутбук, нашли нужный сайт (с помощью официанта, и он же пригласил из соседнего кафе русского парня в помощь нам).
Но цены в этом интернет-отеле нам не понравились (от 3 тыс. руб. в сутки), но хоть пообщались с интересным молодым человеком Стасом. Вот молодчина, уже 10 лет живет и работает в Финляндии, знает три языка, рассказал о жизни молодых людей в Тампере. Был очень удивлен тем, что мы на машине с Урала приехали в Финляндию. На прощание Стас дал нам номер своего телефона: «Если что-то будет не понятно, обращайтесь, с удовольствием помогу».
Продолжаем путь по освещенной трассе. Из справочной литературы мы знали, что можно ночевать на любой частной территории в Финляндии, только не нарушая закона «Право каждого». Но все же хотелось найти кемпинг. И уже в полной темноте мы нашли указатель на TOIVOLANSAARI CAMPING ****. Выяснив цену и условия (21 евро, душ, туалет, сауна, кухня, детская площадка, кафе), располагаемся на живописной поляне на берегу чудесного озера.
21 июля 286 км
Утром мы поняли, что попали в очень приличный кемпинг. Финны на своих кемперах приехали отдыхать семьями на несколько дней.
На территории кемпинга все чистенько, ухоженные дорожки, мягкая чистейшая трава и очень красивое озеро.
Несмотря на пасмурную погоду, мы искупались в озере, приняли душ, плотно позавтракали,
…прогулялись по кемпингу.
Порадовались за финнов, с грустью вспоминая наши базы отдыха. Сколько же нам, россиянам, надо лет, времени, воспитания, чтобы научиться так красиво жить, отдыхать! Нигде не слышно мата, крика, не видно компаний, распивающих спиртные напитки. Как я уже говорила, в Финляндии все закрывается в 17 часов, особенно в небольших городках. Едешь по городу и никого нет, как будто все вымерли. Они как-то правильно живут. В выходные своей семьей находятся в своих домах, обязательно идут в сауну. Многие ездят на велосипедах, причем независимо от возраста и обязательно в касках.
Дома в небольших городках и деревнях незатейливо вписываются в окружающую природу. Дома простые, в основном светлого или коричневого цвета. Заборы — живая изгородь из деревьев, чистая лужайка перед домом. Почтовые ящики расположены вдоль дороги. Что-то я отвлеклась, а нам уже пора в дорогу.
Только выехали из кемпинга, как зарядил дождь и до самого города Vaasa, не прекращался, ну и мы ехали без остановок. Дорога идеальная. Ограничение скорости 100, 120 км. Машина просто плывет! Периодически на электронном табло мы видим скорость нашей машины. На дорогах в большом количестве установлены радары с функцией фотосъемки, но все они предваряются знаками «Внимание, через 300 м камера». Забегая, вперед скажу, приехав домой получили по почте фото нашей машины (в Московской обл.) и штраф в 300 руб. за превышение скорости. Почему наши полицейские скрываются, чего хотят этим добиться?
В г. Vaasа не могли найти паромный порт. Спросили у финнов: «How to pass to the ferry?», не понимают. Оказывается, паром у них не ferry, нарисовали на листочке кораблик (детский сад да и только), и сразу получили ответ. В порту купили билеты аж на 19 часов, раньше не было и оставшиеся три часа провели в прогулке по городу Vaasa.
Пытались попасть в музей под открытым небом о крестьянском быте (информация из справочника), но из местных никто о таком не слышал. Покрутившись немного, поняли, что духовная пища нам сегодня недоступна, решили перекусить. По времени нам было удобно, парковки с 17 часов были бесплатными. Зашли в местный супермаркет, полюбопытствовали, чем торгуют (молоко — 54 руб. за литр, бананы — 54 руб. за 1 кг., йогурт — 40 руб., яблоки — 82 руб., хлеб, лепешки — 24 руб. и выше). Интересовали телефоны, их стоимость оказалась от 79 евро и выше, айподы от 400 евро и выше. А вообще, наши торговые центры ничем не хуже, правда, надо учесть, что этот город с населением 57 тыс. чел.
Попробовали местную пиццу, понравилось. Быстро и сытно.
С темнокожими девушками из Судана.
К 18 часам были в порту. Дождь опять усилился. После проверки билетов нас направили на шестую дорожку. За нами встал автомобиль с московскими номерами. Пока ждали, познакомились с туристами из Москвы и Озерска (Челябинская обл.) земляки почти! Оказывается, они уже не в первый раз путешествуют по Норвегии. Сейчас едут на Нордкап (Норвегия) и Карелию. Нам посоветовали побывать в г.Trondheim и г. Roros. Ребята, спасибо за совет. Мы побывали и в том, и другом городе. Восторг! Нам надо с вами обязательно встретиться и обменяться впечатлениями о поездке. Ждем!
Загрузка на паром прошла быстро, спокойно. Мы оставили машинку, взяли с собой ноутбук, справочник, на четыре часа есть чем заняться. Паром так плавно отошел от берега, мы даже не заметили. Постояли на открытой палубе.
Прохладно. Полюбовались закатом. Пересекаем Ботнический залив в самом узком месте. Направляемся в г. Umeo. Билет на паром «G Line» стоит 230 евро (два чел. и авто). ФОТО (на пароме). Время на пароме пролетело незаметно. Народ смотрел фильм, который транслировали по большому TV, кто-то тусовался в буфете. Мы свой фильм смотрели. Общались с земляками. Олег, Таня из Москвы, Наталья, Александр из Озерска, много, где побывали и делились впечатлениями.
ШВЕЦИЯ
Наш паром прибыл в Umea (92 тыс. жит). Мы в Швеции. Нашим знакомым на север, а нам на запад, распрощались, договорившись списаться по электронной почте. Город, состоящий из аккуратных и нарядных домиков. Проехав три отеля (цены от 100 евро), в Umea берем курс на запад по Е-12 и 28 км от города видим указатель на кемпинг. Оказались в очень милом городке Vannas. Спросили у рыжей шведской девочки, почему-то одиноко гуляющей по пустынным улочкам, про кемпинг или отель, она охотно и долго по-своему с нами разговаривала, а когда узнала, что мы русские, сказала на ломаном русском языке: «Я тебья люблью» и «Я тебья не люблью». В 22 часа по местному времени были у отеля «Vannas». Там было все закрыто. Мы звонили, стучали, бесполезно. Оказывается, в Швеции после 22 часов отели не принимают посетителей. Поехали дальше, но кемпинг так и не нашли, у какого-то информационного центра на чистейшей лужайке поставили палатку и улеглись спать почти при дневном свете. Сейчас время белых ночей.
22 июля 485 км
Утром с удивлением обнаружили, что буквально в 100 м от нашей палатки находится кемпинг. Мы решили посмотреть на шведский кемпинг и увидели опять тех же ребят — земляков с парома. Они уже завтракали и счастливо улыбались. Кемпинг чисто палаточный, но есть и душ, и туалет, и кухня. Как мы вчера не увидели его? Пообщавшись с земляками, распрощались во второй раз, поехали по улочкам г. Vannas. Опять же удивлялись и умилялись, в какой красоте живут люди!
Едем по трассе 92 в город Dorotea. Дорога отличается от финской, она уже двухполосная. Много указателей на озера, в которых можно купаться. Мы с удовольствием это сделали, красота, чистое озеро с прозрачной водой! Пообщались с пожилой парой, которые просто приехали отдохнуть на озеро.
В Dorotea мы пообедали в кафе на крыше, очень романтично! А потом случайно попали в шведский бытовой секонд хенд, где побывали, как в музее, интересно посмотреть на утварь шведского люда. Первый раз сегодня заправились дорогим бензином — 65 руб. за литр. Еще не сразу разберешься, как с их аппаратом справиться. Помог заправиться продавец из магазина «Volvo» и тут же предложил масло для машины 5 W 40 за 1 тыс. руб. Нам надо масло, но лучше фордовское 5 W 30. Будем искать.
Наш путь лежит в Ostersund по 45 дороге. После Dorotea дорога получше, хотя двухполосная, но с очень хорошей разметкой, по цвету красная, как в национальном парке Zion в США. Вдоль дороги много указателей на кемпинги, в Финляндии этого нет. Изменился и ландшафт. Лес смешанный, невысокий, гористый рельеф (ледник поработал, оставляя морену). За 12 км. до Ostersund дорога из двухполосной переходит в трехполосную. В г. Ostersund пошел дождь. Но все-таки небольшими перебежками прошлись по красивому городку и сделали несколько снимков.
Выезжаем на трассу 14 в направлении Trondheim (Норвегия). Пересекли Швецию с запада на восток и ни разу не видели ни одной фуры. В кемпинге у г. Halland обнаружили шикарный водопад Fallen.
Жаль, в этом кемпинге не было свободных домиков, а в палатке сегодня холодно. Температура воздуха — 11 градусов, хотя днем была жара, и мы даже купались. После двух-трех попыток устроиться на ночлег, удача нам улыбнулась. В г. Duved пьяненький швед уступил нам домик за 300 SEK (1,5 тыс. руб.). Домик (двухэтажный) расположен в живописном месте, в лесу. Все в нем удобно, уютно: душ, туалет, камин, кухня, ТV.
Прочитали в тетради восторженный отзыв наших ребят, которые этой зимой приезжали сюда покататься на лыжах и жили в этом домике. Здесь неподалеку расположен центр зимнего туризма Ore. Городок боролся за право проведения у себя Олимпийских игр 1994 года, но уступил норвежскому Ллилехаммеру. Вечер прошел в романтической обстановке. Славно отдохнули в шведском лесу. Не доехали до Trondheim 155 км.
Единственный указатель, дающий понять, что мы покидаем Швецию
НОРВЕГИЯ
23 июля 201 км
В г. Storllen (это приграничный городок Швеция—Норвегия) закупили продуктов и в г.Trondheim. Никакой, собственно, границы мы не увидели, никто нас не остановил и ничего не проверял. Так будет и во всех государствах, входящих в Шенгенскую зону. Trondheim — третий по величине город Норвегии, бывшая столица Норвегии. Припарковали машину, но не нашли, где заплатить за парковку, ушли на свой страх и риск. Наше внимание привлек Собор Нидарос.
Это кафедральный собор — самая важная церковь Норвегии и место, где проходят коронации королей. Сегодня суббота и здесь собралось много народу. Звучал орган, шло бракосочетание. Гости в национальных костюмах поздравляли молодых. Меня удивило, что была всего одна машина очень примитивно украшенная, гости одеты в наряды, как будто купленные в соседнем сэеконд-хэнде и скромная невеста с женихом, одетым во фрак. Сразу вспомнились русские современные свадьбы с несколькими крутыми машинами, с шикарными нарядами гостей и невесты с женихом, с макияжами и дорогими прическами. И ведь в соборе Нидарос (где коронуются короли) не бедная сочеталась браком молодая пара. Просто не принято выпендриваться! Нет такого отношения к одежде, к атрибутике. В конце концов, не это главное в жизни.
Продолжили прогулку, пересекли мост и вышли к Королевскому Дворцу.
И, конечно, погуляли по знаменитой набережной.
Искали рыбный ресторанчик, но ничего не нашли. Забрели в «Burger big», перекусили и первый раз вышли на связь с родными через скайп. Узнали последние новости, оказывается, в Осло произошел терракт, и родные не советовали нам туда ехать. Поживем-увидим. Главное, что у наших все хорошо, и мы спокойно продолжаем наше путешествие. Trondheim — портовый, и этим отличается от других городов. Люди ходят в резиновых сапогах, девушки в кедах и колготках, молодежь в спущенных джинсах, на голове дрэды. Видели и бомжей разного пола, и негров. В общем, все есть в таком городе: и красота, и блеск, и нищета!
Штрафной квитанции на машине не обнаружили и довольные, поехали устраиваться на ночлег. В кемпингах можно было остановиться в домике (cabin) за 300-400 НОК (1 600-2 133 руб), но домики были у трассы, нам показалось, будет шумно. Проехав по трассе чуть дальше, увидели табличку ROOM, свернули и не ошиблись. Бабушка «Божий одуванчик», а зовут ее Гудрён,…
…сдает очень приличные комнаты за 400 НОК. Из трех предложенных выбрали самую уютную.
Бабушка-рукодельница: салфетки, полотенца, половички, куколки, деды морозы и пр. Можно эту красоту купить. Комната стерильная, есть раковина, плитка, чайник. Комната в отдельном домике. Душ, туалет в ее доме с отдельным входом. Вечер прошел в домашней обстановке.
24 июля 396 км
По 6 дороге, проехав 15 км, свернули на 30-ую, по совету земляков, в Roros, город, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дорога двухполосная, узкая, извилистая, пролегает вдоль лесистых гор, слева мягко бурлящая река, после моста оказывается справа. Roros в XVII веке появился как центр добычи медной руды. Существует легенда, согласно которой обнаружить эту руду впервые помог дикий северный олень, ударивший копытом в месте ее залегания. Деревянные здания, вытянувшиеся вдоль городской улицы, благодаря их оригинальной архитектуре находятся под защитой. Это бывшие дома шахтеров, рядом — груды шлака.
Испытали истинное удовольствие, гуляя по узким улочкам, где множество магазинчиков, кафе, почти в каждом подворье музей (крестьянский быт, керамика), в одном из таких музеев–кафе мы попробовали свежеиспеченные вафли с клубничным вареньем и какао.
Блаженство! На прииски не успели сходить, резкий ливень загнал нас в машину, Игорь успел на крыше норвежского домика сфотографироваться.
Опять выехали на 30 дорогу в направлении Tylsen, после которого перешли на 3 дорогу, ведущую в Alvdal. Не доезжая до Alvdal 2 км, свернули направо на второстепенную 29 дорогу, отличную по качеству, но без осевой и без разделительной полосы. Проехав населенные пункты Foldal, Hjerkinn, выехали на 6 дорогу в направлении Dombas. Остановились осмотреть простую церковь, отдохнуть, перекусить. Подъехала на машине пара из Бельгии. Мы с ними пообщались. Не носители английского языка говорят небыстро и понятно. Вопросы стандартные: откуда, куда, что интересует: архитектура, природа, история?
В г. Dombas повернули на 136 дорогу. На дорогах в основном семейные автомобили. Седанов очень мало, больше всего минивенов, универсалов, особенно много FORD S-max. У нас я не видела такого количества подобных машин. А еще скандинавы очень любят собак. Собаки, как члены семьи, даже на переднем кресле машины сидят. Всяких приспособлений для собак много, и гостиницы в том числе. А для перевозки лошадей есть специальные домики с окном. Удивило ещё и то, что сено скатывают в рулоны и заворачивают в белый пластик, сохраняют от дождей.
Немного не доехав до Andalsnes, разместились в международном кемпинге Trollvegen. 170 НОК (норвежские кроны) — 985 рублей (за место для машины и палатки, туалет, кухня, раковины в отдельном помещение, интернет вайфай), но душ 50 руб. за 5 минут. Рядом с нами на полянке разместилось две семьи с детьми из Москвы, они уже возвращались с фьордов.
Ужин, общение с родными (через скайп), необыкновенная красота вокруг — нас окружают горы, местами с ледниками — создали нам незабываемый вечер.
25 июля 226 км
Самый ожидаемый и самый неожиданный день сегодня получился. А произошло то, что изменило наши дальнейшие планы. Сегодня мы увидим первый фьорд, собственно, ради чего и затеяли это путешествие. Из отчетов и справочников знали о дороге Троллей (Тролльстиген), с 11 резкими поворотами, на которых у многих от страха кровь стынет в жилах.
Здесь же единственное место в Норвегии, где можно увидеть дорожный знак, предупреждающий вас о троллях.
Погода пасмурная. На самом деле некогда было бояться, так как, во-первых, живописные пейзажи кругом, а во-вторых, я снимала на видео. Дорога извилистая, узкая, на поворотах надо быть предельно внимательными, на встречу может и машина, и трейлер выехать. Ограждением служат камни-валуны, стоящие друг от друга примерно в метре, а за камнями резкий обрыв. Пока мы поднимались по дороге Троллей, туман нас догнал, красоту долины мы потом увидим только на картинке. Преодолев дорогу Троллей прибыли в верхнюю точку перевала. Дорога Троллей и долина закрыты туманом.
Но все равно мы среди красоты гор с водопадами и ледниками. На смотровой площадке сувенирные магазины, многочисленные лавочки, но большинство туристов заинтересовал старый «Бентли», который своим ходом путешествует вместе с хозяином по Норвегии.
Спускаемся по бесконечному серпантину горной дороги. Вдоль дороги стоят пятиметровые шесты, указывающие на высоту снежного покрова зимой и направление дороги. В среднегорье попали в ягодные места. Это клубничный пояс Норвегии. Отведали клубничку, просто супер!
В г. Valldal мы как-то быстро загрузились на паром (460 руб.) и 15 минут ехали по Гейрангер-фьорду в Eidsdal.
Этот великолепный участок воды длиной 16 км — один из самых популярных фьордов в регионе. Со своими впечатляющими водопадами, которые носят интересные имена, например, Семь сестер или Поклонник, и горными склонами, покрытыми лиственными лесами, этот участок по праву занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенно впечатляет наклоненная над водой так, словно она может обрушиться в любой момент, скала Флидалсьювет! Из Eidsdal по 63 с резкими поворотами дороге примерно 50 км до населенного пункта Гейрангер-фьорд. Мне показалась эта дорога гораздо опаснее и страшнее, чем дорога Троллей. Прогулялись по сувенирным магазинчикам, попробовали знаменитый рыбный суп-пюре в местном кафе. Необыкновенно вкусный!
Погода дождливая, по плану наш путь лежит к леднику Бриксдайл, едем в направлении Stryn по 15 дороге. Дорога сложная, с петлями покруче дороги Троллей, с множеством тоннелей длиной в 3,5 км, 4 км, 4, 6 км. Выезжаешь из тоннеля и попадаешь в сплошной туман, заезжаешь во второй тоннель и снова выезжаешь в туман. Страшно! И, наверное, из-за этого, выезжая из третьегого тоннеля, мы свернули на 258 дорогу, чего не надо было делать. 1,5 часа ехали по совершенно диким местам, узкой грунтовой дорожке с петлями, но бесподобно красивым, ради которых и стоило ехать в Норвегию. На выезде на 15 дорогу, встретилось поселение из десятка избушек, далеко друг от друга расположенных, без каких-либо подъездов к ним. Какие-то дачи троллей! В общем, мы опять оказались на 15 дороге на Stryn и чуть вновь не заехали в тоннель! Покружили нас тролли!
Выехали к стильному дорогому отелю «Grotly», номер стоит от 5 тыс. руб. Около него увидели вот такой экспонат времен Второй Мировой войны.
И, хотя, шел сильный дождь и уже вечерело, мы поехали в сторону г. Lom в поисках кемпинга. Сняли домик за 1 800 руб. в кемпинге со всеми условиями. В домике две двухярусные кровати, стол, стулья, обогреватель на стене (сегодня он кстати), кухонный стол, шкафчик с посудой, кофеварка, плитка, канистра для воды, полотенца, ведро и швабра (принято перед выездом все оставить в чистоте). Вот для такого проживания мы взяли с собой из дома пару комплектов постельного белья, иначе за постельные принадлежности — доплата. Остальные удобства в соседнем домике (туалет, душ, раковины для умывания) все в идеальной чистоте (на стене антибактериальный гель для дезинфекции рук на выходе).
Все очень удобно, комфортно. Да, интернет стоит 100 руб. за два часа. Вечером просмотрели по «Автороуту» ту дорогу, по которой колесили сегодня. Вот куда же нас занесло! Опять же, организованная экскурсия никогда сюда не заедет и не увидит настоящей дикой прекрасной Норвегии.
26 июля, 174 км
Мы в г. Lom, жители которого гордятся оригинальной дощатой церковью XII века. Одна из самых бросающихся в глаза черт южного норвежского ландшафта — дощатые церкви. Король Хокон Добрый, живший в Средние века, воспитывался в Англии, стал там христианином, а затем вернулся в родную Норвегию, чтобы править страной после упадка эпохи викингов. Он провел большие преобразования, в результате чего жители Норвегии, обладающей огромными лесными площадями, построили около 1 000 дощатых церквей по всей южной территории страны.
Многие северные европейские страны позаимствовали эту технику, однако такие постройки сохранились только в Норвегии. Строительство дощатых церквей закончилось в XIV в., возможно, потому, что их конструкция не позволяла вмещать все большее число верующих в каждом месте. Слово «дощатый» характеризует основной метод строительства — с двойным каркасом. Между горизонтальными опорными брусами, лежащими на скальном фундаменте, устанавливались деревянные вертикальные шесты, к которым крепились стенные деревянные пластины. Такой двухслойный фундамент защищал дерево от гниения, что случилось бы, если бы балки непосредственно соприкасались с влажной почвой, из-за чего пострадали более ранние церкви, построенные в XI в. Затем столбы соединялись с вертикальными балками (досками) и становились основой для стен.
Все норвежские дощатые церкви построены таким образом, независимо от различий в их внутреннем или внешнем дизайне. В настоящее время сохранилось менее 30 дощатых церквей, причем некоторые из них продолжают выполнять роль религиозных мест, например в г. Lom.
Наше путешествие продолжается по 55 дороге в Skjolden. По проезжающим машинам видим, что много автотуристов из Германии, Бельгии, Финляндии. Почти на каждом километре расположены кемпинги. Не могли не остановиться в этом историческом месте:
55 дорога очень сложная: узкая, без разделительной полосы, дорога то вверх, то вниз,…
…но зато вдоль дороги множество водопадов, рек, речушек. Опять проходит по диким местам, с первозданной природой, холодно, температура 7 градусов, не удивительно, что видим ледник (глетчер), он голубого цвета!
Мы сверху сняли красивый вид на г. Skjolden, там начинается Согнефьорд. Спускаясь вниз, меняется и растительность: начались леса с тонкими стволами берез и сосен, склоны гор с многочисленными водопадами.
Городок Skjolden очень красивый.
В местном магазине закупили продукты (яблоки, помидоры, молоко, сыр, хлеб). Накануне в автороуте посмотрели на 30 дорогу, и она показалась нам не очень-то наезженной, думали, поедем на пароме. Но в действительности дорога вполне хорошая, узкая в одну машину, но асфальтированная. Встречные машины разъезжаются так: через определенные расстояния есть карманчики слева и справа. Едешь, увидел встречную, заехал в кармашек или наоборот. Все спокойно, без проблем. Дорога идет вдоль Согнефьорда в сторону Urnes. Опять проезжаем через тоннели длиной по 400 метров и 1 км. Тоннели, видимо, тролли прорывали, так как они внутри не облицованы и едешь с ощущением, будто по дикой пещере, хотя дорога превосходная.
И вот мы в г. Urnes, у самой старой из сохранившихся дощатых церквей, датируемой 1130 г. Благодаря своему возрасту и великолепным, очень сложным резным работам (которые, как считается, перенесены сюда из более старой церкви), церковь в г. Urnes, занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом плантации малины. Не могли отказать себе в таком удовольствии.
Едем в порт, вдоль дороги яблоневые и черешневые сады. И все это в северной стране Норвегии! Чуть опоздали на паром Urnes — Solvorn), час ждали следующий паром. Билет — 620 руб. за двоих и машину, парень — кассир, не сдал 266 руб. (50 НОК), не очень приятно, но мы сказали ему про это, он как бы забыл или не понял, но сдал сдачу.
Solvorn очень живописный городок: домики, расположенные в горах и вид на Согнефьорд! От Solvornа до Kaupangera 32 км серпантинной живописной дороги. С остановками (невозможно не выйти и не заснять очередную красоту) прибыли в Kaupanger в 17 часов. Последний паром ушел в 16 часов, а следующий в 9:30 часов утра. Мы особенно не расстроились, так как заночевать на берегу фьорда — это мечта. Устроились в кемпинге Amlesanden, где платишь деньги в ящичек и встаешь в любом свободном месте. Здесь туристы разжигают костры (впервые это увидели), а так, как везде: туалет, умывалки, но, правда, только с холодной водой. После ужина вечерняя прогулка до небольшого водопада, до Согнефьорда.
Ужин на берегу Согнефьорда (кемпинг Amlesanden).
27 июля, 266 км
Утром встали пораньше, чтобы занять очередь на паром. Мы были вторые, поставили машинку в очередь и решили прогуляться до местной дощатой церкви (1190 г.) в г. Kaupanger.
Паром Kaupanger — Gudvangen (4 500 руб. за водителя с машиной и пассажира) за два часа провез нас по Согнефьорду, а потом по Нейрофьорду.
Протянувшийся на 17 км и шириной всего 250 м в самом узком месте Нейрофьорд — одна из жемчужин в составе Согнефьорда, и поэтому по праву вошел в список природных достопримечательностей ЮНЕСКО. Информацию о нем доносили на разных языках, в том числе и на русском, что нас очень порадовало. Вокруг захватывающие дух горные вершины и водопады!
В г. Gudvangen надо было решить, куда едем дальше: во Флом через 24-километровый тоннель или в Берген. Мы так наездились по тоннелям, что во Флом уже не хотели ехать. Поговорили с ребятами из Москвы, они на старенькой 21 Волге из Осло возвращались и уже побывали во Фломе.
Игорь уговаривал меня поехать на ледник, но мне уже хватило впечатлений! Правда, потом, я пожалела об этом. Мы все же решили ехать в Берген. По дороге оказались в спортивном городке Voss. Этот город — мекка для любителей спорта.Voss известен как великолепный лыжный зимний курорт. Побродили по спортивным магазинам, цены запредельные даже на распродажах. Милый очень городок, здесь можно просто гулять и наслаждаться жизнью. Но нас ждет Берген.
100 км до Бергена показались мне сложными, так как дорога извилистая, с многочисленными тоннелями. Не только мы, но и навигатор сбился с толку, видимо, поэтому мы только с третьего захода смогли заехать в центр Бергена. Как-то кружили, кружили и лихо залетели на платную многоярусную парковку, где неожиданно нам выпал билетик с фиксацией времени. Пусть так, поставили машину и пошли гулять. Жаль только, что на фото и видео сели батареи (не было возможности зарядить) и мы не все смогли заснять. Позже мы поняли, почему навигатор себя так вел. Мы изначально поставили задачу — вести нас бесплатными дорогами. А въезд в Берген платный. Вот он, умница, и искал для нас обходные пути.
Выйдя из огромного паркинга, обратились на английском к первой попавшейся парочке. Они нам стали объяснять на английском, конечно, как пройти к рыбному рынку. Услышав, что мы между собой говорим по-русски, они тоже заговорили по-русски. Ох, и посмеялись же мы! Она приехала из Уфы, он из Украины сюда учиться. Прошли на знаменитый рыбный рынок. Ежедневно здесь, недалеко от гавани, во множестве палаток под ярко окрашенными навесами торговцы рыбой, одетые в оранжевые плащи и галоши, продают свой улов.
Чего тут только нет: креветки, моллюски, крабы, устрицы, омары, сомы и огромные куски китового мяса. Отведали слабосоленую красную рыбу с салатом и булочкой за 750 руб. порция из четырех кусочков. Вкусно, ничего не скажешь! Креветок с собой купили на вечер с пивком побаловаться. Ну, и китового мяса отведали чуток. Оно темного цвета и с запашком, не поняли вкуса, если честно. Прогулялись по району Alleyways. Это старинный деревянный район с темными улочками, где балконы низко нависают над тротуарами, стены ничем не украшены и даже не выровнены. Этот участок Бриггена (района Бергена) занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы просто физически ощутили атмосферу бойкой торговли, которая когда-то происходила в этих местах.
Заглянули в информационный центр, взяли отличную карту этого района. Поднялись к церкви св. Йохана, где удачно попали на концерт органной музыки, который проходит по средам в 19:30. Как раз сегодня исполнял органную музыку Даниил из Санкт-Петербурга. Мы с удовольствием послушали соотечественника. Причем, концерт бесплатный. Кроме постоянных слушателей, в храме находились и те, кто заходил и выходил (туристы в шортах и шлепках), но все было спокойно, умиротворенно. Но нам пора выбираться из Бергена, подумать о ночлеге.
Перед выездом зашли в кафе «Галерея» выпить кофе и обалдели: в суровой пуританской Норвегии сидят лесбиянки и геи, общаются, целуются. Ну, мы же не ханжи какие-нибудь, поговорили с ребятами, выпили кофе и бежать. С парковки еле выехали, не понятна система оплаты, но рядом оказалась русская женщина и объяснила, что к чему. И уже по знакомой 16 и 39 дороге выехали из Бергена. Чтобы не повторяться, поехали по 7 дороге, которая после г. Arna уходила вправо. В г. Norhlimsund отель за 7 тыс. руб. нас не вдохновил, буквально в 1 км от него останавливаемся в кемпинге на берегу Хардангерфьорда. Ужин при свечах на берегу фьорда, поздний отбой.
И на таком транспорте народ тоже путешествует.
28 июля 426 км
Продолжаем путь по 7 извилистой дороге. Дорога местами однопутная с большим количеством тоннелей. Тоннель от Granvin до Bruravik длиной 8 км. В г. Bruravik мы опять как-то быстро заехали в очередь на паром. Встали в четвертый ряд и все машины удивительным образом уместились на небольшом пароме (602 руб. за все). Посадка людей и машин грамотно организована, все происходит быстро, без лишней суеты. Через 10 минут мы уже плыли, а через 15 минут прибыли в Eidfjord.
Здесь находится крупнейший национальный парк Норвегии «Хардангервидда» — место, где обитает самое большое стадо диких северных оленей. В г. Eidfjord располагается центр природы Хардангера. Городок небольшой с множеством разнообразных скульптур.
Погуляли по этому милому городку, поели мороженое — вкуснятина! И опять невольно возникает вопрос: а почему бы у нас в небольших городках не создать такой уют, поставить скульптуры, разбить цветники? Это ведь не так сложно, главное только захотеть и найти денежки.
Едем к водопаду Ворингфоссен, который находится в живописной долине Мобё. Издалека слышен шум падающей каскадами воды с высоты 145 метров. Трудно описать словами такую красоту.
Долго еще гуляли по окрестностям этого водопада: полазали по живописным скалам, находящимися среди горно-тундрового леса, очень напоминающими пейзаж природного парка Таганай на Южном Урале.
Продолжаем путь по извилистой горной дороге, где много тоннелей. И опять оказались в горах, где почти нет жизни, а только горная каменистая пустыня со снежниками и ледниками.
Едем по 40 дороге в направлении Nordden несколько часов. Опять же по извилистой дороге с резкими поворотами, останавливаясь в интересных местах: у дощатой церкви, у красивого озера с зеркальной гладью, где отражаются домики и деревья. Дорогу перебежал ежик, живой остался! Вообще, в Европе, а особенно в Скандинавии, это проблема. Зверья в лесах в изобилии, и они почему-то пересекают автомагистрали не по переходам. Потому и гибнут в устрашающих количествах: барсуки, лисы, зайцы, енотовидные собаки.
Дорога вьется вдоль горных хребтов, в которых неторопливо пасутся овечки, мимо небольших городков, очень милых, чистых и необыкновенно красивых. Просто норвежская пастораль!
Дорога в основном пустая и только в 30 км до Heddal появились машины на дороге. Осмотрели хеддальскую дощатую церковь, одну из самых посещаемых дощатых церквей Норвегии. Крупнейшая из сохранившихся дощатых церквей страны, датируемая серединой XIII века, она была восстановлена в 1950-х годах.
Не сразу нашли дорогу на Осло (по той же причине — въезд в Осло платный). Даже редких прохожих спрашивали. Поняли, что надо ехать в направлении г. Drammer. Времени уже много, нужно искать ночлег. Не доезжая 18 км до г. Drammer, увидели указатель на кемпинг (в сторону 1,6 км). И не зря свернули, остановились в классном большом кемпинге (1 173 руб.). Hokksund. Ужин, выход в интернет, и баиньки, завтра ранний подъем и въезд в столицу.
29 июля, 202 км
Едем по указателям на г. Drammer, но, не доезжая до него, указатель на г. Осло, дорога Е18, ограничение скорости — 100 км/час. Въезжаем в город по длинному тоннелю (4,3 км). Сначала поставили машину на стоянку оперного театра (за час 180 руб.), потом переставили на стоянку порта. Погода чудесная. Направляемся в центр города Осло в замок Акерсхус. Милая норвежская девушка по своей инициативе проводила нас почти до замка. Нависший над гаванью замок Осло, в прошлом королевская резиденция, был построен в 1300 г. И является одним из самых старых строений города, сохранившихся к настоящему времени. Замок окружен крепостью, построенной для его защиты от нападения шведов. Сегодня замок Акерсхус используется в основном для государственных церемоний.
На территории замка озеро с крупной речной форелью, которая почти ручная
Прогулялись по центру города: вышли к Ратуше, о которой говорят, что безобразного дизайна. Но как же без административного центра Осло? Ратуша — это место, где ежегодно в декабре проводится награждение Нобелевской премией мира.
Тут же на концертной площадке шла репетиция знаменитой группы, концерт состоится сегодня в 18 часов.
Прогулялись вдоль основных достопримечательностей г.Осло: Собор Осло, кафе «Гранд», университет, национальный театр.
У Собора Осло много цветов и людей, горят свечи. Люди выстроились в огромную очередь у входа в Собор Осло для поминания погибших в недавней трагедии.
У Королевского дворца нас застал сильный ливень. Но мы с другими промокшими туристами остались наблюдать смену караула под платанами. Презабавная, я вам скажу, церемония. В течение примерно 20 минут армия из 20 человек марширует друг перед другом и притопывает ножками. А в это время их сослуживцы ждут их на своих постах и мокнут под дождем. Эта армия охраняет Королевский дворец норвежской королевской семьи, который закрыт для посещения широкой общественности.
Пока стояли под платанами разговорились с русской молодой парочкой. Они едут из Дании по маршруту, обратному нашему. Обменялись информацией. Интересно встречать соотечественников, они так по-разному ведут себя: некоторые вообще не хотят общаться, будто бы не из России они, а другие, как эта парочка, очень дружелюбные.
С разрешения мужа норвежскому гвардейцу было позволено приобнять русскую туристку:
Ливень прекратился, мы замерзли, но все же направились во Фрогнерпарк, где мечтали увидеть скульптуры Густава Вигеланна (1869-1943). Вигеланн посвятил этим скульптурам 40 лет жизни. Большинство его скульптур посвящено тем или иным этапам в жизненном цикле человека.
С изумлением рассматриваем работы этого знаменитого скульптора Норвегии, дорожка ведет мимо всех его работ к круговой скульптуре «Колесо жизни» и выводит к знаменитой композиции «Монолит Вигеланна» высотой 14 метров, состоящей из 121 фигуры, каждая вырезана из каменного монолита и изображает жизнь во всех ее проявлениях.
Заметили, что в Норвегии наблюдается резкая смена погоды. После сильнейшего ливня выглядывет солнце и снова голубое небо, жара, лето.
А теперь мы обязательно должны найти музей «Фрам». Это запланировано еще в Екатеринбурге по двум причинам: мы, как учителя –географы, в школе ученикам рассказывали про путешествия Нансена и Амундсена и очень хотелось корабль «Фрам» увидеть своими глазами; наша учитель географии Татьяна Юрьевна просила нас сходить в этот музей и узнать о Нансене что-то интересное, чего она сама не знает. Узнали у «ослинцев» (жители г. Осло), как доехать до музея и вперед, на остановку. На остановке 30 автобуса (думаю, и на других остановках тоже) электронное табло, где показано, через сколько минут прибудет тот или иной автобус. Ровно через четыре минуты подошел наш автобус и повез нас на полуостров Бигдой, который расположен на юго-западе города и привлекает туристов множеством известных во всем мире музеев. Билет в автобусе стоит 200 руб. на одного человека, входной билет в музей 320 руб. на человека.
Основная достопримечательность этого музея — корабль «Фрам», построенный для полярных исследований, на котором Фритьоф Нансен пытался достичь Северного полюса, а Руаль Амундсен достиг Южного. Посетители, особенно дети, с удовольствием поднимаются на борт этого корабля. Мы не могли себе отказать в этом и два часа ходили по нему, спускались в трюмы, поднимались на мостик капитана. Все доступно и очень-очень интересно. Кроме того, в музее демонстрируются документы и показываются опасности, трудности и достижения полярных экспедиций, совершаемых в XIX и XX вв.
В музее есть раздел, посвященный полярной природе. Прикупив сувениров, брошюру, покидаем этот исторический корабль.
В это время у Ратуши начался концерт. Послушали немного и уже знакомыми улочками возвращаемся в порт, где нас ждет наша машинка со штрафной квитанцией в 500 крон (2 600 руб.) от администрации парковки.
После этого случая мы вдруг стали законопослушными автолюбителями, и в дальнейшем путешествии штрафов более не имели. Но прежде мы немного позагорали на мраморной набережной авангардного оперного театра, омыли натруженные ножки в Осло-фьорде, прошлись по крыше этого театра
и на этом завершили прогулку по столице Норвегии.
По 18 дороге едем в направлении Стокгольма. На этом наше путешествие в Норвегию заканчивается, но впереди Европа и еще много приключений и впечатлений!
Ждите продолжения, оно не замедлит появиться на страницах нашего общего автоинтернетальманаха.