|
Наступил июль, а вместе с ним и долгожданный отпуск. Первое июля стало для меня одновременно первым днём отпуска и началом очередного, четвёртого, месяца эксплуатации моего электромобиля Ниссан Лиф. Кому интересно, посмотрите мой отчёт за три месяца, там полный расклад, все цифры и розовые сопли с сахаром эмоции.
Начало отпуска и начало четвёртого месяца эксплуатации Лифа я решил отметить очередной электромобильной авантюрой. Поскольку мой загранпаспорт уныло лежал где-то на пыльной полке в консульстве Финляндии (продление визы, всё такое), поехать получалось только в пределах России. Впрочем, я уже давно хотел сгонять в какой-нибудь старый русский исконно-посконный город, где люди ходят в лаптях и кокошниках, круглосуточно играют на балалайках, танцуют вприсядку и пьют водку в обнимку с медведем и матрёшкой.
Всё бы ничего, но в таких вот городах и по дороге к ним с зарядной инфраструктурой для электромобилей дело обстоит неважно. Да что уж там, вообще хреново обстоит. Когда листаешь карту приложения PlugShare по России, складывается ощущение, что в ней есть только два города (Москва и Питер), а всё остальное — один большой Урюпинск. Злые языки говорят, что так оно и есть. Ни в направлении Пскова, ни в районе Карелии, ни в сторону Костромы и Вологды в плане зарядных станций для электромобилей конь не валялся. Единственным исключением оставался Великий Новгород, где среди каких-то разбитых трёхфазных розеток и мутных схем с платными стоянками у каких-то отелей-борделей за 1500 в сутки, нашлась-таки одна (прописью — одна) единственная нормальная зарядная станция, да и та медленная (Type2, Mennekes). Но это уже хоть что-то.
До Великого Новгорода из Гатчины 200 км пути, на одном заряде шестилетнего Лифа с остаточной ёмкостью батареи чуть больше 70% это расстояние не проехать, но тут нам на помощь приходит проклятый капитализьм: в 80 км от Гатчины есть населённый пункт Рябово, в населенном пункте Рябово есть две АЗС проклятущей омереканской фирмы «Shell», на каждой из которых есть станция быстрой зарядки для электрокаров. Станции платные, цена зарядки — 9 руб/КВт-ч, ну да и хрен бы с ними. То есть, поездка из Гатчины в Великий Новгород становится реальной даже на Лифе первого поколения с батареей не первой свежести.
Итак, план полёта составлен, экипаж проинструктирован, есть контакт, поехали.
Плюсом поездок по России является возможность взять с собой в качестве попутчика и оператора невыездного (по причине клинического отсутствия загранпаспорта) старого боевого товарища. В этот раз им опять стал Алексей, который немного поседел и стал заикаться после нашей первой поездки в Выборг. Ещё бы, увидеть на приборной панели «черепаху» за три с лишним километра до зарядной станции — это вам не первый сезон «Ходячих мертвецов», это действительно страшно. Впрочем, за два с небольшим месяца Лёха полностью восстановился, набрал прежний вес и даже перестал просыпаться среди ночи в холодном поту с криком «черепаха, б....ть!!!». Ну, то есть готов к поездке.
Он готов, я готов, готов электромобиль Ниссан Лиф, заряженный на 100%, с зарядным устройством, удлинителем, домкратом, тросом, ремкомплектом, зарядной картой «Shell» и переходным кабелем Тип2 (Mennekes) в Тип1 (J-1772).
Короче, кофе в термосе, пирожки в контейнере, всё это и два мужика средних лет — в машине. Поехали!
Первый перегон г. Гатчина — п. Рябово, 80 с небольшим километров, без проблем проезжается в любом режиме и с любой манерой езды. Подъезжаем к АЗС «Shell», и вот тут начинается мякотка. Нужно сказать, что в Рябово две АЗС «Shell», расположенные друг напротив друга, через дорогу. На обеих есть зарядные станции для электромобилей, и это очень правильно и удобно. Но в этот день что-то пошло не так, и зарядная станция, которая была на АЗС в направлении на выезд, ни хрена не работала. Казалось бы, проблем никаких — через дорогу другая, но вот болт: чтобы попасть на АЗС, до которой рукой подать, через дорогу, нужно по этой самой дороге проехать почти 3 км в сторону Москвы, до разрыва разделительной полосы, развернуться и хреначить еще столько же в обратную сторону. Выхода нет, мы так и делаем. Хвала Аллаху и слава Кришне, на соседней АЗС зарядная станция работала в штатном режиме, мы воткнулись в неё, и заряд пошёл.
Чем хороши платные зарядные станции, так это скоростью заряда: что в Финляндии, что у нас, платные зарядки заряжают почему-то быстрее, уж не знаю почему, но вот такое наблюдение.
Сложность нашей ситуации заключалась в том, что после зарядки нам нужно было проделать ещё один крюк примерно 5 км, просто чтобы выехать на противоположную сторону трассы. Это вселяло ощутимое беспокойство, ведь маршрут был рассчитан без учёта этих лишних километров, а я знал, что ещё одну встречу с «черепахой» Лёха точно не переживёт. Поэтому после того как закончилась быстрая зарядка ChaDeMo, я подключился к медленному разъему Тип2 и долил в батарею еще 0,5 КВт-ч. На войне, как на войне, любые 3-4 километра на счету. Как выяснилось, зря я это делал, необходимости в этом не было. Ну, кто ж знал.
Короче, зарядились, едем. Отдельного описания заслуживает трасса, по которой мы ехали. В песне Кинчева она называлась «Трасса Е-95», но это ложь, гундёж и провокация: трассой Е-95 сейчас называется дорога от Питера до Киева, по которой я каждый божий день езжу из Гатчины на работу и обратно. А вот трасса Питер—Москва называется «Е-105» или, по московской маркировке, «М10».
С самой трассой вроде проблем никаких, качество полотна неплохое, разметка вроде есть. Не Финляндия, конечно, но и не Костромская область. Сойдёт.
А вот окружающий антураж местами вгонял в депрессию: покосившиеся сараи, провалившиеся крыши, полуразрушенные сортиры, куча заброшенных домов. А ведь это там ещё даже не ступала нога солдата НАТО! От самого въезда в Новгородскую область и чуть ли не до самого Новгорода на обочине чуть ли не каждые 100 метров стоят продавцы земляники, морошки, грибов и прочих даров леса. Судя по состоянию большинства машин, с которых ведётся эта торговля, это не прибыльный вид бизнеса, а просто способ выживания. Ну, так мне показалось, может, я ошибаюсь.
В общем, до Новгорода мы доехали без приключений, зря я переживал, до зарядки доехали с запасом около 9%. И всё было бы прям очень здорово, если бы возле зарядной станции не было бы этого:
Да, чёрт побери! Случилось то, о чём новгородские летописцы будут писать в своих летописях: впервые за всю историю Великого Новгорода и этой единственной в этом городе зарядной станции к ней подъехали два электромобиля в один день. Такого никогда не было до, и я уверен, ещё долго не будет и после, но именно в этот день звёзды сошлись именно так: на зарядке стоит и моргает только первым светодиодом Ниссан Лиф 2-го поколения, мы стоим рядом с 9% заряда, в недоумении, а у Алексея начинает неметь рука и дергаться глаз. Фиаско. Провал операции. Остаётся застрелиться из наградного оружия.
Но мы-то знаем, помним по поездке на рыбалку в Усть-Лугу, что на АЗС иногда водятся представители вымирающего вида Homo Normalis — Человека Нормального, поэтому я зашёл в здание АЗС в поисках хотя бы одной особи. И, что характерно, нашёл. Сотрудник АЗС, молодой позитивный парень по имени Антон (имя изменено для конспирации) сначала не поверил, что в Новгороде бывает больше 1 электромобиля одновременно, даже вышел посмотреть на это уникальное природное явление. Он дружески посоветовал нам сходить сегодня в казино или сделать ставку у букмекера, ведь в этот день произошёл системный сбой Матрицы и может случиться всякое. Но, глядя на Алексея, который уже начал подволакивать ногу и седеть от ужаса, понял, что нам нужна срочная помощь и гостеприимно распахнул дверь подсобного помещения, где нас ждала розетка 220В с нормальным заземлением. Он же сказал нам, что владелец Лифа-2 придёт не раньше, чем через 3 часа, так что у нас полно времени на осмотр местных достопримечательностей.
Ну что ж, машина заряжается, под дворник Лифа-2 положена записка с просьбой отзвониться по факту зарядки, в качестве платы за электричество в магазине АЗС по конским ценам приобретены прохладительные напитки, маршрут проложен, идём осматривать окрестности.
Видео о первой части нашего путешествия:
А если кто-то уже устал читать, то вот и вторая часть путешествия: сам Великий Новгород и дорога домой:
А кто не устал читать, продолжаем. Тут ещё фоточки будут.
Общие впечатления от города Великий Новгород, конечно, положительные. Он вот прям реально Великий, ведь это столица Новгородского государства, которое в своё время простиралось чуть ли не на половину европейской территории современной России, где ещё тысячу лет назад существовало даже некое подобие демократии. В общем, об истории Новгорода можно читать часами, она невероятно долгая и интересная. А вкратце можно сказать, что Новгород — это такой Лондон, у которого не получилось.
Сейчас Великий Новгород, как любой другой областной центр в России, — типичный город контрастов: всякие инфинити и лексусы уживаются с ржавыми копейками, в десятке метров от величественных исторических достопримечательностей — срач и мерзость запустения, рядом с новыми пафосными таунхаусами и виллами — покосившиеся хибары с сортиром на улице. Впрочем, ничего нового (с).
Однако, ближе к историческому центру. По пути нам попалась вот такая церковь:
Монументальное строение начала 15-го века, церковь Петра и Павла в Кожевниках. Питера ещё и в помине не было, а в Новгороде уже строили такие крутые вещи. Если бы этот храм находился где-нибудь в Челябинске, это было бы культовой исторической достопримечательностью, которую помещали бы на все календари и магниты. А тут нет: ну стоит храм 15-го века, подумаешь, зарастает травой, и хрен с ним. Хотя висит табличка, что подлежит охране как памятник и объект культурного наследия. Так-то.
Интересное футуристическое здание драмтеатра в стиле позднего совка:
Тоже с виду очень запущенное, кстати.
На берегу реки Волхов стоит бригантина:
Через реку Волхов можно перейти по пешеходному мосту. Но самое интересное все-таки на левом берегу: тот самый известный Новгородский Кремль или детинец — красивейшее защитное сооружение с толщиной стен более 2 метров:
Проход в Кремль бесплатный, на территории находятся музеи, Софийский собор и сердце Великого Новгорода — монумент «Тысячелетие России» — памятник, построенный по указу Александра II в честь тысячелетия с момента призвания варягов на княжение. По этому монументу можно прямо писать отдельную книгу, наверняка это кто-то уже сделал, поэтому я не буду, а вся инфа есть на Вики, там куча статей про этот памятник и подробный разбор всего, что на нем изображено, кому интересно, смотрите в Вики, от себя мне добавить нечего. Реально круто:
Ну вот, как-то так за осмотром достопримечательностей незаметно пробежало почти 4 часа, а звонка от нашего контрагента, занявшего единственную зарядку в Новгороде, так и не поступало.
Мы решили навестить наш Ниссан Лиф, посмотреть, как у него дела, и с удивлением обнаружили, что он там уже зарядился на 90 с лишним процентов. То есть, розетка оказалась качественной и выдавала честные 16А с напряжением в честные 220-230В.
Пробежавшись до ближайшего магазина, поболтав с работником АЗС Антоном (дай Бог ему здоровья) о судьбах электротранспорта в России, мы дождались, когда показометр покажет нам 100% заряд батареи. Машина зарядилась, мы тепло попрощались с этой АЗС и её сотрудниками и выдвинулись в обратный путь, с изумлением глядя на Лифа-2, который по-прежнему продолжал заряжаться, правда, уже моргая третьим светодиодом.
Обратная дорога до Рябово не принесла особых сюрпризов, за исключением пары пробочек приемлемой степени. До зарядки мы опять-таки доехали с запасом хода еще километров 10-12, то есть напарник Алексей в этот раз не увидел покрытую кератиновым панцирем рептилию, чему мы оба были рады. Зарядившись в Рябово на 85%, мы с ветерком помчали домой и триумфально заехали в Гатчину с зарядом батареи 10%.
Итоги по эмоциям лучше смотреть в заключительной части видео, там же есть и цифры, но если нет желания смотреть на мою рожу, приведу цифры здесь: мы проехали чуть больше 400км, на эту поездку мы потратили 12 с небольшим часов драгоценного времени и 220 рублей драгоценных денег. Поездкой я очень доволен, несмотря на то, что она немного затянулась из-за факапов с зарядками, крюками и пробками, но это было совершенно некритично. Домой вернулись засветло, полные позитивных ощущений. Лично я планирую ещё раз навестить этот классный город, которому для полной классности не хватает хотя бы одной станции быстрой зарядки. И, разумеется, поеду туда на электромобиле Ниссан Лиф и поеду не на день, а на пару-тройку дней, это то место, куда стоит возвращаться.
P.S. Дорогие критики, скептики и прочие эксперты, которые сейчас тут кинутся писать в комментах, какой это мазохизм и т.д. Ребята, не тратьте своё время. Бессмысленно. Займитесь лучше чем-нибудь полезным, масло поменяйте, фильтры, ну или свечи какие-нибудь))).