|
Приветствую всех, уважаемые форумчане. Этот год почти юбилейный для нас. Ровно 9 лет назад в августе 2007 года мы совершили свою первую дальнобойную вылазку на малышке Оке из Санкт-Петербурга в Москву (подробное описание приключений той поездки в статье «Из Санкт-Петербурга в Крым («через Рим») на «Поло» седане», опубликованной на https://travel.drom.ru). После этого мы не могли не заболеть страстью к автопутешествиям. Постепенно «наращивали мускулы», меняя железных коней, от Оки через простейшую комплектацию Поло седана (без кондиционера, магнитолы, на «ручке» и т.д.), до Поло седана практически в максимальной комплектации, да еще и с автоматом и приобретая опыт дальнобойных поездок — Белоруссия (Витебск, Орша, Минск, Брест), Украина (Ковель, Луцк, Почаев, Киев, Одесса, Херсон, Николаев), Крым (от Керчи до Севастополя), большая часть европейской России — Великий Новгород, Тверь, Москва, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Тула, Орел, Курск, Белгород, Воронеж, Задонск, Елец, Владимир, Нижний Новгород, Дивеево, Псков (описание этих поездок Вы найдете на https://travel.drom.ru). В конце концов, мы пришли к тому, что ну не можем мы сидеть в отпуске дома — хоть на недельку, но надо «ударить автопробегом» по еще не знакомым нам местам.
Этот год выдался нестандартный — и кризис подкосил, и отпуска с супругой совпали только на неделю — вот и решили мы повторить пробег 9-летней давности, естественно не на Оке. Тем более крупные города между Питером и Москвой (Великий Новгород, Тверь), как и некоторые интересные места Подмосковья мы, по сути, в прошлых поездках и не видели, «просвистывая» их, устремляясь к более далеким целям.
Экипаж наш, в сравнении с прошлыми поездками, поредел. И если раньше (даже на Оке!) мы отправлялись вчетвером — то теперь нас «оставалось только трое» — автор этих строк, «мужичок за пятьдесят» (правда, ухоженный!), супруга — штурман и старшая дочь. Младшая дочь, определившись в личной жизни и в работе, осталась дома.
И вроде бы в день отъезда встали пораньше и с вечера кое-какие вещи удалось собрать, но все равно — раньше 10:30 утра вырваться (или оторваться?!) от текущего круга забот не получилось. Так что, все мои надежды на ранний отъезд оказались призрачны. Плюс еще необходимо было срочно заехать в О-Кей — прикупить кое-какие вещи в дорогу. В общем, из Санкт-Петербурга выехали только в 14:00 (почти как в прошлом году — тогда выехали 1 августа, в субботу в 15:00). Мелкий дождь, начавшийся утром, превратился в достаточно ощутимые осадки, да еще и с грозой. Так что, «крепче за баранку держись, шофер»!
Санкт-Петербург, как ты прекрасен в солнечную погоду …
… и как неуютен и холоден в дождь.
На сей раз поехали не по питерскому КАДу (ну, не нравятся нам с супругой бешеные скорости этой магистрали!), а через город. Машин было относительно немного, так что без особых проблем вырвались на оперативный простор Московского шоссе. Вырвались и «нарвались» на огроменную пробку где-то в районе Московская Славянка — Ям-Ижора (это еще территориально в Санкт-Петербурге). Как оказалось, причина — в двух «дурацких» (другого слова не подберу!) светофорах на Московском шоссе у поворотов на Пушкин и Колпино. Ну, почему нельзя построить современные развязки, избавив шоссе от многочисленных (и многолетних!) пробок — последних два-три года мы всегда попадаем в эту пробку?! В общем, одна надежда остается на новую скоростную магистраль М 11 «Москва — Санкт-Петербург». Да, это платно, возможно для кого-то дорого — но я считаю (и вот сейчас меня «освистают» в комментариях!), что уж лучше заплатить энную сумму и не париться по полтора часа в пробках, теряя драгоценное время и нервы! А еще скажу крамольную мысль: а может, и правильно, что эта магистраль такая дорогая за то, как показал уже опыт этой поездки, обход Вышнего Волочка (туда ехали часиков в 11 вечера) и участок от МКАД до Солнечногорска (обратная дорога) мы «пролетели» на одном дыхании — едешь и радуешься — дорога гладенькая, ни одного светофора, хорошо освещена, машин мало — что еще надо для спокойной, безаварийной езды? И 200 рублей за 75 километров, а также 400 рублей за 43 километра — наверное, все-таки не так дорого! Ну, привык у нас народ пользоваться благами «нахаляву», такова уж, видимо, психология и менталитет!
Вот уж воистину совпадение — кроме того, что практически совпало время и день нашего выезда с прошлогодними, так и погода оказалась одинакова — до Великого Новгорода лил беспрерывный дождь, при подъезде к городу он прекратился, а стоило выехать на набережную Волхова, как выглянуло солнышко, давая возможность нам спокойно прогуляться, выполнив небольшую фотосессию.
И пробки, и слякоть — держись шофер!
К месту нашей первой ночевки в Твери прибыли уже за полночь (кроме Санкт-Петербурга, пробки возникали то в Большом Опочивалово, то еще где-либо на М 10), оставив знакомство с городом на следующий день.
По расходу бензина — хотите верьте, хотите нет, но на 585 километров пути машина израсходовала всего 30 литров, т.е., средний расход получился 5 литров на 100 километров!!! И это с учетом того, что из Санкт-Петербурга мы выбирались через город, 3-4 раза, как я сказал выше, «парились» в пробках на Московском шоссе, в машине был постоянно включен кондиционер (из-за повышенной влажности было достаточно душно)! При этом и скорость у меня была немаленькая — 70-80 км/час в населенных пунктах и 110-120 км/час вне их. Чем я (исключительно для себя! — технические специалисты поправьте, если я не прав) объясняю такой низкий расход топлива на машине с автоматом? Во-первых, машина оборудована современным 6-ступенчатым автоматом — и что я заметил, коробка сама «старается» подобрать оптимальный режим и передачу. Во-вторых, я использую исключительно высококачественный, проверенный 98 бензин. Да, да 98-й! Так как, еще по первому Поло седану с ручной коробкой передач, я отметил, что на 98 бензине машина работает исключительно экономично, «бесшумно» и обладает отменной динамикой, т. е. легким разгоном до любой скорости. Второй наш Поло седан с автоматом полностью подтвердил эту гипотезу! Да, это дороже чем 95-й, но «скупой платит дважды». При регулярных проверках масла (как на первой, так и на второй машине) я отметил, что уровень его нисколько не меняется, несмотря на тяжелейшие испытания ежедневными (круглый год без выходных) и дальнобойными пробегами (высокие скорости, полная загрузка, «отвратное» качество некоторых дорог). Плюс при замене свечей зажигания мастера СТО отмечали, что их состояние на отлично!
Обратная дорога также подтвердила высказанное положение, относительно бензина. Всю дорогу его расход не превышал 6-7 литров на 100 километров, так, что мы с запасом уложились в отведенную сумму денежных средств.
Но я, извините, отвлекся. Переночевав в Твери, мы отправились знакомиться с этим городом, так как повторюсь, мы его практически не знали и в прошлых путешествиях обозревали отдельные улицы исключительно из окна автомобиля.
Погода стояла как по заказу — отличный летний теплый день — День ВМФ России, народ спокойно прогуливался по улицам и никуда не спешил (так нам показалось).
В целом нам город понравился — красивая Волжская набережная Афанасия Никитина с рядом достопримечательностей (см. фото), много цветов, фрукты (вишня, яблоки прямо на улицах).
Тверь. Набережная Афанасия Никитина.
Памятник знаменитому путешественнику.
Свято-Екатерининский монастырь.
Единственно, о чем серьезно сожалею, что упустил возможность сделать пару праздничных снимков с «морячками» и флагами ВМФ у памятника Подводникам и Парад скоростных катеров (тоже с флагами ВМФ) вдоль Набережной. В первом случае постеснялся подойти к людям и попросить попозировать на фотокамеру, во втором — убрал фотоаппарат и пока доставал из сумки, катера уехали. Конечно, за один день обойти большой город практически невозможно, кое-что оставили на обратную дорогу и на следующие приезды.
Время неумолимо приближалось к вечеру — надо было ехать к месту следующей запланированной остановки — Сергиеву Посаду. Пока ехали по Ленинградскому шоссе, опять попали в пару пробок в районе Клина (народ возвращался с дач!). Таким образом, на БМК (А108) были уже в сумерках. Мало того что на отдельных участках оно реконструируется и дорога сильно сужена, так еще и фуры «поперли» одна за одной — в районе Дмитрова вновь уперлись в хвост большой пробки. В общем, перефразируя известную песню — «не прожить нам в мире этом без пробок». Очень утешает, что машина с автоматом и теперь нам любая пробка по плечу.
Подъезжая к Сергиеву Посаду в полной темноте, попал в пару ям — вроде ничего не «отвалилось», но переживаю, как выдержала машина — Слава Богу, по приезде намечено очередное ТО — попрошу продиагностировать подвеску. И, как показало ТО уже после поездки, подвеска выдержала «удары судьбы» — никаких замечаний у сервисменов не было.
Запланированные три дня в Сергиевом Посаде пролетели, как один!
Первый день, отдыхая от машины, бродили по городу пешком, хотя потом очень сожалели об этом. Было достаточно жарко, а от места нашей остановки в гостинице «Паломник» до Лавры надо было пройти километра 2, да еще плюс и по городу хотелось прогуляться. В общем, к вечеру уже устали и пришли никакие.
Что бросилось в глаза у Лавры в этот раз (о прошлых впечатлениях я писал в предыдущих отчетах) — было очень много иностранных туристов и, в отличие от прошлых лет, из восточных стран — Китая, Индии, Кореи. Причины, я думаю, всем понятны.
Второй день — опять посвятили Сергиеву Посаду и окрестностям. В частности, еще с прошлых поездок, очень хотелось посетить Хотьково и Радонеж.
В первом случае интересовал Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь — одна из древнейших монашеских обителей на Руси, место упокоения преподобных Кирилла и Марии — родителей знаменитого Святого Сергия Радонежского. Во-втором — небольшое, но весьма интересное село Радонеж — древнее славянское поселение, возникшее приблизительно в XI веке, основными достопримечательностями которого в настоящее время являются построенная в 1842 году каменная Преображенская церковь и Святой источник Преподобного Сергия Радонежского.
Сергиев Посад у гостиницы «Паломник».
Сергиев Посад у гостиницы «Паломник».
Березовый переулок (дорога к гостинице).
Достопримечательности Лавры.
Фрески Храмов:
Весьма интересной оказалась дорога в Хотьково — с крутыми спусками, прекрасным подмосковным лесом по сторонам шоссе.
Всем интересующимся историей и сегодняшним днем Покровского Хотьков ставропигиального женского монастыря рекомендую обратиться к его официальному сайту. От себя добавлю, что территория Монастыря благоустроенная, красиво украшенная различными цветами. К сожалению, внутрь красивого Никольского собора мы не попали — был закрыт, зато успели на вечернее Богослужение в более древний (1816 г.) Покровский собор, и я даже успел сделать пару снимков внутреннего убранства Храма, пока не получил замечание от монахини (или Настоятельницы), что не фотографировать надо, а молиться. Кроме того, именно в Покровском соборе покоились мощи Святых преподобных Кирилла и Марии — родителей знаменитого Святого Сергия Радонежского, что позволило нам приложиться к ним.
Как ни Благодатно было в Хотькове, но хотелось и успеть в Радонеж — поэтому двинулись дальше. Не зная другой дороги, вернулись на М8 «Холмогоры», хотя потом узнали, что был и другой вариант подъезда, непосредственно из Хотькова.
Дорога от Радонежа в сторону Хотьково.
Хотьково, на территории Монастыря.
Хотьково, на территории Монастыря.
В Радонеж попали уже часиков в 7 вечера. Красивая Преображенская церковь, построенная в 1836—1842 годах уже была закрыта, поэтому посмотрели памятник Преподобному Сергию Радонежскому и стали спускаться к Источнику.
Пару лет назад, когда мы были в знаменитом Дивеево, мы тоже ездили к Святому источнику Преподобного Серафима Саровского. Тогда я не решился искупаться в источнике, о чем всю дорогу сожалел. Супруга же напротив — искупалась и очень была довольна полученным вдохновением. На сей раз я решил — обязательно искупаюсь, чего бы это ни стоило.
По пути к источнику осмотрели интересное сооружение — большое колесо, наподобие мельничного, по которому вода поднимается из источника и подается на помост — как следует из описания для детей и маломобильных групп населения (инвалидов). При нас, правда, вода стекала очень тонкой струйкой?! Может быть, для купания ее как-то подают принудительно?!
Храм Преображения Господня в селе Радонеж.
К закрытой Купели оказалась очередь, поэтому пришлось подождать, сначала зашли жена с дочерью — на сей раз супруга не решилась окунуться — поосторожничала. Затем я с удовольствием окунулся три раза с головой — вода поначалу казавшаяся холодной «вдруг потеплела», и я почувствовал облегчение и успокоение.
После купания отправились собственно к источнику — набрать воды в приготовленные канистры. Пока шли к источнику, я уговаривал жену все-таки окунуться — «освежиться». Уговаривал-уговаривал и уговорил — чуть дальше от источника нашли уже открытую купальню. Окунулась не только жена, но и еще раз дочь.
Набрали воды и пошли к машине, так как уже темнело и надо было возвращаться в гостиницу. Так насыщенно прошел второй день.
У Святого источника Сергия Радонежского.
Третий день — Москва. Подъезжая к МКАДу и посмотрев по навигатору, что Ярославское шоссе (от МКАДа к центру), как и Щелковское и даже шоссе Энтузиастов, одна сплошная пробка (в связи с ремонтами дорог!), свернули на Запад — по МКАДу на Алтуфьевское шоссе — там вроде бы пробок не было. Откровенно говоря, я очень был рад этому — районы Алтуфьевского, Дмитровского шоссе, Ботанической улицы, улицы академика Королева — мне были хорошо знакомы еще со студенческих лет (5 лет в институте и еще три года в аспирантуре я провел именно в этом районе Москвы) и хотелось посмотреть, как изменилась Москва, «вспомнить былое». Несмотря на то, что и Алтуфьевское шоссе было со «снятым асфальтом», пробок действительно не было. Быстро доехали до Садового кольца (как все-таки выручает навигатор в городе!) — и вот тут «дед», не доверив умному прибору, а понадеявшись на собственную интуицию и память, свернул на Садовое кольцо. Была еще одна причина, по которой я очень осторожно доверяюсь этому прибору. О прошлогоднем «проколе» навигатора при подъезде к Воронежу я писал в прошлом отчете 2015 года. В этом году, прибор «умудрился» нас подвести в Твери, когда в темноте в поисках нужного нам адреса он завел нас в какие-то «поля».
И чуть забегая вперед, второй раз в этой поездке, навигатор нас «подставил» вечером, когда «порекомендовал» объехать большую пробку на проспекте Мира. Объехали так, что дважды в темноте «крутились» по одному и тому же месту, не выходя на нужный маршрут. И, в конце концов, я «плюнул» и выбрался самостоятельно — хорошо хоть в аварию не попали — когда на нас на полной скорости «летел» трамвай!
В общем, пословицу «Доверяй, но проверяй» никто еще не опроверг!
Но, в этот раз, надо было действительно довериться прибору. Я свернул на Садовое кольцо, но как оказалось, в противоположную от нужного нам места, сторону. А там — громадная пробка — пока нашли разворот жена крепко «сняла с меня стружку».
Развернувшись, и уже без пробок доехали до нужного нам места — Покровского ставропигиального женского монастыря, где находится большая Икона и покоятся мощи Святой Матроны Московской. Три года назад мы уже были в этом монастыре и Святая, по нашим молитвам, очень помогла нам в решении сложного семейного вопроса (подробнее см. мой Отчет «Ночной марш-бросок в Москву, или Два дня душевного подъема», опубликованного на https://travel.drom.ru). Вот, и в этот раз, возникли определенные искушения, и нам крайне необходима была помощь Святой Матроны.
Но прежде чем пойти в Монастырь, надо было где-то оставить машину. Не знаем, кому как повезет, но мы предпочитаем оставлять автомобиль на платной автостоянке — конечно, надо заплатить, но зато ходишь и не думаешь, а все ли в порядке — не угнали, не поцарапали, не увезли на эвакуаторе и т. д.?! Поначалу остановились на платной парковке у торгового центра, но пока разбирался с паркоматом, решил, поискать все-таки платную автостоянку. И о Чудо, Господь дал — буквально в 200 метрах, за углом обнаружилась неплохая открытая платная автостоянка и цена очень умеренная по московским и питерским расценкам. В общем, припарковали машину и пешком отправились в Монастырь.
Еще не сказал, что до этого в Москве и Подмосковье пару дней стояла очень сухая и жаркая погода, особенно в первый день нашего приезда и было очень тяжело ходить пешком, а тут, как по заказу, немного похолодало, так что было очень комфортно передвигаться пешком.
Как и три года назад прошли на территорию Монастыря и встали в очередь к Иконе Святой Матроны Московской — очередь большая, но двигалась быстро, так что через час-полтора мы подошли к Иконе. Приложились, подали Записки, а затем отправились прогуляться по территории Монастыря. К сожалению, в этот раз фотосессии в Москве мы не устраивали, так, что привожу пару фотографий трехлетней давности.
Москва, у Покровского монастыря.
Территория монастыря очень аккуратная, есть где пройтись по дорожкам плюс обнаружили неплохое кафе, где посидели, попили чай — в общем, отдохнули. Но надо было возвращаться обратно в гостиницу. О приключениях обратной (от Монастыря) дороги я написал выше, когда пришлось понервничать и попотеть — но, Слава Богу, все закончилось благополучно и общие положительные эмоции этого дня, конечно, оказались выше!
Очередь к Иконе Святой Матроны Московской.
На четвертый день надо было возвращаться домой. Решили поехать от Сергиева Посада до Твери не обычным маршрутом — по А108, через Дмитров, Клин, а доехать до Московской кольцевой и далее по новой Ленинградке (М11), тем более что и время позволяло не спешить, и хотелось посмотреть новую магистраль.
По пути не могли не заехать в Радонеж — еще раз окунуться в Святой источник. Главное — опять Чудо, когда окунались, погода стояла как по заказу — ярко светило солнышко, и было очень тепло, но как только поднялись к машине, грянул гром, и полил сильнейший ливень — успели не намокнуть.
Без пробок по Ярославскому шоссе доехали до МКАДа, а дальше свернули на Московскую кольцевую. Что интересно нам повезло — в нашу сторону пробок на МКАДе практически не было, а встречная полоса «глухо стояла» — вот бы потеряли уйму времени, если бы ехали обратным маршрутом.
Об М11 на ее двух участках я писал выше, поэтому просто повторюсь, что это достойная европейская магистраль, «рай» для водителя (да и пассажиров тоже!) и скорее бы ее ввели в полном объеме. Тогда путь между двумя столицами был бы быстрым и приятным, а не таким изнуряющим пробками, видеокамерами, попеременными обгонными полосами, отдельными «вечными» ремонтами и ямами, большегрузами, как сейчас М10.
В общем, до Твери доехали без проблем! Очень хотелось по пути заглянуть в Дом музей П.И. Чайковского в Клину, погулять по парку, но, к сожалению, опоздали — музей и парк уже были закрыты — ну что ж, оставили на следующий раз.
Переночевав в Твери, двинулись в сторону дома. Пару снимков дороги — как меняется небо, по мере продвижения на север!
После Твери у нас была запланирована ночевка в Великом Новгороде, т. к., повторюсь, хотелось поближе познакомиться с этим городом. Но перед этим не могли не заехать на Валдай — знаменитый Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь. Когда-то давно, если не изменяет память, то именно в первую поездку 2007 года, мы бывали там, но тогда Монастырь только-только возрождался стоял «в лесах». Сейчас же мы приятно удивились возрождению монастыря, его обустроенности и красоте. И опять, Господь дал, попали на вечернее Богослужение, так что не только лицезрели и приложились к великолепной Иверской иконе Божией Матери, но и помолились и послушали пение церковного хора. А также с удовольствием прошлись по территории и окрестностям.
Картины на въездных воротах монастыря.
Картины на въездных воротах монастыря.
И вновь окружающая красота.
Как ни замечательно было на Валдае и хотелось бы еще остаться и погулять побольше, но надо было двигаться дальше к месту последней нашей ночевки в Великом Новгороде. Уже в сумерках и активно используя навигатор (на сей раз он нас не подвел!), нашли нужный адрес, заселились и решили, что знакомство с городом оставляем на следующий день, тем более, что как нам показалось после тепла и сухости Подмосковья, в Великом Новгороде было сыро и прохладно.
На следующий день нам очень повезло с погодой — как по заказу выглянуло солнышко, и можно было спокойно знакомиться с городом. А планы были «наполеоновские» — и Кремль посетить, и по городу погулять, и в Юрьев монастырь съездить. Практически эту программу-минимум мы выполнили полностью, получив необходимый заряд бодрости. Далее — предоставляю слово фотографиям и затем подведу краткие итоги поездки.
Великий Новгород, в сквере у Кремля
Памятник композитору Рахманинову.
Фрагмент памятника «Тысячелетию России».
Древнейшая часть Софийского собора.
Вид на Волхов с пешеходного моста.
Юрьев монастырь Крестовоздвиженский собор.
Краткие предварительные итоги поездки. За неделю удалось проехать более 2000 км, посетили ряд интересных мест, получили заряд бодрости для последующей работы.
Возможно, кому-то описание покажется скучным, неинтересным, возможно, даже «однобоким». Моя же главная цель была — показать, что «не только Турциями и Тунисами» можно и нужно восхищаться (хотя я против этих стран ничего не имею), а у себя «под боком» есть много интересного, непознанного, благодатного, в том числе и в духовном плане.