Поездка выходного дня. Шамордино: красота снаружи, чудеса внутри

Поездка выходного дня. Шамордино: красота снаружи, чудеса внутри

24.07.2019 | 4159 просмотров

Доброго всем времени!

Всё-таки прав был классик, сказавший «А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта». Не знаю, как он узнал, но так оно и есть!

Первое знакомство

После нашего «Большого путешествия» (travel.drom.ru/60496/), а по сути — переезда на ПМЖ, оказалось, что вся эта бюрократия, разрешения, очереди, ночевания возле ФМС потребовали столько сил и нервов, что захотелось устроить себе, пусть коротенький, но — отдых! Из просторов интернета узнал: земля Калужская весьма богата на храмы и монастыри всяческие. И более того, один из самых именитых — находится неподалёку, близ деревни Шамордино. Собственно, в обиходе и сам монастырь носит такое же название. Ну, а если придерживаться официальностей, то это — «Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь Шамордино».

— Чем знаменит монастырь? — спросите вы.
А я вам отвечу:
—  Своими вышитыми иконами!

Может, для кого-то это и не самый весомый аргумент, но в нашей семье вышивание бисером (и икон тоже) давно уже занимает почётное место среди прочих видов хобби. И посмотреть на работы коллег по цеху всегда интересно. Тем более что в Шамордино бисером вышивают храмовые иконы. Кто не в курсе: это полотно размером в метр-полтора.

Вечер ушёл на то, чтобы прокинуть маршрут и наметить ориентиры. А остальное уже дело техники и нафигатора.


Добраться из Калуги до Шамордино дело одного часа.

Дорога на Козельск не из широких: полоса туда, полоса оттуда. Но вполне приличного качества. Местами вокруг трассы располагаются деревушки. Хорошие такие аккуратные деревушки, где в любое время можно приобрести сельхозпродукцию или сувениры а-ля народный промысел. Так как мы ехали в конце августа, то вдоль ворот выстроились аккуратные ряды тыкв. Причём, насыщенного ярко-оранжевого цвета! Я такие и не видел нигде. Разве что на картинках. У нас, в Казахстане, завсегда были тыквы жёлтого цвета.

К слову о дороге: от основной трассы к монастырю необходимо пробраться сквозь деревушку. Вот там дорога — не из лучших, но и не настолько расхристанная, чтобы оставить в ней подвеску. Проехать можно даже на обычном седане. Зато наградой вам будут замечательные виды и, собственно, строения монастыря.

Возле монастырской стены достаточно места для парковки авто. Не знаю, как тут по великоцерковным праздникам, может, и не протолкнуться. Но в другие дни вполне себе вольготно.


Парковочное место возле монастырской стены.


Приветственные ворота.

При входе на территорию монастыря вас встретит табличка-предупреждение: «Фото- и видеосъёмка на территории монастыря запрещена»! Вот так вот. Не знаю, кто и с какими мыслями повесил эту табличку, но сделал он это зря! Сама архитектура и открывающиеся виды таковы, что сложно удержаться от того, чтобы не запечатлеть на память. Собственно, все так и делают: кто-то украдкой, кто-то — особо не стесняясь и не заморачиваясь. На мой взгляд, табличку надо заменить на «Без фото выходить ЗАПРЕЩАЕТСЯ»! Ну, разумеется, в рамках разумной дозволенности. Может, внутри храма и нельзя фотографировать. В кельи, или там, трапезную, посторонним вход и так воспрещён. Но то, что снаружи-то, почему бы и не запечатлеть для памяти и рассказов за самоваром? Я, например, до посещения монастыря не представлял и не знал, что из обычного кирпича можно творить такие узоры.

Добавлю в рассказ немного летописи: «…Весь Шамординский монастырь построен на средства богатейшего чаеторговца купца Сергея Васильевича Перлова и его жены Анны Яковлевны. Казанский собор, трапезная, сестринский корпус, больница и другие постройки — всё выдержано в одном стиле и выполнено из красного кирпича.

Архитектор Казанского собора — Сергей Шервуд, сын Владимира Шервуда, который построил здание Исторического музея в Москве на Красной площади. Казанский собор в Шамордино его собрат, и по размерам тоже грандиозен».

Согласитесь, нынешним «купцам» есть чему поучиться у купцов того времени. В такие моменты почему-то совершенно иначе воспринимаются события столетней давности. Да и эйфория революционной страны «рабочих и крестьян» перестаёт впечатлять. Впрочем, и страны-то уже той нет на карте. Есть современные реалии. Наверное, и в наше время есть меценаты, есть успешные промышленники, которые не выводят деньги в офшоры, а способствуют развитию России. Просто их почему-то не показывают по ТВ, поэтому нам о них ничего и неизвестно.


Казанский собор Святоамвросиевской пустыни.

Ориентироваться в самом монастыре несложно. Во-первых, по всем туристическим маршрутам проложены дорожки. А во-вторых, имеется указатель с подробным описанием строений и планировки территории.


На переднем плане — водонапорная башня.

Несмотря на более чем почтенный возраст монастырь основан в 1884 году — выглядит всё достаточно добротно. А при реставрации и благоустройстве не чураются современных материалов. Главное, чтобы всё выглядело в тему и гармонично.


Современные материалы в историческом здании.


В таких вот зданиях живут монахини.

История самого монастыря достаточно интересная, чтобы не упомянуть её в своих «Записках путешественника». Итак, «… ещё когда маленький хуторок около деревни Шамордино принадлежал небогатому крестьянину, Оптинский старец Амвросий уже внутренним зрением видел здесь монастырь и знал, каким образом он появится…

Этот крестьянин ушёл в Оптину пустынь, а старца Амвросия попросил продать кому-нибудь его имение. При монастыре в то время жила монахиня Амвросия, в миру богатая помещица Александра Ключарева. У неё был сын, жена которого скончалась после родов, и две внучки-близняшки, которых она взяла к себе на воспитание. Девочки — Люба и Вера — были похожи друг на друга как две капли воды и очень набожные. И вот для них-то старец и посоветовал матушке купить землю в Шамордино, что она с радостью и сделала. Только вот план нового дома старец Амвросий нарисовал собственноручно и немного непонятно — зал попросить сделать в восточной части, и комнаты по-особому расположить. Матушка слушала, удивлялась, но дом построился, девочки стали там жить. Они очень любили играть, но не в куклы, а играли  у себя в различные богослужения. Старец про их игры сказал странную фразу: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, что туда готовятся». Девчонки болтали между собой, и в разговорах промелькнула мысль, что «после 12 лет им жить стоит и не хочется». И, действительно, в этом возрасте близнецы заболевают дифтеритом.

В своем духовном завещании матушка Амвросия просит, чтобы, если вдруг что-то случится с её внучками, в Шамордино устроить женскую обитель.

Так на месте барского дома устроился храм,  и план его соответствовал всем нужным для обустройства церкви требования.


Монастырь не выглядит серым, унылым и скучным. Наоборот — очень много цветов и зелени. Ну, и солнечный денёк подфартил!

В отношении икон скажу я вам: «Стоит, други мои, ох, стоит съездить в Казанский собор. Даже если вы глубокий атеист — поезжайте! Потому что такие вышивки встречаются в жизни не часто»! Не знаю об их чудодейственности, но с эстетической точки зрения — красиво, очень красиво. Несмотря на современные материалы и, местами, огрехи в полотнах — эти работы заслуживают внимания.


Убранство Казанского храма.

Оговорюсь: я не нарушал покой святых. И не делал шпионских снимков. Я просто запомнил иконы, и отыскал их на просторах интернета. Конечно, можно купить набор открыток всех вышитых икон, но, поверьте, все эти репродукции — бледное подобие того великолепия, которое откроется перед вами. И от этого становится странным и непонятным тот факт, что в монастырской лавке посетителям предлагаются какие-то ширпотребовские вещи совсем уж никакого качества. Даже увезти в качестве памятного сувенира и то нечего. Типографские иконки, пластиковые лампадки, серебряные крестики — всё это есть в каждой церковной лавке. А где иконы ручной работы? Та же вышивка? Пусть, не храмовые. Пусть дорожные, но чтобы были.

Разговор же с монахиней и вовсе поверг в уныние: полчаса слушал пафосные изречения напыщенной «служительницы культа» о том, как «на одну из сестёр снизошло озарение, и она вышивала иконы даже без эскизов и будучи ослепшей на один глаз. И висят эти иконы сто лет, и даже не меркнут и не выцветают. А все нынешние вышивальщики бисером это от Лукавого. И нет в них света, и радости, и души, и вообще! Ведь современные иконы как вышиваются? Там уже и бисер подобран, и лик машиной (какой ужас) прорисован и, вообще, контур будущего образа прорисован. Это всё не по-божески! А вот-де сестра монастырская, она берёт просто холст, берёт бисер и, не делая ни одного карандашного штриха, вышивает такие вот иконы! И лики все сама пишет. Это же — чудо чудесное. Но если вы привезли с собой ваши вышитые иконы, то, так уж и быть, монастырь может принять их в дар. Кстати, можете пожертвовать на храм и иконы вон в те коробочки»!

А фурнитура в тех «нерукотворных» иконах встречается сплошь современная. И не всегда высокого качества, даже «made in China» и та имеется. Нет, я не умаляю заслуг и труда сестры-вышивальщицы. Но что ж загребать-то мирян в неисправимых идиотов, которые не могут отличить ручную роспись от машинной? В общем, хмыкнул я на её байки и пошёл смотреть далее.

Отмечу, что созерцание красот храмовых происходит под неусыпным оком вездесущих бабушек-монахинь, беспрестанно натирающих пол в храме. Время от времени «дамы-в-чёрном» выгоняли из храма неугодных прихожан. Например, нещадному изгнанию подвергалась молодёжь обоего пола: леди — за чрезмерный, по мнению монахинь, макияж; а их спутники выгонялись за компанию. При этом сами сёстры-во-Христе щеголяли и макияжем, и бижутерией. Но, видимо, что дозволено Юпитеру…

Разочаровавшись в моральном облике жителей монастыря, мы покинули храм и решили просто прогуляться по окрестностям. Тем более что и местечко было живописным, и архитектура — заслуживающая внимания.

Чудеса случаются

Отдельно упомяну: на территории монастыря имеется три источника. Разумеется — все живительные! А как же иначе? Те, кто уловил сарказм в моих словах — правильно уловили. Я из тех людей, которые красят яйца на Пасху и поздравляют друг друга с Рождеством. Однако ж похихикивают над всеми «Проявлениями воли Всевышнего» и с опаской косятся на человека, соблюдающего посты: «А не больной ли»? Но при всём при этом соглашаются с доводом: «И всё-таки что-то такое этакое над нами имеется»! Вот, после созерцания икон и кружевной архитектуры построек XIX века решили сходить к источникам. Приложиться к святому. Ну, я — естественно — ради галочки, ибо во все «святые воды» не верю категорически. Правда, один из источников заставил меня пересмотреть свои взгляды на непонятное…

Чтобы прояснить ситуацию, давайте вернёмся немного в прошлое, к выезду из Калуги. Сам я желудочными и прочими внутренними недугами не хвораю. А тут, почти сразу после выезда, начал побаливать желудок. Не сильно, но крайне неприятно. В дороге погрыз печенюшек. Попил водички — боль не унималась. Давящая такая боль. Пока доехали до монастыря — давить начало сильнее. Погуляли по монастырю, по храму. Повпечатлялись. Решили: а пойдём к источникам! А к тем источникам — ещё вниз спускаться метров шестьсот. Вот же блин…


Дли-и-инный спуск к святым источникам.

Болело здорово — аж в глазах темнело порой. Думаю, неужто не спущусь, раз приехал? С остановками, но спустился. Благо, на всём маршруте имеются площадки для отдыха, на которых обустроены скамеечки. В общем, спустился. А обратно, думаю, как-нибудь выкарабкаюсь… к утру, но вылезу.


Живоносный источник самый крупный и обильный из всех трёх.

Надо отметить, что обустроено всё добротно: основательный помост, обшитый деревом, скамейки для отдыха. Столик, на котором можно наполнить водой из источника принесённые ёмкости. Там же — стальные кружки-ковшики для желающих испить водички. Есть обустроенная купель: мужчины и женщины окунаются в раздельных помещениях. Разумеется, источник располагается выше от купели. Так что воду для питья набирают до неё, а не после.

Вот, добрался. И, как говорил знакомый медведь, из одного источника похлебал. Посидел на скамеечке, чтобы в глазах посветлело. Хмыкнул, мол, вот они, ваши чудесные источники.

Потопал к следующему. Он — по горизонту — метрах в трёхстах.


Тропинка, соединяющая источники монастыря.

Иду да с семьёй рассуждаю на тему «Вода. Физические и химические свойства». Вспоминаю: «Вода — жидкость без цвета, вкуса и запаха. Универсальный растворитель»… дошлындал до второго. Уж не знаю, как он называется. Вроде — Амвросиевский, но это не точно. Кстати, воды из него истекает меньше, чем из «Живоносного». Похлебал воды оттуда. А она — другая на вкус! Ну, я ж в советской школе учился. ПионЭром был. И если родная партия сказала: «Бога нет», значит, и чудес быть не должно! Что ж с того, что вода на вкус иная? Да легко! Она в другом водоносном пласте располагается. Ай, да я!

Посидел, посмотрел на деревья вокруг. Желудок давит — не до сарказма. Скепсиса — на двоих уже хватит. Пополз к третьему источнику. Это ещё метров триста в горизонте. Иду и думаю: «Кажися, недалеко от монастыря был спуск в сторону низины. Может, он недалеко располагается? Я бы по нему к машине и выполз…» Дошёл до третьего источника. Называется «Казанский источник». Воды — ещё меньше, чем из второго.


Казанский источник.

Вода — на вкус — отличается от первых двух. Но мы же «Природоведение» изучали, про водоносные горизонты все помним, да? Ну, думаю, попью водички и, с долгими перерывами, полезу наверх, к машине. Только надо попить «про запас». Попил. Посидел, отдышался… а боль возьми и утихни. Реально! Перефразируя детского писателя: «Стала «вавка» затухать и затихла»! Да как так-то?! Но ещё полкружки воды набрал. Облокотился на перила… а вокруг — такая тишь, такая красотища! Дышится легко, солнышко греет. И — главное — никакой боли… Ушла и больше не возвращалась ни разу. Обратно поднялся на одном дыхании! С тех пор и пребываю в задумчивости: что ж это такое было-то? Можете сказать, мол, вера лечит. Но в том-то и дело: не было никакой веры — сплошная насмешка и скепсис. Теперь не знаю, как дальше на эту тему зубоскалить-то?

Шамордино (финал): красота снаружи, мёртвое внутри

Год прошёл в заботах и круговерти. Вновь пришло лето. В один из дней решили мы вновь посетить Шамордино. Не то чтобы нуждались в живительной силе источников — на здоровье жаловаться не приходилось — сколько просто остыть от городской круговерти.

Предыдущая поездка оставила двоякие впечатления: с одной стороны, ажурное великолепие построек монастыря; осознание того факта, что вот здесь, на этих камнях, Вечность запечатлевает свой ход. С другой — самоуправство и двуличие монахинь повергали в уныние. Но воспоминания об отличной природе вокруг монастыря, ажурные кружева кирпичной кладки перевесили негатив от служителей. 

Перед поездкой заехали на мойку: авто три недели простояло без движения и изрядно запылилось. Ну, в самом деле, не ехать же в гости к Вечности на грязной машине?

Сразу после помывки и выехали. И хотя путь от Калуги до Шамордино не дальний — всего 70 км, мы умудрились попасть в сильный дождь. Собственно, чему удивляться? Мы же помыли машину — быть дождю, это факт! Пока ожидали окончания дождя, я вдоволь наупражнялся с камерой телефона: меняя фильтры, точку фокусировки и прочие параметры на камере.

После дождя вдали от городов дышится особенно легко. Надо отметить, что в Калужской области и так воздух великолепный. И чем дальше в леса, тем больше великолепия.

Как я уже говорил, никогда не относился к храмам и монастырям с благоговением. Для меня — это не более чем памятники культуры. Ну, и повод поразмыслить об изменчивости менталитета общества: раньше успешные купцы и промышленники церкви-театры строили, а нынешние — яхты да оффшоры. Но это отвлечённые мысли.

Так вот, после дождя пошли мы прогуляться по территории монастыря. В этот раз было особо много туристов-паломников. Автобусы перед парковкой менялись каждые тридцать минут. Видимо, с наплывом туристов, работало этакое паломническое кафе. Цены на большую часть продукции были установлены по принципу «Назначь сам». То есть, прихожанин выбирает себе нехитрую трапезу и оставляет денег: частью по прейскуранту, частью от щедрот своих. Там же имел место быть ещё один случай: у бабушки-кассирши не оказалось сдачи с 1000 рублей. А у меня россыпи мелочью не доставало около 70 рублей. На что бабушка махнула рукой и сказала: «Ступайте с Богом. Ничего страшного». Однако ж к халяве я не привык… решил купить какую-то мелочёвку, чтобы разрешить эту ситуёвину. Я уж было порадовался, что служители религии разворачиваются лицом к простым людям. Однако, как это бывает на земле Калужской, рано радовался… но об этом позже.


Территория монастыря ухоженная: всё подстрижено, всё аккуратненько.

Со времени нашей последней поездки произошли некоторые изменения: закончилась реставрация Казанского собора и поставили небольшую звонницу. Конечно, было бы интересно послушать звон колоколов. Но звонаря не было, а сам «звякнуть» не решился. Ждать же до вечера — тоже не было никакого желания.

Любопытства ради зашёл в церковную лавку. Послонялся по монастырским дорожкам… нет, за год ничего не изменилось. Всё так же, с озадаченными лицами, по дорожкам снуют монахини, одетые в чёрно-коричневые балахоны. Всё так же призывают к скромности и смирению, проклиная мирские пороки и развраты. Что, однако, не мешает щеголять им в косметике и серьгах. Может, и браслеты-кулоны носят, просто под балахонами этого не видно. Всё ж таки женщина всегда остаётся женщиной. Даже если ей под семьдесят лет, и она в монастыре.


Нравятся мне эти домики. Аккуратные, чистенькие. А ведь им чуть больше 100 лет.

Зашли и внутрь храма. Особенно ничего не поменялось: те же «нерукотворные и неувядаемые» иконы из современных материалов; те же напыщенные рассказы про осенённую сестру-мастерицу. Правда, больше стало бабушек со швабрами — ходят, как тени, начищают полы неустанно — дождь был сильный.

Очевидно, бабушкам-монахиням очень скучно, поэтому каждого входящего встречают, чуть ли, не персонально с металлоискателем и рулеткой. И за каждым же бдят: куда пошёл, что смотрит?

Время от времени начинались визги с взыванием к совести прихожан и позорным изгнанием из… в общем, из помещения. Разве что в шею не выталкивали. Но и это не точно. Лично нас в шею не вытолкали потому, что просто не смогли дотянуться, а швабрами, видимо, не догадались. Кого-то выгоняли за попытку сфотографировать иконы и убранство храма. Иного — за то, что потрогал оклад иконы. Дамам доставалось больше всего: кого-то выгоняли за слишком яркий — по мнению бабок — макияж; другой досталось за яркую одежду; третью — за молодость и длину подола юбки. Оказывается, повседневное платье с подолом длиной до середины колена — это есть похабство, разврат и рассадник похоти. В общем, за те тридцать минут, что мы были в храме, оттуда выгонялся кто-либо каждые три-четыре минуты. Причём, не взирая на возраст и физическое состояние. Мы, собственно, тоже не стали исключением: визжащая и плюющаяся бабка вначале прицепилась к супруге, а потом, поняв, что мы супруги, исплевалась и в мою сторону, толкая в спину в сторону двери.

Признаться, хотелось развернуться и зарядить в лоб этой дуре-бабке, забывшей учения Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Но скандалить не хотелось, а плюнуть ей в лоб — не позволило воспитание. Поэтому вздохнули и вышли.

Уже на пороге храма вспомнилась притча, как один человек впервые пришёл в церковь. Но не знал ни икон, ни церковных обычаев, ни как креститься. Его с позором выгнали и не пустили в храм. Стоит он под дождём и видит стоящего чуть в стороне Иисуса Христа.

— Что, добрый человек, — спросил Иисус прихожанина, — не пустили тебя в храм?
— Не пустили, — ответил человек и заплакал.
— Не плачь, они и меня не пустили.

Тяжело вздохнув, поднял я взгляд в небо и произнёс: «Прости их, Господи, ибо не ведают, что творят». Да, господа читатели, я знаком со Священным Писанием. И не чураюсь его читать. Но, вместе с тем, не разделяю взгляды православия именно из-за таких вот служителей Бога.

Забегая вперёд, скажу: не все они на одну колодку — в Смоленском Успенском соборе служители встретили нас, как дальних родственников и с удовольствием рассказывали о своём храме, подсказывая на что обратить внимание и проведя очень интересную экскурсию. Единственная их просьба была — не фотографировать молящихся прихожан.

В конце концов, не Бог весть какое и заведение — этот Шамординский монастырь. Мне проще отговорить желающих от поездки, рассказав им эту историю, нежели спорить с маразматичной монахиней.

Настроение было испорчено окончательно. Пришлось приложить немало усилий, чтобы вновь разглядеть красоту окружающего мира и заставить себя спуститься к источникам. Не потому, что хотелось чудес, или нуждался в излечении — просто там красивые места.

В общем, погулял по лесу, подышал озоном и послушал пение птиц — настроение потихоньку вернулось к прежнему уровню. Но для себя я уже твёрдо решил: больше сюда — ни ногой! Даже если от этого будет зависеть спасение человечества.

Только поэтому я решил зайти в монастырское кафе. Чтобы потом не корить себя за то, что мог бы попробовать монастырской еды, но не сделал этого. Кафе оказалось обычным, правда, с некоторыми «дополнениями». Например, отдельно стоит столик, с монастырской трапезой: щи, пшеничная каша, солёные огурцы и хлеб. Цены нет. На столе есть коробочка для пожертвований и стопка пластиковой одноразовой посуды. Сам себе накладываешь порции, сам оплачиваешь, сколько сочтёшь нужным.

Решил попробовать. Щи и пшеничная каша на воде — это, конечно, забористо! Если монахини питаются точно так же, то понятно, почему они злые. Я тоже готов был бы кого-нибудь загрызть от жизни впроголодь. Водой-то сыт не будешь. Хотя, думаю, всё это ради публики — в лицемерии и ханжестве местных сестёр я уже убедился.

Словом, вот такой он — монастырь в Шамордино. Был я в нём два раза. И второй раз оказался заключительным. Отныне и сам сюда ни ногой, и других буду отговаривать — нет в них света, и делать тут нечего. Таково моё мнение.

А ехать сюда или нет — решайте сами!

Всем тёплого лета и приятных путешествий!


Drom.ru

Комментарии

 
Команда Drom.ru
Владивосток
Сообщений: 4153
— Что, добрый человек, — спросил Иисус прихожанина, — не пустили тебя в храм?
— Не пустили, — ответил человек и заплакал.
— Не плачь, они и меня не пустили.
+100500
37
3
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 119938
Странный какой-то рассказ...
И ухом не моргну...
12
9
Ответить
   
Новосибирск
Сообщений: 982
Прикольно изложено, у меня прям перед глазами картинка нарисовалась, старый дед с белой бородой сидя на завалинке повествует внучкам притчу облокотившись на посох.
Это не сарказм.
Мои отзывы: Honda Insight 2009, Toyota Gaia 1999
8
4
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 10456
Медучреждения закрываются, церквухи - на каждом углу. Мрак невежества
26
4
Ответить
12142813
Супер!! Про мракобесие и церквостроение 5+++.
16
2
Ответить
rancho_of_joy
Жиздра
Если кто думает, что автор все преувеличивает, то зря! Это все правда. Я сам с Калужской области и часто бываю в тех краях. Мне этот храм только своей архитектурой и нравиться. Больше там делать нечего. На любой вопрос в церковной лавке отвечают грубо. Охраняют это все дело казачки в форме и сланцах на носок.
Рядом есть Оптина пустынь. Глядя на местных монахов, то понимаешь, что жил то даром. Все молодые, здоровые, как кони. Простых смертных культурно посылают, а не простых обхаживают.
Так же монашкимонахи передвигаются исключительно на авто местного производителя - Фольцваген Транспортер (на данный момент на офф сайте от 1800000 рублей).
Поэтому нужно четко понимать различия между церковью и верой.
35
3
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 10456
rancho_of_joy
Если кто думает, что автор все преувеличивает, то зря! Это все правда. Я сам с Калужской области и часто бываю в тех краях. Мне этот храм только своей архитектурой и нравиться. Больше там делать нечего....
Достаточно раз посмотреть на их пахана в здоровенной золоченной шапке и вопросов сразу нет
22
6
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 19998
Из принципа не езжу и тем более не жертвую в таких местах.
14
3
Ответить
     
Omsk
Сообщений: 119938
gunn40
Достаточно раз посмотреть на их пахана в здоровенной золоченной шапке и вопросов сразу нет
По слухам, он абсолютный атеист))
И ухом не моргну...
8
2
Ответить
  
Челябинск
Сообщений: 10456
Владиимр
По слухам, он абсолютный атеист))
Это было заметно, когда он тёрся возле Алексия 2-го. Пространство у него между лбом и бородой разительно от лица Алексия отличалось. У того папа был из старинного дворянского рода, действительный статский советник, то бишь генерал-майор.
6
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1259
И на знаменитом Валааме - то же самое. Природа, архитектура - потрясающие. Как в церковь войдешь - пиши пропало! Монахи пешком не ходят, только на авто (это на острове!). Всю работу выполняют "трудники" - типа вольнонаемных. Святости - ноль целых, хрен десятых.
А вплоть до XIX века монахи трудились там, как пчелы. Даже плодородную землю на остров возили в мешках с материка.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
10
3
Ответить
  
Сообщений: 11242
Надо бы съездить, посмотреть.
Что вы до служителей вцепились, всех под одну гребенку зачесали, тоже мне спецы по праведности. Ну сказала монахиня, что магазинная вышивка от лукавого ну и что, а может и права ? Может и правда чтобы от бога было, нужно постараться выложить свою душу для начала, может она имела ввиду, что нужно не по готовым лекалам ( к тому же чужим), жить, а самим творить свою судьбу и тогда будет чудо... Нет же готовы потрохами сожрать... Там такие же люди как и везде, каждый с своим видением и уровнем разумности в голове, Да мне тоже противно на нынешнего патриарх смотреть и на некоторых людей в рясе, которые забыли зачем ее надели. Но они не есть вся РПЦ !
6
14
Ответить
9274478
Кемерово
есть интересные фотографии... судя по ним первые этажи, как и в других городах мира "культурным слоем" засыпаны....
3
 
Ответить
Красота...
1
1
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 12053
Интересное место.
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
1
2
Ответить
 
Екатеринбург
Сообщений: 4724
«А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта»©
Нюанс состоит в том, что произнесший эту фразу герой Стругацких ехал по Карелии на прокатном Москвиче-407.
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
2
1
Ответить
   
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 854
Спасибо всем, кто заинтересовался моим автопутешествием.

Отдельное спасибо тем, кто потрудился оставить комментарий! )
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
3
1
Ответить
   
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 854
geonic
Надо бы съездить, посмотреть. Что вы до служителей вцепились, всех под одну гребенку зачесали, тоже мне спецы по праведности. Ну сказала монахиня, что магазинная вышивка от лукавого ну и что, а может...
Езжайте, посмотрите.
"Всех под одну гребёнку" никто не причёсывал. Я же не зря упомянул сотрудников смоленского собора, не случайно упомянул и бабушку в монастырском кафе. Но тем печальнее выглядит масса служителей в Шамордино - потому что есть с кем сравнивать.

Об искусстве, следуя Вашей логике и рассуждениям, от Лукавого идёт всё искусство, которое не создано в стенах монастыря. Так ведь весь ручной труд - он с душою. Попробуйте создать что-нибудь сами - Вы это поймёте.
11
1
Ответить
   
Краснодар
Сообщений: 580
В Соловецком монастыре та же ситуация. Больше всего меня поразило, что в храме свечку купить можно, а зажечь нельзя! "Так ставьте, незажженную, дабы не портились палаты храмовые" - сказала какая-то местная тетка в спецодежде типа монашеской. Но палаты-то каменные, что им будет?
Перед посадкой в автобус на экскурсию (Секирная гора + Ботанический сад) нас предупредили о необходимости иметь "христианский вид".

А вот на Кижах - иначе.
Не желая нарваться на выговор по поводу нехристианского вида, я только заглянула в двери (было холодно, я в джинсах и спортивной куртке, с непокрытой головой). А старушка сказала: ничего, деточка, заходи, можно. И в деревянном храме можно было оставить зажженные свечи.

Где логика? Или хотя бы единообразие церковных правил?
7
 
Ответить
  
Орел
Сообщений: 286
Махровые атеисты рассуждают о религии.)))) Поверьте, я по - доброму, без обид.
Нет ни одного, кто бы сказал, "вот я, к примеру 10 лет, 15 или 30 отдал церковному делу и щаз вам расскажу, как это. Был свой приход, церквушка в деревне, да надоело всё, бросил, одно лицемерие". Что - то нигде и никогда не читал, может плохо искал, а вообще - то и не искал. Все, включая и меня заходят в церковь по необходимости, так отдать должное и тут же, а почему не так встретили или не так всё тут, как надо. А как надо? Кто вообще знает, как надо? Однажды прочитал, у Троицкого, который весь мир облетел, объехал, так в его понимании, попы должны ходить в рубище, жить в какой - нибудь землянке, постоянно креститься и замаливать грехи за нас смертных. В общих чертах представлять из себя фанатиков веры и чуть что с крестом в руках пугать простых смертных.
Ну, что все так представляете?)))
Какие машины, какие дома, землянки, рубище и худые до изнеможения, я бы ещё добавил жиденькую бородку и горб. Вот какие попы должны быть на Руси. У кого мирская жизнь не задалась или калека от рождения, те значит в попы. И тогда бы при посещения церкви слёзы умиления прямо из глаз.
Однозначно неприятно, заходишь в церковь с какими - то мыслями, настраиваешь себя, что бы не накосячить, не дай бог не туда зайти или не туда встать и на тебе, .....оказывается не так одет.))) Хосподя, думаешь, если бы не жена затащила, сам бы неизвестно когда зашёл.
Сам неоднократно сталкивался с запретом фотографировать внутри церкви, да, поначалу как - то коробило, а потом подумал, а что там фотографировать, одно и то же. Прости Господи, не отличаю ни одной иконы от другой, какая разница. Вот без юродства говорю.
Так что автору спасибо за отчёт, специально в те места не поеду. Только однажды целенаправленно были с женой в Оптиной пустыни и так же поразился обилию табличек с запретами, туда нельзя, сюда нельзя, здесь не фотографируй, но с другой стороны, эти же всё написано не для верующих, а для праздношатающихся туристов. Верующий, что пришёл отбил поклоны и ушёл, а вот турист, ему дай залезть не туда куда надо.)
Так что всем привет, ну и в чужой монастырь, как говорится......
7
5
Ответить
677
Большой Камень
Солидарен с автором от первого слова до последнего! Как-то меня самого выперли из церкви в Уссурийске. Выползла из угла черная старуха и давай на меня шипеть .Сначала и не понял,что происходит. А она шипит и выталкивает меня на улицу. Кое-как,сквозь шипение понял,что мне нельзя находиться в Храме потому,что на мне рубаха с коротким рукавом(дело было в июле).О,как! ...А через пару шагов стоял тамошний Попяра.Молодой..С нахальным взглядом..Лоснящийся ,судя по всему,от "трудов праведных" за трапезой... И смотрел на происходящее со мной с видом прапорщика,довольного действиями своих солдат при подметании плаца. ..Ну,очень был доволен собою и порядками,которые установил там! .. Вот,до чего дошло!.... О какой "вере" здесь толкуют приверженцы ? Где она? Нет,не видел..Хотя ,живу давно....
9
1
Ответить
   
Краснодар
Сообщений: 580
57ВалеRUS
Махровые атеисты рассуждают о религии.)))) Поверьте, я по - доброму, без обид. Нет ни одного, кто бы сказал, "вот я, к примеру 10 лет, 15 или 30 отдал церковному делу и щаз вам расскажу, как это....
Ну так если ничего нельзя - откажитесь совсем, закройте доступ туристам! Или очень не хочется терять приносимые туристами деньги? Вот так и просится грубая поговорка про "рыбку съесть..."
3
3
Ответить
  
Орел
Сообщений: 286
Виолетта Горбова
Ну так если ничего нельзя - откажитесь совсем, закройте доступ туристам! Или очень не хочется терять приносимые туристами деньги? Вот так и просится грубая поговорка про "рыбку съесть..."
Да, ясное дело. Поверьте, я не в качестве спора, сам удивлён некоторым вещам, примеров могу массу привести. Были на Куликовом поле, стоит церковь, вот хоть зафотографируйся и с наружи и внутри, вообще никаких запретов. Крестили внучку, батюшка сам сказал, зайдите какая красота посмотрите. Зашли, посмотрели, заснял сына с женой. Были возле Храма Христа Спасителя в Москве, почему пишу возле), а потому что шли специально посмотреть, ну пофоткал снаружи, идём внутрь, а на входе охрана, увидев у меня камеру на шее, говорит, что бы я спрятал в чехол, на что я отвечаю, чехол в машине, я фотать не буду, а он мне своё, нет чехла, купите пакет в киоске, тут рядом и камеру спрячьте))) Ну, что сказать в ответ? Развернулись и ушли, принципиально. Я не думаю, что это прямо установка с самого верха, так местная самодеятельность на уровне ЧОПа, ибо облетели интернет фотографии, что в Пасху, так называемая элита в этом же храме одной рукой крестятся, другой на мобильник снимают и я так полагаю, Господь их не карает за это. Такая же картина повсеместно, где адекватные попы, там нет запретов, где понтов нагнать, там видимо и установки соответствующие. Поэтому проще простого, если уж ходишь в церковь, то выбрать можно по душе, опять же поговорка, "каков поп, таков и приход". У нас, где я живу, к примеру поп даже разрешает на Пасху подняться на колокольню и в колокол позвенеть или как там правильно сказать, чем я однажды и воспользовался, не сказать что прямо здорово, но интересно было, всё происходило радостно с улыбкой и никаких тебе запретов.
Пара фотографий нашей церкви, одна из них с колокольни.)
4
 
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1259
Есть хорошая старинная поговорка: " Бог не в бревнах, а в ребрах". В том смысле, что он (Б-г) не в церковном здании, а в груди, где сердце.
Есть,конечно, церкви, как во Пскове, в Новгороде, которые с IX-X века, в них есть что-то, что даже на неверующего человека действует.
А гундяевские новодельные храмы и попы - лучше уж в лесу, или у речки перекреститься.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
5
2
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 600
Гневливым на православную церковь товарищам сообщу.
1. Церковь по Высшему повелению состоит из людей. В ней нет служителей-ангелов. И не будет. Мечтающие увидеть в ней только ангелов обречены на пожизненную неудачу в духовном поиске. А люди от начала века и до скончания абсолютно одинаковы в своих страстях и похотях. Вне зависимости от того, что у них в руках - гаджет или палка-копалка. Поэтому и в церкви есть и будут всякие люди. К сожалению, есть и такие, и сякие.
2. Церковь, как и многие другие общественные институты, представляет из себя довольно правдивый срез общества. Наивно и глупо думать, что в церкви все кругом только нечестные стяжатели, а вот в обществе все намного лучше. Церковь - прекрасное зеркало общества. Критикуя отдельных членов церкви (пусть даже и справедливо), вы критикуете прежде всего наш социум, а в конечном счете себя любимого.
3. Посему и проблемы церкви такие же, как проблемы всего общества. Например, как руководитель среднего звена, скажу, что в обществе серьезная проблема с качеством персонала. Любой руководитель это подтвердит. Кто-то по наивности думает, что этой проблемы нет в церкви? Товарищ, вам в другую дверь.
4. Только вот не надо про "...я Бога ношу в сердце и поэтому в церковь мне ходить не надо". Если бы Бога носил в сердце, то был бы в церкви. Если Бога носишь в сердце - то дела твои будут Божьими. А какие на самом деле твои дела? Сколько раз за сегодня солгал? Сколько раз за сегодня осудил бестолковых водителей на дороге? Сколько раз сегодня баб взглядом облизал? И после этого говоришь, что у тебя Бог в сердце?
5. Сентенция " ...я не пойду в церковь, потому что там плохие люди" говорит всего лишь о том, что ты не хочешь идти духовным путем. Только и всего. Как у нас в обществе говорят? Кто хочет - делает. Кто не хочет - ищет причину. Не нравятся злые бабки в храме - найди другой храм, где таких нет. К слову, мне такие бабки тоже не нравятся. Но не потому, что шипят - на меня не шипят, т к я уже давно церковный человек. Но когда во время службы они обсуждают свои дела, это вводит и меня тоже в большой соблазн. Итог - сегодня я нашел храм, где таких бабок нет. Ну или они где-то прячутся, когда я туда прихожу.
6. Православная церковь - не "...потемкинская деревня" и не "...дом высокой культуры быта". Не надо искать в ней того, чего в ней нет.
Церковь создана для спасения человека. Вот ее единственное предназначение. Если кто-то этого не увидел и/или не понял - еще не вечер. Но тех, кто упорно ищет в ней другое содержание, ждет, мягко говоря, разочарование.
Автору большое спасибо за фотки вышитых икон! Я таких никогда не видел!
14
4
Ответить
  
Орел
Сообщений: 286
Klavir
Гневливым на православную церковь товарищам сообщу. 1. Церковь по Высшему повелению состоит из людей. В ней нет служителей-ангелов. И не будет. Мечтающие увидеть в ней только ангелов обречены на пожизненную...
Палец вверх!
4
1
Ответить
https://www.proza.ru/2019/07/18/1584
 
 
Ответить
Klavir
Гневливым на православную церковь товарищам сообщу. 1. Церковь по Высшему повелению состоит из людей. В ней нет служителей-ангелов. И не будет. Мечтающие увидеть в ней только ангелов обречены на пожизненную...
Если церковь не лучше общества, зачем идти в церковь, тратить время на перемещение?
5
1
Ответить
57ВалеRUS
Палец вверх!
Надеюсь, средний?
3
2
Ответить
Владислав Пантелеев
https://www.proza.ru/2019/07/18/1584
Доказательство мифологичности Иисуса Христа: https://www.proza.ru/2019/07/18/1584
 
2
Ответить
   
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 854
Klavir
Гневливым на православную церковь товарищам сообщу. 1. Церковь по Высшему повелению состоит из людей. В ней нет служителей-ангелов. И не будет. Мечтающие увидеть в ней только ангелов обречены на пожизненную...
Какое же может быть спасение, если сумасбродные старухи выгоняют прихожан из храма?

Ну, задумался я, к примеру, о Вечном. Пришёл в храм. А оттуда выползла этакая мадама «Я-зызнь-прозыла» и выгнала из храма только потому, что я, например, прикоснулся к окладу иконы. Я-то уйду. Поверю ли я после такого в увещевания РПЦ? А вот вряд ли...

Вы сравнили церковь, как срез общества. Соглашусь: церковь тоже ничего сама не производит. Она нуждается в товарах и деньгах, которые есть у других людей. Сдаётся мне, так разбрасываться потенциальными клиентами - не есть прагматично.

После такого «приёма» поневоле заинтересуешься приверженцами Макаронного Летающего Монстра, или последователями Невидимого Розового Единорога. А что? Они, реально, всех любят и никого не выгоняют :)
6
2
Ответить
Запрет фотосъемок в храме имеет, скорее всего, простую причину - верующие не должны не должны случайно попасть в кадр и растиражированы в интернете или СМИ. Все просто, нет никакого злого умысла.
1
3
Ответить
   
Краснодар
Сообщений: 580
Оксана Мельникова
Запрет фотосъемок в храме имеет, скорее всего, простую причину - верующие не должны не должны случайно попасть в кадр и растиражированы в интернете или СМИ. Все просто, нет никакого злого умысла.
Зачем мне фотографировать в храме верующих? На что мне фото неизвестных и посторонних людей? Причем не только в храме. Я готова полчаса ждать момента, когда в кадр не попадет никто - или хотя бы минимальное количество людей! Потому что хочу привезти из поездки и донести до своих близких красоту и очарование мест, в которых они не бывали. Мест, а не людей!
3
1
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 600
Поддавшись на уловки некоторых товарищей, я написал какой-то однобокий пост про православие. Ощущая некоторую вину за это, исправляю ситуацию.
От создания до настоящего времени церковь наша изобилует огромным, неисчислимым количеством праведников, святых, мучеников и просто угодников Божиих. Количество их продолжает дополняться и в наши дни. За примерами далеко ходить не надо. Отец Александр Мень, отец Владимир Креслянский, погибший в Луганске, отец Александр Ткаченко, занимающийся детскими хосписами уже много лет, воин Евгений Родионов, не снявший крест перед лицом смерти. Это только кто первым приходит мне в голову из наших современников. Реально если перечислять, никакого сайта не хватит.
Вот они - примеры для подражания и духовного ориентира.
Когда задумаешься об этих людях и их подвигах - как-то неловко после этого концентрироваться на бабках. А как же они-то бабок преодолели? Вот загадка! Они же тоже ходили в храм и тоже встречались с бабками...
Все очень просто. Человек, исходящий "благородным" гневом на недостатки церкви, думает, что его НЕЖЕЛАНИЕ идти духовным путем будет оправдано этими недостатками церкви! Ничего доброго не сделал в своей жизни? Жил для себя? Эгоизму посвятил свои дни и ночи? Лгал всем вокруг ежедневно? Ненавидел и осуждал ближних? Иди, дорогой, наслаждайся райскими кущами - ведь тебя же злые бабки из храма прогнали... Ты типа не виновен...
Боюсь,что ТАМ будет по-другому...
Но тем не менее, пока человек жив - жива надежда!
2
4
Ответить
   
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 854
Klavir
Поддавшись на уловки некоторых товарищей, я написал какой-то однобокий пост про православие. Ощущая некоторую вину за это, исправляю ситуацию. От создания до настоящего времени церковь наша изобилует...
Больше всего меня забавляет фраза: "ТАМ всем воздастся"! Или "Ну, ничего, хапуги, ТАМ вас прищучат"! Когда вусмерть пьяный поп вываливается из разбитого "лексуса", даже не взглянув на сбитых им же людей всё общество всплёскивает руками: "Уж ему ТАМ гореть в геене огненной"! И все пошли довольные. Вот только ТАМ - будет или нет - ещё вилами по воде писано, а мркобесие и самоуправство уже ЗДЕСЬ.

Фамилии, конечно, Вы звучные указали. А чего бы не вспомнить и лики святых на новодельных храмах, которые разительным образом похожи на ныне живущих и здравствующих чиновников и иже с ними? ))))))
3
 
Ответить
   
Санкт-Петербург
Сообщений: 600
Уважаемому автору. Если для Вас сонм святых, мучеников, героев и великих сынов отечества - ничто по сравнению с бабками и байками про ряженых из сети - мне больше нечего Вам сказать. Всех благ!
1
4
Ответить
11032463
Был там лет пять назад,привез массу положительных впечатлений,даже окунулся в купели,в июне были в Калуге но были ограничены во времени посетили только Оптину Пустынь (очень рекомендую)....
 
 
Ответить
Зерноград
Сообщений: 2
Специально зарегистрировался, чтобы высказаться по поводу монастыря в Шамордино. Были с женой там дважды: в 2010 году и в 2018-м. А от нас до Козельска худо-бедно 1400 километров. И не по самым лучшим дорогам. Больше никогда туда не поеду. Мы посетили множество церквей и монастырей, но таких злобных монахинь не встречали нигде. И при нас из храма кого-то выгоняли, и на мою жену сзади шипела старуха: Пришла молиться, так молись , а не смотри на икону. И на старую женщину, у которой тряслись руки, когда она несла эту одноразовую тарелку со щами (кстати, весьма вкусными) орала кассирша: Меньше наливай, а то проливаешь, раз руки трясутся! Злобные взгляды, шипенье: всё говорит, что ты здесь не просто лишний - что ты враг. Что интересно, буквально рядом, в Клыково, такого отношения нет.
Неделю назад вернулись из поездки Зерноград-Мамонтово-Дивеево-Городец-Муром-Задонск. Кроме Городца, ранее бывали уже везде и не по одному разу. Нигде не сталкивались с таким негативом к паломникам и туристам, как в Шамордино.
Из всех монастырей, где бывали, одна Оптина пустынь не легла на сердце совершенно. Прошлогодний маршрут специально проложили так, чтобы сначала посетить Оптину. Пробыли два дня - нет, ближе к душе не стало.
4
 
Ответить
Зерноград
Сообщений: 2
С ранней юности помню эту цитату из "Понедельника..."
1
 
Ответить
 
Новокуйбышевск
Сообщений: 146
Klavir
Гневливым на православную церковь товарищам сообщу. 1. Церковь по Высшему повелению состоит из людей. В ней нет служителей-ангелов. И не будет. Мечтающие увидеть в ней только ангелов обречены на пожизненную...
Человека у нас в стране спасают из покон веков. Человеку от этого только хуже...
Не нужно высокопарных слов после слов оправдания лицемеров.
3
 
Ответить
 
Новокуйбышевск
Сообщений: 146
Klavir
Поддавшись на уловки некоторых товарищей, я написал какой-то однобокий пост про православие. Ощущая некоторую вину за это, исправляю ситуацию. От создания до настоящего времени церковь наша изобилует...
В ответ на подобные сентенции много раз приводилось огромное количество героев - атеистов, которые не то что не ходили в церковь, были либо сугубо советской закалки, либо обижены (серьёзно, а не выгнали из зала) церковью.
2
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие