В поисках лета, или Алтай без Монголии с маленькими детьми

В поисках лета, или Алтай без Монголии с маленькими детьми

13.05.2019 | 22423 просмотра

1 день — 22.06.18 г.

Владивосток — Хабаровск, 760 км.

22 июня 2018 года в 12:22 выехали в свое второе большое автопутешествие. Цель поездки посетить Алтай и вернуться через Монголию. Маршрут поездки: Владивосток — Хабаровск — Благовещенск — ночевка где-то между городами в машине, затем — Чита — Улан-Удэ — Иркутск — Нижнеудинск — Красноярск — Белово — Горно-Алтайск — затем после недельного путешествия и отдыха на Алтае по Чуйскому тракту через Ташанту въезжаем в Монголию, там выезжаем в Бурятии через Кяхту и дальше по накатанной домой. Самый волнительный участок дороги это четыре-пять дней пути по дорогам Монголии. Как там выйдет неизвестно, но предварительный анализ отчетов путешественников говорит о вполне себе проезжести южного маршрута даже на нашем легковом автобусе с небольшим клиренсом. Предполагаемые места остановок Ховд — Алтай — Баянхогор — Улан-Батор. Но нашим планам монгольского путешествия в этой поездке не суждено было сбыться...


Морда авто покрыта защитным резиновым слоем.

Состав участников: водитель Артём 40 лет, бортпроводник Юля 39, средняя дочь Соня 4 года 8 месяцев, старший сын Вовка 2 года 7 месяцев и младший Федька 9 месяцев. Старшей Диане поездки с нами взрослыми неинтересны, гораздо веселее побыть одной месяц в пустой хате без опеки родителей. Увы. В поездку решено взять только одно полноценное детское автокресло малому. Старшим в целях экономии места куплены бескаркасные автокресла и пошиты подушки под попу для лучшего обзора.

Авто Honda Stepwgn 2013 года 2 литра 4 вд. Морда авто покрыта резиновой пленкой от сколов. На крыше багажник Inno в 440 литров. С собой кроме вещей, подгузников, детского питания и минимума провизии еще и горшок, 10 литров питьевой воды и 10 литров технички, 15литров бензина в резерве, быстросборная палатка-кухня, складной стол, пара шикарных складных кресел, походные табуретки-треноги, газовая печка, баллоны к ней, чайник, старый тюль (противомоскитная сетка), фонари, средства от комаров: спрей и спирали, веревка с прищепками. Взяли с собой все наши три термоса: чай, компот и просто горячая вода, топор, трос, провода для прикуривания, запасное колесо, лопата, удочки, три самонадувающихся матраца, два комплекта постельного белья, подушки, одеяла (сколько жену ни ругаю, всё бесполезно, приходится с собой везде постельное с подушками таскать), два спальника детям. В прошлогоднее путешествие на Байкал набрали с собой штанов, кофт да курток, в этот раз решено облегчить поклажу, лето же, и выехали в шортиках, несмотря на прохладную погоду. Прощай, угрюмый туманный Владивосток, здравствуй, лето!!!

В машине с таким количеством детей роли предельно просто распределены: я за рулем, Юлька смотрит за детьми, ну и бортпроводником работает по мере занятости. Дети заняты книжками да раскрасками. Есть еще на борту конструктор. Иногда включали мультики, благо китайский монитор все еще работает. Функции штурмана полностью переложены на навигатор в телефоне. Для этого заранее скачаны офф лайн карты в трех навигаторах: Яндекс (хороший навигатор по РФ, проверен прошлогодней Байкальской поездкой), Гугл (для резерва) и Maps.me (он единственный хорошо знает не только РФ, но и Монголию).


Сонный час в машине по два-три раза за перегон.

Первые два-три перегона самые сложные: действующие лица вживаются в новые роли, притираются заново, старшие дети часто спрашивают, когда приедем, младший временами требует свободу, побегать, игрушек, сисю, еще что то. Когда пацаны спят, жена умудряется удаленно работать на ноутбуке. Соня сидит смирно, занята рисунками. И, надо признать, между нами, родителями, без споров не обходится. Когда с женой находишься так близко и безвылазно, всплывают всякие прошлые нерешенности...

Ничего не предвещало беды, но где-то за Дальнереченском увидели в кювете перевернувшийся Nissan AD. Остановились. Я спустился проверить, нет ли кого в машине, может, помощь нужна. Авто сильно покорежено, стекла разбиты, и никого нет. Чуть дальше по телефону с кем-то оживленно разговаривал мужик, который остановился чуть раньше. Он и показал в кустах водителя. Сам подойти побоялся, зато заметил. Я без раздумий к нему: он теплый, пульс не прощупывается явно, но хочется верить, что он просто очень слабый, тяжелая рана головы, кровищи... Мужчина в форме капитана МЧС, крупного телосложения. Кругом разбросаны фотографии. Подобрав несколько, увидел на фото двоих деток. Сердце сжалось. А Юлька тем временем звонит в скорую. Останавливаются еще водители. По следам воссоздали аварию: он ехал с противоположной стороны, но на повороте его занесло, и он улетел в нашу сторону. А когда машину стало крутить в воздухе и бить о землю, водитель, непристегнутый, выпал из окна. Скорость была явно далеко за сотню. Тут с противоположной стороны останавливается старый микроавтобус, из него выбегает мужик. Он узнал машину. В кустах лежит его сын. Капитан ехал домой с дежурства... Горе отца, потерявшего сына, я видел впервые. Тут же подъехали гаишники. А вот и скорая. Доктор послушал пульс, вердикт неумолим — смерть.


Смерть бродит рядом.

С тяжелым сердцем едем дальше. Понимание того, что от собранности водителя зависит жизнь семьи, накрывает с новой силой. Ответственность огромная. Спешка не нужна вообще, тем более спешить некуда: впереди вся жизнь.

Перед Хабаровском начинается все усиливающийся дождь. Когда приехали в заранее забронированную квартиру, лил настоящий ливень с порывами холодного ветра. Температура за окном +18. Парковка возле высотки забита, находим с трудом местечко. Переношу детей по одному через глубокие лужи и скорей в дом. Где же лето?..


Каждому члену семьи в этот раз собрали по сумке. Удобно.

2 день — 23.06.18 г.

Хабаровск — Благовещенск, 712 км.

На другой день, встав и выглянув в окно, мы решили, что изменим традиции утреннего осмотра достопримечательностей и сразу отправимся в путь. Дождя нет, но холодный ветер не располагает к прогулке. Следующим пунктом остановки намечен Благовещенск, а это 9 часов хода и 700 км пути. Там-то точно лето!


Вид с балкона нашей квартиры на набережную Амура.

Где-то под Волочаевкой вновь начинает накрапывать дождик. За окном березовые рощи и заросли иван-чая. Только непогода удерживает нас от сбора диковинного для нас владивостокцев ценного растения. Но все же душистый букетик теперь у нас в машине имеется. Красота!

На подъезде к Благовещенску выглянуло солнце! Пейзаж изменился сильнейшим образом: леса уступили место бескрайним полям. Всё, абсолютно всё распахано, засеяно и радует взгляд свежей молодой зеленью.


Въезжаем в Благовещенск, лето здесь!

И вот мы в Благовещенске. На дворе настоящее ласковое лето: здесь дневная жара уже сменилась вечерней прохладой, погода манит на воздух. Все в предвкушении прогулки по набережной Амура. Быстро заселяемся в снятую еще из Хабаровска квартиру и вперед!


Плотно уложен вещами наш багажник.

Набережная Амура зашита в гранит и очень красива. Это любимое место отдыха горожан, которые, кажется, все там и были. Стемнело, а мы так и не дошли до ее конца, настолько она показалась огромной. Дети в восторге от горок, детского городка, катера и пушек.


Памятник Муравьеву-Амурскому.


Пограничный катер на постаменте.


Арка Цесаревича.

23 июня оказался днем выпускных, и многочисленные выпускники, их родители, ведущие -аниматоры так же составляли внушительную часть общей многолюдности. И, кстати, современный вид Хайхэ с другой стороны впечатлил менее. Он работает хорошим задним фоном для русской набережной. И китайцы, коих тоже здесь порядком, теперь везут юани к нам.


Набережная Зеи.


Туристы с Хайхэ.

С трудом найдя столик, здесь же в кафе поужинали.

3 день — 24.06.18 г.

Благовещенск — кафе «Уют» 630 км.

На следующее утро, позавтракав, направляемся догуливать на набережную. Едем сразу в конец, куда не дошли вчера.


Уникальный бык из металлолома.

Здесь мы попадаем в парк с аттракционами. У детей радости полные штаны, на улице настоящее лето: еще не жарко, но день обещает быть знойным. С детьми сэкономить на аттракционах не получается. В билетных кассах удостоверение многодетных родителей не работает. Платим по полной, одно радует — цена и так дешевле владивостокской.


Цены в билетной кассе.


На колесе обозрения.

Хорошо, что парк не большой, быстро обошли. Обедали хот-догами в нем же, были первыми посетителями заведения. Но булки откровенно не понравились, вчерашние, черствые. Едем дальше. Сначала в магазин, нужно пополнить запасы и взять перекус в дорогу. Купили арбуз, дети счастливы. Сегодня нам предстоит ночевка в машине, где-то между городами.


Все дети любят арбуз.

Погода стоит по-летнему жаркая, едем по не слишком оживленной трассе по правому берегу Зеи по направлению на Свободный. Дорога постоянно петляет, асфальт старый, но выбоины не часты, за окном река, сосновые боры и красоты цветущих лугов с фиолетовыми пятнами Иван-чая. Здесь мы его и набрали на сушку, будем пить собственноручно собранный.


Волшебные луга иван-чая.

Чуть погодя выезжаем на автодорогу Амур. Можно отключить навигатор и расслабиться: дорога одна, теперь она нас приведет в Читу. Решено ехать до сумерек, там определим место ночевки. Склоняюсь к стоянке придорожного кафе. Ну да посмотрим.

По дороге в лесу обратили внимание, что на обочине нет-нет да стоят автомобили, а возле люди, нагнувшись над придорожной травой что то ищут. Остановились, спросили — народ собирает землянику! Нашли местечко и тоже припарковались. Сверху за травой ее не видно, а присядешь — полно. Целые полянки. Для начала сами немного поели, потом попытались собирать... Ну, я вам скажу, то еще занятие, землянику собирать! Очень трудоемкий процесс! За пятнадцать минут общими усилиями взрослых едва закрыли дно контейнера. Такими темпами, чтобы набрать сколько-нибудь значимое количество, нужно провести на обочине еще часок-другой. В общем, мы едем дальше! Урожай решено засушить на чай. С этого дня в машине стоит волшебный аромат земляники! Теперь впредь, проезжая поселки всегда останавливались и покупали стаканами свежесобранную ягоду, которую местные с удовольствием меняют на деньги. Половину едим, половину сушим впрок!


Маленькая вкусная земляника.


Ох, нелегкая это работа — землянику собирать.

Ну, вот скоро будет темнеть. Остановились у ближайшего кафе «Транзит».


Огромная парковка кафе «Транзит».

Перед кафе огромная парковка соток на 30. Довольно оживленно, внутри тоже многолюдно. Поужинаем, а затем здесь и заночуем на парковке. Ужин — котлеты с пюре и салат. Аппетит у всех приличный. Подкрепившись, решили устраиваться на ночевку: выбрали место поровнее, сдал на хранение детское кресло в кафе (никак не помещается внутри автобуса), умылись, расстелились. Но вот что насторожило: все дальнобойщики уехали прочь, на ночь глядя. На парковке остались мы одни. Где-то рядом, за кустами, проехал первый состав... Затем через каких-то пять-десять минут второй. Вот и ответ, почему место не пользуется популярностью, — соседство Транссибирской магистрали делает восстановительный сон невозможным. Зайдя в кафе, спросил у девчонок ближайшее спокойное место семье для ночлега. Отзывчивые, подсказали, что нужно проехать каких-то 3 км и будет кафе «Уют» с большой парковкой для ночлега! Благодарю, забираю детское кресло и в путь! В нарушение правил ПДД, все кроме меня ехали лежа на разложенных креслах.

Вот где собрались все дальнобои! Место нашлось и нам.

4 день — 25.06.18г.
Кафе «Уют» — Чита, 927 км.


Наша спальня хороша, только детское кресло ночевало на улице на лобовом стекле.

Встали около 8:00. Забитая парковка на три четверти пуста: профессиональные водители-дальнобойщики рано встают. Завтракаем в «Уюте» и в дорогу, впереди длинный отрезок пути в 927 км. Их мы прошли за какие-то 11 часов.

На заметку путешественникам: очень полезно в дороге иметь чай в пакетиках, сахар и лимон. На обед всегда останавливаемся в придорожных кафе, и везде стоят баки с кипятком, которым мы наполнял наши опустевшие дорогой термосы. Возражений ни разу не слышали. Осталось добавить чай-сахар-лимон по вкусу!

Через час были на крайней АЗС №70 ННК, заправляем полный бак: теперь бензин резко поднимется в цене и вновь подешевеет только на подъезде к Чите. Ближайшая цивильная заправка «Баракат» с космическим ценником на бензин будет в Чернышевске. До неё 526 км пути. На этом отрезке встречаются крайне редко старые советские заправки. Например, в прошлую поездку, мы вынужденно заправлялись на повороте на Амазар.

Юля без устали работает бортпроводницей-няней. Огромное преимущество автобуса, это возможность на ходу пересаживаться по салону в зависимости от обстоятельств: этому сопли подтереть, этого отвлечь да накормить, этих разнять и успокоить. Здорово помогают развлекалочки — раскраски, конструктор, а старенький китайский монитор иногда включается на помощь как успокоительное средство со 100% эффектом отвлечения. Мультики наше всё! Чего греха таить, и водитель так же нуждается в воде-питье и другом уходе. В общем, жена моя — самый незаменимый человек в команде с карапузами. Нелегкая роль выпала на её хрупкие плечи.


Две шины на прицепе. Размер боюсь представить.

Погода тем временем заметно портится: то начинается дождь, то переходит в противную морось. Довольно резко светлеет уже на подъезде к Чернышевску за перевалом. Здесь мы наконец увидели синее небо и ласковое солнце, в разрыве облаков. Еще немного, и только мокрая земля и многочисленные лужи говорят о прошедшем ненастье. Пейзаж за окном так же быстро перешёл из тайги да болот в лесостепи, а потом и в степи.


Подъезжаем к Чернышевску, небо радует.

На Баракате заправились на 1000 руб., От цены на бензин в 46 руб. немного не по себе... Поели позы в придорожном кафе и в путь дорогу, до Читы ехать еще прилично, как никак 300 километров.


Первый обед бурятской кухней в маленьком кафе.


Позы.

За окном степь, табуны пасущихся коров да лошадей. Оградами от скота отмечены поля свежей зелени. Далеко видно, до горизонта, совсем непривычны нам, приморцам, такие пейзажи.


И дождь и солнце, день чудесный!

Путешественникам на заметку: на этой стороне забайкальского края самый дорогой бензин нашего маршрута. Если цена АИ92 Приморья, Хабаровского края, ЕАО, Амурской области колеблются в районе 41,5-42,5, то здесь она 45,1-46,5 рублей за литр. Связано это с отсутствием ННК и Роснефти, которые держат адекватную цену на топливо. И вот на первой же заправке №702 компании Роснефть цена уже 41,5. Данная АЗС находится немного в стороне от дороги, пролететь её легко. Отмеряйте 100 км от Чернышевска в сторону Читы. На ней стояли в очереди минут сорок, люди со всей округи с канистрами едут сюда за дешевым бензином.

Впрочем, теперь цена на топливо понемногу пошла вниз. Ближе к Чите она упала даже до 40,50 руб. за литр.

Вот и Чита, сегодня будем мыться и спать в кроватях. Еще из Благовещенска через Букинг.ком забронировали в Чите однокомнатную квартиру 35 кв. м за 1690 руб. сутки. На въезде звоним по телефону арендодателей, которые нам говорят, что та квартира занята, но у нас есть другая. Вам повезло. Будете жить в двухкомнатной, которая вообще дороже, но вам мы ее отдадим по той же цене. Большой многоэтажный дом в центре со шлагбаумом и переполненной парковкой. Кое-как нашли место и заселились.

Квартира, конечно, большая, квадратов на 50-60, с ремонтом, но без титана! А в Чите летом, похоже, никогда нет горячей воды! Так что с дороги еще предстоит повозиться с тазиками да кастрюльками. А дети тем временем радуются приволью, носятся и прыгают с дивана. Федор с удовольствием ползает перед ванной. Соскучились родные мои по свободе.

5день — 26.06.18 г.

Чита — Улан-Удэ, 676 км.

С утра подкрепившись бутербродами, перед большой дорогой решили съездить на видовую площадку возле часовни Александра Невского. Кажется, мы везем свою владивостокскую погоду: на улице пасмурно, холодный ветер, накрапывает дождик, температура 18 градусов, читинцы в куртках.


Видовая площадка возле часовни Александра Невского.

Особо не разгуляешься. Грузимся и в дорогу дальше. Впереди 676 км пути.


Ура, мы в Бурятии.

Забайкалье с Бурятией, как брат с сестрой, очень похожи: степными-лесостепными пейзажами за окном, людьми — и там и там много бурят, мясной бурятской кухней, праворульными японскими автомобилями, ярко выраженной скотоводческой направленностью сельского хозяйства. Большая разница, замеченная этим путешествием, в автодорожном покрытии. Качеством асфальта Бурятия сильно проигрывает Забайкалью. Дороги здесь хуже, много разбитых участков (год назад было гораздо лучше). Водитель! Будь внимателен!

На подъезде к Улан-Удэ появляются сопки, пейзаж преображается. На небе ожесточенная борьба солнышка с тучами. Очень красиво.

В Бурятию в XVII веке из центральной России переселилось много старообрядцев. Мы решили к ним заехать, посетить музей, послушать песнопения. Заехали в село Десятниково, да поздно — в 20:00 уже никакие музеи не работают. Поговорив с местными и взяв контакты организаторов, решили на обратном пути с Алтая посвятить этому много времени и увидеть все своими глазами.


Ищем музей в Десятниково.

Едем дальше, Нужно успеть на закат в волшебное место, гору Омулевую!

Гора Лев, или Омулевая стоит отдельной громадой на правом берегу живописной долины реки Селенга. На вершине невольно захватывает дыхание от великолепной панорамы. Здесь, кажется, присутствует вся палитра красок, а легкие теплый ветерок ласкает усталых путников. Фотографии места гораздо красноречивее слов. Успели!


Река Селенга.


Видовая горы Омулевой.


На вершине.


Долина реки Селенга.


У подножья Лев-горы.


После горы Омулевая дорога идет вдоль Селенги.

В Улан-Удэ забронировано совершенно выдающееся жилье: таунхаус с гаражом за какие-то 1990 руб. Навигатор уверенно ведет на адрес. В пригороде Улан-Удэ случайно заметили, что наш багажник на крыше сорвался с места, передняя поперечина только чудом не вылетела из пазов крепления. Нужно срочно все исправлять! Дорога очень узкая, наш Stepwgn едва помещается на обочину, а я вынужден выходить на дорогу, чтобы установить багажник на место. Многочисленные фуры проезжают практически вплотную, заставляют нервничать, автобус раскачивает воздушным потоком от парусности. Тут я понимаю, что водители меня просто не видят в сумерках. Аварийка обозначает машину, а я невидим, и я подвергаюсь реальной опасности быть сбитым. Тут я вспомнил про светоотражающий жилет: очень полезная вещь! Моментальный эффект обеспечен. Фуры притормаживают и объезжают на безопасном расстоянии!

Изрядно понервничав и потеряв с полчаса, приезжаем на адрес. Нас ждут, въезжаем на закрытый двор. Здесь вплотную друг к дружке стоят в ряд четыре типовых таунхауса, а на входе, чуть больше всех, хозяйский. Такую планировку я видел впервые. Вход внутрь через гараж для машины. На первом этаже кухня, на втором мансардном этаже туалет с душем и две спаленки. Минимум мебели, все аскетично и практично. То что надо! Нам как раз удобно привести с дороги авто в порядок, еще раз без спешки посмотреть багажник, а у деток закрытая территория!


Гараж.


Кухня-зал находятся на первом этаже по соседству с гаражом.


Две одинаковые спальни на втором этаже, одна из них.

6 день — 27.06.18 г.

Улан-Удэ — Турка, 184 км.


Дети счастливы, дорвались до свободы.

С утра поев лапшу с тушенкой и сделав запланированное, решили отправиться на центральную площадь столицы Бурятии, на поиски знаменитой головы Ленина.


Мы здесь были!

Она действительно впечатляет! Тут же через дорогу нарядная площадь с монументами и фонтанами, арка Цесаревича. Мало того, на площади организованы несколько сцен с выступлениями местных команд КВН в честь Дня Молодежи.


Звезда со свитой.


Памятник «Красавица Ангара» на центральной площади Улан-Удэ.


Там же.


Арка Цесаревича Николая.

Следующая остановка Дацан Ринпоче Багша. Много раз бывав в Азии в буддийских монастырях, я никак не ожидал увидеть в России что-то подобное. А вот вам пожалуйста! Дацан расположен в живописном месте на вершине Лысой горы, откуда открывается прекрасный вид на долину реки Селенга и собственно столицу Бурятии. Все по-настоящему: с мантрами, большим золотым Буддой, Колокол «4 печати», ступы, памятник позам-буузам, жизненные напоминания на табличках, дорога жизни — гороо, это большой круг вокруг территории храма.


Дацан Ринпоче Багша.


Ступа.


Священные столбы.


Внутреннее убранство буддийского храма очень богато.


Вид на Улан-Удэ.


Колокол «4 печати».


Памятник позам-буузам.

Здесь время как будто замедляется, приходят мысли о вечном.

Далее Этнографический музей под открытым небом и на Байкал, в Турку! На бурятской стороне мы еще не были.

Этнографический музей народов Забайкалья находится как раз по пути. Многодетным по удостоверению вход бесплатный. Вот и пригодился документ. Музей откровенно не оправдал наши ожидания: большая не слишком ухоженная территория больше напоминает парк, да и жара совсем не располагает к активности. Бутафорская самоходная юрта Чингисхана оказалась закрытой для посещения и не слишком правдоподобна.


Передвижная юрта Чингисхана.


Старообрядческая Никольская церковь.


Памятником архитектуры дореволюционного Забайкалья является дом Танских.


На территории находится небольшой зоопарк.

Деревянная старообрядческая церковь закрыта, а красивый дом с реконструированным бытом прошлого века набит разноголосыми посетителями под предводительством экскурсовода. Очень хочется кушать. Выходим за территорию и на другой стороне парковки попадаем в ресторан. 3 супа, 2 салата, селедочка, картошка-толченка, пара котлет, 2 компота, 1 морс да хлеб домашний, итого 800 рублей. В путь дорогу. Впереди 160 км и два часа пути.

По пути проезжаем женский Сретенский монастырь.


Женский Сретенский монастырь.

Дорога в Турку ведет через горы по перевалам и серпантинам. Дети сразу уснули, и дорога прошла без происшествий. В Улан-Удэ забронирована деревянная юрта прямо на берегу озера с кроватями вкруг. Летняя кухня на улице. Для курорта и красивых фотографий небольшие 2500 руб./сутки недорого, курорт же. Гуляем! Впервые пользовались новым сайтом заказа 101hotels.ru

Турка, типичный курортный поселок, обилие предлагаемого жилья для туристов. Так как 27 июня еще не сезон, предложений более чем достаточно и цены еще не максимальные.

Итак, въехав в поселок, еду по навигатору по адресу, при этом звоня в службу поддержки. Поддержка по телефону, очевидно, всеми силами хочет мне помочь, но не может дозвониться до встречающей стороны. Обнадеживают, мол, вот-вот хозяин обещал перезвонить. Так проходит минут тридцать. Мы тем временем самостоятельно нашли предполагаемый объект ночевки. Он расположен не на Байкале, а в самом поселке Турка на берегу реки Турка, в устье. Байкал в километре за мостом.


Улица поселка Турка.

Тем временем мне перезвонил хозяин базы (из двух деревянных юрт на приусадебном участке) и предложил пока самостоятельно осмотреться на месте. При этом он сообщил мне, что он сдает домики минимум на двое суток, так как ему ехать из города из-за таких копеек вообще не имеет смысла. Мои аргументы о моей неосведомленности его условиями вроде как возымели действие. В процессе небыстрых переговоров я перелез через забор, открыл ворота и въехал на небольшую огороженную территорию с подстриженным газоном и двумя деревянными юртами у воды.


Закат в Байкал!

Вид на закат завораживал, НО КОМАРЫ, густо облепившие меня, не дали насладиться зрелищем. Жена и дети, было выбежавшие на разведку, быстро ретировались обратно в авто. Тем временем хозяин перезвонил мне и предложил самостоятельно проехать за ключом на соседнюю базу на берегу Байкала буквально в каких-то двух километрах от места.

Отступив назад, скажу, что эту базу с настоящими юртами на берегу Байкала мы всерьез рассматривали как альтернативу выбранной деревянной юрте. Цена на сайте чуть дешевле 2200 руб./сутки.


Фото с рекламного проспекта базы.

Приехав на место, сразу оценили практическое отсутствие комаров (их в десять раз меньше, они есть, конечно, но не сравнить вообще). Радушная слегка выпившая хозяйка дала скидку в 1000 руб. для многодетных (хороший инструмент торговли) до 1200 руб./сутки за юрту. Выбор был сделан сам собой. Когда мне перезвонил хозяин комариной фермы, я без зазрения сообщил, что нашел другое место. Условия проживания ровно те же: удобства на улице, кухня самоготовки тоже.

В сумерках заметно похолодало, и мы дружно влезли в приготовленные кофты. Разместившись в юрте, достали спасительные сухпайки «Армия России»! Ели внутри. Спалось сном младенцев.


В предвкушении ужина.

7 день — 28.06.18 г.

Турка — Иркутск, 538 км.

Утром, благодаря разнице во времени в два часа с Владивостоком, мы встаем рано, 8:00 местного. С утра огляделись подробнее: юрты на первой линии заняли монголы на 200 крузаках с монгольскими номерами. Как нам пояснила хозяйка, для монголов озеро Байкал священно, и они сюда постоянно едут все лето. Кто побогаче — индивидуально, кто менее состоятелен — в составе многочисленных тургрупп на автобусах. Кстати, здесь монгольских номеров мы видели больше всего.


Внутри очень уютно.


Естественное освещение, плюс хорошая естественная вентиляция.

Сама хозяйка с утра из любопытства была нашей гостьей в юрте. Большинство окружающих нас людей всю поездку очень бережно и внимательно относятся к нашим детям, и все удивляются: как же мы на такое решились. Прибился к нашей шумной компании и монгольский мальчик лет пяти с луком и стрелами. Детям язык не проблема: без знания языка все друг друга понимают и бодро бегают вокруг.


Вид на нашу базу с берега Байкала.

Итак, позавтракав и искупавшись в Байкале для бодрости, засобирались в путь. Сегодня ночуем в Иркутске. Первым делом решили осмотреть близлежащую достопримечательность, камень-черепаху.


Место созерцания.

Отступив, скажу, что вся дорога, начиная от Гремячинска и заканчивая Усть-Баргузином, идет по побережью Байкала. При этом поражает чистота и ухоженность прибрежной территории. Например, в окрестностях Турки по пути на черепаху мы насчитали более десяти оборудованных мест для стоянки лагерем и просто прогулок. Многочисленные скамейки из коряг, столики и кострища, информационные таблички и мусорки.


Скала Каменная Черепаха.

На черепахе встретили монгольских туристов.


Оборудованная площадка для пикника.


Камнеед обыкновенный.

Как хорошо здесь! Если бы не оплата дорогостоящей экскурсии в Иркутске, остались бы еще. Нам бурятская сторона Байкала очень понравилась.


Большие стада коров — типичная картина этих мест.

В Иркутск едем по короткой дороге, на пароме через Татаурово. Интернет сообщил о том, что паром идет раз в час и бывают очереди. При этом по сравнению с кругом через Улан-Удэ экономия времени два часа или 110 км горных серпантинов. Так что даже ожидание парома в 1 час не критично. Итак, после поворота на паромную переправу в Иркилике, дорога заметно портится после Турунтаево. Машин практически нет. Проезжая крайнюю к переправе деревню Острог, остановились спросить у местных о названии.

Итанцинский Острог был основан ориентировочно в 1663 году для защиты от монгольских ханов. Но после заключения 1689 году Нерчинского договора необходимость в защитных острогах отпала, и с этого времени острог выполнял функции административного центра. Со временем он окончательно утратил былое значение, и к началу XX века село стало называться просто Острог. Старых домов и самого острога, конечно, не осталось и близко. Мало того, при строительстве дороги инженеры пренебрегли старым кладбищем на окраине села, и дорога прошла прямо по его середине, так что деревянные кресты и покосившиеся гранитные надгробия по сей день хорошо видны с дороги.


90 лет прошло.


Подъезжаем к переправе, дорога грунтовка.

Еще немного, и мы на приехали на паромную переправу. Мы вторые в очереди, за нами подтянулись еще пять авто. Баржа с буксиром подошла через каких-то 10 минут, мы загрузились и ждали еще полчаса отплытия по расписанию. Вода Селенги прозрачная, изумрудная. Жарища, и дети в Татаурово купаются в студеной селенгинской воде. Много их собралось на берегу, человек 30.


Долгожданный паром.


Загрузились, ждем отплытия, всё строго по расписанию.

Прощай паром, мы на твердой земле. Выехали на трассу М55 Улан-Удэ — Иркутск. Заправились на Роснефти 40,20. Обедали в придорожном кафе «М55». Интерьер очень понравился, автомобильная тема во всем.


М55 скоро снова приведет нас к Байкалу.

Вскоре дорога вернулась к Байкалу, а на подъезде к Слюдянке попали на буйство закатных красок: солнце, садящееся в водную гладь, мало кого оставит равнодушным. На подъеме на перевал за Култуком наблюдали восход полной луны, завораживающе.


Волшебный закат.


Восход луны.

Перевалы перед Иркутском затяжные, крутые и длинные. Но, что характерно, иркутяне презрительно относятся к сплошной линии разметки, никак не воспринимая ее. Обгоняют при первом же удобном случае, скорости при этом максимально возможные. Все спешат домой. Оно и понятно, поздно уже. Невольно подстраиваюсь под новый темп езды и я. Едем на улицу Дальневосточную. Там мы останавливались в прошлогоднем путешествии.


Вид на Ангару из окна в Иркутске.

8 день — 29.06.18 г.

Иркутск экскурсия. 

На другой день мы заранее, с Улан-Удэ оплатили дневную экскурсию по Кругобайкальской железной дороге. Еще во Владивостоке один иркутянин очень рекомендовал нам это мероприятие. На весь день. Дорого 10300 на семью: дети могут быть бесплатны при условии размещения на ручках, но, учитывая их количество и настрой на отдых, не брали билет только младшему. Что тут поделаешь, издержки большой семьи. Итак, ранний подъем и завтрак в экскурсионном автобусе. Но тут уже словил кайф я: как организатор путешествия, водитель и глава большой семьи я ежедневно нахожусь в легком напряжении, ибо вся ответственность на мне, а здесь же я на день могу ни о чем не беспокоиться, все организовано не мной, от меня ничего не зависит. Иногда надо, и это Супер!


На этом теплоходе поедем мы в Байкальск.


Набережная Байкальска зашита лиственницей, очень непривычно.

Итак, на этой полнодневной экскурсии вас рано утром садят в автобус от Драмтеатра и везут в Листвянку. Там вы садитесь на прогулочный катер, и вас перевозят на противоположный берег в Порт Байкал. Здесь музей КБЖД. Теперь едем на комфортабельном поезде непосредственно по Кругобайкальской Железной Дороге в Слюдянку (собственно экскурсия), откуда вечером вас привозят обратно в Иркутск этим же поездом по железке.


До завершения строительства Транссиба здесь была железнодорожная паромная переправа до 1918 года.


Классика жанра — паровоз со звездой.

«Кругобайкалку» называют «Золотой пряжкой» Стального пояса России, пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Название «Кругобайкальская железная дорога» относится к отрезку, огибающему южную оконечность озера Байкал, протяженностью 84 км. Эта уникальная железнодорожная ветка была создана в начале XX века и сегодня является архитектурно–ландшафтным заповедником. Здесь было построено 40 тоннелей сквозь скалы и 16 галерей, а также мосты и виадуки.


Вагоны поезда очень комфортабельны.


Итальянская стенка.


Тоннель у итальянской стенки.


Мост Ангасолки.


Остановка на станции Половинная.


Киркирей.


Вокзал в Слюдянке единственный в мире целиком построен из розового мрамора.

Экскурсия очень понравилась всем. Талантливый экскурсовод, красивейшие места, рукотворные тоннели, галереи, мосты более чем столетней давности завораживают. Дети с радостью наслаждаются свободой. Мы с Юлей кайфуем от видов, хорошей погоды, детей и друг друга. В общем, однозначно рекомендую.

Вечером, оказавшись на вокзале, мы осознали необходимость заказа такси, ибо до Драмтеатра еще нужно как-то добраться. На огромное количество машин-такси с привокзальной площади не нашлось ни одной, готовой отвезти нашу большую семью с коляской: все они были либо уже заказаны, либо ссылались на отсутствие детских кресел. Диспетчер такси Максим откровенно тупил и тянул время. В общем, мы решили поужинать здесь же в кафе на площади, заказав такси через сорок минут. Этого времени вполне хватило на поиск добровольца.

По приезде на квартиру все дружно мыться и спать. Без задних ног).

9 день — 30.06.18 г.

Иркутск — Нижнеудинск, 522 км.

На следующий день прямо с утра небо хмурится, дует холодный ветер. Будто гонит в дорогу каждое утро нас природа. ТРК «Модный квартал» с батутами как раз по пути. Здесь мы остановились напрыгать детей перед дорогой и пополнить запасы снеди. Только отправили детей на батуты, как пошел дождик. Что тут сделаешь? Пока покупали продукты, дождь закончился, но батуты мокрые, прыгать нельзя. Тут мы натыкаемся на музейно-планетарный комплекс Ноосфера. Решено, идем в планетарий. Вот это восторг! После короткой познавательной экскурсии в звездное небо посмотрели мультик насекомых. Настоящее 3D без специальных очков возможно только в полнокупольном планетарии. Настоящий взрыв мозга. Картина на весь купол, куда бы ни глянул: хоть в бок, хоть за спину. Это впечатление на всю жизнь.


 Дом стоит, свет горит, из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров, и, вроде, жить не тужить.

Теперь в путь! Дорогу до Красноярска решили поделить пополам. На середине пути в 522 километрах находится старинный городок Нижнеудинск. Дождик кончился, кое-где проглядывает солнце.


Храм иконы Казанской Божьей Матери в Тельме.


Рапсовое поле.

Крохотный городок Нижнеудинск праздновал юбилей, 370 лет с основания! Разбитый асфальт городских дорог, унылые пятиэтажки центра, большая толпа горожан на центральной площади, громкая музыка, пьяные проходящие молодые и не очень люди, милицейские патрули нисколько не вязались с почтенным возрастом города. Юлина женская логика была в полнейшем ступоре: как такой древний город может быть таким маленьким и неказистым? Наш «Гостиный Двор» расположился недалеко от центра. Хозяева — оборотистые выходцы с Каспия. Тут же в уголке собрались загорелые мужчины и жарят шашлыки. Персонал русские. Внутри все хорошо, чисто и чинно. Администратор радушная обходительная женщина. Номера хорошо оборудованы. Заняли привычный нам трехместный номер: взрослые с мелким Федором на двуспальной кровати и старшие дети валетом на однушке. Спалось крепко.


Трехместный номер в «Гостином дворе» с кухней.

10 день — 01.07.18 г.

Нижнеудинск — Красноярск, 543 км.

На следующее утро на дворе отличная погода: день обещает быть жарким. Наскоро позавтракав, грузимся в нашего Степана и в путь. Буквально в соседнем селе с необычным название Ук находится Уковкий водопад, одно из красивейших мест восточной Сибири. Неглубокое изучение дороги по отзывам в интернете рисует несложный спуск от парковки в 500 метров, но навигатор рисует странный прогноз: 46 км и час пути. Нестыковочка. Но мы едем. Въезжаем в Ук, дорога ведет на окраину села, здесь находится какой-то детский психо-неврологический диспансер. На завалинке трое отроков. Сдуру решил спросить дорогу, один подошел к нам и стал рассказывать, а сам вороватыми глазами по авто шарит, и взгляд нехороший такой, аж страшно стало... Нет уж, думаю, подальше надо нам держаться. Далее дорога нырнула в лес.


Лесная дорога к Уковскому водопаду.

Хорошая лесная дорога среди соснового бора продолжалась с километр. Упираемся в большую лужу. На Степке на проехать. Спешиваемся и начинаем движение: Федор на маме, я за ручку с Вовой и Соней. Проходим 300 метров, и тут наш мальчик двухлетка устает. Не беда, беру на плечи и идем дальше.

Соня практически сразу начинает канючить, что тоже хочет на плечи. Выходим на опушку леса. Солнце палит нещадно, Соня не унимается, ноет все сильнее, на уговоры не реагирует. В нерешительности предлагаю Юле развернуться и идти к машине, ибо понимаю, что еще идти и идти. Но нет, продолжаем движение. Беру двоих на руки и идем дальше. Через метров триста привал, тяжелые они, устал. И тут о чудо: на водопады едет Нива! Прошу подвезти, но в машине нет места! Разочарование сменилось надеждой: через каких-то тридцать метров авто вновь останавливается! Наши спасители, молодая семья с дочкой лет пяти и маленьким сыном, перекладывают с заднего сиденья сумки в багажник, девочка двигается в бок, пацан перемещается на переднее сиденье к маме на ручки, и мы впятером влезаем на зад! Счастье! Ехать еще прилично, и при этом Нива преодолевает жесточайшее бездорожье, которое я и на Крузере едва ли решился бы штурмовать. При этом авто 1984 года выпуска! Отчаянно буксуя и пару раз заглохнув в грязи, она таки доставила всех нас до той самой парковки, где стояли пара УАЗиков и ГАЗ 66. Возле машин водители, я сразу к ним: «Ребята, мы не рассчитали свои силы, думаем, как выбираться отсюда будем». А они в ответ: «Вы сначала сходите, а потом вас небось кто-нибудь вывезет...» Обнадежили нас, в общем. А НИВЕ уважуха!

Далее к водопадам ведет спуск по живописной тропинке среди вековых сосен и луговых трав. Находим заросли земляники.


Спуск от парковки к водопаду.

Появился освежающий ветерок. Ощущаю натертые в кровь ноги и разуваюсь. Водопад впечатлил не столько каскадом низвергающейся воды, сколько многочисленными надписями «СДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ», «ИРКУТСК 2014» и так далее в том же духе, коими исписаны все более-менее доступные скалы...


Надписи везде.

После первого шока, пообвыкнув, все-таки да, красиво и впечатляет. Только тронуто человеком сильно...


Панорама сверху.


Чудо Сибири вблизи.

Отдохнули немного, но пора назад. Еще ведь выбираться нужно как-то.

Подъем на парковку на руках с двумя уставшими ляльками — то еще удовольствие! Усталые, привалились к сосне на парковке, ждем кто поедет. Тут же толпа человек двадцать мужиков жарит шашлык и попивает водочку. Я к ним: отвезите, да они не собираются пока. В общем, пошли пешком. Пройдя метров триста опять попутка: старый УАЗик. Я голосую, они в ответ — места нет, но жену и детей возьмем. Внутри две семьи с детьми. Чувствую — безопасно. Всех гружу внутрь, а сам пустился бегом перед машиной, хоть и договорились встретиться у Степа... Все-таки страшно родных с незнакомыми отпускать. Бежал я перед УАЗиком километра полтора: он разогнаться не может, ямы да грязь, а я босиком по сырой земле, даже приятно! В общем, они меня потом с собой посадили: ехал с каким-то мужиком вдвоем на переднем сиденье! Прониклись, ты, наверное, военный, говорят. В общем, добрые люди нам встретились в оба конца! Спасибо им огромное!

На выезде из леса умудрился задеть днищем какой-то бугорок, да так, что отстегнулся порог справа. Чтобы его снять, нужно снимать колесо... Это меня и остановило: немного поразмыслил, и порог благополучно защелкнут обратно. В путь! Впереди 534 км.

Красноярск поразил широкими проспектами и монументальной советской архитектурой. При этом, на первый взгляд проезжего путешественника, показался немного запущенным. Жилье снято в центре, в трех минутах ходьбы от Театральной площади 350-летия Красноярска на центральной улице Карла Маркса 80/18.

Улицы вымерли, в магазине узнаю, что по телевизору идет матч Россия-Испания! Тут же покупаю пиво, хотя уже одиннадцатый час: в Красноярске продают спиртное до 23:00! Заселились, я к телевизору.

Победу России Красноярск праздновал до глубокой ночи! Кавалькада сигналящих машин с флагами России и торчащими из окон болельщиками, огромное количество пешеходов, скандирующих кричалки, все полупьяные и веселые! Улицы натурально наводнились радостными людьми! Всеобщее ликование я видел впервые! Спать не получается категорически, только дети посапывают, как говорится, сном младенцев. Окна не закроешь, из-за сильнейшей духоты. Глубоко за полночь полицейские машины стали гонять сигналящих, а пешеходы сами разошлись. Заснули под утро. Этот опыт научил меня все-таки брать жилье подальше от центральных дорог.

11 день — 02.07.18 г.

Красноярск — Белово, Новый городок 664 км. 

Утром, наскоро позавтракав хлопьями с молоком, пока еще не самое пекло, выходим на прогулку. Театральная площадь залита солнечным светом и пустынна. Гуляем практически в одиночестве. Необычный монументальный фонтан Реки Сибири, памятник Чехову, набережная Енисея, мост через Енисей с десятирублевой купюры. Пекло в самом разгаре. В машину к кондиционеру! Дальше едем к часовне Параскевы Пятницы.


Театральная площадь Красноярска.


Она же.


Памятник Чехову.


Фонтан Реки Сибири.


 Мост через Енисей.


Часовня Параскевы Пятницы.

Выехали в обед.

В Мариинске впервые обратили внимание на четырехскатные крыши частных деревянных домов. Ранее нигде их не встречали. Где-то здесь моя мама ходила в школу...


Те самые четырехскатные крыши в Мариинске, Кемеровской области.


Стела на въезде в город.

Стали попадаться заправки Газпромнефть. Бензин 40,20.


Рапсовые поля красивы.

Все поля в округе засеяны какими-то желтыми цветочками. Как выяснилось позже, это рапс. Зачем его столько? С чем его едят? Реже встречаются и хлебные посевы.


Вот и хлеб растет.


Кемерово, проспект Шахтеров.

Вот мы и в Кемерово, широченный проспект Шахтеров поразил: три полосы для движения в каждую сторону, плюс посередине трамвайные пути, дома от дороги кое-где отделены посадками сосен в несколько рядов. Плюс широкий газон и пешеходные дорожки. От домов на одной стороне улицы до домов на другой стороне внушительное расстояние метров в сто. Вот это размах! По бокам возвышаются современные высотки красного и желтого кирпича. Красиво. Мост через реку Томь. Еще немного, и мы въезжаем на автомагистраль Р384. Дорога идеально ровная без выбоин, но со стыками. Ограничение скорости 130 км/ч! Мы привычно едем в экономичном режиме 110-120 км/ч, и все нас обгоняют с приличной скоростью. Особенность русского менталитета и планка наказания в 20 км/ч подстегивает водителей нестись под 150 км/ч!


Автомагистраль Р384, ограничение скорости 130 км/ч.

Скоро под Инским нас встречала родня. Не виделись 5 лет, они приезжали к нам в гости, а я в этих местах был с родителями в 1989 году, еще при советской власти. Из родни встречали тетка Нина, троюродная сестричка Анна с племяшкой Машей.


Старый домик на Енисейской улице.

Встретили радушно. Тот самый деревянный дом, баня, надворные постройки, все на месте, как тридцать лет назад. Накормили, напоили, да спать на хозяйской кровати уложили.

12 день — 03.07.18 г.

Новый городок.

На другой день решили отдохнуть. Горно-Алтайск переносится на день. Погода отличная, солнце, будет жара! Выспались, не спеша позавтракали, проведали двоюродную бабку Анну и съездили на могилу к деду Петру, погибшему в шахте день в день моего рождения за девятнадцать лет. К вечеру на смотрины приехали еще дальние родственники, так что за столом едва уместились.


Проходческий комбайн Чертинской шахты.

13 день — 04.07.18 г.

Белово, Новый городок — Горно-Алтайск, 516 км.

Погода в день отъезда традиционно портится: на улице +15, собирается дождик. Получив подробные инструкции не слушать навигатор и ехать по маршруту Новый городок — Гурьевск — Залесово — Озерки — Новоалтайск — Первомайское, едем кружным путем, зато по менее загруженной дороге.


Вдали виднеется отвал Бачатского угольного разреза.

Буквально сразу путь ведет мимо Бачатского угольного разреза. Видим БЕЛАЗы.


БелАЗ — сила!

Вот это техника! Один такой красавец перевозит за раз 130 тонн породы. Один большой китайский грузовик HOWO со строек саммита АТЭС перевозит 25 тонн груза, так что один БЕЛАЗ стоит семи HOWO! Вот это мощь!


Угольный разрез со смотровой площадки.

Останавливаемся на видовой площадке разреза: вправо и влево, покуда хватает глаз, видим выработку разреза, если приглядеться, то изнутри все стены разреза это многоярусные дороги, по которым словно маленькие букашки неспешно ползут многотонные БЕЛАЗЫ...

Еще немного и в районе Тальменки мы въезжаем на знаменитый Чуйский тракт, трассу Р-256. По нему мы и доедем до самой Монголии! Отличное дорожное покрытие и! всего по одной полосе для движения в каждом направлении: крайне мало для такой загруженной дороги. Обилие грузовиков и легковушек, редкие обгоны в отсутствие встречных машин. Теснота какая-то. Здесь понимаешь, что правый руль при такой загруженности дороги сильно проигрывает левому. Ничего не поделаешь. Плетемся.


Рапс, куда ж мы без него.

Еще чуть-чуть, и мы в республике Алтай! Скоро и столица Горно-Алтайск! Будем гостить у родни, которую не видел те же 30 лет.


Ура, мы приехали!


Монумент туристу.


Монумент «Алтай  –  сердце Евразии».


Реклама Телецкого озера.

На перекрестке встречаю своего дядьку Андрея с семьей. Еще немного и мы в гостях у моей двоюродной бабушки Наташи в селе Майма. Встретили очень тепло. Всем хвастались, что мы с Владивостока на машине приехали. Задержаться в сумерках на улице смерти подобно — комары здесь звери просто!

14,15, 16 день с 05.07.18 г. по 07.07.18 г.

Горно-Алтайск и окрестности.

Здесь решили остановиться подольше. Мы уже на Алтае!

Очень душевные люди наши родственники. Остановились У Андрея с Мариной. У их дочки Сони разница рождения с нашей Соней всего пара дней. В общем, одна другой тёткой приходится. Дети очень подружились и не расставались все гости. Все время садились в одну машину, то к нам, то Андрею с Мариной.

Куда сначала поехать в Горном? Первым делом поехали в Тавдинские пещеры. Они расположены в «Бирюзовой Катуни», это большой парк отдыха с несколькими базами отдыха на территории.


Катунь-красавица.


Однополосный платный мост в «Бирюзовую Катунь».


Фуд-корт у Тавдинских пещер.


Те самые пещеры.


Огороженное облагороженное благоустроенное старое русло Катуни,